Перейти к содержанию
Ашина Шэни

Джамуха-сэчэн

Рекомендуемые сообщения

А я разве утверждал обратное? Акскл, он на то и аксакал, что его надо уважать)

Акскл он один на форуме, А кто такие "всякие"? :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имел ввиду всяких личностей, поддерживающих идеи Акскла.

Может, вернемся к Джамухе? Тема-то ему посвящена, а не Аксклу :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Племя джуръят

Это племя из рода седьмого сына Тумбинэ-каана, по имени Дурбая 1000, |А 42б, S 83| их также называют джаджират 1001. Во времена Чингиз-хана Они много восставали и выступали против него, несколько раз становились покорны [ему] и снова объединялись с [его] врагами. В то время из числа известных вождей этого племени был Джамукэ-сэчэн. Его прозвали «сэчэн» из-за того, что он был крайне умный и хитрый. Чингиз-хан его называл «анда» [т.е. побратим]. Однако тот постоянно чинил по отношению к нему козни, вероломство и обман и стремился к тому, чтобы забрать в [свои] руки государство. Токтай-беки, который был государем меркитов, пограбил этого Джамукэ и увез все его достояние. Тот некоторое время скитался с тридцатью нукерами. После того из-за [своего] бессилия и безвыходного положения он послал известить [Токтай-беки]: «Я подчиняюсь и пребуду покорным отцу моему, Токтай-беки, с тем, чтобы помогать ему». Токтай-беки согласился и простил его, тот явился к нему и некоторое время пребывал при нем. Так как Джамукэ был крайне хитер и коварен, то постоянно говорил эмирам Токтай-беки льстивые и вкрадчивые речи. Однажды он заметил, что перепелка вывела птенцов в кустике травы. Он отметил это место и на следующий день вместе с группой эмиров пришел туда. Он сказал [им]: «В прошлом году я здесь проходил, перепелка в кустике этой травы свила гнездо, ну-ка я посмотрю, свила ли она [здесь] гнездо и вывела ли в этом году птенцов попрежнему или нет!». Он подошел и посмотрел, – перепелка вылетела из кустика травы: у нее там было гнездо с птенцами. [Эмиры] поверили этому его рассказу и в удивлении повторяли: «Как он умен и сообразителен, что с прошлого года до нынешнего помнит то место, которое он увидел по дороге, и не ошибся!». При помощи подобных хитростей Джамукэ создал себе положение у Токтая и его эмиров.

Однажды он придумал [такую] хитрость. На рассвете, в то время, когда Токтай-беки еще не вставал, а его гвардейцы-телохранители [191][кезикиан] были нерадивы, в обычае не было, чтобы кто-нибудь к нему быстро входил; Джамукэ внезапно вошел в палатку Токтай-беки с тридцатью своими нукерами. При том не было ни одного живого существа. Токтай очень испугался и подумал, что тот сейчас сделает все, что захочет. Джамукэ сказал: «Твои телохранители весьма виноваты и беспечны! Почему они тебя должным образом не охраняют?! Я нарочно так вошел, чтобы узнать, бодрствуют ли они и охраняют [тебя] или нет!». Токтай-беки и сам был труслив и понимал значение этого случая, а тот [Джамукэ] изложил [все это] в таких извинениях, [под таким] предлогом и проявлением участия, что Токтай-беки от чрезмерного страха и опасения, как бы тот его не убил в этот удобный момент, поклялся золотой чашей, пролил кумыс на землю, как у них в обычае, [и сказал]: «Возвращаю [тебе] весь твой род и [все] имущество и отныне ничего не сделаю тебе дурного, что заслуживало бы извинения!». Джамукэ же просил прощения за это дело и продолжал служить [Токтай-беки], пока тот не отдал [ему] всего того, что он взял у него. [Тогда] он опять ушел в свой дом и в свой юрт.

После того, как он неоднократно убегал от Чингиз-хана, восставал [против него] и уходил к его врагам, Он-хану и Таян-хану, однажды собралось много племен из различного рода монголов, избрали его на царство и дали ему гур-ханский титул 1002. Каждый раз, когда Чингиз-хан выступал на войну с ними, он одерживал над ними верх. Джамукэ увидел, что человеку нет возможности сопротивляться Чингиз-хану, и, ограбив всех нукеров, которые его посадили на царство, он вторично присоединился к Чингиз-хану. Он [потом] неоднократно становился с ним во враждебные отношения и войну между Чингиз-ханом и Он-ханом он разжег. В конце концов, дело его кончилось тем, что [когда] он бежал [от Чингиз-хана], его собственные нукеры схватили и передали в руки войска Чингиз-хана. В том положении, когда его схватили, он сказал в присутствии посланных, которые его вели [к Чингиз-хану]: «Пусть мой анда означит тех, что [уже] следовали за мною, и хорошенько разберется в приведении дел в порядок». Когда его, схватив, привели к Чингиз-хану, тот спросил: «Когда схватили Джамуку, то что он сказал?». Его слова повторили. Чингиз-хан понял, к чему этот намек. А смысл этих слов таков: раз [мои] нукеры меня, который был их господином, схватили и по отношению ко мне не соблюли верности, то в отношении кого они [ее] соблюдут!

Чингиз-хан приказал, чтобы от той группы людей, которые |А 43а, S 84| являлись его родственниками и двоюродными братьями и были в числе шестидесяти человек, отделили тридцать его нукеров, которые схватили [его], и всех их казнили. Другие же тридцать человек подчинились и стали послушны [ему]. Предводитель их Улуг-бахадур стал большим и уважаемым [человеком] и оказал похвальные услуги.

Так как [Чингиз-хан] называл Джамуку «анда» [побратимом], то он не пожелал его убить и подарил его своему двоюродному брату Элджидай-нойону, которого он любил, с нукерами и [со всем его] домом и имуществом. Элджидай, спустя несколько дней, умертвил его. Утверждают, что Элджидай приказал отделить его члены друг от друга по одному. Джамукэ сказал: «Право принадлежит вам! [192] У меня была мысль, что я обрету помощь [неба] и разрублю вас на части. Так как поддержка [неба] оказалась на вашей [стороне], быстрей разрубите меня на части!». И он [их] торопил и показывал им свои суставы, [говоря]: «Режьте здесь!». И совершенно не боялся.

К числу предводителей этого племени во время Чингиз-хана принадлежали Калиудар, Улуг-бахадур, Гагуй 1003, Ядагана 1004 и Тагай-Далу1005. Так как они много восставали и Чингиз-хан многих из них перебил, то [их] осталось мало. В настоящее время в земле Ирана находится Ара-Тимур-стольник, эмир-тысяцкий, и брат его, Джауджиртай-Киран 1006.

В то время, когда было начало распри Чингиз-хана с племенем тайджиутов, некий человек, по имени Такудачар, из родственников Джамукэ-сэчэна, отправился грабить дом Джочи-Тармалэ, который был из племени джалаир и рабом Чингиз-хана. Джочи-Тармалэ поразил его стрелою и убил. По этой причине Джамукэ вместе с племенем джаджират присоединился к тайджиутам и к другим племенам и начал войну с Чингиз-ханом так, как это написано в летописи. В эпоху же Чингиз-хана был некий старший эмир из этого племени, по имени Кушаул. Он имел брата, по имени Джусук. В то время, когда Чингиз-хан захватил области Хитай и Джурджэ и хотел поставить в тех пределах войско, чтобы оно охраняло область и народ, он приказал, – поскольку оба они ловкие и мужественные, – из каждого десятка выделить двух людей, [чтобы] образовалось три тысячи; их он отдал им и поручил им те пределы и страну.

Перед тем именем Кушаула было другое какое-то слово, когда же все то войско, которое выделили из десятков, отдали ему, то его назвали этим именем, которое есть производное от [слова] того значения, [которое вкладывается] в образование такого войска 1007. В то время, когда Чингиз-хан был в Балджунэ и собирал отовсюду войска, а Джочи-Касар перед этим отстал от него и войско Он-хана разграбило его [Кушаула] жилье, косяки лошадей и скот, он бежал с ограниченным количеством людей, ел в дороге падаль и, [наконец], присоединился к Чингиз-хану. Чингиз-хан, желая усыпить бдительность Он-хана, достойным доверия образом отправил от имени Джочи-Касара сообщение Он-хану, через Калиудара из племени джуръят и Джаурга-Илагана из племени урянкат, которого также называли Джаур, а значение этого слова будет «покачивающий головой», ибо у него все время качалась голова, – [Чингиз-хан им] сказал: «Вы скажите [Он-хану] от имени Джочи-Касара: «Я приложил много усилий, чтобы идти вслед за моим старшим братом Чингиз-ханом и соединиться с ним, но я не нашел его следов и не смог найти дороги. Теперь жилище мое – лес, а изголовье мое – комья земли. Если он [Он-хан] пожалует меня и отдаст мне назад жену, ребенка и дом, я смирюсь перед ним и явлюсь [к нему]». Когда они доставили эти слова Он-хану, тот обрадовался и поверил [им]. Налив немного крови в бычий [193] рог для договора и клятвы, он послал [его] со своим послом, по имени Итургэн, вместе с ними.

Чингиз-хан же, когда их отправили, тотчас повел следом за ними войско и шел, не считаясь с ночью и днем.

 

Когда оба гонца ехали вместе с Итургэном, они издали заметили боевой бунчук Чингиз-хана и испугались, как бы Итургэн не понял в чем дело, не убежал и не уведомил [Он-хана] .... Один из них [чингизовых послов] слез с коня и сказал: «Что-то попало в трещину копыта моей лошади!». И дал Итургэну подержать переднюю ногу коня, [чтобы] самому прочистить копыто и тем самым отвлечь внимание Итургэна. На минуту он его отвлек под этим предлогом. [Тем временем] подоспел Чингиз-хан, Итургэна схватили и |А 43б, S 85| отправили к Касару, который оставался в лагере. Тех же двух послов [Чингиз- хан] послал вперед в качестве проводников. [Монголы] внезапно напали на Он-хана и разбили их войско. И все!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Картина хода войны между Таян-ханом и Чингиз-ханом такова: Таян-хан послал царю онгутов, Алакуш-тегину 659, известие [о том], чтобы он присоединился к нему и они бы воевали с Чингиз-ханом. Алакуш-тегин отправил к Чингиз-хану извещение [об этом] в словесной форме через посла, по имени [пропуск] 660. [Чингиз-хан] принял решение воевать с Таян-ханом. Таян-хан собрал большое войско и к нему присоединил множество эмиров из других племен, в таком распределении:

Токта 661, царь меркитов, [из] племени татар; Алин 662-тайши 663 – из [138] старших кераитских эмиров, племени катакин 664; Кутука 665-беки, царь ойратов, [из] племени дурбан; Джамукэ-сэчэн из племени джад-жират 666, рода салджиутов.

Род жад-жират или жадаран это ветвь салджиутов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сам только что читал про род джуръят у РАДа. Видимо джадаран и джуръят один и тот же род. У него салджиуты и джуръяты отдельные племена в списке племен. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Kenan said:

Сам только что читал про род джуръят у РАДа. Видимо джадаран и джуръят один и тот же род. У него салджиуты и джуръяты отдельные племена в списке племен. 

жад-жират 

жират=журьят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Токта 661, царь меркитов, [из] племени татар; Алин 662-тайши 663 – из [138] старших кераитских эмиров, племени катакин 664; Кутука 665-беки, царь ойратов, [из] племени дурбан; Джамукэ-сэчэн из племени джад-жират 666, рода салджиутов.

По РАДу меркитский Токта-беки-татарин ,керейтский Алин тайши-катакинцам,ойратский Кутука беки-дурбан и Джамуке-сечен салджиутам.

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно кем был Джамуха ?   Какой национальности по нынешным меркам?  

Чингисхан ясно был монголом.  У него отец меркит или тайджиут.  

А Джамуха джурьят.  У какого народа ныне живут джурьяты?  Или джадараны. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Булагачин сказал:

Интересно кем был Джамуха ?   Какой национальности по нынешным меркам?  

Чингисхан ясно был монголом.  У него отец меркит или тайджиут.  

А Джамуха джурьят.  У какого народа ныне живут джурьяты?  Или джадараны. 

Ув. Балагачин, друг, по нынешним меркам здесь нельзя судить: сегодня этноним "монгол" растянут на монгоров (ту - вероятно, потомки Туйюхуня и сяньбийцев), дауров и др., для кого этноним "монгол" одновременно и родной и чужой (все таки так называлось лишь одно племя, а уже позже так стали именоваться сначал родсвтенные ему племена и даже совершенно инородные этногруппы).

У Чингисхана отец был славный Есугей-багатур, из ветви коренных монголов по имени кият-борджигин, кои по сути были отдельным родом из племени нирун-кият в составе группы монголов-нирун. Так вот Есугей-багатур себя скорее считал кият-борджигином (все же он и объединил киятов и борджигинов в один колчан:asker28it:)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.02.2017 в 05:09, Булагачин сказал:

Интересно кем был Джамуха ?   Какой национальности по нынешным меркам?  

Чингисхан ясно был монголом.  У него отец меркит или тайджиут.  

А Джамуха джурьят.  У какого народа ныне живут джурьяты?  Или джадараны. 

 

Ничего не ясно.

Монголоязычным народам совершенно не знакомы легенды и родословные про предков Чингизхана и исторических личностей его эпохи.

Все эти легенды и родословные сохранились у казахов. Но я сейчас не о них, а о вашем вопросе, так вот, у казахов сохранилась также легенда про соперника Чингизхана на первых порах, про Чжамуку. Легенда, записанная в 1702 году в западной части Казахской степи Я. Гавердовским напрямую связывает с Чжамукой казахский род Чомекей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

В 1884 году известный русский путешественник Григорий Потанин посетил в Эджен-хоро юрту над гробницей Чингисхана. Здесь же Потанин записал старинную монгольскую легенду о будущем воскресении великого правителя: Чингисхан не умер, а только спит, хотя и считается умершим. Лежит он в серебряном гробу под стенами деревянного сруба, и каждый вечер служители ставят ему жареного барана, а к утру он его съедает. Со дня смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 300 лет (легенда записана в 1884 году). Сам Чингисхан определил время своего "второго пришествия"...

Это про "отсутствие" легенд у монголов про Чингис-хана, и про "якобы моду" на него после 2000 года.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Про якобы отсутствие культурных соответствий между древними и современными монголами:

Цитата

Фрагменты «Великой Ясы» по версии Алъ-Макризи

8. Когда хотят есть животное, должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет, и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большая часть коренных монгольских племен видимо ушла в западные степи и вошла в состав ногайцев

и Узбекской орды.  Только среди них можно найти илдуркинов. Урятов.  Катаганов. Кунгратов.  Мекритов. 

Не случайно в поздней Монголии власть взяли потомки бывших лесных народов.  Ойраты так усилились

что создали свои ханства в Восточном Туркестане. Тибете и в Волге.  Баргуты.  Тумэты это династия Алтын ханов.

урянхайцы в Ляодуне тоже долго воевали с Минской империей.  Потом ушли в западную монголию

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.02.2017 в 15:38, Rust сказал:

Это про "отсутствие" легенд у монголов про Чингис-хана, и про "якобы моду" на него после 2000 года.

 

Ув. Рустам, это означает лишь то:

1) что я ошибался и что мода на Чингизхана у монголов намного древнее. Потому что никакой гробницы Чингизхана в Ордосе (КНР) не было и быть не может.  

2) что судя по сказочным деталям о воскрешении и прочем это не реальная легенда как в случае с казахскими, а обыкновенный миф. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.02.2017 в 16:06, Rust сказал:

Про якобы отсутствие культурных соответствий между древними и современными монголами:

 

Это же 15 век, уже время калмыков, когда оригинала законоуложения Чинргизхана давно не сохранилось, к тому же современные монголоязычные народы сердце не трогают.  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Это же 15 век, уже время калмыков, когда оригинала законоуложения Чинргизхана давно не сохранилось, к тому же современные монголоязычные народы сердце не трогают.  

 

Вы просто обьясните, простейшие слова из словаря татар.языка Ганзакеци 13 века,типа наран-солнце,сар-луна,нохай-собака,эцке-отец,эке-мать, и т.д.без всяких сложных транслитераций,на калмыцком эти слова те же что и в 13веке,попробуйте с любого тюркского :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, mechenosec сказал:

Вы просто обьясните, простейшие слова из словаря татар.языка Ганзакеци 13 века,типа наран-солнце,сар-луна,нохай-собака,эцке-отец,эке-мать, и т.д.без всяких сложных транслитераций,на калмыцком эти слова те же что и в 13веке,попробуйте с любого тюркского :D

 

Кроме Гандзакеци есть много других источников, хотя бы тот же "Мукадимат аль-Адаб" (кстати вы слышали про него или только знаете Гандзакеци? :)), если суммировать все вместе данные, то картина о языке татар Чингизхана будет выглядеть примерно на 75% из тюркских слов, на 15% из монгольских и на 10% из непонятных слов, не относящихся сейчас ни к тюркским, ни к монгольским.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.02.2017 в 15:38, Rust сказал:

В 1884 году известный русский путешественник Григорий Потанин посетил в Эджен-хоро юрту над гробницей Чингисхана. Здесь же Потанин записал старинную монгольскую легенду о будущем воскресении великого правителя: Чингисхан не умер, а только спит, хотя и считается умершим. Лежит он в серебряном гробу под стенами деревянного сруба, и каждый вечер служители ставят ему жареного барана, а к утру он его съедает. Со дня смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 300 лет (легенда записана в 1884 году). Сам Чингисхан определил время своего "второго пришествия"..

 

Таких современных монгольских и российских мифов много. То Забайкалье, то Хангай, то Ордорс, то вот, например, еще один из монгольских мифов!

 

Газета "Бурят-Монгольская правда", № 191 от 22 августа 1939 года (из-за этого пришлось порыться на выходных в старых подшивках газет :)):

93964052406d.jpg
 

 

И ни один из современных монгольских мифов не говорит об Алтае и Иртыше, где средневековые письменные источники дружно и уверенно помещают могилу Чингизхана, его сыновей и внуков!!!

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Кроме Ганзакеци есть много других источников, если суммировать все вместе данные, то картина о языке татар Чингизхана будет выглядеть примерно на 75% из тюркских слов, на 15% из монгольских и на 10% из непонятных слов, не относящихся сейчас ни к тюркским, ни к монгольским.

 

Если судить по Ганзакеци,то картина обратная,75%монгльских слов и т.д.приведите примеры именно из 13века о тюркоязычии татар ЧХ,14-15века не надо приводить,там уже произошла тюркизация :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

Это же 15 век, уже время калмыков, когда оригинала законоуложения Чинргизхана давно не сохранилось, к тому же современные монголоязычные народы сердце не трогают.  

 

Вы же совсем недавно утверждали что мода пошла с 2000х,изворотливости вашей нет границ :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, mechenosec сказал:

Вы же совсем недавно утверждали что мода пошла с 2000х,изворотливости вашей нет границ :D

 

Не переиначивайте мои слова, я говорил про моду с 1991 - 2000 годов на неприсущие и не знакомые монголам вещи, такие как юрты на телегах, ловчие птицы, боктаги-бокка и прочие бутафорные штучки.

Как видим, мода на Чингизхана в виде мифов была у монголов, особенно китайских, еще раньше.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...