Перейти к содержанию
Бахтияр

Илийское восстание 1860-х годов

Рекомендуемые сообщения

Вопрос несколько вне темы - в Армении есть село, неофициальное название которог Илий. В это связы интересно, что означает это название?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рапорт кашгарского посланника в Стамбуле султану о китайском вторжении и падении государства Якуб-бека http://www.central-eurasia.com/turkey/?uid=399

 

 

Рапорт Сеид Якуб-хана Торе, бывшего посла Кашгара в Стамбуле.

 

Да хранит Господь священных правителей Османского государства. Я не хотел бы расстраивать Ваше Величество, рассказывая Вам печальную историю о трагическом конце Кашгарии, особенно в эти тяжелые для Османского государства дни. Тем не менее, я посчитал, что может быть необходимо представить эти известия Вашему Величеству. Мухаммед Хан, бывший командующим пехотой в кашгарской армии, который приехал сюда через Бухару, также принес неизвестные ранее подробности китайского вторжения в Кашгар.

      Да сохранит Господь Владеющего прекрасными айятами, Его Превосходительство падишаха, от всех видимых и невидимых несчастий. После смерти Якуб-Хана его старший сын, Бег Кулу, должен был наследовать ему.  Но наместник Хотана, Нияз Хаким, поднял восстание и  выступил против него, увидев в сложившейся ситуации шанс стать независимым правителем Хотана. За этим последовало восстание Хаким хана Торе, наместника Турпана(следует читать Турфана – А.В.).[4]  Поскольку Бег Кулу был занят подавлением этих выступлений, китайская армия численностью в 80 тыс. человек внезапно напала на Урумчи,[5] а шеститысячный отряд китайской армии, не встретив сопротивления, внезапно захватил оставшийся без охраны Кашгар.[6]Так как впоследствии китайцы казнили бывшего губернатора Хотана, Нияза Хакима, и управление Кашгаром было нарушено, вышеупомянутый эмир (Бег Кулу – А.В.) со своим окружением потом бежал в Ташкент.[7]

Согласно слухам и моим расспросам, я узнал о том, что преступники по имени Даходарин и Шаходарин выкрали из погребения и сожгли останки покойного отца китайского императора, а также причинили ущерб и взбунтовали многие китайские города и провинции.[8] После этого, по сведениям, они тайно покинули пределы Китая и бежали в Кашгар. Опираясь на приказ китайского хакана о задержании этих людей, из состава восьмидесятитысячной армии, которая находилась в Урумчи, был образован шеститысячный отряд, который планировалось направить в Кашгар, в надежде застать этих преступников там. Обнаружив, что в Кашгаре нет мусульманских воинов, отряд захватил город без сопротивления и остановил продвижение.[9]

Владыка Кашгара после того, как избавился от Китайцев, был преисполнен радости после принятия подданства Османской империи и был счастлив, считая себя принадлежащим Исламу.

Китайцы решили оставить все дела управления в руках местных жителей, потому что все произошедшее показало китайцам невозможность войны. Но это является лишь показными действиями, т.к. китайцы не желают войны после тех событий, которым они стали свидетелями.[10]Все мусульманское население смотрит на Падишаха с надеждой, и из множества писем, прошений и изустных просьб, приходящих ко мне,  исходит ожидание увидеть падишаха.

   В Кашгарии существовало 24 провинции и проживало более пяти  миллионов мусульман. Каждая провинция должна была самостоятельно заботиться о собственной обороне.[11] Население столицы, Кашгара, – приблизительно 80 тыс. семей. В окрестностях Кашгара много лет назад были открыты месторождения золота, серебра и других ценных минералов. Природные ресурсы делают Кашгар самодостаточным.

      В Хотане существует избыток сельскохозяйственной продукции, а также добывается 33 различных минерала, которые доставляются в различные страны. В окрестностях большого города Яркенда имеется множество различных минералов, включая богатые золотые прииски. Также и другие провинции страны богаты различными минералами.[12]

      Судя по тому, как развиваются события, а также моим сведениям, полученным на месте, китайцы и сами не смогут быть довольны тем, что захватили Кашгар без сопротивления, так как часть их войск находится среди мусульманских воинов. Если они столкнутся с движением сопротивления, то они не смогут противостоять ему, увидев, что памятными наградами и советами на других языках доказано то, что  мусульмане Кашгара и дальше будут также храбро и сильно бороться с ними,  как это уже было много раз до этого.[13]

Эмир Кашгарии признал верховный суверенитет Вашего Величества как их верховного правителя. Он читал хутбу с именем султана и чеканил его имя на своих монетах.[14]Поскольку Кашгария признала сюзеренитет Османской империи, то она после этого являлась частью османского государства. Поэтому Вашему Величеству следовало бы убедить китайского императора отозвать войска из Кашгарии, объяснив китайским властям, повторное вторжение недопустимо. Стоило бы направить специального посланника к китайскому императору, чтобы объяснить ему ситуацию и посоветовать отозвать свои войска.  Поскольку Османская империя обладает суверенитетом над Кашгаром, было бы недопустимо согласиться с захватом китайцами  такой богатой страны, особенно если Османское казначейство нуждается в финансовых ресурсах.[15]Его Величеству Падишаху следовало бы сделать все необходимые для этого распоряжения, если будет на то воля, согласие и фирман Нашего господина, мудрого, досточтимого и любимого Падишаха.

10 Мухаррема 1297 г.

13 Кануни-еввеля 1295 г.[16]                                                  Молящийся за Вас

                                                                                                   Якуб

[ BOA, Y.EE, 91/41].

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На эту тему, сейчас в сети можно найти немало русских источников. На востлите есть, есть также в сети работа Терентьева История завоевания Средней Азии (1906), и др. работы.

Насчет численности в 350тыс. сомневаюсь, численность всех уйгуров на то время в регионе набирало едва ли эту цифру. В Илийском крае численность населения достигало около 200тыс. из них где то половина или чуть более приходилась на кочевников, в т.ч. торгутов и др. монголоязычных, казахов и киргизов.

[/quote

В тексте написано достигли численности 35 туменов,надо иметь ввиду,что торгуды были разбросаны по всему Синьцзяну.В Или не должно быть торгудов,эти земли они уступили өөлд(элютам).Элюты-остатки джунгар пришли в числе 15 аймаков из района Алимату,где закрепились русские.Очевидно 3 тыс. разграбленных кибиток калмыков это элюты.В это время в Или появляются калмыки-мусульмане из элютов ,предки нынешних сарт-калмыков Киргизстана.

Эту инфу выложил юзер Bas1(из Казахстана):

Цитата

"А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям.

25-го ноября. Укладывались и приготовлялись к дороге. Погода стоит пока хорошая. Вершины всех гор видны основательно во всей своей причудливой красоте. Все они от основания до вершины одеты сплошным белым снегом, из которого торчат темные сосны. Я не осматривал всех станиц, составляющих Верное, за недосугом, и отложил этот осмотр до следующего года. Сегодня ходил в артиллерийский склад и смотрел оружие и пушки, отбитые у кокандцев под Пишпеком и Узун-Агачем.

Сегодня были у нас почетнейшие старшины калмыков. Один из них имеет чин китайского полковника. Эти дикари в полном значении слова, от которых нельзя добиться ничего толкового. Впрочем, начальник Алтын-Имельского отряда, конной артиллерии поручик Рейнталь, представлявший нам калмыков, сказал, что вся калмыцкая армия должна завтра приблизиться к Алматам, и что он повернет их с проселочной дороги на почтовую, так что мы при проезде увидим их.

26-го ноября. Выехали довольно поздно. Верстах в пяти от Верного встретили передовых калмыков, разбивающих свои коши около лога, в котором тек какой-то ручей. Тут же выстроенные в нашу честь конвойные казаки по команде Рейнталя выкинули нам коленцо шашками и пиками. Калмыцкие старшины приседали нам по-китайски, чуть не до земли. Одеты они были в китайские халаты. По одной стороне болталась длинная грязная коса черных волос, а за поясом виднелась у каждого китайская трубочка. Калмыки невообразимо неопрятны, и киргизы, стоявшие около них, казались чрезвычайно цивилизованными по чистоте лица, рук и костюма. Впрочем, неопрятность взрослых калмыков не давала понятия об идеальной неопрятности детей… Это были комы грязи в грязных волочащихся по земле лохмотьях. Почти у всех от постоянной неопрятности носов образовались на верхней губе раны, окруженные грязной каймой. Уродливые приземистые женщины отличались от мужчин большим безобразием, большею неопрятностью и двумя косами, более грязными и более длинными, чем одна мужская. Эти косы висели спереди. В них были вплетены фальшивые волосы, вероятно, чтобы удлинить их, а к самому концу привешены довольно толстые подвески, сплетенные из волос же. Подвески очень похожи на сплетенную часть султана от кэпи. В ушах женщин виднелось множество бус, из которых были сделаны ожерелья и браслеты. Женщины тоже все курили. Рейнталь пояснил, что курят и все дети, исключая девочек, которым не дают курить, «чтобы сердце не стало мягко», до выхода замуж.

Калмыки сейчас же принесли нам жалобу на одного из своих, укравшего двух лошадей у своего товарища. Если бы не русские, они давно осудили бы его на смерть — так пояснили калмыки Рейнталю. Выслушав жалобу калмыков, мы предложили выбрать обеим сторонам биев, судом которых и решить дело. Бии начали разбирать, а мы пошли смотреть странную картину народа, разбивавшего коши на ночлег.

Над постепенно поднимающеюся долиною виднелись высокие Алатавские горы, белеющие яркою белизною. Тут, около лога, толпилась грязная толпа людей, суетившихся около остовов кошей. Кое-где бродил тощий скот, лаяли и выли собаки, с диким видом визжали дети, барахтались по земле грудные ребята, и все это было тоще, голодно, грязно, неописанно грязно.

Фатальна судьба злополучных калмыков! Все их трепали, и трепали основательно: китайцы, русские, киргизы, теперь опять киргизы с дунгенями. Из ойратской державы, имевшей такое значение для судьбы всей Средней Азии, — вот обломки, едва тащащие ноги от холода и усталости! Какая разница со временами Галдан-Цырена!.. Теперь они в виду Алматов как беглецы, принятые из милости, а немного более ста лет тому назад Алматы, или, вернее, место, на котором они стоят, были укрепленною зимовкою брата Галдан-Цырена!..

Мы стали раздавать детям мелкое серебро. Уродливые обезьяны кувыркались перед нами, становясь на колени, вероятно, проделывая то, чему их учили китайцы.

Между тем бии окончили свой суд. Обе спорящие стороны пошли на мировую. Тот, у которого были украдены лошади, прекращал свою претензию.

— Бог даст, зятья с ним будем, — передал он переводчику, указывая на того, кого он называл вором.

— Каким же это образом?

— Он мне на мировую свою девку отдает.

А что ни говори, много услуг оказывает Россия цивилизации, двигаясь далее и далее вглубь Азии. Беспристрастный историк даст настоящую цену когда-нибудь великому историческому назначению России, которое она выполняет лучше и умнее, чем управляется сама внутри. Там, где утвердилась железная нога России, невозможны эти баранты на большой масштаб, которые в Азии называются войнами, как невозможны переселения целых племен, бросающих все, чтобы вынести и спасти только жизнь свою и своих детей!

Не таким ли образом совершалось переселение народов в средние века?.."

Тут описывается группа беженцев с севера Синьцзяня ? Какой ее размер ?

Беженцы после восстания Дунган в Китае ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насильно обращенные получается. Они проживают сейчас на Иссык-Куле, язык предков знают?

Не обязательно насильно, после разгрома предки сарт-калмаков оказались среди кыргызов и постепенно ассимилируются. Родной язык вроде знает только старшее поколение, молодежь считает себя кыргызами.

Не Вы говорили, что сарт-калмакам киргизы продали свою землю лишь с одним условием "принять ислам" ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дунгане

"...О древнем названии уйгуров, а именно «хой-ху». Очень сложно утверждать что-либо, не зная китайского языка, а в особенности китайского иероглифического письма, но есть перевод надписи на могиле киданьца Елюй Чуцая, советника Чингисхана, и там написано, среди списка рекомендованных мероприятий, следующее: «… Должно наказывать смертью монголов (мэн-гу), мусульман (хуй-ху) и тангутов (хэ-си [жэнър, которые занимаются земледелием, [но] не платят налогов (шуй)…» (Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чуцая. М.: Наука, 1965).

Таншу же в свое время сообщало о просьбе уйгурского хана: «Еще просил народное название Хойхэ переменить на Хойху…», каковое сообщение Н. Я. Бичурин комментирует следующим образом: «Т. е. переменить букву [знак] хэ, означающую собственное имя человека и прозвание Хэ, на букву [знак] ху, означающую кречета»..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В данном случае хой-хой это дунгане. Поверьте на слово. В широком смысле так могли называть даже всех мусульман. Кроме того самоназвание дунган это hui.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается вообще не поймешь хой-хои (уйгуры) не ладили с таранчами (уйгуры).

Гумилев, считал таранчей - ферганскими тюрками (не уйгурами).

А где же хуй-хуи илм хуй-хои.

Так и "сливаются" народы....

Можно ли после этого доверять Валиханову ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Markus сказал:

Может таранчи имели околокыргызское происхождение ?

Нет. Илийские уйгуры (таранчи) это автохонное тюркское население. Плюс переселенцы кашгарцы. Но лучше у Бахтияра спросить - он специалист. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...