Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Время ухода части хуннов на запад

Рекомендуемые сообщения

8 минут назад, asan-kaygy сказал:

1. А вы мастер наклеивать ярлыки, ни в чем не разбираясь

2. И ваши фантазии насчет G2 в северном прикаспии и на алтае это феерический бред.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа_G2_(Y-ДНК)

а обвинение в фантазиях и бреде - не наклеивание ярлыков? тогда счёт 2:1, в вашу пользу. оно и понятно - мастер!

википедия хорошая энциклопедия. по части изложения фактов. но интерпретации часто - левые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, аслан нурмагамбетов сказал:

а обвинение в фантазиях и бреде - не наклеивание ярлыков? тогда счёт 2:1, в вашу пользу. оно и понятно - мастер!

википедия хорошая энциклопедия. по части изложения фактов. но интерпретации часто - левые.

Это не наклеивание ярлыков, вы в генетике абсолютно не разбираетесь но фантазируете.

Википедия по данной гаплогруппе дает точные факты кто где живет, как видите ни алтая там ни Прикаспия северного

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, аслан нурмагамбетов сказал:

1. при том, что тимур дошёл до ельца. "тимур вторгся в Рязанские земли, разорил Елец, составив угрозу Москве. Начав наступление на Москву, он неожиданно 26 августа 1395 года повернул назад (возможно, по причине вос..." https://ru.wikipedia.org/wiki/Тамерлан

просто в отличии от предшественников (например, по причине частичного отхода от кочевой жизни) он пренебрёг. бабур - да, тоже вполне. какое-то время жил-не тужил в могулистане. 

сулеймана вы вовремя приплели. он тоже двигался на запад.

2. и не надо передёргивать (у асана кайгы учитесь или это общая черта старожилов этого форума?). я не "сравнивал и отождествляли разницу между G1/G2..." я как раз и написал, что это не имеет значения - они имеют общее происхождение и если центр и максимальный процент G1 расположен на территории казахстана, то и G2, скорее всего, появились где-то рядом (я предположил северный прикаспий, хотя возможно и на алтае). и вот они жили, не тужили, 25990 лет, а потом под напором китайцев дриснули на запад. по пути отметились на волге, кавказе... наверное и на днепре отмечались, но никто не записал.

1. вы пишите кочевники почему-то всегда двигались от волги на запад - скифы выдавили киммерийцев, скифов - сарматы, сарматов - гунны, гуннов - половцы, половцев - татары чингисхана. (выдавили - условно. имеется ввиду смена господствующего племени). тимур хотел было, до ельца дошёл, но что-то его отвлекло. 

у меня вообще нет претензии - все верно: кочевники мигрировали от Волги на запад. но Темур и его очередной поход на Тохтамыша вообще не вписывается в этот тренд ни по направлению от Волги на запад, ни по масштабности миграции (это были разовые кампании а не миграции). дальше - больше: пишите про Бабура, кот. Волгу в глаза не видел и не на запад мигрировал, а на юг, про османов, кот. шли на запад но опять же Волгу не видели

2. не верно. представим что каракесеки так и остались бы жить у Ташкента или аргыны ушли б с Шейбани в Маверанннахр или Караходжа умер бы на обратном пути из Самарканда: тогда максимальный процент G1 был б в Узбекистане и Афганистане или в Армении. а это уже меняет дело. поэтому для предположения центра происхождения надо смотреть не максимальный процент а максимальное разнообразие. а оно как раз в Закавказье, Восточной Анатолии и в Иранском нагорье

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, аслан нурмагамбетов said:

так бактрийцы тоже скифы? и парфяне?

саки - родом скифы?  все саки - скифы, но все скифы - саки. так получается? термины скиф и сак - неравнозначны?

так значит эфталиты - гунны ? 

эк, их угораздило! с венгрии прибежали!

обижаться на вас из-за гуннов-хуннов? да, вы в своём уме?!

Бактрийцы в понимании греков это тоже "скифы". Скифы вообще термин очень и очень обобщающий, к одному языку и этносу точно не привязанный.

Саки это более узкое понятие, так сказать "азиатские скифы" для греков. И конечно же термины не равнозначны.

Эфталиты для греков это "белые гунны". Значит ли это, что их связывали с гуннами Аттилы? Неясно, и я вам уже давал цитату Прокопия с намеком на сие: "они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них". Просто звали "белые гунны" и все тут. К слову, тюрки Ашина для персов какое то время вовсе "красными гуннами" были - кермихионами. Почему - одному Тенгри известно.

Ну так если не обижаетесь, то и относитесь к этому делу поспокойнее. А то создаете у меня какое то превратное впечатление:)

16 hours ago, аслан нурмагамбетов said:

судя по вашему ответу вам надо разъяснять. правда без уверенности в успехе.

да, основания взаимозаменяются. ничего другого вместо азотистого основания не вставить. механизм объяснять долго и не нужно, так, азы:

их в днк всего 4. и никакое левое - не встанет. только одно из четырёх, причём аденин образует связи только с тимином, а цитозин — с гуанином. про страшные дыры, уничтожение части днк - это к асану кайгы.

но главное - хорошо, что вы поняли, что локации, где произошли мутации, не прописаны на этих самых основаниях, на аденинах-гуанинах.

теперь желательно вам понять второй тезис: типаны, вроде асана кайгы, их (методики и локации) придумывают исходя из понятий. единственно, по чему можно ПРЕДПОЛОЖИТЬ локацию - это концентрация представителей с такой гаплогруппой. но именно - предположить. больше уверенности придаст изучение исторического контекста. но 100% гарантии - нет.

Да не надо мне ничего разъяснять, я как-никак биоинженер-третьекурсник и основы клеточной биологии проходил уже в свое время. Основания не "взаимозаменяются" - я уже сие говорил, там по разному бывает. Самая простая мутация, которая происходить будет всегда и везде - это неверно подобранное основание при копировании ДНК. "Взаимозамены" здесь нет - основание изначально поставлено неверное.

И еще раз: чтобы критиковать спецов уровня Асан-кайгы, надо все-таки сам предмет знать на должном уровне. Чего вы увы пока что тут не продемонстрировали.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

что их связывали с гуннами Аттилы

Слово "гунн".
"белые гунны" - новые гунны.

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

тюрки Ашина для персов какое то время вовсе "красными гуннами" были - кермихионами.

Подскажите где об этом написано?

Плиз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, башгирд сказал:

Слово "гунн".
"белые гунны" - новые гунны.

Подскажите где об этом написано?

Плиз.

Из контекста греческих описаний белых гуннов видно что белых гуннов описывают как наиболее благородных среди гуннов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Shamyrat сказал:

Из контекста греческих описаний белых гуннов видно что белых гуннов описывают как наиболее благородных среди гуннов.

кермихион интересует

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

 

Уважаемый Ашина Шени,в одном из постов вы написали что они не называли себя пехливанами,а называли себя гун.Это вы о парфянах писали и можете ли дать ссылку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, башгирд said:

Слово "гунн".
"белые гунны" - новые гунны.

Подскажите где об этом написано?

Плиз.

У Феофана: https://books.google.ru/books?id=JzvnHgdOY8cC&pg=PA466&lpg=PA466&dq=на+своем+языке+называют+их+кермихионами&source=bl&ots=iO8VKugMpm&sig=7KtW_DVgc5Jx3Q4NsrfDqmFdryo&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwi6yMfassjWAhUEj1QKHc4aDvUQ6AEIJDAA#v=onepage&q=на своем языке называют их кермихионами&f=false

«На востоке от Танаида живут турки, в древности называвшиеся массагетами. Персы на своем языке называют их кермихионами».

Вот тут обсуждение у венгерского тюрколога Михая Добровича:

"Феофан Исповедник рассказывает, что первое посольство, представлявшее древнетюркское государство, посетило Византию в июле 563 года. Отправил его некий Askêl rex, правитель кермихионов. Именно Феофан Византиец, рассказывая о контактах пять лет спустя, информирует нас, что персы на своем языке звали тюрок кермихионами. Бэйли и позже Харматта восстанавливали это имя как karmir xiyōn, или красные гунны. Askêl rex, чье имя было возможно зафиксировано Кориппом как Скальдор или Скультор, уже считался вождем племени, позже названного в китайски источниках Асицзе 阿悉結 (среднекит. ?a-sit-kεt, или в другой транскрипции Асицзи 阿
悉吉, среднекит. ?a-sit-kjit). Согласно китайским источникам, это было наиболее западное племя из тех, кого позже назовут западными тюрками. В орхонских надписях они фигурируют дважды как Изгиль бодун. Они были также упомянуты как одно из трех кабарских племен, отделившихся от хазар и присоединившихся к завоевателям-венграм. Таким образом, мы можем считать, что Askêl rex должно быть был вождем наиболее западной части тюрок в то время, когда его послы оказали честь двору Юстиниана. Дата этого посольства также должна совпадать с окончательным разгромом эфталитов".

[Dobrovits, Mihaly. The Altaic World Through Byzantine Eyes: Some Remarks on the Historical Circumstances of Zemarchus’ Journey to the Turks (AD 569-570) //Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung. Volume 64 (4), 2011 - p.380-381]

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Shamyrat said:

Уважаемый Ашина Шени,в одном из постов вы написали что они не называли себя пехливанами,а называли себя гун.Это вы о парфянах писали и можете ли дать ссылку?

Я вообще-то об эфталитах писал. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Ашина Шэни сказал:

"Феофан Исповедник рассказывает, что первое посольство, представлявшее древнетюркское государство, посетило Византию в июле 563 года. Отправил его некий Askêl rex, правитель кермихионов. Именно Феофан Византиец, рассказывая о контактах пять лет спустя, информирует нас, что персы на своем языке звали тюрок кермихионами. Бэйли и позже Харматта восстанавливали это имя как karmir xiyōn, или красные гунны. Askêl rex, чье имя было возможно зафиксировано Кориппом как Скальдор или Скультор, уже считался вождем племени, позже названного в китайски источниках Асицзе 阿悉結 (среднекит. ?a-sit-kεt, или в другой транскрипции Асицзи 阿悉吉, среднекит. ?a-sit-kjit). Согласно китайским источникам, это было наиболее западное племя из тех, кого позже назовут западными тюрками. В орхонских надписях они фигурируют дважды как Изгиль бодун. Они были также упомянуты как одно из трех кабарских племен, отделившихся от хазар и присоединившихся к завоевателям-венграм. Таким образом, мы можем считать, что Askêl rex должно быть был вождем наиболее западной части тюрок в то время, когда его послы оказали честь двору Юстиниана. Дата этого посольства также должна совпадать с окончательным разгромом эфталитов".

Кстати, вполне себе виднеется взаимосвязь (с учетом "жушэнь"): "аskel/аskil" => "a-si[t]-kjit". Конечный "l" передается как "t" аналогично и древнетюрк. "sаkаl" => среднекит. "sаk-kаt".

Чувствую, тут и "izgil" как-то замешан, но не понятен (может, только мне?) переход анлаута "а" <=> "i". А в остальном - идеально подходит.

29 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Именно Феофан Византиец, рассказывая о контактах пять лет спустя, информирует нас, что персы на своем языке звали тюрок кермихионами. Бэйли и позже Харматта восстанавливали это имя как karmir xiyōn, или красные гунны. 

Сразу вспоминаются чи-ди (красные ди). А также южно-хуннское племя чи-ша (красные ша). 

В общем, "красный" что-то да значит. Вопрос - что? ИМХО - обозначение сторон света.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 minutes ago, Ермолаев said:

Кстати, вполне себе виднеется взаимосвязь (с учетом "жушэнь"): "аskel/аskil" => "a-si[t]-kjit". Конечный "l" передается как "t" аналогично и древнетюрк. "sаkаl" => среднекит. "sаk-kаt".

Чувствую, тут и "izgil" как-то замешан, но не понятен (может, только мне?) переход анлаута "а" <=> "i". А в остальном - идеально подходит.

阿悉結 Асицзе в союзе нушиби было две единицы: одна под началом 闕俟斤 кюль-эркина, другая под началом 泥孰俟斤 нишу-эркина. Нишу еще звали западнотюркского кагана, те же иероглифы. Any thoughts on etymology?^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Ашина Шэни сказал:

"Феофан Исповедник рассказывает, что первое посольство, представлявшее древнетюркское государство, посетило Византию в июле 563 года. Отправил его некий Askêl rex, правитель кермихионов. Именно Феофан Византиец, рассказывая о контактах пять лет спустя, информирует нас, что персы на своем языке звали тюрок кермихионами. Бэйли и позже Харматта восстанавливали это имя как karmir xiyōn, или красные гунны. Askêl rex, чье имя было возможно зафиксировано Кориппом как Скальдор или Скультор, уже считался вождем племени, позже названного в китайски источниках Асицзе 阿悉結 (среднекит. ?a-sit-kεt, или в другой транскрипции Асицзи 阿
悉吉, среднекит. ?a-sit-kjit). Согласно китайским источникам, это было наиболее западное племя из тех, кого позже назовут западными тюрками. В орхонских надписях они фигурируют дважды как Изгиль бодун. Они были также упомянуты как одно из трех кабарских племен, отделившихся от хазар и присоединившихся к завоевателям-венграм. Таким образом, мы можем считать, что Askêl rex должно быть был вождем наиболее западной части тюрок в то время, когда его послы оказали честь двору Юстиниана. Дата этого посольства также должна совпадать с окончательным разгромом эфталитов".

 

13 часов назад, Ермолаев сказал:

Сразу вспоминаются чи-ди (красные ди). А также южно-хуннское племя чи-ша (красные ша). 

В общем, "красный" что-то да значит. Вопрос - что? ИМХО - обозначение сторон света.

ещё одно мнение:

Цитата

 

Гунно-авары и вархуниты по существу одно и то же, только в разных сочетаниях гунн-+-авар ~ вap-+-гунн. Настойчиво выступает термин вар как определение к племенному гунн. Нам представляется возможным видеть в имени вар значение поселения (ср. авест. вар) и тем самым переводить гунно-авар, вархуни как гунны поселений, т. е. гунны «болотных городищ» Приаралья. К этому склоняет и третья форма керм-+-хион, т. е. хионы ~ гунны «керма», где керм не что иное, как тот же город, поселение. Другими словами, все эти «гунны поселений» — полуоседлые кочевники гунно-эфталиты, которые выступают на исторической арене IV—V вв. в Средней Азии.

Об этих эфталитах источники сообщают, что они частью кочевники, а частью живут в городах. Одни авторы называют их «белыми гуннами», а другие племена «еда» или «идань». Эти племена и знало Приаралье в IV—VI вв., где местная, сармато-аланская среда скрестилась с восточными пришельцами — гуннами и гурами.

А.Н. Бернштам Очерк истории гуннов. (232/233)

 

Цитата

По данным Менандра, представители племени кермихионов (двусоставной термин кермихион с персидского означает красная собака), рода ескель, отмеченные в сирийских источниках как одно из сильных племен правого крыла Западного Тюркского каганата, прибыли в Византию в 563 году во главе с царем Аскелом. Ескелями или секеями являлся и основной массив венгерского населения Трансильвании. Хан Кубрат и его сын Аспарух, основавшие Великую Булгарию на Дунае были представителями племени кермихионов из рода Дуло.
А.М. Досымбаева. Наследие Западного Тюркского каганата в памятниках культуры Евразии.

Цитата

 

2. Гипотеза X.В. Хауссига (Haussig, 1979). В историческом труде византийца Феофилакта Симокатты, завершённом около 602 г., упоминается война в Тавгасте, т.е. в Китае, которую вели между собой «красноодёжные» и «черноодёжные». Хауссиг переносит место военных действий на южный берег Амударьи, идентифицирует «красноодёжных» с кермихионами-эфталитами, а «черноодёжных» — с тюрками, весь эпизод он рассматривает как сообщение о тюрко-эфталитской войне. По мнению Хауссига, тюрки названы «черноодёжными» по своему царскому роду Ашина, имя которого он сближает с древнеперсидским axṣaena «тёмноцветный».

С.Г. Кляшторный Легенды о происхождении царского рода тюрков — Ашина// Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. 2005 : Степные империи древней Евразии.

 

стороны света никто не упоминает, кроме 
 

Цитата

Феофан Исповедник рассказывает, что ... персы на своем языке звали тюрок кермихионами. ... Согласно китайским источникам, это было наиболее западное племя из тех, кого позже назовут западными тюрками.

запад  - белый а не красный

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Ашина Шэни сказал:

阿悉結 Асицзе в союзе нушиби было две единицы: одна под началом 闕俟斤 кюль-эркина, другая под началом 泥孰俟斤 нишу-эркина. Нишу еще звали западнотюркского кагана, те же иероглифы. Any thoughts on etymology?^_^

Может, производное от родственного письм.-монг. "niču-" (возвращаться вспять/назад; отказываться; сдаваться)? В моем западно-протомонг. это бы выглядело как "nišu-n" => "nišu" (производное существительное ).

В любом случае этимология будет не тюркская, т.к. все слова основных частей речи (окромя вспомогательных: предлогов и иже с ними) на "n" - заимствованные в древнетюркском, т.к. праалт. "n" в анлауте дает в пратюркском палатальный аппроксимант (j). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Ермолаев said:

Может, производное от родственного письм.-монг. "niču-" (возвращаться вспять/назад; отказываться; сдаваться)? В моем западно-протомонг. это бы выглядело как "nišu-n" => "nišu" (производное существительное ).

В любом случае этимология будет не тюркская, т.к. все слова основных частей речи (окромя вспомогательных: предлогов и иже с ними) на "n" - заимствованные в древнетюркском, т.к. праалт. "n" в анлауте дает в пратюркском палатальный аппроксимант (j). 

Таки нишу 泥孰 будет ранн.-среднекит. nεj-dʑuwk (Пуллиблэнк). Кляшторный восстанавливает оригинал как *näijük, но этимологии не дает:huh:

Кстати, помимо этого Нишу, вы еще что-нибудь из имен каганов Ашина смогли этимологизировать? Все данные я ужо в этом плане скомпилировал:P

В целом там с именами первых каганов четких этимологий мало. Много иранских предложено, но более-менее надежными из них мне кажутся лишь Бумын и Далобянь. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Таки нишу 泥孰 будет ранн.-среднекит. nεj-dʑuwk (Пуллиблэнк). Кляшторный восстанавливает оригинал как *näijük, но этимологии не дает:huh:

А я думал вы мне уже сразу среднекитайское сказали. Ладно. По Старостину будет "niej-ʒ́ük". Тогда, может производное от письм.-монг. "niču-" в виде "niču-k" (прилагательное, производное от глагола), что может переводиться примерно как "обратный; возвращенный; возвращающийся" и т.д.

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Кстати, помимо этого Нишу, вы еще что-нибудь из имен каганов Ашина смогли этимологизировать? Все данные я ужо в этом плане скомпилировал:P

Да я как-то не дошел до антропонимии. Никак не закончу этнонимию. Сейчас вот по Теле занимаюсь, с учетом "жу-шэнь" красиво отпадает тюрк. "tegreg"; также нашел упоминание телесцев как отдельное племя в составе южных сюнну из "Цзинь-Шу". В общем, чую, мои догадки подтверждаются по чуть-чуть:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 hours ago, Ермолаев said:

А я думал вы мне уже сразу среднекитайское сказали. Ладно. По Старостину будет "niej-ʒ́ük". Тогда, может производное от письм.-монг. "niču-" в виде "niču-k" (прилагательное, производное от глагола), что может переводиться примерно как "обратный; возвращенный; возвращающийся" и т.д.

Да я как-то не дошел до антропонимии. Никак не закончу этнонимию. Сейчас вот по Теле занимаюсь, с учетом "жу-шэнь" красиво отпадает тюрк. "tegreg"; также нашел упоминание телесцев как отдельное племя в составе южных сюнну из "Цзинь-Шу". В общем, чую, мои догадки подтверждаются по чуть-чуть:D

А вы кстати нашли ли какой-нить словарь, где можно узнать, жушэн иероглиф или не жушэн?:) Про теле в составе сюнну очень интересно, дайте ка почитать:P

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

А вы кстати нашли ли какой-нить словарь, где можно узнать, жушэн иероглиф или не жушэн?:) 

А, так там не все знаки, кои на "-t", "-k" и "-p" кончаются? Тогда будем что-то делать.

Впрочем, с телесцами там точно ауслаут "-k" первого слога выпадает как жушэнь, ибо там есть еще варианты с "-t". То есть, конечная согласная первого слога - недействительна.

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Про теле в составе сюнну очень интересно, дайте ка почитать:P

Немного осталось дописать эту "статью" (я посмотрел, моя работа больше походит на сборник статей - хотя красиво, вроде бы). Скину как доделаю, я там все что по теле накопал собрал и свою мысль насчет их в плане теории изложил наиболее подробно. Вообще - самая объемная "статья" у меня:) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

А вы кстати нашли ли какой-нить словарь, где можно узнать, жушэн иероглиф или не жушэн?:) 

Кажется понял, что делать. Вот определение входящего тона:

"фон. входящий тон (слоги, имеющие в южных диалектах конечный смычной -р, -t, -k или выдох: напр. в гуандунск. диал. 北 bak, 不 bat, 給 kap или шанх. диал. 勿 veh)"

А у Старостина есть хорошая диалектальная база китайского языка. Вот и смотрим. По теле уже посмотрел - все проходит. Там голимо монг. "tereg" (повозка; телега) получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Ашина Шэни сказал:

А вы кстати нашли ли какой-нить словарь, где можно узнать, жушэн иероглиф или не жушэн?:) 

Если у старостина не будет базы к нужному знаку, то смотрите здесь:

http://www.cantonese.sheik.co.uk/scripts/wordsearch.php?level=0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Про теле в составе сюнну очень интересно, дайте ка почитать:P

Вот прототип по другой статье. В русском переводе почему-то чицинь, хотя в оригинале "чилэ":

Из цзюаня 97 (Бэй-Ди) "Цзинь-Шу" (чилэ - №5):

"Северные дисцы образуют группу, делясь на кочевья. Среди явившихся на жительство внутри укрепленной линии всего насчитывается девятнадцать племен: чугэ, сяньчжи, коутоу, утань, чицинь, ханьчжи, хэйлан, чиша, юйби, вэйсо, тутун, боме, цянцюй, хэлай, чжунци, далоу, юнцюй, чжэньшу и лицзе. В каждом [племени] есть кочевья, не смешивающиеся друг с другом. Наиболее сильным и знатным является племя чугэ, поэтому его представители могут становиться шаньюями, которые управляют всеми племенами".

  1. Поздний древнекит. "dō-kāk"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "dˤa-kˤak" (屠各 - совр. кит. "tú-gè") <= западно-протомонг. "dukаg" (1 - редкий; редкостный 2 - бедный; скудный; убогий 3 - важный; нужный; необходимый). Западно-протомонг. "dukаg" <= прамонг. "čukag" (1 - редкий; редкостный 2 - бедный; скудный; убогий 3 - важный; нужный; необходимый).
  2. Поздний древнекит. "shjen-kje"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "saŋ-ke" (鮮支 - совр. кит. "xiān-zhī") <= западно-протомонг. "šaŋ-kа" (белый; ледяной) <= западно-протомонг. "šаŋ" (белый; иней; изморозь; наледь) + аффикс "-kа" (аффикс прилагательных от глагольных и именных основ). Сравните: письм.-монг. "čaŋ", ордос. "čaŋ", халха-монг. "cаŋ" (иней; изморозь; наледь); калм. "caŋ" (белый). Полагаем, что носители этого этнонима были известны еще при династии Ся (2070-1765 г.г. до н.э.) как "xiān-yú" (см. "Этимология этнонимов прахуннских племен с позиций западно-протомонгольского языка).
  3. Поздний древнекит. "khṑw-dhōw"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "kʰˤoh-tˤo" (寇頭 - совр. кит. "kòu-tóu") <= западно-протомонг. "koto" (1 - город; группа юрт; стойбище; 2 - семья; дом). Западно-протомонг. "koto" <= прамонг. "koto-n" (1 - город; группа юрт; стойбище; 2 - семья; дом). Сравните: письм.-монг. "qotu(n)", бур. "xoto(n)", ордоск. "goto", шары-югурск. "χoto", могольск. "kudu" (1 - город; группа юрт; стойбище; 2 - семья; дом).
  4. Поздний древнекит. "ʔō-dhǝ̄m" или "ɣō-dhǝ̄m; по Бакстер-Сагарту древнекит. "qˤa-lˤəm" (烏譚 - совр. кит. "wū-tán") <= западно-протомонг. "köde-m" (степь ~ то, по чему передвигаются группы людей, т.е. кочуют) <= западно-протомонг. "köde-h" (1 - двигаться; трогаться; шевелиться; 2 - трудиться; работать) + аффикс "-m" (аффикс существительных от глагольной основы, обозначающих: орудия действия; результат действия; отвлеченные понятие). Западно-протомонг. "köde-h" <= "köde-h" (1 - двигаться; трогаться; шевелиться; 2 - трудиться; работать). Сравните: письм.-монг. "ködeɣe", халха-монг. "xödȫ" (1 - худон; степь; сельская местность; 2 - сельский; деревенский; провинциальный).
  5. Поздний древнекит. "khjek-lǝ̄k"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "tqʰаk-rˤək" (赤勒 - совр. кит. "chì-lēi") <= западно-протомонг. "tereg" (повозка; телега). См. " 
  6. Поздний древнекит. "gā̀n-ćit"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "kˤarh-trit" (捍蛭 - совр. кит. "hàn-zhì") <= западно-протомонг. "kаnǯi-d" (выигрывающие; получающие прибыль; имеющие барыш; извлекающие выгоду) <= западно-протомонг. "kаnǯi-r" (выигрывающий; получающий прибыль; имеющий барыш; извлекающий выгоду) + <= западно-протомонг. "kаnǯi-h" (выигрывать; получать прибыль; иметь барыш; извлекать выгоду) + аффикс "-r" (аффикс прилагательных от глагольной основы). Западно-протомонг. "kаnǯi-h" <= прамонг. "kon-ǯi-h" (выигрывать; получать прибыль; иметь барыш; извлекать выгоду). 
  7. Поздний древнекит. "hwǝ̄k-lēŋ"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "xˤək-rˤaŋ" (黑狼 - совр. кит. "hēi-láng") <= западно-протомонг. "kаglа-r" (степной; пустынный; полевой; таёжный) <= западно-протомонг. "kegre" (степь; пустыня; поле; тайга) + аффикс "-n" (аффикс прилагательных от именной основы). Западно-протомонг. "kegre" <= прамонг. "keɣere" (степь; пустыня; поле; тайга). 
  8. Поздний древнекит. "khjek-ṣạ̄"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "tqʰаk-sˤraj" (赤沙 - совр. кит. "chì-shā") <= западно-протомонг. "iša" () <=. Западно-протомонг. "iša-h" <= прамонг. "hiča-h" (надеяться; верить). 
  9. Поздний древнекит. "zhɨuk-péŋ"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "qʷək-peŋʔ" (鬱鞞 - совр. кит. "yù-bǐng") <= западно-протомонг. "čübin" (западный; относящийся к западу) <= западно-протомонг. "čüb" (запад ~ правый; правая сторона; прямой; правильный; верный; справедливый; точный) + "-in" (). 
  10. Поздний древнекит. "ʔwe-ṣǟ" или "ɣwe-ṣǟ"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "ʔuj-sˤraj" или "ɣuj-sˤraj" (萎莎 - совр. кит. "wēi-shā") <=
  11. Поздний древнекит. "thōk-dhōŋ"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "ʔuj-sˤraj" или "ɣuj-sˤraj" (禿童 - совр. кит. "tū-tóng") <= западно-протомонг. "mukur". Полагаем, что эта запись есть китайская калька с западно-протомонг. "mukur" (комолый; куцый; обрезанный; подстриженный), т.к. оба знака 禿童 переводятся как "голый; без растительности; плешивый; лысый; безрогий". Крайне интересный этноним, ибо дело в том, что мы уверены в корреляции этого этнонима с антропонимом вида "mù-gǔ-lǘ", который переводиться с сяньбийского (или хуннского?) как "плешивый" или "голова облысела" (см. "Этимология антропонима «Могулюй» с позиций западно-протомонгольского языка").
  12. Поздний древнекит. "bǝ̄t-miēt"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "bˤut-mˤet" (勃蔑 - совр. кит. "bó-miè") <= западно-протомонг. "bütmer" (покрытый; накрытый; закрытый) <= западно-протомонг. "büte-mer" (покрытый; накрытый; закрытый) <= западно-протомонг. "büte-h" (покрывать; накрывать; закрывать) + аффикс "-mer" (аффикс прилагательных от: 1 - глагольной основы; 2 - именной основы со значением "несколько").  
  13. Поздний древнекит. "khaŋ-go"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "qʰaŋ-ga" (羌渠 - совр. кит. "qiāng-qú") <= 
  14. Поздний древнекит. "gǟ̀-lhāś"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "kˤajh-rˤath" (賀賴 - совр. кит. "hè-lài") <= западно-протомонг. "kаlgа-ši" (косоплет) <= западно-протомонг. "kаlgа-šin" (косоплет ~ тот, кто занимается волосами) <= западно-протомонг. "kаlgа" (1 - волос; 2 - конский волос; волос с хвоста) + аффикс "-šin" (аффикс аффикс существительных, обозначающих деятелей: по роду занятий; по специфическим чертам, имеющим постоянный характер).
  15. Поздний древнекит. "ćoŋ-gje"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "toŋ-ke" (鐘跂 - совр. кит. "zhōng-qí") <= западно-протомонг. "čöŋ-ki" (1 - знаковый; знаменный; 2 - произвольный; 3 - предчувствующий; предвиденный; предвидящий; предзнаменующий; чующий) <= западно-протомонг. "čöŋ" (1 -знак; знамение; 2 - естественный ход вещей; воля; произвол; 3 - предчувствие; предвидение; предзнаменование; чутье; интуиция) + аффикс "-ki" (аффикс прилагательных от именной основы). Западно-протомонг. "čöŋ" <= прамонг. "ǯöŋ" (1 -знак; знамение; 2 - естественный ход вещей; воля; произвол; 3 - предчувствие; предвидение; предзнаменование; чутье; интуиция). 
  16. Поздний древнекит. "dhāś-lōw"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "lˤath-ro" (大樓 - совр. кит. "dà-lóu" - большие lóu) <= 
  17. Поздний древнекит. "ʔóŋ-khwɨt" или "ɣóŋ-khwɨt"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "(q)oŋ-kʰut" (雍屈 - совр. кит. "yōng-qū") <= пратюрк. "" (гнедой народ). 
  18. Поздний древнекит. "ćin-ʒhwó"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "tin-toʔ" (真樹 - совр. кит. "zhēn-shù") <= западно-протомонг. "čir čür" (шестьдесят диких коз или косуль) <= западно-протомонг. "čir" (шестьдесят) + "čür" (дикая коза; косуля). Западно-протомонг. "čir" <= прамонг. "ǯira-n" (шестьдесят). Сравните: халха-монг. "ǯar", даурск. "ǯar" (шестьдесят). Западно-протомонг. "čür" <= прамонг. "ǯüre" (дикая коза; косуля).
  19. Поздний древнекит. "lɨk-get"; по Бакстер-Сагарту древнекит. "rək-kˤet" (力羯 - совр. кит. "lì-jié") <= пратюрк. "elig gаr" (пятьдесят племен)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...