Перейти к содержанию
Бахтияр

Кумульское и Турфанское ханства

Рекомендуемые сообщения

После убийства последнего чагатаида в Яркенде (Акбаш-хана), власть в государстве, перешла к династиям ходжей, при них государство также продолжало называться Мамлакат ве Могулие. Но ранее единое по крайне мере "юридически" государство, распалось на три, государство ходжей на западе, и Кумульское с Турфанским ханства на востоке. В этих небольших ханствах, в русскоязычной литературе княжествах, ходжи не смогли захватить власть, исторически эти регионы были исламизированы недавно (16-17 вв.), ходжи там никогда не пользовались влиянием, и чагатаиды там продолжали править, войдя в подданство цинской империи уже в нач.18 в., и вплоть до 1931 г. в Кумуле, когда умер своей смертью Шах Махсут, после его смерти гоминьдановцы упразднили ханство, не дав его потомкам привелегии, и заменив всю администрацию на ханьцев, после разразился т.н. Кумульский мятеж, перекинувшийся на все регионы ВТ, и закончившийся образованием 1-й ВТР 12 ноября 1933 г.

Эти чагатаиды всегда пользовались поддержкой цинов в противовес ходжам, и цинская администрация в основном только из них назначала хакимбеков в западных городах ВТ.

Потомки этих чагатаидов живут и сейчас. Один из них Азат Хакимбек, потомок турфанской ветви, его дед Джахангир Хакимбек-ходжа, был вице-президентом 2-й ВТР (1944-1949 гг.) в Кульдже, а до этого при гоминьдане губернатором Илийского края.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раньше при цинах до сер. 20 в. знать уйгуров делилась на несколько сословий:

это хакимбеки, беки, ходжи и шейхи. Хакимбеки это потомки турфанских и кумульских ветвей чагатаидов, беки - самое многочисленное сословие, еще Валиханов писал, что беков в Кашгаре больше чем волос на голове, большинство из них потомки бекских могульских фамилий,

например Исхак-ходжа и его потомки, их прямой предок Абу Бакр дуглат (тот соответственно потомок дуглатского эмира Пуладчи) который противился установлению ханской власти и был устранен Саид-ханом в 1514 г.

оффтоп, но тем не менее продолжу,

ходжи - это потомки двух ветвей, черногорцев и белогорцев тариката Ходжаган, происходят из потомков пророка, из Йемена пришедших сначала в Бухару, а оттуда в ВТ. И еще одна ветвь ходжи Увайсиа, старая ветвь они пользовались покровительством первых чагатаидов, с 17 в. их оттеснили потомки Махтуми Азяма.

шейхи - тоже многочислены, это потомки различныех "имамов-чудотворцев", один из них обратил в Ислам Туглук Тимура-хана т.н. святой Аршиддин, с его потомками встречался еще Пантусов. Еще в нач. 20 в. они жили в сел. Мазар рядом с развалинами средневекого города Алмалык, хранили тазкира Туглук Тимур-хана и его гробницу (мазар).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гробницы ханов Хами

  Гробницы ханов Хами представляют собой фамильное захоронение правителей Хами во времена династии Цин. Гробницы также носят название «ханские могилы», находятся в Хуэйчэне, в юго-западной окрестности г. Хами. На 35-ом году правления императора Канси династии Цин (1696 г.) уйгурский правитель Хами хан Абдула перешел на сторону Цинского двора. Указом императора он был возведен в княжеское достоинство. Потомки Абдулы до 9 поколения, правившие Хами в течение 231 года, получали от китайского императора грамоты о титуловании. В 1868 г. Цинское правительство возвело посмертно Седьмого хана Бейхира в князья и выделило 20000 лян серебра на сооружение его гробницы. В 80-е годы ХХ века на средства Народного правительства была проведена полная реставрация этого архитектурного ансамбля, включающего самую большую мечеть в районе Хами. Гробница также служит местом проведения культовых обрядов уйгур и является памятником культуры.

1.jpg

6.jpg

Получается кумульские ханы стали подданными цинов еще с 1696 г., спустя 2 года после убийства Акбашхана в Яркенде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Минарет Сугун в Турфане

  Полное название минарета Сугун – «Благодарственный минарет Амин-ходжи», другое название – «минарет Амина». Находится в 4 км к юго-западу от Турфана. Построен в 1778 г. турфанским ханом Сулейманом в знак благодарности Цинскому двору за титул турфанского князя, который был пожалован отцу Суйлемана Амин-ходже и его роду, а также в память об Амин-ходже на второй год после его смерти. Амин-ходжа жил эпоху правления трех императоров - Канси, Юнчжэна и Цяньлуна (XVII-XVII вв.), помогал цинской армии в подавлении восстаний джунгаров, большого и малого ходжей. За боевые заслуги Амин-ходжа был возведен в титул князя-дзасака, «князя, помогающего династии», «князя, оберегающего престол», цзюньвана. Указом императора Цяньлуна род Амин-ходжи мог вечно наследовать вышеуказанные почетные звания.

10.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ходжи - это потомки двух ветвей, черногорцев и белогорцев тариката Ходжаган, происходят из потомков пророка, из Йемена пришедших сначала в Бухару, а оттуда в ВТ. И еще одна ветвь ходжи Увайсиа, старая ветвь они пользовались покровительством первых чагатаидов, с 17 в. их оттеснили потомки Махтуми Азяма.

Уважаемый Бахтияр! Уважаемый Асан Кайгы!

Казахский род кожа и уйгурские ходжи связаны между собой родственно? То, что обе ветви утверждали, что пришли из Маверанахра, а туда из Аравии - ясно, но правда ли это?

Уйгурские ходжи и казахские кожа проводили ли генный анализ?

С двойным уважением к каждому,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Бахтияр! Уважаемый Асан Кайгы!

Казахский род кожа и уйгурские ходжи связаны между собой родственно? То, что обе ветви утверждали, что пришли из Маверанахра, а туда из Аравии - ясно, но правда ли это?

Уйгурские ходжи и казахские кожа проводили ли генный анализ?

С двойным уважением к каждому,

Большiнство ходжей iз ВТ, это как уже было сказано потоmкi Mахтуmi Азаmа, еслi средi казахскiх кожа есть его потоmкi, то понятно что родственнiкi. Iлi общiй предок Mахтуmi Азаmа i казахскiх кожа. Средi узбекскiх ходжа его потоmкi есть. Дуmаю неmалая часть ходжей в регiоне родственнiкi.

А вот насчет вопроса, потоmкi лi онi в большiнстве своеm пророка, соmneваюсь. Возmожно в большiнстве онi iз БВ, но не потоmкi пророка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если вы скажете кто из казахских кожа потомки Махдум Агзама, то я примерно смогу сказать к какой гаплогруппе они относятся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бывшее противостояние белогорцев и черногорцев как нибудь влияет на современное мироощущение их потомков? Или это уже история?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бывшее противостояние белогорцев и черногорцев как нибудь влияет на современное мироощущение их потомков? Или это уже история?

наверное только среди интеллектуалов такое в памяти может сохранится:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бывшее противостояние белогорцев и черногорцев как нибудь влияет на современное мироощущение их потомков? Или это уже история?

да, история.

Один из известных потомков белогорцев в 20 в. был Сейпидин Азизи, глава народного правительства СУАР, а потом какие то позиции в Пекине.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Later descendants

 

Actor Batdorj-in Baasanjab (also known as Ba Sen) is Genghis Khan's descendant through the Chagatai lineage. He is well known for his portrayals of his ancestors and distant relatives in films and television series (including Genghis Khan himself, his father Yesugei, his son Ögedei Khan, and his grandsons Möngke Khan and Kublai Khan).

http://en.wikipedia.org/wiki/Descent_from_Genghis_Khan

 

23.jpg

 

Батдорджийн Баасан

актер Внутреннемонгольской киноиндустрии

Он сыграл роль юного Тэмуджина и Чингис хагана в китайском ТВ сериале "Чингис хаан".

Во время, когда он снимался в этим сериале его возраст был уже за 40, но несмотря на неуверенность со стороны, сможет ли он воплотить на экране 20-летнего Тэмучжина, он все-таки смог сделать это.

Батдорджийн Баасан родился в 1954 году в местности Хартург (Хартулга?) округа Боротал(а) Синьцзянского региона Китая. Мать его Мумуга и отец Батдордж были простыми пастухами-кочевниками, но отец был влюблен в народные искусства, хорошо пел и танцевал.

В детстве Баасан учился в коллективе народных искусств монгольской национальности автономного округа Боротал(а). Когда ему исполнилось 13 лет его отправили учиться в Внутреннемонгольскую школу национальных искусств.

В 1984 году он поступил на работу во Внутреннемонгольскую кинопромышленность. А с 1986 года стал сниматься в различных фильмах.

От времени начала съёмки ТВ сериала "Чингис хаан" до трансляции готовой продукции по 1-му каналу Китая прошло полных восемь лет.

Женился Баасан поздно, когда ему перевалило уже за 40. Его жена Сарангуа певица ансамбля оперы и танца Внутренней Монголии. Их дочери Зулаа 5 лет.

В прошлом году они вместе посетили родной край Баасана Тэнгэр уул (Тянь шань). Это был момент которого он ждал 20 лет и видел в своих снах. Там они почтили святую память похороненных в этом краю его родителей.

Ж. Сэлэнгэ

газета "Улаанбаатар", январь 2005, № 002 (1678).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

современных потомков Чагатаидов уже касались на форуме в теме "Кумульское и Турфанское ханства":

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4456-kumulskoe-i-turfanskoe-khanstva/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не уверен, что вопрос в эту тему...  Хотя по географическому охвату это как раз тот регион, где гораздо позже возникли Кумул и Турфан. 

У Бичурина упоминается народ че-шы, обитавший в Турфане и районе Баркёля. 

 

В последнее время пред христианскою эрою восточная оконечность Небесных гор находилась под Тюркским княжеством Гушы. Китайский двор, при первом покорении восточного Тюркистана в 104 году до Рожд. Христ., разделил Гушы на два княжества: Чешы переднее и Чешы заднее 3. Первое из них занимало земли нынешнего Турпанского княжества на южной, а второе занимало земли от Баркюля к западу до Хурь-хара-усу по северную сторону Небесных гор. Владетель переднего Чешы имел пребывание в городе Гяо-хэ-чен 4, а владетель заднего Чешы жил в долине Уту, лежавшей в нынешнем уезде Ки-тхай. Первобытные жители обоих Чешы были коренные Тюрки, и тогда все народонаселение переднего Чешы не простиралось выше 700, а заднего Чешы выше 527 семейств.

 

К сожалению, в исторической литературе советского периода этот народ вообще не упоминается. Возможно, что произошло замещение этого термина, каким-то другим... Или он вообще выпал из поля зрения. 

Буду благодарен за подсказку по исследованиям казахских историков в этой области. И вообще любую информацию по данному вопросу. Например - какие современные географические ориентиры у упомянутых выше Хурь-хара-усу и долины Уту...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...