Гость Rasul

Хазарейцы

600 сообщений в этой теме

Sushestvuyet kakoy to probel v osveshenii istorii Hazareyskogo naroda.

Vkratse: Hazara - narod mongolskogo proishojdeniya, govoryashiy na Farsi i ispoveduyushiy Shyitskuyu vetv Islama. Hazara projyvayut na terretorii sovremennogo Afghanistana. Svoyu zemlyu nazyvayut HAZARAJAT.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Sushestvuyet kakoy to probel v osveshenii istorii Hazareyskogo naroda.

Насчет хазаров сомневаюсь что они монголы, а моголы в афганистане точно монголы. По ТиВи иногда показывают моголов они сильно отличаются по внешности от осталвных афганцев, и язык тоже относится монголькому языку.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Vot chto ya nashel po istorii hazareytsev na internete :

iz : members.tripod.com/MillateHazara/ i www.hazara.net

Hazara Language (Hazargi)

When Mongols moved into the appanage of Chagatai in the 13th century, the area was occupied by Turkic-speaking peoples. The ancestors of the Hazara Mongols appear to have been influenced by their Turkic subjects during their stay in Transoxiana, for many Turkic as well as Mongol words are present in modern Hazara speech. In Afghanistan the ancestral Hazaras became Persian-speaking. At the beginning of the 16th century some Hazaras still spoke Mongol. By the 20th century, Mongol survived only as a minor vocabulary element. Bellew characterized the Hazara language as representing a 13th century form of Persian. Mongerstierne, a trained linguist, more cautiously described Hazara speech as a "peculiar" dialect of Persian. No descriptive study has been made of any of the Hazaras as are literate.

At some period after their entry into Afghanistan the ancestors of the Hazara Mongols the Shi'a Muslim "twelver" faith of the Persians. All Hazaras dwelling within the Hazarajat are "twelvers". Such Hazaras on the periphery of the Hazarajat as have been converted to other Shi'a sects or to the Sunni Muslim religion are not regarded by the twelvers as being properly Hazaras.

HAZARA_________MONGOL_________ENGLISH__________RUSSIAN

===============================================

elgha____________alga____________palm of hand_______ladon ruki

nilgha____________nilha___________baby______________rebenok

tolgha____________tolgha__________forehead__________lob

qabargha_________habirgha________rib________________rebro

Hazareytsy imeyut aziatskuyu vneshnost. Narodnaya muzika mne bolshe vsego napomnila kazahskuyu( zvuchaniye dombry). Slovo "Hazar" v Persidskom yazyke oboznachayet "odna tysyacha" i beret nachalo ot mongolskogo slova "ming","minggan"( boyevaya edinitsa Zapadnoy Mongolskoy Imperii) . Istochnik: boozers.fortunecity.com/jerusalem/47/History/history.html . Voobshe tam ochen horoshaya statya o mongolskom proshlom hazareytsev.

Nado otmetit chto v Hazara yazyke takje mnogo tyurkskih slov. Naskolko ya slyshal vse nazvaniya rasteniy imeyut tyurkskiye korni.

Chislennost hazareytsev sostavlyayet okolo 4-6 millionov chelovek ili 19% naseleniya Afghanistana. Naselyayut tsentralnuyu chast etoi strany. V Hazarajate nahodilis samye bolshye i drevniye ( 2000 let) statuyi Buddy do ihnego razrusheniya Talibanom v 2001 godu.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

hazara1.jpg

hazara2.jpg

Eti dve fotografii hazareitsev vzyaty iz www.geocities.com/bamiannet/MAINPICTURES.html

Kak vidite hazareitsy ochen pohojy na mongolov, hotya chuvstvuyetsya i inaya krov v ih jylah. Ya takje videl fotografii hazara gde oni pohojy na tadjykov, no vse je hazareitsy na moi glaz po vneshnemu vidu nahodyatsya gde to mejdu uzbekami i mongolami, esli tak mojno konechno vyrazitsya. Nu a voobshe, hazara na nas kyrgyzov i kazahov bolshe smahivayut.

hazara3.jpg

eta fotka prosto pod zagolovkom afghanskoy bejenki devochni na internete nahoditsya. Mne kajetsya one vse taki hazareyka

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
from enhd : Насчет хазаров сомневаюсь что они монголы, а моголы в афганистане точно монголы. По ТиВи иногда показывают моголов они сильно отличаются по внешности от осталвных афганцев, и язык тоже относится монголькому языку

Vot mne chto napisal hazareyets, Ghazan Haider Ghangezi (email:user1@hazara.org) . Kak govoritsya informatsya iz pervyh ruk! :wink: 8O

________________________________________

Hi,

I am myself a descendent of Genghis Khan through his son Jagatai. The

Ilkhans of Iran and their armies later formed Hazarajat, the center of

Afghanistan. My name is Ghazan Haider Changezi. Ghazan was the first

Mongol ruler over Iran who converted to Islam, and there are thousands of

Hazaras named Changezi which means descendents of Genghis Khan.

All Hazaras are mongols with heavy mix of Turkish and Persian. Our

language and culture is mainly Persian with a heavy Mongol accent, and some

of our dress, many words, a dance , the yurt etc are still Mongolian.

Hazaras also retained the Tribal names of Mongolia.. the Ughir are

called Jaghuri in South Hazarajat etc, while some tribes changed names to

Muslim names.

Thanks for contacting us, keep visiting and know about the Mongols of

Afghanistan. We're between 30-40% of Afghanistans population, and this

includes the Aimag Hazaras. This is beside the Uzbeks who are thought to

be Mainly Turkish with Mongolian mix and not descended from the Changez

army itself like the Hazaras. We would like to know more about other

Mongols and Tatars of Central Asia who have kept Mongolian links and

culture. We're especially curious about Mongolia itself. However your site

is entirely russian and we dont understand that.

Most Hazaras are in central Afghanistan. About 30% of Kabul 60% of

Mazari Sharif and 30% of Herat is Hazara. Hazaras fought hard against the

Red Army and the Taliban and also suffered a lot from them. Hazaras are

now the single most suffering people in Afghanistan.. the news about

Starvation etc are about Hazara Mongols.

Other places of Hazaras' existance is in Pakistan, mainly the city of

Quetta where about 70,000 Hazaras live. In Iran about 150,000 Hazaras

live mainly in Mashad. Theres also a reasonable population of Hazaras in

Denmark, and smaller communities in hundereds in NewYork Toronto

Australia etc. The total Hazara population is estimated around 7-8 million,

several times that of Mongolia's population.

We believe we're directly related to Kyrghiz and Turkmens. There are

some Kyrghiz and Turkmen in Afghanistan and they are taken as Hazaras.

__________________________________________

Nu vot oni i sami priznayutsya chto yavlyayutsya mongolami , smeshannye s tyurkskoy i persidskoy krovyu. On takje soobshayet chto hazareytsy sohranili mongolskiye nasvaniya plemen. Jalko chto on ne privel primety etih plemen. Nu ya eto u nego razuznayu i soobshu vam. :)

Interesno chto poetomu povodu skajut nashy moderatory, Rust i Sanj ? Hotelos by takje uslyshat kvalifitsyrovannoye mneniye kyrgyz-hakasa,Stas'a! :)

Sanj, zdorovo bylo by sopostavit DNK hazareytsev i mongolov , kak vy eto sdelali s kalmykami i buryatami! :lol:

Ya zabyl napisat v moyem poslednem postinge chto fotografiya afghanskoy bejenki shkolnitsy ( krasavitsy :wink: ) byla snyata v gorode Quetta,Pakistan. Tam ochen mnogo hazareytsev.Po dannym Ghazan'a ih tam okolo 70,000.

ilkka13.jpg

Hazareyki begushiye ot voiny. Pechalnaya konechno kartina! No eto realnost afghanskoi jyzni! :cry:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

этот хазариец пишет что хазары в афганистане около 30-40 %, это наверно несколько преувеличенное число.

Ну они значит потомки хулагидов–монголов в иране.

Ещё там есть мелкие племена аймаг и чоросы что одним только названием выражает свой корень.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Reshyl vse taki statyu o hazareytsam skopirovat syuda s

saita: http://boozers.fortunecity.com/jerusalem/4...background.html

________________________________________

History

The Hazara Mongols of Afghanistan represent one of the last surviving Mongol remnants in western Asia of the Vast empire which was conquered by the armies of Chinggis Khan in the early thirteenthcentury and consolidated by his descendants. The Mongol origin ofthe Hazaras is attested by their high cheekbones and sparse beards, which readily distinguish them from Afghan and Iranian neighbors. The name "Hazara"is derived from the Persian word hazara, meaning "thousand," which came to be applied in the western Mongol empire to the military unit which the earlier Mongols called ming or minggan, "thousand". Contrary to the tradition often reported in modern publications, there is no evidence that Chinggis Khan left garrisons south of the Oxus when he returned to Mongolia in A.D 1227. A study of historical records indicates that the Hazaras are descended from Mongols who entered what is now the Hazarajat in central Afghanistan at various times between A.D. 1229 and 1447. In 1229 a Mongol army was is patched to the west, of which a part was stationed in the region of Ghazni until 1241. In 1256 a grandson of Chinggis Khan, Hulagu (Hulegu), marched west against the muslim caliphs of Baghdad, and his descendants, the Ilkhans, ruled Iran for nearly a hundred years. On more than one occasion troops stationed in northeastern Iran revolted against the Ilkhans, and it is possible that some of these rebels sought refuge in the central mountains of Afghanistan, where they could more easily avoid punitive expeditions.

The largest number of ancestral Hazaras, however, seem to have come from Transoxiana, the appanage north of the Oxus which Chinggis Khan left to his son Chagatai. During the latter part of the thirteenth and the beginning of the fourteenth centuries chagtaian armies swept repeatedly across the Hindu Kush and into India. Although they were unsuccessful in establishing a foothold in India, the Chagataian did gain control of the route to the Indus and, by the last decade of the thirteenth century, claimed as an appanage of Transoxiana the region, which includes the present Hazarajat. Later this territory came under the nominal control of the Ilkhans of Iran, but it was assigned by them to generals of Chagataian origin. Following the fall of the Ilkhanate in AD 1337, there is a hiatus in the historical records, but it would appear that the Chagataians remained as permanent residents in the area between Kandahar, Ghazni, Kabul, and the Hindu Kush and became the chief ancestors of the Hazaras.

In AD 1380 another Chagataian, Timur, invaded Iran and laid claim to the provinces of Kandahar, Ghazni, and Kabul. Under his son and successor, Shah Rukh, troops and administrative officials were sent into the area, and it is probable that some of them remained when the Timurids returned north of the Oxus to Samarkand on the death of Shah Rukh in AD 1447. By the time another Timurid, Babur, invaded Afghanistan at the beginning of the sixteenth century, the Hazaras were a distinct people, dwelling in approximately their present habitat.

The modern Hazara Mongols have no tradition of descent from Chinggis Khan or from any of his family or followers. Indeed, the name of Chinggis Khan appears to be unknown to them except for a few individuals who have been told of the great Mongol conqueror by Europeans.

Language and Religion

When Mongols moved into the appanage of chagatai in the thirteenth century, the area was occupied by Turkic-speaking peoples. The ancestors of the Hazara Mongols appear to have been influenced by thei Turkic subjects during their stay in Transoxiana, for many Turkic as well as Mongol words are present in modern Hazara speech. In Afghanistan the ancestral Hazaras became Persian-speaking. At the beginning of the sixteenth century some Hazaras still spoke Mongol, by the twentieth century, Mongol survived only as a minor vocabulary element. Bellew characterized the Hazara language as representing a thirteenth-century form of Persian. Morgenstierne, a trained linguist, more cautiously described Hazara speech as "a peculiar dialect of Persian". No descriptive study has been made of any of the Hazaras as are literate

At some period after their entry into Afghanistan the ancestors of the Hazara Mongols adopted the Shi'a Muslim "twelver" faith of the Persians. All Hazaras dwelling within the Hazarajat are "twelvers". Such

Hazaras on the periphery of the Hazarajat as have been converted to other Shia sects or to the Sunni Muslim religion are not regarded by the twelvers as being properly Hazaras.

Location and Population

The Hazaras proper traditionally occupied an area extending from the central spine of the Hindu Kush southward though the foothills to Ghazni, Mukur, and nearly to Kandahar and from the Paghman Range, just west of Kabul, to an undetermined point some distance east of Heart. The name "Hazarajat" has been given to this area south of the Hindu Kush. The Timuri, who live east of the Unai Pass toward Kabul, do not consider themselves as dwelling in the Hazarajat, although they are accepted without question as Hazaras. On the other hand, the Yek Aulang, who lives in the Yek Aulang Valley on the north slope of the main Kohi Baba Range of the Hindu Kush, is included in the Hazarajat.

In the late 1880's many of the Hazara tribes revolted against Abdur Rahman, the first ruler to bring thecountry of Afghanistan under a centralized Afghan government. Consequent on this unsuccessful revolt,

numbers of Hazaras fled to Quetta in Baluchistan and to the area around Meshed in northeastern Iran. Most active in the revolt were the Uruzgani, the southernmost of the Hazara tribes. Following their defeat, a considerable number of Uruzgani left the country, as did many Jaghuri, their nearest neighbors to the northeast. The territory, which they abandoned, was occupied by Afghans of the Ghilzai tribe. In 1904

Habibullah Khan, successor to Abdur Rehman as amir of Afghanistan, issued a proclamation granting amnesty to the Hazaras who had taken refuge in India and Iran and inviting them to return to Afghanistan. They were promised new land in Turkestan to replace that in the south, which had been appropriated by Afghan, and many took advantage of this offer. While considerable colonies remain around Quetta and Meshed, the majority of the emigrant Uruzgani, many Jaghuri, and fragments of other tribes are today to be found in the general area between Maimaneh and Mazar-e-Sharif, in northern Afghanistan.

The author was unable to visit Turkestan, and data obtained from informants in Meshed were not adequate for mapping the distribution of tribes in the north. This group of Hazaras seems to have been completely overlooked by travelers in the area who have published their observations. For the Hazarajat, the former locations of a number of tribes are shown on Survey of India maps, and these locations can sometimes be checked with other sources. However, the locations of tribes shown on Map I should not be taken as representing the present location. Afghan tribes have been encroaching from the south, and a recent publication shows that, in the west, former Hazara territory is now occupied by tribes of the Chahar Aimak. Just as the tribal map shown in this volume is out of date, so the tribal population estimates given below are over forty years old. Lacking more recent data, the map and the population estimates will serve as a point of departure for an analysis of social structure. They should not, however, be accepted as representing thepresent location and population of tribes in the Hazarajat

The largest and most stable of the Hazara tribes are the Dai Kundi (population 52,000), Dai Zangi (60,000), Besud (100,000), Polada (45,000), Jaghuri (117,500) and Uruzgani (65,000). The first four listed are traditionally considered as belonging among the "original" Hazara tribes, "Sad-i- Qabar". The Uruzgani are said to be made up of two branches - the Dai Khitai and the Dai Chopan - which themselves formerly constituted independent "original" tribes. The Jaghuri are among those tribes considered as "Sad-i-Sueka", of mixed descent. Of the other original tribes, the Sheikh Ali live north of the Hindu Kush and, because of their religion (Ismaili Shia and Sunni), are not accepted as part of the Hazara community. The Dahla, said by one informant to be extinct were listed by another informant as a section o the Polada. According to a scholarly Hazara informant, Mr. Khuda Nazar Qambaree, Dahla is a place name, the abode of the Zauli, who belonged to the Dai or tribe of Dala-Mezo, o which he Sultan Ahmad formed another branch. Dala-Mezo no longer exists as a tribe. An Uruzgani informant named the sultan Ahmad as the Uruzgani division to which he belonged and gave Zauli as another division of the Uruzgani.

Of the tribes not considered as among the original Hazara tribes, the Dai Mirdad, with an estimated population o 10,000, was named as a separate tribe by an informant familiar with the area as of 1910, whereas later it appears to have become a branch of the Besud. The Chahar Dasta (9,250), Muhammad Khwaja (16,650), and Jaghatu (42,350) are sometimes grouped together as the Ghazni Hazaras. The first two formerly constituted a single tribe which had branched off from the Dai chopan; but, whereas they are listed as Sad-i Sueka, that is, of mixed origin, the Dai Chopan are Sad-i Qabar, of "pure" origin. The Babuli and Chora, formerly independent tribes were listed by some informants as a consolidated subsection, known as the Sher Ahmad, of the Dai Khitai branch of the Uruzgani, although others regarded them as belonging to the Dai Kundi tribe. The Yek Aulang, mentioned earlier as dwelling just north of the Hindu Kush, are said to be an offshoot of the Dai Zangi. The Kalandar are said to be of the same stock as the Jaghuri. The Timuri, a tribe numbering about 1,000, with which this writer spent some time, are not mentioned by any of the earlier sources. The tribe seems to have been formed as a name group some time after the Great Rebellion, from lineages of Dai Kundi, Besud, and possibly other tribal origin.

Even before the Great Rebellion, as a consequence of which Afghans took over some of the territory of Uruzgani and Jaghuri sections, there had been a gradual encroachment of Afghans along the periphery of the

Hazarajat. Masson, who spent several years in Afghanistan in the 1830's, wrote that the district o Wardak had formerly been "possessed by the Hazaras, who about one hundred years since, were expelled by the Afghans. The Hazaras would also seem to have held the country from Karabagh to Ghazni, but have been in like manner partially expelled. Indeed, the encroachments of the Afghan tribes are still in progress". This encroachment continues today.

Habitat and Economy

The Hazarajat is a country of high mountains and narrow valleys. It is estimated that the average elevation of the peaks is around 10,000 feet, and many rise to 12,000, 13,000 or even 15,000 feet. In the northeastern corner of Besud, narrow rapid streams drain eastward into the Ghorband, a tributary of the Kabul River. In the Dai Zangi territory, just north of the Kohi Baba ridge, rise some of the sources of the Heri Rud. Much of the Hazarajat, however, is oriented toward the Helmand River and its tributaries, which flow in a long, sweep southwestward toward the Sistan border of Iran. In the lower reaches of the rivers, the valleys are deep and marked with frequent gorges. The upper valleys are usually shallower and more open. Although occasional fertile plains are to be found, Broadfoot's description of one region is applicable to many parts of the Hazarajat: "I never saw anything wilder or more desolate. A steep footpath now descends the face of the hill, and ends in the valley of Jarmatu, a ravine between barren hills with a few yards of soil at the bottom".

In this high, interior area the winters are severe. The first slight snows begin in October, and heavy snow lies on the ground from December into March or April. During this time many communities in the upper valleys are snowbound. In April the snows begin to melt and for the next month or six weeks heavy rains swell the rivers. During the summer months no clouds dim the bright sky, and warm days are followed by cook, brisk nights. Except for an occasional wild almond in some of the upper valleys, no trees break the naked sweep of mountain and valley and only grasses and scattered shrubs soften the contours of the mountain slopes.

In such a habitat the Hazaras must painstakingly utilize every resource in order to survive. The narrow level floor of valley which can be irrigated are intensively cultivated. In some places, where the mountain slopes rise directly from the riverbanks, the lower slopes are terraced for crops. Irrigation channels, carefully banked with stone, are laboriously constructed, sometimes over a course of several miles, in order that unwatered level areas may be cultivated. Dry farming is practiced on such upper meadows as are available, but for the most part the vast stretches of mountainside are suitable only for grazing.

As a consequence, the Hazara economy is carefully balanced between agriculture and stockbreeding, with the latter playing a major role in the less fertile regions. The staple crops are barley, wheat, several kinds of

legumes, and, in some regions. Maize. Cucumbers and melons are often raised, and poplar or fruit trees are sometimes planted along the edges of the fields. Rotation of crops is practiced, and alfalfa or clover is planted when needed to enrich the soil. Great flocks of sheep are kept some of which are sold or bartered for additional grain or for commodities not available in the Hazarajat. Where the grass is rich, horses are raised for riding, and in the south, toward Ghazni and Kandahar, camels. A few cows and oxen are kept for milk and for drawing plows, ponies or mules serve as pack animals, and goats are also found, but the animal wealth of the Hazaras do not raise fodder for their animals. In the late summer, men and boys may be seen scattered about the mountainside for miles around every village, gathering wild grass and shrubs for use as winter fodder. Other plants and shrubs are collected for use as fuel. Hunting is unimportant in the economy.

Two tribes engage actively in trade - the Dai Mirdad and the Timuri, who send caravans deep into the Hazarajat to obtain good for sale in outside markets. The chief products obtained by Timuri merchants for sale in Kabul are roghan (clarified butter), baraq (a kind of woolen cloth for which the Hazaras are noted), and pileless woven rugs. The other tribes do not professional trading. The few imported goods they require, such as embroidery silks, cotton cloth, and spices, are obtained from itinerant Indian merchants.

In spite of the most careful utilization of resources, the Hazaras cannot always obtain a living from the land. Many Hazaras go every winter to seek employment at Kabul, Kandahar, and Quetta, returning home in the spring. This is particularly true of the Besud and Ghazni Hazaras and to a lesser extent of the Jaghuri. A number of Hazaras live in Kabul throughout theyear, returning to their homes only for visits.

The Hazaras live in fortified villages called qale set on the lower slope of the mountain just above their cultivated fields. Until the twentieth century many tribes spent the summer with their flocks in pastures a short distance from the villages, leaving only a few workers to look after the fields. Timuri informants could not remember a time when they had lived in tents during the summer, and it is probable that most of the Hazaras now live the year round in their villages.

(By Elizabeth E. Bacon)

________________________________________________

Ukazyvayetsya li shto libo o hazareytsam u priznannyh aftoritetov mongolovedeniya i tyurkologii sovetskoy shkoly ?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

AIMAK, or EIMAK (Mongolian for " clan," or section of a tribe), the name given to certain nomadic or semi-nomadic tribes of Mongolian stock inhabiting the north and north-west Afghan highlands immediately to the north of Herat. They were originally known as " chahar (the four) Eimaks," because there were four principal tribes: the Taimani (the predominating element in the population of Ghur), the Ferozkhoi, the Jamshidi and, according to some authorities, the Hazara. The Aimak peoples number upwards of a quarter of a million, and speak a dialect said to be closely related to the Kalmuck. They are Sunnite Mahommedans in distinction from the Hazara who are Shiites. They are predominantly of Iranian or quasi-Iranian blood, while the Hazara are Turanian. They are a bold, wild people and renowned fighters.

_______________________________________________________

Source: The 1911 Edition. Encyclopedia Brittanica

Здесь говорится что «chahar aimaks – четыре аймак или дурбен аймаг» имели четверть миллиона населении где то конце XIX или начале ХХ века, и говорили на языке близком к калмыцкому.

*******

Интересно «моголы» афганистана как–то не упоминается в информациях о хазарейцев. Куда они исчезли или входят в хазарейцев.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Uvajaemii Rasul,

Plemenie nazvanie i ih chislenost mojno uznat' zdes':

http://boozers.fortunecity.com/jerusalem/4.../history.html#2

Naskolko ya ponyal mogoli , hazareitsi, chor(popersidski oznachaet chetire) ili chahar(vpolne mojet bit mongolskoe chahar) aimaki vistupayut kak somostoyatelmie ob'edineniya(chislenost plemeni pod nazvaniem mogol nichtojna okolo 100.000 chelovek razbrosanih po neskolkim uezdam, poskolku pushtuni ne lyubyat mogolov i prisluchae ubivayut to poslednie skrivayut svoe nazvanie)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
from enhd:этот хазариец пишет что хазары в афганистане около 30-40 %, это наверно несколько преувеличенное число.

Po dannym CIA ( http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/) v Afghanistane projyvayet 5.1 miliona hazareytsev ili 19% ot obshego chisla vsego naseleniya. Eta tretya po naseleniyu etnicheskaya gruppa v Afghanistane : Pashtuny - 38%, Tadjyki - 25%.

Ya dumayu na samom dele hazareytsev bolshe.Mnogiye iz nih predpochitayut skryvat svoyu etnicheskuyu prinadlejnost iz-za boyazni byt podvergnutym unijeniyam so storony pashtunov i tadjykov, osobenno v gorodah kak Kabul, Herat, Mazar-i-Sharif, Jelalabad i t.p. Vozmojno ih bolee 30%.

Nado by Kyrgyzstanu,Kazahstanu,Uzbekistanu, Turkmenistanu bolshe razvivat otnosheniya imenno s hazareytsami iz-za nashey kulturno-etnicheskoy blizosti, a ne s pashtunami. Hazareitsev schitayut za vtorosortnyh pashtuny i tadjyki iz-za ihnego aziatskogo proishojdeniya i Shi'itskoy very. Bylo by zdorovo, hazareytsev obuchat v nashyh VUZ'ah i sozdat prochnye politiko-ekonomicheskiye svyazi s nimi. Hazareytsam na samyh mongolov i drugih mongoloyazychnyh narodov nadeyatsya nepoluchayetsya iz-za togo chto Mongolia i mongolskiyi respubliki Rossii ne obladayut dostatochnym vesom v plane politiki i ekonomik,i i ihnyaya chislennost nevelika. A my, tyurki, vpolne mojem okazat im pomosh.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Hazareytsam na samyh mongolov i drugih mongoloyazychnyh narodov nadeyatsya nepoluchayetsya iz-za togo chto Mongolia i mongolskiyi respubliki Rossii ne obladayut nikakim vesom v plane politiki i ekonomik,i i ihnyaya chislennost nevelika. A my, tyurki, vpolne mojem okazat im pomosh.

Uvi gorkaya pravda mongoli seichas bednie i ekonomika slabaya, no i u turkov situatsiya nezavidnaya, ved' sovsem nedavno prezident Kirgizi Akaev prosil milostnyu vsego v 100 milionov US$ za hadj v Mekku, a skolko truda stoilo im podavit svoih boevikov?. Turkmeniyu volnuet tolko svoi turkmenbashi; Azerbaidjan nemojet reshit vopros Karabaha(mojno skazat sebya nemojet zashitit') , Uzbekistan i Kazahstan s odnim i temje prezidentami uj skolko let jivut ? chto teper' kak ya ponyal iz SMI davyat svoih politicheskih oponentov kak v epohu zastoya. Kak skaji Rasul oni budut delat politiku v Afganistane?Kakuyu pomosh predlagaesh' voennuyu ili ekonomicheskuyu? Afganistan feodalnaya strana, tak prosto nereshish etnicheskie problemi.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

vot chto ya nashel o hazareytsah na saite Kongressa USA:

http://lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?frd/...ld(DOCID+af0039

______________________________

Hazara:

Afghanistan's rugged central mountainous core of approximately 50,000 square kilometers is known as the Hazarajat, Land of the Hazara. Others live in Badakhshan, and, following Kabul's campaigns against them in the late nineteenth century, some settled in western Turkestan, in Jauzjan and Badghis provinces. Estimated population in 1995 was one million.

Physically the Hazara are Mongoloid, possibly of mixed Eastern Turkic and Mongol origin, although numerous contradictory speculations exist. Scholars agree that the Hazara were established here since the beginning of the thirteenth century. Hazara speak Hazaragi, a Persianized language with a large mixture of Mongol words. A majority are Imami Shia; fewer are Ismaili Shia; while others, particularly in Bamiyan and the north, are Sunni.

The leaders of Hazara lineages, known as mirs or khans, lost their powerful status in communities after Amir Abdur Rahman subdued them in 1891. The Pushtun state established a local administration, imposed harsh taxation policies and distributed lands to Pushtun, including fertile pasture lands in areas previously inaccessible to Pushtun nomads.

The Hazarajat continued to be a neglected area. Services and physical infrastructure were practically nonexistent. Farming and animal husbandry are the principal occupations; there is no industry. Because of their meager resources, the Hazara seasonally sought work and services in other areas as low grade civil servants, shopkeepers, artisans, urban factory workers, and unskilled labour. In the 1960s an estimated 30-50 percent of Hazara males migrated to the cities where they were considered to be on the lowest rung of the social scale. During the 1960s and 70s their economic and political status improved remarkably.

During the war, contending groups within the Hazarajat achieved greater unity than ever before. Hazara political parties were excluded from the mujahideen alliances, however, largely because of rabidly anti-Shia prejudices held by some leaders, such as Abdur Rab Rasul Sayyaf and Yunus Khalis. It is doubtful if the Hazara will accept their former inferior status in the future.

Data as of 1997

______________

a takje info o aimakah:

_________________

Aimaq:

Aimaq, meaning tribe in Turkish, is not an ethnic domination, but differentiates seminomadic herders and agricultural tribal groups of various ethnic origins, including the Turkic Hazara and Baluch, that were formed in the sixteenth and seventeenth centuries. They live among nontribal people in the western areas of Badghis, Ghor and Herat provinces. They are Sunni, speak dialects close to Dari and refer to themselves with tribal designations. Population estimates vary widely, from less than 500,000 to around 800,000. A group of about 120,000 live in Iranian Khorasan.

Data as of 1997

___________________________

Mnogo spornyh momentov v etom kratkom izlojenii Hazareytsev i Aimak'ov:

1. Chislennost Hazareytsev ne 1 mil a 5.1 milliona. U menya est osnovaniya bolshe verit CIA chem Kongressu, tem bolee dannye u nih 1997 goda. Chital na CIA Factbook o Kyrgyzstane. Informatsya u nih dostovernaya.

2.Aimak - eto slovo mongolskogo a ne tyurkskogo proishojdeniya naskolko ya znayu, no u menya 100% uverennosti netu vse je v etom.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Uvi gorkaya pravda mongoli seichas bednie i ekonomika slabaya, no i u turkov situatsiya nezavidnaya, ved' sovsem nedavno prezident Kirgizi Akaev prosil milostnyu vsego v 100 milionov US$ za hadj v Mekku, a skolko truda stoilo im podavit svoih boevikov?. Turkmeniyu volnuet tolko svoi turkmenbashi; Azerbaidjan nemojet reshit vopros Karabaha(mojno skazat sebya nemojet zashitit') , Uzbekistan i Kazahstan s odnim i temje prezidentami uj skolko let jivut ? chto teper' kak ya ponyal iz SMI davyat svoih politicheskih oponentov kak v epohu zastoya. Kak skaji Rasul oni budut delat politiku v Afganistane?Kakuyu pomosh predlagaesh' voennuyu ili ekonomicheskuyu? Afganistan feodalnaya strana, tak prosto nereshish etnicheskie problemi.

Neznayu mojet byt ya nemnogo perebral, no pytalsya tolko pravdu govorit. Schitayu mongolskuyu kulturu odnoy iz velikih i rodstvennoi k tyurkskoy. Tak chto bez obidyakov.

Chuluu, ty sam kto? mongol?

Vot bishkekskuyu statyu tut nashel o Mongolii na www.vb.kg :

Кто пил кровь лошади, тот покорял мир

“Украинская кухня” — такая вывеска находилась напротив отеля “Чингисхан”, в котором остановился Аскар Акаев во время визита в Монголию. После прочтения этой надписи лица кыргызстанцев напоминали картину “Не ждали”.

Последующие вывески, которые встречались в городе, приглашали русскоязычных иностранцев посетить тот или иной магазин, бар или сауну. Заблудиться в Улан–Баторе практически невозможно. Монголы, многие из которых учили русский в школе, с охотой помогают своим “братьям” и “товарищам”. В обращениях чувствуется советская терминология, но при этом они относятся к выходцам из бывшего Союза с такой теплотой и заботой, что невольно накатывает ностальгия по прошлому.

Монгольская национальная кухня славится блюдами, приготовленными из молочных и мясных продуктов, а также мучными изделиями. Говорят, что очень популярны среди жителей бескрайних степей пенки. Для их приготовления молоко долгое время кипятят на слабом огне, а потом остужают. После толстый слой пенки снимают лопаточкой и выкладывают на деревянное блюдо. Немного подсушенный деликатес подают к чаю. Представители нашей делегации с тревогой ожидали, что возникнет необходимость откушать национальные гастрономические изыски. Но хозяева потчевали гостей уже давно известной европейской кухней. Да и когда наиболее смелые кыргызстанцы пытались найти ресторан или кафе, где подавали бы исконно монгольские блюда, их поиски оставались безуспешными. Fast food — пожалуйста! Пиво, шашлык, шоколад, пицца — милости просим! Других предложений так и не встретили.

Почти во всех магазинах можно приобрести товар как за доллары, так и за тугрики. За один “зеленый” в зависимости от аппетитов “менялы” давали 1100—1300 тугриков. Забавно было созерцать на полках продмага водку “Звезда Байкала” или “Компот из слив”. Россияне, желающие поддержать отечественного производителя, могут купить в Улан–Баторе все, что душа пожелает. Зато хваленые монгольские кашемир и кожа оказались не по карману кыргызстанцам. У нас дешевле. Да и весьма сомнительно, что сами монголы при средней зарплате в 40 долларов могут позволить себе свитерочек за 70 баксов или дубленку за 150.

Цены на квартиры в Улан–Баторе и Бишкеке примерно одинаковые. Трехкомнатная в центре “сердца Монголии” — 10 тысяч “зеленых”, на окраине — 7 тысяч. Каменное жилье многим монголам не по карману, поэтому 50 процентов населения обитает в юртах. Представьте себе картину: частный сектор, узкие улочки, незамысловатые заборы, а за ними — юрты. Удобства во дворе. Уголь, говорят, нынче дороговат, но содержать войлочное жилище все–таки дешевле, чем квартиру.

Кстати, о квартирах. К одной из достопримечательностей Улан–Батора причисляют два микрорайона, подаренных Брежневым в честь очередной годовщины Народной монгольской революции. Советские строители начали возводить дома в 1971 году, а завершили только 10 лет спустя. Остальные здания монгольской столицы также несут на себе “отпечаток социализма”, поэтому перепутать Улан–Батор с одним из тихих российских городов совсем не сложно.

Самое сильное впечатление среди архитектурных сооружений оставил после себя буддийский монастырь с характерным для Монголии сложным названием Гандантэгчинлэн. Главное украшение храма — 26–метровая статуя Будды. Ее возвели в 1911 году, украсили драгоценными камнями и покрыли золотом. Но волна репрессий 37–го года, которая прокатилась по всему Союзу, задела и божественное изваяние в Улан–Баторе. Статую уничтожили и только в 1997 году построили повторно. Теперь 26–метровый Будда кормит собой немало религиозного люда. Снимать в монастыре нам, например, запретили, все требовали за это денег. А если бы мы нарушили наказ священнослужителей, то они бы наслали на нас не иначе как проклятие. Во всяком случае, так на хорошем русском языке объяснил один из монахов.

Поживиться на “богатых иностранцах” хотели и нищие детишки, которые продавали пшено для голубей, обитавших на территории храма. Действовала ребятня профессионально: каждый выбирал себе определенную “цель” с нехилым, как казалось на первый взгляд, кошельком и с протянутой рукой настойчиво ходил за своей “добычей”. Некоторые при этом на русском языке уточняли цену пакетика с зернами — “100 долларов”.

Буддизм в Монголии, как и в любой стране, имеет свою специфику. Начиная с ХIII века буддизм в Монголии распространяли тибетские миссионеры. Но в 1921 году в этой стране победила Народная революция, поэтому к концу 30–х годов все монастыри были закрыты и разрушены, а большинство монахов репрессировано. И лишь полвека спустя власти Монголии вновь разрешили открыто поклоняться Будде. Сегодня уже восстановлено около 200 монастырских комплексов, аналогичных тому, в котором мы побывали.

Сегодня у Монголии и Кыргызстана много общего. Как и у нас, заголовки ведущих газет Улан–Батора кричат о необходимости оздоровления банковской и финансовой систем, об обеспечении экономического роста путем восстановления и развития национальной промышленности. Особое внимание уделяется поддержке регионов. Кроме того, первые лица государства работают над сокращением уровня безработицы и бедности, над проведением земельной реформы. Нынешний год в Монголии объявлен Годом туризма. Определенные надежды местные жители связывают с развитием экологического туризма.

Сами монголы любят вспоминать события XII—XIII веков. В то время их предки покоряли один народ за другим. Монгольские всадники могли удовлетвориться вяленым мясом, твердым сыром, кумысом. А в случае их отсутствия — лошадиной кровью, которую они пили из вскрытой вены животного. Воины победили соседние народы, потому что верили своему правителю — Чингисхану. Эта же вера помогает и современным монголам. История развивается по спирали, убеждены они, а значит, не за горами период очередного расцвета страны.

Оксана СЕМЕНЯК,

спецкор “ВБ”.

Улан–Батор — Бишкек.

___________

mongolianarats.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Dlya Mongolii hazareitsi dumayu otrezani lomot' ,kak ukraintsi dlya russkih, slishkom bolshaya raznitsa v religii i psihologii. No chtobi polnostyu otkazivatsya ot nih eto konechno slishkom, v Birme(M'yanma) na severe strani est' narod kotorii schitaet sebya potomkami mongolov i govoryashih chto prikochevali syuda iz Altaya, kogda mestnie diplomati skazali ob etom mongol diplomatu on toje skazal chto oni ne mongoli, tak chto vse zavisit ot urovnya znaniya istorii.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Салям!

Да уж, испугался когда вначале наш американский друг, начал приводить паралель между хазарами поволжья и хазарейцами 8O

Но потом понял, что это лишь игра топонимов в латинице :D

А вот на закуску статья, в которой найдете ответ на все интересующие вас вопросы: http://www.infpol.ru/04072001/hazar.html

Лично мое мнение хазарейцы потомки какого то монгольского племени из Хоросана, пришедшего туда (в Хорасан) с Хулагу в 13 в., но после изгнания монголов из Хорасана во время востания Сербердаров сер. 14 в., переселившихся в Гур (Афган). :!:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Kstate, na angliyskom HAZAREYTSY nazyvayutsya HAZARAMI. A vot a hazarah povoljya daje ne znal. Vrode by Kaspiyskoye more na turetskom nazyvayetsya Hazar Denizi :roll:

Spasibo za ssylku, Tekesh. Jelayushiye mogut prochitat etu statyu pryamo zdes.(vdrug eshe

webstranitsu s etoy statyey uberut na vysheukazannom saite :lol: )

_____________________________________________________________

Хазарейцы - афганские родственники бурят

После признания ЮНЕСКО Чингисхана человеком тысячелетия Ассоциация журналистов США также объявила его лучшим. На рубеже тысячелетий мир открывает дотоле неразгаданные тайны великого хана. И одна из самых жгучих загадок - судьба военных поселенцев империи Чингисхана.

После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.

Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.

1. Западная группа - калмыки и ойраты.

2. Северная группа - буряты.

3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.

И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".

Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).

Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.

Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).

Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.

Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.

Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.

Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.

Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.

Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".

Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название «даргинцы», прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.

Александр Махачкеев

--------------------------------------------------------------------------------

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Dlya Mongolii hazareitsi dumayu otrezani lomot' ,kak ukraintsi dlya russkih, slishkom bolshaya raznitsa v religii i psihologii. No chtobi polnostyu otkazivatsya ot nih eto konechno slishkom, v Birme(M'yanma) na severe strani est' narod kotorii schitaet sebya potomkami mongolov i govoryashih chto prikochevali syuda iz Altaya, kogda mestnie diplomati skazali ob etom mongol diplomatu on toje skazal chto oni ne mongoli, tak chto vse zavisit ot urovnya znaniya istorii.

Ty konechno je prav. Nelzya otkazyvatsya ot potomkov svoego naroda daje esli oni silno otlichayutsya ot nego. Dlya primera privedu Germaniyu. Nemtsy byvshego CCCP kak izvestno v bolshynstve svoyem na nemetskom ne govoryat, da i mnogie stali pravoslavnymi. Odnako eto ne meshayet Germanii podderjyvat svyaz s nimi, pomogat s migratsyey nazad v Germaniyu.

Pochemu by Mongolii ne posledovat primeru Germanii? Tem bolee u hazareytsev est nostalgiya i interes k Mongolii. Kak Ghazan Haider Ghangezi pisal -"We would like to know more about other

Mongols and Tatars of Central Asia who have kept Mongolian links and

culture. We're especially curious about Mongolia itself. "

Chuluu, kak nazyvayetsta etot 'Birmanskiy"mongolskiy narod i gde ty o nih uznal?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Chuluu, kak nazyvayetsta etot 'Birmanskiy"mongolskiy narod i gde ty o nih uznal?

Uvajaemii Rasul,

Uznal o birmanskih mongolah u vishe upomyanutogo diplomata, na ego prosbu o vstreche s nimi burmanskie vlasti nesmogli pomoch' v vidu togo chto oni jivut nasevere strani gde idet grajdanskaya voina za avtonomiyu s kachintsami(kajetsya tak zovutsya povstantsi) v oblasti Kachin, etu mestnost tsentralnaya vlast nekontroliruet; sredi kachintsev i jivut potomki mongolov neto sostavlaya chast kachintsev neto somostoyatelnuyu grupu.Kachin granichit s provintsiei Yunan (china) gde jivut okolo 50,000 mongolov, tam daje potomki uigurskogo namestnika(yuan ulus) dosih por jivut , pokazivali po TV.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цитата из статъя опубликованной на газете «Єнєєдєр» – «Сегодня», написанный монгольским дипломатом посетивший Кабул 22 июля 2002.

(Перевод мой – извиняюсь если там грамматические ошибки.)

________________________________________________________

Хазары... Говорят что они происходят от одного «мянгат»а или «тысячей» оставшихся от монголов Цагаадай хаана. Внешне они никак не отличается от наших с вами монголов. В тот же час я вспомнил о том что один старик монгол очень удивился и спросил у меня когда он увидел по телевизору передачу о визите прайм министра Афганистана Киштманду: «– Как этот монгол доехал в тот край и взял власть у этой страны ?».

Кабуле познакомился с одним стариком хазаром. Он говорил что в Бамиан, Херат и Гуре живут хазары. Их численность около 4 миллионов и приходится 15–20 процентов всего населения. Кроме того в регионе Бамиан существует город с названием Цагаадай хаана. Во времена Захир Шаха там хазарами была построена деревня с 5000 монгольскими юртами. В центре была построена большая главная юрта а остальные кругом её. Вице–министр иностранных дел Шир Зой говорил что в 1976 году прайм министр Пакистана Бхутто посетил этот городок и хазары сыграли монгольскую мелодию для гости.

Один уличный торговец в Кабуле жаловался мне что «Афганистане живут много национальностей. Узбекам помогают узбекистан, тажикам тажикстан а пуштунам пакистан. Неужели мы не имеем таких ? Но ни монголы ни единоверцы с нами иранцы не помогли, не поддерживали нас в трудные времена.» Когда ему я объяснил что во время войны мы монголы не смогли помочь им а сейчас мы принесли помощь–медикаменты для афганцев, то он очень обрадовался и с радостными слезами подтвердил «что монголы не должны были бы забыть нас». И ещё он сказал «Если мы возвращаемся на родину – в Монголию то можем показывать как хорошо обходиться земледелием, заниматься ковротканием и вполне самостоятельно сумеем жить не затруднив вас.» ...

Отрезки наших монголов живут в Индии 30 миллионов, в Непале 5 миллионов, многие в Пакистане и Иране. Если мы не поддерживаем с ними контакт и отношение то они все более отдаляется от нас и станут совсем чуждыми.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ya sam znayu lichno odno Hazareitsa, Mhadi Huseini iz Bamiana. i vot chto on skazal o svoem narode:

Hazara eto mongoly gde-to na 30%, i na 50% tyurki privedennye mongolami iz Srednei Azii. Chislennost' Hazara okolo 3 milionov ili chut' bol'she, chto sostavlyaet okolo 19% ot obshego naseleniya Afgana.

No est' v Afganistane i 'nastoyashie mongoly', odno iz poseleni nahoditsa bliz goroda Herat, na zapade strany. Oni, po slovam Mhadi, do sih por razgovarivayut na mongol'skom yazyke. Hazara govoryat na Farse, no imeyut mnogo slov tyurkskogo i mongoloskogo proishojdeniya.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конечно, мы не должны не забывать о своих сородичах за рубежом и помогать им по мере сил в развитии культуры, сохранении истории, традиций и тд.

Здесь можно указать две тенденции.

1 - При социализме абсолютно дурацкая пропаганда выбила много исторических знаний у людей. Почти 70 лет мы были полностью отрезаны от сопредельных монгольских народов, а тем, кто пытался наладить связи, СССР и Китай всеми силами мешали или убивали.

Надо сказать, что монголы никогда просто сдавались, но просто силы были неравны. Так в 1911 году 29 из 44 районов Внутренней Монголии подали петицию за объединение с Монголией, но тройственный договор 1915 года разрушил все надежды на обьединение Монголии, поскольку и Китай и Россия не поддержали волю монголов.

В 1945 году все аймаги Внутренней Монголии опять же попытались объединиться с Монголией. С монгольской стороны Чойбалсан и другие руководители также боролись за это. Но нет. СССР предал союзника и не разрешил присоединие.

Что поделаешь, в этом лучшем из миров слабый всегда виновен.

Слава богу, что теперь в Монголии демократия. Надо сказать, что теперь у нас молодежь получает гораздо больше информации о прошлом, об истории. И теперь идеи развития отношений со всеми монголоязычными народами имеют очень большую поддержку среди народа, и более всего у молодежи. Люди лучше понимают теперь, что монголы проживают не только в Монголии.

С Внутренней Монголией связи развиваются довольно неплохо. С Бурятией - тоже, благодаря монгольским бурятам и их различным организациям. С Тувой отношения также развиваются через урянхайцев и цэнгэльских монголов - родственников тувинцев. С Калмыкией отношения на мой взгляд развиваются очень хорошо. Есть обмен студентами, президент Илюмжинов приезжал в Монголию, теперь песня Ээжийн Дуу Каруева стала хитом.

насчет помощи хазарейцам оружием - дело довольно трудное. Но помогать мы им помогали - гуманитарно, например. Много афганских детей приехало и были у нас в детских садах. Есть афганские студенты, которые учатся в Монголии на лъготных условиях - не знаю, хазарейцы ли они родом. Когда экономика у нас окрепнет, я уверен, что все связи с монголоязычными народами значительно окрепнут.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.fotoelista2.narod.ru/2003/hy66haz.htm

Почему талибы взорвали статую Будды

или хазарейцы - потомки Чингис-хана

16 января этого года в нашей газете была опубликована статья "Хазарейцы - потомки Чингис-хана", которая вызвала определенный читательский интерес. Действительно, об этом народе в печати практически ничего не публиковалось. Тема эта, можно сказать, широко известна в узких кругах ученых.

Автор книги "Хазарейцы" (Очерки новой истории) Луфти Темирханов ссылается на работу Мухаммед Азима "Хезаристан, Туркестанский военный округ. Штаб. Сведения, касающиеся стран, сопредельных с Туркестанским военным округом," которая опубликована в Ташкенте в 1898 году. Из этого можно сделать вывод, что к концу XIX века наши военные и ученые имели достаточно информации об этом народе. Также нужно отметить, что уже в советское время, после войны в Афганистане, наши земляки, воевавшие там, первыми принесли сведения о хазарейцах. Хотя они и не имели специальной этнолингвистической подготовки, но уже сам факт встречи с монголоязычными представителями Афганистана в наши дни говорит о многом.

Выполняя "интернациональный долг"

О старшем лейтенанте ВДВ Геннадии Шалхакове я уже писал в предыдущей статье. Известный скульптор Степан Ботиев, прочитав этот материал, принес в газету свой отзыв и рассказал, что есть еще один "афганец", который встречался с хазарейцами и разговаривал с ними на калмыцком.

С преподавателем Зундинской средней школы Ики-Бурульского района Петром Кукудаевым встретился недавно. Он сразу начал рассказывать:

- Материал читал. Степан Ботиев попросил рассказать, поэтому и пришел. Так вот, служил в Джамбульской области. 7 января 1981 года наша бригада вошла в Афганистан. Находившийся в составе этой бригады батальон спецназа, где служил я, "кидали" по горячим точкам вдоль всей границы с Ираном и Пакистаном. То есть, мы выполняли такие задания, которые обычные подразделения выполнить не могли. Естественно, и потери несли большие. Только моего призыва в батальоне было 150 человек. Живыми вернулись 11.

Летом стоит жара под 50-60 градусов, раскаленные камни, под которыми хватает всякой гадости - змей, каракуртов. Помню, однажды целую неделю ходили по горам. "Сухпай" давно закончился, хорошо хоть родники часто встречались. У одного из них присели отдохнуть, поставив молодого часовым. Через некоторое время я пошел к роднику. Смотрю на часового, а он только открывает рот, но ни слова не может выговорить. Подхожу ближе, вижу, в метрах двух от него приподнимается огромная кобра, уже распустила капюшон и готовится к прыжку. Автомат у меня был на длинном ремне. Когда тут думать, между ног ствол просунул и ударил по кобре. Вылетающие гильзы сильно бьют по ногам, я ору, но курок не отпускаю. Ребята подбежали, спрашивают, в чем дело?

- Пошли к черту, из-за вашего мяса чуть без наследства не остался.

- Какое мясо?

- Кобру видите, вот вам и мясо! Все громко рассмеялись. А то, что мгновение назад эта змея могла убить часового, мы уже забыли. Быстро сняли шкуру, разрезали на куски и зажарили на костре. И ты знаешь, вкусно показалось.

Таких победить невозможно

Был октябрь 1981 года. Получив очередное задание, уходим в рейд. На одном из перевалов находился кишлак. Из-за них наши, войска несли большие потери. Нам приказали уничтожить мятежное селение. Нашу группу развед-дозора с вертолетов выбросили километров за 20 до кишлака. На подходе к селению сделали привал. Смотрим в бинокли, к ручью подходит женщина. Решили, будем брать. Взяли. У нас в группе были и узбеки, и таджики, которые могли допросить. Я хоть и научился немного говорить на пушту и дари (афганские диалекты), но не настолько, чтобы вести допрос. Поэтому отошел в сторону и жду. Через некоторое время ребята подходят и говорят: "Слушай, может быть, ты попробуешь, мы с ней разве только на китайском не говорили, ничего не понимает". Я удивленно подхожу к ней и... буквально онемел. Пот прошиб. Пожилая женщина стоит на коленях, сложив ладони и, кланяясь автоматически повторяет только одну фразу "бич намаг алтн, бич намаг алтн". Поправил каску, немного пришел в себя и крикнул: "Таниг кун алшго, бич тн!" Женщина от неожиданности на мгновение замолчала, а затем, заплакав, запричитала: "О, хмнь, о, дрк, дрк, о, хмнь, мана кел меддг б!"

Подхожу к командиру и говорю:

- Все. Докладывайте, задание выполнено, кишлак наш.

- Как выполнено, мы же ведь еще ничего не сделали.

- Говорю выполнено. Сейчас иду в кишлак один. Если через полчаса не выйду, бейте на всю катушку.

Помогая женщине донести воду, подошел к кишлаку. Попросил, чтобы вышел старший. Седой старик в чалме удивленно посмотрел как советский солдат говорит на их языке, но, сдержав себя, говорит: "Менде, шурави, герт ор". Зашел в дом, сели на ковер, тут же принесли чай. Я почему-то совершенно спокоен и уверен в своих действиях. Здесь, за тысячи километров от дома, в огне войны и услышать родную речь. Поначалу я совершенно забыл, для чего здесь нахожусь. Но дед начал говорить, невольно взглянув на часы, я пришел в себя и ответил:

- Танахс кучт кевр длднэ, мана церг нам яахан меджхш, - надо же хозяев похвалить, восток есть восток.

Я поймал эту нотку и говор "Эн цагас авн тадниг мана цер кендхн уга. Болв уг гиснтн хооосн уг. Танахс нанд иткхин телд юн кергт?

- Маднд бу (автоматы) боль œуйр кергт.

Такой простой просьбе я был рад. По сравнению с тем, сколько ребят в окрестностях кишлака они положили и сколько еще могли бы положить, это была вообще не проблема. А воевать они могут. Представь, несколько поколений прожили в состоянии войны. Сначала против англичан, затем против кочевых племен, потом снова против Англии. И мы, не видевшие гор, прошедшие только шестимесячную подготовку. А они ведь дома, да за них каждый камень воюет. Таких победить невозможно.

Через некоторое время я расслабился полностью. Снял автомат, каску, бронежилет и вышел из дома. Время подходило. И пошел к своим. А они, все в напряжении: "Ну что, как дела?" "Все нормально, доложите по рации, что я с ними договорился, а я пойду обратно, еще чаю попью". В ответ дружное: "Мы здесь сухие консервы лопаем, а он чаи распивает". Кстати, именно в Афгане я научился смачно ругаться, паркетный этикет не для войны.

Почему талибы взорвали статую Будды

В четвертый или пятый раз по-разному задаю Петру Кукудаеву одни и те же вопросы. - Все ли они разговаривали с тобой на калмыцком, как они вели себя, как одеты и так далее. Наконец, он не выдержал: "Слушай, ты как следователь допрашиваешь", - и засмеялся.

- Пойми, мне важно знать, действительно там сохранился язык или нет. Поэтому так подробно спрашиваю.

- Да, сохранился. Беседуя со мной, аксакал неоднократно останавливал разыгравшихся внуков словами "бол, тагчг бцхтн, œазаран œарцхатн" и так далее. Я уже не говорю про женщин, которые говорили только на своем языке. А вот по поводу акцента, мне приходилось общаться с китайскими калмыками. Их язык мне показался певучим. А у афганцев, звук гортанный и язык кажется на слух несколько грубоватым. То есть, разница в произношении заметна. Все таки 700 с лишним лет прожить в совершенно другой языковой среде, в состоянии постоянной войны и сохранить язык, это вам не 100, и не 200 лет. Ведь мы, калмыки, находимся на территории России 400 лет, а язык начали терять лишь в последние 30-40 лет. Может быть чувство того, что они - потомки Чингис-хана, заставляет их воевать за восстановление своего государства - Хазараджат.

В книге Л. Темирханова "Хазарейцы" автор пишет, что до сих пор есть немало селений, где монгольский язык сохранился полностью, а на пушту и дари говорят лишь мужчины, которым часто приходиться общаться с соседями.

Кандидат филологических наук В. Очир-Гаряев в статье "Еще раз о хазарейцах", ссылаясь на ученых, побывавших в Афганистане, пишет о том, что в языке хазарейцев сохранились монголизмы. Это же подтверждает ученый Дж. Даллинг, который говорит, что монгольские элементы составляют 10 процентов хазарейского лексикона. Нашим же землякам, очевидно, повезло, что они встречали хазарейцев, сохранивших язык предков.

Кстати, почему талибы взорвали находившийся в провинции Бамиан древний буддийский комплекс? Наши средства массовой информации объясняли этот факт так называемым "исламским фанатизмом". Но по-моему, это далеко не так. На самом деле, большинство населения провинции Бамиан составляют хазарейцы, которые охраняли и тайно поклонялись древним изваяниям. И они же постоянно воевали с талибами. Поэтому, очевидно, это была своеобразная месть хазарейцам.

Защищая свое государство, еще в 1891 году хазарейцы начали вооруженное восстание против Абдуррахман-хана. К сожалению, межплеменная рознь помешала им выставить объединенные силы против врага. Ведь десятки племен хазарейцев еще делятся на роды. Например, живущие близ Герата племя дайзейнат делится на 30 родов. И как всегда на Востоке, каждый хочет верховодить. Поэтому восстание было жестоко подавлено. Десятки тысяч хазарейцев бежали в соседний Иран и Россию. Не в силах сдержать поток беженцев, в 1897 году Россия официально разрешила допуск хазарейцев на свою территорию. Возможно, что именно с этими беженцами встречался Густав Рамстедт в 1903 году и записал от них около 2 тысяч предложений.

Заканчивая материал, нужно сказать, что несмотря на достаточное количество источников для воссоздания истинной картины жизни хазарейцев нужно будет найти ответы еще на очень много вопросов.

Анатолий Джавинов

Калмыкия, Элиста

"Хальмг Yнн" № 66-67 (14286-14287), 03.04.2003

примерно год назад я получил письмо от одного хазара, который говорил что их там около 7 млн.

еще тут кто то вывешивал сводку про то

Где живут монголы

из книги "Уг удумын тэмдэглэл" составленной боржигин Гун. Намсрай–ем

там среди прочего..... 8. Афганистан: 3200 фамилии (аул). Потомки войска Мунхэ и Хулагу хаана. Подданные Бабура внука доголон Тэмур хана. Чары (цахар), хазары и моголы.

у кого нибудь есть данные о численности, локализации и этнонимах монгольских групп в афганистане и вообще на территории бывшего улуса хулагу?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Статъя внизу из сайта: http://districts.pravda.ru/districts/2003/...chingizhan.html

Если это правда то и сейчас там живут потомки монголов и до сих пор сохранили свой язык.

*******************************************************************************

Хазарейцы – потомки Чингис-хана

22.01.2003 13:21

- Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.

- Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, - сказал я, - к сожалению, о них практически ничего неизвестно.

- Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречался.

- Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.

- Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.

- Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?

- Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", - и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу - тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не перебили? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.

Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"...

Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем".

Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".

Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... "

Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет.

- Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.

Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.

Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "

Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат".

Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.

Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.

В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".

Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).

Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен

Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.

Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.

Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках...

Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.

Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Анатолий ДЖАВИНОВ,

"Бумбин Орн".

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

спасибо за информацию,

отыскал в словаре слово хазар - узда (для лошади)... это так просто как одна из версий..

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти