Перейти к содержанию
Барак

Алшын

Рекомендуемые сообщения

Скинул номер телефона. Только имейте ввиду, он не говорит по-русски, только по-казахски и по китайски. Он не сможет прочесть кириллицу, а пользуется тоте жазу

Я получил от него написанный на тоте жазу аннотацию к шежире Меркитов "Меркіт Ата Кітабы" (автор- историк Жакып Мырзахан- этнический казах) Там сказано. что нынешние меркиты происходят от тех средневековых ТРЕХ МЕРКИТОВ - Қағатай меркіт, Ұдұйыт меркіт, Уас меркіт. От Қағатай-Алманбет, Құлсары. От Ұдұйыт-Лепес, От Уас-Шағыр

Жду от него саму книгу-шежире "Меркіт Ата Кітабы"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скинул номер телефона. Только имейте ввиду, он не говорит по-русски, только по-казахски и по китайски. Он не сможет прочесть кириллицу, а пользуется тоте жазу

Я получил от него написанный на тоте жазу аннотацию к шежире Меркитов "Меркіт Ата Кітабы" (автор- историк Жакып Мырзахан- этнический казах) Там сказано. что нынешние меркиты происходят от тех средневековых ТРЕХ МЕРКИТОВ - Қағатай меркіт, Ұдұйыт меркіт, Уас меркіт. От Қағатай-Алманбет, Құлсары. От Ұдұйыт-Лепес, От Уас-Шағыр

Жду от него саму книгу-шежире "Меркіт Ата Кітабы"

Что имеется виду "тоте жазу"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоте жазу-это алфавит, созданный Ахметом Байтурсыновым на основе упрощенных арабских букв. Применялся в 1930-х гг. В казахских школах Китая применяется до сих пор.

В Казахстане же затем была латиница-до 1940-го емнип, затем внедрили кириллицу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоте жазу-это алфавит, созданный Ахметом Байтурсыновым на основе упрощенных арабских букв. Применялся в 1930-х гг. В казахских школах Китая применяется до сих пор.

В Казахстане же затем была латиница-до 1940-го емнип, затем внедрили кириллицу.

Понятно.

Где то объяснено что "төте жазу" - ясное письмо. Это что то фольклоризмом пахнет.

Наверное правильное название было "жаңа емле" - новая грамматика.

 

Слово "төте" - на казахском является монголизмом: слово "дөт" - со смыслом "короткий, прямой", и на казахском тоже почти таким же смыслом искользуется.

То есть имел виду никакой смысл "ясность" не имеет.  Если на самом деле так и называли то на русском переводе должно было быть "упрощенное или совершенствованное письмо".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоте жазу-это алфавит, созданный Ахметом Байтурсыновым на основе упрощенных арабских букв. Применялся в 1930-х гг. В казахских школах Китая применяется до сих пор.

В Казахстане же затем была латиница-до 1940-го емнип, затем внедрили кириллицу.

Понятно.

Где то объяснено что "төте жазу" - ясное письмо. Это что то фольклоризмом пахнет.

Наверное правильное название было "жаңа емле" - новая грамматика.

 

Слово "төте" - на казахском является монголизмом: слово "дөт" - со смыслом "короткий, прямой", и на казахском тоже почти таким же смыслом искользуется.

То есть имел виду никакой смысл "ясность" не имеет.  Если на самом деле так и называли то на русском переводе должно было быть "упрощенное или совершенствованное письмо".

Да,насчет перевода Вы правы на 100. Оказывается сам Ахмет Байтурсынов в 1912 г. свой алфавит назвал "тәртіпті жазу" - упорядоченное письмо. Но там не было заглавных букв, некоторых знаков препинания. В 1929 г.после дискуссии между "арабистами" (Байтурсынов, Дулатов) и "тюркистами"было решено перейти наряду с другими тюркскими советскими республиками на латиницу, с учетом прежних недостатков в орфографии. Этот латинский алфавит и назывался "ЖАНА ЕМЛЕ"

За алфавитом А.Байтурсынова закрепилось название "тоте жазу". Также оказывается, называют "Байтурсынов жазуы", "қазақ жазуы"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему вам так хочется верить что казахи - это каша из самых разных экзотических племен и народов? 

У меня есть знакомый по имени Рамадан, по вашей логике он из рода Рамадан, и все его потомки тоже будут рамаданами.

Уважаемый Kenan! Имя Вашего друга Рамадан (или Рамазан)- соответствует священному месяцу по мусульманскому календарю. А название рода Рамадан возможно связано с именем эмира, правящего в Крыму во времена Золотой Орды.

Я сделал небольшую выборку имен-«тезок» (как считают, некоторые «примитивисты» истории) из казахских шежире.

Байулы среди- алшын, адай,

Байбакты- среди байулы, берыш, адай, торткара, шомекей,

Таз- среди байулы, алтын, адай, кереит, тама, дулат, ысты, ошакты, албан, жалаир, сиргели, сары-уйсун, аргын,

Кызылкурт- среди байулы, тама, ысты,

Тана- среди байулы, жаппас,

Шекты- среди алим, арғын,

Каракесек- среди алим, адай, аргын,

Торткара- среди алим, адай, дулат, найман

Калу- среди шекты, каракесек,

Айт- среди шекты, тортқара, албан,

Тилеу и Кабак- среди шекты, каракесек, торткара, алаша,

Асан и Усен- среди шекты, rарасакал, адай

Толес- среди шекты, шомекей, каракесек, карасакал, торткара, кете, рамадан, шеркеш, берыш, кыпшак, албан,

Андагул- среди шекты, шомекей, төрткара, берыш, шеркеш, кызылкурт, рамадан, керей, жалаир, дулат, найман,

Шон- среди шекты, шомекей, каракесек, адай,

Шагыр- среди шекты, торткара, керей, аргын,

Култума- среди шекты, шанышкылы, аргын,

Баубек- среди шекты, шомекей,торткара, карасакал, кете, аргын,

Хангельды- среди шекты, адай, дулат, албан,

Косқулақ- среди шекты, шомекей, адай,

Сейткул- среди шекты, торткара, адай,

Шингир- среди шекты, карасакал, алтын,

Назар- среди шекты, каракесек, адай, дулат,

Айдарбек- среди шекты, торткара,

Пусырман- среди шекты, карасақал,

Жадик- среди шекты, шомекей, карасакал, алаша, маскар, алтын, кердеры, жағалбайлы, дулат, керей, сиргели, шапырашты, найман, конырат,

Байгара- среди адай, тана, керей, аргын

Тока- среди адай, шомекейде, табын, аргын,

Лабак- среди адай, табын

Кырыкмылтык- среди адай, аргын,

Шакшак- среди адай, аргын,

Сары- среди адай, торткара, аргын, керей,

Итемген- среди адай, карасакал, керей

Кудайкул- среди адай, байбақты, алаша, дулат, шомекей, карасакал,

Бектемис- среди адай, алаша, торткара, дулат,

Бузау- среди адай, алаша, дулат,

Алтай и Карпык- среди адай, кете, аргын, дулат

Мунал, Шал, Конырбай, Бактыбай, Кудас, Канай, Кожа, Кудайгул, Баимбет, Маметек, Бегей, Андакожа, Сазанбай, Сары, Байбише - среди адай и дулатского ботбай, Шал также среди торткара и керей

Жайык- среди адай, каракесек, берыш, шеркеш, кызылкурт,

Акша- среди адай, торткара и дулат

Мангытай- среди шомекей, карасакал, конырат, жалаир,

Киикшы- среди шомекей, кетеде, конырат,

Аю- среди шомекей, кете, торткара,

Байжигит- среди шомекей, керей, найман, сиргели,

Китай- среди шомекей, аргын, кыпшак, уак,

Агысай- среди шомекей, конырат,

Кунту- среди шомекей, дулат,

Добал- среди шомекей, торткара,

Сырым- среди шомекей, торткара

Каратамыр- среди шомекей, есентемыр,

Онгыт- среди каракесек, жаппас,

Ораз- среди каракесек, торткара, алтын,

Кайдаул- среди каракесек, алтын,

Сойыргас, Айтек, Баимбет- среди кете, дулатского бестерек,

Ожырай- среди кете, дулатского бестерек, ысты,

Конырборык- среди берыш, алаша, албан,

Батак- среди байбакты, алтын, и т.д.

Эти некогда имена, иногда прозвища,

затем превратились в фамилии, собрали вокруг себя родственников, начали превращаться в группы, разрастаться, ( иногда добровольно, иногда нет), начали впитывать в себя множество народу, и таким образом создались определенные роды, племена, названные именем первоначальной ведущей фамилии. Это явление произошло не в течении одного дня, или одного года, или десятилетий, а в течение века или веков. Как бы то ни было это происходит на фоне определенных событий. Новоявленные роды иногда усиливаются, преврещаются в знатные племена, иногда ослабевают, превращаются в незначительные, оказываются в задворках. Тем не менее, если не случится какой- либо тотальный мор, они никогда не исчезают, только дробятся, и переходят под крыло других родственных, более сильных родов и племен как подроды- «кірме». Но в любом случае, сохраняют свое первоначальное название рода, которое они имели, когда были независимы.

Примером тому могут служит приведенные выше род китай (околки кидан-зап.ляосцев среди казахов), или онгуты. Или кияты среди казахов. Или хорчи среди адай. Или меркиты среди керей. Все деления на племена –чисто условны. В мире нет ни одного «чистого» народа, произошедшего из одной ветви.Это относится не только к тюркским и монгольским, но и к славянским, романским, германским народам- племенам. Тем более к кочевым казахским племенам.

Не учитывание этих факторов и приводит к заявлениям,( если не совпадут гены, например у башкирских таз и жагалбайлы с казахскими таз и жагалбайлы, или алшынского каракесек с аргынским каракесек, или найманских торткара с алшынскими) что это не название родов-племен, а имена людей-тезок, просто так, созвучия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


1750 г. июня 7. — Донесение инженер-подпоручика И. Ригельмана и переводчика Я. Гуляева Оренбургской губернской канцелярии о результатах их поездки к хану Нурали.

Будучи с Нурали-ханом и з братьями его Чиклинского роду у Бахтыбай-бия в гостях, где многие киргиские старшины и нротчие были, в том числе Алчин-Карасакальского роду Тлявберган-бий, которой, между разговорами Нурали-хану, и братьям ево, и воем киргисцам говорил: «На сих-де наших кочевьях прежде нас кочевали нагайцы, которые были наши прадеды, токмо от своего непослушания и несогласия получили себе раззорение и гибель и кочевья их остались все пусты. Потом також и мы имели свое кочевье около Туркестанта, откуда уже умершей наш Абулхаир-хан с нами сюда прикочевал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в 92 илатиа маджму-ат-таварих (XVI в) уже алчин, а не алчи-татар. хотя татар откололся наверное еще раньше

также обратил внимание, что:

уже есть роды рамадан, телеу, кердеры, табын, тама из жетыру,

кереи и кереиты упомянуты отдельно, и эти кереиты скорее связаны с жетырускими кереитами, нежели со среднежузовскими кереями,

уже есть род аргун,

бурат и современный бурят скорее созвучия.

 

занимательный список

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в 92 илатиа маджму-ат-таварих (XVI в) уже алчин, а не алчи-татар. хотя татар откололся наверное еще раньше

Там есть отдельно и племя "татар".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

в 92 илатиа маджму-ат-таварих (XVI в) уже алчин, а не алчи-татар. хотя татар откололся наверное еще раньше

Там есть отдельно и племя "татар".

 

я в смысле к вопросу о предположительной трансформации "алчи татар" в "алчины". а отдельно татары есть, и это скорее те, кто связан с татарами времен ЧХ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1750 г. июня 7. — Донесение инженер-подпоручика И. Ригельмана и переводчика Я. Гуляева Оренбургской губернской канцелярии о результатах их поездки к хану Нурали.
Будучи с Нурали-ханом и з братьями его Чиклинского роду у Бахтыбай-бия в гостях, где многие киргиские старшины и нротчие были, в том числе Алчин-Карасакальского роду Тлявберган-бий, которой, между разговорами Нурали-хану, и братьям ево, и воем киргисцам говорил: «На сих-де наших кочевьях прежде нас кочевали нагайцы, которые были наши прадеды, токмо от своего непослушания и несогласия получили себе раззорение и гибель и кочевья их остались все пусты. Потом також и мы имели свое кочевье около Туркестанта, откуда уже умершей наш Абулхаир-хан с нами сюда прикочевал

 

А не потому ли на момент 1725 года между каракалпаками и башкирами не было казахов, что Абулхаир со своим жузом прикочевал позже?   

 

Еще доношу, что между бухарским ханом Абулфеизом и Самердканским ханом Режепом содержится война, и доныне. К сему ж доношу, что также и между хивинским ханом Ширгазеем с орадским 26 ханом Шахтемиром содержится и ныне война, чего для нынешнего года он хивинской хан стоит в местечке Калбраке и, чтоб Шахтемир от него не ушел в Бухары, того для от стороны Бухарской на дорогах поставил караулы. И которые обретающиеся каракалпаки по реке Дарье собранием 1000 начальников все купно служить его императорскому, величеству желают, и один богатырь именем Ушуну, Аюке хану свойственник, который через войну с Абулхаиром ханом город Туркестан взял было и 32 улуса, но потом он Абулхаир хан, соединясь с казаками, паки чрез войну в Туркестан пришел и содержит даже и доныне паки в своем владении, а во оное время тот Ушуну багатырь х контайше послал со известием и подарки и договором таким, ежели кто из подданных их изменит и уйдет, тот да будет казнен смертью.

Так же как он Ушуну Богатырь Туркестан город взял, в то время от себя отправил в бухары с поздравлением посланника которой принят приятно и оттуду паки возвращен с честию и подарки, а ныне Абулхаир хан Туркестан города паки содержит попрежнему, а посланники ныне обретаются у салтан Мурата, которых от себя не отпускает, и так здесь сочиняется: которые были сего года казаки побраты от калмыков, из оных человек с 40 к ним возвратились, а протчие все пропали. Между каракалпаками и башкирцы никого из казаков нету, понеже казацкой князь с ними не совокупляется, а и они его не приемлют, а первый хан каракалпатский умре, а князья их в благолюбительном состоянии содержатся, и в согласии своем состоит крепко. А казацкого князя того для не приемлют, понеже безумный, но однако каракалпаки и казаки все между собою обходятся, как и прежде, единокупно. А начальник князь Назар ко благому намерению более всех склонен, токмо подарки или гостинцы любят. 

Оральцы и хивинцы между собою обходятся так, ежели один з другим увидятся, то друг друга умерщвляют.

Здешние князья обычаи имеют, чтоб были подарены, чего для обходятся приятно и любительно, а ежели не будет подарку, то во всяком обхождении не так любительны, а о предбудущем не разсуждают, но токмо о настоящем и говорят, дело настоит сего дня, однако ж в чювство прийти могут.

И ежели по сему делу какое отправление будет, то дабы повелено во отправлении всего быть толмачю Петрушке Куклину, которой [246] обретается в городе Уфе, понеже о всем он как о пути здешнем и обхождении и о протчем знает, и буде он послан будет, то дело всякое может сочиниться. Которой купецкой караван ходит от Яицких казаков и самарканских жителей, по тому пути проезжать сюды способно и в сих странах обретаются реки, а именно, Чимсидемир, Мугаяр, Аджин, и оные реки впали в море, которые неглубоки, и возможно чрез них вброд переходить, а и каракалпаки качюют подле моря близь реки и страны Яика и от сего места до Хивы ходят в 25 дней.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно как бы сложилось если б все же такой воинственный и довольно таки успешный как руководитель чингизид как абулхаир все таки после анракая стал ханов всех казахов. возможно и не стали б алшыны и жетыру уходить на запад от улытау, потеснили б немногочисленный старший жуз в туркестане и ташкенте. следовательно каракалпаки доосвоили б те края у эмбы. а что бы тогда калмыки предприняли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно как бы сложилось если б все же такой воинственный и довольно таки успешный как руководитель чингизид как абулхаир все таки после анракая стал ханов всех казахов. возможно и не стали б алшыны и жетыру уходить на запад от улытау, потеснили б немногочисленный старший жуз в туркестане и ташкенте. следовательно каракалпаки доосвоили б те края у эмбы. а что бы тогда калмыки предприняли?

 

Попробую сообразить. У каракалпаков уже было соглашение с калмыками о ненападении в кочевья друг друга. Во-вторых, в 1722 году, когда еще был жив Ишим Мухаммед, он уже изъявил желание от имени своего народа о сближении с Россией. Башкиры фактически были подданными России, значит и каракалпаки пошли бы по тому же пути, т.к. ранее управлялись одними и теми же ханами и часто взаимодействовали. Скорее всего образовался бы каракалпакско-калмыцко-башкирский союз под стягом России, или на худой конец - каракалпакско-калмыцкий союз, которых русские могли бы использовать в своих целях, к ним же подтянулись бы и Аральцы. В этом случае Абулхаиру вряд ли пришло бы в голову сбросить каракалпаков с Яика. Также трудно представить, как бы Россия смотрела на персону Абулхаира как единого хана казахов, сделала бы на него ставку?!

Одно ясно, между каракалпаками и Абулхаиром существовала некая взаимная неприязнь друг-другу, хотя сами каракалпаки и казахи между собой были в дружбе "А казацкого князя того для не приемлют, понеже безумный, но однако каракалпаки и казаки все между собою обходятся, как и прежде, единокупно. ". Из этого следует, что если бы Абулхаир не почувствовал поддержку России, то скорее всего не рискнул бы осуществлять свои провокационные действия против каракалпаков. Все было бы по-другому, а каракалпаки никак не пострадали бы, ну, хотя бы не пострадали бы в таком масштабе, чего нашим предкам пришлось пережить - фактически возродились из пепла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"аральцы" - это южные каракалпаки?

 

Аральцы были под большим влиянием Бухары и туркестанских каракалпаков и были противниками Хивы. Их потомки нынче каракалпаки, а до конца 18 века в источниках значились Аральцами. Узбеки считают их бывшими узбеками, но такое упоминание в источниках было один раз - Татищевым. Он в одну кучу собрал Аральцев, Аральских народов и Аральских узбеков, поэтому нынешние узбеки делают ударение на последнее. Но одно дело - хотеть, другое дело - реальность. Аральцы как название народности исчезли на рубеже 18-19 вв с приходом туркестанских каракалпаков. они быстро ассимилировались с каракалпаками, т.к. состояли из одних и тех же племен и в дальнейшем известны как хивинские каракалпаки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно как бы сложилось если б все же такой воинственный и довольно таки успешный как руководитель чингизид как абулхаир все таки после анракая стал ханов всех казахов. возможно и не стали б алшыны и жетыру уходить на запад от улытау, потеснили б немногочисленный старший жуз в туркестане и ташкенте. следовательно каракалпаки доосвоили б те края у эмбы. а что бы тогда калмыки предприняли?

 

здесь на форуме один ученный муж, Асан-кагы если не ошибаюсь, всегда утверждает что согласно карте старленберга все три казахских жуза населяли Западный-Казахстан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"аральцы" - это южные каракалпаки?

 

Аральцы были под большим влиянием Бухары и туркестанских каракалпаков и были противниками Хивы. Их потомки нынче каракалпаки, а до конца 18 века в источниках значились Аральцами. Узбеки считают их бывшими узбеками, но такое упоминание в источниках было один раз - Татищевым. Он в одну кучу собрал Аральцев, Аральских народов и Аральских узбеков, поэтому нынешние узбеки делают ударение на последнее. Но одно дело - хотеть, другое дело - реальность. Аральцы как название народности исчезли на рубеже 18-19 вв с приходом туркестанских каракалпаков. они быстро ассимилировались с каракалпаками, т.к. состояли из одних и тех же племен и в дальнейшем известны как хивинские каракалпаки. 

 

туркестанские пришли со средней сырдарьи, но часть ушла вверх по течению и оказались в фергане? род каракалпак среди казахов-шанышкылы наверное из этой группы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"аральцы" - это южные каракалпаки?

 

Аральцы были под большим влиянием Бухары и туркестанских каракалпаков и были противниками Хивы. Их потомки нынче каракалпаки, а до конца 18 века в источниках значились Аральцами. Узбеки считают их бывшими узбеками, но такое упоминание в источниках было один раз - Татищевым. Он в одну кучу собрал Аральцев, Аральских народов и Аральских узбеков, поэтому нынешние узбеки делают ударение на последнее. Но одно дело - хотеть, другое дело - реальность. Аральцы как название народности исчезли на рубеже 18-19 вв с приходом туркестанских каракалпаков. они быстро ассимилировались с каракалпаками, т.к. состояли из одних и тех же племен и в дальнейшем известны как хивинские каракалпаки. 

 

туркестанские пришли со средней сырдарьи, но часть ушла вверх по течению и оказались в фергане? род каракалпак среди казахов-шанышкылы наверное из этой группы.

 

если я не ошибаюсь это государства называлось Аранским ханством и у них правившая династия была Арабшахиды. Абулхайрхана дочь была замужем за Хивинскийм ханам Елбарсам а дочь брата Абулхайрхана была замужем за Аранским хано(аральским ханам) Шах-Тимурам. Елбарс и Шах-Тимур были двоюродными братьями по отцу из династии Арабшахидов(шибаниды). на сегодняшний день потомки  Елбарс и Шах-Тимур живут среди казахов и относятся к торе а также младшим жузе именно на Аралье  живут шанышыкылы. тот же Казангап знамениты кюше был родом с Айшуак Шалкарского района Актюбинской обл. Среди Шанышыкылы есть подрод Араншы и этот подрод есть у каракалпаков Кенегес-Араншы а также Хангелды,Тогызак,Каракалпак и другие подрода рода шанышыкылы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"аральцы" - это южные каракалпаки?

 

Аральцы были под большим влиянием Бухары и туркестанских каракалпаков и были противниками Хивы. Их потомки нынче каракалпаки, а до конца 18 века в источниках значились Аральцами. Узбеки считают их бывшими узбеками, но такое упоминание в источниках было один раз - Татищевым. Он в одну кучу собрал Аральцев, Аральских народов и Аральских узбеков, поэтому нынешние узбеки делают ударение на последнее. Но одно дело - хотеть, другое дело - реальность. Аральцы как название народности исчезли на рубеже 18-19 вв с приходом туркестанских каракалпаков. они быстро ассимилировались с каракалпаками, т.к. состояли из одних и тех же племен и в дальнейшем известны как хивинские каракалпаки. 

туркестанские пришли со средней сырдарьи, но часть ушла вверх по течению и оказались в фергане? род каракалпак среди казахов-шанышкылы наверное из этой группы.

 

Туркестанские каракалпаки и хивинские каракалпаки это условное деление на пришлых и местных. Верхние каракалпаки растворились, полностью утратили свое каракалпакское самосознание и в среде какого народа в большинстве своем они оказались - среди нынешних узбеков или казахов - вопрос для изучения. Нижние каракалпаки, вернее кто от них уцелел, нынче представляют Республику Каракалпакстан совместно с потомками Аральцев.

Среди Шанышкылы не только род "каракалпак", но и другие рода возможно каракалпакского происхождения, например, те же Араншы, мангыт, кият, катаган, кырксадак и др. Если представить, что Нижние каракалпаки (одна половина туркестанских каракалпаков до 1723 года) фактически были истреблены Абулхаиром и то сумели сохраниться, сопротивляться Хиве и т.д., то другая половина (Верхние каракалпаки) намного больше по численности чем Нижние, растворились просто так. А ведь их племена и рода где-то осели, кому-то примкнули.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если я не ошибаюсь это государства называлось Аранским ханством и у них правившая династия была Арабшахиды. Абулхайрхана дочь была замужем за Хивинскийм ханам Елбарсам а дочь брата Абулхайрхана была замужем за Аранским хано(аральским ханам) Шах-Тимурам. Елбарс и Шах-Тимур были двоюродными братьями по отцу из династии Арабшахидов(шибаниды). на сегодняшний день потомки  Елбарс и Шах-Тимур живут среди казахов и относятся к торе а также младшим жузе именно на Аралье  живут шанышыкылы. тот же Казангап знамениты кюше был родом с Айшуак Шалкарского района Актюбинской обл. Среди Шанышыкылы есть подрод Араншы и этот подрод есть у каракалпаков Кенегес-Араншы а также Хангелды,Тогызак,Каракалпак и другие подрода рода шанышыкылы.

 

По крайней мере каракалпакские источники упоминают об Аранском государстве. Арабшахидом был Абулгази, который до воцарения в Хиве коронован Аральцами (каракалпаками) в Кунграде. Что касается сватовства Абулхаира, то такие действия один из вариантов покорения народов без крови, но ни хивинцы, ни аральцы видимо и не думали повиноваться Абулхаиру. Есть обращение Абулхаира русским о своих планах покорения этих государств, в т.ч. каракалпаков. Но он прогадал начав с каракалпаков и застрял в полпути, т.к. каракалпаки это те еще вояки, просто так не сдадутся если даже их слишком мало против войск Абулхаира и Аблая.

 

В письме своем Абульхайр изъяснял причины, побудившие его к покорности, говорил о несчастиях, народом его претерпенных от зюнгаров, упоминал о нападениях волжских калмыков, башкиров и яицких казаков, обещал содержать себя на собственном иждивении, давал надежду помогать России в усмирении ее неприятелей, а между тем просил вспомогательных войск для покорения хивинцев, каракалпаков, аральцев  и прочих и, наконец, признавал как себя, так и орду свою вечными подданными России.

Неожиданное и приятное происшестие сие, которого истинных причин еще не знали в Петербурге, было принято с радостию. Оно льстило славе государства, ибо присоединяло к нему без малейшего кровопролития, несколько сот тысяч новых подданных. Оно обещало спокойствие и безопасность юго-восточным областям нашим, столь долго страдавшим от опустошительных нападений киргиз-казаков. Наконец, оно открывало для правительства множество блестящих надежд по торговле. Думали, что добровольно покоряющиеся орды можно будет употреблять к ослаблению зюнгаров, которых владелец Гальдан Цырен, возбудивший опасения в самом Петре Великом, тогда был еще жив. Надеялись, что киргиз-казаки послужат и к усмирению внутренних неприятелей России, башкиров, беспокоивших правительство частыми бунтами. Нельзя было не обратить внимания и на вызов Абульхайра усмирить аральцев, каракалпаков и особенно хивинцев, которые тогда еще носили на себе свежие следы крови коварно умерщвленного ими при Петре I князя Бековича-Черкасского, с участниками его несчастия. Отмстив вероломному народу сему, Россия могла положить твердое основание торговым связям своим со всею Среднею Азиею.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

интересно как бы сложилось если б все же такой воинственный и довольно таки успешный как руководитель чингизид как абулхаир все таки после анракая стал ханов всех казахов. возможно и не стали б алшыны и жетыру уходить на запад от улытау, потеснили б немногочисленный старший жуз в туркестане и ташкенте. следовательно каракалпаки доосвоили б те края у эмбы. а что бы тогда калмыки предприняли?

 

здесь на форуме один ученный муж, Асан-кагы если не ошибаюсь, всегда утверждает что согласно карте старленберга все три казахских жуза населяли Западный-Казахстан

 

думаю там все немного, точнее совсем по другому.

например на территорию современного западного казахстана казахи пришли не раньше XVII в., а по карте старленберга: там наверное скорее обитали некоторые в будущем казахские роды еще до того как образовалось казахское ханство. дальше при касыме и хакназаре возможно там кочевала часть казахов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По крайней мере каракалпакские источники упоминают об Аранском государстве. Арабшахидом был Абулгази, который до воцарения в Хиве коронован Аральцами (каракалпаками) в Кунграде. Что касается сватовства Абулхаира, то такие действия один из вариантов покорения народов без крови, но ни хивинцы, ни аральцы видимо и не думали повиноваться Абулхаиру. Есть обращение Абулхаира русским о своих планах покорения этих государств, в т.ч. каракалпаков. Но он прогадал начав с каракалпаков и застрял в полпути, т.к. каракалпаки это те еще вояки, просто так не сдадутся если даже их слишком мало против войск Абулхаира и Аблая.

1. хивинская династия шейбанидов вышла из среды аральцев, которые вышли из мангытского юрта, а не из среды кочевых узбеков?

2. эта династия опиралась на даштикипчакскоузбекский род конграт?

3. само население хорезма (не считая туркмен и аральцев) до прихода абулгази состояло из древнего огузоязычного оседлого населения с элементами выходцев из даштикипчаксих узбеков?

4. часть каракалпаков смешалась с аральцами и дали начало современным каракалпаков.

5. часть каракалпаков ушла в район туркестана и ходжента и оказалась среди шанышкылы и ферганских узбеков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...