Перейти к содержанию
adv

Финское племя Мери

Рекомендуемые сообщения

Посмотрел фильм "Овсянки" — российский драматический фильм 2010 года режиссёра Алексея Федорченко. Участник 67-го Венецианского кинофестиваля, на котором был показан 4 сентября 2010 года.

Побольше бы таких фильмов о малых народах.

Крупный промышленник (директор целлюлозно-бумажного комбината) Мирон Алексеевич едет совершать традиционный обряд погребения (кремирования) своей жены Татьяны в те места, где они когда-то проводили медовый месяц — из Неи в Мещёрскую поросль — Горбатов. В попутчиках у него фотограф — Аист Всеволодович, и ему вдовец по дороге рассказывает трогательные, очень интимные, подробности своей жизни — что является частью известного им обоим архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух овсянок. Повествование часто прерывается воспоминаниями героев.

Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.

Кульминация картины — погребальный костёр на берегу Оки. Затем прах Татьяны предают воде. Аист вспоминает, как много лет назад они с отцом таким же образом проводили в последний путь мать и сестру, и сожалеет, что отца похоронили по христианскому обряду.

На обратном пути овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль — и машина слетает с моста в Волгу. Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по мерянской вере, — значит обрести бессмертие.

На различный торрентах фильм можно скачать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меря и Аркона. Еще раз о параллелях в истории

06.jpg

Одним дождливым днем августа 2011 года мерянские этнофутуристы из Metsa Kunnta навестили знаменитую некогда Аркону на острове Руяне (Рюгене). Погрузившись на один из волшебных Синих камней и поднявшись по мерянским рекам-озерам до Балтики, меряне высадились прямо под утесом, на котором стоит древнее славянское святилище.

07.jpg

Вид на городище Аркона

Не секрет, что вся Восточная Германия (к которой относится сейчас и остров Рюген с Арконой) буквально пестрит славянскими названиями: от явных Загарда и Шверина, Рибниц и Грибниц до менее очевидных Лейпцига (Липск) и Дрездена (Драждяны). Тем более удивительно, что кроме славянской топонимики (а сохранение топонимики указывает на непрерывность населения) в сознании восточно-немецкого обывателя от славянского наследия не осталось абсолютно ничего. Единственным исключением является анклав Лужица (Лузация) со столицей в Будишине (Бауцене), онемеченная еще не на 100%. Но безнадежность славянской идеи в Восточной Германии стала ясной слишком давно. Например, в 1945 году советское командование даже не стало создавать в регионе искусственную славянскую автономию, хотя политические плюсы от существования такого образования для победителей Германии были налицо.

Читать дальше » http://merjamaa.ru/news/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея

10.jpg

В эпоху раннего железа на территории Дмитровского района Московской области проживали люди народа меря. Народ Меря относился к финно-угорским народам с незапамятных времен занимавшим все огромное пространство севера Европейской России от Уральских гор до Балтийского моря и от Белого моря до бассейна Оки и верховьев Дона.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/merjanskaja_kollekcija_dmitrovskogo_istoricheskogo_muzeja/2012-03-26-522

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потаенная меря. Мерянские фамилии поселка Борисоглебский. Ономастика и антропология.

08.jpg

В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов и Нерехта, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 19 километров к северо-западу от Ростова, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей поселка Борисоглебский. При переводе были использованы современные языки финской группы. Перечень фамилий современных борисоглебцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников.

http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merja_merjanskie_familii_poselka_borisoglebskij_onomastika_i_antropologija/2012-04-02-529

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меряно-крывицкая коллекция Кимрского исторического музея

33.jpg

"Этническая история всегда сложна и узловата. Не вернуть того, что было 1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря.

37.jpg

Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И, как выясняется, потомки меря (и вместе с ними кривов) оказались сравнительно памятливее многих других."

Мы современные меря и кривичи не отделяем себя от русского народа. Мы даём возможность остальным вспомнить часть своей родной истории (ведь 50-70% жителей Верхневолжья ниже по течению от Кимр - потомки меря, а выше по течению Волги - потомки кривичей. Тем самым - мы идём в авангарде этно-культурного Ренессанса нашего народа.

Держитесь своих Корней друзья!

http://merjamaa.ru/news/merjano_kryvickaja_kollekcija_kimrskogo_istoricheskogo_muzeja/2012-04-16-546?ljN5TI

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси:

К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997. - 260 с. ISBN 5-288-01635-6

788714.jpg

Монография подводит итоги многолетних исследований автора по проблеме славяно-русского освоения северных областей Восточной Европы и взаимодействия пришлого населения и аборигенных финно-угорских народов. В ней детально рассмотрены крупные регионы Древней Руси, население которых (летописные водь, ижора, весь, чудь заволочская, меря, мурома, мещера) подверглось полной или частичной ассимиляции.

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/rjabinin_e_a_finno_ugorskie_plemena_v_sostave_drevnej_rusi/2012-05-12-565

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса.

holod_gora1.jpg

Холодная гора. Автор: Шубкин Сергей

Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги.

kurgan1.jpg

(рис.1) Топосъемка некрополя домонгольского Плёса. (по П.Н. Травкину)

Холодная гора представляет собой мыс коренного правого берега между двумя открывающимися в долину реки оврагами. Границей площадки, занятой курганными насыпями, с запада и востока служат крутые склоны, а с юга - группы больших ям, оставшихся здесь, по некоторым данным, после забора глины для гончарных работ ещё в недавние времена. Непосредственно между ямами и курганными насыпями хорошо прослеживается серповидныой формы канава, идущая от одного оврага до другого. Канава имеет ширину 1,5 - 2 м и изогнута в противоположную от курганов сторону (рис.1).

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam_nekropol_merjanskogo_pljosa/2012-05-22-572

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Страсти по Плёсскому камню… Или конец вечного покоя?

pljos_04.jpg

на старом месте у дома на ул. Ленина

Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой, современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое разрушение исторически-сложившегося образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным фактом сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.

pljos_01.jpg

http://merjamaa.ru/news/strasti_po_kamnju_ili_konec_vechnogo_pokoja/2012-07-19-607

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было

_4.jpg

Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.

Мнение сложилось после массовых археологических раскопок графа А.С. Уварова в середине XIX века, когда во Владимирской и Ярославской губерниях было исследовано около 7500 курганов. В дальнейшем материалы владимирских курганов привлекались при решении вопросов о появлении славян в Волго-Клязьминском междуречье и их взаимодействии с субстратным финским населением - мерей (так как мерянские украшения в этих курганах были достаточно многочисленны). Возникла гипотеза о массовой колонизации региона славянами из Новгорода в IX-X вв. (а то и раньше), господствовавшая почти весь ХХ в.

Первые проблемы для этой идеи возникают в 1980-х гг., когда исследования В.А. Лапшина показали: самые первые и очень немногочисленные следы славян появляются лишь со второй четверти X в., а уверенно говорить о появлении в регионе славянского населения можно лишь в XI в.

Одновременно выясняется, что курганы с сожжениями - т.е. курганы раннего периода (IX - перв. пол. Х вв.) в могильнике Тимерево содержат материалы скандинавского и финского (прибалтийского и поволжского) происхождения, но говорить о "славянском комплексе" в них трудно. А это - уникальный памятник для региона, других ранних курганов тут нет.

Тогда же появились работы Е.А. Рябинина, показывающие отсутствие в Ярославском и Костромском Поволжье следов новгородских словен - сопок, ромбощитковых височных колец, каменных обкладок курганов. Гипотеза XIX века о словенах как колонизаторах региона в итоге отметается как безосновательная.

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/massirovannoj_slavjanskoj_kolonizacii_rostovskoj_zemli_ne_bylo/2012-08-14-620

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Меря

меряне — древнее финское племя, упоминаемое в Начальной Летописи, как жившее в соседстве с весью, у озер Ростовского (Неро) и Клещина (Переяславского), платившее, наравне с другими славянскими и финскими племенами, дань варягам и участвовавшее затем в призвании варяжских князей. Летописные данные об этом племени весьма скудны (последнее упоминание под 907 г.), а хоро- и топографическая номенклатура доказывает, что область обитания Меря была весьма обширна и обнимала все среднее Поволжье, доходя на севере до водораздела Волги с Беломорским бассейном, на западе — до Шексны и Мологи, на юге — захватывая верховья Клязьмы и Москвы-реки и соприкасаясь с областью кривичей и вятичей, на юго-востоке и востоке — сходясь с поселениями мещеры, муромы и перми. Это широкое распространение Меря доказывается и археологическими раскопками курганов в губерниях Владимирской, Ярославской, Костромской и т. д., давшими вообще наиболее данных для суждения о культуре Меря в IX, Х и XI вв. Самые значительный раскопки (в уездах Суздальском, Владимирском, Юрьевском, Переяславском и Ростовском) были произведены в 50-х гг. графом А. С. Уваровым и П. С. Савельевым, которыми было раскопано 7729 курганов; позже раскопки производились г-ми Кельсиевым, Ушаковым, костромской археологической комиссией, Ф. Д. Нефедовым и др. лицами.

По форме черепа у Меря преобладала долихоцефалия, особенно в Тверской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, тогда как среди костромских курганных черепов нередки также мезо- и брахицефалы. Находимые иногда в могилах остатки волос указывают на преобладание шатенов и брюнетов. Из курганов, считаемых мерянскими, в одних найдены были следы трупосожжения, в других — погребения, причем умерший хоронился или на глубине не менее 2 аршин, или на небольшой насыпи, прикрывавшейся курганом. В числе предметов, находимых в могилах, некоторые указывают, несомненно, на варяжское (норманнское) влияние, например бронзовые скорлупчатые фибулы (чашеобразные прорезные пряжки или броши), некоторые формы мечей и топоров, африко-арабские и западные монеты и т. д. Мерянские могилы вообще довольно богаты различными орудиями и украшениями (бронзовые кольца на висках, обручи или гривны на шее, разнообразные привески и бусы, пряжки, серьги, серебряные и медные браслеты и запястья, кольца, перстни и др.). Часто встречаются железные ножики, каменные бруски, огнива и кремни, костяные гребни, ключи, монеты (на ожерельях). Судя по остаткам тканей и кожи, Меря носили шерстяную одежду, иногда парчовую (по-видимому — византийского происхождения) и сапоги (иногда с железными подковками). В случае трупосожжения пепел иногда клали в горшок. При жженых костях находят обыкновенно слитки спаявшихся металлических украшений и железных орудий. Кроме человеческих костей попадаются нередко кости домашних животных, очевидно приносившихся в жертву для сопровождения умершего на тот свет. Иногда воин хоронился со своим конем (с удилами и стременами) и с полным вооружением: мечом (или саблей), копьем (или дротиком), секирой, стрелами (железными и каменными), луком. О быте народа свидетельствуют также железные ключи и замки; глиняная посуда, отчасти грубая, сделанная от руки, отчасти обоженная и украшенная узором; бронзовые сосуды (редко) и деревянные ведра с железными обручами; небольшие сундучки; железные долота, клещи, щипчики, иглы; глиняные пряслицы (для веретен); железные серпы и сошники; ножницы для стрижки овец; железные гарпуны и багры. На сношения с Востоком и Западом указывают норманнские украшения и оружие, восточные бусы и бисер, янтарь, византийские ткани, серебряные украшения, различные монеты. К религиозным предметам относятся идолы (из глины и бронзы), глиняные подражания человеческой руке и звериной лапе, железные и бронзовые изображения змей, может быть также белемниты, звериные зубы и когти, крашеные яйца, некоторые подвески (в форме полулуния и т. д.), игравшие, может быть, роль амулетов. В числе подвесок встречаются крестики и образки — Богоматери, какого-то святого с копьем (Дмитрий Солунский?), каких-то парных святых и т. д. Присутствие этих крестов и образков не доказывает еще принадлежности к христианству, так как остальные подробности погребения свидетельствуют о языческом обряде, да и самые крестики и образки оказываются или привешенными к ожерелью, наравне с другими подвесками, или парными, служившими, очевидно, для украшения серег. Многие украшения и другие предметы мерянского обихода свидетельствуют о некоторой зажиточности и художественном вкусе и в то же время указывают на некоторую общность культуры с другими финскими и славянскими племенами.

Наиболее родственным Меря племенем были, по-видимому, черемисы, которые называют себя также мара или мэря; последние дольше отстаивали свою племенную обособленность, тогда как Меря, по-видимому, рано подпала культурному влиянию варягов и славян и уже к XI в. обрусела. Во всяком случае, племя это представляет важность в том отношении, что на почве его возникло русское государство (во Владимире и Москве) и при воздействии славянской колонизации образовалась, главным образом, великорусская народность.

Литература. Граф А. С. Уваров, "Меряне и их быт по курганным раскопкам" (в "Трудах I Археологического съезда в Москве", 1869 г., т. II, M., 1871, со многими таблицами рисунков); Корсаков, "Меря и Ростовское княжество" (Казань, 1872); раскопки Ушакова, Кельсиева и др. в "Известиях Императорского Общества Любителей Естествознания" за 70-е гг.; профессор А. П. Богданов, "О мерянских черепах" (в изд. "Антропологическая Выставка" Общества Любителей Естествознания, т. III).

Д. А.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 2

elka.jpg

Ель в рыболовных и охотничьих обрядах

Связь ели с иным миром и миром духов леса определила ее место в охотничьей и гадательной магии. Н.А. Лаванен пишет, что в Карелии и Финляндии ель использовалась в качестве своеобразного жертвенного алтаря: охотник выбирал в лесу невысокую, густую ель, ветви которой смотрят вниз, в землю(23), на ветви клал ольховую щепку - это была столешница, и на этот алтарь-стол Тапио (Tapion kammen – ладонь Тапио) охотник приносил бескровную жертву - воду, пиво, вино, муку, колосья. Перед началом охоты у стола Тапио он обращался к духу с заговором:

Наведи охотника на тот остров,

На тот пригорок приведи,

Где ели с цветущими вершинами,

Осины со звенящими поясами(23).

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/o_chem_molchat_svjatye_eli_semantika_eli_i_kulturologicheskie_paralleli_v_russko_finnskoj_obrjadnosti_chast_2/2012-08-20-621

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\Связь ели с иным миром и миром духов леса определила ее место в охотничьей и гадательной магии\\

Под Минском, до начала 20-го века, существовало языческое капище. Сейчас от него остался только священный валун "Дед" или "Старец", перенесенный в музей валунов. А когда-то на берегу реки стоял помост из разрубленных надвое бревен, рядом валун "Дед", священный дуб "Волот"(богатырь-великан) в 4-5 обхватов, каменный алтарь и горел священный огонь. Вокруг капища стояла ограда в виде плетня высотой в 2,5 аршина из еловых веток

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Культ предков. Родительская суббота в Кострома кундем.

01.jpg

Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника

В Родительскую субботу, московский актив "Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Кострома кундем, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи.

23.jpg

Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной Мерьямаа. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампады у бабушки в глухой избе и её наивных и тёплых искренних молитв, уважения к покойным предкам, уважения к ритму природы и гармонии человеческой жизни на Земле, красоты бронзовых старообрядческих икон, сказок нашего народного святого Ефима Честнякова и Святых Отцов, общения с мудрыми сельскими священниками и деревенскими знающими.

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/kult_predkov_roditelskaja_subbota_v_kostroma_kundem/2012-11-08-660

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.06.2011 в 07:29, adv сказал:

Посмотрел фильм "Овсянки" — российский драматический фильм 2010 года режиссёра Алексея Федорченко. Участник 67-го Венецианского кинофестиваля, на котором был показан 4 сентября 2010 года.

Побольше бы таких фильмов о малых народах.

Крупный промышленник (директор целлюлозно-бумажного комбината) Мирон Алексеевич едет совершать традиционный обряд погребения (кремирования) своей жены Татьяны в те места, где они когда-то проводили медовый месяц — из Неи в Мещёрскую поросль — Горбатов. В попутчиках у него фотограф — Аист Всеволодович, и ему вдовец по дороге рассказывает трогательные, очень интимные, подробности своей жизни — что является частью известного им обоим архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух овсянок. Повествование часто прерывается воспоминаниями героев.

Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.

Кульминация картины — погребальный костёр на берегу Оки. Затем прах Татьяны предают воде. Аист вспоминает, как много лет назад они с отцом таким же образом проводили в последний путь мать и сестру, и сожалеет, что отца похоронили по христианскому обряду.

На обратном пути овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль — и машина слетает с моста в Волгу. Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по мерянской вере, — значит обрести бессмертие.

На различный торрентах фильм можно скачать.

здоровский фильм! не потерял актуальность свою до сих пор, один из любимых

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...