Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

Тогда откуда этот танец у Каракалпаков? здесь вроде кто то писал, что и у нихе есть аналог.

Наверное от монгольских захватчиков Чингис-хана или поздних джунгаров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29353F1D-3740-4D01-9F5D-FCF0AF681FE6_w268_r1.jpg

74-летний Арыстан Шадетулы живет в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области. Этнический репатриант из Китая, он привез с собой в Казахстан забытый танец «Кара жорга». Этот танец в последние годы приобрел широкую популярность, власти даже инициируют массовые конкурсы по танцу «Каражорга». Однако некоторые утверждают, что этот танец чужд казахской культуре.

По мне однозначно чужд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мне однозначно чужд.

В каком смысле, Макан? Кәдімгі қазақ шалы ғой (правда у нас говорят - кәдүнгі).

Вчера не понял Вас, только дошло, что Вы ведете речь о танце. :)

А Хукер обычный болтун (чалчаа хүн). :osman6ue:

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нашел следующую информацию:

Происхождение казахского танца «Кара-жорга»

( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова)

А.М.Исмаилова

«проживая мифы, мы выходим из

Времени хронологического и вступаем

в пределы качественно другого времени,

Времени Сакрального»

М.Эллиаде «Аспекты мифа»

Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты.

У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев.

Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга.

Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность».

Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае.

Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова.

В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая.

В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении .

В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» .

Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах.

Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри.

«Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) .

Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей.

В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным»

Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» .

Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили.

Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым.

В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова.

Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами.

В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова.

В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой.

Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.

Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак.

Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.»

----------------------------------------------------------

Краткие данные об авторе:

Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

то есть получается этот танец был и в начале 20 века. Получается за каких то 30-50 лет так забыли, что уже не верим что предки танцевали этот танец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спор не совсем уместен. Подобные танцы присутствуют практически у всех народов дальнего востока, даже ссылок нихочу приводить, просто погуглите. Ноги наместе и только туловище "ходит ходуном" брэйк денс.

http://www.youtube.com/watch?v=-ZZMDUM7a58

обратите внимание на нанайский костюм, кого то он напоминает...

:qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.youtube.com/watch?v=-ZZMDUM7a58

обратите внимание на нанайский костюм, кого то он напоминает...

:qyrgyz_new:

По подобию к танцу Кара Жорга и рядом не стоят.

Я вообще удивляюсь, тому, что если наши предки танцевали этот танец, за каких то 30-40 лет так оболванили потомков, которые не только не признают но и начинают уничижать свою культуру и традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну раз чуть отвлеклись от темы, то считаю очевидным фактом, не требуюещго оспаривания, что традиционная плечевая верхняя одежда, головные уборы и обувь монголоязычных народов это составная и неотъемлемая часть традиции народов Дальнего Востока, таких как нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, эвенки, маньчжуры и другие, т.е. можно так назвать "Приморская традиция" (мои фотографии, приведенные в Галерее и в теме Национальные костюмы ЦА в качестве наглядного примера были кем-то удалены, но каждый желающий может воочию убедиться в правдивости моих слов путем самостоятельного поиска)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В спорах о новоявленном танце "Кара жорга" казахское общество раскололось на два лагеря:

- одни считают, что мужские танцы у казахов были испокон веков и "Кара жорга" старинный казахский танец;

- другие считают, что у казахов мужского танца как такового не было, а "Кара жорга" создан на базе монгольской (я уточняю - ойратской) танцевальной традиции.

Лично я состою во второй партии :osman6ue: и вот почему:

1. Утверждения о наличии у казахов мужских танцев считаю голословным, построенным на факте наличия заимствованных танцев лишь в ряде регионов, таких как Горный Алтай, СУАР КНР, Западная Монголия, где казахи непосредственно граничат с ойратскими племенами и взаимообогащаются культурами;

2. Как писал в начале темы со слов стариков ув.Шалқар, в 20-х годах прошлого века этот танец назывался у казахов Восточного Казахстана "Қалмақтың қара жорғасы" (калмыцкий, т.е. ойратский танец "Кара жорга");

3. Со слов самого аксакала из Китая Арыстана Шадетулы (см: выше) "Кара жорга" по сути танец шаманов, который имеет и другие названия "Аю биі" (Танец медведя), "Буын биі" (Танец суставов), "Қалмақ биі" (Танец калмыков, т.е. ойратов) и др.

4. А если обратить внимание на современную жизнь, то любой может заметить такую особенность у казахов, как подражание мужчинами казахами в танце традиции других народов - в соответствующих ситуациях (праздники, свадьбы и прочее) начинают вытанцевывать хоть что (современные эстрадные, твист, шейк, рэп, брейк, лезгинка, макарена, испанские, чечетка, цыганочка, восточные, русская плясовая, гапака и прочее :az1: ), но не свое казахское. Почему? Ответ прост - у казахов не существовало своего мужского танца, нет традиции!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В спорах о новоявленном танце "Кара жорга" казахское общество раскололось на два лагеря:

- одни считают, что мужские танцы у казахов были испокон веков и "Кара жорга" старинный казахский танец;

- другие считают, что у казахов мужского танца как такового не было, а "Кара жорга" создан на базе монгольской (я уточняю - ойратской) танцевальной традиции.

Лично я состою во второй партии :osman6ue: и вот почему:

1. Утверждения о наличии у казахов мужских танцев считаю голословным, построенным на факте наличия заимствованных танцев лишь в ряде регионов, таких как Горный Алтай, СУАР КНР, Западная Монголия, где казахи непосредственно граничат с ойратскими племенами и взаимообогащаются културами;

2. Как писал в начале темы со слов стариков ув.Шалқар, в 20-х годах прошлого века этот танец назывался у казахов Восточного Казахстана "Қалмақтың қара жорғасы" (калмыцкий, т.е. ойратский танец "Кара жорга");

3. Со слов самого аксакала из Китая Арыстана Шадетулы (см: выше) "Кара жорга" по сути танец шаманов, который имеет и другие названия "Аю биі" (Танец медведя), "Буын биі" (Танец суставов), "Қалмақ биі" (Танец калмыков, т.е. ойратов) и др.

4. А если обратить внимание на современную жизнь, то любой может заметить такую особенность у казахов, как подражание мужчинами казахами в танце традиции других народов - в соответствующих ситуациях (праздники, свадьбы и прочее) начинают вытанцевывать хоть что (современные эстрадные, твист, шейк, рэп, брейк, лезгинка, макарена, испанские, чечетка, цыганочка, восточные, русская плясовая, гапака и прочее :az1: ), но не свое казахское. Почему? Ответ прост - у казахов не существовало своего мужского танца, нет традиции!

Мне кажется Ваши выводы несколько поспешные.

Если бы здесь были бы узкие специалисты (культурологи, филологи,специалисты по фольклорным танцам) и дали бы разъяснение.

Факт остается фактом танцевали широко в начале 20 века, а значить танцевали и ранее. Насколько ранее?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется Ваши выводы несколько поспешные.

Если бы здесь были бы узкие специалисты (культурологи, филологи,специалисты по фольклорным танцам) и дали бы разъяснение.

Я выссказал лишь свое мнение.

Факт остается фактом танцевали широко в начале 20 века, а значить танцевали и ранее. Насколько ранее?

Можно поподробнее, где широко и кто?

И еще вопрос, когда Вы участвуете в каком-либо увеселительном мероприятии, то что предпочитаете танцевать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В спорах о новоявленном танце "Кара жорга" казахское общество раскололось на два лагеря:

- одни считают, что мужские танцы у казахов были испокон веков и "Кара жорга" старинный казахский танец;

- другие считают, что у казахов мужского танца как такового не было, а "Кара жорга" создан на базе монгольской (я уточняю - ойратской) танцевальной традиции.

...

Если говорить что у казахов какой-то только один танец "Кара жорга" какой то совершенный и традицией на миллионы лет, то конечно это полный абсурд - современный шоу бизнес.

А если говорить что у казахов был ли танец? То однозначно ответ был, один из доказательства само слово "би" который означает танец.

Но сущность "би" ("бий") и понятие танца как современное принципиально отличается.

Может казахи которые имели сношение с ойротами, или казахи которые имеют ойротское происхождение сохранили этот танец "би" или точнее разузнали и создали свой собственный вариант. О котором я намекнул что казахи тоже имеют свой стиль "би, бий". (Помню смутно когда я был маленьким какие-то казахи приехали в наш аул, пили веселились и кто-то из них показывал казахский "би" внутри юрта. Вообщем "би, бий" основывается на мимику повседневнего действия кочевников у казахского "би, бий" был элементы связанные с беркутом, беркутчи как мне вспоминается что и видется в движении "казаха бии-левшего")

kazak-exodus-29.jpg

Это он что то видел лису и отправил или отправляет своего беркута. :qazaq1:

Насчет современного "кара жорга" - это просто шоу или выдумка шоу-менеджеров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я выссказал лишь свое мнение.

Можно поподробнее, где широко и кто?

И еще вопрос, когда Вы участвуете в каком-либо увеселительном мероприятии, то что предпочитаете танцевать?

Все очень просто, задайте в нет запрос Казахские народные танцы и увидите, что танцы были и их много было, это я по танцевальной народной традции.

Тем более перед этим показал статью про Кара Жорга. Ведь умельцы танцевали на мероприятиях

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет современного "кара жорга" - это просто шоу или выдумка шоу-менеджеров.

А Вы читали статью выложенную мной? какой здесь шоу и выдумка если этот танец был популярен в начале 20 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если говорить что у казахов был ли танец? То однозначно ответ был, один из доказательства само слово "би" который означает танец.

Хе-хе, несмышленыш мой дорогой. :D Би - не доказательство наличия у казахов мужского танца, би - общее понятие танец, пляска, используется в отношении женского танца:

9T9dXF1w45o0XKFyrz3xmlW34pNv15.jpg

Помню смутно когда я был маленьким какие-то казахи приехали в наш аул, пили веселились и кто-то из них показывал казахский "би" внутри юрта. Вообщем "би, бий" основывается на мимику повседневнего действия кочевников у казахского "би, бий" был элементы связанные с беркутом, беркутчи как мне вспоминается что и видется в движении "казаха бии-левшего".

Наверняка к Вам приезжали опять-таки монгольские кереи. Вы тогда ведь были еще несмышленышем, маленьким, хе-хе. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все очень просто, задайте в нет запрос Казахские народные танцы и увидите, что танцы были и их много было, это я по танцевальной народной традции.

Тем более перед этим показал статью про Кара Жорга. Ведь умельцы танцевали на мероприятиях

Да, чего только не пишут в Ин-те, если всему верить...

Но если нам всем честно признаться, то женский танец у казахов действительно развит широко и богато, вот только несколько танцев: Жар-Жар, Қамажай, Алтынай, Қосалқа, Шашу, Қоштасу, Келіншек, Өрмек, Киіз тоқу и др.

И самое главное - ИХ ВСЕ ЗНАЮТ и ТАНЦУЮТ.

И какие называют мужскими? Всем ставший известный только в последние 10 лет Қара жорға (он же Буын биі, он же Бақсы биі, он же Аю биі и т.д.), да еще несколько упоминаемых, но на самом деле никому не известных и неизвестно в какой местности практикующихся: Қылышпен би, Мерген, Қоян мен Бүркіт, Көкпар.

Здесь же самое главное - ИХ НИКТО НЕ ЗНАЕТ, НЕ ТАНЦЕВАЛ и НЕ ТАНЦУЮТ.

(это все мое имхо, если что) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но опять же возвращаюсь (повторюсь какой раз) к своей статье. Танцевали и в начале 20-го века, и известным танец был далеко не только за последние 10 лет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самый древний танец (со времен первобытно-общинного строя), только не кара жорга, а кара шагала, ласточка :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

9T9dXF1w45o0XKFyrz3xmlW34pNv15.jpg

...

Эта одежда девушки как я думаю не чисто казахское, может более современное нововведение.

Или что то намек что корень из сибирских народов финно-угорского происхождения. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта одежда девушки как я думаю не чисто казахское, может более современное нововведение.

Или что то намек что корень из сибирских народов финно-угорского происхождения. :rolleyes:

Хе-хе, несмышленыш, это самая что ни на есть казахская одежда девушек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вся политика России с Петровских времен была направлена на геноцид казахов, вытравливалось все. И все ради того, чтобы забылась прежняя история ависимости русских от казахов. Потери были велики, в том числе культурные. В 1929 году во всем Казахстане еле были найдены всего два кобызши в дальних аулах, и с них началось возрождение кобыза. Из всех инструментов только домбра выжила во многих регионах. В Казахстане запрещалось даже джигитовка на коне. Все народы, например, в цирке имели такие номера, а казахи нет. Такую же печальную участь постигли и танцы. Лет 50 назад одна еврейка возрождала древние один казахский танец по старым описаниям, наскальным рисункам, и это воспринималось как проявление интернационализма. Любая же попытка восстановить народные традиции расценивалась как буржуазная и преследовалась. Развернувшийся здесь диспут по поводу танца Кара-Жорга продолжение той же колониальной политики. Танцы были присущи всем народам мира, как проявление быта, традиций. То, что у родственных народов, или имеющих схожий быт есть сходные танцы, музыка - обычное явление, и приписывать кому-то первенство - глупость. Например, лезгинка, присутствующий у всех кавказских народов неотделим от них. Танцы могли иметь истоки многие тысячи лет назад, и иметь продолжение в различных вариациях. Поэтому с тем же успехом первенство танцев таких, как Кара-Жорга смело можно отнести и к тюркам, и считать, что монгольские народы их заимствовали. И объяснить просто, что такого геноцида, как против казахов не было!Вот еще один пример сохранения танца. Последняя находка танец "Бүркіт би" в исполнении 80-летнего старика, который долгие годы хранил память об этом великолепном танце:http://www.youtube.com/watch?v=gft93XKjMC4

Считаю спор о танцах бесперспективным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...