Перейти к содержанию
asan-kaygy

Каракалпакский ДНК-проект

Рекомендуемые сообщения

Пришли наконец то все результаты по 50 каракалпакам, скоро будет статья по ним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

паралелей с казахскими коныратами мало да и между собой мало похожи подроды арыса кунграт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УЗБЕКСКИЕ ПЛЕМЕНА И РОДЫ

КУНГРАТЫ

Кунграты являлись одним из дашти-кипчакских узбекских племен. Ареал их последующего распространения включает Сурхандарьинскую, Кашкадарьинскую и Хорезмскую области Узбекистана. Легенды о происхождении кунгратов встречаются в работах Рашидиддина "Жомъе-ут-таворих" ("Сборник летописей") и Абу-л Гази "Шажарайи турк" ("Древо тюрков"), написанных в XIV в.

Во многих исследованиях высказано предположение о монгольском происхождении кунгратов. Но Б. X. Кармышева в своих исследованиях пишет: "Для нас неважно, каково происхождение кунгратов — монгольское или тюркское. Потому что в разных исследованиях указано, что хотя те или иные этнические группы являются монгольскими племенами, до переселения в Мавераннахр в начале XVI в. они приняли тюркское направление по языку, культуре и этническому составу"1.

По своему статусу кунграты отличаются от других племен, потому что Чингиз-хан и его родственники женились на дочерях знатных кунгратов2, тем самым возвышая это племя над другими.

По мнению И. П. Магидовича, предками большей части хорезмских узбеков были кунграты, жившие до расселения основной массы дашти-кипчакских узбеков. Союз казахских кунгратов был создан не раньше XV в. В нашествии же Шейбанидов на Мавераннахр участвовали не казахские кунграты, а союз хорезмских кунгратов2.

Существуют и другие предположения о том, как кунграты поселились на территории Узбекистана. Исследователи утверждают, что в Кашкадарье и Сурхандарье до нападения Шейбани-хана кунгратов не было. Но пожилые кунграты утверждают, что истинной их родиной являются Гузар-Байсунские степи.

Известно, что в эпосе кунгратского этноса "Алпамыш" отражены сюжеты о кунгратском народе и их байсун-кунгратской родине. Существуют каракалпакская, казахская, хорезмская и сурханская версии этого эпоса. Описанные события происходят в основном в Байсун-Кунгратском крае. Исследователи утверждают, что "Алпамыш" написан тысячу лет назад. Если принять это точку зрения, то можно прийти к выводу, что часть кунгратов до XV в. жила на территории Мавераннахра.

Ряд важных сведений о кунгратах содержится во многих исследовательских трудах3. Согласно сказаниям самих кунгратов, аксакалом их племени был Кунгират-ата или Кунгирбий, у которого от первой жены было четыре сына: Вактамгали, Куштамгали, Конжигали и Айнни (Айнли). Сыновья считаются основателями родов кунгратов. У Кунгират-ата был еще пятый сын Тортувли, которого подарили его младшей жене. Таким образом, кунграты делятся на пять родов, каждый из которых делится на несколько мелких родов: 18 — у Воктамгали, 16 — у Куштамгали, 14 — у Конжигали, 12 — у Айнни и 6 — у Тортувли. Итого 66 родов, которые также делятся на еще более мелкие родственно-семейные группы.

Многие считают, что слово "кунграт" произошло от слияния слов "кунгир" и "ат". X. Данияров пишет, что, судя по некоторым сведениям, это слово на самом деле монгольское и означает "к,орак,арга" (черная ворона)4. Старожилы Сурхандарьи утверждают, что кунграты переселились из Казахстана: "Мы пришли с задней стороны" ("Арк,а журтдан келганмиз"). Действительно, много кунгратов встречается среди казахов и, в особенности, каракалпаков. Т. А. Жданко в своих научных трудах (1950, 1974) показал этногенетическое сходство обычаев кунгратов Хорезма, Каракалпакстана и низовий Сырдарьи. О том, что между каракалпакскими, хорезмскими, сурхандарьинскими и кашкадарьинскими кунгратами существует генетическая связь, свидетельствует идентичность родов в их составе. Некоторые кунграты Шерабада (Сурхандарьинская область) считают, что их предки переселились из Хорезма, что дополняет вышесказанное5.

Отмечается также сходство в генеалогии кунгратов Хорезма и Восточной Бухары (т. е. восточной части Бухарского ханства)6. Т. А. Жданко в своих исследованиях указал также на то, что генеалогия каракалпакских и хорезмских кунгратов одинакова.

У кунгратов Восточной Бухары, их хорезмских соплеменников и всех каракалпакских родов точно совпадают восемь этнонимов: ачамайли, болгали, богажели, конжигали, каракурсак, коштамгали, тортувли и тугиз (тогиз). Так же одинаковы пять этнонимов бухарских кунгратов и узбеков-кунгратов Хорезма: барак, бобай, жилантамгали, карабура, ногай. С каракалпаками совпадают этнонимы айинни, акпичак, баймокли, козоёкли, казак, кайчили, канчи, карабуйин, карга, кулдовли, копиш, куйин, курама, таракли, урус, хандакли, чумичли, иргакли и др. Таким образом, у кунгратов Восточной Бухары 13 этнонимов совпадают с хорезмскими кунгратами и 132 — с каракалпакскими7.

Теперь рассмотрим расселение кунгратов на территории Узбекистана в начале XX в. По сведениям 1924 г., в Бухарском уезде было зарегистрировано 3000 кунгратов, в Гиждуванском уезде — 10 875, в уезде Кармана — 1370, в Гузаре — 20 615, Шахрисабзе — 325, Шерабаде — 23 164, Байсуне — 9 890. Согласно этим данным, на территории Бухарского ханства 14,5% узбекского населения составляли кунграты8. В районе низовья Амударьи было зарегистрировано 17 тыс. кунгратов9.

По мнению В. В. Решетова, диалект узбекских кунгратов принадлежит к кипчакским говорам применением "ж"10.

Хотя в настоящее время кунграты на территории Восточного Узбекистана сохранили свое этническое название, деление на мелкие рода позабыто.

1 Кармышева Б. X. Указ. соч. С. 211.

2 См.: АристовН. А. Заметки об этническом составе тюрских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып. 3 и 4. 1896. С. 370.

3 См.: Материалы по районированию. Кн. 3. Ч. 1. Бухара. С. 189—190.

4 См.: ДанияровX. Указ. соч. С. 86.

5 См.: Полевые материалы 1998 г. Шерабадский район, село Гурин.

6 См.: ЗадыхинаК. Л. Узбеки дельты Амударьи//Труды Хорезмской арх.-этногр. экспед. М., 1952. Т. 1. С. 338.

7 См.: Кармышева Б. X. Указ. соч. С. 213.

8 См.: Материалы по районированию. Кн. 1. Ч. 1. Бухара. С. 268—269. Табл. 8.

9 См.: Там же. Кн. 4. Ч. 2. Хорезм. С. 97.

10 См.: Боровков А. К. Вопросы классификации узбекских народных говоров / Известия АН УзССР. 1953. № 5. С. 58.

Интересно, что состав каракалпакских и узбекских схож. А у нас действительно состав другой: ашамайлы - в составе кереев, балгалы и кайшылы - у жалаиров, канжыгалы - у аргынов, таракты - отдельное племя, теристанбалы - у найманов и др. Но у казахских и узбекских коныратов есть общий род - ногай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаксылык Сабитов, Батыр Даулет

Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков

Цитировать

Очень часто этногенез каракалпаков связывают с Черными Клобуками 12 века (каракалпак - «черная шапка»). По нашему мнению, это абсолютно не соответствует действительности. Этногенез каракалпаков связан напрямую с этногенезом кочевого населения Золотой Орды.

http://rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/119

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаксылык Сабитов, Батыр Даулет

Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков

Цитировать

Очень часто этногенез каракалпаков связывают с Черными Клобуками 12 века (каракалпак - «черная шапка»). По нашему мнению, это абсолютно не соответствует действительности. Этногенез каракалпаков связан напрямую с этногенезом кочевого населения Золотой Орды.

http://rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/119

А какие есть доказательства об отсутствии генетической или какой-либо связи между Черными клобуками и каракалпаками? Есть ли какие-нибудь источники, где говорится, что каракалпаки приняли свое название даже не подозревая, что в древности уже был такой народ? И кого в 14 веке переселили монголы? Украинцы о переселении называют период между 1340-1390 гг. Есть и другие источники, а также предания наших предков. И в конце-концов, почему народ принял этноним именно каракалпакский, ведь можно же было оставаться теми же ногайцами, узбекцами, татарцами и т.д. Зачем нужно было обособляться?

Вопросы только и сыплются, а всего лишь хотел спросить: На чем основывается Ваше утверждение?

отдельные тюркские племена - торки, узы, берендеи, Кову, объединены нашими летописями под именем "черных клобуков" - были или разбиты киевскими князьями после 1054 года и вытеснены на территорию современной Румынии, или размещены киевскими князьями как вассалы Киевского государства в Поросье для защиты от половцев.

Время, влияние "черных клобуков" на украинский если и имел место, то был незначительным и локальным. Дело в том, что монгольские завоеватели 1240 разбили города Поросья так, что главное из них - Торческ - даже не возродилось.

А главное, что "черные клобуки" были выселены между 1340 и 1390-годы золотоордынскими ханами в Среднюю Азию. Сейчас это народ каракалпаки в автономии Каракалпакстан в Узбекистане.

Вероятно, ордынские ханы выселили "черных клобуков" в момент усиления Литвы, чтобы те, случайно, вспомнив лояльность Киевским князьям, не усилили Литовского государства и вассального к ней Киевского княжества.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие есть доказательства об отсутствии генетической или какой-либо связи между Черными клобуками и каракалпаками? Есть ли какие-нибудь источники, где говорится, что каракалпаки приняли свое название даже не подозревая, что в древности уже был такой народ? И кого в 14 веке переселили монголы? Украинцы о переселении называют период между 1340-1390 гг. Есть и другие источники, а также предания наших предков. И в конце-концов, почему народ принял этноним именно каракалпакский, ведь можно же было оставаться теми же ногайцами, узбекцами, татарцами и т.д. Зачем нужно было обособляться?

Вопросы только и сыплются, а всего лишь хотел спросить: На чем основывается Ваше утверждение?

Этноним чаще всего, на мой взгляд, есть экзоэтноним. Мало какие народы сегодня имеют своим названием автоэтноним, те же самые названия казах или узбек, татар, ногай не были самоназваниями. А башкир, к примеру, если и был самоназванием, то первоначально распространялся не на всех.

Поэтому Вам нужно задавать вопросы следующие: почему каракалпаков назвали каракалпаками? почему каракалпаки приняли название каракалпак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этноним чаще всего, на мой взгляд, есть экзоэтноним. Мало какие народы сегодня имеют своим названием автоэтноним, те же самые названия казах или узбек, татар, ногай не были самоназваниями. А башкир, к примеру, если и был самоназванием, то первоначально распространялся не на всех.

Поэтому Вам нужно задавать вопросы следующие: почему каракалпаков назвали каракалпаками? почему каракалпаки приняли название каракалпак?

Нет, вопрос был задан конкретно: на чем основывается вышесказанное утверждение?

Ясное дело, что каракалпаки если и не непосредственные, то прямые потомки черных клобуков. Какой-то процент древних каракалпаков влился и в нынешний состав, тем самым выделяя определенное количество тюрков в отдельную народность еще в 16 веке и впервые в послемонгольский период выходя на политическую арену. И вели непримиримую борьбу не с окружающими их народами, а против политики их Чингизидов вплоть до 1873 года (до официального вхождения в состав Российской империи).

Каракалпаки были и в монгольский период, но не имели политического веса смешиваясь в среде монголо-тюрков ЗО. Поэтому не мудрено, что генетически близки населению Золотой Орды, тут как говорится комментарии излишны.

Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народно­сти. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпа­ков, в основном вошли в состав туркменского народа.

К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. тер­ритория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть пече­нежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского кага­ната до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные пече­неги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальней­ших исторических событиях неизменно выступали на политической аре­не совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда послед­ние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенеж­ского союза племен.

Именно эта группа восточных печенегов, связавшая свои судьбы с огу­зами, по мнению современных исследователей (П. П. Иванова, С. П. Толстова и др.) стала основой формирования каракалпакской народности. Предания каракалпаков свидетельствуют о совместной с огузами жизни в областях Приаралья и об участии некоторых групп каракалпаков в гран­диозном сельджукском движении XI в. из бассейна Сыр-Дарьи через Хорезм и Нуратинские горы на юго-запад, в нынешнюю Туркмению, Хорасан и Малую Азию. В материальной культуре и искусстве потомков огузов — туркмен сохранилось много общих черт с каракалпакской культурой.

В XI в. государство огузов подверглось завоеванию многочисленного тюркоязычного народа, выделившегося из среды кимакских племен,— кыпчаков, пришедших из Сибири, с бассейна Иртыша; под натиском кыпчаков (половцев, команов) часть огузов и объединившихся с ними восточ­ных печенегов продвинулась в пределы Киевской Руси и поселилась в бас­сейне р. Рось (приток Днепра). В XII в. впервые появляется в русских летописях в применении к этим поселенцам этноним «каракалпаки» в фор­ме «черные клобуки» — так переводил летописец тюркские слова «кара­калпак», буквально — «черная шапка». «Черные клобуки» вступили в до­говорные отношения с русскими князьями, получив от них пограничные земли для поселения под условием защиты границ Руси от половцев. «Чер­ные клобуки» постоянно упоминаются в летописях; они активно участво­вали в политической жизни Киевской Руси, и, входя в состав ее населения, по выражению летописца, становились «своими» на этой новой для них родине. В том же XII в. этнический термин «каракалпак» появляется и в Приаралье, где он применялся, очевидно, по отношению к оставшимся там восточнопеченежским племенам. В состав Кыпчакского союза, вклю­чавшего в свою территорию бывшие огузские владения, входило племя караборкли; этот этноним идентичен названию «каракалпак».

Современные исследователи предполагают, что этноним «каракалпак» («черные клобуки», «караборкли») — кыпчакский термин, применявший­ся пришельцами из Прииртышья к огузско-печенежским племенам завое­ванного ими Приаралья и бассейна нижней Сыр-Дарьи и вызванный ти­пом и цветом их головных уборов; от половцев заимствовало этот этноним, по всей вероятности, и население Киевской Руси.

В составе Кыпчакского союза определился не только этноним каракал­паков, но и их язык; они восприняли язык завоевателей — кыпчаков.

Свидетельством связи каракалпакского этногенеза с родоплеменными союзами степей Приаралья XII—XIII вв. является тот факт, что одним, из многочисленных каракалпакских племен в XIX — начале XX в. было племя кыпчак, с родом печенежского происхождения — канглы. Эти же этнонимы сохранились в родоплеменной структуре узбеков, казахов и других тюркоязычных народов, формирование которых было связано с одной эпохой, территорией и этнической средой.

В XIII в. консолидирующиеся племена каракалпаков были завоеваны монголами, разделив судьбы народов Средней Азии и Восточной Европы, в том числе своих собратьев «черных клобуков», жителей Руси.

Пребывание каракалпаков в составе Монгольской империи отразилось на их родоплеменном составе, включающем множество племен и родов с названиями монгольского происхождения (кунграт, кият, мангыт и др.). Однако не всегда монгольское наименование свидетельствует о монгольском же происхождении. Известно, что население монгольских улусов, в осо­бенности улуса Джучи, в который входили области Приаралья, было в ос­новном тюркоязычным по своему составу; монголы представляли здесь лишь незначительную прослойку знати и войска. Остатками зависимых от монгольских нойонов тюркских племен с монгольскими названия­ми и были, вероятно, многие из каракалпакских и других тюркоязыч­ных племен Средней Азии, сохранивших до XIX — начала XX в. монголь­ские этнонимы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

узбекские кунграты и каракалпакские это разные рода.

Самое интересное исследование каракалпакского ДНК было опубликовано группой французских рабочих осенью 2004 года. Она была основана на образцов крови, взятых во время двух отдельных экспедициях в Каракалпакстане в 2001 и 2002 годах, организованные при содействии IFEAC, Institut Français d'Etudes Sur l'Asie Centrale, в Ташкенте. Образцы состояли из мужчин, принадлежащих к пяти различным этническим группам: Конграт каракалпаки (выборка 53), Он торт уру каракалпаки (53), Казахи (50), узбеки Хорезма (40), и туркмены (51).

Исследователи пришли к выводу, что генетическое расстояние Y хромосомы находилось в определённом соотношении с географическими расстояниями. Не только Конграты и Он торт уру каракалпаки генетически близкие, но они близкие также к соседним хорезмским узбекам. Вместе они составляют единую популяцию, которая лишь сравнительно недавно распалась на три отдельные группы... Показывая близость к местным узбекам, две другие каракалпакские популяции имеют небольшой уклон в сторону местных казахов.

Существует определенная взаимосвязь между мтДНК каракалпакского и узбекского населения Аральской дельты, но она гораздо слабее, чем связь между их ДНК Y хромосомы (по отцовской линии). С другой стороны казахи Каракалпакстана очень тесно связаны с каракалпакскими конгратами по мтДНК...Результаты показывают, что в дельте, некоторые мужчины-конграты женаты казахских женщин и/или некоторые казахские мужчины женаты на конграток.

Chaix and Heyer et al, 2004

The most interesting study of Karakalpak DNA so far was published by a team of French workers in the autumn of 2004. It was based on blood samples taken during two separate expeditions to Karakalpakstan in 2001 and 2002, organized with the assistance of IFEAC, the Institut Français d'Etudes sur l'Asie Centrale, based in Tashkent. The samples consisted of males belonging to five different ethnic groups: Qon'ırat Karakalpaks (sample size 53), On To'rt Urıw Karakalpaks (53), Qazaqs (50), Khorezmian Uzbeks (40), and Turkmen (51).

The researchers concluded that Y chromosome genetic distances were strongly correlated to geographic distances. Not only are Qon'ırat and On To'rt Urıw populations genetically close, both are also close to the neighbouring Khorezmian Uzbeks. Together they give the appearance of a single population that has only relatively recently fragmented into three separate groups...Although close to the local Uzbeks, the two Karakalpak populations have a slight bias towards the local Qazaqs.

There is some relationship between the mtDNA of the Karakalpak and Uzbek populations of the Aral delta therefore, but it is much weaker than the relationship between their Y chromosome DNA. On the other hand the Qazaqs of Karakalpakstan, the uppermost yellow square, are very closely related to the Karakalpak Qon'ırat according to their mtDNA...The results suggest that in the delta, some Qon'ırat men have married Qazaq women and/or some Qazaq men have married Qon'ırat women.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое интересное исследование каракалпакского ДНК было опубликовано группой французских рабочих осенью 2004 года. Она была основана на образцов крови, взятых во время двух отдельных экспедициях в Каракалпакстане в 2001 и 2002 годах, организованные при содействии IFEAC, Institut Français d'Etudes Sur l'Asie Centrale, в Ташкенте. Образцы состояли из мужчин, принадлежащих к пяти различным этническим группам: Конграт каракалпаки (выборка 53), Он торт уру каракалпаки (53), Казахи (50), узбеки Хорезма (40), и туркмены (51).

Исследователи пришли к выводу, что генетическое расстояние Y хромосомы находилось в определённом соотношении с географическими расстояниями. Не только Конграты и Он торт уру каракалпаки генетически близкие, но они близкие также к соседним хорезмским узбекам. Вместе они составляют единую популяцию, которая лишь сравнительно недавно распалась на три отдельные группы... Показывая близость к местным узбекам, две другие каракалпакские популяции имеют небольшой уклон в сторону местных казахов.

Существует определенная взаимосвязь между мтДНК каракалпакского и узбекского населения Аральской дельты, но она гораздо слабее, чем связь между их ДНК Y хромосомы (по отцовской линии). С другой стороны казахи Каракалпакстана очень тесно связаны с каракалпакскими конгратами по мтДНК...Результаты показывают, что в дельте, некоторые мужчины-конграты женаты казахских женщин и/или некоторые казахские мужчины женаты на конграток.

Chaix and Heyer et al, 2004

The most interesting study of Karakalpak DNA so far was published by a team of French workers in the autumn of 2004. It was based on blood samples taken during two separate expeditions to Karakalpakstan in 2001 and 2002, organized with the assistance of IFEAC, the Institut Français d'Etudes sur l'Asie Centrale, based in Tashkent. The samples consisted of males belonging to five different ethnic groups: Qon'ırat Karakalpaks (sample size 53), On To'rt Urıw Karakalpaks (53), Qazaqs (50), Khorezmian Uzbeks (40), and Turkmen (51).

The researchers concluded that Y chromosome genetic distances were strongly correlated to geographic distances. Not only are Qon'ırat and On To'rt Urıw populations genetically close, both are also close to the neighbouring Khorezmian Uzbeks. Together they give the appearance of a single population that has only relatively recently fragmented into three separate groups...Although close to the local Uzbeks, the two Karakalpak populations have a slight bias towards the local Qazaqs.

There is some relationship between the mtDNA of the Karakalpak and Uzbek populations of the Aral delta therefore, but it is much weaker than the relationship between their Y chromosome DNA. On the other hand the Qazaqs of Karakalpakstan, the uppermost yellow square, are very closely related to the Karakalpak Qon'ırat according to their mtDNA...The results suggest that in the delta, some Qon'ırat men have married Qazaq women and/or some Qazaq men have married Qon'ırat women.

6 маркеров без определения гаплогрупп это позавчерашний день. У нас в проекте хоть и 12 маркеров с предикторной гаплогруппой но это больше в два раза количества маркеров тех французов плюс у нас рода хорошо записаны вплоть до подразделений, а не всего по одной позиции он торт уру или кунграт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпакский генетический фонд

Spencer Wells et al, 2001

(перевод)

Первое исследование ДНК каракалпаков проводилось как часть широкомасштабных исследований Евразийского разнообразии Y хромосомы, которое опубликовано Спенсером Уэллсом и др. в 2001 году. Оно включало в себя образцы из 49 различных групп Евразии, начиная от Западной Европы, России, Ближнего Востока, Кавказа, Центральной Азии, Южной Индии, Сибири и Восточной Азии. Данные о 12 других групп были взяты из литературы. Вместе с каракалпаками Центрально-Азиатская категория включает семь отдельных узбекских популяций из Ферганы в Хорезм, также туркмен из Ашхабада, таджиков из Самарканда, и казахов и уйгуров из Алматы. В исследовании использовались биаллельные маркеры, которые затем были назначены 23 различных гаплотипов. Для иллюстрации результатов последние были сжаты в 7 эволюционно-родственных групп.

Исследование показало, что узбекские, каракалпакские и таджикские популяции обладают самыми высокими разнообразиями гаплотипов в Евразии. Каракалпаки среди всех 49 групп занимают третье место по высокому уровню гаплотипического разнообразия. Среди казахов и кыргызов разнообразие гаплотипов отмечано значительно ниже.

Узбеки имеют достаточно сбалансированный гаплотип профиля, в то время среди населения на крайнем западе и востоке преобладают M173 (R1a) линии на крайнем западе и линии M9 (К) на крайнем востоке и в Сибири. Узбеки из Хорезма давно отказались от своих традиций сохранения генеалогической линий.

Каракалпаки удивительно похожи на узбеков:

genetic04.jpg

Основные отличия в том, что каракалпаки имеют более высокую частоту К*(M9) и C*(M130) и более низкую частоту линий R1a (M17) и F*(M89) гаплотипов. К*(M9) тесно связана с китайскими и другими дальневосточными народами, в то время как C*(M130) связано с монголами и казахами. С другой стороны, R1a (M17) сильна в России, Украине, Чешской и Словацкой республиках, а также среди кыргызского населения, в то время как F*(M89) имеет более высокую частоту на западе. Кажется, что по сравнению с узбеками каракалпакский генетический фонд имеет несколько более высокую частоту гаплотипов, которые связаны с восточними популяциями, в отличие от западных евразийских популяций.

На самом деле различия между каракалпаками и узбеками являются не более выраженными чем между узбеками из разных регионов.

По статистики каракалпаки генетически ближе всего к узбекам из Ферганы, а затем узбекам из Сурхандарьи, Самарканда, и, наконец, Хорезма. Они наиболее далеки от узбеков Бухары, Ташкента и Кашкадарьинской области.

Эти результаты также показывают расстоянию между каракалпаками и другими народами Центральной Азии и соседних регионов. После узбеков каракалпаки генетически ближе к татарам и уйгурам. Однако они весьма далеки от туркмен, казахов, кыргызов, сибиряков и иранцев.

Исследователи произвели древо "ближайшие соседы", которое собирало изученных популяций на восемь категорий в зависимости от генетических расстояний между ними. Каракалпаки были разделены на кластер VIII вместе с узбеками, татарами и уйгурами – в группу популяций с высокими генетическими разнообразиями. Они, кажется, зажаты между народами России и Украины, а также монголами и казахами.

genetic03.jpg

Спенсер Уэллс и его коллеги не объясняли, почему каракалпакский генетический фонд похож на узбекский, но отличается от казахского. Это удивительное открытие, учитывая, что каракалпаки прежде чем переехали в Хорезм жили в том же регионе, что и казахи Малой Орды. Вместо этого они предположили, что большое разнообразие в Центральной Азии может означать, что ее население является одним из старейших в Евразии.

Обсуждение и выводы

Каракалпаки и их узбекские и казахские соседи не имеют полных письменных источников, просто случайные исторические отчеты в сочетании с устной легенды, которые могут или не могут быть связаны с определенными историческими событиями в прошлом. Поэтому у нас нет записи, где и когда и по каким политическими или иными причинами появилась каракалпакская конфедерация.

Связи с отсутствием твердых археологических или исторических свидетельств, многие теории были выдвинуты для объяснения происхождения каракалпаков. Их официальная история, как учат сегодня в каракалпакских колледжах и школах утверждает, что каракалпаки являются потомками автохтонного эндемичного кочевого населения Хорезмского оазиса, большинство из которых были вынуждены покинуть в результате монгольского нашествия в 1221 году и в последствии высыхания Аральской дельты после разрушения Хорезма Тимуром в конце 14 века, и вернулись обратно в значительном количестве лишь в XVIII веке. Мы в корне не согласны с этим упрощенным описанием, которое было выдвинуто при поддержки высокопоставленной структуры, поскольку оно направлено на созданию теорию о древнем происхождении каракалпаков и оправдывает их пребывание на их нынешней родине.

В то время как популяционная генетика не может раскрыть полную историю племени каракалпаков само по себе, оно может дать нам важные ключи к их формированию и может устранить некоторые менее вероятные теории, которые были предложены.

Две каракалпакские арисы, конграты и Он торт уру генетически очень похожи друг на друга, особенно по мужской линии. Оба они одинаково близкие к их южным соседьям, узбекам из Хорезма. Действительно, генетические расстояния между различными популяциями узбеков разбросанных по всему Узбекистану не больше, чем расстояние между многими из них и каракалпаков. Это говорит о том, что каракалпаки и узбеки имеют очень похожее происхождение. Если мы хотим узнать о формировании каракалпаков, то мы должны рассмотреть вопрос о появлении шейбанидских узбеков и их миграцию на восток под руководством Абу Хайра, который объединил большую часть узбекских конфедерации между 1428 и 1468 годами.

И узбеки, и каракалпаки генетически чрезвычайно разнообразны. Нужно только провести время с ними, чтобы понять, что некоторые из них европеоидные, некоторые кавказоиды, а некоторые типичные монголоидные. Их ДНК ровно сбалансирована между восточними и западними популяциями. Их две основные генетические маркеры имеют дальневосточнее происхождение, К*(M9) тесно связана с китайцами и другими дальневосточными народами и C*(M130) связана с монголами и казахами. С другой стороны, R1a1a (M17) сильна в России, Украине и Восточной Европе, в то время как F*(M89) чаще встречается на Ближнем Востоке, на Кавказе, и в России. M173 (R1a) является преобладающей в Западной Европе и P*(M45), как полагают, возникла в Центральной Азии, показывают, что некоторые из их происхождение восходит к самым ранним жителям этого региона. На самом деле основное различие между каракалпаками и узбеками небольшое различие в структуре одних и тех же маркеров. Каракалпаки имеют несколько большой уклон в сторону восточних маркеров. Одной из возможных причин может быть смешанные браки между каракалпаками и казахами за последние 400 лет, теория, которая находит некоторое подтверждение в сходстве митохондриальной ДНК каракалпакских конграток и казахов Аральской дельты.

После узбеков каракалпаки по крайней мере по мужской линии ближе к уйгурам, крымским татарам, и казанским татарам. Однако по женской линии каракалпаки сильно отличаются от уйгуров и крымских татар (возможно, и от казанских татар). Существует явная генетическая связь с татарами Нижней Волги по мужской линии. Конечно Поволжья с ранних времен была тесно связана через коммуникаций и торговли с Хорезмом.

Каракалпаки генетически далеки от казахов и туркменов и уж тем более от кыргызов и таджиков. Мы знаем, что каракалпаки географически, политически и культурно были очень близки к казахам Малой Орды до их миграции в дельту Арала и даже казахские племенные вожды однажды правили ими. Исходя из их истории можно было предположить, что каракалпаки, возможно, были другими племенними группами всеобщей казахских конфедерации. Это явно не так. Казахи будучи гораздо более однородными и генетически ближе к монголам Восточной Азии имеют совершенно иную генетическую историю. Однако, как мы видели, близость казахов и каракалпаков, несомненно, привела к смешанным бракам и, следовательно, генетическому обмену.

Когда Абул Хайр Султан стал ханом узбеков в 1428-29, их конфедерация состояла из по меньшей мере 24 племен, многие из которых с мелкими родами. Имена 6 из этих племен встречаются среди современных каракалпаков. В списке XVI века основанной на более ранних документов дается имена из 92 узбекских кочевых племен, по крайней мере, 20 из которых были разделены позднее отколовшихся казахов. 13 из 92 имен, также встречаются среди современных каракалпаков.

Вскоре после своей интронизации как хан Хивинского ханства в 1644-45 гг., Абуль-Гази-Хан реорганизовал племенную структуру местных узбеков на четыре Тупе. 8 из 11-племенных названий, связанные с первыми тремя Тупе также находятся в каракалпакском племеннем структуре. Очевидно, что существует большое совпадение между каракалпакскими племенами и узбекскими племенами Хорезма, чем между узбекскими племенами в целом. Вопрос, было ли это сходство до миграции каракалпаков в Аральскую дельту или является результатом более позднего влияния узбекских племен?

Мы знаем, что конграты были могущественным племенем в Хорезме и для узбеков и для каракалпаков. Они были упомянуты в качестве одного из каракалпакских "кланов" на Куван Дарье [Quwan Дарьи] по Гладышеву в 1741 году вместе с Китай, Кыпчак, Кият, Кенегес-Мангыт, Джабин, Митан и Уйсун. Мунисом записано, что каракалпакские конграты, кенегесы и хитаи поддерживали Мухаммад Амин Инака против туркменов в 1769 году. Благодаря Шаригул Пайзуллаевы мы можем проводит сравнение среди конгратской племенной структуры между аральскими каракалпаками, сурхандарьинскими каракалпаками и узбеками из Хорезма, полученные из генеалогических записей.

Каракалпакский анклав в Сурхандарье был установлен в первой половине XVIII века, некоторые каракалпаки бежали в Самарканд и за ее пределами после разрушительного Джунгарского нападения в 1723 году. Действительно, это может быть даже старше – у конгратов есть легенда, что они пришли в Хорезм из страны Жидели Байсун в Сурхандарьинской области. Это говорит о том, что некоторые каракалпаки изначально отправились на юг с фракциями Шейбани-хана в начале XVI века. Каракалпакские конграты оставшиеся в этом регионе имеют аналогичную племенную структуру как узбеки из Хорезма и это является мощным свидетельством того, что племенная структура аральских каракалпаков была сформирована до их миграции в Аральскую дельту.

Русский этнограф Татьяна Жданко была первой кто проводила углубленное изучение структуры каракалпакских племен. Она не только обнаружила сходство между племенными структурами узбеких и каракалпакских конгратов в Хорезме, но также обнаружила близость обычаев и материальной и духовной культуры между ними. Она пришла к выводу, что сходство между узбекскими и каракалпакскими конгратами следует рассматривать не только в историческом смысле, но и также необходимо видеть их общность в современных этнических отношений. Б.Ф. Чориев добавил, что "надо искать сходства не только среди каракалпаков и Хорезмских конгратов, но и среди сурхандарьинских конгратов. Все они имеют одинаковую этническую историю".

Такие этнографические исследования содействуют прийти к выводам, которые былы сделаны в недавних исследований по генетики в Центральной Азии. Они вместе указывают на общность происхождения каракалпакских и узбекских конфедерации. Они предполагают, что каждый был сформирован слиянием племен и кланов, населявщие Дешти-Кипчак после распада Золотой Орды, обширное пространство, начиная северу от побережья Черного моря до Западной Сибири, а затем на восток к степям окружающих нижней и средней Сырдарьи, охватывающие весь Аральский регион по пути.

http://www.karakalpak.com/genetics.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.karakalpak.com/genetics.html

Это можно рассматривать как Дешти-кипчакский (узбекский) ДНК-проект :D

По маркерам Y хромосомы и мтДНК более 300 узбеков из разных регионов Узб-на проявили более или менее

генетическое сходство прежде всего c каракалпаками.

Другое дело если 50 исследованных узбеков преимущественно из одного региона,допустим из Суркаша будут похожими на каракалпаков,

но тут 366 узбеков из разных регионов генетически близки к 40 или 50 каракалпакам, это многое значит.

В проекте участвовали также таджики и казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По маркерам Y хромосомы и мтДНК более 300 узбеков из разных регионов Узб-на проявили более или менее

генетическое сходство прежде всего c каракалпаками.

Другое дело если 50 исследованных узбеков преимущественно из одного региона,допустим из Суркаша будут похожими на каракалпаков,

но тут 366 узбеков из разных регионов генетически близки к 40 или 50 каракалпакам, это многое значит.

Привет, Чиаль! Что-то тебя давно слышно не было. Надеюсь, под "многое значит" ты не подразумеваешь, что каракалпаков от узбеков разделили большевики, как говорится, сколько у них было черных шапок, столько каракалпаков и появились, всем узбекам шапок не хватило.

Честно говоря, насчет монгольского периода у меня никаких вопросов нет, тут все ясно. Меня интересуют, скажем так, древние каракалпаки и почему они не имеют ничего общего с нынешними каракалпаками?! Как я понял, тут проведена какая-та научная работа по генетике каракалпаков и общее или личное мнение ученых такое.

Я хоть не ученый, но есть какое-то понятие, что, когда выдвигается такого рода гипотеза, то должны будут приведены какие-то сравнительные данные. Рассматривая каракалпаков до монгольского и после монгольского периодов, нужно привести сравнительную таблицу или структуру их генофонда, как было до и как стало после. В данной работе более менее рассматривается нынешний генофонд каракалпаков. О древних каракалпаках ничего не говорится и вдруг делается вывод, что "по нашему мнению...". Как можно сделать такой вывод, если о древних-то ничего не известно?! Вот этого я никак в толк не беру, значит бестолковый я. Буду очень рад, если кто-то толково объяснит мне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпакский генетический фонд

Spencer Wells et al, 2001

(перевод)

Основные отличия в том, что каракалпаки имеют более высокую частоту К*(M9) и C*(M130) и более низкую частоту линий R1a (M17) и F*(M89) гаплотипов. К*(M9) тесно связана с китайскими и другими дальневосточными народами, в то время как C*(M130) связано с монголами и казахами. С другой стороны, R1a (M17) сильна в России, Украине, Чешской и Словацкой республиках, а также среди кыргызского населения, в то время как F*(M89) имеет более высокую частоту на западе. Кажется, что по сравнению с узбеками каракалпакский генетический фонд имеет несколько более высокую частоту гаплотипов, которые связаны с восточними популяциями, в отличие от западных евразийских популяций.

И узбеки, и каракалпаки генетически чрезвычайно разнообразны. Нужно только провести время с ними, чтобы понять, что некоторые из них европеоидные, некоторые кавказоиды, а некоторые типичные монголоидные. Их ДНК ровно сбалансирована между восточними и западними популяциями. Их две основные генетические маркеры имеют дальневосточнее происхождение, К*(M9) тесно связана с китайцами и другими дальневосточными народами и C*(M130) связана с монголами и казахами. С другой стороны, R1a1a (M17) сильна в России, Украине и Восточной Европе, в то время как F*(M89) чаще встречается на Ближнем Востоке, на Кавказе, и в России. M173 (R1a) является преобладающей в Западной Европе и P*(M45), как полагают, возникла в Центральной Азии, показывают, что некоторые из их происхождение восходит к самым ранним жителям этого региона. На самом деле основное различие между каракалпаками и узбеками небольшое различие в структуре одних и тех же маркеров. Каракалпаки имеют несколько большой уклон в сторону восточних маркеров. Одной из возможных причин может быть смешанные браки между каракалпаками и казахами за последние 400 лет, теория, которая находит некоторое подтверждение в сходстве митохондриальной ДНК каракалпакских конграток и казахов Аральской дельты.

http://www.karakalpak.com/genetics.html

Я думаю не стоит говорить о родстве одного народа другому, разные части каракалпаков родственны разных частям из других народов.

Вот результаты ДНК-проекта на ФТДНА

184821 Mr. Saliev Mansur Uzbekistan J2 Alip Nukus 12 24 14 10 13-16 11 14 11 13 11 29

[Click To Highlight] 184823 Mr. Klamalov Murat Uzbekistan J2 Alip Nukus 12 24 14 10 13-16 11 14 11 13 11 29

[Click To Highlight] 184834 Mr. Allanazarov Zhalgasbai Uzbekistan J2 Alip Nukus 12 24 14 10 13-16 11 14 11 13 11 29

[Click To Highlight] 184835 Mr. Matiev Mangytbai Uzbekistan J2 Alip Nukus 12 24 14 10 13-16 11 14 11 13 11 29

[Click To Highlight] 184806 Mr. Berdak Matmuratov Uzbekistan Q1a3a Alip Nukus 13 23 13 10 15-16 12 12 12 13 14 31

[Click To Highlight] 184828 Mr. Shanazarov Z Uzbekistan C Alip Nukus 13 25 17 10 11-12 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184815 Mr. Ataniyazov Salauat Uzbekistan C Ashamayly 13 25 16 11 12-13 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184849 Mr. Klalilaev Adilbay Uzbekistan Q Balgaly 13 25 13 10 13-16 12 14 13 13 14 29

[Click To Highlight] 184813 Mr. Erkozhaev R Uzbekistan C Balgaly 13 25 17 10 12-12 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184801 Mr. Rakhat Bekmanov Uzbekistan O Baymakly 12 24 15 10 11-16 11 12 12 12 12 28

[Click To Highlight] 184807 Mr. Adylbay Sherimbetov Uzbekistan C Baymakly 13 25 17 10 12-12 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 185673 Mr. Bakhtiyar Dauekeyev Uzbekistan C Baymakly 13 25 17 10 12-12 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184817 Mr. Baizhanov Darmenbai Uzbekistan J2 Kandekly 12 23 15 10 13-17 11 15 12 13 11 30

[Click To Highlight] 184802 Mr. Tolysbay Artykov Uzbekistan R1b1a1 Kanly 13 19 14 10 13-13 12 12 13 14 13 30

[Click To Highlight] 184840 Mr. Sarimov Bakhtiyar Uzbekistan R1b1a1 Kanly 13 19 14 10 13-13 12 12 13 14 13 30

[Click To Highlight] 184819 Mr. Smailov Zhalgasbai Uzbekistan R1b Kanly 13 24 17 10 14-14 12 12 13 12 13 28

[Click To Highlight] 184810 Mr. Salamat Zulhanderov need earliest known paternal ancestor info Uzbekistan R1a1a Kanly 13 25 15 10 13-14 12 12 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184816 Mr. Reimov Bahram Uzbekistan C Kanly 13 25 17 10 12-13 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184814 Mr. Abdramanov Konisbay Uzbekistan C Kara moyin 13 24 15 9 12-12 11 13 11 14 11 31

[Click To Highlight] 184846 Mr. Zhaxylyk Kulmuratov Uzbekistan C Kara moyin 13 24 16 9 12-12 11 12 11 14 11 31

[Click To Highlight] 184818 Mr. Moyatdinov Maulitdin Uzbekistan C Keneges 13 25 16 10 12-13 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184827 Mr. Mamutov Mahamadin Uzbekistan C Keneges 13 25 16 10 12-13 11 14 10 13 11 29 18 8-8 11 12 26 14 22 27 11-11-12-16 10 10 22-23 15 13 12 17 33-36 11 10

[Click To Highlight] 184848 Mr. Sarasenbaev Mahmudbek Uzbekistan C3 Keneges 13 25 17 10 12-12 11 12 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184836 Mr. Tazhidinov Ruslan Uzbekistan G Keneges 14 22 15 10 16-17 11 12 12 12 10 28 16 9-9 11 11 24 16 21 28 13-13-14-15 10 10 20-21 15 15 15 19 38-44 11 11 11 8 15-16 8 11 10 8 12 11 12 21-22 14 10 12 12 16 8 13 21 22 17 13 11 13 10 11 11 13 9

[Click To Highlight] 184845 Mr. Shamshetov P. Uzbekistan J2 Kipshak 12 23 14 9 13-16 11 15 11 13 11 28

[Click To Highlight] 184831 Mr. Zhenis Kozhanov Uzbekistan R1b1a1 Kipshak 13 19 14 10 13-13 12 12 14 14 13 30

[Click To Highlight] 184838 Mr. Tilegenov Vsip Uzbekistan N Kipshak 13 23 14 10 11-13 11 12 10 14 14 30

[Click To Highlight] 184812 Mr. Miras Arslanbay Karakalpak->Karakalpakstan Uzbekistan I2a Kipshak 13 24 16 11 14-15 11 13 14 13 11 31

[Click To Highlight] 184843 Mr. Klalzhanov Oteslin Uzbekistan C Kipshak 13 24 16-17 9 12-12 11 12 11 14 11 32

[Click To Highlight] 184829 Mr. Kyitnozorov B Uzbekistan C Kipshak 13 25 16 10 12-13 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184809 Mr. Nuratdin Koblanov need earliest known paternal ancestor info Uzbekistan R1a1 Kipshak 13 25 16 11 11-14 12 12 11 13 11 30

[Click To Highlight] 184844 Mr. Bekimbetov Zh. need earliest known paternal ancestor info Uzbekistan R1a1 Kipshak 13 25 16 11 11-14 12 12 11 13 11 30

[Click To Highlight] 184832 Mr. Nurymbetov Sharapatdin Uzbekistan C Kipshak 14 23 15 10 11-18 11 12 12 13 11 28

[Click To Highlight] 184808 Mr. Zhenis Tureniyazov Uzbekistan O Kitay 12 23 14 10 11-18 11 10 11 13 14 29

[Click To Highlight] 184830 Mr. Tazhimuratov Noklisbai Uzbekistan O Kitay 12 23 14 10 11-18 11 10 11 14 14 30

[Click To Highlight] 184826 Mr. Kludaibergenov Kluanysh Uzbekistan O3a3c Kitay 12 23 14 10 13-18 11 10 11 13 14 29

[Click To Highlight] 184804 Mr. Kuanyshbai Madreimov Uzbekistan O3a3c Kitay 12 23 14 10 13-18 11 10 11 13 14 29

[Click To Highlight] 184839 Mr. Mombetov T Uzbekistan O3a3c Kitay 12 23 14 10 13-18 11 10 11 13 14 29

[Click To Highlight] 184841 Mr. Uteniyazov Zulharbai Uzbekistan C Kitay 13 25 16 10 12-13 11 14 10 13 11 29

[Click To Highlight] 184837 Mr. Zhumanazarov Rafatdin need earliest known paternal ancestor info Uzbekistan R2 Kitay-Kazayakly 14 23 14 10 12-17 12 13 10 13 10 28

[Click To Highlight] 184805 Mr. Babanyaz Sarybaev need earliest known paternal ancestor info Uzbekistan R2 Kitay-Kazayakly 14 23 14 10 12-18 12 13 10 13 10 29

[Click To Highlight] 184825 Mr. Almanov Anvar Uzbekistan O Kiyat 12 23 15 10 12-16 11 12 12 12 13 30

[Click To Highlight] 184800 Mr. Neitbay Seitniyazov Uzbekistan Q Koldauly 14 23 13 10 15-17 12 12 12 13 14 30

[Click To Highlight] 184824 Mr. Urazbaev Salamat Uzbekistan N Koldauly 14 23 14 10 11-13 11 12 10 14 14 30

[Click To Highlight] 184820 Mr. Kaniev Orazbay Uzbekistan N Koldauly 14 23 14 11 11-13 11 12 10 14 14 31

[Click To Highlight] 184833 Mr. Anvar Sharibaev Uzbekistan N Koldauly 14 23 14 11 11-13 11 12 10 14 14 32

[Click To Highlight] 184822 Mr. Nurla Kuandyk Uzbekistan G Koldauly 14 23 15 10 12-14 11 12 12 12 11 28

[Click To Highlight] 184803 Mr. Azamat Myrzamuratov Uzbekistan G Koldauly 14 23 15 10 13-14 11 12 11 12 11 29

[Click To Highlight] 184847 Mr. Talvas Alliyarov Uzbekistan C Mangyt 13 25 16 10 12-13 11 14 10 13 11 29 18 8-8 11 12 26 14 22 27 11-11-12-16 10 10 22-23 14 13 17 16 33-35 11 10

[Click To Highlight] 184811 Mr. Rasul Aliev Karakalpak->Karakalpakstan Uzbekistan C3 Muyten 13 24 15 10 12-14 11 13 11 12 11 28

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В теме "Каракалпаки" я подробно описал государственное устройство каракалпаков начиная с 1598 по 1873 год. Почти 300 лет каракалпаки вертелись вокруг предков нынешних узбеков и казахов. Стоит ли доказывать близость каракалпаков к узбекам или казахам? Если на то пошло, то и до 1598 года каракалпаки вместе с узбеками и казахами (их предками) составляли единое население улуса Абулхаира, иначе говоря государство кочевых узбеков Дешти-Кипчака. Поэтому по всем законам, нынешние каракалпаки должны быть генетически ближе и узбекам, и казахам. Еще хочу сказать, что в истории казахов были тяжелые времена в 30-х годах 20-го века. Приграничные с Каракалпакстаном население Казахстана хлынуло к нам в Каракалпакстан, в основном на северные регионы. Есть много каракалпакских семей воспитавших казахских детишек-сирот. У меня у самого есть такие родственники. Естественно они выросли каракалпаками в дань уважения к своим приютивших их родителям и дали продолжение следующему поколению каракалпаков. Видите, как все запутанно даже в последние 100 лет. Поэтому, уважаемые узбеки и казахи, мы все братья и не стоит что-то кому-то доказывать. Просто ответьте мне на мой вопрос. Я хочу опровергнуть мнение, якобы мои древние предки вовсе не мои предки. Кто-то из третьеха Рейха сказал "отбери у народа историю...".

Значительная часть каракалпакских биев, возглавив подчиненные им племена, после событий 1743 г. добровольно перешла в подданство к хи­винским ханам. Последние предоставили в их распоряжение пустын­ные заболоченные пространства дельты Аму-Дарьи и сразу же обложили разоренный, обнищавший, ослабевший после тяжелого перехода через пустыню от Сыр-Дарьи в Хорезмский оазис каркалпакский народ высокими налогами.

В начале XIX в. хивинский хан Мухаммед-Рахим организовал завое­вательный поход против жанадарьинских каракалпаков и, одержав над ними победу, насильно переселил их в пределы ханства, водворив в север­ной его части, на побережье моря и на землях дельты. Применяя свой многовековый опыт комплексного земледельческо-скотоводческого и рыболов­ного хозяйства, каракалпаки героически устояли против всех трудностей, возникших на новой территории их обитания; более того, они освоили на протяжении нескольких десятилетий и этот район, построив ирригацион­ную сеть, превратив в цветущий оазис земли бассейна Кегейли и других крупных протоков Амударьинской дельты, осушив большие заболочен­ные пространства при помощи мелиоративных сооружений, используя озера, реку и море для рыболовства, а пустынные территории в качестве пастбищ для своего скота.

Каракалпаки не были в дельте Аму-Дарьи чужеземцами, поскольку древние предки их населяли бассейны низовий обеих великих рек Средней Азии; они поселились в районах,с которыми были связаны на протяже­нии всего периода своей истории. Жившие теперь рядом с ними араль­ские узбеки северного Хорезма этнически были им не менее близки, чем казахи.

Не заинтересованные в объединении каракалпакских племен в единое целое, хивинские ханы использовали для административного управления существовавшее у каракалпаков родоплеменное деление и племенной антагонизм, практикуя задаривание и всяческое поощрение преданных Хиве каракалпакских биев и преследуя становившуюся к ним в оппозицию знать. Следствием хивинской политики явилась дальнейшая консервация отсталых родовых институтов и пережитков патриархального быта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет, Чиаль! Что-то тебя давно слышно не было. Надеюсь, под "многое значит" ты не подразумеваешь, что каракалпаков от узбеков разделили большевики, как говорится, сколько у них было черных шапок, столько каракалпаков и появились, всем узбекам шапок не хватило.

Честно говоря, насчет монгольского периода у меня никаких вопросов нет, тут все ясно. Меня интересуют, скажем так, древние каракалпаки и почему они не имеют ничего общего с нынешними каракалпаками?! Как я понял, тут проведена какая-та научная работа по генетике каракалпаков и общее или личное мнение ученых такое.

Я хоть не ученый, но есть какое-то понятие, что, когда выдвигается такого рода гипотеза, то должны будут приведены какие-то сравнительные данные. Рассматривая каракалпаков до монгольского и после монгольского периодов, нужно привести сравнительную таблицу или структуру их генофонда, как было до и как стало после. В данной работе более менее рассматривается нынешний генофонд каракалпаков. О древних каракалпаках ничего не говорится и вдруг делается вывод, что "по нашему мнению...". Как можно сделать такой вывод, если о древних-то ничего не известно?! Вот этого я никак в толк не беру, значит бестолковый я. Буду очень рад, если кто-то толково объяснит мне.

Здравствуй Камал, в статье как раз говориться, что каракалпаки формировались как и из автохтонных популяции (до монгольского периода), так и из популяции после монгольского периода с преобладанием последних (примерно 60/40).

В ЦА в античности обитали арии - скифы, саки и массагеты итд. Потом через примерно тыс. лет их потомки превратились в тюркоязычных кипчаков-половцев, печенегов, кангаров. Это первый пласт каракалпаков, но не основной. Дальше все знают - приход Чингисхана, который смешал все народы. Синтез между монголоидными (тюркоязычными) племенами Чингисхана и населением аборигенным Дешти-Кипчака привел к появлению предков нынешних каракалпаков и казахов (но похоже у казахов пропорция иная - 70/30 в сторону преобладания чингисхановского), а у кочевых узбеков, мигрировавшие в Маварауннахр пропорция популяции видимо была примерно такая же как у каракалпаков - 60/40. Далее кочевые узбеки перемешались с маварауннахрцами, по этому у современных узбеков по сравнению с каракалпаками западные/местные популяции выше:

Каракалпаки удивительно похожи на узбеков

http://www.karakalpak.com/images/genetic04.jpg

Основные отличия в том, что каракалпаки имеют более высокую частоту К*(M9) и C*(M130) и более низкую частоту линий R1a (M17) и F*(M89) гаплотипов. ... Кажется, что по сравнению с узбеками каракалпакский генетический фонд имеет несколько более высокую частоту гаплотипов, которые связаны с восточными популяциями, в отличие от западных евразийских популяций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот результаты ДНК-проекта на ФТДНА

Эти результаты не опровергают, что каракалпаки "обладают высокими разнообразиями гаплотипов".

Вероятно, что шейбанидские узбеки тоже были такими неоднородными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуй Камал, в статье как раз говориться, что каракалпаки формировались как и из автохтонных популяции (до монгольского периода), так и из популяции после монгольского периода с преобладанием последних (примерно 60/40).

В ЦА в античности обитали арии - скифы, саки и массагеты итд. Потом через примерно тыс. лет их потомки превратились в тюркоязычных кипчаков-половцев, печенегов, кангаров. Это первый пласт каракалпаков, но не основной. Дальше все знают - приход Чингисхана, который смешал все народы. Синтез между монголоидными (тюркоязычными) племенами Чингисхана и населением аборигенным Дешти-Кипчака привел к появлению предков нынешних каракалпаков и казахов (но похоже у казахов пропорция иная - 70/30 в сторону преобладания чингисхановского), а у кочевых узбеков, мигрировавшие в Маварауннахр пропорция популяции видимо была примерно такая же как у каракалпаков - 60/40. Далее кочевые узбеки перемешались с маварауннахрцами, по этому у современных узбеков по сравнению с каракалпаками западные/местные популяции выше:

Уалейкум-ассалам, Чияль! Благодарю за разъяснение. По исследованиям 2005 года мне вроде более менее понятно. Я писал о последних исследованиях по 50 каракалпакам, где делается сомнительный вывод.

Что касается процентным соотношениям в ДНК узбеков, казахов и каракалпаков, то узбеки претерпели больше смешения с местными жителями Мавереннахра, казахи локализовались в том состоянии, как это было у населения государства кочевых узбеков, а у каракалпаков на протяжении всего их скитания на огромной территории набралось и оттуда, и отсюда, к тому же процесс смешивания у нас продолжался и в 20-м веке. Хотя бы к примеру, что население ККР в 20 веке состояло почти поровну от узбеков, казахов и каракалпаков. Лишь процентов 10-15 из других национальностей. Процент смешанных семей у нас очень высокий, а это влияет на наш генофонд, который постоянно обновляется. Поэтому делать какие-либо выводы по генетике каракалпаков намного сложнее, как кажется. Тут нужен более расширенный подход. Я уверен, что те 50 каракалпаков выходцы из одного района, почти родственники, семейный подряд гостарбайтеров и скорее всего жители северных регионов ККР в большинстве своем состоящих из казахского населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уалейкум-ассалам, Чияль! Благодарю за разъяснение. По исследованиям 2005 года мне вроде более менее понятно. Я писал о последних исследованиях по 50 каракалпакам, где делается сомнительный вывод.

Я уверен, что те 50 каракалпаков выходцы из одного района, почти родственники, семейный подряд гостарбайтеров и скорее всего жители северных регионов ККР в большинстве своем состоящих из казахского населения.

У тех 50 человек описаны все рода и подроды и они явно не родственники. Это гораздо лучше чем просто арыс записать. Если у вас есть претензии к исследованию, просьба огласите ее здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти результаты не опровергают, что каракалпаки "обладают высокими разнообразиями гаплотипов".

Вероятно, что шейбанидские узбеки тоже были такими неоднородными.

Так про любой народ можно сказать, кроме мелких поуляций (менее 50 тыс человек)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У тех 50 человек описаны все рода и подроды и они явно не родственники. Это гораздо лучше чем просто арыс записать. Если у вас есть претензии к исследованию, просьба огласите ее здесь.

Я и огласил свою претензию. Мне не понятно мнение ученых, проводивших исследование 50 каракалпаков, имевшихся у них под рукой как они сами заявляют. Почему например, исследуются каракалпаки 21 века, а потом оглашается мнение ученых, якобы нынешние каракалпаки и черные клобуки 12 века не имеют ничего общего? При чем здесь черные клобуки и откуда такая уверенность? И вообще, кто исследовал черных клобуков и имеются ли результаты?

На счет родственны ли те 50 каракалпаков. Если они все из одного района, то вероятность, что они родственники огромная независимо от того являются ли они представителями одной или нескольких родоплеменных групп. Принадлежность роду определяется сугубо по мужской линии. К тому же надо еще учитывать смешанность браков. Представители одного и того же рода могут показать разные генетические данные, а данные нескольких родов могут быть едиными.

Но главная претензия в том, почему черные клобуки или древние каракалпаки, не могут быть предками нынешних каракалпаков? Откуда такое мнение и чем обосновывается?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал,

Результаты как раз и показывают вот это

Представители одного и того же рода могут показать разные генетические данные, а данные нескольких родов могут быть едиными.

А так мы все родственны. Каракалпаки, узбеков и казахи Каракалпакии родственники по женам. По казахски бажалар.

Вывод о том, что нет связи между современными каракалпаками и древними клобуками двойственен. Результатов древних как раз и нет, что позволяет делать любые выводы.

PS. Кстати, J2 у каракалпаков указывает на мощный ассимилированный местный компонент. Видимо, те самые аральцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...