Перейти к содержанию
Tengeribeki

Бурятский след на Кавказе

Рекомендуемые сообщения

http://burunen.ru/projects/detail.php?ELEMENT_ID=524

- Почему некоторые бурятские фамилии совпадают с кавказскими? - спрашивает Людмила Петрова, Кабанск.

Отвечает историк Олег Булутов.

- Мне очень много приходилось встречаться с людьми, которые задавали этот же вопрос. По этому поводу мы провели исследования с выездом на Северный Кавказ. В результате получили очень важный материал о происхождении и сходстве наших фамилий.

Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств, прозвищ или других родовых имён.

До середины XIX века фамилий на территории России не было. Процесс их приобретения в основном завершился только к 30-м годам XX века.

Бурятские и кавказские фамилии также сформировались по отчеству своего отца. В основном эти фамилии произошли от древних имён эпохи XIII века.

В 1258 году Закавказье вошло в состав государства Ильханов (или Хулагидов), занявшего обширную территорию от Дербента до Персидского залива. Больше половины Северного Кавказа оказалась под властью другого монгольского государства — Золотой Орды. Южный Дагестан и Закавказье надолго стали ареной борьбы между государством Хулагидов и Золотой Ордой. В этом противостоянии активно участвовали воинские формирования булагатов, эхиритов и хори.

После распада Великой Монгольской империи часть из них осталась на этих территориях (вспомним песню «Наян-Наваа» и географические названия). Скорее всего, эти воины имели большой авторитет у местного населения, и поэтому их именами стали называть своих детей.

К сожалению, сегодня многие на Кавказе и в Бурятии, имея абсолютно одинаковые фамилии, не знают их происхождения. Думаю, что чем больше у нас будет интереса к общей истории своих предков, тем меньше будет конфликтов и разногласий.

Приведем несколько фамилий: Абаев, Айдаев, Алсаев, Асаев, Асалханов, Багаев, Банаев, Бадиев, Бадуев, Бараев, Баратаев, Басаев, Батаев, Басанов, Бороев, Будаев, Бугдаев, Бураев, Бухаев, Габеев, Дагаев, Дадуев, Дамбаев, Дудаев, Дудеев, Елаев, Мадаев, Турлаев, Хабаев, Хамаев, Хантаев, Хараев, Хатуев, Хахаев, Хусаев, Шадаев. Мяхоев, Похоев, Ханхалаев, Шодноев, Шороев и другие. Через своих предков люди, носящие эти фамилии, родственны друг другу.

Уважаемые форумчане, выскажите свою точку зрения. Если можете, добавьте новые фамилии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://burunen.ru/projects/detail.php?ELEMENT_ID=524

- Почему некоторые бурятские фамилии совпадают с кавказскими? - спрашивает Людмила Петрова, Кабанск.

Отвечает историк Олег Булутов.

- Мне очень много приходилось встречаться с людьми, которые задавали этот же вопрос. По этому поводу мы провели исследования с выездом на Северный Кавказ. В результате получили очень важный материал о происхождении и сходстве наших фамилий.

Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств, прозвищ или других родовых имён.

До середины XIX века фамилий на территории России не было. Процесс их приобретения в основном завершился только к 30-м годам XX века.

Бурятские и кавказские фамилии также сформировались по отчеству своего отца. В основном эти фамилии произошли от древних имён эпохи XIII века.

В 1258 году Закавказье вошло в состав государства Ильханов (или Хулагидов), занявшего обширную территорию от Дербента до Персидского залива. Больше половины Северного Кавказа оказалась под властью другого монгольского государства — Золотой Орды. Южный Дагестан и Закавказье надолго стали ареной борьбы между государством Хулагидов и Золотой Ордой. В этом противостоянии активно участвовали воинские формирования булагатов, эхиритов и хори.

После распада Великой Монгольской империи часть из них осталась на этих территориях (вспомним песню «Наян-Наваа» и географические названия). Скорее всего, эти воины имели большой авторитет у местного населения, и поэтому их именами стали называть своих детей.

К сожалению, сегодня многие на Кавказе и в Бурятии, имея абсолютно одинаковые фамилии, не знают их происхождения. Думаю, что чем больше у нас будет интереса к общей истории своих предков, тем меньше будет конфликтов и разногласий.

Приведем несколько фамилий: Абаев, Айдаев, Алсаев, Асаев, Асалханов, Багаев, Банаев, Бадиев, Бадуев, Бараев, Баратаев, Басаев, Батаев, Басанов, Бороев, Будаев, Бугдаев, Бураев, Бухаев, Габеев, Дагаев, Дадуев, Дамбаев, Дудаев, Дудеев, Елаев, Мадаев, Турлаев, Хабаев, Хамаев, Хантаев, Хараев, Хатуев, Хахаев, Хусаев, Шадаев. Мяхоев, Похоев, Ханхалаев, Шодноев, Шороев и другие. Через своих предков люди, носящие эти фамилии, родственны друг другу.

Уважаемые форумчане, выскажите свою точку зрения. Если можете, добавьте новые фамилии.

Уберите -овы и -евы и найдите корень составляющего слова. Вопросы отпадут сам с сбой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уберите -овы и -евы и найдите корень составляющего слова. Вопросы отпадут сам с сбой.

В том то и дело, что вопросы остаются. Почему, например, через 7,5 веков параллели с Кавказом, причем только с чеченцами и ингушами, у бурят есть, а с казахами, киргизами нет?

Затем и нелингвисту понятно, что это не монгольские, а тюркские имена. Так, что версия о монголо-татарах не совсем выдерживает критику. По всей видимости, нужно вести речь о временах 1-го и 2-го тюркских каганатов. К тому же перечисленные фамилии носят только западные буряты, т.е не принявшие буддизм, шаманисты-тэнгрианцы, омонголенные предки якутов - курыкане. У них по всей видимости на протяжении 1,5 тыс-я сохранился вплоть до современности древний тюркский пласт имен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто монголо-татар не приводил, чтоб не выдерживало критику. На кавказе все знают происхождения своих фамилии. Фамилии происходят он имен дедов, прадедов или от названия родов. Если же не все, то большинство имеют конкретное значение на их языке. И откуда вы узнали какие у них были фамилии 750 лет назад?

Фамилия Хабаев образована от бурятского имени Хабай, которое в переводе на русский язык означает «дружба». Вероятно, родители, нарекая ребенка таким именем как Хабай, желали чтобы у них вырос отзывчивый, общительный ребенок.

Взято отсюда

Здесь уже несколько Хабаевых из разных народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Шалкар, объясните почему бурятские фамилии похожи на чеченские, осетинские и т.д.? Дайте логичное объяснение, а то из Вашего поста ничего не понятно.

Пища для размышления - http://www.infpol.ru/news/679/72850.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Шалкар, объясните почему бурятские фамилии похожи на чеченские, осетинские и т.д.? Дайте логичное объяснение, а то из Вашего поста ничего не понятно.

Пища для размышления - http://www.infpol.ru/news/679/72850.php

Не ищите черную кошку. Уберите и окончания и найдите корень слова в своем языке. Если не находите корень в своем языке, найдите в соседних языках. Ищите в тувинском языке, если западные буряты.

Исправил описку.

Изменено пользователем Shalkar
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это след от борганов. Правы авторы фильма

о Орде, золотоордынцы (часть) говорили на карачаево-балкарском,

антропологически были похожи бурят.

Борганы это потомки баргутов с Байкала.

Совр кавказские тюрки это потомки тех борганов,

загнанных Тимуром в труднодоступные горные местности.

Они оставили огромный след в истории плоскостной Чечни

и Дагестана, Ингушетия была их юртом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каитаки-катаганы !

Александр Махачкеев писал в свое время:

"Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название «даргинцы», прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.drevlit.ru/texts/ch/chelebi27.php

Описание племени кайтак 23

В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. Места их [расселения] — в пределах Дагестана. Иногда они приходят в города Ареш и Шеки для торговли. Это люди удивительной породы. У мужчин головы большие, как котлы, волосы копной, брови шириной в два пальца, плечи шириной в человеческий рост, грудь широкая, талия тонкая, глаза круглые, лицо красное, круглое, ляжки жирные, ступни плоские. Они — шафииты. Это рослые и крепкие люди. Когда они отправляются на арешский и шекинский базары, то спускаются с гор на равнину пешком, а там садятся на шекинские повозки; так как ни лошадь, ни мул не могут везти на себе их слоноподобные тела, в повозку запрягают специально выхоженных буйволов. На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный. Это выходцы из огузского племени, для жителей Гиляна, Ширвана и Шемахи они — предмет насмешек.

Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, /292/ ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун — шакал, темеген — верблюд, лооша — мул, хуер — бык, мейгун — кошка, аххин — паук, пувасуд — вошь, кумарйага — муравей, беслыкун — крокодил, хакийе — коршун, тэгэу — курица, дакавун — кипарис, сакырджа — скворец, лачин — сокол, тильку — вино, итавун — куропатка, бюдюкчин — перепел, чиге — птенчик, чига — журавль, чакчай — степь, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище, джад — противник, шанеб-бай — могильщик. Имеется еще ряд обозначений, мы ограничиваемся этими: понимающему достаточно намека. Они выходцы из монголов страны Махан, но сами — тюрки. Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». За этим племенем мы наблюдали в стране Махмудабад. Отсюда мы вновь направились на север и вышли к берегу реки Гилянчай; здесь, на границе Ширванского эйялета, на берегу реки Кухиланчай, стоит огузско-туркменская деревня из шестисот домов. Следуя отсюда на север по степным местам, мы прибыли в Ниязабад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.drevlit.ru/texts/ch/chelebi27.php

Описание племени кайтак 23

В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. Места их [расселения] — в пределах Дагестана. Иногда они приходят в города Ареш и Шеки для торговли. Это люди удивительной породы. У мужчин головы большие, как котлы, волосы копной, брови шириной в два пальца, плечи шириной в человеческий рост, грудь широкая, талия тонкая, глаза круглые, лицо красное, круглое, ляжки жирные, ступни плоские. Они — шафииты. Это рослые и крепкие люди. Когда они отправляются на арешский и шекинский базары, то спускаются с гор на равнину пешком, а там садятся на шекинские повозки; так как ни лошадь, ни мул не могут везти на себе их слоноподобные тела, в повозку запрягают специально выхоженных буйволов. На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный. Это выходцы из огузского племени, для жителей Гиляна, Ширвана и Шемахи они — предмет насмешек.

Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени 24. Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, /292/ ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун — шакал, темеген — верблюд, лооша — мул, хуер — бык, мейгун — кошка, аххин — паук, пувасуд — вошь, кумарйага — муравей, беслыкун — крокодил, хакийе — коршун, тэгэу — курица, дакавун — кипарис, сакырджа — скворец, лачин — сокол, тильку — вино, итавун — куропатка, бюдюкчин — перепел, чиге — птенчик, чига — журавль, чакчай — степь, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище, джад — противник, шанеб-бай — могильщик. Имеется еще ряд обозначений, мы ограничиваемся этими: понимающему достаточно намека. Они выходцы из монголов страны Махан, но сами — тюрки. Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». За этим племенем мы наблюдали в стране Махмудабад. Отсюда мы вновь направились на север и вышли к берегу реки Гилянчай; здесь, на границе Ширванского эйялета, на берегу реки Кухиланчай, стоит огузско-туркменская деревня из шестисот домов. Следуя отсюда на север по степным местам, мы прибыли в Ниязабад.

Бешеные Монголы !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этническая группа даргинцев кайтаги до сих пор есть - они известны с 9 века,

задолго до арабов в Кайтаге были собственные правители.

Уже в 5 веке упоминаются Серир, Хумук, Хайтак.

Скорее они потомки гуннов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этническая группа даргинцев кайтаги до сих пор есть - они известны с 9 века,

задолго до арабов в Кайтаге были собственные правители.

Уже в 5 веке упоминаются Серир, Хумук, Хайтак.

Скорее они потомки гуннов?

Гунны или сяньби? Или авары?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В том то и дело, что вопросы остаются. Почему, например, через 7,5 веков параллели с Кавказом, причем только с чеченцами и ингушами, у бурят есть, а с казахами, киргизами нет?

Параллелей с казахами и киргизами сплош и рядом. только не по фамилии а по родам- меркиты, кереды, кунграты,тама, джалаиры и т.д. Казахи и киргизы получив тюркоязычие с образованием ПЕРВОГО тюрского каганата личные имена получали уже в другой языковой плоскости. Надо полагать в то время фамилий не было. В монголоязычной традиции было так- говорилось имя и чей сын.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Параллелей с казахами и киргизами сплош и рядом. только не по фамилии а по родам- меркиты, кереды, кунграты,тама, джалаиры и т.д. Казахи и киргизы получив тюркоязычие с образованием ПЕРВОГО тюрского каганата личные имена получали уже в другой языковой плоскости. Надо полагать в то время фамилий не было. В монголоязычной традиции было так- говорилось имя и чей сын.

Самое первое тюркское слово, зафиксированное в источниках - это кыргызское слово "ай" - луна. Это в китайских источниках. Поэтому писать о том, что кыргызы, получили тюркоязычие с образованием Первого тюркского каганата - бред. Почитайте енисейско-кыргызские рунические надписи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое первое тюркское слово, зафиксированное в источниках - это кыргызское слово "ай" - луна. Это в китайских источниках. Поэтому писать о том, что кыргызы, получили тюркоязычие с образованием Первого тюркского каганата - бред. Почитайте енисейско-кыргызские рунические надписи.

Извиняюсь, вышла опечатка казахи и киргизы шли следом автоматом забил обе слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Определите время формирования народа кыргыз не в Енисее, а в Тянь-Шанею

В источниках они точно упоминаются в 17 веке!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое первое тюркское слово, зафиксированное в источниках - это кыргызское слово "ай" - луна. Это в китайских источниках. Поэтому писать о том, что кыргызы, получили тюркоязычие с образованием Первого тюркского каганата - бред. Почитайте енисейско-кыргызские рунические надписи.

Тем более никогда не говорил что у колыбели Первого Тюрского были киргизы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Казахи и киргизы получив тюркоязычие с образованием ПЕРВОГО тюрского каганата личные имена получали уже в другой языковой плоскости.

хун - вот Ваш пост. Честно говоря не понял Вашего вопроса, сами же написали, теперь отказываетесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хун - вот Ваш пост. Честно говоря не понял Вашего вопроса, сами же написали, теперь отказываетесь.

По отношению к родам имеющимся у казахов и киргизов параллелей много. По языку с образованием Первого Тюрского Каганата у казахов (Вроде извинился за опечатку)происходит изменения по языку и также по личным именам. Уважаемый Rust, в таком смысловом виде отражается моя точка зрения на имена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурятский след на кавказе прослеживается по слову ИБЕРИЯ, что означает Грузия. Слово Эбер определяет характеристику ланшафта - СКЛОН у горы. ИБЕРия -ЭБЕР.

Также доказывается генетическая связь бурят - монгольской собаки ХОТОШО с кавказкой овчаркой также имеющей навыки пастьбы скотины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Уберите -овы и -евы и найдите корень составляющего слова. Вопросы отпадут сам с сбой.

В том то и дело, что вопросы остаются. Почему, например, через 7,5 веков параллели с Кавказом, причем только с чеченцами и ингушами, у бурят есть, а с казахами, киргизами нет?

Затем и нелингвисту понятно, что это не монгольские, а тюркские имена. Так, что версия о монголо-татарах не совсем выдерживает критику. По всей видимости, нужно вести речь о временах 1-го и 2-го тюркских каганатов. К тому же перечисленные фамилии носят только западные буряты, т.е не принявшие буддизм, шаманисты-тэнгрианцы, омонголенные предки якутов - курыкане. У них по всей видимости на протяжении 1,5 тыс-я сохранился вплоть до современности древний тюркский пласт имен.

 

у нас в калмыкии говорят что когда убуши хан откочевывал в джунгарию многие отстали, некоторые потерялись 5братьев со своими родами, и якобы они перемешались с чеченцами и якобы чеченци признают что они племяши калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурятский след на кавказе прослеживается по слову ИБЕРИЯ, что означает Грузия. Слово Эбер определяет характеристику ланшафта - СКЛОН у горы. ИБЕРия -ЭБЕР.

Также доказывается генетическая связь бурят - монгольской собаки ХОТОШО с кавказкой овчаркой также имеющей навыки пастьбы скотины.

 

у нас в калмыкии говорят что когда убуши хан откочевывал в джунгарию многие отстали, некоторые потерялись 5братьев со своими родами, и якобы они перемешались с чеченцами и якобы чеченци признают что они племяши калмыков.

 

Во зажигают, это же чистейшей воды калмыцкий фольк!  :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...