Рекомендованный пост

Djengiz_Kh%C3%A2n_et_Toghril_Ong_Khan.jpeg

Чингис-хан и Ван-хан на миниатюре из рукописи Джами ат-таварих (XV в.)

Тоорил (Тогорил, Тогрул; ? — 1203), более известный под титулом Ван-хан (Он-хан) — хан кэрэитов, внук Маркуза Буюрук-хана, сын Курджакуз Буюрук(Хурчахус-Буирух)-хана.

Биография

Братья Тоорила — Эрке-Хара (Эркэ-кара), Джаха-Гамбу (Джакамбу), Тай-Тимур-тайши, Бука-Тимур и Илка-Селенгун. В борьбе за власть после смерти отца Тоорил убил Тай-Тимура и Бука-Тимура, а Эрке-Хара удалось бежать к найманам.

Тоорил был побратимом (анда) Есугэй-баатура, отца Тэмуджина-Чингис-хана. Полученную в приданое за Бортэ соболью доху Тэмуджин преподнёс Тоорилу, установив добрые отношения с правителем кэрэитов. Дружба с Тоорилом пригодилась, когда понадобилось выручать Бортэ, захваченную в плен меркитами. Тэмуджин вместе с кэрэитами и Джамухой разгромил меркитов и освободил Бортэ [1]. Рашид ад-Дин передаёт другую версию событий: меркиты захватили Бортэ и отослали к Тоорилу, который «сохранил её за завесой целомудрия» и отправил обратно к Тэмуджину .

Во время похода чжурчженей против татар Тоорил вместе со своим «старшим сыном» Тэмуджином оказал помощь чжурчженьскому полководцу Вангин-чинсяну, разгромив татарского вождя Мэгуджин-Сэулту. В награду Вангин-чинсян пожаловал Тэмуджина титулом чаутхури, а Тоорила — титулом ван.

Когда Ван-хан подвергся нападению найманов, Тэмуджин отправил ему на помощь Мухали, Боорчу, Борохула и Чилауна. Войска «четырёх героев» спасли от поражения сына Ван-хана Нилха-Сангума (Сангуна), столкнувшегося в местности Хуулан-хут с найманским воеводой Коксэу-Сабрахом; они также вернули захваченных найманами имущество и людей Ван-хана. [4]. [5]

После разрыва с Тэмуджином, войны и поражения в ней Ван-хан с сыном Сангумом бежал на запад, к найманам. Неузнанный, Ван-хан был убит на границе найманским нойоном Хорису-бечи. Голова покойного была доставлена к Гурбесу, матери найманского Таян-хана, которая опознала кэрэитского правителя.

Разослали большую белую кошму и, положив на нее голову, стали совершать пред нею жертвоприношение, сложив молитвенно ладони и заставив невесток, совершая положенную для них церемонию, петь под звуки лютни-хура. Как вдруг голова при этом жертвоприношении рассмеялась. «Смеешься!» — сказал Таян-хан и приказал вдребезги растоптать голову ногами.

Потомки

Потомки Ван-хана и его брата Джаха-Гамбу сыграли значительную роль в истории Монгольской империи. У Ван-хана было два сына — Нилха-Сангум (Сангун) и Уйку (Еку). Дочь последнего Догуз-хатун (Дукуз, Тукуз) была отдана в жёны Толую, а затем — его сыну Хулагу. Внучка Уйку Урук-хатун стала женой ильхана Аргуна и матерью Олджейту. Младшая дочь Джаха-Гамбу Сорхахтани-бэки была отдана в жёны Толую; её детьми были Мункэ, Хубилай, Хулагу и Ариг-Буга.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD-%D1%85%D0%B0%D0%BD

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ван-хан в источниках

В «Хронике» сирийца Абу-ль-Фараджа (вторая половина XIII века) в одно лицо слиты Ван-хан и найманский царевич Кучлук:

Ун-хан, Иван, царь христиан, правитель хуннских варварских племён, именуемых Крит (Кераит), взял жену из племени одного из китайских народов, называемых каракета (кара-китаи). Он покинул веру отцов и стал поклоняться странным богам. [7]

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ван трансформируется в "Иоанн", поэтому долгое время европейцы считали именного этого человека легендарным пресвитером Иоанном.

У меня вопрос, если Хулагу был сыном Сортактани-бэги, то как могла ее родственница Догуз-хатун стать его женой? Это же кровосмешение получается.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не получается кровосмешения. Родственники по матери - не кровные.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Авляев (1984), предполагает, что доойратский период (до XIV в.) этногенеза торгутов (а также, по всей видимости, и хошоутов - Г.С.) протекал к юго-востоку от Джунгарии (возможно в Алашани или Ордосе), т.е. они жили отдельно от ойратов. Он основывается на том, что при первых чингизидах гвардия не была распущена и размещалась в Ордосе, косвенным доказательством этому приводятся этнонимы южных монголов, отражающие воинские наименования бывшей гвардии: кептюль, хорчин, кешигтен, тургаут и т.д., и отмечает также, что там издавна проживали "шаройгольские торгоуты", жившие в верховьях Хуанхэ (Шарай-гол). В статье, посвященной происхождению торгутов и хошутов, Авляев и Санчиров (1984) ссылаясь на "Шара-туджи" и "Илэтхэл шастир" приводят родословные торгутских ханов. В летописи "Шара-туджи" о торгоутах говорится: "Торгуты - потомки кэрэитского Онг-хана, его сын Бадзар, его сын Магата Манхи, его сын Буйга, его сын Дзолцохой Орлук, его сын Гоа Орлук, его сын Шихур-Дайчин...", список не полон по перечню имен. По "Илэтхэл шастир", родоначальника торгоутов звали Онхан, далее идут его потомки: Арсалан, Амгулан, Кэйбэн (Ки-вань или Казбанг - Авт.), Сусэй, Баяр, Махачи Монгхэ (здесь надо "Мэнгей" - Авл., Санч.), Буйго Орлэг, Зулзуган Орлэг, Хо-Орлэг (Хо-Урлюк в русских архивных документах). Этот список более полон, и по нему видно, что от Ван-хана (Онг-хана) кереитского до его потомка тайши Хо-Урлюка прошло 9, а не 7 поколений, но от самого Кэйбина (т.е. Казбанга) до Хо-Урлюка сохраняются прежние 7 поколений. По мнению Габан Шараба, нойон Ки-вань (т.е. Казбанг) по-монгольски именовался как Мергени Еркету (видимо, это почетный титул - Авл., Санч.), а Сосо (Сосуй) как Буяни Теткукчи. Авляев и Санчиров (1984) предполагают, что гвардейский корпус "туркак кешиктен", размещенный в эпоху Юань, по всей вероятности, в Алашани и в Ордосе, превратился в этническое объединение "торгаут". После падения династии Юань охранные войска монгольских ханов в лице "гвардейцев", во главе которых уже стояли наследственные князья, нойоны, ближайшие родственники юаньских императоров, обособились от других монгольских племен и в конце ХIV в. ушли на север, где присоединились к ойратам Джунгарии. Период этого объединения (кон. XIV в.) Авляев (1984) выводит на основании ойратских (калмыцких) летописей "Сказание о дербен-ойратах" Баатур Убаши Тюменя и "Илэтхэл Шастир" Габан Шарапа. По мнению Габан Шарапа первого торгоутского владельца примкнувшего к ойратам звали Казбанг (Кибанг, Ки-вань, Кэйбин), по монгольски он именовался Мергени Еркету. Баатур Убаши Тюмень в "Сказании о дербен-ойратах" писал, что торгоуты присоединились к ойратам, когда у них был хан Мергени Еркету. По "Илэтхэл Шастир" он правнук Онхана (Ван-хана, Тоорила Кереитского - Г.С.) и предок Хо-Орлэга (Хо-Урлюка) в седьмом поколении, т.е. жил примерно в кон. XIV в.

http://www.kyrgyz.ru/?page=92

Потомки Ван-хана.

http://www.nutug.ru/images/mitirov/gena1.swf

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не получается кровосмешения. Родственники по матери - не кровные.

Почему же родственники по матери не кровные? Части ДНК то по-любому передаются. А Хулагу - внук Джаха-гамбу, чей брат Ванхан - дед Догуз-хатун.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потому что "кровными родственники" считаются родственники со стороны отца. См. кросс-кузенные браки и бёле у тюркоязычных народов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хм, а у детей Хулагу и Догуз проблем никаких не было? Из-за смешения одинаковых ДНК.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот тут есть родословная кереитов до Ван-хана и после него http://khamagmongol.com/chuulgan/viewtopic.php?f=23&t=817

кстати там же какая-то альтернативная генеалогия есть.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот тут есть родословная кереитов до Ван-хана и после него http://khamagmongol.com/chuulgan/viewtopic.php?f=23&t=817

кстати там же какая-то альтернативная генеалогия есть.

Потомки Ван-хана тоже есть среди халха.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можете показать родословные от Ван-хана? Или от Гэрэл-Дара-хана?

У халха некоторые хэрээды(кереиты)называют себя просто "тоорил" и "сэнгум".

Это надо у них спросить!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тоже мне аргумент. Я завтра себя Исусом назову или Магомедом, что получается моя родословная от них идет что ли?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/frametext6.htm

 

V. Род торгутских ханов и нойонов

Далай хан говорил о Ван хане, что он одной кости с Чингис ханом. Китайский главнокомандующий говорил Дорчжи [136] Рабтан [тетка (в газете: сестра. — Ан. Б.) Аюки хана, жена Цецен хана?]: "Ты имеешь происхождение от Ван хана; тебя я доставлю твоим родственникам".

Так как подробное сказание о происхождении торгутского рода от Ван хана находится в книгах монголов, я не в состоянии ясно говорить о том.

Когда торгуты присоединились к ойратам, у них был хан Мергени Еркету, его сын Буяни Теткукчи, его сын Баяр, его сын Менгей, у которого было девять сыновей: старший — Буйго Орлек, второй — Онхо Цабцачи; от третьего и прочих сыновей происходят махачин керяты (один или два рода?).

А. У Буйго Орлека от двух жен было шесть сыновей. От Ахай (старшей жены): 1. Зулзаган Орлек, 2. Бура, 3. Горой и 4. Манхай; от жены (взятой из своих подвластных): 5. Илю Цензе и 6. Булихон.

1. У Зулзаган Орлека был сын Хо Орлек 13, у него было шесть сыновей и шесть дочерей; сыновья: Худа Шукур Дайчин, Гомбо Йельден, Лоузан, Санчжин, Сенге и Кираса (Кирсан).

У Дайчина были четыре сына: Чжалбо (Рачжалбо), Нима Серен, Пунцук и Чжалцан (Ра Чжалцан).

У Нима Серена был сын Назар, его сыновья: Дорчжи, Гомбе (Гумбе), Рабчжур и Убаши.

У Дорчжи были три сына: Любчжи, Бай и Данчжин (у Любчжи были три сына: Бамбар, Йемпел и Вандан; у Бая был сын Мингмар; у Данчжина сын Ельзете); у Убаши было два сына: Солтан и Очир.

У Пунцука были три сына: Аюка хан (Аюши, Аючи), Йеке Чжамсо и Норбо Чжамсо.

У Аюки хана были сыновья: Чакдорчжаб, Гунчжаб, Санчжаб, Церен Донруб (Дондук) и Галдан Данчжин.

У Чакдорчжаба было двенадцать сыновей: Бату, Дацан (Дасан), Баксадай, Донруб Арши (Дондук Даши), Данчжин Дорчжи, Нитер, Гунцубчжаб, Бодон, Солом Добчин, Дорчжи Арши, Яндак и Бусурман тайши. [137]

У Донруб Арши (Дондук Даши) был сын Убаши хан (в 1771 году ушедший на Алтай).

У Гунчжаба были два сына: Дондук Ванбо (Омбо) и Бокширга.

У Дондук Ванбо было пять сыновей [Сыновья Дондук Омбы сделались русскими (приняли крещение); они в России известны под именем князей Дондуковых]: Галдан Норбо, Додби, Асарай, Йобосар и Рандол.

У Галдан Норбо было три сына: Цебек Дорчжи, Кираб и Аксахал.

У Бокширга были три сына: Диба, Асараху и Нингбо.

У Диба было два сына: Цаган Кичик и Цебек Убаши; у первого был сын Ердени; у второго три сына: Чжиргал, Очир и Сетей.

У Нингбо был сын Маши, его сыновья Му Кюкен и Санчжи Убаши; у последнего было четыре сына: Церен Убаши, Амогулан Убаши, Натар Убаши и Дорчжи Убаши.

У Санчжина, младшего брата Дайчина, от жены Арда был сын Арабчжур 14, его сыновья: Балиник, Нохойн Кубун, Чжамбай, Цагалай и Цойон.

У Балиника было два сына: Му Кюкен и Годик; у первого [138] был сын Утунасун. У Нохойн Кубуна были сыновья: Буянтук, Бузей и Санал.

У Цойона не было сыновей, почему он усыновил Цюрнома, сына старшего брата своего Чжамбы.

2. У Бура были сыновья: Цецен нойон, Убаши тайши, Далай цорчжи, нойон Убаши.

У Цецен нойона были сыновья: Маньчжушири, Асман Обак, Аралха Ахуту, Буке Ахари, Донеки, Ецус Кульген, Ебель, Далай Убаши, Кюкен Убаши, Чин.

У Аралха Ахуту были Очир, Дебен, Хай (Ахай) ХулаХа.

У Очира был Мазан, его сын Яман.

3. У Гороя были сыновья: Убан Хашиха и Шубан Хашиха. У Убан Хашиха были сыновья: Ангасар, Батур и Шобтери; у последнего был сын Дарши, его сын Буке тайчжи, его сын Хулахайчи, его сын Йабашки.

4. У Манхая был сын Герел, его сын Буян, его сын Галту, его сын Дарбагай Ванбо.

5. У Илю Цензе был сын Холочи, его сын Кубун Дельгер, его сын Шатамал, его сын Тебей.

Унзат цорчжи из рода Илю (Юлю) Цензе.

6. У Булихона (Болихон) был сын Онго, его сыновья: Онгогор, Обо, Онг, Салту; у последнего сын Бурхани, его сын Бутой, его сын Хошучи.

Габан Шараб из рода Булихона.

Б. У Онхо Цабцачи был сын Езене тайши, его сыновья: Манус Ельден, Тенес Мерген Темене, Дурал Дайчин, Зегеде.

У Тенес Мерген Темене был сын Мерген Чжинон, его сын Ерке Чжинон.

Прибавление15 От вступления Аюки хана в ведение России до нынешнего года Темур Лу (т. е. 1820 г. по Р. X.) прошло 107 лет.

От Церен Дондук хана прошло 96 лет. [139]

От Дондук Омбо хана прошло 83 года.

От Дондук Даши хана прошло 63 года.

От ухода Убаши хана в приалтайские страны прошло 50 лет.

БАТУР УБАШИ ТЮМЕНЬ

СКАЗАНИЕ О ДЕРБЕН ОЙРАТАХ

  • Одобряю 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Почему выпала? У Рашид ад-Дина Тугрул - птица.

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть такой процесс в языках выпадение согласных. Например было багатур, стало баатур-баатар, было Тогорил стало Тоорил.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Вы же в согым-сойыме отрицали это правило. Теперь понадобилось? :)

К тому же это правило тюркской фонетики, в монгольских такой замены имхо нет, не считая конечно заимствований уже готовых тюркских слов.

 

  • Не согласен! 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 06.07.2017 в 10:30, Peacemaker сказал:

Туристический кэмп " Тоорил ханы хүрээ"  .

 

А можно мне как прямому потомку керейтов Тогрул-хана приехать из его далекой родины на Иртыше и Алтае отдохнуть в ваш одноименный кемпинг? Так сказать наладить хоть на пару дней культурные связи между керейтами и халхасцами бехсютами? ;)

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 hours ago, АксКерБорж said:

 

А можно мне как прямому потомку керейтов Тогрул-хана приехать из его далекой родины на Иртыше и Алтае отдохнуть в ваш одноименный кемпинг? Так сказать наладить хоть на пару дней культурные связи между керейтами и халхасцами бехсютами? ;)

 

 

Quote

Ермолаев

По источникам они идут раздельно, причем кереи даже воевали против кереитов:

"...в жизнеописании Хасана, бывшего из «рода ке-ле-и», говорится что он воевал на стороне Чингисхана против кэрэитов Ван-хана, т. е. он не относился к кэрэитам."

 Так что, племя керей и кереит - суть разные племена. 

А ваш предок воевал ли против Ван -хана?

:D

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
22 часа назад, Peacemaker сказал:

А ваш предок воевал ли против Ван -хана? :D

 

Как можно воевать с самим собой? Вы в своем уме, Peacemaker? 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.10.2017 в 13:20, АксКерБорж сказал:

 

А можно мне как прямому потомку керейтов Тогрул-хана приехать из его далекой родины на Иртыше и Алтае отдохнуть в ваш одноименный кемпинг? Так сказать наладить хоть на пару дней культурные связи между керейтами и халхасцами бехсютами? ;)

 

 

Началось, даже не знаю как определить? Самозванец? Много у вас ещё детей лейтенанта Шмидта? Тьфу ,братьев ,:lol:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 часов назад, АксКерБорж сказал:

Как можно воевать с самим собой? Вы в своем уме, Peacemaker? 

Получается кераиты Ван-хана были нирунами?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти