Перейти к содержанию
Polat

Наурыз (Novruz)

Рекомендуемые сообщения

10 часов назад, Nurbek сказал:

Китайцы тоже соседи. Почему бы не праздновать китайский новый год?

В этом то и прикол что не бывает так как вы захотели и как вам нравится. Нравится вам или нет вы празднуете 23 февраля в коллективе (с высокой долей вероятности если вы с севера), празднуете НГ 1 января как Россия, живете в обществе где один их пороков это питье водки со всеми вытекающими, в быту и общественных местах говорите на русском и т.д. Я тоже много чего хотел бы по-другому для своего народа и общества. Но я должен считаться с реалиями и не дурачиться как 12 летний подросток отрицая действительность. Нужно возрождать "свое", но попытка вырезать т.н. "чужое" это битва с ветряными мельницами. Только тут на форуме это могут. По факту смысла в этом нет. То что интеллект АКБ в вопросах регионализма на уровне 5-классника это не секрет для местных. Поэтому люблю иногда приходить и дразнить его, он так легко ведется на это )

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Jagalbay сказал:

у нас в селе были Наурызбаевы, главе семейства уже под 80 лет примерно, отчество не Наурызбай, получается, если это имя его деда, то он жил 120-130 лет назад как минимум

не знаю, с какого он ру был, но точно аргын или керей 

 

а был еще такой скульптор с Костаная

Наурызбаев, Хакимжан Исмаханович — Википедия (wikipedia.org)

Биография Наурызбай-батыра может и надута, но человек видимо в преданиях такой был. Хотя он с юга, братья узбеки его нарекли видимо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.zakon.kz/redaktsiia-zakonkz/4961971-kak-kazahi-prazdnuyut-nauryz-v-kitae.html

Этнический казах, переехавший в Казахстан из Китая, рассказал корреспонденту МИА "Казинформ" о забытых традициях празднования Наурыз и о видах праздничного блюдо наурыз-коже.

Жанболат Құрманұлы - поэт, исполнитель терме. Несколько лет назад он вернулся на историческую родину. Накануне праздника Жанболат рассказал, как они встречали Наурыз за пределами своей родной земли, сохраняя все традиции и обычаи.

 

- С детства помню, как мы всем аулом с нетерпением ждали этот праздник и готовили праздничное блюдо – наурыз-коже. Эти были особенные моменты, которые запомнились на всю жизнь,- рассказал поэт.

 

По словам Жанболата Құрманұлы, наурыз коже готовили с середины февраля. Первым был так называемый тілеу көже - блюдо, которое подавалось с хорошими пожеланиями. Специально для этого звали гостей, и это было первым особенным угощением предстоящего года.

 

- У казахов также существовало приготовление көк көже. Көк көже готовили с началом весны, когда только начинали цвести первые подснежники. Это были первые вестники приближающейся весны, - отметил Жанболат Құрманұлы.

 

По традиции основной наурыз-коже готовили 22 марта, с приходом нового года.

 

 

- Раньше в ночь с 21 по 22 марта все родственники собирались в одном доме и ожидали Кыдыр-ата. Это был традиционный семейный праздником. Эту последнюю ночь перед Наурызом называли ночью святого Кыдыр-ата. Накрывался большой дастархан. По казахскому поверью Кыдыр-ата нес в дом достаток и благополучие, - добавил собеседник.

 

Как рассказал Жанболат, раньше на центральной площади аула устанавливали большой тайказан. Самый богатый житель резал коня или верблюда, считалось, чем больше он отдаст в этот праздник, тем больше ему вернется. Остальные приносили мясо, которое осталось после долгой зимы. В общем казане варили мясо, после чего распределяли между жителями аула. Богатые и бедные ели из одного казана. Казан считался символом равноправия и достатка.

 

- У казахов при праздновании Наурыза обязательно являлось присутствие числа 7. Например, перед аксакалами ставили семь чаш с наурыз коже, приготовленным из семи ингредиентов. Каждый должен был пригласить в свой дом семь гостей и побывать в семи домах, - отметил спикер.

 

Жанболат Құрманұлы сейчас проживает с семьей в Алматы и ведет свой бизнес. Занимается творчеством и параллельно ведет исследование этнографии казахского народа.

 

- Мне, как истинному казаху, всегда была интересна история казахского народа. До сих пор я много читаю и изучаю все, что связано с нашей историей. Все, что я знаю, стараюсь передать своим детям. Ведь с годами все забывается, а мы должны стремиться сохранить все особенности и традиции такого замечательного праздника, как Наурыз, - добавил он.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видимо какой то казах из Чирчика оказался среди откочевавших в СУАР кереев и найманов, и от него пошла традиция Наурыза у китайских казахов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПЕКИН. КАЗИНФОРМ - В Пекине представители казахской диаспоры Китая встретили Наурыз праздничным концертом. Мероприятие организовали сотрудники Центрального народного радио КНР, студенты музыкальных вузов, а также представители творческой интеллигенции.

Среди гостей были и дипломаты Посольства РК в КНР, а также казахстанцы, прибывшие по личным делам в столицу Поднебесной.

«Праздник Наурыз является традиционным для казахского народа. Я желаю всем достатка и благополучия, всем новых успехов и с новым годом!», - сказал в приветственном слове известный писатель, член Народного политического консультативного совета Китая Акбар Мажит.

Председатель Народного политического консультативного совета Тарбагатайского округа Или-Казахской автономной области (ИКАО) Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Карим Дюйсенбайулы передал гостям привет из СУАР.

«Я в первый раз встречаю с вами Наурыз в столице нашей страны. Очень рад этому. Сегодня исполнилось 35 лет, с того момента, как вы отмечаете в Пекине наш традиционный праздник. С древности мы праздновали его лишь в родных краях. Наша молодежь из разных районов Синьцзяна сегодня выступает на сценах Пекина и показывает свое искусство и талант всему народу Китая», - сказал он.

Перед гостями выступили студенты Института музыки при Центральном университете национальностей Китая, Академии музыки и танца Китая, домбрист Ныгмет Абдрахманулы (терме «Аңшының арманы»), диктор Центрального народного радио Китая, певица Ардак Габиденкызы («Тербеледі тың дала»), артист ансамбля песни и пляски ИКАО Адиль Абылкасымулы («Шын сүю»), музыкант уезда Цзиньхэ Боротола-Монгольской автономной области СУАР Серикбай Шалабайулы («Жайлауым»), певец уезда Монгол-Куре Синьцзяна Кенжебек Даулетбайулы («Тұлпар мекені»), певица Центрального музея Китая Нурила Мухтаркызы («Бұлбұл»), домбрист Уран Акатайулы (кюй «Аққу»), Мурал Бимуратулы («Жаңбырлы түн»), Архат Аблахат, Куантай Закан, Айнур Кызыркызы (комедийные сценки), ученики Клуба казахских детей Пекина («Қаражорға») и др.

Вечер завершился песней Батырхана Шукенова «Отан Ана» в исполнении первого секретаря Посольства РК в КНР Тимура Тарыбаева.

«Сегодня наши братья и сестры из Синьцзяна дали нам духовную пищу. Хотелось бы отметить, что мы радуемся всем достижениям Казахстана и испытываем большую потребность в общении с казахстанскими представителями творческой интеллигенции, эстрады и народной музыки. Раньше приезжали Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Нурлан Онербаев и другие артисты. Мы хотели бы, чтобы практика таких концертов продолжилась», - сказала в интервью казахстанским журналистам диктор Центрального народного радио Китая (ЦНРК), певица Ардак Габиденкызы. Она работает на ЦНРК более 25 лет.

 

https://www.inform.kz/ru/35-let-nazad-kazahskaya-diaspora-kitaya-nachala-prazdnovat-nauryz-v-pekine-video-foto_a2884153

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я тут почитал, раньше оказывается праздник Амал у казахов приходился на 1 марта, а с переводом на Григорианский календарь стали праздновать  14-го

одно непонятно, почему именно эта дата

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, кылышбай сказал:

Биография Наурызбай-батыра может и надута, но человек видимо в преданиях такой был. Хотя он с юга, братья узбеки его нарекли видимо

а может просто рожденных в марте нарекали Наурызбаями

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Астраханские татары также ранее широко отмечали Навруз 14 марта, называя его «амиль» (от арабско-персидского названия месяца hamal / һамал / һәмәль). Татары и ногайцы Астрахани поздравляют друг друга фразой «Байрам хаирле булсын!» (Благословенного праздника вам!).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично мое мнение: некий праздник весны у казахов был, ка к и у всех народов Евразии. Но в том виде как нынешний Новруз у узбеков или таджиков, думаю не праздновался. Да и глупо так считать. Возможно южные казахи первыми его начали так праздновать, но это географический фактор (это как обвинять северных казахов в том что они привнесли всем остальным русскую культуру, баню, водку и т.д. только потому что они на сто лет раньше стали частью России)

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Jagalbay сказал:
  • Астраханские татары также ранее широко отмечали Навруз 14 марта, называя его «амиль» (от арабско-персидского названия месяца hamal / һамал / һәмәль). Татары и ногайцы Астрахани поздравляют друг друга фразой «Байрам хаирле булсын!» (Благословенного праздника вам!).

На западе есть Көрісу, которые восходит к Амалу. Если вы заметили, это регшиональтный праздник тоже благодаря соцсетям, государству, СМИ, да и просто человеческим отношениям между казахами, становится общенациональным. Плохо это или хорошо? Стоит ли визжать с каждого утюга и обвинять в распространении чуждого татарского элемента павлодарца из-за того что он солидарно со своим коллегой из Атырау празднует его? Или истерить через 50 лет если Амал станет общеказахским? Мне лично пофиг, можно и попраздновать, комплексов на этот счет нет

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у чувашей тоже персидское слово навруз было 

Цитата

В.А. Сбоев уточнил сообщение А.А. Фукс: год чувашский начинался с 15 ноября с месяца йопа ойăх, а слово норăс является древнеперсидским заимствованием и означает новый год, который начинался 9 марта (по новому стилю 22 марта). При этом он заметил, что хĕр ойăх является лишь одним из вариантов (утă ойăх) названия июля [18. С. 38]...

...И.Я. Яковлев убрал слова мăн и кĕçĕн и вместо двух месяцев оставил лишь один кăрлач со значением «январь», в результате нурăс (у него мишарский вариант: нарăс) передвинулся с марта на февраль. В итоге многие месяцы потеряли свои первоначальные значения

Такой ненаучный подход к чувашскому календарю до настоящего времени создает ряд трудностей практического порядка...

 

Итак, А.А. Фукс и В.А. Сбоев начинали чувашский календарный новый год с ноября месяца, а Н.И. Золотницкий, как и в анкете Самарского уезда, считал первым месяцем чувашского календаря месяц нурăс «март». В дальнейшем последняя гипотеза была поддержана многими учеными

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, кылышбай сказал:

На западе есть Көрісу, которые восходит к Амалу. Если вы заметили, это регшиональтный праздник тоже благодаря соцсетям, государству, СМИ, да и просто человеческим отношениям между казахами, становится общенациональным. Плохо это или хорошо? Стоит ли визжать с каждого утюга и обвинять в распространении чуждого татарского элемента павлодарца из-за того что он солидарно со своим коллегой из Атырау празднует его? Или истерить через 50 лет если Амал станет общеказахским? Мне лично пофиг, можно и попраздновать, комплексов на этот счет нет

интересно, что кыргызы раньше жгли костер и перепрыгивали через него, а ногайцы до сих пор так делают

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, кылышбай сказал:

В этом то и прикол что не бывает так как вы захотели и как вам нравится. Нравится вам или нет вы празднуете 23 февраля в коллективе (с высокой долей вероятности если вы с севера), празднуете НГ 1 января как Россия, живете в обществе где один их пороков это питье водки со всеми вытекающими, в быту и общественных местах говорите на русском и т.д. Я тоже много чего хотел бы по-другому для своего народа и общества. Но я должен считаться с реалиями и не дурачиться как 12 летний подросток отрицая действительность. Нужно возрождать "свое", но попытка вырезать т.н. "чужое" это битва с ветряными мельницами. Только тут на форуме это могут. По факту смысла в этом нет. То что интеллект АКБ в вопросах регионализма на уровне 5-классника это не секрет для местных. Поэтому люблю иногда приходить и дразнить его, он так легко ведется на это )

Ну АКБ прав. Помню в детстве праздновали Айт, но Наурыз не праздновали в наших краях никогда. Да и сейчас не празднуем.

И про Новый Год и 23 февраля это другое. Они не являются традиционными казахскими праздниками. Наурыз же выдают именно за традиционный. Хотя это очень спорный вопрос.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.04.2024 в 10:26, Nurbek сказал:

Ну АКБ прав. Помню в детстве праздновали Айт, но Наурыз не праздновали в наших краях никогда. Да и сейчас не празднуем.

И про Новый Год и 23 февраля это другое. Они не являются традиционными казахскими праздниками. Наурыз же выдают именно за традиционный. Хотя это очень спорный вопрос.

когда март в казахском стал наурызом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.04.2024 в 16:39, Jagalbay сказал:

он же не про себя писал

 

У вас есть цитататы из сборника его сочинений?

А то мы обсуждаем то, что пока не видели.

 

В 24.04.2024 в 16:39, Jagalbay сказал:

цикл 12-летний разве не у китайцев взяли?

 

Вы правы, исконные скотоводы название скота взяли у арабов, а животный календарь взяли у китайцев.

Вам надо развить теорию о дикарях скотоводах, не имеющих ничего своего и всегда паразитирующих на культуре оседлых цивилизаций.

 

В 24.04.2024 в 21:48, кылышбай сказал:

АБК Батькович, что же вы так истерите? Лучше сало под водочку и в баньку, пропарьтесь и потом в ушанке с балалайкой бегите свои любимые сибирские сосны или березы (уж запутался что вы там любите) обнимать, как все там в Павлодарской губернии делают 😁 

 

Не обижайся, Кылышбай.

Правда она такая, горькая. 

Иногда лучше промолчать, чем отвечать таким не смешным набором глупых слов.

 

В 24.04.2024 в 21:51, кылышбай сказал:

И откуда начать отсчет где еще было "свое" а потом пошло "чужое"? Давайте цифры, датировки а не болтовню

 

Судя по вашей аве и одержимому наврузоведству вас это не касается.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.04.2024 в 22:04, кылышбай сказал:

В этом то и прикол что не бывает так как вы захотели и как вам нравится. Нравится вам или нет вы празднуете 23 февраля в коллективе (с высокой долей вероятности если вы с севера), празднуете НГ 1 января как Россия, живете в обществе где один их пороков это питье водки со всеми вытекающими, в быту и общественных местах говорите на русском и т.д. Я тоже много чего хотел бы по-другому для своего народа и общества. Но я должен считаться с реалиями и не дурачиться как 12 летний подросток отрицая действительность. Нужно возрождать "свое", но попытка вырезать т.н. "чужое" это битва с ветряными мельницами. Только тут на форуме это могут. По факту смысла в этом нет. То что интеллект АКБ в вопросах регионализма на уровне 5-классника это не секрет для местных. Поэтому люблю иногда приходить и дразнить его, он так легко ведется на это )

 

В 24.04.2024 в 22:13, кылышбай сказал:

Видимо какой то казах из Чирчика оказался среди откочевавших в СУАР кереев и найманов, и от него пошла традиция Наурыза у китайских казахов

 

В 24.04.2024 в 22:19, кылышбай сказал:

это как обвинять северных казахов в том что они привнесли всем остальным русскую культуру, баню, водку и т.д. только потому что они на сто лет раньше стали частью России)

 

Наш Кылышбай не на шутку разбушевался, хамит, видимо я здорово задел его за живое. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Jagalbay сказал:

когда март в казахском стал наурызом?

 

Читал раньше, что якобы в прошлом казахи называли 12 месяцев года названиями 12-летнего животного календаря "мүшел" (произносится у нас "мүшөл").

В таком случае чтобы ответить на ваш вопрос надо всего то выяснить начало года. )

Если по порядку, указанному автором (авторами?) этой версии, то март - жылан (змея), если же подходить по вашему, по-наурызоведски, то март - тышқан (мышь)).

 

Лично сам я не  верю в эту версию. Предполагаю, что до 19-20 в.в. у кочевых скотоводов казахов не было понятий "четверть года - тоқсан, месяц, декада, неделя, выходные )), соответственно, и жұма (пятница)". 

Когда и откуда к казахам (и в какой регион раньше, в оседлый, кочевой) пришли персидские "наурыз, сәуір, мамыр, маусым, дүйсенбі-жексенбі, апта, жұма" и др. это наверно предмет для отдельных обсуждений.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вы правы, исконные скотоводы название скота взяли у арабов, а животный календарь взяли у китайцев.

Вам надо развить теорию о дикарях скотоводах, не имеющих ничего своего и всегда паразитирующих на культуре оседлых цивилизаций.

у ираноязычных кочевников )

конечно у китайцев, ведь ұлу  - это дракон

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Jagalbay сказал:

у ираноязычных кочевников )

конечно у китайцев, ведь ұлу  - это дракон

 

Наурыз тоже у них? )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...