Перейти к содержанию
Стас

Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Б 93

Печатается по рекомендации кафедры археологии, этнографии и

исторического краеведения Института истории и права

Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова

(протокол М5 от 15.12.98 г.)

Рецензенты: Гладышевский А.Н. - кин, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова;

Молодин В.И. - академик, зам.Председателя Президиума

СО РАН

Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С.

Б 93 История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство

Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с.

В монографии на основе новых исторических, археологических, этнографических,

фольклорных и языковых источников, добытых самими авторами, смело высказывается

концепция, поддержанная авторитетными учеными в России и за рубежом

Впервые в научно-просветительской литературе рассматривается прошлое кыргызов,

являющихся предками современного хакасского этноса.

Часть I - авторы Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С., часть II - автор Худяков Ю.С.,

часть II- автор Бутанаев В.Я.

ББК 63.5(2)

ISBN 5-7810-0119-0

ISBN 5-7810-0119-0

©Бутанаев В.Я., автор, 2000

©Худяков Ю.С., автор, 2000

Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. 2000.djvu

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книгу эту читал, хорошее исследование. Хотя я бы лично предпочел хороший обзор историографии енисейских кыргызов во введении, вместо этого бесконечного спора о том как звали себя хакасы и правы ли Кызласовы старший и младший. Думаю из труда этого стоит скинуть самые интересные цитаты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

РОДИНА КЫРГЫЗОВ - ВОСТОЧНЫЙ ТУРКЕСТАН?

Длительное время ученые считали, что район обитания гяньгуней находился в окрестностях озера Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии. Одним из первых такое предположение высказал В.В. Бартольд. Обобщив имеющиеся сведения он заключил, что земли гяньгуней должны были находиться "восточнее земель усуней", в районе озера Кыргыз-Нур. Он упомянул "о назначении правителями страны Гяньгунь и других северных стран "сановников китайского происхождения" Вэй Люя и Ли Лина, однако указал, что "эти известия, по-видимому, не основаны на точном свидетельстве источников". По его мнению, переводчик Н.Я. Бичурин домыслил ход событий, утверждая, что "Ли Лин остался у хуннов и получил во владение Хягас".

Представления Н.Я. Бичурина о расселении динлинов в Южной Сибири между Енисеем и Байкалом и правлении китайского полководца Ли Лина в качестве хуннского наместника над гяньгунями были использованы С.В. Киселевым для реконструкции истории "динлино-гяньгуньских племен". Согласно его представлениям, динлины являлись носителями татарской культуры, в конце III в. до н.э. после завоевания Минусинской котловины хуннами на Енисей начали переселяться гяньгуни. В начале 1 в. до н.э. минусинские степи были отданы в управление хуннскому наместнику, плененному китайскому полководцу Ли Лину, который построил для себя дворец на р. Абакан. В середине 1 в. до н.э. динлины и гяньгуни были покорены шаньюем северных хуннов Чжичжи. В дальнейшем в первой половине 1 тыс. н.э. в результате ассимиляции динлинов гяньгунями в Минусинской котловине сформировались енисейские кыргызы. В настоящее время очевидно, что С.В. Киселев обосновывал свои построения на очень ограниченном круге источников, фактически игнорируя данные о широком расселении динлинов по территории Центральной Азии.

Внимательный анализ сведений китайских источников о гяньгунях и динлинах позволил автору настоящей работы в 1984 г. уточнить, что их расселение связано с Центральной Азией и не может быть локализовано в Минусинской котловине в хуннское время. Гяньгуни и динлины безусловно различались китайцами в качестве разных племен, проживающих на соседних территориях в течение III в. до н.э. - III в. н.э. "Перемешаться" динлины и гяньгуни могли не ранее IV-V вв. н.э. Произошло это в результате включения гяньгуней (хэгу) в состав гаоцзюйских динлинов, известных позднее под названием теле. Восточные динлины, вошедшие в состав племен шивэй, известны под своим именем до начала VI в. н.э. В V-VI вв. н.э. гаоцзюйские динлины вели войны с жужанями, которым удалось подчинить гяньгуней (цигу). Анализ этих данных привел к мысли, что древние кыргызы - гяньгуни в конце 1-ой половины I тыс. н.э. обитали не на Енисее и в северо-западной Монголии, а южнее - в Восточном Туркестане. Обследование ряда районов в бассейне оз. Кыргыз-Нур не обнаружило памятников, которые можно было бы связать с гяньгунями. На Енисее кыргызы известны с V-VI в. н.э.

К аналогичному выводу пришла на основе анализа китайских источников Л.А. Боровкова. Подобное понимание хода событий истории древних кыргызов выводит из их культурогенеза археологические материалы тесинского этапа тагарской культуры и таштыкской культуры в Минусинской котловине. Сомнение в принадлежности таштыкской культуры древним кыргызам-гяньгуням высказывали А.Н. Липский и Э.Б. Вадецкая. По мнению последней, таштыкская и кыргызская культуры даже сосуществовали в течение VI-VII вв. н.э., после чего таштыкцы были вытеснены из Минусинской котловины и частично ассимилированы кыргызами.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.45-46, 48-49]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЛОКАЛИЗАЦИЯ КЫРГЫЗОВ В ХУННСКИЙ ПЕРИОД

"Владение Гяньгунь" впервые упоминается в ханьских источниках в 201 г. до н.э. среди других племен, покоренных Модэ-шаньюем. В этот период динлины и гяньгуни являлись разными "владениями", подчиненными хуннам. О местоположении этих владений, по указанию источника "на севере", от ставки хуннских шаньюев в Ордосе, судить довольно сложно. В начале I в. до н.э. хунны продолжали держать динлинов в подчинении. В это время динлин-ваном (князем динлинов) был поставлен китайский перебежчик Вэй Люй, происходивший "из хусцев, живших по реке Чаншуй". В середине 1 в. до н.э. хунны ослабли. "Почему динлины, пользуясь слабостью хуннов, напали на них с севера, ухуаньцы вступили в земли их с востока, усуньцы с запада". Гяньгуни в связи с этими событиями не упоминаются. Более определенно о местах расселения гяньгуней можно судить по описанию событий середины 1 в. до н.э., связанных с распадом хуннской державы. В 49 г. н.э. шаньюй северных хуннов Чжичжи совершил поход на запад, в Восточный Туркестан. "Затем на севере от усуньских земель разбил (племя) унзе, и уцзе сдались (ему). Подняв их (уцзе) войско, (Чжичжи) на западе (от уцзе) разгромил цзянькуней. К северу (от уцзе и цзянькуней) сдались динлины. Объединив (эти) три владения, (Чжичжи) неоднократно направлял свои войска против усуней и всегда побеждал их. В 7000 ли на восток от Цзянькунь находится ставка шаньюев, а в 5000 ли на юг - Чеши; Чжичжи и обосновался (в землях цзянькуней)". По мнению Л.А. Боровковой, земли всех покоренных Чжичжи-шаньюем племен, включая гяньгуней находились к северу от восточных земель Усунь, севернее хребта Боро- Хоро и западнее пустыни Дзосотын-Элисун." В земли цзянькуней присылал послов Чжичжи-шаньюю правитель Канцзюй, а затем орда северных хуннов ушла из Цзянькунь на запад к канцзюям. Земли динлинов находились севернее земель цзянькуней.

В конце I в. н.э. динлины продолжали обитать севернее земель орды северных хуннов. В период ослабления северных хуннов "динлины произвели набеги с тыла; сяньбийцы ударили с восточной, владения Западного края с западной стороны", а южные хунны с юга. Во II в. н.э. сяньбийский вождь Таньшихуай на юге грабил земли на границе с Китаем, "на севере отразил динлинов, на востоке заставил отступить (владение) Фуюй, на западе нападал на усуней и овладел всеми бывшими сюннускими землями, которые тянулись с востока на запад более чем на 14 тыс. ли...". В источниках I-II вв. н.э. гяньгуни не упоминаются. Это дало повод Л.Р. Кызласову утверждать, что гяньгуни к этому времени уже смешались с динлинами на Енисее и упоминаются в источниках под названием динлинов. Он также заявлял, что "имя "гяньгунь" исчезает со страниц китайских летописей и не встречается в течение первых пяти веков н.э., появляясь снова лишь в VI в."

Однако гяньгуни упоминаются наряду с динлинами в источнике III в. н.э. "Владение Гяньгунь расположено северо-западнее Канцзюй. Отборного войска 30 тыс. человек. Следуют за скотом. (Там) много соболей, есть хорошие лошади Владение Динлин находится севернее Канцзюй. Эти выше (названные) три государства, с Гяньгунь в центре, находятся от ставки шаньюя сюнну на р. Аньсишуй на (расстоянии) 7 тыс. ли, на юге от них 5 тыс. ли - Чеши и шесть (других) владений, на юго-запад до границ Канцзюя - 3 тыс. ли, на западе до ставки канцзюйского вана- 8 тыс. ли. Некоторые считают, что эти динлины и являются теми динлинами, что (обитают) к северу от сюнну, а северные динлины (находящиеся) западнее Усунь, по-видимому, другое поколение их. Кроме того, севернее сюнну расположены государства: Хуньюй, Цзюеше, Динлин, Гэгунь, Синьли. По-видимому, динлины, (которые живут) к югу от Бэйхай, - это не те (динлины), которые находятся западнее Усунь".

Согласно сведениям источника, в III в. н.э. гяньгуни обитали севернее усуней и канпоев, западнее динлинов, на тех же землях, что и раньше. Динлины не только не смешались с гяньгунями, но сами распались на два "владения". Одна группа динлинов обитала по соседству с гяньгунями в Восточном Туркестане, другая - к югу от Байкала. Именно об этих восточных динлинах говорится, что они обитали на северо-востоке от "диких земель пустыни", в которой "много диких змей" на границе с землями ухуаней. Западные динлины в последующие века известны под названием гаоцзюйских динлинов и теле. Восточные динлины в середине I тыс. н.э. вошли в состав шивэй. В это время кыргызы известны под названием хэгу или цигу. В источниках они упоминаются среди племен теле. "Предки телэ - это потомки сюнну. Племен очень много. На востоке от Западного моря, по горам и долинам (живут) повсюду. Только на север от p. Лo имеются пугу, тунло, вейхэ, баегу, фуло... На запад от Ну, на север от Яньци, по сторонам Байшаня имеются циби, боло, чжии, аде, субо, нагэ, уху, хэгу, едеу, ниху и др". Расселение хэгу "к северу от Яньци (Карашара), у Белых гор..." свидетельствует, что в IV-V вв. н.э. они продолжали обитать в Восточном Туркестане, севернее Тянь-Шаня. В источниках есть упоминания, что они находились в зависимости от сяньби.

В начале V в. жужаньский каган Хулюй "на севере" покорил племена Хэвэй и Йегу. Поскольку владения жужаней простирались на западе до Яньци (Карашара), можно полагать, что подчинение Йегу (кыргызов) произошло, когда те еще обитали в Восточном Туркестане. В V в.-первой половине VI в. н.э. жужани вели частые войны с теле (гаоцзюйскими динлинами), стремясь подчинить последних, вероятно, именно в период жужаньско-гаоцзюйских войн древние кыргызы вошли в состав гаоцзюйских динлинов. Войдя в состав гаоцзюйского объединения племен, кыргызы могли "перемешаться"с ними еще на территории Восточного Туркестана. Об этом свидетельствует источник. "Хагас есть древнее государство Гяньгунь. Оно лежит от Хами на запад, от Харашара на север, подле Белых гор. Иные называют сие государство Гюйву и Гйегу. Жители перемешались с динлинами". Локализация района обитания гяньгуней в конце 1 тыс. до н.э.-первой половине 1 тыс. н.э. в Восточном Туркестане, севернее Тянь-Шаня дает основания для поиска памятников их культуры в материалах по археологии Синьцзяна.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.49-51]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОБЫЧАИ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ ХУННСКОЙ ЭПОХИ

Ряд обычаев, известных у кыргызов в период раннего средневековья, восходит к предшествующей эпохе. Так, у кыргызов существовал обычай татуировки или раскраски лица и тела. "Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходе замуж, татуируют себе шею". "Храбрейшие из взрослых мужчин все чернят лицо в качестве отличия. Женщины, выйдя замуж, также чернят (лицо) от уха до шеи". У кыргызов "мужчины носили кольца в ушах". В то же время "все жители обнажают голову, заплетают волосы". Этим они отличались от гаоцзюйцев, у которых "женщины обертывают кожей кости овец, кладут их на голову и обвивают волосами, создавая прически, похожие на прически знатных лиц".

У кыргызов был распространен характерный погребальный обряд трупосожжения с захоронением останков через год после кремации. Этот обычай был связан с верой в очистительную силу огня. Похоронный обряд гаоцзюйцев существенно отличен: "Во время похорон для умершего копают яму, сажают в нее труп, расправляют руки, вставляют в них растянутый лук, опоясывают умершего мечом и зажимают под мышкой копье, делая все так, словно труп живой, яму не засылают". Судя по этим данным,этнографический облик культуры гяньгуней, несмотря на "перемешивание" с динлинами, сохранил значительные отличия.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.51]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДИНАСТИЯ АШИНА У ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

Один из братьев легендарного тюркского правителя Надулу-шада "создал свое государство между реками Афу (Абакан) и Гянь (Кэм, Енисей), называвшееся Цигу (Кыргыз)" в Минусинской котловине. Этот факт свидетельствует не только о предполагаемом родстве кыргызов и тюрок-ашина, но и воцарении у кыргызов представителей правящего тюркского рода. Это могло произойти в конце V -начале VI вв., ибо первый тюркский каган Бумын (551 г. н.э.) считался правнуком Надулу-шада.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.51]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КЫШТЫМЫ - ПОДДАННЫЕ КЫРГЫЗСКОГО КАГАНАТА

Таежные племена попали в вассальную зависимость от кыргызов, находясь в Кыргызском государстве на положении киштымов. Впервые народ "кэшидянь" упоминается в VIII в. н.э. Он обитал на запад от кыргызов и на юг от конфедерации "Бома". "Кэшидяни" ежегодно собирали в оброк "шкурки соболя, выдры, белки и горностая". Кыргызские беги взимали с киштымов дань, совершали на места их обитания грабительские набеги, захватывали пленных, которых заставляли работать в своем хозяйстве. Как сообщают танские источники, кыргызы "ловят и употребляют в работу" киштымов из племен Дубо, Милиге, Эчжи, обитавших в таежных урочищах Восточных Саян. Погребения киштымов, подвергавшихся в кыргызском обществе этнической эксплуатации, отличаются обрядом ингумации и бедностью или полным отсутствием инвентаря. Они, вероятно, не имели обособленных кладбищ, а хоронили умерших на кыргызских могильниках. Встречаются сопроводительные захоронения киштымов в насыпях кыргызских курганов.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.52]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КЫРГЫЗЫ ПОСТАВЛЯЛИ ОРУЖИЕ ТЮРКСКОМУ КАГАНАТУ

В начале VI века н.э. у кыргызов на Енисее образовалось государство. Во время тюркского восстания и разгрома жужаньского государства кыргызы добились независимости от центральноазиатских правителей. Поэтому в 554- 555 годы тюркскому кагану Мукану пришлось снова приводить в подчинение население Саяно-Алтая. Он "на севере покорил Цигу", хотя тюркам и не удалось "форсировать Саяны". По-видимому, кыргызский правитель согласился признать себя вассалом тюркского кагана ввиду неминуемой угрозы вторжения его войска. Кыргызы стали поставлять в качестве дани производимое ими "оружие крайне острое", которое они "постоянно" вывозили к тюркам. Минусинская котловина превратилась в базу железоделательного и оружейного производства Тюркского каганата, подобно тому, как при господстве жужаней аналогичную роль играл населенный тюрками Алтай.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.52]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АЗ - ПРАВЯЩИЙ РОД КЫРГЫЗСКОГО КАГАНАТА

Кыргызский правитель именовался "ажо" (ажэ). Судя по китайским источникам, "ажо" (ажэ) - и титул, и клановое имя правящего дома кыргызов в VIII-IX вв. Среди ученых до сих пор не сложилось единого мнения о значении этого кыргызского слова, переданного в китайской форме.

В древнетюркских памятниках письменности VIII в. неоднократно встречаются сведения о "степных азах". Согласно мнению тюрколога И.В. Кормушина, часть азов обитала по южную сторону Западного Саяна, а другая, главная часть, базировалась на север от Саян, на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов.

В 711 г., во время военного похода тюркского царевича Кюль-Тегина на кыргызов, в качестве проводника через Когменские горы (Западные Саяны) был найден человек "из степных азов" (чолги аз эри). Он сам утверждал, что его "родная земля - Аз" (Аз йирим). Исходя из контекста становится ясным, что азы обитали не в таёжных массивах Западных Саян (Когмены), а, как следует, в степных просторах Предсаянья, т.е. долине Абакана. Известный востоковед В.Бартольд давно обратил внимание, что вместе с киргизами несколько раз упоминается народ аз'". Во времена правления тюркского кагана Могиляна чики и кыргызы, обитавшие по соседству, были его врагами. В памятнике Могиляна повествуется о битвах и победах над чиками, а затем и над азами (аз будун), которых, исходя из контекста, можно отождествить с кыргызами Енисея. В некоторых восточных сочинениях кыргызов даже называли этнонимом "ас".

Правитель государства Хягас-Ажо, согласно китайским хроникам, имел пребывание у Черных гор (Циншань) к западу от р. Енисей (Гянь). По сведениям памятников древнетюркской письменности, Кыргызский хан проживал в Когменском краю (Когмен ичинте). Под Когменом здесь подразумевались не только Западные Саяны, но и долина Абакана. По всей видимости, указанные источники свидетельствуют об одной и той же ставке кыргызского государя, которая находилась на территории расселения азов. 

Для нас большое значение имеют сведения из текстов памятника, со- оруженного в честь Кюль-Тегина, где конкретно говорится об "азском народе" (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега18. Многие тюркологи, включая известного ученого С.В.Малова, читают выражение "аз будун" как "немногочисленный народ" и не вкладывают сюда этнического понятия. Двусмысленность подобных переводов связана с тем, что в тюркских языках слово "аз" имеет также значение - "малый, незначительный". В данном случае стоит обратить внимание на первоначальные чтения этих строк, которые в свое время сделали В.Радлов и Н.Козьмин, т.е.: "Я устроил страну Азl-кыргызов".

Несомненно, сочетание "аз-кыргыз" нельзя читать "немногочисленные кыргызы", ибо в древнетюркских текстах подчёркивается: "Но больше всего был нашим врагом киргизский сильный каган". Китайские источники также подтверждали: "Цзянгунь (т.е. кыргызы) - это сильное государство. Страна равна Туцзюэ (т.е.Тюркскому каганату)".

Среди памятников кыргызской письменности выражение "народ аз" (аз будун) не встречается, однако в переводах В.Радлова имеется сочетание "ач будун" - народ ач. Не исключена возможность, что сами кыргызы этноним "аз" произносили как "ач".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто же такие загадочные "азы" или "ачи" в Кыргызском государстве? Почему их имя упоминается в тюркских надписях наряду с кыргызами?

Исходя их контекста памятника в честь Кюль-Тегина можно предположить, что "азы" соответствовали понятию элитарной части кыргызов. В таком случае народ "аз" или "ач" надо отождествить с царствующей фамилией Кыргызского государства, которая зафиксирована в китайских хрониках в форме "ажо" (ажэ). Памятники древнетюркской письменности были созданы в то же самое время, когда Танские летописи Китая сообщали о стране Хягас и ее правителях - Ажэ. По всей видимости, указанные китайские формы передавали звучание тюркских этнонимов кыргыз и аз (ач). Согласно китайским летописям, фамилия Ажо происходила из одного рода с царствующим в Китае Домом Тан, уходящим своими корнями к знаменитому полководцу Ли Лину. Вплоть до начала XX в. среди хакасов почитался фетиш "ас- тос", дух-предок которого пришел из Китая. Не исключена возможность, что название фетиша "ас-тбс" имеет связь с именем древнего правящего рода "аз". Возможно, название телеутского рода "аз-киштим" (аш-киштим, ас-кистим, ач-кештим), обитавшего на Северном Алтае, обозначало киштымов правящего рода кыргызов. 

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.56-57]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВЛАДЕНИЯ КЫРГЫЗСКОГО КАГАНАТА ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ

В течение первых лет уйгуро-кыргызской войны были подчинены кыргызские беги, правители родов и племен киштымов, укреплены тылы государства, путем расширения восточных, северных и западных границ. На востоке в пределы кыргызских владений вошла долина р. Кан, на севере Ачинско-Мариинская лесостепь и долина Енисея вплоть до устья Ангары. В этих районах обнаружены кыргызские памятники IX-X вв. н.э. На западе и северо-западе в орбиту кыргызского влияния вошли Северный Алтай и Притомье и лесостепное Приобье, где были подчинены племена бома. В этих районах распространяются памятники с элементами кыргызской культуры.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.58]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПЕРВОИСТОЧНИКИ И АРХЕОЛОГИЯ О СКОТОВОДСТВЕ ЕНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ

Весьма обширны сведения о скотоводстве у кыргызов. В танских летописях сообщается, что у кыргызов "лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся. Есть верблюды и коровы, но более коров и овец. Богатые земледельцы водят их по несколько тысяч голов." Кыргызы питаются "мясом и кобыльим молоком", а их страна "изобилует водою и пастбищами." Эти сведения подтверждаются мусульманскими авторами: "(Основными статьями) их благосостояния являются хырхызские повозки, овцы, коровы и лошади. Они кочуют (в поисках) воды, сухой травы, (благоприятной) погоды и зеленых лугов." О кыргызских лошадях довольно подробно говорят хронисты империи Тан, ко двору которой кыргызы неоднократно пригоняли лошадей: "Их лошади чрезвычайно крепки и крупны; тех, которые могут сражаться, называют головными лошадьми." Хроники высоко оценивают боевые качества, чистопородность кыргызских лошадей, характеризуя и "прекрасными скакунами, достойными породы Лун-ю".

Некоторые исследователи считают возможным предполагать, что кыргызы разводили различные породы лошадей. Скот кыргызов неоднократно становился объектом грабежа со стороны центральноазиатских кочевников. Так, в результате удачного похода уйгурского кагана Кутлуга в кыргызские земли в 795 г. в числе захваченной добычи "коровы, лошади, хлеб и оружие были навалены горами." В рунических текстах-эпитафиях, принадлежащих кыргызам, говорится о наличии у них большого количества скота, например: табуны из "шести тысяч моих лошадей", "отмеченный клеймом (тамгой) скот был без числа", "мои драгоценные попоны, четыре тысячи моих лошадей". Бойла-Буюрук в уйгурской земле гордо повествует: "Я был богат. Моих загонов для скота было десять. Скота у меня было без числа." Есть и менее обеспеченные скотоводы, упоминающие о 60, 600, 1000 лошадей.

Археологические материалы также свидетельствуют о важной роли скотоводства в кыргызском хозяйстве. Анализ остеологического материала кыргызского поселения Малые Копены свидетельствует о преобладании костей мелкого рогатого скота (в разных культурных слоях от 50% до 60% всех находок). На этом поселении найдены и кости лошади (25% и 18%). Поэтому можно с уверенностью говорить о подвижном кочевом скотоводстве населения. У кыргызов было принято класть в могилу мясо овцы: курдюк, конечности, ребра, иногда от десятка и более особей. Даже в погребения детей клали мясо от четырех-семи овец. В погребениях изредка встречаются фигурки овец, обложенные золотой и серебряной фольгой - символы обильных стад.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.90-91]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЕНИСЕЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ МОГЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РУНИЧЕСКИМ ПИСЬМОМ ДО 18 ВЕКА

Не исключена возможность, что кыргызские руны дожили до начала XVIII в. Так, в 1701 году при заключении соглашения с Российским государством кыргызские князья составили договор "за их татарским письмом". К началу XVIII в. в делах Красноярской канцелярии накопилось кыргызских "одиннадцать писем, которые писаны на бумаге, да одно письмо на бересте, a подлинно оных писем перевесть на русское письмо в Красноярске некому" (Архив внешней политики России Министерства иностранных дел. Оп. 62/1. Д.И.Л. 222). К сожалению, в результате пожара 1705 г. дела Красноярской канцелярии сгорели и мы навсегда потеряли указанные документы.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.95]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТОРГОВЫЕ КОНТАКТЫ КЫРГЫЗСКОГО КАГАНАТА

В VII веке н.э. кыргызы установили прямые дипломатические и торговые отношения с империей Тан. Кыргызские посольства и торговые караваны неоднократно пригоняли в Китай лошадей для обмена, выкупали своих плененных соплеменников в VII-VIII вв. н.э. Отражением этой торговли являются находки импортных предметов в кыргызских курганах чаа-тасах. В них обнаружена привозная лаковая посуда; золотые и серебряные блюда, кувшины, вазы, бронзовые зеркала, монеты, рельефы. Многие из этих вещей попали на Енисей с торговыми караванами из Китая и Восточного Туркестана. Кыргызы вели активную торговлю и поддерживали дипломатические отношения с Тибетом, тюргешским и карлукским государствами. Велико было также влияние тюрок и уйгуров на кыргызскую культуру, проявившееся во многих сходных элементах вооружения, сбруи и украшений. Между тюрками и кыргызами существовали династические связи. В VIII в. н.э. кыргызы заимствовали у тюрок руническую письменность. Велико было также влияние тюрок на кыргызов в военном, политическом и идеологическом отношениях. Кыргызы заимствовали в Центральной Азии традиции гончарного производства. В VIII веке ими были восприняты многие мотивы орнаментации торевтики.

После разгрома уйгуров и образования Кыргызского каганата на просторах Центральной Азии в IX веке н.э. кыргызские каганы попытались поставить под свой контроль торговлю по великому шелковому пути и навязать даннические отношения империи Тан. К 40-м годам IX века относятся наиболее интенсивные дипломатические контакты кыргызов с Китаем. В это время кыргызские воины проводили военные операции против уйгуров в непосредственной близости от границ империи Тан, в Хэлочуани, Ордосе, южной Маньчжурии. В IX в. активные военные действия вели кыргызы в Восточном Туркестане, захватив ряд городов на трассе Великого шелкового пути. В этот период на Енисей было ввезено большое количество танских бронзовых монет, зеркал, лемехов и отвалов плугов, лаковой и фарфоровой посуды. Кыргызы поставляли в Китай лошадей и меха. Значительно оживилась торговля кыргызов с тибетцами, карлуками, среднеазиатскими мусульманами. Караванная торговля из Тибета на Енисей шла в обход уйгурских земель через владения карлуков. Каждые три года к кыргызам направлялся "из Даши (Арабского халифата)" караван из 20-и верблюдов, груженых узорчатыми шелковыми тканями. Из Тибета, Восточного Туркестана и Средней Азии в кыргызские земли ввозили серебряную посуду, украшения из полудрагоценных камней, раковины каури, зеркала, дорогое парадное оружие.

Кыргызские женщины стали носить "платье из шерстяных и шелковых тканей", полученных "из Аньси (Кочо), Бэйтин (Бешбалык) и Дася (Бактрия)". Часть предметов иноземного происхождения, полученных в результате торговли и в качестве военной добычи, осела в погребальных памятниках эпохи кыргызского великодержавия. Сами кыргызы продавали иноземным купцам меха соболей и других пушных зверей, мускус, "рог хуту", древесину "худанг". Эти товары получали в виде дани с киштымов. Вместе с вещами в кыргызские земли проникало культурное влияние. В IX-X вв. н.э. в состав кыргызского этноса вошло и было ассимилировано большое число киштымов, тюрок и других племен, из-за чего кыргызская культура приобрела "общекочевнический" характер. В то же время кыргызские правители делали попытки развития градостроительства, земледелия, введения денежного обращения. Проникали в кыргызские земли иноземные религии: бон, манихейство, буддизм.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.99-100]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НУМИЗМАТИКА О КЫРГЫЗСКО-ТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Следы интенсивных дипломатических, а также торговых и культурных контактов между империей Тан и Кыргызским каганатом сохранились не только в китайских письменных источниках, относящихся к середине IX в.. В Минусинской котловине обнаружено большое количество танских монет, зеркал, чугунных отвалов, плугов и других предметов китайского производства. Монет было завезено так много, что они использовались для местного денежного обращения. На одной из монет была обнаружена кыргызская руническая надпись с обозначением ее достоинства - "одна расходная монета".

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.69]

3J7WaSmRQ1Y.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДАРЫ ТАНСКОГО ИМПЕРАТОРА КЫРГЫЗСКОМУ КАГАНУ))))

Еще одним свидетельством высокого уровня дипломатических контактов с империей Тан является уникальная находка мраморных табличек с китайскими надписями в окрестностях с. Райково. Как удалось установить Т.Мацумото, эти таблички "ай-сэ" с иероглифическими текстами являлись частью заупокойного подношения умершим императорам или членам их семей из династий Тан и Сун. На них в стихотворной форме восхвалялись деяния умершего. Таблички, представлявшие большой, связный текст, укладывались в специальный ящик и помещались в могилу умершего. Всего одна надпись могла состоять из 50-и и более отдельных табличек. В Райково было найдено всего 5 табличек с отдельными фрагментами текста: No 6640/1 - "как по названию, так и в действительности, пусть все будет блестящим светом"; No 6640/2 - "накладывая дань (на кого-нибудь), здесь управляем твоей границей и защищаем ее, дым"; No 6640/3 - "вот седьмой год Сяньтун Великой династии Тан"; No 6640/4 - "с благодеянием и искренностью пришел, чувствуя нежность, заботясь, не могу (или не можем) не"; No 6640/5 - "(самоотверженно), преподносили тебе свою красоту правдивости, как говорят в свете". 

Перевод текстов содержит важную дату 866 г., упоминания о взимании дани и границе, и несколько фраз, восхваляющих неназванный персонаж. Т. Мацумото полагает, что эти таблички могли принадлежать китайскому губернатору, дуду Минусинской котловины, представителю высших слоев китайского общества. С таким предположением невозможно согласиться. В середине IX в. Кыргызский каганат находился на вершине своего могущества. Под властью кыргызских каганов находилась вся Центральная Азия, а танский император в своих посланиях восхвалял силу и могущество кыргызов и искал союза. Вряд ли в эти годы он мог послать управлять Минусинской котловиной китайского чиновника, тем более члена императорской фамилии. Если бы такой человек прибыл на Енисей и затем умер, его тело не стали бы хоронить на чужбине, а должны были доставить на родину. Вероятнее всего, эти таблички были адресованы кыргызскому кагану, носившему китайский титул Ин-ву Чен-мин-хан, который умер в 866 г.. Именно ему, как своему отдаленному родственнику, танский император мог преподнести в качестве прощального дара на траурной церемонии ящик с ай-сэ, в которых восхвалялись достоинства кагана, оказав тем самым ему небывалую почесть.

Судя по этому факту, при китайском императорском дворе часть высших сановников сохраняла интерес к военному союзу с Кыргызским каганатом. По некоторым данным, райковские таблички ай-сэ изготовлены из саянского мрамора. Если это действительно так, то в составе танского посольства должны были быть не только чиновники, но и мастера-камнерезы, выполнившие работу на месте. Подобным образом Императорский двор снаряжал посольства на похороны тюркского принца Кюль-Тегина и тюркского кагана Бильге, направив скульпторов, приказав "иссечь надпись на каменном памятнике, построить храм и поставить статую его; на всех четырех стенах написать виды сражений. Указано отправить шесть превосходных художников расписать все отличною работой, чего в тукюеском государстве еще не бывало". Во втором случае было указано "ученому Ли Жуну сочинить надпись на памятнике". Вероятно, в составе посольства, прибывшего из Китая на похороны кагана кыргызов в 866 г., также были специалисты, призванные изготовить погребальный дар; чего в кыргызском государстве "еще не бывало". В течение 860-873 гг. кыргызские посольства трижды приезжали ко двору империи Тан.

-_RJuJiPRYQ.jpg

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.69-70]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КЫРГЫЗОВ НА ТЯНЬ-ШАНЬ: РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮЛИЯ ХУДЯКОВА

Из всех высказывавшихся в свое время точек зрения, наиболее вероятным нам представляется мнение о двухэтапном переселении части кыргызского этноса с Енисея в IX-X вв. н.э. в Восточный Туркестан и Монгольский Алтай, разделении кыргызов в начале II тыс. н.э. на два этноса: енисейских и восточнотуркестанских, и переселение в XV в. н.э. восточнотуркестанских на Тянь-Шань. В отдельных аспектах эту точку зрения ранее высказывали В. Радлов, В.В. Бартольд, разделял А.Н. Бернштам. С начала 1960-х годов ее активно отстаивает и развивает О. Караев. Дело в том, что только это мнение об этногенетических связях кыргызов Енисея и Тянь-Шаня находит прямое подтверждение в письменных источниках. Общеизвестны исторические свидетельства о военных походах кыргызов в IX веке в Восточный Туркестан и захвате ими городов Бешбалыка, Кучи, Уч-Турфана и др. Эти завоевания носили "непродолжительный" характер, но военное присутствие кыргызов в Восточном Туркестане в IX веке было постоянным. После захвата в X в. монгольских степей киданями, кыргызы Енисея потеряли возможность совершать походы в Восточный Туркестан. Однако там продолжала обитать какая-то часть кыргызов. 

В конце X века они попали в зависимость от турфанских уйгуров. Об этом упоминает сунский посол Ван Яньдэ, посетивший уйгурское турфанское княжество в конце X века. "Кыргызы" находились "под управлением государства Гаочан" наряду с тюрками, чигилями, ягма, карлуками и другими племенами. О. Караевым подробно рассмотрены свидетельства мусульманских источников о кыргызах X-XII вв., помещавших их земли по соседству с турфанскими уйгурами, вдоль северных и западных границ, владений уйгурских идикутов, к востоку от земель карлуков и ягма, к северу от чигилей и к югу от кимаков. Им отмечены некоторые особенности кыргызской культуры, изменившиеся под влиянием "соседей-мусульман", в частности смена погребальной обрядности с кремации на ингумацию и др., которые свидетельствуют о том, что кыргызы в указанный период обитали в Восточном Туркестане. Следует уточнить только, что мусульманские авторы нередко смешивали сведения о кыргызах Енисея и Восточного Туркестана воедино, и при компиляции текстов не различали тех и других. 

О кыргызах в Восточном Туркестане, видимо, идет речь в сообщении о походах киданьского гурхана в XII в.. Поскольку Елюй Даши после взятия Кашгара и Хотана "послал войско к пределу киргизов... и взял Бешбалык", резонно полагать, что эти "пределы" были неподалеку от Бешбалыка. То же можно сказать о походе найманских правителей в "область киргизов", граничащую со страной уйгуров". В XIII веке земли восточнотуркестанских кыргызов вошли в состав монгольских государств - улусов Джагатая, а затем Хайду, а после распада последнего в XIV в. - в состав Моголистана. В это время кыргызы неоднократно упоминаются в числе племен, обитавших в этих районах в XV в. кыргызы были "лесным племенем", обитавшим в лесных районах Моголистана. Из-за того, что для ханов Моголистана они были "зачинателями всех смут" в государстве, их переселили в центр страны на Тянь-Шань. По другим источникам, в середине XV в. часть кыргызов, сама "спасаясь от беспорядков, бежала и нашла приют в горах (Тянь-Шаня)". С этого времени кыргызы обитают на Тянь-Шане. В XVI в. известно самостоятельное кыргызское объединение во главе с Мухаммедом. Вокруг этих кыргызов, переселившихся на территорию Киргизии из Восточного Туркестана началось формирование современной кыргызской народности.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.111-112]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.02.2017 в 04:27, Ашина Шэни сказал:

КЫРГЫЗЫ ПОСТАВЛЯЛИ ОРУЖИЕ ТЮРКСКОМУ КАГАНАТУ

В начале VI века н.э. у кыргызов на Енисее образовалось государство. Во время тюркского восстания и разгрома жужаньского государства кыргызы добились независимости от центральноазиатских правителей. Поэтому в 554- 555 годы тюркскому кагану Мукану пришлось снова приводить в подчинение население Саяно-Алтая. Он "на севере покорил Цигу", хотя тюркам и не удалось "форсировать Саяны". По-видимому, кыргызский правитель согласился признать себя вассалом тюркского кагана ввиду неминуемой угрозы вторжения его войска. Кыргызы стали поставлять в качестве дани производимое ими "оружие крайне острое", которое они "постоянно" вывозили к тюркам. Минусинская котловина превратилась в базу железоделательного и оружейного производства Тюркского каганата, подобно тому, как при господстве жужаней аналогичную роль играл населенный тюрками Алтай.

[Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000 - с.52]

Интересно, какая была технология выделения железа, как добывали руду?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Руслан (татар) said:

Интересно, какая была технология выделения железа, как добывали руду?

На сей счет увы не осведомлен:huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Ашина Шэни сказал:

На сей счет увы не осведомлен:huh:

Я по основному образованию химик, поэтому интересуюсь. Был в экскурсии в руднике в  Германии, которому точно 500 лет, очень непростое дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...