Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Кидани, китаи, каракитаи.

Рекомендуемые сообщения

Китай это персидское или европейское название?

 

The term Cathay came from the name for the Khitans. A form of the name Cathai is attested in a Uyghur Manichaean document circa 1000.[2] The Khitans refer to themselves as Qidan (Khitan small script: Khita-i small.png; Chinese: 契丹; pinyin: Qìdān), but in the language of the ancient Uyghurs the final -n or -ń became -y, and this form may be the source of the name Khitai for later Muslim writers.[3] This version of the name was then introduced to medieval and early modern Europe via Muslim and Russian sources.[4]

The Khitans were known to Muslim Central Asia: in 1026, the Ghaznavid court (in Ghazna, in today's Afghanistan) was visited by envoys from the Liao ruler, he was described as a "Qatā Khan", i.e. the ruler of Qatā; Qatā or Qitā appears in writings of al-Biruni and Abu Said Gardezi in the following decades.[2] The Persian scholar and administrator Nizam al-Mulk (1018–1092) mentions Khita and China in his Book on the Administration of the State, apparently as two separate countries[2] (presumably, referring to the Liao and Song Empires, respectively).

The name's currency in the Muslim world survived the replacement of the Khitan Liao dynasty with the Jurchen Jin dynasty in the early 12th century. When describing the fall of the Jin Empire to the Mongols (1234), Persian history described the conquered country as Khitāy or Djerdaj Khitāy (i.e., "Jurchen Cathay").[2] The Mongols themselves, in their Secret History (13th century) talk of both Khitans and Kara-Khitans.[2]

In about 1340 Francesco Balducci Pegolotti, a merchant from Florence, compiled the Pratica della mercatura, a guide about trade in China, a country he called Cathay, noting the size of Khanbaliq (modern Beijing) and how merchants could exchange silver for Chinese paper money that could be used to buy luxury items such as silk.[5][6]

Words related to Khitay are still used in many Turkic and Slavic languages to refer to China. The ethnonym derived from Khitay in the Uyghur language for Han Chinese is considered pejorative by both its users and its referents; it also strongly connotes Uyghur nationalism.[7] The Chinese Communist authorities have attempted to ban its use by the Uyghurs.[4]

Cathay and Mangi

As European and Arab travelers started reaching the Mongol Empire, they described the Mongol-controlled Northern China as Cathay in a number of spelling variants. The name occurs in the writings of Giovanni da Pian del Carpine (c. 1180–1252) (as Kitaia), and William of Rubruck (c. 1220–c. 1293) (as Cataya or Cathaia).[8] Rashid-al-Din Hamadani, ibn Battuta, and Marco Polo all referred to Northern China as Cathay, while Southern China, ruled by the Song dynasty, was Mangi, Manzi, Chin, or Sin.[8] The word Manzi (蠻子) or Mangi is a derogatory term in Chinese meaning "barbarians of the south" (Man was used to describe unsinicised Southern China in its earlier periods), and would therefore not have been used by the Chinese to describe themselves or their own country, but it was adopted by the Mongols to describe the people and country of Southern China.[9][10] The name for South China commonly used on Western medieval maps was Mangi, a term still used in maps in the 16th century.[11]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.03.2022 в 12:17, Rust сказал:

large.kydany.jpg

Относительно отнесения киданьского языка к монгольским языкам.

 

Вы правы, ув. Рустам.

Современные халхаский, бурятский, калмыцкий и др. монгольские языки один в один с киданьским языком судя по приведенным вашим примерам и моим выше.

Кстати и и шивэйский язык тоже такой же.

 

Поэтому навряд ли татары Чингизхана были киданями или шивэями и имели киданьский, шивэйский язык.

Что в принципе и подтверждается в теме про родной, разговорный язык Чингизхана и окружавших его татарских племен.

 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Вы правы, ув. Рустам.

Современные халхаский, бурятский, калмыцкий и др. монгольские языки один в один киданьский язык.

Кстати и и шивэйский язык тоже такой же.

Поэтому навряд ли татары Чингизхана были киданями или шивэями и имели киданьский, шивэйский язык.

Что в принципе и подтверждается в теме про родной, разговорный язык Чингизхана и окружавших его татарских племен.

Где вы видите, что один в один? Может уже и киданьскую письменность, над которой второй век бьются филологи, расшифровали походя?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Rust сказал:

Где вы видите, что один в один? Может уже и киданьскую письменность, над которой второй век бьются филологи, расшифровали походя?

 

Я вижу это из приведенных вами примеров и моих примеров выше по тексту "Ляо ши".

Сходство пусть не 100%, но порядка 90%.

И все мы понимаем, что есть так называемый "Список Сводеша".

 

Солнце:

Кидани - nair

Халха - nar

Луна:

Кидани - sair

Халха - sar

Заяц:

Кидани - tauli

Халха - tuulay

[хищная] птица:

Кидани - shawu

Халха - shuwuu

Числительное 5:

Кидани - tau

Халха - tav

Числительное 100:

Кидани - zau

Халха - zuun

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Род Хятад/Кытай/ среди мянгатских басигитов Ховд аймака. Среди них есть тоже род хуулар/ лебеди/.

МЯНГАД

Мянгад ястан нь Ховд аймгийн Мянгад сумын нутаг Ховд голын адаг, Алтан Хєхий уулын орчмоор оршин суудаг 3000 эргэм хїн амтайн дээр Ховд аймгийн Эрдэнэбvрэний Єєлд, Дєргєний дєрвєдтэй айлдан нутаглана. Мянгадын євєг дээдэс нь эрт цагт тагна, Соёны уулын ой тайга Хэм Хэмчиг голын бэлчирт нутаглан цаа буга vржvvлж, ан гєрєєгєєр оролдон аж зууж байсан ойн урианхад, ойн иргэдийн тасархай болно. Тэд нэр эртнээс нааш монгол газар тєр байгуулж явсан монгол тvрэг угсааны олон улс аймгийн харъяалалд байгтаж яавсан тул бvрэлдэхvvнд нь монгол тvрэг удмын яс овгууд холилдон шингэсэн байна. Мянгад нь дєрвєн ойрадын vед 8 мянган хойд, 2 их мянган (мянгад)-аас бvрэлдсэн нэг тvмэн болж байв. Ховдын мянгад нь XVI зууны эцэс, XVII зууны эхээр Ойрадын холбооноос салж Халхын єрнєд умард этгээдэд Увс, Хєвгєл нуур, Сэлэнгийн эхээр нутаглах болсон Хотогойд хийгээд Ойрадын Зvvнгарын улсад багтаж яваад сарнисан Хойд-мянгад, овогтноос угшилтай ажээ. Тэдний дийлэнх нь болох хотогойд, мянгад нь XVI зууны vед Халхын захиргаанд орж халхалжсан хойдын залгамчир болно. Зvvнгар улс мєхєх цагт Манжийн тvрэмгийлэгчдийг эсэргvvцсэн Монголын ард тvмний vндэсний эрх чєлєєний зэвсэгт бослого 1755-1758 онд єрнєхєд тvvний гол хvчин нь Халхын засагт хан аймгийн харъяат шадар ван Чингvнжавын толгойлсон хотогойд урианхайчууд, Зазгарын хан Амарсанаагийн удирдсан дараа хотогойдын хvн ард нутгаасаа ойнд гарсан ба тэд нар нь хотогойд урианхай болон ойрад монголчуудын зэрэг янз бvрийн угсаатан байсны дээр уг бослогын гол эзэд байсны хувьд уул нутаг (Хєвсгєл)-аас нь холдуулан 1766 онд Ховд амбанд тушаан захируулсан Хотогойд-мянгадууд зонхилсон хvн ам бvхий Ховдын мянгад хошуу бий болжээ. Энэ хошуу нь 1916 оны vед 591 єрх, 3597 амтай байжээ. Мянгад ястан нь Мянгад, Басигид, Хиргис гэж 3 яс болох бєгєєд vvнээс Мянгад нь – Газарч, Товсон, Бааж, Дархчуул, Салаа, Бошго, Барга, Нvх, Их малгайт, Тулам, Тором, Сээрдээ Чулуудай, Цахар, Анга, Тавлай, Пулсам, Мурчуу гэсэн 18 овог; Басигид нь Онход, Хуулар, Борт, Авгас, Мєєнє, Ханд, Дєчин дєрвєн, Бргэд, Оготор, Цагаан шувуу,Хятад ,Хєхнvvд, Тогооч, Шолог, Шvдгvй, Цэлх, Жалавч, Ээмдээ, Гахай, Зазгар гэсэн 20 овог; Хиргис нь – Хар Хиргис, Шар Хиргис, модон Хиргис гэсэн 3 овог болдог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

§ 166. Об этом охлаждении Чингис-хана проведал Чжамуха, и вот, в год Свиньи (1202), отправились к Нилха-Сангуму на урочище Берке-эдет, что на лесистом склоне Чжечжеерских высот, отправились следующие. лица: Чжамуха, Алтан, Хучар, Харакидаец Эбугечжин-Ноякин, /Каракитайский / Сюйгеетай-Тоорил и Хачиун-беки. Тут Чжамуха первый повел хулительные речи. Он говорил: 'Мой анда Темучжин явно и постоянно обменивается послами с Найманским Таян-ханом.

 

1

На словах Темучжин

Все отцом вас честит

На душе ж у него

Знать, иное лежит.

['С языка у него не сходят слова отец и сын, но в душе у него - совсем другое,. он таков только на словах.]

Ужели вы доверяете ему? Что с вами станется, если только вы не опередите его? Если же вы пойдете на анду Темучжина, то я присоединюсь к вам и ударю ему на перерез'.

Алтан же с Хучаром высказались так: 'а мы для вас - Оэлуновых сынков:

Старших - Перебьем, Младших - Изведем'.

[А мы для вас убьем старших, прикончим младших сыновей Оэлен-эхэ'.]

Эбугечжин-Ноякин Хартаат/ Каракитайский/  говорил:

'Для тебя я ему

Руки руками заплету,

Ноги ногами пригнету'.

Сказал тогда Тоорил: 'Пойдем лучше и захватим у Темучжина его улус. Что ему делать, когда улус его будет отобран и останется он без улуса?' Так, оказываете, говорили эти люди. Наконец, Хачиун-беки говорил;

'Что бы ты ни задумал, сын мой, Нилха-Сангум, а я пойду с тобой

До края далекого, До дна глубокого'.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Steppe Man сказал:

§ 166. Об этом охлаждении Чингис-хана проведал Чжамуха, и вот, в год Свиньи (1202), отправились к Нилха-Сангуму на урочище Берке-эдет, что на лесистом склоне Чжечжеерских высот, отправились следующие. лица: Чжамуха, Алтан, Хучар, Харакидаец Эбугечжин-Ноякин

 

В ССМ многие названия и имена искажены, поэтому желательно искать соответствия в других источниках, например у того же Рашид ад-Дина, чтобы сравнить и выяснить более правильное написание.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1024px-MaskeAgamemnon.JPG

Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. Национальный археологический музей в Афинах.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...