Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

Обсуждение этногенеза и истории хунну и гуннов продолжаем в эт ой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

источники описывают гуннов как монголоидов.

Европеоидные черепа в хуннских могильниках Найман Толгой и Эрдэнэ Мандал были выявлены Тибором Тотом, при этом в ряде случаев монголоидность в них фиксировалась как некоторое влияние [Toth, 1967. P. 382 – 383; Toth,2000. P. 213 – 217].

Академик Георг Дебец, один из основоположников отечественной антропологии, хотя и относил данный этнос к «палеосибирской расе», подчеркивал существенность европеоидного компонента в этногенезе хунну.

Находки из Иволгинского археологического комплекса (городища и могильника), из захоронений Ильмовой Пади, Черемуховой Пади, Дырестуйского Култука и других памятников во всем многообразии показали мир духовной и материальной культуры гуннов, ее высокий уровень.

Благодаря археологическим раскопкам, у гуннов было выявлено комплексное хозяйство, где наряду со скотоводством значительное развитие получили ремесла и земледелие. Антропологический состав населения был также неоднороден и включал монголоидные, европеоидные и смешанные типы.

Гунны не являлись чистыми монголоидами, еще до начала своего движения на запад из Центральной Азии. Об этом свидетельствуют черепа из гуннских захоронений III-IV вв., обнаруженных на территории Средней Азии, которые характеризуются признаками "ослабленной монголоидности" (Неразик Е.Е. Некоторых направлениях этнических связей населения Южного и и Юго-Восточного Приаралья в IV- VIII вв. // История, археология и этнография Средней Азии. Москва. 1968. С.197-207).

Археологические источники свидетельствуют о том, что антропологический облик тюрко-язычных кочевников, вторгавшихся в Европу, как правило, был неоднородным и среди них встречались как носители преобладающих монголоидных характеристик, так и европеиодных, равно как и носители смешанных типов. Так, в гунских захоронениях на территории Венгрии, Румынии и Словакии погребены как монголоиды, так и европеоиды, а также носители смешанных европеодных-монголоидных типов. При этом исследователи затрудняются как с выделением чистого "гунского" антропологического типа, так и с определением соотношения численности представителей разных расовых групп в составе гуннов (Maenchen-Helfen Otto J. The world of the Huns: Studies in Their History and Culture. Berkeley. 1973. P/ 364-367).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1.

За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э.. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, вероятно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.

2.

Гу́нны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов. В китайских источниках упоминаются как хунну или сюнну. Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая

3.

Аммиан Марцелин

Гунны

Римский историк Аммиан Марцеллин писал в конце IV века. Отрывок о гуннах взят из его «Истории»

Племя гуннов, о которых древние писатели осведомлены очень мало, обитает за Мэотийским болотом в сторону Ледовитого океана и превосходит в своей дикости всякую меру. Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко изрезывают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей или уподобить тем грубо обтесанным наподобие человека чурбанам, какие ставятся на концах мостов. При столь диком безобразии в них человеческого образа они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть.

Никогда они не укрываются в какие бы то ни было здания; но, напротив, избегают их, как гробниц, отрешенных от обычного обихода людей. У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду. И на чужбине входят они под кров только в случае крайней необходимости, так как не считают себя в безопасности под кровом. ...Тело они прикрывают льняной одеждой или же сшитой из шкурок лесных мышей. Нет у них различия между домашним платьем и выходной одеждой: но раз одетая на шею туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения. Голову покрывают они кривыми шапками, свои обросшие волосами ноги—козьими шкурами; обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг.. Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях.

Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что ни попадется на пути. Иной раз, будучи чем-нибудь задеты, они вступают в битву; в бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства. Вследствие их чрезвычайной быстроты никогда не случается видеть, чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком. Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей 'до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден—далеко оттуда, вырос—еще дальше. Когда нет войны, они вероломны, непостоянны, легко поддаются всякому дуновению перепадающей новой надежды, во всем полагаются на дикую ярость. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведений, что честно, что не честно, не надежные в слове и темные, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту, до того изменчивы и скоры на гнев, что иной раз в тот же самый день отступаются от своих союзников без всякого подстрекательства и точно также без чьего бы то ни было посредства опять мирятся.

А.Н. Бернштам

Очерк истории гуннов.

// Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.

Первое событие, которое отмечается источниками в связи с возвышением гуннов, — разгром аланов. около 370 г. связан с именем Валамира. Как сообщают древние авторы, в частности Аммиан Марцеллин, аланы были кочевниками. Во многом они были похожи на гуннов. Для характеристики их социального строя достаточно указания Аммиана Марцеллина: «они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения; в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами». Отличие их от гуннов Аммиан Марцеллин видит в том, что они «с более мягким и более культурным образом жизни». Кроме того, некоторые авторы отмечают и антропо-

логические различия. Иордан отмечает, что гунны «завоевали аланов, утомив их беспрерывной борьбой; аланы не уступали им в военном деле, а образованностью, образом жизни и наружностью существенно отличались от них»...

Отмечают монголоидный тип гуннов, в противовес европеоидному аланов, и древние авторы (например Аммиан Марцеллин)...

Вероятно, из этой среды и составилась значительная часть «автохтонов» восточноевропейск

гуннов, которые в совокупности с более южными племенами (напоминаю, что готский и аланский союз не включали всего населения юга Восточной Европы), с остатками того же разбитого аланского союза, а также вместе с азиатскими гуннами (в свою очередь смешавшимися с среднеазиатскими племенами и не представляющими чистых «монгольских» гуннов), составили западногуннский племенной союз.

Более осёдлые скотоводы и в антропологическом типе отличаются от номадов. Мы отмечали ранее кочевников двух типов — «гуннского» и «аланского». Это деление крайне условно и показывает лишь, что вопрос о степени влияния разных условий кочевого быта на различие в антропологических типах ещё не решён. Если эта проблема будет разрешена, то тогда, возможно, объяснится и наличие на юге России двух антропологических типов, «гуннского» и «аланского», в Азии гуннского и динлинского. Мы предполагаем, что различия между гуннами и аланами вызваны принадлежностью тех и других не только к разным этническим группам племён, но и к разным социально-экономическим образованиям. Гунны происходили из районов степей, в прошлом были охотниками и скотоводами; аланы были скотоводами пастушеского типа (т.е. знали земледелие). Может быть, в этих условиях происхождения и формирования гуннских и аланских племён и кроются объяснения различия их антропологического типа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.infpol.ru/news/673/134300.php

В Улан-Удэ поклонники гуннской культуры впервые отметят языческий Новый год

02.10.2012

На первое празднование планируется собрать до двух тысяч человек

Фонд гуннского наследия намерен возобновить древние традиции и начать встречу Нового года с первым снегом. Уже 14 октября в Этнографическом музее Бурятии состоится большой народный праздник, в котором примут участие общественные организации республики. В планах собрать на Новый год гуннов до двух тысяч человек. С утра до обеда в Этнографическом музее проводят старый год, а ровно в полдень жители Бурятии встретят новый год. Летоисчисление в те времена шло от предков.

- Языческий Новый год праздновался, когда был собран весь урожай, когда люди уже отработали и готовились к новому периоду в жизни. Новая луна, первый снег - все это выпадало на 14 октября, - рассказал infpol.ru президент Фонда гуннского наследия Олег Булутов.

Тогда, по словам ученого, люди устраивали народные гуляния. Кроме того, вместо индивидуального дня рождения язычники прибавляли себе год жизни 14 октября. Старше на год в этот день становились и животные.

- Все вместе люди начинали жить по-новому. В это время в древних племенах было принято праздновать свадьбы, - объясняет Олег Булутов.

Напомним, что 2013 год жители Бурятии будут отмечать еще трижды. Официальный государственный Новый год по григорианскому календарю наступит 1 января. Затем россиянам предстоит встретить Новый год по старому стилю (по юлианскому календарю), и только в феврале наступит Новый год Змеи по лунному календарю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://buryatia.asia/gunny-v-buryatii/

Гунны в Бурятии

В Бурятии ведутся крупнейшие археологические раскопки захоронений эпохи империи хунну

13 августа в местности, которая относится к селу Зарубино Джидинского района, было открыто новое гуннское захоронение. Сейчас археологи анализируют собранный материал. На очереди еще несколько расположенных неподалеку погребальных курганов возрастом около двух тысяч лет.

Масштабное исследование гуннов

На протяжении многих лет археологи и ученые пытаются разгадать тайну одной из самых великих мировых империй — империи гуннов.

Масштабный проект по изучению гуннских захоронений стартовал в конце июля близ поселка Наушки. Стоит отметить, что этот проект — заказ федеральных властей. Для его реализации объединились несколько ведомств — Российская академия наук, государственный Эрмитаж. Следовательно, находки являются федеральной собственностью и в Бурятии не останутся. Хотя, как признаются сами археологи, это еще предмет обсуждения.

Местность, где были найдены курганы, называется Оргойтон. Такое название ей дал археолог Талька Гринцевич сто лет назад. Провести разведочные работы в Оргойтоне Сергей Минаев хотел 20 лет. Историк-археолог, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук, специалист по истории Центральной Азии в гуннскую эпоху: тайну гуннов Сергей Минаев пытается раскрыть со студенческих времен.

100 километров от цивилизации

Четыре года назад им были проведены большие раскопки в Царане (недалеко от Оргойтона), где было обнаружено самое крупное в России гуннское захоронение. Вообще, местность вдоль левого берега Селенги богата на подобные курганы. Посреди степи часто можно увидеть каменные возвышения.

Добраться до Оргойтона непросто. О местонахождении археологов знали единицы. Команде журналистов — газеты “Номер один” и “Путеводителя по Бурятии” издательской группы Visa — помог китайский коллекционер антиквариата Максим Джао, который однажды уже был в этой местности.

Захоронение находится примерно в 100 километрах от Кяхты. Трудность заключалась в том, что курганы находятся в дикой местности. Там нет дорог. Путь проходит через глубокие овраги. Обычная машина с такими нагрузками не справится. Нам приходилось постоянно подниматься в гору и спускаться с крутого склона. Часто начинали путь заново, так как оказывалось, что заехали не туда. Наконец мы увидели палатки археологов.

Древние расхитители гробниц

В Оргойтоне оказалось несколько курганов. Один из них археологи уже разобрали. Правда, гробница оказалась разграбленной. Была найдена лишь челюсть погребенного, которая находилась выше самой могилы, что является плохим знаком для археологов: здесь уже кто-то побывал. Причем еще сотни лет назад. Самому же захоронению свыше двух тысяч лет. Насчет более точной даты ученые спорят.

Курганная культура гуннов предполагает квадратную или округлую каменную конструкцию, которая хорошо читалась на уровне поверхности. Грабить могли либо соплеменники, либо потомки, причем не генетические, а население, которое заселилось в этой местности впоследствии.

— В гробнице ничего нет, — рассказывает Николай Николаев, начальник центрально-азиатской археологической экспедиции государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). — Скелета нет. Это потрясающий случай. Хотя было проведено полноценное захоронение. Причем захоронение имеет высокий статус. Это видно по мощной каменной кладке. Это своеобразный каменный саркофаг, в который когда-то был помещен гроб с телом усопшего. То, что здесь был гроб, это точно. Наличие гробов характерно для гуннской погребальной традиции. Мы нашли фрагменты дерева. Какая-то деревянная конструкция здесь была.

Как отметил Николай Николаев, это гробница довольно молодого человека, подростка. Такой вывод был сделан по челюсти: в ней обозначились не все зубы. Но подросток из знатного рода, так как для молодого человека такая гробница — более чем шикарно.

Древние грабители гроб не поднимали. Вытащили того, кто там находился. Обычно в гробнице присутствует сопроводительный инвентарь. Его можно разделить на две категории: вещи, которые положили целенаправленно, и вещи, которые попали в могилу “на покойнике”, то есть это все, что связано с костюмами — нашивки, поясные пряжки, предметы быта и обихода, керамика, оружие: вещи, связанные с погребенным. Как говорят археологи, по специфике погребального комплекса можно определить характер деятельности погребенного: “Это ставка одного из вождей. Это однозначно” — делают вывод ученые.

Зеркало для мертвых

Также в захоронении был найден осколок зеркала. У археологов существует теория, что существовал определенный обряд, связанный с зеркалом.

— Какие-то обряды шаманистического вида проводились гуннами, — говорит Николай Николаев. — Не знаю, какие были его особенности, но шаманизм был.

Есть один эпизод в древних китайских письмах, который позволяет сделать такой вывод. Как указывается в этих письмах, в конце 90-х годов до нашей эры к гуннам в плен попал китайский полководец. В это время происходит смена правителей из Шаньюев. После прихода нового Шаньюя неожиданно заболевает его мама, то есть жена умершего Шаньюя. Новый вождь обращается к шаману, чтобы он выяснил, как ее вылечить.

“И там есть потрясающая фраза! — говорит Николай Николаев. — Шаман говорит: “Я встречался с Шаньюем, и он сказал то-то”. По этой фразе можно сказать, что существовал широко распространенный обряд, после которого шаман смог улететь на небо, пообщаться с духом умершего, что характерно для шаманизма.

Этот обряд построен вокруг зеркала. То есть в открытую экспедицией могилу зеркало, возможно, было положено для того, чтобы родственники могли пообщаться с погребенным впоследствии.

Ключ к разгадке древних тайн

Культура гуннов представляет большой интерес для научного общества. Гунны — это модель общества, которую можно наблюдать в разных формах в других культурах. Изучив культуру гуннов, можно получить ключ к разгадке культуры других народов.

— Формирование племенного союза было связано с определенной группой племен, которые были впоследствии названы хунну, — говорит Николай Николаев. — По мере того как всякая организационная структура разрастается, начинается каскад процессов — акультуризации, ассимиляции, структуризации этих племен по новой системе. На выходе мы имеем нечто среднее. И это четко выражено в тех памятниках, которые мы сейчас раскапываем.

Наличие курганов древнего народа также подтверждает тот факт, что Улан-Удэ — самый древний город в России.

— Это безусловно так, — говорит Сергей Минаев. — На том месте, где сейчас стоит Улан-Удэ, раньше также находилось городище.

В Оргойтоне осталось несколько больших погребальных курганов, тайны которых археологам еще предстоит раскрыть.

Екатерина Хыртыгеева, “Номер один” от 19 августа 2009 года

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.arigus-tv.ru/news/detail.php?ID=26709

Улан-удэнцы отметили День древнего города. Что это за праздник?

07.09.2012

Костюмы разных эпох и династий, стрельба, скачки, национальная борьба и дегустация национальных блюд кочевников.

Они первые в Забайкалье стали использовать железо. Жители Поднебесной от их нападок воздвигли Великую стену. Война играла в жизни гуннов огромную роль. Искусство боя достигло у них большой высоты. По сей день на историческом месте раздаётся звон железа.

- Роман Арестов, представитель г. Тула: Мы на таких фестивалях в год по несколько раз. А этот, наш любимый фестиваль, потому что наша тема совпадает с этим местом. Поэтому, в общем-то, это родной фестиваль. И военная техника боя и всё остальное. Мы имеем определённый опыт в историческом движении, пытаемся воссоздать. Поэтому мы представляем одежду именно коренных жителей, которые здесь жили в V веке.

О возрасте Улан-Удэ говорят много, кто-то считает, что городу 346 лет. Некоторые временем его основания считают зарождение гуннского племени, прапредков бурят, а значит и Улан-Удэ - наследник города, существовавшего 2 тысячи лет назад.

- Мария Бадмацыренова, начальник отдела развития туризма Администрации г. Улан-Удэ: Бурятия является одним из крупных хранителей гуннов на территории России. И сегодня на Иволгинском гуннском городище, том историческом месте, где был северный форпост гуннского государства 2000 лет назад, проводится вторая годовщина древнего города.

Участие в реконструкции исторических событий приняли 13 школ города, каждая команда показала обряды и обычаи того народа, который был выбран для презентации. Так же на праздник приехали и представители других регионов из Тулы, Хакасии и Саха (Якутия).

На празднике можно было воочию понаблюдать за обрядом поклонения духам местности. Увидеть выступления борцов и лучников. А так же познакомиться с национальными блюдами разных народов.

Завершился праздник скачками и вручением дипломов за лучший школьный проект.

http://www.ulan-ude-eg.ru/admin-goroda/details.php?ELEMENT_ID=72998

10.09.2012

ДЕНЬ ДРЕВНЕГО ГОРОДА ОТМЕТИЛИ В УЛАН-УДЭ 7 СЕНТЯБРЯ

Презентации клубов исторической реконструкции городов России, костюмы разных эпох и династий, стрельба на скаку и национальная борьба, бесплатная дегустация национальных блюд кочевников – это лишь малая часть запланированного в День древнего города 7 сентября.

В 10.00 в зале №1 Администрации города прошла встреча-презентация с участием представителей научного сообщества Бурятии. С 12 до 17 часов на территории гуннского городища в п. Сужа прошел ежегодный Фестиваль гуннской культуры.

Как любой центр международного туризма, Улан-Удэ развивает уникальные проекты, которые сделают город интересным для еще большего круга путешественников и туристов. Последние исследования историков и яркие материальные находки, найденные на территории г.Улан-Удэ и пригорода, дают основания считать наш город древнейшим городом России, история которого уходит корнями в I век до н.э., в эпоху могущественных Хунну.

Многие века назад место слияния двух рек Уды и Селенги служило оживленной переправой на Великом Чайном пути. Пригород столицы Бурятии обладает уникальным археологическим комплексом - раскопками оборонительных сооружений Иволгинского гуннского городища. Этот комплекс входит в число важнейших археологических памятников хунну на территории Бурятии.

Раскопки ученых этого городища доказали, что это был крупный военный, административный, торгово-ремесленный, культурно-хозяйственный центр хуннской империи. Население древнего города составляло около трех тысяч человек. Здесь раскопано 51 жилище и ремесленные мастерские. Артефакты, как на городище, так и в расположенном рядом могильнике, датируются временем основания города –I веком до нашей эры. Именно поэтому ученые предполагают, что на Гуннском городище, возможно, располагалась столица одного из хуннских вождей – шаньюев.

Город Улан-Удэ - столица Бурятии, расположен на той же территории, где и предполагаемая древняя столица гуннов. Слияние Селенги и Уды, их обширные, плодородные долины, издревле считались стратегически важной точкой, выгодной для оседлого проживания. Эта проторенная дорога на караванных путях никогда не пустовала.

В 2012 году уже во второй раз по инициативе Администрации г.Улан-Удэ будет отмечаться «День древнего города». Целью мероприятия является создание яркого событийного мероприятия интересного как туристам, так и жителям г.Улан-Удэ, а также популяризация исторического наследия гуннской культуры.

«День древнего города» – это туристический проект, призванный продемонстрировать не только один из самых древних протогородских комплексов на территории России, но и возродить интерес жителей Бурятии к истории гуннского периода нашего края.

Одним из ярких мероприятий Дня древнего города стал автопробег «Улан-Удэ – Венгрия: гунны – путь предков», который стартовал 22 июля 2012г. Участниками и инициаторами автопробега стали 8 женщин из Бурятского клуба авто путешественников «Содружество ОМ» и руководитель Фонда исторического наследия «Гуннский фонд». Организационную и финансовую поддержку оказала Администрация г.Улан-Удэ в лице Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму. Встреча участников пробега 14 сентября в 8.00 в здании администрации города на планерном совещании.

Во время автопробега были проведены встречи в городах по историческому маршруту «Гуннское кольцо»: Иркутск, Абакан, Омск, Казань, Элиста, Днепропетровск, где состоялись презентация туристского потенциала нашего города и передвижной выставки инвестиционного проекта «Город гуннов».

Конечной точкой автопробега стало участие во Всемирном Большом Курултае гуннских народов «Туран» в Венгрии в г.Бугац. Делегация Бурятии произвела огромный фурор, тем, что на автомобилях проделала такой длинный путь и передала привет с исторической прародины гуннов – Бурятии. Более подробно об автопробеге на сайте www.uutravel.ru

В программе Фестиваля: обряд поклонения духам местности и за благополучие, показательные выступления клубов исторической реконструкции из городов Улан-Удэ и Тула, выступления творческих коллективов, fashion – показ, конкурсы школьных проектов, выступление борцов и лучников и др. В период праздника был развернут город мастеров с продажей сувенирной продукции, представлены кухни народов Бурятии, конкурсы и много интересного.

13387809384fcc2d0a9ef8c-0.jpg

sdsw%20bndgvjhchzypm%20phznnnfydkvc%20hguly%2021%20qmmt.jpg

Как выглядело гуннское городище

http://buryatia.rgo.ru/2011/10/29/stolica-derzhavy-xunnu-budet-vossozdana/

Хуннские хатуни

IMGA0978.jpg

Наложница шаньюя

0_6f1f2_badedd9a_XL

Ребята из клуба "Каганат"

0_73b4b_cc51a4f8_XL

Какой-то гунн

0_73b51_5d61ae87_XL

Типичный гунн

776364599ebf2336b3cb35e87e300c19.jpg

Гуннские дети

DET21E3.tmp.jpg

Президент "Гуннского фонда", шаньюй тюркских и монгольских народов Булутов Олег

0_73b4e_8380ac8a_XLIMGA0981.jpg

Шаманы из общества "Тэнгри" освящают фестиваль

0_7d3bc_e4743c96_XL

0_73b48_7df9a64e_XL

Артефакты найденные на гуннском городище - пресловутый звериный стиль

757864_b.jpg

69642765.jpg

12457608334a40cd4200552-0.jpg

Гуннские мантоварки и ковер

1003.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Mongγol-un niγuča tobčiyan как источник по истории протомонголов.

hunns

Цонгоол яст Авгачууд овогт Б.Нацагдорж МА

Ключевые слова : Сокровенное сказание Монголов, сюнну, сюйляньти, хоридай, хэлянь, Алан гоа, Добун мэргэн, хуянь, кият-борджигин, табгач, тохучар

В тринадцатом веке после образования Йэкэ Монгол улуса, новому государству потребовалось своя официальная историография и опираясь на вековые традиции историографии монголоязычных народов, было создано в 1240 г. Mongγol-un niγuča tobčiyan – Сокровенное сказание монголов, уникальный источник истории и литературы средневековых монголов. Любой монголовед считает своим долгом познакомиться с этим памятником в первую очередь. Многие исследователи из разных стран анализировали этот источник с разных сторон, и пришли к одному общему заключению, что ССМ есть уникальный памятник не только монгольской словесности, но и памятник истории и этногенеза средневековых монголов, созданный самими монголами и пропагандирующий идею единого монгольского государства.

Эти исследователи в большинстве своем заостряли свои внимание на ССМ как источник по истории средневековых монголов X-XIII вв и не обращали или почти не коснулись той части, которую по нашему мнение следует отнести к истории и этногенеза протомонголов. В настоящей работе именно об этом будет идти речь, а конкретно каким образом первые параграфы ССМ относятся к истории протомонголов.

Талантливый историк, китаист, ныне покойный профессор Д-р. Г.Сухбаатар в своей монографии “Монгол Нирун улс 330-555 он”(Улаанбаатар, 1992 он) по истории протомонголов, использовал ССМ как источник по истории и этногенезу протомонголов жоужаней, доказав правомерность такого подхода. В частности, по его мнению, протомонголы жоужани во главе с Чэлухой, сыном Мугулюя (по Г.Сухбаатару Монгол), основав свое государство в нынешней Монголии, назвали свое государство великим Нирунским государством, основываясь на предании об Алангоа. Предание об Алангоа и ее сыновей небесного происхождения, он отнес к монгольскому варианту легенды о рождении Будды Шакьямуни.

С началом проникновении буддизма к хуннам эта легенда проникла в степи Монголии и, окончательно обосновавшись тут, стала основой государственной идеи «двух законов» (монг. qoyar yosun-u üjel) и дала название третьему по счету государству протомонголов. Жоужаньское государство просуществовало на территории Монголии 330-555 гг.

Обратим внимание на то, что ССМ на самом деле начинается не из истории Алан гоа. Если мы примем во внимание гипотезу Г.Сухбаатара, то сюжеты до появления Алан гоа по логике должны относиться к раннему периоду т.е. до жоужаней. Соответствуют ли те или иные событии в истории хуннов и сяньби с сюжетами ССМ до появления Алан гоа? Если соответсвуют, то каким образом? Попытаемся ответить на эти вопросы.

В параграфе § 21. ССМ говорится: “Sünit buri čaoķen šira ķuun ķerun eruķe dotoğa-in ķeķeer oroĵu, keeli mino wiliĵu, ķeķeen ino keeli-tur mino šiŋķeķu bulee. ğarurun, naran sarain kiriyer, šira noqai metu šičabalĵaĵu ğarqu bulee. Deleme yekin uķulet ta? Teou-ber uqaasu, temdek ino Teŋķiri-in kout biyu ĵe. Qara teriutu ķuun-tur qanitqan yekin uķulet ta? Qamuğ-un qat boluasu, qaračus tende uqat ĵe!” keeba.”(”Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло), входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, той выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!”) [Козин, 1941].

Эта же легенда приводится в персоязычных трудах дворцовых историков монгольских ханов Ирана, начиная с Рашид-Ад-Дина. “Алан-Гоа принадлежала к племени куралас, являющегося одной из отраслей монгол-дарлекинов. [Алан-Гоа], согласно мнению и утверждению монголов, после кончины [своего] мужа забеременела от луча света, и от нее появилось на свет три сына; и тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение [слова] нирун есть чресла (по персидски солб, означает спина. монг.nirugun). Указание на эти чистые чресла в том, что они [сыновья] произошли от [сверхъестественного] света..” [Рашид-Ад-Дин, 1952].

По этой легенде, получается что потомство Бортэ-Чино и Хоа-Марал пресеклись на Добун мэргэне. Если это так, зачем анонимному автору ССМ потребовалось включить историю от Бортэ-Чино до Добун мэргэна? На этот вопрос пока нет ответов, хотя в последующих поколениях ламы-историки недоумевали по этому поводу, и даже не включали в свои сочинении по истории Монголии, рассказы о Бортэ-Чино и Добун мэргэна [Γoмбоджаб, 1960 стр.18].

Если на самом деле легенда о небесных сыновей Алан гоа действительно является калькой легенды о рождении царевича Сиддхарта из рода Шакья, и этноним жоужань является монгольским нируном, то по логике истории и рассказы ССМ до Алан гоа должны относиться к раннему периоду монгольской истории до появления жоужаней. Действительно параграфы ССМ до истории Алан Гоа, отличаются своими лаконичностью и краткостью. По нашему мнению, эти первые параграфы относятся к истории периода господства хуннов и сяньби в Монголии. По 8 и 9 параграфу Алан Гоа родилась от хори-тумэтского вождя Хорилартай мэргэна от его жены Баргуджин Гоа, дочери Баргудай мэргэна. Бурят-монголы из племени хори доныне сохранили родословные списки, ведущие начало от Хоридай-мэргэна. Исследователь Б.Сумьяабаатар, исследуя эти исторические памятники, пришел к выводу что Хоридай мэргэн хоринских родословных и Хорилартай мэргэн из ССМ являются одним и тем же персонажем. [Б.Сумьяабаатар, 1966 стр.24]

Кем был исторический прототип этого персонажа и почему именно хори тумэты стояли у истоков золотого рода? На этот вопрос мы отвечаем следующим образом.

Название правящего рода шаньюев хуннской державы – Сюйляньти (кит. 虛連題) является монгольским Хоридай (монг. qoridai ).

Обратимся к китайским источникам. В 89-м цзюане “Хоу Хань Шу”(История Поздней Хань) относительно южных хуннов сообщается так, “Шаньюй происходит из фамилии Сюйляньти , а из других знатных фамилий имеются Хуянь, Сюйбу, Цюлинь и Лань. Фамилия Хуянь относится к левой, а Лань и Сюйбу - к правой стороне. ” А в “Цянь Хань Шу” в 94-м цзюане о хуннов периода Маодунь шаньюя, сообщается что, “單于姓虛連題。[二]異姓有呼衍氏、須卜氏、丘林氏、蘭氏[三]四姓,為國中名族,常與單于婚姻。呼衍氏為左,蘭氏、須卜氏為右”- (шаньюй происходит из фамилии Люаньди (кит. 挛鞮). В их государстве его именуют «Чэнли гуду шаньюй». Сюнну называют небо чэнли, а сына – гуду. [Слово] шаньюй означает «обширный» и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно небу) [Таскин 1989: 33]. Очевидно что тут два варианта одного названия.

Широко известны случаи выпадении тех или иных слогов иноязычного слова, при транскрипции их китайскими летописцами с намеренными и с нечаянными ошибками с их стороны. Поэтому нами рассмотрен вариант Сюйляньти как наиболее полная передача этого этнонима.

Из исторической литературы известно, что начиная с Тоуманя, все шаньюи до распада хуннской державы выходили именно из этого рода. Позже потомки Маодуня сменили свою фамилию на Лю (кит.劉), в память ханьской принцессы которую выдали за Маодуня и таким образом считали себя наследниками Ханьской династии. Интересующихся людей мы отсылаем к работе В.С.Таскина по южным хуннам [В.С.Таскин, 1989].

Благодаря усилиям китаистов всего мира все более проясняются ранние языковые особенности китайского языка и теперь мы можем с большей уверенностью подходить к реконструкциям древникитайских изоглосс. Итак, по реконструкции одного из крупных специалистов С.А.Старостина наш сюйляньти выглядит примерно как - ha-ran-dē [С.А.Старостин, http://starling.rinet.ru].'>http://starling.rinet.ru].

Расматриваемая нами изоглосса состоит из трех слогов. Сюй+лянь+ти. Начальный слог 虛сюй, как мы считаем, передает древнемонгольский qo-, или qu- звук. Вторым 連 лянь слогом китайские летописцы передавали слог –ри алтайских языков. Например, в передаче таких слов как Цилянь (кит. 祁连), Чилянь (кит. 敕連 – титул жоужаньского хана Ути) слог лянь использовался в передаче –ри. Цилянь – название сяньбийского племени, которое кочевало в западной части державы Тоба Вэй [Г.Сүхбаатар, 1972 стр. 87]. Это племя носило такое название, потому что их кочевье находилось возле горной системы, известной у монголов с древнейших времен как Тэнгэр уул (мон. tngri aγula). В династийной истории государства Тоба Вэй в хронике “Вэй шу” в 74-м цзюане сообщается что, на языке сяньбэй цилянь (кит. 祁连) означает небо. Коментатор “Хань шу” танский историк Янь Ши Гу писал, “Тяньшань есть Цилянь. Сюнну небо называют цилянь. И ныне на сяньбэйском языке оно тоже так называется.” [там же, 1972]. Название этой горы осталась также и в трагической песне сюнну о потере родных земель. Несомненно, цилянь есть tngri алтайских языков. Слогом лянь (кит. 连) летописец передал –ри.

Минские летописцы при транскрибировании ССМ китайскими иероглифами этноним qori передали как huo-li (кит. 中豁舌里) потому что в китайском языке отстутствует монгольский звук р переднеязычный. Чтобы более точно передать этот звук в верхнем углу слога ли (кит. 里) поставили маленький иероглиф she – «язык» (кит. 舌) и указали тем самым, что звук должен быть произнесен, как переднеязычный [bayar, 1981]. Во времена хуннов не было такой налаженной системы передачи звуков их языка и естественно звуки передавались просто более подходящими слогами.

Исходя из этого мы считаем, что слогом лянь китайский летописец обозначал именно –ри.

Последний слог 題 ти мы реконструрируем как –дай. Известно что средневековые монголы суффиксом –дай, дэй обозначали принадлежность мужчины к какому либо роду. “Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати и тераучин.” [Рашид-Ад-Дин, 1952]

В расматриваемом нами периоде наличествуют многочисленные имена с окончанием –ти и у хуннов и у сяньбэй.

1. Вэньюйти ван

2. Хуяньти шаньюй (кит. 壺衍提單于)

3. Үчжүлю жоти шаньюй (кит. 烏珠 留 若提單于)

4. Цюфуюти шаньюй (кит. 丘浮 尤提單于)

5. Ифаюйлюйти шаньюй (кит. 伊伐 於 慮提單于)

Первый является титулом сюннуских князей «десять рогов», третьим по старшинству ранга. Профессор Г.Сухбаатар считал это слово монгольским ongγudai[Г.Сүхбаатар, 1980]. Второй, сюннуский шаньюй, который правил в 85-68 гг. до н.э. Остальные являются южнохуннскими шаньюями. Еще в китайских хрониках зафиксированы десятки имен с окончанием –ти относительно сяньбэй и жоужаней. Например личные имена жоужаньских ханов такие как Бати (кит. 跋提), Вэньхэти (кит. 縵紇提), Кути (кит. 庫提) [Г.Сүхбаатар, 1992 стр.210].

Поэтому мы считаем, что название хуннского правящего дома сюйляньти является передачей монгольского слова хоридай (монг. qoriyadai, qoridai варианты на бур. языке хорёодой, хоридой). С точки зрении монгольского языка Хоридай или Хорёодой означает мужчину из рода хори. Например уляньхадай кэ’эн (кит. 兀舌良中合歹 古溫) встретившийся с Добун мэргэном, охотник урянхаец [Б.Сумьяабаатар, 1990]. Поэтому интерес представляет тот факт, что китайский летописец зафиксировал название шаньюева рода с этим суффиксом –дай, который указывает родоплеменную принадлежность. Видимо, это название попало им в устной передаче, поэтому вошло в хроники с суффиксом. Люаньди в передаче “Цянь хань шу” тут вызывает некоторое недоумение, но, как мы сказали, оставим эту форму на совести китайских канцеляристов. То, что сюйляньти является qoridai’ем, подкрепляется и другими фактами.

Хэлянь (кит. 赫連) – название правящего рода сюннуской династии Ся, можно считать другим вариантом передачи нашего сюйляньти и хори.

В 407 году в Хэси в нынешнем Ордосе АРВМ КНР, южнохуннский князь Лю Бобо основал еще одно варварское государство северных кочевников, назвав его Ся [Таскин В.С. 1989 стр.131]. Сын южнохуннского князя Лю Вэйчэня, Бобо был потомком Маодунь шаньюя и сследовательно он происходил из рода сюйляньти. Хэлянь Бобо сменил свою фамилию Лю, принятое вследствии окитаизации его предков, на Хэлянь. Он задумал воскресить былую хуннскую державу и отрицал все китайское. Хэлянь Бобо заявлял: “Мы пропадем, если запремся в каком-нибудь городе. Будем носиться, как ветер степной, кидаясь на голову врага, если он бережет хвост, нападая на хвост, когда он прячет голову. Утомим и изнурим их, и через десять лет весь Север будет наш. Вот умрет Яо Син, сын которого туп, и тогда я возьму Чанъань” [Гумилев, 1966].

Юйфуло шаньюй (кит. 於扶羅) –потомок Модэ

Хучуцюань шаньюй (кит. 呼廚泉)

Лю Цюйби ван (кит. 劉去卑)

Лю Гаошэньюань ван Сюаньдоу (кит. 劉誥升爰)

Лю Ху ван Хулугу (кит. 劉虎)

Лю Баоцзы Ухуань

↓ ↓

Лю Вэйчэнь (кит. 劉衛辰) Сиуци (кит. 劉悉勿祈)

Юдидай Лихоути Бобо Чжилити Алилоинь Жомынь Чиицзянь Идоу

Особый интерес для нас представляет тот факт, что потомок Маодуня сменил свою китайскую фамилию Лю на Хэлянь. Очевидно, на то были очень веские причины, может быть, то было символом смены политической программы. Комментарии к этому поступку из китайских источников не внушает доверия.

“… Императоры и ваны связывают себя с Небом. Ибо они – его сыновья. Это прекрасный символ связанный с Небом. Поэтому отныне я меняю свою фамилию на Хэлянь(букв. величественный связь)” Цзинь шу гл.130 [Таскин В.С. 1989 стр. 137]. Слишком натянутое обьяснение, хотя не без основания. Но об этом позже.

Мы считаем, что термин хэлянь, зафиксированный через несколько веков после Маодуня, есть форма тех же сюйляньти и хори. Только присутствовавшее в сюйляньти, окончание –ти тут отсутствует. Это и понятно. В отличии от китайских летописцев, которые не смогли различать суффикс –дай, дэй, указывающий на родовую принадлежность мужчины, Хэлянь Бобо сам восстановил свою фамилию и диктовал. Поэтому тут нет –ти. По Старостину начальный слог хэ (кит. 赫) в тот период звучало примерно как hẹ̄k [С.А.Старостин, http://starling.rinet.ru ]. А вторым слогом лянь 連, как мы уже разобрали, китайские канцеляристы передавали –ри. И мы видим, что хэлянь это тот же хори. На этот раз более удачно переданный и без лишнего суффикса. Хэлянь Бобо просто восстановил свою старую хуннскую фамилию хори вместо ханьской императорской фамилии Лю.

Итак, основываясь на вышеизложенных фактах, мы считаем что сюйляньти, люаньди и хэлянь китайских династийных хроник являются передачей вариантов этнонима хори.

Теперь вернемся к ССМ. По выявленными нами данным получается, что Алан Гоа происходит из хуннского царственного дома хори. А его супруг Добун мэргэн был из рода хиян (монг. kiyan). Видимо правы были те исследователи которые идентифицировали хуннский знатный род хуянь (кит. 呼衍) с монгольским хиян-ом [Г.Сүхбаатар, 1972]. И свидетельство из “Шицзи” о том, что род шаньюя часто заключает брак с родом хуянь, подтверждается вот этими первыми параграфами ССМ.

Из источников нам известно что этот род хуянь после гибели шаньюя Юйчуцзяня северных хуннов в 93 г. вышел на первое место и возглавил борьбу с ханьской агрессией оставшихся частей северных хуннов в Западном крае. Несколько императоров династий Хань (304-318) и Ранняя Чжао (318-325) были женаты на представительницах рода хуянь. Еще 85-68 гг. до н.э. в хуннской державе шаньюем был Хуяньти (кит. 壺衍提單于) [Гумилев, 1960]. Хотя первый иероглиф этого имени отличается от первого иероглифа той передачи хуянь (кит. 呼衍) мы склонны считать, что это одно слово с уже знакомым нам окончанием –ти. Мы реконструрировали его как хиядай (монг. kiyadai) и предполагаем, что мать этого шаньюя был из рода хуянь.

Любопытные сведения о происхождении правящего рода сяньбэйского племени туфа приводится в 126-м цзюане “Цзинь шу”. “Предок туфасского дома Шоутянь родился от жены Пигу урожденной Хуе, ночью в одеяле. На сяньбэйском одеяло туфа” [Г.Сүхбаатар, 1971 стр. 86]. Вслед за Ма Чан Шоу, профессор Г.Сухбаатар считал этот Хуе одним из вариации названии рода Хуянь. По их мнению существовала экзогамия между тоба и хуянь. С точки зрения средневекового монгольского языка имя мужа Алан гоа, Добун мэргэн или Добун баян означает старшину рода Добу. Поэтому мы предполагаем, что у кияна Добу мэргэна мать Борогчин гоа была из рода Добу. Мы поддерживаем мнение Г.Сухбаатара о том, что этноним тоба связана с Добу мэргэном из ССМ. Большинство исследователей считают, что этноним тоба зафиксирована в орхонских надписях в форме табгач. Мы же считаем, что древние тюрки передали нам монгольский этноним дабагачи (мо.dabaγači). Не случайно ли муж Алан гоа носит имя Добун мэргэн или Добун баян? По нашему мнению, эпизод Добун мэргэна и Алан гоа в ССМ передает историю постхуннского периода. В имени брата Добун мэргэна Дува сохор по нашему мнению отражено этноним туфа, другая передача этнонима тоба.

Рашид-Ад-Дин в связи с происхождением племени куралас, приводит интересную легенду о происхождении племен кунгират, икирэс и олкунут. По его словам вышеназванные племена произошли от золотого сосуда – хүтүг [Рашид-Ад-Дин, т.1 книга 3, 1952 стр.48]. Тут явно следы буддийской мифологии, которая широко была распространена среди верхушки сюннуской знати. Этноним хунгирад, вероятно, действительно связан термином лебедь хун. Небесное происхождение хоринцев от лебедя-праматери, видимо, отражается в этом названии. Поэтому речь Хэлянь Бобо, нужно рассматривать в связи с этим преданием небесного происхождения хори.

Крупный специалист по ССМ Ш.Гаадамба считал что этноним олхонут (мо. olqunuγud) образован от слова олху (холм, бугр). Олху+ну+гуд с означением “те которые обитают по холмам” [Ш.Гаадамба, 1990 стр.258]. Племя Улохоу упоминается в истории Тоба Вэй, в связи с их посольством к Тоба Дао в 443 году. Улохоусцы информировали тобасский двор о храме предков табгачей, который находится в их земле. Тоба Дао приказал своим вельможам найти храм и сделать там надпись. В 1981 году китайские археологи нашли этот памятник в пещере Гасянь на территории автономного уезда Орочен, Хулунбуирского аймака АРВМ [Juha Janhunen, 1995]. Интересно, что и этот этноним улохоу связывается с холмом как и тоба. Вспомним же обьяснение китайских летописцев насчет этнонимов сяньбэй и ухуань [В.С.Таскин, 1989, стр. 13]. Мы полагаем, что рассказы ССМ, начиная с Бөртэ Чино и Хоай Марал до Добун мэргэна и Алангоа, отражают исторические реалии времен господства хуннской державы и сяньбэй.

Имя сына Бадачи хана, сына Бөртэ Чино, Тамача видимо связано с словом тамачи или таньмачи средневекового монгольского языка, которое обозначал род оккупационных войск, который располагается на завоеванной территории. Из истории хуннов нам известно, что после присоединении дунху к хуннской державе Маодунь шаньюй оставил в их земле оккупационное войско предводителей племен Гуси и Сичжу, предоставив им власть в этих краях, подкрепленную золотой печатью и титулом ван [Б.Сумьяабаатар, 1975 стр. 158]. Если Бадачи хан является титулом [Ш.Гаадамба, 1990 стр.223], а не собственным именем, тогда Тамача вполне мог быть титулом князя, который возглавляет оккупационных войск в завоеванной территории. И как мы видим, такая практика существовала у хуннов.

По параграфу § 2 ССМ сыном Тамачи является Хоричар мэргэн. “Bata-Čiqan-no koun Tamača. Tamača-in koun Qoričar-Merķan.“ [Козин, 1941 стр.28]. Значение этого имени буквально хори+чар мэргэн (кит. транскрипция 中豁舌里察兒 篾兒干) маленький хоринец мэргэн. Суффикс –čar, čеr и по сей день очень активно пользуется в монгольском языке (тэргэнцэр, ачинцар, өрмөнцөр и.т.д). Титулом мэргэн величались племенные вожди. Из ССМ мы знаем Баргудай мэргэн, Хорилартай мэргэн и Добун мэргэна. Все они являются племенными вождями. Естественно, Хоричар мэргэн, сам из рода киян, не может быть хоринцем, мы можем предполагать, что его мать была из рода хори. Видимо Тамачи был хуннским князем из рода хуянь, который имел жену из рода шаньюя. Сюда можем добавить сведения поздних монгольских хронистов-лам, о том что “borte čino-yin ači jiči bolqu damčoγ qaγan qorčin mergen nar bandi bolju nom bisalγal kibe gesen juyil jarim teuken-e bui (внук и правнук Бортэ Чино, Дамцог и Хорчин мэргэн, приняв обет банди занимались учением и медитацией)”[Jambadorji, 1984 pp.414]. Часть сюнну и верхушка сюннуской державы, как мы знаем, исповедали буддизм. Аналогичное по происхождению имя Тогочар было широко распространено среди монголов тринадцатого века и, что удивительно, оно было зафиксировано в расматриваемом нами периоде. Более подробнее остановимся на этом.

РАД сообщает нам в разделе племени хунгират следующее: “Во время Чингиз-хана был другой эмир. Имя его – Тукучар, его называли Далан-Туркакту-Тукучар по той причине, что он производил устройство плотин. В этом государстве [т.е. в Иране] Беки бахадур, эмир тысячи караунасов, которые обитали в пределах Бадгиса, был его внуком. Он находился неотлучно при особе Чингиз-хана. В то время, когда [Чингиз-хан] выступил в поход на Хитай, он отправил его в свой тыл с двумя тысячами конных для дозора [караули] из опасения племен монгол, кераит, найман и прочих, которых он подчинил себе, как бы – не дай бог, – они [снова] не изменили [ему] и не напали с тыла. ” [Рашид-Ад-Дин, т.1 книга 3, 1952 стр.50]Об этом же человеке сообщает ССМ в параграфе § 257 “Taolai ĵil Sartaul-irķen-tur Araiyar daban morilarun, Čiŋķis-qağan qatun-ača Qulan-qatun-i abun ayalarun, deuner-eče Otčiğin-Noyan-i Yeke Auruq-tur tušiĵu morilaba. ĵebe-i maŋlai ileba. ĵebe-in ķeĵiķe Subeetai-i ileba.—Subeetai-in ķeĵiķe Toqučar-i ileba. Ede ğurbani ilerun: šğadaun otču, Sultano činana qarču, bidani ķurķeulun qansatqun!” keeĵu ileba. ĵebe, tere otču, Qan-Melik-ķun balağat daariĵu, ulu koanden, ğadaun nokčiĵuu. Teuno qoinača Subeetai, mun yosuar ulu koanden nokčiĵuu. Teuno qoinača Toqučar, Qan-Melikun qiĵiar balağat qaulĵu, tariyaĵini ino dauliĵuui.” [С.А.Козин, 1941] Это имя, судя по источникам, было очень распространено среди монголов. Построение же этого имени аналогично предыдущему имени Хоричар, разобранному нами. Разбирается как того(н)+чар, в значении «маленький представитель рода Тогон». Мы считаем, что это имя Тогочар существовало у жоужаней. Имя жоужаньского правителя Тухэчжэнь (кит. 吐賀真) носившего титул Чу кэхань (кит. 處可汗) по нашему мнению нужно реконструировать как Тохучар (мо. Toqučar). Из-за отстутствия конечного –р, в китайском языке многие иноязычные слова заканчивающиеся на –р, были зафиксированы с более подходящим звуком конечного –нь. Интересно, что он носил титул Чу кэхань (кит. 處可汗), который впервые зафиксирован в связи с историей перекочевки тогонов (кит. 吐谷渾).

Основатель протомонгольского государства Тугухунь в Кукуноре, Мужун Тугухунь, поссорившись с своим братом Мужун Жологуй, укочевал с поддаными на запад. Посланец Мужун Хуя Иналоу, догнав Тугухуня, уговаривал его вернуться, передавая ему слова брата: “Чу кэхань” (кит. 處可汗). Китайский летописец тут же передает нам перевод этой фразы как эр гуань цзя т.е. «да или правильно, правитель» [Г.Сүхбаатар, 1971 стр.80] Многие исследователи видели в этом монгольское jüb qaγan.

Значение титула Чу кэхань (кит. 處可汗) у жоужаней, летописец передал словом вэй (кит. 唯) который имеет значения, 1) только, лишь; да, но; 2) междометие эй!, 3) употребляется наравне с 惟, 維 в эмфатических конструкциях; [wěi] почтительно поддакивать, соглашаться; да [В.С.Таскин, 1984 pp.441]. То есть аналогично тому, что в языке тугухуней или тогонов. Видимо этот жоужаньский хан Тухэчжэнь имел тугухуньский корень со стороны матери, поэтому носил такой титул и имя.

Теперь мы ответим на вопрос, который мы ставили в самом начале. Рассказы ССМ до Алан гоа были включены в летопись, потому что эти истории от Бөртэ Чино до Добун мэргэна, по сути рассказывали о раннем периоде господства в монгольской степи сюнну и сяньбэй до воцарении жоужаней. Неизвестный автор официальной тайной истории Великого Монгольского государства, видимо, хотел показать преемственность монгольского государства, начиная от самих первых государств, созданными протомонголами в великой степи. Тот факт, что ССМ было написано на очень архаичном, но в то же время глубоко систематизированном письменном языке, отличном от классического монгольского письменного языка, показывает, что очень давняя письменная традиция, возможно берущая свои истоки еще со времен хуннов, достигла своей вершины этим уникальным памятником. Мы не можем сказать, что все это сохранила только историческая память народа, на протяжении тысячилетий. Можно предполагать, что автор ССМ располагал источниками по истории протомонголов, к сожалению не дошедшими по тем или иным причинам до нас. В завершении мы хотим сказать, что Сокровенное Сказание Монголов является пиком развития средневековых культурно-исторических памятников монголоязычных народов, и тайны этого уникальнейшего памятника не раскрыты полностью до сих пор. Клад драгоценностей под названием Mongγol-un niγuča tobčiyan еще ждет своих исследователей с многогранными ключами.

Abstract

The Secret History of the Mongols is the not just a valuable source on the history of the mongols of the middle age. It is also important source for the ethnogenesis of the protomongols. Researching the old chinese sources in compare with the Secret History of the Mongols, the author came to the conclusions that the name of the ruling dynasty of the Xiongnu state, Xulianti 虚连题 and Helian 赫連 were actually mongolian words such as qoridai and qori . The evidence from the old chinese chronicles, that the clan of the shanyu often takes the wives from the Huyan 呼衍 clan, was approved by the evidences of the SHM.

Библиография

1. “Бурятские летописи” Улан-Удэ 1995

2. Ш. Гаадамба “Монголын нууц товчоо” Улаанбаатар. 1990

3. Гомбоджаб “Ганга-йин урусхал” Москва 1960

4. Л.Н. Гумилев “Хунну” Москва. 1960

5. B. Bayar “Mongγol-un niguča tobčiyan” Kokeqota 1981

6. С.А. Козин “Сокровенное Сказание Юань Чао Би Ши” Москва-Ленинград 1941.

7. Jambadorji “Bolor toli” Begejing 1984

8. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1-3. М.-Л. АН СССР. 1952

9. С.А. Старостин “Реконструкция древнекитайской фонологической системы” Москва.1989 http://starling.rinet.ru

10. Б. Сумьяабаатар “Mongγol-un niguča tobčiyan” Улаанбаатар. 1990

11. Б. Сумьяабаатар “Буриадын угийн бичгээс” Улаанбаатар. 1966

12. Б. Сумьяабаатар “Монгол, солонгос туургатны угсаа гарал, хэлний холбооны асуудалд” УБ. 1975

13. Г. Сүхбаатар “Сяньби” Улаанбаатар. 1971

14. Г. Сүхбаатар “Монголчуудын эртний өвөг” Улаанбаатар. 1980

15. Г. Сүхбаатар “Монгол Нирун Улс 330-555” Улаанбаатар. 1992

16. В.С. Таскин “Материалы по истории древных кочевых народов группы дунху” Москва. 1984.

17. В.С. Таскин “Материалы по истории древных кочевых народов III-V вв” Выпуск 1. Сюнну Москва. 1989

18. Juha JANHUNEN A visit to Gaxian Cave, Inner Mongolia in “EAANnouncements 15, Spring 1995”

(Статья опубликована в журнале “Буриад судлал” №2 Улаанбаатар 2009.)

http://buryat-mongolia.info/bloguud/songool/archives/94

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингис-хан тоже русский? Стало очевидно что ,монгольский язык сохраняет тайнственные признаки индо-европеиских языков. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну кто, ну кто назвал цивилизацию кочевников примитивной. Когда германцы и славяне бегали в шкурах с каменными топорами наши предки оставили такие шедевры:

fbb5057c16ea77f7.jpg

6e49a12b8d1a64527e7f999d2cc664da1c15e3bd_752.jpg

artamonov-mi-1973-203.jpg

000107.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну кто, ну кто назвал цивилизацию кочевников примитивной. Когда германцы и славяне бегали в шкурах с каменными топорами наши предки оставили такие шедевры:

fbb5057c16ea77f7.jpg

6e49a12b8d1a64527e7f999d2cc664da1c15e3bd_752.jpg

По внешности и одежде больше похожи на жителей Средней Азии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно ковер назывался "Западные народы приносят дары шаньюю". Посмотрите - они все в руках держат что-то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно ковер назывался "Западные народы приносят дары шаньюю". Посмотрите - они все в руках держат что-то.

именно такие "артефакты" дают нашим закавказским "коллегам" пищу для теорий о европеоидности пратюрок и о ложном начальном движении наших предков в евразии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

именно такие "артефакты" дают нашим закавказским "коллегам" пищу для теорий о европеоидности пратюрок и о ложном начальном движении наших предков в евразии.

Точно подметили (Мурад Аджи нервно закурил).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гунны в Бурятии

Хуннские хатуни

Предки бурятов - мengwu shivei, хунны - тюрки.

В легенде о происхождении усуней рассказывается о том, что усуньский правитель имел обширные владения на западных хуннских пределах (АКБ: равнинная часть СУАР КНР - Джунгария, Кумул, Хами, Ганьсу, районы близ западных окраин Китайской стены?).

Хунны считали уйсуньского Гуньмо, вскормленного волком, духом и особо не тревожили его. Очевидна ориентация этих легендарных мотивов на представление о происхождение усуней от великого волчьего тотема.

[Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950, т.1, стр.41]

Еще в одной китайской летописи отмечено, что и тюрки происходят из рода хуннов. Так, во время одной из грандиозных битв тюрки были истреблены, остался один десятилетний мальчик, которого волчица кормила мясом. Враг заметил это и хотел убить их. Волчица с мальчиком укрылись в стране на восток от западного моря (Аральского), в центральном уезде Алтайских гор…. В этих местах беглецы укрылись и волчица родила от подростка десять сыновей. Потомки размножились и впоследствии образовали десять племен (он ок). В их числе был знаменитый род Ашина (шене-волк). Ашина – человек с великими способностями – был признан государем, который «над воротами своего местопребывания выставил знамя с волчьей головою – в воспоминание своего происхождения».

[там же]

О значении волчьего тотема для тюрков отмечено в китайской летописи «Тан-шу» и в других источниках. Тюркский каган носил роскошный головной убор и знамена с золотой волчьей головой. Знамена с золотой волчьей головой были также у тюргешей и карлуков (6-8 вв.).

«Хан, гордясь своей силой, выставил войско, подвел…поклониться волчьему знамени».

[там же, стр.214-215]

В этническом отношении шапырашты являются потомками семиреченских хуннов, еще конкретнее – их происхождение восходит к хуннскому племени Икей (икюи), у казахов сохранившегося под именем Екей.

[Екей ру аты шапырашты. Үш ғасыр жырлары (песни трех столетий). Алма-Ата, 1965, стр.180] АКБ: как видите, книга была написана когда НАН было всего 25 лет…, так что подозрения излишни))))

Знаменитый казахский акын Суюнбай (19 в.) и великий Жамбыл происходят из рода екей. При встрече с кыргызским манапом Умбетали Суюнбай представил себя:

Екей деген ел едім

Сүйінбай деген мен едім

Я из племени екей

Акын Суюнбай

[там же, стр.183]

[Маргулан А.Х. Труды по культуре казахского народа (Қазақ халқының жазу мәдениеті бойынша еңбектері). «Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени Шапырашты» (перевод с казахского мой). Павлодар, 2005. Стр.97-117]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как вы интерпретируете имя Ашина? Монгольские ученые утверждают, что оно происходит от А-чино, т.е. благородный волк. Логично, учитывая культ волка у тюрок. Иными словами, допускаете ли вы, что правящим родом у тюрок был монгольский род?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А-шино довольно спорная интерпретация, лучше интерпретация по моему у Кляшторного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А-шино довольно спорная интерпретация, лучше интерпретация по моему у Кляшторного.

Ют,Ут(признак множественного числа на древне-тюркском) тоже спорная интерпретация?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ют,Ут(признак множественного числа на древне-тюркском) тоже спорная интерпретация?

ут ют причем здесь, как они к а-шино относятся?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ут ют причем здесь, как они к а-шино относятся?

A как AшинaC отнoсится к а-шино ? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Порой вас понять сложно.

Интерпретация А - как приставки уважения, очень спорна, стали бы тюрки и монголы ее ставить впереди, это тоже самое что добавлять приставку де из французского языка к русским фамилиям.

С этой точки зрения интерпретация Кляшторного более обоснованна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Порой вас понять сложно.

Интерпретация А - как приставки уважения, очень спорна, стали бы тюрки и монголы ее ставить впереди, это тоже самое что добавлять приставку де из французского языка к русским фамилиям.

С этой точки зрения интерпретация Кляшторного более обоснованна

И вас тоже.Почему хуннов записываете в тюрков? Где докозательства о тюркоязычии хуннов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...