Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Сенсация: «Сокровенное сказание монголов» нужно переводить заново

 

- В вашей книге можно ли узнать значения имен монголов, фигурирующих в ССМ?

- Есть более 100 имён в книге, большинство из них можно было бы легко интерпретировать, но до сих пор мы не могли понять их из-за неправильного произношения или толкования. Матери в то время давали имя своим детям в знак их отличительных качеств. Например, имя Додой Черби – на самом деле «Тоодой» /низкорослый – в совр.монгольском/. Толковали неправильно, так как сначала не могли отличить “д” и “т” в монгольской традиционной письменности.

Есть в ССМ имена Хоту, Году и Год, а правильно было бы написать Ход. Как вы знаете, наречие “ход ход” монголы используют для описания того, как кто-то смеется. То есть, мальчика назвали Ход, потому что он хихикает или громко смеется.

- А что означает имя Боорчи /близкий друг и советник Чингисхаана/?

- Оно означает “боорцог” /монгольское печенье/. Слово “боорцог” пишется в монгольской письменности как “богорчог”, и в некоторых диалектах монгольского языка оно произносится как “боорчо”.

Имя “Субээдэй” /сын Зүчи/ происходит от слова “ухаан сүвтэй” /выделяется умом, тонкость ума/. А Өүлэн /мать Чингисхаана/ можно толковать как большой или высокорослый.

В толковом словаре монгольского языка Д.Цэвэла пишется, что “детей высокого роста называли өөлэй”. Также неправильно толкуют имя Бөртэ /жена Чингисхаана, связывая его с мифом о волке. Это имя происходит от слова “бөртийх” /показаться немного/, что означало детей низкого роста.

http://asiarussia.ru/persons/8977/

 

В том числе и родословная Чингизхана ,в сокровенном сказаний нет ни слова о кият борджигинах .

 

I. РОДОСЛОВНАЯ И ДЕТСТВО ТЕМУЧЖИНА (ЧИНГИСА)

§ 1. Предком Чингис-хана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган,

§ 2. Сын Бата-Чигана - Тамача. Сын Тамачи - Хоричар-Мерган. Сын Хоричар-Мергана - Аучжам-Бороул. Сын Аучжам-Бороула - Сали-Хачау. Сын Сали-Хачау - Еке-Нидун. Сын Еке-Нидуна - Сим-Сочи. Сим-Сочиев сын -Харчу.

§ 3. Сын Харчу - Борчжигидай-Мерган - был женат на Монголчжин-гоа. Сын Борчжигидай-Мергана - Тороголчжин-Баян-был женат на Борохчин-гоа, имел отрока-слугу, по имени Боролдай-Суялби, да двух скаковых меринов-Дайир и Боро. У Тороголчжина было двое сыновей: Дува-Сохор и Добун-Мерган.

§ 4. У Дува-Сохора был один-единственный глаз, посреди лба, которым он мог видеть на целых три кочевки.

§ 5. Однажды Дува-Сохор, вместе со своим младшим братом Добун-Мерганом, взобрался на Бурхан-халдун. Наблюдая с высоты Бурхан-халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-то группа людей.

§ 6. И говорит: 'Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей!' И он послал своего младшего брата Добун-Мергана разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мергану, если окажется, что она незамужняя.

§ 7. Добун-Мерган побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица, по имени Алан-гоа, красивая очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная.

§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.

 

Ответ на вопрос читателей Алтын Орды Калибека Данияров .

Кият-Борджигин — это выдумка и фальсификация, которой нет ни в одном первоисточнике. Ни в героическом эпосе Шынгысхан, ни у Рашид-ад-Дина.
 Нет Борджигинов и в сообщении Ибн-аль-Сира. Других первоисточников по истории Шынгысхана не сушествует.
Что же касается якобы общетюркской родословной Шынгысхана, то к XIII веку Тюркский каганат уже давно развалился.
 Восточно — Тюркский каганат прекратил свое существование в 745 году. Ко времени Шынгысхана существовали только отдельные тюркские рода.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 minutes ago, Kirikmiltik said:

 

 

Кият-Борджигин — это выдумка и фальсификация, которой нет ни в одном первоисточнике. Ни в героическом эпосе Шынгысхан, ни у Рашид-ад-Дина.
 Нет Борджигинов и в сообщении Ибн-аль-Сира. Других первоисточников по истории Шынгысхана не сушествует.
Что же касается якобы общетюркской родословной Шынгысхана, то к XIII веку Тюркский каганат уже давно развалился.
 Восточно — Тюркский каганат прекратил свое существование в 745 году. Ко времени Шынгысхана существовали только отдельные тюркские рода.

 

 

Quote

 

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

УПОМИНАНИЕ О ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕНАХ, ПРОЗВАНИЕМ КОТОРЫХ В ДАВНЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО МОНГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПЛЕМЕН, КАК ТО БУДЕТ ПОДРОБНО ИЗЪЯСНЕНО [НИЖЕ]

 

|А 29б| ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТОГО РАЗДЕЛА

Упоминание о тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин, кои суть колена и племена, происшедшие от рода [племен] нукуз и кият, ушедших на Эргунэ-кун и существовавших до времени Дубун-Баяна и Алан-Гоа

Согласно тому, что подробно изложено в предисловии к этой благословенной книге, монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племен, их облик и речь сходны между собою. Весь этот народ ведет [свой] род от Яфеса, сына пророка Нуха, – да будет над ним мир! – которого называют Булджа [Абулджа]-хан и который был общим предком тюркских племен. Но так как прошла отдаленная эпоха и [миновало] длительное время, а протяженность дней является причиной забвения обстоятельств, у тюрков же не было ни книг, ни письменности, то они не смогли записать летописи четырех-пяти тысяч лет и [потому] не имеют установленной и достоверной старой летописи, кроме нескольких сказаний, которые [будучи] ближе [всего] к настоящему времени, дошли до них путем изустной передачи, и они внушают их [своим] детям.

У этих племен – смежные друг с другом юрты [места кочевий] и местности, и определенно установлено, откуда и докуда был юрт у каждого племени.

Все их юрты простираются от пределов страны уйгуров до границ Хитая и Джурджэ 768 в тех областях, которые ныне называют Могулистан. Упоминание этих местностей и подробности о них изложены выше. Примерно за две тысячи лет до настоящего [времени] у того племени, которое в древности называли монгол, случилась распря с другими тюркскими племенами и закончилась сражением и войной. Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживающих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь |S 60| горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились.

Каждая их ветвь стала известной под определенным именем и названием и стала отдельным обаком 769, а под [термином] обак [имеются [154] в виду] те, кои принадлежат к определенным кости и роду. Эти обаки еще раз разветвились. В настоящее время у монгольских племен так установлено, что те, которые появились от этих ветвей, чаще всего состоят между собой в родстве, и монгол-дарлекины – суть они. Слово же монгол сперва звучало [букв. было] мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный». По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият – множественное число от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият.

Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и пространство [занимаемой им] земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным [по выполнению] путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И [вот] они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись |А 30а| все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми харварами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место; что разом этими семидесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не расплавился. [В результате] оттуда было добыто безмерное [количество] железа и [вместе с тем] открылся и проход. Они все вместе откочевали и вышли из той теснины на простор степи. Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну. Точно так же раздувало [мехи] и то племя, которое иззестно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветвям.

Несколько других племен претендуют на [участие в] раздувании мехов, но вышеупомянутые племена не признают за ними [этого] и утверждают, что племя кунгират, состоящее из стольких [отдельных] ветвей, подробности о котором приведутся ниже, а равно и то [племя, что] появилось от этих Нукуза и Кияна на Эргунэ-куне, прежде других, без совета и обсуждения, вышли [из ущелья], потоптав ногами очаги других племен. Те племена убеждены, что получившая известность болезнь ног [племени] кунгират обусловлена тем, что |S 61| оно, не сговорившись с другими, вышло [из ущелья] прежде [всех] и бесстрашно попрало ногами их огни и очаги; по этой причине племя кунгират удручено.

Группа монголов, живущая в настоящее время здесь и видевшая Эргунэ-кун, утверждает, что хотя это место [для жизни] тяжелое, но не до такой степени, [как говорят], целью же расплавления ими горы было [лишь] открытие иного пути для [своей] славы.

Так как Добун-Баян, который был мужем Алан-Гоа, происходил из рода Кияна, а Алан-Гоа из племени куралас, то родословная |А 30б| Чингиз-хана, как было изложено [выше], восходит к ним. Вследствие этого [люди] не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, и у рода Чингиз-хана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом нового года, приготовлять кузнечные мехи, горн [155] и уголь; они раскаляют немного железа и, положив [его] на наковальню, бьют молотом и вытягивают [в полосу] в благодарность [за свое освобождение].

Несмотря на то, что по той причине, которая была подробно изложена выше, в древние времена это племя называли кият, однако после Добун-Баяна, поскольку от него появились многочисленные племена, ветви и колена [кабилэ], то каждое колено было отмечено каким-нибудь [особым] именем и прозванием, а прозвание кият исчезло.

После того потомок в шестом колене Алан-Гоа, по имени Кабул-хан, породил шесть сыновей. Так как они все были богатырями, великими и пользующимися уважением людьми и царевичами, то кият стало вновь их прозванием. С той поры некоторых детей [Кабул-хана] и его род называют кият, и в частности называют кият детей одного из его сыновей, Бартан-бахадура, бывшего дедом Чингиз-хана. В то время у Бартан-бахадура был старший сын, имя его Мунгэду 770-Киян: Мунгэду же значит «человек, у которого много родимых пятен», у него же на шее было большое родимое пятно. Был он великим бахадуром, и многие кияты, которые ныне находятся в стране Дешт-и Кипчак, происходят из его рода, его двоюродных братьев по отцу и родичей. Несмотря на то, что Чингиз-хан, его предки и братья принадлежат, согласно вышеупомянутому [своему] авторитету, к племени кият, однако прозванием детей Есугэй-бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин; они – и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. Цвет [кожи] их впадает в желтизну. Они были очень отважны и весьма смелы, так что их мужество вошло в пословицу. Когда у других племен случалась друг с другом война, они искали у них [бурджигинов] обязательства [в поддержке своей стороны], прибегали и осыпали [их] подношениями и дарами и обращались к помощи их силы и могущества. С их помощью и поддержкою они покоряли и поражали [своих] сильных врагов. То, что известно у монголов о положении их, это – то немногое, что [было] изложено. Соответственно тому, что будет изложено подробно ниже, от них произошло много племен. Основной причиной многословности и растянутости памятки о племенах являются племя нирун и предки Чингиз-хана, которые все принадлежат к одной ветви и к роду тех двух людей, которые некогда ушли на Эргунэ-кун. Там они долгое время нарождались и размножались; от них появились ответвления, ветви и племена, называемые монгол-дарлекины. От их потомков и из [их] чресел возникло много племен. Некоторые племена те, которые происходят от Добун-Баяна и Алан-Гоа и разветвились на многочисленные роды, как будет подробно изъяснено в части второй и третьей. Перед этим, во время Чингиз-хана и его именитого рода, из этих двух племен, нукуз и кият, были эмиры. Теперь, в государстве Ирана, к племени нукуз принадлежит Джурчи – эмир тысячи 771, сыновья которого, Кара и Сунитай 772, – также эмиры тысяч. В той тысяче, которой прежде, в благополучное правление Абага-хана, ведал Джаукур из племени джалаир, бывший из рода Мукали-гойона, имеется много [лиц], принадлежащих к этому племени нукуз, однако известных и пользующихся значением нет. Имеется ветвь племени нирун, которую называют [также] [156] нукуз, она произошла от Гэнду-чинэ и Улукчин 773-чинэ, которые оба суть сыновья Чаракэ-лингума. Последний некогда взял жену своего брата – хатун – Тумбинэ 774-хана, и от нее имел этих двух сыновей. Потомство и род их называют чинэ, а также и нукуз. Лица, которые хорошо знают эти племена и их ветви, умеют проводить разницу и различать обоих нукузов.

Эти нукузы происходят от детей Гэнду-чинэ и Улугчин-чинэ, другие же суть род Чаракэ-линкума, происшедший от других жен. Они все предки племен тайджиут, и подробное объяснение этому будет изложено в разделе о [племенах] тайджиут. Так как оба племени, нукуз и кият, ответвились от них после истребления монгольского племени, то их жизненные обстоятельства, [каждого] в отдельности, являются истоком [особой] летописи, и нет нужды упоминать [теперь же] предшествующие [обстоятельства], которые подробно не выяснены.

Обстоятельные и подробные изложения рода, ветвей и потомства, которые пошли от них до того времени, когда появилась Алан-Гоа и ее дети, а их называют монгол-дарлекин, мы изложим последовательно |А 31а| каждое в отдельности на своем месте, с той частью рассказов о них, которая имеет отношение к упоминанию о ветви [каждого], в следующем подробном перечислении:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

§ 42. Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот. Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот. Бугу-Хатаги стал родоначальником племени Хатаги. Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин.

Quote

§ 63. 'Снился мне, сват Есугай, снился мне этою ночью сон, будто снисшел ко мне на руку белый сокол, зажавший в когтях солнце и луну. По поводу этого своего сна я говорил людям: Солнце и луну можно ведь видеть только лишь взглядом своим; а тут вот прилетел с солнцем и луной в когтях этот сокол и снисшел ко мне на руку, белый спустился. Что-то он предвещает? - подумал лишь я, как вижу: подъезжаешь, сват Есугай, ты со своим сыном. Как случиться такому сну? Не иначе, что это вы - духом своего Киятского племени--являлись во сне моем и предрекали!

Quote

§ 67. По дороге, в Цекцерской степи - Шира-кеере, пировали Татары. Повстречавшись с ними, Есугай-Баатур решил задержаться на празднике, так как томился жаждой. Татары же, оказывается, его знали. 'Это Есугай-Киян явился', - рассуждали они и вспомнили свои старые обиды и счеты. 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Kirikmiltik said:

По моему  вы путаете Киян и Кият разные имена .

Quote

По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият – множественное число от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Steppe Man сказал:

 

Ну раз Киян это большой поток ,а как же быть с Киятом - видимо то же в потоке дело .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Kirikmiltik сказал:

- А что означает имя Боорчи /близкий друг и советник Чингисхаана/?

- Оно означает “боорцог” /монгольское печенье/. Слово “боорцог” пишется в монгольской письменности как “богорчог”, и в некоторых диалектах монгольского языка оно произносится как “боорчо”.

 

Боорчи не печенье и не баурсак. :) Это монгольская огласовка тюркского титула Богурчи (стольник).

Единственно в чем прав автор фольковой статьи, это то, что и в тюркском титуле богурчи, и в тюркском слове боурсак, в обеих словах основа тоже тюркское "богур" - зерно пшеницы, хлеб.

 

15 часов назад, Kirikmiltik сказал:

 

Куда испарилась обязательная буква в имени "р"? Или имя великого хана писал человек с дефектом речи, не выговаривающий этот звук? :)

 

По моему  вы путаете Киян и Кият разные имена .

 

Они с таким же успехом разные, как Керей и Керейт, Урянхай и Урянхат, Онгу и Онгут, Кипчак и Кипчаут. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Боорчи не печенье и не баурсак. :) Это монгольская огласовка тюркского титула Богурчи (стольник).

Единственно в чем прав автор фольковой статьи, это то, что и в тюркском титуле богурчи, и в тюркском слове боурсак, в обеих словах основа тоже тюркское "богур" - зерно пшеницы, хлеб.

 

 

Куда испарилась обязательная буква в имени "р"? Или имя великого хана писал человек с дефектом речи, не выговаривающий этот звук? :)

 

 

Они с таким же успехом разные, как Керей и Керейт, Урянхай и Урянхат, Онгу и Онгут, Кипчак и Кипчаут. :)

 

 Если чисто поржать сойдет. а в остальном все по прежнему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Kirikmiltik сказал:

 Если чисто поржать сойдет. а в остальном все по прежнему.

 

1) Вы всерьез верите автору статьи про печеньки от Нуланд?

2) Вы хотите поспорить с чтением Ашина Шэни? http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4561-чингиз-хан-2/&page=35#comment-244326

3) Я так понял вы тоже в лагере любителей исторических тёзок?

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Kirikmiltik сказал:

сдается мне мой друг  что вы штаны себе протираете почем зря ,а может быть и клаву .

 

Хотите купить мне штаны и клаву, дорогой мой алчи татарин?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Легендарный Эргене-кон предков Чингизхана в труде Хондемира "Халасат ал-Ахбар" опять таки  связывается не с монголами (в смысле монголоязычных народов), а с тюрками монголами!

 

"... Огуз-хан, при Божьей помощи возложил на главу корону Царскую, поднял знамя завоеваний и в продолжение 73-х лет, покорил весь Туркестан до пределов Бохары.

... Когда же рука судьбы дописала страницу жизни его, он назначил наследником сына своего Менгель-хана, который правил 102 года и в старости передал власть сыну своему Иль-Хану. В правление Иль-Хана, Тур сын Феридуна, получивший себе в удел страны Мавараннагра, соединяясь с Сююндж-Ханом последним из владетелей татарских, вознамерился убить Иль-Хана и истребить весь народ его и приближенных. По определению Божию, одолев моголов, он побил большую часть из них, так, что кроме Каяна сына Иль-хана (АКБ: Кията), двоюродного брата его с матерней стороны, Тегуза, и двух женщин, находившихся с ними, никто из моголов не остался в живых. Скрывшись между убитыми на поле сражения, они по наступлении ночи обратились в бегство, сев на коней быстротою подобных ветру, и к рассвету приехали в такое место, где множество гор столь тесно сходилось, что из них невозможно было найти выхода. С большим трудом достигли они вершины одной горы, откуда увидели прекрасный луг, осеняемый плодоносными деревьями и орошаемый источниками приятнейшей воды: в сие место, называемое Тюрками Эргэнэ Кун, то есть, крупный скат, они спустились и остались там навсегда. Чрез несколько времени от сих четырех человек произошли многочисленные племена; потомки Каяновы именовались Киятами, а Тегузовы Дерлигинами. В последствии Кияты и Дерлигины размножились до такой степени, что не могли поместиться в Эргэне Кун, и оставив сие место, как упомянуто в известных летописях, устремились на земли могольские, где вступив в битву с владевшим оным народом, одержали над ними победу. После сего управление моголами утверждено было за Ельдузом, сыном Менгель-Ходжи и внуком Тимур-Таша, происходившего из рода Каяна. Ельдуз-Хан имел сына, именем Чубине, которому Бог даровал дочь Аланкову."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 19.09.2017 в 11:43, АксКерБорж сказал:

Легендарный Эргене-кон предков Чингизхана в труде Хондемира "Халасат ал-Ахбар" опять таки  связывается не с монголами (в смысле монголоязычных народов), а с тюрками монголами!

Уже писал, что Хондемир следует традиции и совмещает происхождение тюрков и монголов. Относительно ЧХ он однозначно пишет монгол и повторяет сюжетную канву ССМ и РАДа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Уже писал, что Хондемир следует традиции и совмещает происхождение тюрков и монголов.

 

Нет. Не один Хондемир, все средневековые авторы уверенно причисляли Чингизхана и окружавшие его татарские племена к тюркам, но с оговоркой, что это самые восточные тюрки, тюрки Китая, неверные тюрки.

 

2 часа назад, Rust сказал:

Относительно ЧХ он однозначно пишет монгол

 

Можете привести цитату из труда?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
56 минут назад, АксКерБорж сказал:

Нет. Не один Хондемир, все средневековые авторы уверенно причисляли Чингизхана и окружавшие его татарские племена к тюркам, но с оговоркой, что это самые восточные тюрки, тюрки Китая, неверные тюрки.

Опять 25. Может ознакомите нас со ВСЕМИ средневековыми авторами, кто УВЕРЕНО причисляет ЧХ к тюркам?  Ваша категоричность вновь сыграет с Вами злую шутку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
57 минут назад, АксКерБорж сказал:

Можете привести цитату из труда?

Цитата

При самом вступлении его на престол, умер Ирдемджи, оставив 27 сыновей, из коих Сугуджиджин был старший и умнейший; посему Есукай, назначив его наследником отцовского достоинства, по совету его пошел войною на Татар и разграбил их имущества и богатства; потом отправился в Дилун Булдак и в двадцатый день Дзул-Каде 29 549 года, в свиное лето 30,

«В сем счастливом месте Государыня родила Чингиз-Хана, который держал в руке комок запекшейся крови, что было предвестием истребления его врагов.» [14]

Сугуджиджин представил Есукай-Багадуру, что родившийся сын есть звезда, которая осветить большую часть обитаемого мира, и как около сего времени кончилось могущество одного Царя Татарского Темучина, то ребенок был назван Темучином. В 572 году, будучи только тринадцати лет, лишился он отца, а вскоре потом умер и Сугуджиджин, оставив малолетнего сына именем Караджар-Нойона; народ же и приближенные Есукай-Багадура, оставив Темучина, соединились с Тайчиутами. [15]

Отделение Второе.

От Темучина до разделения владений Моголов между сыновьями его.

Пожалуйста. Темуджин получил имя в честь Татарского богатыря, у Хондемира "Царя Татарского Темучина".

Ниже название главы - будет достаточно? Прочитайте наконец весь текст Хондемира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.09.2017 в 16:06, Rust сказал:

Может ознакомите нас со ВСЕМИ средневековыми авторами, кто УВЕРЕНО причисляет ЧХ к тюркам? 

 

Приводил же их, сколько можно? Все (их много!) мусульманские авторы причисляют их к тюркам.

 

В 20.09.2017 в 16:11, Rust сказал:

Пожалуйста. Темуджин получил имя в честь Татарского богатыря, у Хондемира "Царя Татарского Темучина".

 

Ну, во-первых, не Темуджин, а Темурджин [джан].

А во-вторых, мы с вами говорим (и уже не в первый раз) о разных татарах. Я о собирательном термине по отношению ко всем племенам, упоминаемых в связи с Чингизханом, а вы про отдельное одноименное племя.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.09.2017 в 17:55, Kirikmiltik сказал:

Разговор не о чем , сдается мне мой друг  что вы штаны себе протираете почем зря ,а может быть и клаву .

 

Все забываю вас спросить, вы до 2010 года постили на форуме под ником Naimchuud?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 20.09.2017 в 18:08, АксКерБорж сказал:

Приводил же их, сколько можно? Все (их много!) мусульманские авторы причисляют их к тюркам.

Ну, во-первых, не Темуджин, а Темурджин [джан].

А во-вторых, сы с вами говорим (и уже не в первый раз) о разных татарах. Я о собирательном термине по отношению ко всем племенам, упоминаемых в связи с Чингизханом, а вы про отдельное одноименное племя.

Ув. АКБ, можно позавидовать Вашей изворотливости. Где ВСЕ мусульманские авторы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Rust сказал:

Ув. АКБ, можно позавидовать Вашей изворотливости. Где ВСЕ мусульманские авторы?

 

Я уже приводил некоторых авторов. Чисто время не позволяет мне сделать специальную подборку.

 

Но взамен никому не нужной подборки я могу предложить еще более интересные цитаты про тюрков татар;) Итак поехали:

 

Рашид ад-Дин "Джами ат-Таварих":

"... О границах некоторых местностей, [обитаемых] тюркскими народами, о подробностях, [касающихся] их названий и прозвищ каждого из ответвлений этих народов, из [всего] того, что [об этом] известно." 

"... Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Алкары,  в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш, [гора] Каракорум, горы Алтая, река Уругун (Орган), в области киргизов и кэм-кэмджиутов, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулстана и принадлежащих народу кераит, как то: [по рекам и озерам] Онон, Кэлуран, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Ииркуджин-Тук?р?м, Калаалджин-Элэт и Уткух, кои смежны с Китайской стеной. [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению." 

"... Один народ из них (мугулов) с древних времён известен под именем тюрков."

"... Мугулы представляли собою категорию тюрков."

"... С эпохи мугулов, - последние же были одним из тюркских народов."

"... Большую часть тюрков теперь называют мугулами."

"... Ибо в древности мугулы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племён."

"... В древности у племени мугул случилась распря с другими тюркскими племенами."

"... А вообще же татарами тогда именовались многие тюркские племена."

"... Прозванием детей Есугей-бахадура стало Кият-Бурджигин, что по-тюркски значит человек, глаза которого синие» (АКБ: неужели это надо понимать как "что по-кочевнически значит"? :))

"... О названных народах известно (кереиты, найманы, онгуты, киргизы, жалаиры, татары, меркиты, …), что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун, путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово мугул стало именем их рода, и это название переносят теперь на другие народы .... - последние же были одним из тюркских народов."

"... Относительно тех тюркских племен, которых в настоящее время называют мугулами, но в древние времена каждое из этих племен в отдельности носило [свое] особое прозвище и имя; от каждого произошли [родовые] ветви и племена, вроде народов: джалаиры, ойраты, татары и другие ... Так как внешность, фигура, прозвание, язык, обычаи и манеры их были близки у одних с другими и хотя в древности они имели небольшое различие в языке и в обычаях."

"... Он-хан был государем кераитов, конкаитов и других племен, которые входили [в состав] кераитов. Они были славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с мунгульскими племенами, и их обычаи, нравы, наречия и словарный запас [луғат] – близки друг к другу. Вначале у Он-хана имя было Тғрл (АКБ: так в оригинале текста), на тюркском языке и [языке] племени кераит есть Тұнқрұл. Этим [именем] они называют птицу, которая, хотя ее никто и не видел, известна среди людей и прославлена, подобно западной [птице] Анка."

 

Абулгазы Бахадур хан "Шаджара-и Таракима":

Свою главу «Монгольские поколения» заключает фразой, что речь шла о тюрках: "По своим силам мы о некоторых тюркских поколениях рассказали."

 

Ибн ал-Асир "Ал-камил фи-т-тарих":

"... Татары большое тюркское племя". Татарами автор называет также найманов под предводительством Кучлука. Более того, татарами он называет и войско под предводительством полководцев Джебе и Супатая.

 

Махмуд Кашгари "Дивану Лугат ат-Тюрк":

"... Тюрки состоят из двадцати племен. Они все происходят от Тюрка, сына Яфета, сына пророка Ноя….Первое племя вблизи Рума – печенеги (бэчэнэк), затем идут кыпчаки (кыфчак), затем – Огузы (огуз), затем – ямаки (йэмэк), башкиры (башгырт), басмилы (басмыл), кайы (кай), ябаку (йабаку), татары (татар), киризы (кыргыз). Это племя вблизи Чина (Син). Все эти племена расположились от Рума на Восток. Затем идут чигилы (чигил), затем – тухси (тохсы), ягма (йагма), играки (ыграк), чаруки (чарук), чумулы (чумул), уйгуры (Уйгур), тангуты (танут), китаи (Китай), - и они в Чине; затем идут тавгачи (тавгач) – они в Мачине. Эти племена расположены между югом и севером."

 

Аноним "Худуд ал-Алам" (географический трактат "Книга о пределах мира от востока к западу"):

"... Они (татары) из расы токузгузов."

 

Аль-Омари также именует орду Чингизхана татарами.

 

Ан-Нувайри аналогично.

 

Г.Рубруквис "Записки...":

"... Татары не имеют нигде постоянного места жительства и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца." 

(АКБ: он прошёл через земли западных тюрков – кыпчаков/половцев/куманов и имел чёткое представление о тюркском языке и о самих тюрках, думаю, если бы он услышал современные отговорки типа того, что в те времена термин "тюрк" обозначал не тюркскую этничность и тюркский язык, а кочевников вообще, то наверно бы он не поехал дальше в Великую ставку умерев тут же на месте от разрыва кишок :lol:)

 

Марко Поло "Книга о разнообразии мира":

"... Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул; в каждой области свой народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле - татары."

 

Г.Е. Грумм-Гржимайло "Западная Монголия и Урянхайский край":

"... Мэн-гу в глазах китайцев были лишь отраслью тюрков – татар."

 

Пельо:

"... Нынешний Темоджин есть черный татарин."

 

"Мэн-да Бэй-лу":

"... Черные татары, в том числе кереиты."

 

 

Думаю эта подборка более интересная. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Мы здесь говорим не о татарах, так как их понимаете Вы. Давайте не будем объяснять источники опираясь на свое понимание татар?

Вы с большим апломбом заявили о ВСЕХ мусульманских источниках, а приводите данные по татарам, которые были тюрками. Отуз-татары, токуз-татары, татары в Кимакском каганате и т.д.

Приведите данные по ЧХ - что его называют тюрком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что еще нужно? По моему, все достаточно очевидно.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
34 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Что еще нужно? По моему, все достаточно очевидно.

Очевидно только Вам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Rust сказал:

Очевидно только Вам.

 

А еще было очевидно Рашид ад-Дину, Джувейни, Вассафу и всем остальным современникам. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

АКБ - я Вам не раз писал, Ваша категоричность ничем не доказывается — какие ВСЕ остальные современники? Из приведенных ссылок мы видим лишь некоторых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...