Перейти к содержанию
ULTRAASLAN

Тюркская руническая надпись на комузе, найденном в Монголии

Рекомендуемые сообщения

24 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Тюркская руническая надпись на левой боковой стороне грифа на оригинальном инструменте:

82aa5e42186f.jpg

На монгольском изделии тюркского текста нет: 

ebde885df090.jpg

 

Вы пишите, что гриф спецом погнули. Видно ли это на фото ?

Что написано на инструменте ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Турист сказал:

Вы пишите, что гриф спецом погнули. Видно ли это на фото ?

Что написано на инструменте ?

 

Что написано на нем единой точки нет, есть несколько вариантов чтения, об этом в начале темы. Лично мое мнение, что наиболее близкой к оригинальному смыслу наверняка должен быть тот вариант чтения, которое по смыслу согласуется с версией о ритуальном назначении инструмента - "мертвый инструмент для мертвого хозяина"! 

 

Я предполагаю, что не погнули, а заранее для погребения изготовили инструмент неестественной формы:

- гриф изогнутым;

- подставку развернутой;

- со звуковым отверстием с обратной стороны;

- без струн и колок на головке грифа.

 

Древние тюрки, те, кто хоронил умершего молодого человека, и те, кто изготавливал музыкальный инструмент подлежащий захоронению с умершим, по моему, всё сделали добросовестно и добились своей ритуальной цели, чтобы на нем никто больше никогда не смог играть!  

Нашедшие его через почти через 1400 монгольские специалисты скорее всего не знали об этом и даже не догадались что кроется в нем, а потому не смогли его использовать по его прямому назначению.

 

А изготовленный монголами музыкальный инструмент "алтай ятга" является совершенно другим инструментом и к находке отношения не имеет!

 

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

АКБ как всегда с умным видом выдает себя как знатока монгольской культуры.

Монголы все знают что вместе с покойником не хоронят цельных вещей. Именно из-за этого не подают гостю чай в поломаной чашке. Это верх неуважения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, reicheOnkel сказал:

АКБ как всегда с умным видом выдает себя как знатока монгольской культуры.

Монголы все знают что вместе с покойником не хоронят цельных вещей. Именно из-за этого не подают гостю чай в поломаной чашке. Это верх неуважения.

 

Вы в своем уме? Я не писал в категорическом тоне, будьте внимательны, если решили кого-то обвинять или оскорблять: 

"... нашедшие его через почти через 1400 монгольские специалисты скорее всего не знали об этом и даже не догадались что кроется в нем"

Лучше модерировали бы поведение и культуру юзеров.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
58 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Вы в своем уме? Я не писал в категорическом тоне, будьте внимательны, если решили кого-то обвинять или оскорблять: 

"... нашедшие его через почти через 1400 монгольские специалисты скорее всего не знали об этом и даже не догадались что кроется в нем"

Лучше модерировали бы поведение и культуру юзеров.

 

А что же Вы немцев не ругаете? Идея арфы принадлежит немцам.

Да и судя по содержанию надписи это музыкальный инструмент довольно таки долго служивший для своего хозяина.

Зачем для похороны сделать несуществующий инструмент? Проще ломать что есть, на чем покойный играл при жизни. Мы не китайцы или другой оседлый народ у которого есть куча времени на занятия каллиграфии или всякой там живописи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

37 минут назад, reicheOnkel сказал:

А что же Вы немцев не ругаете? Идея арфы принадлежит немцам.

Ну, во-первых, вы так и не привели ничего о немцах, только слова.

А во-вторых, разве немцы приказали монголам удалить с инструмента древнетюркский рунический текст? Разве немцы приказали монголам заменить оригинальный экспонат в музее Улан-Батора фейковой арфой? Разве немцы приказали монголам демонстрировать всему миру этот тюркский инструмент как монгольский?

Да и что могут понимать немцы в наших с вами вопросах или в том же инструменте, надписи или ритуале надломления предметов при похоронах? Вы ведь сами всегда об этом меня попрекаете, когда я привожу ссылки на русских или других исследователей, мол откуда им знать про нашу культуру и языки.

37 минут назад, reicheOnkel сказал:

Да и судя по содержанию надписи это музыкальный инструмент довольно таки долго служивший для своего хозяина.

А что там написано о долгом использовании? Ведь единого чтения предложения до сих пор нет и смыслы у всех чтений совершенно разные.

37 минут назад, reicheOnkel сказал:

Зачем для похороны сделать несуществующий инструмент? 

Делали, есть такие случаи, например, наши предки татары Чингизхана, как позже и казахи, специально для похорон изготовляли войлочное изображение умершего.

Причин изготовления ритуального инструмента специально для похорон могло быть много. Сейчас трудно об этом рассуждать. Главное сейчас установление точной оригинальной формы инструмента.

37 минут назад, reicheOnkel сказал:

Мы не китайцы или другой оседлый народ у которого есть куча времени на занятия каллиграфии или всякой там живописи.

Почему же? У нас тоже были всякие мастера по ювелирным делам, по дереву и т.д. Если кочевые скотоводы, то это еще не означает что ничего не понимали в искусстве кроме того что ходить за скотом и крутить им хвосты. :) 

Далеко и ходить не надо, обратитте внимание на заднюю часть кузова (корпуса) инструмента, ведь это настоящее произведение искусства!

gallery_24_39_1576870.png

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.12.2016 в 17:30, zet сказал:

Я не историк.

 

Какого тогда .... строите из себя профи и вешаете всем ярлыки?   

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В национальном музее истории выставили предметы нахожденные в последних годах археологических исследовании.

И своим глаком видел и трогал почти за стеклом древную арфу  - алтай ятга (алтай ятаган) - музыкального инструмента моих предков. :qazaq1:

253a1a29b3b1t.jpg

2f7602a028bat.jpg

6d08496be616t.jpg

d86b719c46b6t.jpg

И на тексте ознакомительном было написано что на инструменте находили 65 знаков руники (?? :rolleyes:) наверное перепутали с рисунками.

65 букв руни - это будет целое сочинение. Я хотел разглядеть но не очень видно, для этого требуется лупы и даже современные методы.

Если на самом деле 65 букв руни, то ждем более богатые расшифровки.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, enhd сказал:

музыкального инструмента моих предков. :qazaq1:

 

Вы давайте уже определяйтесь, тюрк вы или халха-монгол. А то устроили тут ромашка. :) 

Потому что музыкальный инструмент тюркский.

Отговорки про мифического монголоязычного ойрота не проканают :D, надпись на древней домбре написана тюркской руникой и найдена она на территории обитания в тот век тюрков.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, enhd сказал:

6d08496be616t.jpg

 

Кстати, Enhd, у меня к вам как к именитому ятагановеду вопрос - вы случайно не знаете кто из нынешних монгольских исследователей проделал в головке инструмента квадратное отверстие?

 

Ведь его емнип изначально не было судя по многочисленным фотографиям прошлых лет.

 

Наверно его сделали для того, чтобы представить инструмент в качестве монгольской рогатой арфы, а не древнетюркского струнного щипкового инструмента (домбры/комуза)?

(наверно чтобы вставить абсолютно лишний в нем вертикальный штырь или даже рога)  :)

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вот они фотки первых лет, квадратного отверстия тогда вроде не было:

 

gallery_24_39_759399.png

e6fb269424f4.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Кстати, Enhd, у меня к вам как к именитому ятагановеду вопрос - вы случайно не знаете кто из нынешних монгольских исследователей продела в головке инструмента квадратное отверстие? Ведь его емнип изначально не было судя по многочисленным фотографиям прошлых лет. Наверно его сделали для того, чтобы представить инструмент в качестве монгольской рогатой арфы, а не древнетюркского струнного щипкового инструмента (домбры/комуза)?  :)

 

Как это по халхаский :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Balkin сказал:

Как это по халхаский :D

 

Не понял вас. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Не понял вас. 

 

Ну искусственно подгонять все и вся чтобы стать теми, кем на самом деле не являются. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Balkin сказал:

Ну искусственно подгонять все и вся чтобы стать теми, кем на самом деле не являются. 

 

В какой-то мере да.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, Balkin сказал:

Ну искусственно подгонять все и вся чтобы стать теми, кем на самом деле не являются. 

Как и  вы воруете чужую историю, другим чтоли нельзя :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, mechenosec сказал:

Как и  вы воруете чужую историю, другим чтоли нельзя :D

 

Вы лучше объясните вместо нашего маньчжуроведа Enhd'a, который самоустранился от ответа, кто и зачем просверлил в головке инструмента квадратное отверстие?

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Вы лучше объясните вместо нашего маньчжуроведа Enhd'a, который самоустранился от ответа, кто и зачем просверлил в головке инструмента квадратное отверстие?

 

Вообще в казахстане существует ли понятие "академическая наука"?

Или там все поголовно фольклористы-юристы-маньчжуроведы? :lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, enhd сказал:

Вообще в казахстане существует ли понятие "академическая наука"? Или там все поголовно фольклористы-юристы-маньчжуроведы? :lol::lol:

 

Съюлить в сторону не получится. Живо отвечайте как знатный ятагановед на прямо поставленные вопросы внизу.

Если у вас нет ответов, то зачем постите в теме?

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Съюлить в сторону не получится. Живо отвечайте как знатный ятагановед на прямо поставленные вопросы внизу.

Если у вас нет ответов, то зачем постите в теме?

 

 

У на с в Монголии в отличия от Казахстана существует "академическая наука" с многолетним опытом и традицией.

И такими вопросами любимыми фольклоро-юристо-маньчжуроведов как "кто сверлил дырку" обычно не занмаются. :lol: Потому что такового не бывает в нормальном цивилизованном мире, ежели в фольклорно-юридико-маньчжурской среде.

Так что свои бредовые "домбра" и прочие домыслы из необразованных индивидуумов бросьте. :D

Это тоже совет балкино-подобным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ, не смешите своими дурацкими выдумками людей как я. :D

Это инструмент сделан из целого дерева, т.е. гриф не подстроенный. Верхняя сторона грифа не плоский а с острием на всю длину, т.е. сделан треугольным.

И такой инструмент сегодня существует ли среди алтайских народов? Было бы интересно үзнать.

И ещё дырку 4-х угольную я не сделал, а сделал древный мастер по арфу-ятаган. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вы заявили себя выше знатным ятагановедом - монголоведом, но не можете ответить на мои простые 2 вопроса.

Сейчас у меня нет времени, хорошо, закончу допрос завтра.  :)

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.02.2017 в 18:01, enhd сказал:

У на с в Монголии в отличия от Казахстана существует "академическая наука" с многолетним опытом и традицией.

И такими вопросами любимыми фольклоро-юристо-маньчжуроведов как "кто сверлил дырку" обычно не занмаются. :lol: Потому что такового не бывает в нормальном цивилизованном мире, ежели в фольклорно-юридико-маньчжурской среде.

Так что свои бредовые "домбра" и прочие домыслы из необразованных индивидуумов бросьте. :D

Это тоже совет балкино-подобным.

АКБ, не смешите своими дурацкими выдумками людей как я. :D

Это инструмент сделан из целого дерева, т.е. гриф не подстроенный. Верхняя сторона грифа не плоский а с острием на всю длину, т.е. сделан треугольным.

И такой инструмент сегодня существует ли среди алтайских народов? Было бы интересно үзнать.

И ещё дырку 4-х угольную я не сделал, а сделал древный мастер по арфу-ятаган. :D

 

Я не стану как вы корчить из себя заслуженного ученого с академической Улан-Баторской степенью доктора, и как вы в виде умного знатока всего и вся развешивать направо и налево ярлыки незнакомым вам людям, и как вы из-за мнения одного единственного непрофессионального юзера любителя из Казахстана (меня) обвинять науку всего Казахстана.

 

Я отвечу просто и доступно.

 

Во-первых, поводы для моих вопросов создали вы сами.

 

1) Сперва сфотографировали артефакт с ненужного ракурса, обнажив для меня откровение со свежим квадратным сверлением головки грифа, которого изначально не было на ней (!).

Оказывается не зря во всех музеях запрещается любительская съемка, наверно чтобы такие как наш Enhd случайно не выдали каких-нибудь секретов. :)

 

2) Потом публично заявили всем буквально следующее: "это музыкальный инструмент моих предков".

 

Дальше больше.

 

3) Теперь заявляете, что версии о домбре/комузе/топшуре являются бредовыми.

 

4) И задаетесь вопросом существует ли сегодня подобный инструмент среди алтайских народов.

 

Отсюда и последовали к вам мои вопросы, которые оказались для вас неудобными, потому что вы избегаете ответов на них.

 

Поэтому приходится вновь и вновь повторить, как сами вопросы, так и ответы на ваши слова (соблюдаю ту же нумерацию):

 

1) Кто, когда и с какой целью проделал в головке грифа неизвестного инструмента квадратное отверстие? Судя по фотографиям первых лет находки отверстия там не было!

 

2) Кто вы, тюрк или монгол, если инструмент вы называете инструментом своих предков? Судя по древнетюркской рунической надписи на грифе инструмента и по месту его обнаружения, он принадлежал тюркам. Однако в темах форума вы позиционируете себя всегда монголом. Ведь так не бывает, чтобы человек был одновременно и тюрком, и монголом.

 

3) Почему мнения о домбре/комузе/топшуре вы считаете бредовыми, если вы сами в данной теме имели 3 разных мнения - сперва что это щипковая домбра/комуз/топшур, потом, что это смычковый кобыз/моринхур, а теперь, что это арфа ятга/ятаган/жетыген.

 

4) С вашей прихватизацией артефакта то к алтайским урянхаям/ойродам, то к халха-монголам (то есть к себе лично, вы же сидите на двух стульях пока не дадите внятный ответ на вопрос 2), я не согласен, Раньше в этой же теме я уже высказывал свое мнение по этому вопросу, что по моему убеждению это общее достояние тюркского мира, а не каких-то там ойродов или тем более халхасцев. И что если подходить к артефакту более точно исторически, хронологически, территориально и культурно, то конечно же это более узкий список современных тюркских народов наследниц, это примерно уранхайцы, алтайцы, кыргызы и казахи.

 

Так что теперь прошу вас не увиливать, а дать исчерпывающие ответы на все 4 пункта, раз вы себя позиционируете как очень знатного ятагано-монголоведа. B)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 9 декабря 2016 г. в 14:39, АксКерБорж сказал:


 

Посмотрел монгольский документальный фильм о том, как из неопределенного тюркского музыкального инструмента (щипкового? ритуально деформированного?) монгольские представители создали совершенно новый, ранее не известный в истории монгольский инструмент - монгольскую арфу, которую по месту находки назвали "Алтай ятга":


 


 

на 2:11 минуте чётко видна руна с двоеточием слева, а справа руна "Ү", только не понятно  это на грифе или же на задней стороне. Фото задней стороны рассматривал но этих рун не видно, да и на грифе не нашёл.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...