Перейти к содержанию
Стас

Овцеводство

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

«Пусть овцы пройдутся по мутной воде...»38498502userinfo.gif?v=92.5rus_turkЭ. А. Эверсман. Естественная история Оренбургского края. Часть II. (Перевод В. И. Даля). — Казань, 1850.002280f8

( Читать ) Всего замечательнее киргизские овцы. Они ростом гораздо больше всех других, без хвоста, и только под кожею находится у них несколько хвостовых позвонков. На место хвоста помещается на ягодицах огромная масса сала, образующая род подушки, называемой курдюком. ( ... ) Вообще, многочисленные стада овец составляют богатство номадов, которые ежегодно пригоняют их на пограничную линию, а также в Бухарию и Хиву для продажи или — лучше сказать — для мены.

На линии, особливо в Оренбурге, Троицке, Уральске и Сарачине, ежегодно бьют много тысяч овец для получения сала, и когда оно в цене, то его уже бывает достаточно, чтоб с барышом выручить цену овцы. Мясо их солят и оно употребляется бедным классом народа в пищу; оно довольно дурно, и цена его очень низка, но зато количество так велико, что все оно не может быть съедено. В прошлые годы это мясо совсем кидали, и бывали годы, что под одним Оренбургом бросали в Урал до 12000 овечьих туш. ( ... ) Овец, выменянных у киргизов, не всех бьют на линии, но значительную часть их перегоняют в течение лета далее внутрь России, особливо в разные приволжские города. ( ... )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Пусть овцы пройдутся по мутной воде...»38498502userinfo.gif?v=92.5rus_turkЭ. А. Эверсман. Естественная история Оренбургского края. Часть II. (Перевод В. И. Даля). — Казань, 1850.002280f8

( Читать ) Всего замечательнее киргизские овцы. Они ростом гораздо больше всех других, без хвоста, и только под кожею находится у них несколько хвостовых позвонков. На место хвоста помещается на ягодицах огромная масса сала, образующая род подушки, называемой курдюком. ( ... ) Вообще, многочисленные стада овец составляют богатство номадов, которые ежегодно пригоняют их на пограничную линию, а также в Бухарию и Хиву для продажи или — лучше сказать — для мены.

На линии, особливо в Оренбурге, Троицке, Уральске и Сарачине, ежегодно бьют много тысяч овец для получения сала, и когда оно в цене, то его уже бывает достаточно, чтоб с барышом выручить цену овцы. Мясо их солят и оно употребляется бедным классом народа в пищу; оно довольно дурно, и цена его очень низка, но зато количество так велико, что все оно не может быть съедено. В прошлые годы это мясо совсем кидали, и бывали годы, что под одним Оренбургом бросали в Урал до 12000 овечьих туш. ( ... ) Овец, выменянных у киргизов, не всех бьют на линии, но значительную часть их перегоняют в течение лета далее внутрь России, особливо в разные приволжские города. ( ... )

Здесь говориться про породу Едильбай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Букейханов А.Н. в труде «Историко-этнографические труды: Овцеводство в Степном крае» крупную курдючную породу овец называет "киргизская (казахская)", у которой курдюк отрастал таким массивным, что овца под его тяжестью не могла ходить, из-за чего казахи под задние ноги овцы прикрепляли деревянные колёсики и она ходила передними ногами, а задние катались на коляске. :)

По-казахски называем эту породу "қазақы қой" (иногда по местному "баянаульская").

Емнип едильбайская порода - это курдючная порода Западного Казахстана и название появилось при СССР?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

едильбайская порода, создана на базе казахской породы (казак кой), относительно новая. советская. типа как советский и другие мериносы.

едильбаи одна из лучших мясных пород в туркестане, наряду со схожими по параметрам - гиссарскими, джайдара, кашгарскими и афганскими. из них самые самые крупные, причем в мире, это гиссарская порода. живой вес кочкаров может достигать 200 кг. и даже выше. в основном держат их в сурхандарьинской области узбекистана, и в таджикистане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Букейханов А.Н. в труде «Историко-этнографические труды: Овцеводство в Степном крае» крупную курдючную породу овец называет "киргизская (казахская)", у которой курдюк отрастал таким массивным, что овца под его тяжестью не могла ходить, из-за чего казахи под задние ноги овцы прикрепляли деревянные колёсики и она ходила передними ногами, а задние катались на коляске. :)

По-казахски называем эту породу "қазақы қой" (иногда по местному "баянаульская").

Емнип едильбайская порода - это курдючная порода Западного Казахстана и название появилось при СССР?

Едилбаевская порода -это и есть "қазақы қой", раз говорится про Оренбургский край, значит речь идет об овцах Западного Казахстана. Как старики рассказывали, вплоть до революции гнали в Оренбург овец. По рассказам цена живого барана (овцы)- 1 рубль, цена шкуры барана также - 1 рубль. И посредниками при торговле обычно выступали татары.

На сколько правда, не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Едилбаевская порода -это и есть "қазақы қой", раз говорится про Оренбургский край, значит речь идет об овцах Западного Казахстана. Как старики рассказывали, вплоть до революции гнали в Оренбург овец. По рассказам цена живого барана (овцы)- 1 рубль, цена шкуры барана также - 1 рубль. И посредниками при торговле обычно выступали татары.

На сколько правда, не знаю.

Это у Эверсмана говорится про Оренбургский край. А Букейханов писал про казахскую степь.

Имхо казакы кой (киргизская порода) была распространена по всей территории Казахстана и была она как выражаются специалисты "мясо-сальной" с грубой шерстью. И при Союзе эту породу сильно "размыли" всякого рода мериносами (с тонкоруной шерстью) чтобы добиться большого плана по шерсти, т.к. план по мясу давал КРС и мясная порода овец была не нужна.

Будет время покопаюсь в труде Букейханова и все уточню, емнип у него упоминаются и казахские породы.

Слово жайдары, упомянутое Бахтияром, я слышал в Шымкенте, там так называют обычных овец, не тонкоруных советских (шуленке).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово жайдары, упомянутое Бахтияром, я слышал в Шымкенте, там так называют обычных овец, не тонкоруных советских (шуленке).

У нас есть названия видов овцов - жайдары кой, малиш кой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас есть названия видов овцов - жайдары кой, малиш кой.

У нас раньше много малиш кой было. Сейчас мало остался. И едилбай кой называем казак кой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас раньше много малиш кой было. Сейчас мало остался. И едилбай кой называем казак кой.

Малиш я так понял разводило государство в совхозах - тонкоруный меринос (все с белой шерстью, привозная порода, кажется что-то английское), вы про него говорите? Если да, то у нас его называют шуленке. Его мясо не котировалось. Плохо то, что он смешался с казакы кой и бараны стали ни то, ни се - ни мясной и не тонкоруной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

честно говоря такая порода как малиш кой, мне мало знакома. почему такое название? типа размеры маленькие?

если так то предположу что это не меринос, а мелкая разновидность курдючной породы.

джайдара в юко и ташкентской области это крупная порода курдючных овец, по размерам типа как едильбаи, но меньше гисаров.

помесь мериноса с курдючной породой называется будан кой, его мясо цениться в алматинской области, наряду с мериносом (оно самое дорогое), курдючные породы как едильбаи и казак кой дешевле, крупные туши баранов едильбаев от 50-70 кг вообще сложно продать, мясники их не берут.потом они для алматинцев слишком жирные. в целом у многих алматинцев вкус в этом вопросе схож с европейцами.

в юко вкусы как в узбекистане, там курдюки чуть ли не по цене мяса уходят, жир (бараний, говяжий) более востребован.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Малиш я так понял разводило государство в совхозах - тонкоруный меринос (все с белой шерстью, привозная порода, кажется что-то английское), вы про него говорите? Если да, то у нас его называют шуленке. Его мясо не котировалось. Плохо то, что он смешался с казакы кой и бараны стали ни то, ни се - ни мясной и не тонкоруной.

Малиш это овец с хвостов. Мне кажется это дешевая порода никакого ухода не надо. И мясо и шерсть высоко не котировался. Будана между казакы и малиш кой называем какпак куйрык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читал в газете в прошлом году в выставке один курмангазинский шаруа привез висевший 149 кг едилбай кой(кошкар или сек точно не помню).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше бытовало сравнение веса человека "бараний вес". :D Считали за него примерно 60-70 кг., за основу поговорки послужили "белые совхозные" бараны (шуленке или малиш. Махамбет правильно сказал, они были хвостатыми, которые при сахмане отрезали). Казакы кой намного больше весом, а кошкар на порядок тяжелее баранух.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Западная курдючная (Едильбай):

images?q=tbn:ANd9GcTsKxOID3gPPbEMpRAkwzY5p0AePkCoLSVXbjgcgzVVlq4NmDJe

Северо-Восточная курдючная (Байыс, Баянаул и др.):

images?q=tbn:ANd9GcSvUB4dN0I5Rx3kKOsHORY_xkS3500tmtzuzHONBbdyKKoxhqhLRQ

Широко распространенные обычные курдючные (жайдары?):

images?q=tbn:ANd9GcTVgYsuWOlyHssu-kEgMe5UMWlI95oRBELK1AUfPDJY2lBfwRTQLg

Тонкоруная хвостатая (шуленке - малиш?):

images?q=tbn:ANd9GcSWgNgUskut7J5wvlyy16D60sK5qyWDX06j_BrJj73-evXd2pSSNg

images?q=tbn:ANd9GcStdTUk62ZGQ594Hs8Kr2Z4e6gDgiqE6nj_GGljQaFs8qcHuLxrdg

Карта распространения казахской курдючной мясо-сальной породы (казакы кой):

images?q=tbn:ANd9GcTa6J8dh1216WC1dSpqWo_ebCOGJjlxmOeKHMrmn5-rrIRqlDEs

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Западная курдючная (Едильбай):

По фотографиям едильбаевская ближе к жайдары или баянаульской, а то что указано Вами, это по моему гиссарская порода или чересчур откормленный в Узбекистане на жмыхе едильбаевский кошкар.

У нас Мәліш - это беспородная мелкая овца (типа дворняги у собак), возможно помесь едилбая с овцой цигайской породы, по внешности ближе к хвостатым породам (цигай, меринос), шерсть полутонкорунная, либо тонкорунная, но не видел грубошерстной, как едильбай. В основном держали в частном секторе, в районах граничащих с Россией. В совхозах насколько я знаю не разводили, даже строго запрещалось смешивать с другими овцами, как никак селекционная работа проводилась...

Я так понял в других областях казахи всех тонкорунных хвостатых (не местных) овец называли "Мәліш", не разделяя их по породам.

А завозили мериносов из Новой Зеландии и Австралии, в основном самцов производителей (за большие деньги).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как и обещал привожу несколько цитат из труда А.Н.Букейханова (Сборник «Историко-этнографические труды (Киргизы; Павлодарский уезд; Казаки адаевского уезда; Овцеводство в степном крае; О киргизских поминках)» Павлодар, 2006 г.]

Скотоводство у оседлого населения не играло такой роли, как у кочевой части. Казахи, как владельцы богатых, самых лучших пастбищ, по р.Иртыш, р.Урал, северных ковыльных степей...

Породы скота у оседлых (казахов и русских казаков и крестьян), обыкновенно, местные казахские лошади, калмыцкие породы рогатого скота и казахские курдючные овцы.

Автор выделяет следующие породы казахских овец (перечисляю их по направлению от запада к востоку степи):

1. Едильбай (Волго-Уральский регион)

2. Тургайская (тургайские степи)

3. Кенттюбекская (север Атбасарского уезда)

4. Баганалинская (юг Атбасарского уезда)

5. Бесатинская (юг Каркаралинского уезда)

6. Таминская (юг Акмолинского уезда)

7. Баянаульская (юг Павлодарского уезда)

8. Зайсанская (горная, восточный регион)

Киргизы Степного края различают главным образом два основных типа своих овец, резко отличающихся ясными внешними признаками:

1. Салпыкуйрык - с курдюком

2. Тангхыкуйрык - с курдюком отрубленным, куцым

Салпыкуйрык – имеет красивые тонкие ноги, задние из них несколько выше передних, несколько выгнутую спину, поджатый живот, и сложение этой овцы напрашивается на сравнение с зайцем, с огромным жировым наростом на хвосте, спускающимся далеко ниже зада, большими рогами и гривою волос на затылке, боле молочная чем второй тип овец - представляет красивое животное.

Тангхыкуйрык – спина прямая, корпус на крепких массивных ногах, повсюду ровный, т.е. у него нет той поджарости, которая характерна для «салпыкуйрык». При этом «тангхыкуйрык» выносливее, наиболее грубошерстна («кылшык джун» - по твердости напоминает конский волос и торчит щеткой), сала дает более, если не считать курдюк, который всегда больше у «салпыкуйрык», стойкая против зимы и более способна нагуливаться, ее мясо по мнению киргизов вкуснее (казахи также считают вкуснее мясо овец более темной масти).

Казахская (курдючная) овца:

Она принадлежит к типам короткохвостых овец — по величине может быть отнесена к крупным овцам, что видно из следующей сравнительной таблицы:

Киргизская 18 1/2 вершков высотою

Курдючная 15—18 " " -

Фризская 17 " "

Романовская 16 " "

Волошская . 16—18 " "

Вересковая 11 вершков высотою

Всестороннее изучение киргизской овцы произведено только в Тургайской области, и результаты его напечатаны в известной обстоятельностью книге г. Добросмыслова.

В нашей таблице приведена величина овцы Кентюбекской волости в северной части Атбасарского уезда — 18 1/2 вершков.

Между тем известно, что «баганалинская» овца крупнее «кентюбекской». «Бесатинская» и «таминская» славятся крупным ростом. Киргизская овца, за исключением «зайсанской», которая как горная мельче всех прочих степных овец, более 18 вершков, отличается очень большим ростом, мельче других после «зайсанской» идет «тургайская» (они мельче семипалатинских и акмолинских).

«Чистая курдючная овца, пишет проф. Кулешов, осталась главным образом у кочевых народов. Весь экстерьер овцы, а именно: длинные крепкие ноги, длинная шея, а равно и жировые наросты указывают на удивительную приспособленность этой породы к далеким передвижениям и перенесению скудного кормления и даже голодания во время засух. Сильно изогнутый нос, висячие уши (бывают и короткие стоящие уши), курдюк (по киргизски - «куйрык») и крепкие высокие ноги с удивительно развитыми сухожилиями составляют настолько характерные особенности этой породы, что смешать ее с другими невозможно. Бывают рогатые и безрогие овцы».

«Киргизская» овца, (по киргизски «кой», без различия пола), пишет г. Добросмыслов (на примере Тургайской овцы), отличается большим ростом, крепким телосложением, грубою низкого достоинства шерстью, имеющею различные цвета, и жирным раздвоенным наростом на хвосте, известным под названием курдюка; плотное туловище ее, покоющееся на высоких и сильных ногах, хорошо сложено; голова не велика, нос узкий и горбатый, уши висячие, рога (небольшие) встречаются только у очень немногих баранов; но иногда можно видеть и таких баранов, у которых бывают 4—5—6 рогов, вынослива против зимы, в основном рождает двойню».

Бараны-производители — в Степном крае имеют большие рога, похожие на рога дикого барана - «архара»; у кастрированных самцов рога не растут; выбирая производителя барана, киргиз-скотовод между прочими статьями его обращает внимание на зачатки и форму рогов, предпочитая при этом массивные рога: ими вооруженный баран в борьбе за самок остается победителем и хозяином вверенных ему овец и, стало быть, киргизу дает то потомство, которое скотовод-киргиз считает наиболее нужным для его хозяйства.

Хороший баран-производитель должен иметь: «нос серпом, спину широкую, ноги толстые, грудь широкую курдюк большой и высоко поставленный (т.е. типа «тангхыкуйрык») и шерсть густую».

Наклонность к случке у овец является с появлением на горизонте Плеяды — «Уркер туа», т.е. в первой половине июня.

Оберегая овцу от несвоевременного спаривания, киргизы кастрируют молодых баранов в 2-3-месячном возрасте, а кошкарам (производителям) привязывают «куек», мешающий ему покрывать овцу. «Куек» представляет четырехугольный кусок кошмы 8-10 вершков длины и 5-6 вершков ширины, с выемкою в верхней части. «Куек» надевается на барана фартуком, выемкой позади груди и веревками, пришитыми к концам выемки, привязывается на спине, позади лопаток.

Случаи спаривания овец в запрещенное время бывают следствием недосмотра пастуха и хозяйки, каждое утро осматривающей «куек», когда он отвязывается; или пастух нарочно перевертывает «куек» (куек аударады), чтобы сорвать свою злобу на киргизе, которому таким образом дарит несвоевременно ягненка, обреченного на гибель.

Плоды случайного спаривания овец не во время, так называемые «арамза», появившись зимою, не смотря на свое ограниченное число, требуют от хозяйства массы хлопот.

Время случки - начало ноября - выбрано киргизами по требованиям условий их хозяйства: овца носит пять месяцев, как говорят киргизы, «бес аи, бес кун» (пять месяцев и пять дней) и при спаривании в начале ноября, время ягнения приходится к тому времени (начало апреля), когда уже установилась теплая погода, когда зима с заботами о пастбищах сделалась прошлою и когда каждый участок возрождающей земли дает приют овце; в это время новорожденные ягнята, требуя наименьшего ухода, наименее рискуют гибелью от непогоды.

Обряд снимания «куека» состоит в том, что в назначенный «сять кун» — счастливый день вечером, по приходе стада в аул, один из сыновей хозяина приводит «кошкара» в юрту, где хозяйка встречает его - «шашу», т.е. она, приговаривая «мынг бол» — будь тысяча, — рассыпает горстями «курт» — киргизский сыр — подбираемый собравшимися в юрте взрослыми и детьми, и дав «кошкару» есть соль, рис нарочно для этого сохраненный, когда есть — сахар или пшеницу, и отвязав «куек», пускает в стадо.

Месяц, последующий за снятием «куек а», у киргиз называется «куек ай». В этом месяце каждый киргизский зимний аул из года в год стоит на определенном месте и пасет овец на известном своими качествами пастбище, преимущественно солонцеватом, особенно богатом щеном — Echinopsilon.

В киргизском стаде постоянно происходит случайный подбор наиболее приспособленных к естественным и экономическим условиям киргизского хозяйства особей (АКБ: естественная селекция). В течение года расходуются старые, больные, оказавшиеся слабыми против зимы, дающие мало молока, шерсти, плохо поправляющиеся экземпляры; по этой причине овечье стадо небогатых киргиз состоит из отборных овец, оставшихся от израсходования на нужды по хозяйству наиболее слабых.

Крупные овцы давали до двух пудов мяса, до 1,5 пудов сала и 3-4 фунтов шерсти.

(АКБ: если исходить из грубого расчета, что выход мяса и сала равен половине живого веса скотины, то нетрудно подсчитать, что казахские овцы в среднем имели живой вес 120-130 кг.)

Потребление казахами мяса и сала (в среднем на 1 хозяйство):

Омский уезд – 46 пудов

Каркаралинский уезд – 39,13 пуда

Павлодарский уезд – 33,64 пуда

Актюбинский уезд – 33,44 пуда

Акмолинский уезд – 31,21 пуда

Петропавловский уезд - 30,99 пуда

Кустанайский уезд - 30,26 пуда

Усть-Каменогорский уезд - 20,44 пуда

Доставление потребляемого казахами мяса от разных видов скота (в пудах в % отношении):

Омский уезд: Лошади – 18,54; КРС – 16,59; верблюды - 0,05; овцы – 64,82;

Усть-Каменогорский уезд: Лошади - 3,97; КРС - 1,72; верблюды – 0,06; овцы - 94,25;

Актюбинский уезд: Лошади – 0,49; КРС - 4,44; верблюды - 0,05; овцы - 95,02;

Киргизская овца имеет шерсть разного цвета от молочно-белого («ак-кой») - до черного как сажа, - масти каракуля. Кстати сказать, среди черных овец встречаются такие ягнята, которые дают отличные черные мерлушки, «карабуйкасятры» — по рисунку похожие на каракули.

Белую овцу разводят богатые киргизы для белой кошмы, идущей на богатую киргизскую юрту и ее обстановку. За то белая овца менее стойкая против зимы; с хозяйственной точки зрения, она не на руку средним и бедным киргизам, вследствие этого избегающим белой овцы, заменяя ее овцами более темной масти.

Преобладающая масть киргизской овцы «боз» (рыжевато-серая – преобладание в подшерстке белых волос) и «конгр» (рыже-коричневая – преобладание в подшерстке темных, но не черных волос).

Из сочетания обоих цветов шерсти получается наичаще на рынках встречаемая киргизская кошма и кошмы, которыми покрыто большинство киргизских юрт, сливающихся с окружающею степью. Подобно киргизскому аулу, овечье его стадо тонет в сером тоне степи, составляя часть ее.

Эта общность масти киргизской овцы с цветом ее родины подстрекнула киргиз дать горам название «койтас» - овца-камень. Действительно, на «койтасах» разбросанные в одиночку и группами камни с некоторого расстояния, недалекого, кажутся овечьими стадами, пасущимися на склонах гор. Этому способствует то, что масть «боз», а особенно «конгр» близка к цвету степного гранита и с ним сливается. В этой гармонии масти киргизской овцы с окружающею средой нельзя не видеть печати приспособления овцы к условиям среды.

(АКБ: и несколько слов о козах):

Киргизская коза. Коза никогда в киргизской степи не разводится стадами, подобно овце, держится исключительно бедняками и составляет незначительный процент в овечьем стаде: на 100 голов овец, по 12 уездам степных областей приходится только 12 коз. Она дает больше овцы молока, быстрее размножается, плодится обыкновенно двойнями, нередко и тройнями; коза к годовому возрасту делается маткою, так что годом раньше дает приплод и молоко. Эти качества козу делают скотом бедняков; на том же основании богатый киргиз козу держит, как ходкий материал для уплаты заработной платы пастухам. В этом упрощенном взгляде киргиз на козоводство высказывается второстепенное в их хозяйстве значение коз, приобретающих право гражданства в киргизском быту с ростом в нем бедных хозяев, как специальный скот последних.

(АКБ: а также о лошадях):

Казахские породы лошадей отличаются большой выносливостью и легко переносят условия круглогодичного выпаса. Степная порода лошадей за 10-15 часов может совершить переезд на 100-150 верст.

Со второй половины XIX в. казахи перешли к строительству зимних помещений для скота.

(АКБ: т.е. перешли от круглогодичного выпаса (с тебеневки) к сезонному отгонно-стойловому содержанию).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У него же про лучшие травы и пастбища для овец: (в основном это степные солончаки при соленых озерах и топях, а также степные травы полынь и пр.)

При выборе на известный день пастбища принимается в расчет и его расстояние от аула: оно не должно быть далеко в непогоду и наоборот; затем нужно считаться с характером самого пастбища: пресного и солонцеватого «ащи». Зимою и летом несколько дней овец пасут на пастбище с пресными травами и затем, когда овцы нуждаются в перемене пресного корма на солонцы, о чем судят по обилию соплей, которые не дают овцам дышать и по калу, разбивающемуся в отдельные комочки, что вызывается продолжительным нахождением на пресных пастбищах, то их переводят на 1-2 дня на «ащи» — солонцы. При выборе дневной порции пастбища и это обстоятельство принимается в расчет. Зимнее пастбище без солонца почти не бывает, так как, при основании зимовок и установлении для них земель заботятся об их разнообразии в пастбищном отношении. В редких случаях, когда нет или мало солонцов, возят солонцеватую землю на зимовку и дают овцам лизать ее утром, пока стадо ожидает угона на пастбище.

Кормление овец осенью. В начале октября, после второй стрижки овец — «кузем», киргизы перестают доить кобыл и лошадей собирают в отгонные табуны — в «косы», которые в течение зимы остаются вдали от аула. С этого времени все внимание киргиз сосредоточивается на овцах. Летние «котаны» распадаются на хозяйственные аулы, идущие на свои «кузеу», где преобладают солонцеватые пастбища, особенно любимые овцами осенью;

Месяц, последующий за снятием «куека», у киргиз называется «куек ай». В этом месяце каждый киргизский зимний аул из года в год стоит на определенном месте и пасет овец на известном своими качествами пастбище, преимущественно солонцеватом, особенно богатом щеном — Echinopsilon.

Для пастьбы овец на время случки нарочно оберегаются известные пастбища, характерные тем, что на нем преобладают изень и полынь.

на солонцеватых низинах по всему Степному краю.

О хороших пастбищах не в смысле богатых растительностью, а в смысле поправления на них скота, киргизы говорят: «джер джугады» — земля мажется.

«Кузеуы» (осенние пастбища, самые важные в откорме скота на зиму), отличающиеся своим постоянством в поправлении скота, получили в степи характерные имена: «май-тобе» — сальная сопка, «май-озек» — сальная долина, т.е. такое пастбище, на котором скоту, овцам в частности, «прилипает сало».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По ходу о лучших травах (в основном это ковыльные, солончаковые и полынные)

Для лошадей:

- Боз (ковыль)

- Бетеге (Festuca ovina)

- Көде (Stipa Pennata)

- Кіренкей

- Еркек

- Сасыр (от него жиреют)

- Курунчи на Алтае

Для овец:

- Изен (Echinopsilon)

- Сасыр

- Жусан (полынь)

- Қой жуа

- Болдырған

- Теңге жапырақ

- Жапырақ (Alchemilla vulgaris)

Для верблюдов:

- Колючка...

и солончаковые:

- Көкпек

- Қараған

- Қияқ

- Ши (тростник)

- Жаманқұлақ

- Түйе табан

- Теңге жапырақ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По ходу о лучших травах (в основном это ковыльные, солончаковые и полынные)

Для лошадей:

- Боз (ковыль)

- Бетеге (Festuca ovina)

- Көде (Stipa Pennata)

- Кіренкей

- Еркек

- Сасыр (от него жиреют)

- Курунчи на Алтае

Для овец:

- Изен (Echinopsilon)

- Сасыр

- Жусан (полынь)

- Қой жуа

- Болдырған

- Теңге жапырақ

- Жапырақ (Alchemilla vulgaris)

Для верблюдов:

- Колючка...

и солончаковые:

- Көкпек

- Қараған

- Қияқ

- Ши (тростник)

- Жаманқұлақ

- Түйе табан

- Теңге жапырақ

Почти все эти растений в наших краях имеется

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почти все эти растений в наших краях имеется

Я кажется чуть лгал. Такие как боз,бетеге,кіренке по моему не встречается у нас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...