Перейти к содержанию
eleri

Некочевые кочевники

Рекомендуемые сообщения

Утверждаю, что в большинстве кочевых сообществ - половина кочевников не кочевала по следующим причинам.

1. Они были жатакчи - люди совсем без скота и занимались земледелием - при этом не обязательно они были рабами или зависимыми людьми

2. Они занимались специфическими ремеслами - кузнецы, гончары, кожевенники

3. Многие из кочевников были бедными и имели мало скота. Кочевать с тремя баранами бессмысленно, даже имея небольшое стадо в 10-20 голов можно обойтись пастбищами рядом с аилом - отгонное скотоводство - это не кочевничество

4. Кочевание было больше доступно богатым и вышесреднего кочевникам - которым действительно нужны были пастбища и трава

5. Скорее всего около 50-70% человек были бедными или ниже среднего - а следовательно не кочевали

6. Кочевали максимум 60-70 км, когда говорят 1000 - 1500 км для казахских степей - это говорят о границах кочевки рода-племени, а не об одном ареале кочевки одной семьи

Мои аргументы на основе афганских киргизов - которые живут в более суровых климатических условиях чем многие другие кочевники (имеется в виду - полное отсутствие земледелия). Вот что там получилось

По данным профессора Шахрани: 11 семей имели стада от 500-1400 баранов и коз, 35 семей – 200-500; 124 семьи – 50-200; 85 семей - 3-50; 78 семей не имели ничего – всего 38600 овец и коз. Я не даю здесь данных по якам, так как Ариф Кутлу – сын Ажы Рахманкул-хана сообщил мне, что они ошибочны (около 3,500 у профессора Шахрани и около 10000 по его словам).[1] За счет чего существовали бедные. Было две системы: саун (у профессора Шахрани – saghun) (буквально доение), когда бедные семьи получали на весну и лето 10-30 овец (самок) и 2 коровы (яка) и могли использовать их молоко и шерсть, в обмен на работу у скотовладельца, с условием возращения скота осенью; вторая система – аманат (буквально залог), при которой бедные семьи получали от 10 до 500 овец и коз и 1-20 или больше яков (в зависимости от нужд семьи), за заботу о скоте они получали молоко, шерсть и топливо. Более 17 тысяч голов скота обслуживалось своими хозяевами с помощью помощников по системе саун и более 22 тысяч голов скота было распределено по системе аманат среди более чем 200 семей.[2]

Реми Дор и Класс Науман в книге «Киргизы афганского Памира» условно подразделяют киргизское общество Афганского Памира на три группы или класса:

Бай (владельцы – ‘Besitzer’)

Чарбачы (животноводы – ‘Viehzüchter’)

Койчу (чабан и работники – ‘Schäfer und Arbeiter’) [3]

Если сопоставить оба источника:

1. баями были 11 семей,

2. чарбачы разного достатка – примерно 100,

3. более чем 200 семей – койчу.

Из 333 семей – приблизительно 64% экономически зависимые кочевники, которые в условиях существования разделенной родовой власти, фактически попадали и в политическую зависимость от своих «благодетелей».

Примерно 33% составляет средний класс

и 3% баи и фактические руководители родов.

Скорее всего, кочевое общество, вслед за Реми Дором и Класс Науманом можно разделить на три класса, примерное соотношение которых колебалось в подобной пропорции.

[Фактически] правящий класс: баи (богатые скотовладельцы) – 3-5%

Средний класс: чарбачы (экономически независимые животноводы) – в пределах 30%

Экономически зависимый класс: койчу (чабаны, работники) – до 70%

[1] Интервью Арифа Кутлу данное мне в июне 2005 года, в селении Улупамир, восточная Турция, куда была переселена турецким правительством часть киргизов, беженцев из Афганистана возглавляемых Ажы Рахманкул-ханом

[2] Подробнее о системе саун и аманат в: N. Shahrani. The Kyrgyz and Wakhi of Afghanistan. Adaptation to Closed Frontiers and War (University of Washington Press, Seattle and London, 2002)

[3] Remi Dor – Clas M. Naumann. Die Kirghisen des Afghanischen Pamir (Graz, 1978) 54

Вот эта таблица подтверждает не сколько классовое разделение, сколько зависимость количества скота от расстояний кочевания

Image1.gif

Данные по имущественному расслоению у казахов

Image2.gif

Картинки из статьи

http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf

Литература. Книга Шахрани здесь

http://www.khakasia.com/biblio/showentry.php?e=112&catid=7

В данной статье говорится о 60-70 км кочевок для казахов

http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Утверждаю, что в большинстве кочевых сообществ - половина кочевников не кочевала по следующим причинам.

1. Они были жатакчи - люди совсем без скота и занимались земледелием - при этом не обязательно они были рабами или зависимыми людьми

2. Они занимались специфическими ремеслами - кузнецы, гончары, кожевенники

3. Многие из кочевников были бедными и имели мало скота. Кочевать с тремя баранами бессмысленно, даже имея небольшое стадо в 10-20 голов можно обойтись пастбищами рядом с аилом - отгонное скотоводство - это не кочевничество

4. Кочевание было больше доступно богатым и вышесреднего кочевникам - которым действительно нужны были пастбища и трава

5. Скорее всего около 50-70% человек были бедными или ниже среднего - а следовательно не кочевали

6. Кочевали максимум 60-70 км, когда говорят 1000 - 1500 км для казахских степей - это говорят о границах кочевки рода-племени, а не об одном ареале кочевки одной семьи

Мои аргументы на основе афганских киргизов - которые живут в более суровых климатических условиях чем многие другие кочевники (имеется в виду - полное отсутствие земледелия). Вот что там получилось

Вот эта таблица подтверждает не сколько классовое разделение, сколько зависимость количества скота от расстояний кочевания

Image1.gif

Данные по имущественному расслоению у казахов

Image2.gif

Картинки из статьи

http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf

Литература. Книга Шахрани здесь

http://www.khakasia.com/biblio/showentry.php?e=112&catid=7

В данной статье говорится о 60-70 км кочевок для казахов

http://elbilge.ucoz.com/fuyu/Dakhshleiger_1966_4.pdf

Разные ведь все. Нет одинаковых кочевников.

По типам кочевания есть очень много этнографических материалов и некоторое количество исторических. Если посмотреть на ногаев по книжке Трепавлова, то у них и побольше 1500 км было, от Мангышлака до Казанской ярмарки. Или в Большой орде от Крыма до Воронежа и Курска. В Монголии документально описано четыре типа кочевания, если я точно помню, кардинально различные. Очень примитивную, но рабочую схему нарисовал Эберхад, условно обозначив тибетский, монгольский и тюркский типы кочевания и связанные с ними типы общественной организации. В целом, кочевание в микроэкономическом смысле это сильно различные вещи в разных районах и с разным набором скота.

Их объединяет одно - кочевое скотоводство давало очень быстро очень большие деньги. У нас ведь биографии есть этих богатеев с очень давних времен. Правда, с очень большими рисками каждый, грубо говоря, двенадцатый год.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Разные ведь все. Нет одинаковых кочевников.

По типам кочевания есть очень много этнографических материалов и некоторое количество исторических. Если посмотреть на ногаев по книжке Трепавлова, то у них и побольше 1500 км было, от Мангышлака до Казанской ярмарки. Или в Большой орде от Крыма до Воронежа и Курска. В Монголии документально описано четыре типа кочевания, если я точно помню, кардинально различные. Очень примитивную, но рабочую схему нарисовал Эберхад, условно обозначив тибетский, монгольский и тюркский типы кочевания и связанные с ними типы общественной организации. В целом, кочевание в микроэкономическом смысле это сильно различные вещи в разных районах и с разным набором скота.

Их объединяет одно - кочевое скотоводство давало очень быстро очень большие деньги. У нас ведь биографии есть этих богатеев с очень давних времен. Правда, с очень большими рисками каждый, грубо говоря, двенадцатый год.

У меня видать крепко засел в голове материальный базис как основа основ. Согласен - есть различные типы кочевания, различные природные зоны, но люди во многом схожи друг с другом - поэтому есть бедные и богатые. Можно мой подход здесь назвать экономический детерминизм или даже классовым и он будет ограничен, как и любой другой подход. К сожалению даже при достатке всех ресурсов есть богатые и бедные. Мне хотелось бы обратить внимание на аргумент Г.Ф. Дахшлейгера -

Все четче обозначалась и ранее существовавшая зависимость между кочевностью (т. е. величиной радиуса кочевания) казахского хозяйства и обеспеченностью его скотом.

Для меня этот аргумент впервые встречен или я просто не обращал на него внимания ранее. То есть если пишут в источниках, что например адаи кочевали на тысячу км, это не значит, что все адаи так делали - скорее всего такую роскошь могли себе позволить богатые

В условиях сауна и аманата кочевники полностью зависят от владельцев скота, имущество которых они пасут фактически за еду (точнее молоко от овец) + шерсть - которая шла на свои нужды и вряд ли приносила прибыль как сегодня - на мясо-скот они не имеют права. Тем более что баи были заинтересованы в том, чтобы большую часть их стад пасли батраки и саун и аманат были как популистские шаги и раздавались многим родственникам внутри рода: получалось по 10-30 овец на семью - в лучшем случае. Кочевать с ними не имеет смысла, даже если у тебя есть еще несколько овец

Таким образом у них нет никаких шансов на то, чтобы не только выбраться из бедности, но и просто прокормить своих детей. Единственный способ мне видится в том, чтобы заняться земледелием и стать жатакчи, а овец полученных на саун пасти рядом - мне кажеся для этого хватило бы пастбищ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У Масанова есть схожее объяснение причин большей успешности баев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ныне в Монголи если у животновода менее 100 голов скот то трудно на них жить. Нередкость у кого более 1000 голов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...