Рекомендованные сообщения

 

Покров и Евдокия. Корни празднеств.

 

Речь пойдет о христианских праздниках по православному календарю «Покров Пресвятой Богородицы», который празднуется 14 октября (по старому стилю 1 октября) и «Евдокия Плющиха», 14 марта:

На первый взгляд привычные и обычные православные праздники, но познакомившись с ними ближе возникают следующие предположения:

1. Оба дня являются своего рода «рубежными» днями при смене зимы на лето и лета на зиму, т.к. погода в эти дни особенно контрастная, это своего рода переломные в сознании человека дни – старое кончается, новое начинается. Они своего рода Науруз и «Антинауруз». :) По устоявшимся представлениям именно по климатическим приметам этих дней можно определить погоду на будущие полгода. Например про Покров (или октябрь месяц) у русских есть поговорка: «На Покров до обеда осень, а после обеда уже зима». У казахов аналогично про март (Евдокию - Әбдікей): «Күндіз күн кигіз, кешке мүйіз» (день днем мягкий как кошма, т.е. тепло, к вечеру морозный как острые рога, т.е. холодно).

2. Оба праздника дохристианские, языческие (?) обычаи и вероятно позже переосмысленные, слегка видоизмененные и возможно даже переименованные (???!!!). Чьи это обычаи изначально – тоже вопрос… Лично я усматриваю к примеру в Божьей Матери (Пресвятой Богородице) образ древнетюркской богини плодородия и деторождения Умай. Точно также все приметы Покрова связаны с погодой, плодородием, землей, урожаем, а также со свадьбами и невестами, т.е. с деторождением. А Царь Небесный – Тенгри. Может поэтому казахам близки по духу только эти два календарных «приметных» дня из всех прочих церковных, и может поэтому казахи называют их по своему «Боқырау [Боқрау, Боқ қырау]» (букв: когда застывает навоз?) и «Әбдікей»: считают что зима будет ранней и суровой, если в Боқырау «боқ қатып боқты қырау басады» - застывает и покрывается инеем помет скота, а в Әбдікей, если птицы пьют из луж, то весна будет ранней и лето жарким.

Сравните.

Покров Пресвятой Богородицы (Божьей Матери):

Приметы на Покров:

- Предшествующее Покрову (октябрю, понижению температуры) время называется «бабье лето»…

- Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест;

- Покров землю покрывает и свадьбы благословляет;

- Чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году;

- Покров и девушке голову фатой покрывает (пришел Покров девкам головы крыть);

- Батюшка Покров, покрой Мать сыру землю и меня молоду;

- Бел снег землю прикрывает: не меня-ль молоду, замуж снаряжает?

- Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!

- Весело Покров проведешь - дружка найдешь;

- Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!

- Захвати тепла до Покрова;

- Чини шубу до Покрова - не то не будет тепла;

- Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров;

- Если на Покров истопить печь яблонею, то в доме всю зиму будет тепло;

- Покров - последний день сбора плодов и грибов: груздей и рыжиков;

- Если снег до Покрова упадет - зима не скоро настанет;

- Если на Покров ветер дует с востока или с севера, то зима будет холодной;

- Каков Покров, такова и зима: когда в этот день ветер дует с юга, то на теплую зиму, когда с севера - на холодную, с запада - к большому снегу и частым метелям, а ветер переменных направлений - на частые оттепели;

- Если журавли успели улететь до Покрова - зима будет ранняя и студеная;

- Если белка до Покрова хорошо вылиняла, то зима будет хорошая;

- Коли белка в Покров чиста, то и осень будет хороша;

- Не покрыл Покров, не покроет и Рождество;

- На Покров до обеда осень, а после обеда - уже зима;

- Если на Покров дуб и береза полностью сбросили свои листочки, то жди теплой и мягкой погоды в течение всей зимы;

- Покров землю покроет, где листом, а где и снежком (начиная с этого дня, зима начинает доминировать над осенью);

- С Покрова скотину ставят на зимовье;

- Покров - не лето, а Сретенье - не зима.

Традиционно считается, что Покров был официально принят на Руси в княжение князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155-1174) и начало его почитания связано с владимиро-суздальскими землями. Якобы он, обратив внимание на эпизод в житии своего небесного покровителя, сказал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

И в обоснование приводится легенда, которая имеет много странных нестыковок: «...В Влахернской церкви Византии всегда хранилась одна из главных святынь Константинополя, риза, покров и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. И мол в 911 г. предки русских, тогда еще язычники, осадили Константинополь. При этом, во время богослужения в одной из греческих церквей в честь защитников города, во время всенощного бдения, грекам или точнее русским по происхождению юродивому Андрею Салосскому и его ученику Епифанию явилась парящая в воздухе Богородица, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало – покров в знак того, что дает им свою защиту. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи и это ободрило и утешило греков....».

Но что самое интересное, поражение русских стало праздником не греческим, а русским праздником, причем своего же поражения, причем самым горячо любимым из всех прочих церковных праздников!

Считается, что первым, кто наиболее рьяно выступал за русское происхождение Покрова был владимирский архиепископ Сергий Спасский. В своем труде «Святый Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Богоматери» он исследовал все известные византийские источники, но ..... убедился в отсутствии в них упоминаний об этом празднике.

Также и все другие исследователи Покрова недоумевают: «Странно, но в Греции это событие так и не было запечатлено Церковным торжеством».

И еще: «Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России».

А также: «Удивительно, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы, основанием которого стали события, произошедшие в Византии, не утвердился в Греции. Это особенно странно, потому, что греки, как православный народ, особенно чутки к подобным событиям в истории своих предков.»

Или вот:

«История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе».

«Однако до сих пор не найдено никаких ни прямых, ни косвенных указаний на существование когда-либо в Византии праздника Покрова Богоматери. Все известные древние и новые греческие богослужебные книги и византийские источники ничего не говорят о существовании такого праздника. В Византии не найдено и следов иконографии Покрова. На Руси же первые упоминания о нем появляются в XIII в.».

Иконография Покрова:

Самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображение праздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат. Это Покров на западных вратах суздальского Богородице-Рождественского собора и фрагмент на фасаде Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

Принятая этимология:

Головной покров, сияющее покрывало:

греч: maphorio, мафорион, мафорий.

рус: от слова кров, крыть; покрова - верхний слой, покрывающий что-нибудь.

Евдокия (др.-греч. Εὐδοκία) – название дня памяти Святой Преподобной мученицы Евдокии:

Другие названия:

Авдотья Плющиха, Евдокия Илиопольская (уроженка г.Илиополя), Евдокея Плющиха (потому, что происходят перемены в природе: от теплой погоды снег начинает подтаивать, оседать и как бы сплющивается), Авдотья Плющиха, также Авдотья Весновка, Авдотья Каплюжница, Авдотья Подмочи Порог, замочи подол, Авдотья Свистунья (в это время начинали дуть и свистать весенние ветры).

По церковной легенде, язычница Евдокия (эта святая считается покровительницей овец), жившая во II веке н.э., приняв христианство, стала вести подвижнический образ жизни, за что Бог наградил ее даром воскрешения мертвых, а точнее, воскрешать землю от зимнего сна – смерти и дал ей ключи от всех весенних вод. Она могла по собственному усмотрению «пускать или не пускать» весну: «Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь».

Приметы на Евдокию:

- На Авдотью снег – к урожаю;

- На Евдокию теплый ветер - лето мокрое, сиверко – холодное;

- Евдокия красна, и весна красна;

- Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь;

- Авдотья Весновка весну снаряжает;

- Если курочка на Евдокию напьется, то овечка на Егория (6 мая) наестся (см: выше казахскую примету);

- На Плющиху погоже - все лето погоже;

- Какова Евдокея, таково и лето: либо ясное, либо пасмурное;

- Если грач прилетел до Евдокеи, быть лету мокрому, а снег рано сойдет;

- Если день стоял пригожий, то и весна будет хорошей;

- Если в этот день шёл дождь, то ожидали, что и лето будет дождливое. Если день сухой, солнечный, то лето будет хорошее;

- Солнце в этот день Евдокией поглядывает: то снег зарядит, то дождь зазвенит;

- Какова Евдокия, таково и лето;

- На Плющиху погоже - и все лето пригоже;

- На Евдокию снег - урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с севера - холодное лето;

- На Евдокию снег - в жнивень урожай с полей всех;

- Новый месяц на Евдокию - быть лету мокрому;

- Потекли ручьи на Евдокию - жди первую траву в первой декаде мая;

- Евдокия красна - все весенние праздники будут ведрены, урожай на огурцы, капусту, грузди;

- День Евдокеи красный - на огурцы и грузди урожай;

- Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль придет и весна;

- На Евдокию собачку в сидячку (встоячь) снегом заносит.

Принятая этимология:

др.-греч. Εὐδοκία: благоволение - женское имя греческого происхождения.

Уменьшительные формы (Дуня, Дуся и др.), среди которых и Авдоха.

Имя появилось в Византии. На Руси имя получило свое распространение вместе с христианством.

В народе переиначили имя, оно стало звучать иначе - Овдотья (Авдотья).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что интересного может предложить ув. Eleri по поводу иконографии Покрова 13 века - Богородицы в профиль, над которой поднятый вверх плат? Есть ли схожие образы по Умай?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый АксКерБорж. Буквально только что на фейсбуке попытался ответить на вопрос почему у Тоңюкүка написано Теңри Умай, а не Теңри : Умай (точнее долго искал и нашел это место в "орхонских надписях" как было написано) - хотел заснуть и напоследок заглянул на форум... :ozbek:

я тут поглядел на

Иконы Богородицы

до этого честно говоря не задумывался.

1. просто первая мысль у меня была - надо бы возвродить тюркские названия для дней 22 декабря [Нардуган - Нуртууган (күн) - день рождающий луч], 21 марта - Нооруз (Чыл Пазы - Жаңы жыл - Новый год), 22 июня (?), 23 сентября (?)

2. Единственное что приходит в голову (имхо) - это полумесяц как символ женского начала. Эти покровы на самом деле изображают полумесяц. Иначе откуда взяться полумесяцу на православных храмах?

Изображения Богородицы и покров в форме полумесяца

18815.p.jpg

+

18816.p.jpg

+

18817.p.jpg

Православный крест

загуглил "православный крест" и нашел это

Крест с полумесяцем

1-4.jpg

+

1-18.jpg

Интересно было бы узнать названия церквей, на которые ставили кресты с полумесяцами и в какой день их закладывали. Если названия церквей связаны с Богородицей, то ваша мысль верна :ozbek:

ну и тюрков напоследок

у киргизов

Тамги Е3, Е 44, Е 45, Е 68, как вторая икона сверху - Богородица и внизу Христос (как я понял) :qyrgyz_new:

tamga12.gif

Еще одно совпадение по Казахстану :qazaq1:

Солярный человек на единороге (?) с полумесяцевидно изогнутым рогом

tamgaly.jpg

+

единороги (?) (возможные символы Тенри) с изогнутым в виде полумесяца рогом

tamgaly1.jpg

у меня есть идея насчет взаимосвязи петроглифовых композиций, я писал о том что их возможно стоит читать как один рассказ. может направление рассказа с востока на запад, или по ориентации святилища, или по течению реки

если верхняя композиция объясняет, что это мол солнце - воплощение Тенри давшего жизнь или что-то вроде этого. То внизу солнце уже не нужно, так как объяснение уже было. типа такого чтения :ozbek:

3. можно говорить о дохристианских традициях, но можно говорить и о взаимовлиянии культур. здесь вопрос - когда возник крест с полумесяцем на Руси и есть ли полумесячный покров у Богородицы не на Руси. может это влияние тюрков. мы ведь должны говорить об исламизации Золотой Орды, а не об исламской Золотой Орде изначально. У Дэвина де Виса есть такая книга Исламизация Золотой Орды :ozbek:

4. Кто знает может в то же самое время боролись с Умай и в Венгрии. Например это рисунок из книги 1488 года, по ссылке уважаемого Iwan Bohun'а. И может охота на ведьм связана с тюрками?

В руках кыпчака красный лук (лук символ Умай у хакасов). Конь черный - ночь, женщина выбирает кыпчака. У золотого рыцаря конь - белый. Привязанный белый конь к зеленому дереву - похож на единорога - солнце - лето - день. Черный конь привязан к высохшему дереву - зима - ночь - (женское начало для христиан?)

thuroczijanoschronicahungarorum1488.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Сегодня 14 марта по-казахски Әбдікей. По этому дню у нас судят будет ли весна ранней или поздней. Если воробьи будут днем пить воду из луж, то весна будет ранней и лето жарким, если нет, то поздней.

 

Судя по морозам, стоящим вечерами, ночью и утром (минус 17 - 20С) и в придачу с сильным ветром, ранней весны в этом году у нас не будет.

А сегодня тем более очень пасмурно.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад АксКерБорж написал:

 

Сегодня 14 марта по-казахски Әбдікей. По этому дню у нас судят будет ли весна ранней или поздней. Если воробьи будут днем пить воду из луж, то весна будет ранней и лето жарким, если нет, то поздней.

 

Судя по морозам, стоящим вечерами, ночью и утром (минус 17 - 20С) и в придачу с сильным ветром, ранней весны в этом году у нас не будет.

А сегодня тем более очень пасмурно.

 

Корису айты кабыл болсын, агайын! 

«Көрісу айт» — это очень теплый и необычный праздник, переданный предками. В переводе с казахского языка буквально означает «свидеться» или «встреча». В этот день принято ходить друг к другу в гости и обязательно поздравлять с приходом весны.

По традиции, в первую очередь посещают своих престарелых родственников, идут к старшим своего рода, отдавая дань уважения и почтения. В день Көрісу люди подают открытую руку и обмениваются рукопожатиями с особым чувством. Желают друг-другу долголетия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад arkuk написал:

Корису айты кабыл болсын, агайын!

 

Ув. Arkuk, хочется спросить у вас, есть ли в ваших краях, а также спросить у других наших участников форума с юга, запада и востока Казахстана - есть ли у них аналогичные нашим сезонно-климатические приметы Боққырау и Әбдікей?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад АксКерБорж написал:

 

Ув. Arkuk, хочется спросить у вас, есть ли в ваших краях, а также спросить у других наших участников форума с юга, запада и востока Казахстана - есть ли у них аналогичные нашим сезонно-климатические приметы Боққырау и Әбдікей?

 

Таких примет не слышал, но при возможности обязательно спрошу у родни/сватьёв - может когда и было, а может где то и есть( а я не знаю по невнимательности).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
41 минуту назад arkuk написал:

Таких примет не слышал, но при возможности обязательно спрошу у родни/сватьёв - может когда и было, а может где то и есть( а я не знаю по невнимательности).

 

Непременно спросите в аулах, городские навряд ли знают о них.

Да и скотский навоз в городе навряд ли найдешь, чтобы по его мерзлости или нет ориентироваться 14 октября о погоде на предстоящую зиму.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 15.03.2018 в 16:03 АксКерБорж написал:

 

Непременно спросите в аулах, городские навряд ли знают о них.

Да и скотский навоз в городе навряд ли найдешь, чтобы по его мерзлости или нет ориентироваться 14 октября о погоде на предстоящую зиму.

 

Есть такое АКБ, когда человек "лето красное пропел"   говорят  -  вот очухался да "боккырау наступил".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 часов назад arkuk написал:

Есть такое АКБ, когда человек "лето красное пропел"   говорят  -  вот очухался да "боккырау наступил".

 

Вы это всерьез или шутите?

А приметы эти для климата нашего края очень точны. Вот и Әбдікей не подвел, на улице 4 апреля, а везде лежит снег и лед.

Разговаривал с другом из Шымкента (не путать с Shymkent'ом :)), говорит у них уже месяц как около + 23-25С и ходят они в футболках.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10.04.2012 в 17:22, АксКерБорж сказал:

 

Покров и Евдокия. Корни празднеств.

же переосмысленные, слегка видоизмененные и возможно даже переименованные (???!!!). Чьи это обычаи изначально – тоже вопрос… Лично я усматриваю к примеру в Божьей Матери (Пресвятой Богородице) образ древнетюркской богини плодородия и деторождения Умай. Точно также все приметы Покрова связаны с погодой, плодородием, землей, урожаем, а также со свадьбами и невестами, т.е. с деторождением. А Царь Небесный – Тенгри. Может поэтому казахам близки по духу только эти два календарных «приметных» дня из всех прочих церковных, и может поэтому казахи называют их по своему «Боқырау [Боқрау, Боқ қырау]» (букв: когда застывает навоз?) и «Әбдікей»: считают что зима будет ранней и суровой, если в Боқырау «боқ қатып боқты қырау басады» - застывает и покрывается инеем помет скота, а в Әбдікей, если птицы пьют из луж, то весна будет ранней и лето жарким.

Сравните.

Покров Пресвятой Богородицы (Божьей Матери):

Приметы на Покров:

 

Сегодня 14 октября, традиционный день Боқырау.

Сегодня под утро у нас выпал первый снег и даже буранило слегка.

Сегодня ночью были заморозки - 7С, естественно, что "малдың боғы қатты" (застыл камнем помет скота).

 

Кстати согласно онлайн русско-казахскому, казахско-русскому словарю, основанному на южном диалекте, "боқырау" - "последний месяц осени, когда бывают первые морозы".

Объяснение дано неправильное и отдаленное от истины, думаю это от незнакомства составителя словаря с северными погодными условиями и терминами для них (вспомните аналогичный случай с постоянно используемым девушками операторами ЧС в Астане, вероятно уроженок с юга, прикольного термина "бұрқасын" при рассылке СМС вместо правильного "боран" - "метель").

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/боқырау/

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас