Перейти к содержанию
enhd

Вопросы по словам

Рекомендуемые сообщения

В казахском языке как и в древнетюркском языке мужские прически разделялись так:

 

Кекіл - чуб, оставляемый в лобной части (его носил Чингизхан, см: Рашид-ад-дин: "Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков")

Айдар - оселедец, оставляемый на макушке (мог заплетаться)

Тұлым или тұлымшақ - пучки волос, оставляемые на висках с обеих сторон (могли заплетаться)

 

Бұрым - женская заплетенная коса

 

В современных монгольских языках "коса" это "гэзэг" (от казак?))), тогда как обозначения чуба вроде нет, а "айдар" в монгольских получило иное значение "вредный характер".

 

Каракалпакский "Гулпак" есть и у туркмен (это наш "Тулум" - височные пряди или косички). Сходу у меня сложилась ассоциация, отличная от общепринятого "каракалпак = черный колпак", может этн. Каракалпак происходит от гулпак? Каракулпак - Каратулум - Черные косички?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В казахском языке как и в древнетюркском языке мужские прически разделялись так:

 

Кекіл - чуб, оставляемый в лобной части (его носил Чингизхан, см: Рашид-ад-дин: "Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков")

Айдар - оселедец, оставляемый на макушке (мог заплетаться)

Тұлым или тұлымшақ - пучки волос, оставляемые на висках с обеих сторон (могли заплетаться)

 

Бұрым - женская заплетенная коса

 

В современных монгольских языках "коса" это "гэзэг" (от казак?))), тогда как обозначения чуба вроде нет, а "айдар" в монгольских получило иное значение "вредный характер".

 

Каракалпакский "Гулпак" есть и у туркмен (это наш "Тулум" - височные пряди или косички). Сходу у меня сложилась ассоциация, отличная от общепринятого "каракалпак = черный колпак", может этн. Каракалпак происходит от гулпак? Каракулпак - Каратулум - Черные косички?

 

Нет, гулпак и калпак разное, об этом написано у Бердаха:

 

Маликтин  углы-Разыхак

Яшлыгында  койды  гулпак,

Кийген  екен  кара  калпак

Шундан  “калпак”  болган  екен...

 

Примерный перевод (у Разыхака и гулпак, и калпак):

Сын Малика Разыхак

В молодости носил гулпак,

Надевал он черную шапку

Поэтому стал "калпак" (имеется ввиду, что именно шапка стала символом нации).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь Бердақ Қарғабайұлы писал во второй половине 19 века когда уже была широко распространена версия о происхождении этнонима от названия головного убора.

К тому же смысл слов поэта, по моему, можно понимать по вашему, но и по другому, например, что сын Малика Разыхак в молодости носил косички "гулпак" и черную шапку "кара калпак", поэтому и получил свое название "калпак".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел интересное словосочетание "қарағұлпақ" в дастане Светқали Нұржана:

 

Үкіміме «ұлы халық» қол қойған,
Қарағұлпақ… Ол да тістеп шалғайдан;
Түрме-Ташкент жауап алды шыжғырып,
Отаны жоқ - Әбдіраманов Қалбайдан!..
Өңшең ақын - өрттен өнген өңдері
Өлекседей – қолбырайтын көндері.
Шекелерін шыңғыртатын шірнедей:
«Социалистік реализм» шеңбері!
Жететін-ді сосын мәңгүрт – баладай
Анасының моласына - өлгелі!

 

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CCUQFjAA&url=http%3A%2F%2Fzhumeken.kz%2Farnau%2Fsordagy-iz.html&ei=YYcmU6SuGaa34wTc6YDwBg&usg=AFQjCNF75YNPyO2yqIYwWw0LhZ7jfRm_-g&bvm=bv.62922401,d.bGE

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, в казахском языке существует такое выражение как "қаратұлым" (синоним қарағұлпақ) - черные косички на висках.

 

(прим: я не оспариваю вашу позицию, я просто подбрасываю гипотезы, на всякий пожарный) :az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь Бердақ Қарғабайұлы писал во второй половине 19 века когда уже была широко распространена версия о происхождении этнонима от названия головного убора.

К тому же смысл слов поэта, по моему, можно понимать по вашему, но и по другому, например, что сын Малика Разыхак в молодости носил косички "гулпак" и черную шапку "кара калпак", поэтому и получил свое название "калпак".

 

Почему версия? Уже при Ураз Мухаммеде в 16 веке произошло разделение каракалпаков от ногаев, те которые остались западнее так и остались ногайцами, а кто ушел на юго-восток стали каракалпаками, ясно давая понять, что они потомки древних каракалпаков, к тому же Приаралье, куда сместились каракалпаки их древняя Родина. А объединившись под флагом Абдал Гаффара, прочно утвердили себя как народ. Можно полагать, в среде Ногайской орды слово "гулпак" было незнакомо, иначе и на казахском языке это слово имело бы широкое распространение. "Гулпак" общее название айдара, кекила, тулумшака, которые так и произносятся в зависимости, где пучки волос оставляются. Если на лбу - кекил шаш, на макушке - айдар шаш, по две косички на макушке - тулумшак. Именно эти термины широко известны у тюрков, только каракалпаки и туркмены иногда произносят общее название "гулпак". Это связано с древними обычаями - "Гулпак той" - празднование по поводу годовщины рождения ребенка, независимо девочка или мальчик. Это слово внедрено каракалпаками-аборигенами, так как, полагаю "каракалпакам-скитальцам" это слово также было незнакомо. Бердах из моих предков, то есть, из аборигенов. Он ясно и внятно написал, что есть что. Поэтому Ваша версия не имеет почвы.

Как по Вашему, карапапахи тоже носили косички "гулпак" и поэтому прозвали себя карапапахами? И каракалпаки, и карапапахи появились как народ в одно и то же время, в 16 веке.

 

Вкратце о Бердимурате Гаргабай улы (Бердах)

 

http://jaslar.narod.ru/library_cult5.html

 

Творческое наследие Бердаха занимает особое место в духовной жизни каракалпакского народа. В лучших его произведениях звучит мужественный гражданский голос в защиту человеческих прав своего народа, подвергавшегося бесчеловечному угнетению в его «жестокий век», наиболее точно и правдиво выражены думы и чаяния обездоленных людей труда. 

Стихи и поэмы Бердаха, переведенные на многие языки братских народов нашей страны, входят в золотой фонд классической поэзии прошлого. Дооктябрьская судьба каракалпакского народа — это многоактная драма со многими трагическими исходами, в которой главный герой, идя своей грозовой дорогой, успел лишиться всего, кроме своего человеческого достоинства, своей черной шапки на голове и песни на устах. А если же попытаться составить карту маршрутов изгнания и скитания каракалпаков, то они черными нитями пробежали бы по берегам многих больших вод: Аму-Дарьи — Днепра — Волги и Урал-реки — Сыр-Дарьи и снова уперлись бы в Аму-Дарью….. 

Впрочем, это — дело истории. Это длинная дорога, следовавших чередой лишений и невзгод, жестокой борьбы за существование и самоопределение многострадального, разоренного народа. Об этом в свое время лучше всех сказал сам Бердах: 

С тех пор, как зваться стал народом 

Каракалпак, он год за годом 

По жизни шел нелегким ходом, 

А равенства сиянья не было. 

Везде осмеянный, гонимый, 

Блуждал он, голодом губимый, 

Кляня сей мир неумолимый, 

Где людям состраданья не было. 

Терзаем нищетой и страхом, 

Он выжил, не сравнялся с прахом…

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История шапки на примере ногайцев. 

 

http://www.islamngy.biz/ru/?p=448

 

Среди племен, участвовавших в этногенезе ногайцев (и родственных им каракалпаков) необходимо упомянуть огузский по происхождению народ «черных клобуков» Огузский элемент в этногенезе ногайцев – это тема, которая, несмотря на имеющиеся исследования, требует дальнейшего раскрытия, и ждет своих исследователей. До прихода кыпчаков на территорию Северного Кавказа, Причерноморья и нынешнего Юга России, в этих землях с VIII в. властвовали тюркские огузские племена – печенеги кангар (ногайские параллели -бечене, пешенек, канглы, конъыр), торки, берендеи(баяндур, баят ногайские параллели — баята, байдар и т.д) так что до появления термина «Дешт-и кыпчак» (Степь кыпчаков) бытовал другой термин «Дешт-и Огуз»(Степь Огузов) Половцы, которые соприкасались с огузами еще до прихода в Европу, упоминаются Рашид ад Дином как одно из 24-х племён огузов. В ходе миграции половцы, придя с Востока в поисках нового жизненного пространства и пастбищ претендовали на земли огузских племен. Между огузами и половцами произошли военные столкновения. В результате куманы вытеснили огузов — торков, берендеев и печенегов с обжитых ими прежде земель, часть их перешла на земли подвластные киевским князьям, чтоб служить пограничным заслоном от половцев, другая часть, оттесненная двинулась на Балканы, прочие же вошли в состав самих куман и ассимилировались с ними, о чем свидетельствует наличие огузских этнических имен в составе куман (например,кангу-оба,байандур,) и наоборот половецких – у черных клобуков (кай-опа,каепичи). Данные археологии подтверждают взаимопроникновение этих двух народов путем откочевок части одного народа к другому и совместных браков.[1] Это отразилось и на облике куманов — западных половцев и на их языке, наличие большего количества огузских элементов отличало их язык от языка их восточных родичей, чему свидетельство язык такого памятника, как «Кодекс Куманикус». Эти же особенности сохранились, в определенной степени, и в современном ногайском языке, что также подтверждает преемственность ногайцев западным половцам. Народ «черные клобуки», упоминаются в русских летописях, начиная с XII в., Это был союз огузских племен упоминавшихся прежде, из тех, кто вошел в военный союз с киевскими князьями, часть их постепенно вошла и в состав населения Киевской Руси. Рашид-ад-дин, автор исторического сочинения XIV в. «Джамиъ ат Таварих» при описании похода монголов на южную Русь отметил, что это была страна русских и «народа черных шапок» (перс.«Каум-и кулях-и-сиях»). Ан-Нувайри, сообщая о золотоордынских кыпчаках, называет одно из одиннадцати кипчакских, племенем черных шапок — «Кара-боркли». (Возможно что еще одно написание одного из этнонимов внутри кыпчаков «карабароглы» это то же самое караборкли, что можно объяснить чтением арабских букв со сменой огласовок) Некоторые авторы второй половины XIX соотносили черных клобуков русских летописей с современными каракалпаками Английский исследователь 70-х годов XIX в. Ховорс отождествлял каракалпаков с печенегами и с «народом черных шапок» Рашид-ад-дина. [2] Он считал, что прямыми потомками печенегов были ногаи, часть которых, занимавшая степи вблизи Аральского моря, получила название каракалпаков, «названных так в связи с носимыми ими черными шапками»[3] Вот яркий пример, как носимая одежда, в данном случае — головные уборы, становиться основой для этнической идентификации. Этот этноним в форме «бес калпак», «кара калпак» упоминается в татарских и башкирских шеджере .(Д.М. Исхаков)[4] В шеджере и эпосах каракалпаков сохранилась память о миграции с берегов Волги и пребывании некогда до того в пределах Крыма [5]. (например шеджере племени Муьйтен,о котором мы упоминали уже в статье Народ Ногая ч.1) Папаха (боьрк, калпак) Судя по всему, папаха является именно огузским изобретением, она до сих пор является традиционным мужским головным убором у туркмен и каракалпаков. У туркмен она называется «тельпек» Бытующие у каракалпаков формы папах это большая папаха круглого типа «шоьгирме» и малая папаха по типу кубанки с суконным верхом, называемая кураш. Такого же типа шапки с суконным верхом (красным либо синим существовали и у туркмен). Такого типа небольшие черные каракулевые шапки у туркменов (в отличие от более привычных массивных) описал в своих путевых заметках венгерский ученый Арминий Вамбери в XIX в.

 

Каракалпакgallery_8583_5_22572.jpgastrahan_nogay.png

Что же понимать под черными шапками, носимыми некогда черными клобуками? На эту тему существуют разные мнения, некоторые исследователи склонны смысл слова клобук, калпак сводить к войлочным черным шапкам (кийиз боьрк),а другие –к меховым шапкам по типу папахи. Иные вовсе происхождение термина черные клобуки сводят к коническим шлемам того времени, также называемым клобуками. На самом деле такое толкование «клобук — шлем» плохо соотноситься со словами Ан-Нувайри, который называет этот народ именно кара-боьркли(черные шапки) и Рашид-ад-Дина, который использовал тот же термин на персидском. Сами же названия папахи у туркмен и каракалпаков – тельпек, боьрк, калпак, странным образом применяются и к папахам и к войлочным шапкам (часто черного цвета). Это рождает путаницу у исследователя, но легко объясняется методом изготовления папахи — у тех и тех, зафиксированном этнографами – основой для круглой папахи служил войлочный конус, на который нашивалась сверху овчина. То есть мы имеем дело с модификациями одного и того же головного убора исходно. Кроме того, словом калпак называется традиционный головной убор крымских татар и ногайцев в виде каракулевой папахи, запечатленный на гравюрах и картинах.

 

turkman03.jpgТуркмены

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но ведь Бердақ Қарғабайұлы писал во второй половине 19 века когда уже была широко распространена версия о происхождении этнонима от названия головного убора.

К тому же смысл слов поэта, по моему, можно понимать по вашему, но и по другому, например, что сын Малика Разыхак в молодости носил косички "гулпак" и черную шапку "кара калпак", поэтому и получил свое название "калпак".

 

Почему версия? Уже при Ураз Мухаммеде в 16 веке произошло разделение каракалпаков от ногаев, те которые остались западнее так и остались ногайцами, а кто ушел на юго-восток стали каракалпаками, ясно давая понять, что они потомки древних каракалпаков, к тому же Приаралье, куда сместились каракалпаки их древняя Родина. А объединившись под флагом Абдал Гаффара, прочно утвердили себя как народ. Можно полагать, в среде Ногайской орды слово "гулпак" было незнакомо, иначе и на казахском языке это слово имело бы широкое распространение. "Гулпак" общее название айдара, кекила, тулумшака, которые так и произносятся в зависимости, где пучки волос оставляются. Если на лбу - кекил шаш, на макушке - айдар шаш, по две косички на макушке - тулумшак. Именно эти термины широко известны у тюрков, только каракалпаки и туркмены иногда произносят общее название "гулпак". Это связано с древними обычаями - "Гулпак той" - празднование по поводу годовщины рождения ребенка, независимо девочка или мальчик. Это слово внедрено каракалпаками-аборигенами, так как, полагаю "каракалпакам-скитальцам" это слово также было незнакомо. Бердах из моих предков, то есть, из аборигенов. Он ясно и внятно написал, что есть что. Поэтому Ваша версия не имеет почвы.

Как по Вашему, карапапахи тоже носили косички "гулпак" и поэтому прозвали себя карапапахами? И каракалпаки, и карапапахи появились как народ в одно и то же время, в 16 веке.

 

Вкратце о Бердимурате Гаргабай улы (Бердах)

 

http://jaslar.narod.ru/library_cult5.html

 

Творческое наследие Бердаха занимает особое место в духовной жизни каракалпакского народа. В лучших его произведениях звучит мужественный гражданский голос в защиту человеческих прав своего народа, подвергавшегося бесчеловечному угнетению в его «жестокий век», наиболее точно и правдиво выражены думы и чаяния обездоленных людей труда. 

Стихи и поэмы Бердаха, переведенные на многие языки братских народов нашей страны, входят в золотой фонд классической поэзии прошлого. Дооктябрьская судьба каракалпакского народа — это многоактная драма со многими трагическими исходами, в которой главный герой, идя своей грозовой дорогой, успел лишиться всего, кроме своего человеческого достоинства, своей черной шапки на голове и песни на устах. А если же попытаться составить карту маршрутов изгнания и скитания каракалпаков, то они черными нитями пробежали бы по берегам многих больших вод: Аму-Дарьи — Днепра — Волги и Урал-реки — Сыр-Дарьи и снова уперлись бы в Аму-Дарью….. 

Впрочем, это — дело истории. Это длинная дорога, следовавших чередой лишений и невзгод, жестокой борьбы за существование и самоопределение многострадального, разоренного народа. Об этом в свое время лучше всех сказал сам Бердах: 

С тех пор, как зваться стал народом 

Каракалпак, он год за годом 

По жизни шел нелегким ходом, 

А равенства сиянья не было. 

Везде осмеянный, гонимый, 

Блуждал он, голодом губимый, 

Кляня сей мир неумолимый, 

Где людям состраданья не было. 

Терзаем нищетой и страхом, 

Он выжил, не сравнялся с прахом…

 

 

Думаю что "гулпак" и "калпак" однокоренные и основа этногенеза каракалпаков это "гулпак", так как огуузский "ғулпақ"/"g'ulpfq"/ и "ғалпақ"/"g'alpaq"/ это созвучные слова! Они современен могли означат мужскую косу (корен слов) и шапку, т.е. оба означает то что на голове. :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полат, я понимаю, что каракалпакский язык претерпел некоторую эволюцию, но не настолько, чтоб "гулпак" и "калпак" слились воедино. "Гулпак" мало распространено среди тюрков, а "калпак" он и по-крымский (крымские татары) "калпак", некоторые наши предки жили в Крыму, поэтому, видимо, там так называют. В булгарской летописи так и говорится, что кипчаков Ногая называли каракалпаками. А Ногайский улус как раз таки находился в Крыму. Оттуда после смерти Ногая "калпак" перекочевал на Волгу и вошел в шежере башкир и татаров, и что ногайцы называют его своим национальным головным убором. В конце-концов прозвище кыргызов "аккалпак", но в природе нет белого гулпака, по крайней мере у тюрков волосы темные. Вывод только один: "Каум икуляк и сиях" - "народ черных шапок".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю что "гулпак" и "калпак" однокоренные и основа этногенеза каракалпаков это "гулпак", так как огуузский "ғулпақ"/"g'ulpfq"/ и "ғалпақ"/"g'alpaq"/ это созвучные слова! Они современен могли означат мужскую косу (корен слов) и шапку, т.е. оба означает то что на голове. :turkmen1:

 

Солидарен с вами, Боке. Я тоже думаю что это не случайное созвучие, а тем более, как вы подчеркнули, оба связаны с головой. Тут что то да есть.

Поэтому предположу, что именно общетюркский термин "калпак" первичнее и потому он мог лечь в основу этнонима (какой именно был головной убор это другой вопрос - калпак в понимании казаха как войлочный рогатый или калпак "тельпек" из овечьего меха туркменский?) Лично я склоняюсь к тому, что именно туркменского типа, потому что он традиционно черного (кара) цвета и его завитушки и ну очень похожи на черные косички (пряди) волос. Поэтому по языковому правилу новому понятию могли дать слега отличимое название "кулпак". Например, в казахском языке дөңгелек (произносится - дөңгөлөк) означает круглый, круглое, но колесо как изделие стали называть доңғалақ, примеров таких много. Предполагаю, что "қалпақ" и "құлпақ" из той же оперы - одно происходит из другого.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Думаю что "гулпак" и "калпак" однокоренные и основа этногенеза каракалпаков это "гулпак", так как огуузский "ғулпақ"/"g'ulpfq"/ и "ғалпақ"/"g'alpaq"/ это созвучные слова! Они современен могли означат мужскую косу (корен слов) и шапку, т.е. оба означает то что на голове. :turkmen1:

 

Солидарен с вами, Боке. Я тоже думаю что это не случайное созвучие, а тем более, как вы подчеркнули, оба связаны с головой. Тут что то да есть.

Поэтому предположу, что именно общетюркский термин "калпак" первичнее и потому он мог лечь в основу этнонима (какой именно был головной убор это другой вопрос - калпак в понимании казаха как войлочный рогатый или калпак "тельпек" из овечьего меха туркменский?) Лично я склоняюсь к тому, что именно туркменского типа, потому что он традиционно черного (кара) цвета и его завитушки и ну очень похожи на черные косички (пряди) волос. Поэтому по языковому правилу новому понятию могли дать слега отличимое название "кулпак". Например, в казахском языке дөңгелек (произносится - дөңгөлөк) означает круглый, круглое, но колесо как изделие стали называть доңғалақ, примеров таких много. Предполагаю, что "қалпақ" и "құлпақ" из той же оперы - одно происходит из другого.

 

 

Во-первых, "ғулпақ" далеко не "қалпақ", разве что созвучны только последние слоги. Завитушки на шапке из овечьей шкуры не завязываются в узелок, так как не растут. Во-вторых, почему собственно "ғулпақ" должен звучат как "қулпақ". Это что бы подстраиваться под Вашу версию? Зачем придумывать всякие несуразицы, не понимаю?! 

Туркменский тип шапки традиционно белого цвета, по крайней мере белый цвет наравне с черным цветом, то есть, нет предпочтения на какой-либо цвет шапки, а вот каракалпаки носят именно черную шапку. Отсюда и самоназвание народа.

 

658521181e63-1.jpg Туркмены

 

8fe36075759b.jpg Каракалпаки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...