Перейти к содержанию
Nurali

Кипчакский диалект узбекского языка

Рекомендуемые сообщения

Канишка вы сами себе противоречите утверждая что в Ташобласти нету джокающих :D а как же курама?

kanishka

Отправлено Сегодня, 04:01 PM

Я это слышал у старшего поколения, так что не надо поспешных утверждений "все". В Ташобле и Ходженте вообще нет джокающих.

kanishka (19 August 2012 - 10:49 PM):

Кстати, Нурали, я таки посетил кашкадарьинских кушчи. Как оказалось, в деревне Нонҳўр неподалеку от Чияла проживал однокурсник моего отца по имени Норқўзи. Оказывается, в деревне живут кушчи.

Действительно среди них, в отличие от самаркандских кушчи, есть индивиды с заметными монголоидными элементами, но общая характеристика одинакова с самаркандскими кушчи. Более того, эти две группы кушчи поддерживают родство (вообще клановость у кушчи давно стало притчей во языцех). В языке кашкадарьинских кушчи также не нашел никаких отклонений от говора самаркандских, плюс несколько кашкадарьинских особенностей. И никаких "кусчу". И в этом плане ваши слова оказались неправильными.

Два дня назад я посетил по делам центральный ОВИР - это у метростанции Узбекистон. Как обычно в беседке толпилось куча народу и как обычно 90%ов из них составляли узбеки Таджикистана. Я сел рядом с пожилой женщиной, говорившей на интересном джокающем говоре. В ее речи имелись обороты, напоминающие кыргызские. Одна женщина вблизи поинтересовалась у нее: "Лақаймисиз?". Та ответила: "Қурама". А сама женщина оказалась кунграткой то ли из Худжанта, то ли с Ташобла. У нее сферический лит.говор с "деревенской" фонетикой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Название темы выбрано неверно, должен быт так "карлукский диалект узбекского языка" так как язык узбеков это кыпчакский(джокающий). :asker13mt: :asker13mt: :asker13mt:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Chial

Отправлено 04 August 2012 - 12:48 PM

а я вас предупредил, что часть локайцев это заблудившиеся казахи в Таджикистане

не имеющие связь с Шейбаниханом

Большая часть их пришла точно после Шейбанихана. Те которые находились в Наваи, Ташкенте вблизи к казахским землям остались казахами, те которые ушли на юг стали узбеками. Прав был тот чудик Кизилжарлик, что они попали в блокаду)

Если отредактировать слова Канишки то будет звучит примерно так:

Цитата

"Поздние переселенцы" мигрировавшие с территории Казахстана во времена актабан шибуринды то ли немного раньше так и не ассимилировались с местным тюркоязычным населением. Их потомки до сих проживают в горных и деревенских местностях, традиционно занимаясь земледелием и скотоводством и ведя полукочевой образ жизни. Это крайне незначительный, хотя и равноправный, пласт нынешнего узбекского народа. Они заметную и роль как шейбанидские в этноистории Узбекистана не сыграли (например, локайцы живут в Таджикистане, катаганы в Афганистане)".

не сходится \ почему тогда джокающие курама(позднее вливание-по вашему) живя близко к казахам- не считали себя казахами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Пользователь Махамбет отлучается от форума на 1 месяц. Использование ненормативной лексики здесь запрещено.

Оффтоп скрыт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыпчакский диалект узбекского языка (кыпчакское наречие узбекского языка [1]) – группа говоров узбекского языка, распространенных главным образом в Узбекистане и Таджикистане. Общее число носителей – приблизительно 5 млн. человек или 16,6 процентов всех узбеков.

История

Проникновение кыпчакских говоров на территорию Узбекистана и Таджикистана связано прежде всего с миграцией кочевых узбеков в Мавераннахр и Хорасан в XV-XVII вв. В 1500-1510 гг. часть дашты-кыпчакских племен во главе с Шейбанидами проникли сначала в Мавераннахр и Хорасан, а позднее – в Хорезм и Ферганскую долину[2]. В начале XVI века в Ферганскую долину проникли узбекские племена, а в первой половине XVII века – кыпчаки[3].

На протяжении XVI-XVIII вв. большинство дашты-кыпчакских племен перешло на карлукско-чигильское наречие. Переход на карлукско-чигильский диалект фиксируется у таких родовых групп, как катаганы[4] и мангыты[5]. Кыпчакский говор сохраняется у кураминцев, лакаев, кыпчаков, кунгратов, дурманов[6], а также частично у некоторых групп мингов, юзов и кырков[7].

Распространение

Традиционно считается, что кыпчакские говоры распространены в отдельных районах Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Навоийской и Джизакской областей, а также в Таджикистане[8]. По другим данным, представители этого наречия проживают во всех областях Узбекистана и на территории соседних республик[9].

Точная численность носителей кыпчакского наречия не выяснялась и может определяться приблизительно. Кроме того, в XX веке под влиянием школьного образования, СМИ и популярной культуры большое количество носителей, особенно молодое поколение, перешло на общеузбекский, наиболее близкий к карлукско-чигильскому диалекту узбекского языка.

Районы Узбекистана, где распространены кыпчакские говоры:

1. Ташкентская область:

- Ахангаранский район;

- Аккурганский район;

- Пскентский район.

2. Наманганская область:

- Уйчинский район;

- Туракурганский район.

3. Самаркандская область:

- Булунгурский район;

- Джамбайский район;

- Иштиханский район;

- Кошрабатский район;

- Пахтачинский район.

4. Кашкадарьинская область:

- Чиракчинский район;

- Камашинский район;

5. Сурхандарьинская область:

- Узунский район;

- Джаркурганский район;

- Кумкурганский район;

- Алтынсайский район;

- Шурчинский район;

- Музрабадский район;

- Кызырыкский район.

Носители кыпчакских говоров дисперсно проживают в Джизакской, Навоийской областях и Республике Каракалпакстан.

Характеристика и классификация

Кыпчакский диалект обнаруживает близость со средневековым кыпчакско-огузским литературным языком Дашты-кыпчака с одной стороны, и с татарским языком – с другой. Это объясняется происхождением и историческими перемещениями диалекта.

Несмотря на значительные кыпчакские элементы в фонетике и лексике, на кыпчакские говоры оказали большое влияние карлукские говоры, в результате чего они хорошо взаимопонимаемы. Карлукское влияние сказалось на фонетике (окание), лексике и грамматике кыпчакских говоров. Сформировались переходные – кыпчакско-карлукские и кыпчакско-огузские – говоры[10].

Кыпчакский диалект узбекского языка традиционно включает джекающие, йекающие, экающие, окающие группы говоров[9].

Фонетика

Характерные признаки кыпчакского наречия:

1. наличие контрастирующих гласных (ә – а, и – ы, о – ө, у – ұ) и в связи с этим сохранение сингармонизма;

2. дифтонгизация анлаутных гласных э, о, ө;

3. переход анлаутного й>дж в джекающих говорах: джахшы (ср. яхши) «хороший»;

4. отпадение конечных согласных к, қ: кичи (ср. кичик) “маленький”; аччы (ср. аччиқ) “горький, кислый”; соры (ср. сариқ) «желтый»;

5. переход ғ>в, г>й: оғиз>овыз «рот»; таги>тийи «низ»; жиҳоз>жувоз «аппаратура»;

6. чередование -н, -д, -т в аффиксках родительного и винительного падежей. Окание характерно для большинства кыпчакских говоров. Акание и сингармонизм сохраняются в говорах кураминцев, ферганских кыпчаков и лакаев.

Лексика

Основная часть лексики кыпчакских говоров является общеузбекской и взаимопонимаемой с другими диалектами. Часть лексики кыпчакских говоров является уникальной. Однако она уникальна для каждого говора и не имеет точных сходств.

Слова, характерные для кыпчакских говоров Самаркандской и Джизакской областей:

Самаркандско-кыпчакский – Общеузбекский – Русский

- қаллақ – чуқурлик «яма, впадина»;

- ангар – дала «поле»;

- сатил – челак “ведро”;

- олашақшақ – зағизғон “сорока”;

- мой – ёғ «масло, жир».

Слова, характерные для говоров родовой группы лакай:

Лакайский – Общеузбекский – Русский

- бебак – чақалоқ “грудной ребенок”;

- какурт – кафтгир “шумовка”;

- аёқ – коса “миска”;

- тақсимча – лаган “блюдо”;

- жалама – шавла “узбекское национальное блюдо, рисовая каша”.

Уникальными в кыпчакских говорах являются коневодческая терминология, названия видов лошадей, некоторые виды хлеба и напитков. Характерные названия различных возрастных категорий лошадей у лакаев: қулун, калтатой, ғўнон, дўнон. Виды лошадей: тўри, жийрон, бўз, ола, тарлон и др. Виды хлеба у лакаев: чапати, табаки, қотирма, қуйбоқ, чегалдак, қуймач и др.

Кыпчакские говоры оказали большое влияние, кроме карлукско-чигильского и огузского наречий узбекского языка, также на многие говоры таджикского языка. Так, многие виды блюд и напитков, а вместе с ними и их названия, были переняты горными таджиками у лакаев и других узбекских родовых групп. К таким относятся қуртоба (напиток из кислого молока), джалама (рисовая каша), маяк (яйцо). В языке таджиков Ходжента и Канибадама имеется ряд кыпчакских узбекизмов, например джуред «идемте» вместо таджикского рафтем, восходящий к общеузбекскому юринг с характерным для кыпчакских говоров переходом й>дж.

Вместе с тем, в кыпчакских говорах Самаркандской области и Таджикистана встречаются заимствования из таджикского языка, свойственные для Самаркандско-Бухарской группы карлуко-чигильского наречия (общеузбекское чумоли – мўчча от таджикского мўрча “муравей”; общеузбекское ўргимчак – тартанак от таджикского тортанак “паук”; общеузбекское ари – зомбр от таджикского занбур “пчела”).

В культуре

Кыпчакские говоры узбекского языка широко используются в массовой культуре и традиционных народных искусствах. В районах с кыпчакоязычным населением много веков развивалась народное искусство. На кыпчакских говорах исполняются сказки, песни, народные поэмы – достоны. В различных народных гуляниях, обычаях и играх также используются эти говоры.

Имеется множество народных поэм – достонов, песен – терма, исполненных сказителями – бахши из Сурхандарьинской, Самаркандской, Джизакской, Кашкадарьинской областей. Большинство этих поэм и песен опубликовано. К таковым относятся шедевр узбекского устного творчества «Алпомиш», поэмы «Маматкарим», «Машриқо», «Орзигул», «Ойчинор» и др. Образцы народных песен и поэм включены в школьную программу узбекской литературы.

Узбеки Байсунского района Сурхандарьинской области сохранили уникальную народную культуру, основанную на устном творчестве. Сказители Байсуна создали огромное количество произведений в различных фольклорных жанрах. Каждый год в Байсуне проводятся фестивали народных искусств, в которых исполняются многочисленные песни, поэмы, сказки. Они исполняются в национальных праздниках – День Независимости, Навруз, различные юбилеи; по центральным телеканалам ежедневно транслируются выступления сказителей и народных исполнителей. Байсун был включен ЮНЕСКО в число 19-ти культурных пространств, которым был присвоен титул «Шедевр устного и нематериального наследия человечества» [11].

Певцы, выходцы из Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Ташкентской областей, исполняют эстрадные композиции на своем диалекте. Особенной популярностью пользуются песни, исполненные на кыпчакских говорах Сурхандарьинской области. Популярные исполнители из Сурхандарьинско-Кашкадарьинского региона:

- группа «Сурхон»;

- Маҳмуд Намозов;

- Ҳосила Раҳимова;

- Адҳамбек Солиев.

Известный певец Тошпўлат Маткаримов, выходец из кураминцев, исполняет песни на кураминском говоре.

Примечания

1. Узбекский язык//Языки мира. Тюркские языки. — Бишкек, 1997. — С. 436.

2. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии. — М.: Изд.Вост.лит., 1958. — С. 51-53.

3. Иванов П.П Очерки по истории Средней Азии. — М.: Изд.Вост.лит, 1958. — С. 179.

4. Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык. — Илмий фикр, 1930.

5. Ишаев А. Мангитский диалект узбекского языка. — Ташкент, 1952.

6. Этнический атлас Узбекистана. — Ташкент, 2002. — С. 312.

7. Боровков А.К. Вопросы классификации узбекских народных говоров. — Известия АН УзССР, 1953. — С. 58.

8. Этнический атлас Узбекистана. — Ташкент, 2002. — С. 310.

9. 1 2 Узбекский язык//Языки мира. Тюркские языки. — Бишкек, 1997. — С. 436.

10. Узбекский язык//Языки мира. Тюркские языки. — Бишкек, 1997. — С. 436.

11. http://www.bookinguz.com/geography/592-2011-12-02-12-10-02.html!

См. также:

Карлукско-чигильский диалект узбекского языка

с Вики

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известный певец Тошпўлат Маткаримов, выходец из кураминцев, исполняет песни на кураминском говоре.

найди хоть одно исполнение на нелитературном

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

найди хоть одно исполнение на нелитературном

Дайте ссылки на его песни на кураминском говоре - очень интересно послушать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дайте ссылки на его песни на кураминском говоре - очень интересно послушать.

на кураминском говоре он не поет,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на кураминском говоре он не поет,

А какой он, кураминский говор? Дело в том, что у каракалпаков есть записи песен народных певцов первой половины 20 века. Песни на стихи Ажинияза, Кунхожи, Бердаха и других классиков 19 века. Эти песни всегда исполняются в оригинале, то есть, на дореволюционном языке каракалпаков.

Есть небольшой музыкальный альбом "Duwtar hawazi". Сейчас и молодые певцы, исполняющие народные песни, иногда пытаются подражать своим предкам.

Одна из песен из альбома, для сравнения с кураминским языком.

http://berdakb.narod.ru/root/lang/kplat/duwtarlat.htm

Хотелось бы узнать экспертную оценку, если можно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше где то (не помню где) я написал, что среди каракалпаков Курама нет и не знает, но оказывается я ошибся.:rolleyes:

Курама племя среди каракалпакских Ашамайлы – Кият, а самое интересное каракалпакский Катаган под род племени Уштамгалы – Кият.:turkmen1:

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ушьтамгалы -тире: Катаган

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ашамайлы - уру: Курама

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше где то (не помню где) я написал, что среди каракалпаков Курама нет и не знает, но оказывается я ошибся.:rolleyes:

Курама племя среди каракалпакских Ашамайлы – Кият, а самое интересное каракалпакский Катаган под род племени Уштамгалы – Кият.:turkmen1:

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ушьтамгалы -тире: Катаган

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ашамайлы - уру: Курама

Я поэтому дал ссылку для сравнения. Узбекские и каракалпакские конраты одинаковые по составу. В связи с отделением от Хивы в конце 19 века, а также в целом от Узбекистана в начале 20 века, жители Каракалпакстана сильно окипчакизировались. Хорезмские и другие узбекистанские каракалпаки фактически сохранили свой коренной язык. Язык кураминцев никогда не слышал, хотя в юности побывал почти во всех регионах УзССР. Просто не знаю, как различить, так как, слышал разные диалекты узбекского языка и все для меня было понятно, общался без затруднений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В связи с отделением от Хивы в конце 19 века, а также в целом от Узбекистана в начале 20 века, жители Каракалпакстана сильно окипчакизировались.

:blink:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

В начале XVI века в Ферганскую долину проникли узбекские племена, а в первой половине XVII века – кыпчаки[3].

На протяжении XVI-XVIII вв. большинство дашты-кыпчакских племен перешло на карлукско-чигильское наречие.

...

че-то я не понял эту часть

вы сами ничего не заметили?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я поэтому дал ссылку для сравнения. Узбекские и каракалпакские конраты одинаковые по составу. В связи с отделением от Хивы в конце 19 века, а также в целом от Узбекистана в начале 20 века, жители Каракалпакстана сильно окипчакизировались. Хорезмские и другие узбекистанские каракалпаки фактически сохранили свой коренной язык. Язык кураминцев никогда не слышал, хотя в юности побывал почти во всех регионах УзССР. Просто не знаю, как различить, так как, слышал разные диалекты узбекского языка и все для меня было понятно, общался без затруднений.

Ассаламу алейкум . я не курама но диалект их слышал. курама живут в Таш обл\Ангрен \Ахангаран\Аккурган \ где начинается Камчикский перевал и в Таджикистане между Худжандом и Бекабадом. чистый диалект похож на казахский но как киргизы чокают

приведу несколько слов (которые помню по памяти)\катапа- апа - аке- апче\бабушка- мать- отец- сестра на общеузбекском \ буви-ойи-дада-опача.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше где то (не помню где) я написал, что среди каракалпаков Курама нет и не знает, но оказывается я ошибся.:rolleyes:

Курама племя среди каракалпакских Ашамайлы – Кият, а самое интересное каракалпакский Катаган под род племени Уштамгалы – Кият.:turkmen1:

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ушьтамгалы -тире: Катаган

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ашамайлы - уру: Курама

В отличии от сурханских конгратов и каракалпаков. у курама нету гортанного пения. с уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше где то (не помню где) я написал, что среди каракалпаков Курама нет и не знает, но оказывается я ошибся.:rolleyes:

Курама племя среди каракалпакских Ашамайлы – Кият, а самое интересное каракалпакский Катаган под род племени Уштамгалы – Кият.:turkmen1:

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ушьтамгалы -тире: Катаган

Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Ашамайлы - уру: Курама

У меня вопрос по поводу ру катаган. в подразделении Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Тараклы - уру: есть род тогызак так вот тогызак также есть среди казахского рода шанышыкылы. Конграт - болим: Жауынгыр - уру: Теристамгалы -уру: есть род Ханкелды по шежере если я не ошибаюсь Шанышыкылы-Бока -1.Ханкелды.2.Тогызак.3.Тас родные братья. интересно было бы узнать это всего лишь совпадение названия родов или это один и тот же род.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В отличии от сурханских конгратов и каракалпаков. у курама нету гортанного пения. с уважением

Потому что численность каракалпаков в XVIII в. так уменьшилось и им пришлось компактно выживать в низовьях Сырдарьи в русле Жанадарья и в XIX в. нижние (Сырдарьинских) и аранские (Арельских) каракалпаков слились в одно единую нацию, а остальные каракалпаки (верхние, СурКашские и Афганские) кроме название почти не сохранили "ничего".:(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос по поводу ру катаган. в подразделении Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Тараклы - уру: есть род тогызак так вот тогызак также есть среди казахского рода шанышыкылы. Конграт - болим: Жауынгыр - уру: Теристамгалы -уру: есть род Ханкелды по шежере если я не ошибаюсь Шанышыкылы-Бока -1.Ханкелды.2.Тогызак.3.Тас родные братья. интересно было бы узнать это всего лишь совпадение названия родов или это один и тот же род.

Учитывая географию проживание каракалпаков в XVI – XIX вв. их можно считать «один и тот же род».:turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В отличии от сурханских конгратов и каракалпаков. у курама нету гортанного пения. с уважением

Сейчас ни у кого нет гортанного пения. Даже каракалпаки, ярые "фанаты" гортанного пения и то утратили этот вид народного творчества, хотя есть попытки возродить и кое-где поют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня вопрос по поводу ру катаган. в подразделении Конграт - болим: Шуллук - уру: Кият - уру: Тараклы - уру: есть род тогызак так вот тогызак также есть среди казахского рода шанышыкылы. Конграт - болим: Жауынгыр - уру: Теристамгалы -уру: есть род Ханкелды по шежере если я не ошибаюсь Шанышыкылы-Бока -1.Ханкелды.2.Тогызак.3.Тас родные братья. интересно было бы узнать это всего лишь совпадение названия родов или это один и тот же род.

Все одно и то же, никаких совпадений нет. Только, говоря о современных каракалпаках, мы имеем дело лишь с той частью народа, отделившейся от тюркских соплеменников путем присоединения к России. При стремительном уменьшении численности народа и враждебных взглядов соседей по отношению к каракалпакам, присоединение к России было единственно верным решением. Это и сохранило от дальнейшей интеграции или как сейчас модно говорить, ассимиляции с другими тюркскими народами. Все оставшиеся вне зоны каракалпакской области России, как показала история, не смогли сохранить свое каракалпакское самосознание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известный певец Тошпўлат Маткаримов, выходец из кураминцев...

Вот он:

http://turan.info/forum/showpost.php?p=205288&postcount=15

http://www.jamiyatgzt.uz/images/Toshpo'lat%20Matkarimov_2.jpg

че-то я не понял эту часть

вы сами ничего не заметили?

не поняли что?

В начале XVI века в Ферганскую долину проникли узбекские племена, а в первой половине XVII века – кыпчаки[3].

На протяжении XVI-XVIII вв. большинство дашты-кыпчакских племен перешло на карлукско-чигильское наречие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале XVI века в Ферганскую долину проникли узбекские племена, а в первой половине XVII века – кыпчаки[3].

То есть, получается узбекские племена отдельный народ, а кипчаки совсем другой народ?! Все соединившись приняли карлукско-чигильское наречие?!

Кипчаки, понятное дело, в некоторой степени сохранили свой диалект, а на каком языке первоначально говорили узбекские племена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...