Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Вооружение и военное дело казахов XV-XVIII веков

Рекомендуемые сообщения

 

Айбалта (казахская секира).

Из полевой экспедиции С.М. Дудина в северо-восточный (?) Казахстан, 1899 год:

 

2719a70bba82.png

6bfff88ebf96.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я понимаю, на верхнем фото- новоделы. А самый правый (если это он) из числа казахских подарков цесаревичу Николаю (будущему Николаю II). Про остальные топоры надо смотреть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19.06.2018 в 20:57, кылышбай сказал:

Абулхаир вместе с каракалпаками воевал против волжских калмыков

И в тоже время , каракалпаки с башкирами , остановили дальнеишее продвижение обьединеных казахских воиск Абулхаира после первых побед над джунгарами , они ударили севера (с тыла или сзади) захватив каз.земли на Сыре 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.08.2018 в 20:35, Курсант сказал:

И в тоже время , каракалпаки с башкирами , остановили дальнеишее продвижение обьединеных казахских воиск Абулхаира после первых побед над джунгарами , они ударили севера (с тыла или сзади) захватив каз.земли на Сыре 

Подскажите, откуда такая информация?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Бури-Мунке сказал:

Подскажите, откуда такая информация?

читал такое на востлитинфо вроде , точно не помню 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.08.2018 в 19:35, Курсант сказал:

И в тоже время , каракалпаки с башкирами , остановили дальнеишее продвижение обьединеных казахских воиск Абулхаира после первых побед над джунгарами , они ударили севера (с тыла или сзади) захватив каз.земли на Сыре 

не слышал о таком. каракалпаки и так жили на нижнем и отчасти на среднем Сыре. границы у кочевников часто менялись

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, кылышбай сказал:

не слышал о таком. каракалпаки и так жили на нижнем и отчасти на среднем Сыре. границы у кочевников часто менялись

Читал такое , они остановили продвижение Абулхаира , ударив сзади или с тыла , захватили города на Сыре 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Курсант сказал:

Читал такое , они остановили продвижение Абулхаира , ударив сзади или с тыла , захватили города на Сыре 

а я читал что Абулхаиру не дали ханский титул и он, обидевшись, развернулся и ушел. дальше он громил каракалпаков башкир и калмыков на Волге. а Ст. и Ср. жуз одни потом не справились с вновь усилившимися джунгарами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, кылышбай сказал:

а я читал что Абулхаиру не дали ханский титул и он, обидевшись, развернулся и ушел. дальше он громил каракалпаков башкир и калмыков на Волге. а Ст. и Ср. жуз одни потом не справились с вновь усилившимися джунгарами

Читаите больше 

И потом как ему не дали ханскии титул ? Когда изначально он возглавил обьединеные силы казахов , т.е уже был ханом

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Курсант сказал:

1. Читаите больше 

2. И потом как ему не дали ханскии титул ? Когда изначально он возглавил обьединеные силы казахов , т.е уже был ханом

1. взаимно

2. Абулхаир может и был главнокомандующим но общеказахским ханом точно не был. после Тауке такого хана в принципе и не было больше

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, кылышбай сказал:

1. взаимно

2. Абулхаир может и был главнокомандующим но общеказахским ханом точно не был. после Тауке такого хана в принципе и не было больше

И что вы думаете во время похода , там решали быть ему ханом или нет ? Была более весомая причина для разворота воиск, когда им оставалось их добить, захват городов на Сыре стала причинои 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Курсант сказал:

И что вы думаете во время похода , там решали быть ему ханом или нет ? Была более весомая причина для разворота воиск, когда им оставалось их добить, захват городов на Сыре стала причинои 

факт остается: громить джунгар дальше, на их территории после побед никто не пошел. возглавлял войска скорее всего Богембай (не канжыгалинец а из Мл. жуза) и Абулхаир. НО Абулхаир не был главным каз. ханом. насчет захвата городов на Сыре ничего не могу сказать, просто я лично ничего про такое не слышал. может вы и правы, будет время можно проверить это

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у кого есть какая инфо про батыров Богембая из Мл. жуза и канжыгалинца Богенбая? был ли еще третий батыр с таким же именем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.08.2018 в 19:36, кылышбай сказал:

факт остается: громить джунгар дальше, на их территории после побед никто не пошел. возглавлял войска скорее всего Богембай (не канжыгалинец а из Мл. жуза) и Абулхаир. НО Абулхаир не был главным каз. ханом. насчет захвата городов на Сыре ничего не могу сказать, просто я лично ничего про такое не слышал. может вы и правы, будет время можно проверить это

У Ерофеевой И.В., кажется, вышла книга про Богенбая. Надо искать в казахстанских издательствах. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.08.2018 в 15:44, кылышбай сказал:

у кого есть какая инфо про батыров Богембая из Мл. жуза и канжыгалинца Богенбая? был ли еще третий батыр с таким же именем?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Богенбай-батыр

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25.05.2018 в 10:30, Бури-Мунке сказал:

А нет ли у вас прямой ссылки на пдф-файл книги?

1911_А.Б. Карпов - Уральцы (Часть 1, Яицкое войско).pdf
https://www49.zippyshare.com/v/aXGmdK0t/file.html

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Бури-Мунке сказал:

Спасибо!

Книга классная. Ценная еще и тем, что автор работал в архивах и использовал документы, которые были утеряны после революции. Очень жаль, что он не успел выпустить второй том.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел в своих старых записях такие данные:

Рафаил, архиепископ Астраханский и Терский
(1638 – 1640)

О происхождении Владыки Рафаила ничего не известно. Первый раз в документах он появляется в качестве игумена Астраханского Троицкого (по некоторым данным — Спасо-Преображенского) монастыря, куда назначен не ранее августа 1619 года.


Первые годы управления его Троицким монастырем были временем самого полного процветания последнего. В нем было братии до 170 человек, кроме служителей и работников; источники доходов его были неоскудеваемы. В 1622 году игумену Рафаилу позволено было продавать рыбу и покупать всякие вещи для монастыря беспошлинно. Но при нем же монастырь стал приходить в упадок. В 1623 году на Святой неделе в субботу сильнейшим пожаром, начавшимся в монастырской пекарне, истреблены были храмы монастырские, все кельи со множеством служб и житниц. Игумен Рафаил хотел было возводить постройки на прежних местах, но воевода, князь Прозоровский, не допустил построек по причине тесноты в кремле и по близости к пороховой казне. По указу царя Михаила Феодоровича велено было ему построить за городом, на монастырских огородах, особый монастырь во имя Сретения Господня, называвшийся Долбиловым, который существовал около 100 лет. Затем разные люди стали отнимать монастырские угодья. Игумен Рафаил боролся за интересы монастыря, но восстановить его в прежнем виде уже не мог. Попытки к расхищению монастырского имущества продолжались и в то время, когда Рафаил был уже Астраханским архиепископом, и он, конечно, усердно помогал своим преемникам в защите монастыря.
С 1632 года — игумен, позже архимандрит Соловецкой обители.
«Соловецкий летописец» сохранил для нас следующие эпизоды управления монастырем игумена Рафаила. «В лето 7143 (1635-1636) года великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, пожаловал в Соловецкой монастырь игумену Рафаилу з братиею Яренской погост, церковь со всем строением, и с оброчными, и бобыльскими, и казачьими з дворы, с людми, и со всеми угодьи. Того ж году он же великий государь пожаловал волости Керети три четверти, и со всеми угодьи, и с людьми. Того ж году святейший патриарх Иоасаф Первый Московский и всея России пожаловал в Соловецкой монастырь ризы отлас золотой, оплечье участковое, цена 70 рублев, да денег сто рублев. Того ж году он же святейший патриарх пожаловал книгу Псалтирь со воследованием печатную в десть, по обрезу золочена, за 4 рубли. На Рафаилово место игумен был в Соловецком монастыри Варфоломей Коноплев от лета 7144 (1636) до лета 7147 (1639)».
В 1635 году по ходатайству патриарха Иоасафа грамотой царя Михаила Феодоровича отдан был в ведение Соловецкого монастыря Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги, что еще более увеличило заботы архимандрита Рафаила, т. к. в новом месте требовалось строить новую церковь. «Как тот храм совершится, — писал отцу Рафаилу Новгородский митрополит святой Афоний (†1653), — и мощи новоявленных Чудотворцев Иоанна и Лонгина <Яренгских> в новый храм перенесешь, и в котором месте те мощи положишь, и ты бы о том отписал». Однако эту постройку архимандрит Рафаил закончить не успел, и храм достраивал его преемник игумен Варфоломей. Сам же архимандрит Рафаил в 1636 году был назначен архимандритом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря Новгородской епархии.
17 мая 1638 года в Москве хиротонисан патриархом Иосифом во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа.


При сем архиепископе было нашествие на Астрахань киргиз-кайсаков в январе месяце. Это нашествие было подготовлено и предводительствуемо татарами. Город был обложен неприятелем со всех сторон. Дома, бывшие около кремля и вне белого города, были сожжены, а жители укрылись в кремле. Город был в осаде три дня, но благоразумной находчивостью воеводы, князя Прозоровского, враги были разбиты наголову. Воевода распорядил ся, чтобы из кремля не стрелять и никому не показываться на стенах и на башнях до тех пор, пока он не прикажет. Неприятели, в продолжении трех дней не видя ни одного человека на стенах, заключили, что астраханцы не имеют силы ни сделать вылазки, ни отбиваться; поэтому без всякой предосторожности и без страха приступили к стенам и начали ставить лестницы. В это время воевода приказал стрелять по ним из всех пушек картечью, и множество их было побито, а оставшиеся в живых бежали. Стан их, бывший на том месте, где позже возникло село Началово (Черепаха тож), и всё, что было в нем, досталось победителям.


В память избавления Астрахани от киргиз-кайсаков устроен в Успенском соборе придел в честь свв. Афанасия и Кирилла, и день сей ежегодно знаменован был крестным ходом вокруг города до 1700 года, а потом прекращен по неудобству места и по причине морозов, «так как по ревности к вере многие от стужи хождением за кресты отмораживали носы и уши и умирали горячкою». В 1667 году был устроен караул от набегов киргиз-кайсаков на бугре Маяшном. С течением времени этот бугор стал заселяться жителями, преимущественно беглыми и наказанными плетьми, которых посылали сюда вместо ссылки. Теперь здесь город Красный Яр и село Маячное.
Скончался Владыка Рафаил 20 декабря 1640 года. Точных сведений о месте погребения Владыки Рафаила не найдено. Более всего можно полагать, что он погребен в Троицком монастыре.
При подготовке материала были использованы:
Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг. Астрахань. 1902.
Рафаил, архиепископ Астраханский и Терский. // Опубликовано на официальной Интернет-странице Астраханско-Енотаевской епархии.
Рафаил, архиепископ. // Интернет-публикация Благотворительного фонда «Русское Православие».
Летописец Соловецкий. Л. 15об. // Рукопись хранится в фондах Национальной библиотеки Республики Карелия. Интернет-публикация на официальном сайте НБРК.

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2927

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.02.2019 в 16:13, Le_Raffine сказал:

Никогда нигде не встречал сведений о нападении казахов на Астрахань в 1639 г.

интересно. это же после смерти Ишима. больше было бы похоже если были бы калмыки. но четко описаны киргиз-кайсаки. но казахов так стали называть разве не позже? могли Джанибек или Джангир так далеко ходить в набеги, тем более Астрахань это серьезная цель

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

интересно. это же после смерти Ишима. больше было бы похоже если были бы калмыки. но четко описаны киргиз-кайсаки. но казахов так стали называть разве не позже?

Не разочаровывайте меня. Здесь нигде не сказано, что текст был написан именно в 1639 г. А так да в те годы - казаки или казачья орда.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Le_Raffine сказал:

Не разочаровывайте меня. Здесь нигде не сказано, что текст был написан именно в 1639 г.

скорее всего 1902 г.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Хотя до появления русских войск в этой части степи Большая орда и считалась под покровительством России с 1824 года, но китай­цы не переставали посылать в Заилийский край свои отряды для сбора ничтожной дани до 1840 г., в который они потерпели горестное и плачевное поражение от здешних чапраштов при урочище Тирен-Узек. Отряд состоял из трех тысяч китайцев и, собирая ясак, намеревался пробраться к ташкентскому аксакалу для переговоров. Еще до сих пор китайцы не могут забыть этого поражения и с глубоким негодованием отзываются о всяком кайсаке чапраштинского поколения.

  • Thanks 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...