Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

 

Сартянка. 1900-ые годы:

Уважаемый АксКерБорж , не могли бы вы предоставить ссылку на источник,любезно предоставленный нам?

Уж очень монголоидный тип лица у этой сартянки..

 

может просто племенные узбеки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может просто племенные узбеки?

Лучше уж удостовериться достоверным источником,чем делать разные предположения и гадать .. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

может просто племенные узбеки?

Лучше уж удостовериться достоверным источником,чем делать разные предположения и гадать .. :)

 

А что тут гадать, разве сарты не потомки тюрко-иранских предков, тема ведь об этом?! Или считаете, что тюрки истинные европеоиды?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что тут гадать, разве сарты не потомки тюрко-иранских предков, тема ведь об этом?! Или считаете, что тюрки истинные европеоиды?

Если честно,то не видел сартов с монголоидной внешностью..поэтому и хотел удостовериться..

Я никак не считаю..но можно констатировать тот факт,что в наше время тюрки имеют как монголоидную внешность,так и европеоидную..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Если честно,то не видел сартов с монголоидной внешностью..поэтому и хотел удостовериться..

Я никак не считаю..но можно констатировать тот факт,что в наше время тюрки имеют как монголоидную внешность,так и европеоидную..

 

вы кого имеете ввиду под сартами, которых видели?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы кого имеете ввиду под сартами, которых видели?

Под сартами,я подразумеваю сартов на исторических фотографиях изображенные в этой теме..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

вы кого имеете ввиду под сартами, которых видели?

Под сартами,я подразумеваю сартов на исторических фотографиях изображенные в этой теме..

 

А чем они отличаются от других тюркоязычных народов? Ничего особенного не вижу, одни и те же лица. Единственная беда сартов в том, что они привыкли к покорности, отошли от воинственности и не разбирали под кем им служить и прислуживать - лишь бы не убивали. 

 

0_129569_1a2a9ad7_XXXL.jpg

 

0_12956a_a9c43a52_XXXL.jpg

 

0_12955f_2e55b0d6_XXXL.jpg

 

0_12956f_5cf6377f_XXXL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почти все изображенные на исторических фотографиях сарты,на мой взгляд,имеют европеоидный тип лица..как и на ваших,любезно предоставленные нам..А в предыдущем изображении присутствует монголоидный тип лица..поэтому и засомневался и попросил предоставить ссылку на источник,чтобы убедиться,что это действительно сарты..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почти все изображенные на исторических фотографиях сарты,на мой взгляд,имеют европеоидный тип лица..как и на ваших,любезно предоставленные нам..А в предыдущем изображении присутствует монголоидный тип лица..поэтому и засомневался и попросил предоставить ссылку на источник,чтобы убедиться,что это действительно сарты..

 

Ну тогда у нас разные понятия о европеоидности и монголоидности народов.

 

Еще одно фото: Ташкентские сарты.

 

0_129570_1836d8e5_XXXL.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну тогда у нас разные понятия о европеоидности и монголоидности народов.

Еще одно фото: Ташкентские сарты.

Третий слева и крайний справа - монголоиды..Возможно крайний справа дунганин,но третий слева - однозначно монголоид южносибирского типа..

Что-то надпись на под фото не разберу,очень размыта..Точно эти люди сарты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну тогда у нас разные понятия о европеоидности и монголоидности народов.

Еще одно фото: Ташкентские сарты.

Третий слева и крайний справа - монголоиды..Возможно крайний справа дунганин,но третий слева - однозначно монголоид южносибирского типа..

Что-то надпись на под фото не разберу,очень размыта..Точно эти люди сарты?

 

Кем бы они ни были, теперь уже все они - узбеки. И себе в грудь бьют, говорят - покажи мне каракалпака - поооорвуууу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сарты - если я не ошибаюсь,это не народность,а социальные статус населения,которые до размежевании составляли большую часть населения ферганской долины и которые после 1924 г. влились в состав узбекского народа..

А чем объясняется такое негативное отношение к каракалпакам?

Мне кажется антагонизм у сартов к бывшим кочевникам идет из глубины истории..(могу ошибаться)..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кем бы они ни были, теперь уже все они - узбеки. И себе в грудь бьют, говорят - покажи мне каракалпака - поооорвуууу.

 

 

как они воспринимают обращение к ним "сарт", позитивно, негативно или равнодушно?

 

понимаю как тяжело нынешнему каракалпакскому народу в составе Узбекистана, ведь каракалпаки по языку, культуре и менталитету намного ближе к казахам чем узбекам.

В Алмате очень много каракалпаков приехавших туда на постоянное место жительство, в целом со временем думаю они все станут казахами, как вы относитесь к данному процессу ассимиляции?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сарты - если я не ошибаюсь,это не народность,а социальные статус населения,которые до размежевании составляли большую часть населения ферганской долины и которые после 1924 г. влились в состав узбекского народа..

 

Мне кажется антагонизм у сартов к бывшим кочевникам идет из глубины истории..(могу ошибаться)..

Там все было в разы сложнее. 

Язык Сартов был однозначно тюркский (на время прихода Русских), но со своими особенностями. Есть некоторые отличия от "литературного узбекского". Хотя лично я не совсем уверен, что Русский дореволюционный "Учебник Сартскаго языка" не есть учебник языка Узбекского. 

Сарты чапаны черные носили, а не синие или полосатые (ЕМНИП). прирожденные торговцы, и еще ряд отличий. 

На мой взгляд, это могут быть потомки Согдийцев и Тюрков 1 Каганата, к которым все время примыкали новые и новые люди из кочевников, решившие осесть. 

Это всего лишь версия, однако основания так считать имеются. 

И еще:

Русские "Сартами" называли ВСЕХ в Ташкенте. Откуда это явление, не трудно догадаться. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Там все было в разы сложнее. 

Язык Сартов был однозначно тюркский (на время прихода Русских), но со своими особенностями. Есть некоторые отличия от "литературного узбекского". Хотя лично я не совсем уверен, что Русский дореволюционный "Учебник Сартскаго языка" не есть учебник языка Узбекского. 

Сарты чапаны черные носили, а не синие или полосатые (ЕМНИП). прирожденные торговцы, и еще ряд отличий. 

На мой взгляд, это могут быть потомки Согдийцев и Тюрков 1 Каганата, к которым все время примыкали новые и новые люди из кочевников, решившие осесть. 

Это всего лишь версия, однако основания так считать имеются. 

И еще:

Русские "Сартами" называли ВСЕХ в Ташкенте. Откуда это явление, не трудно догадаться. 

 

Так и есть, согдийцы + осевшие тюрки + любые другие "вхожденцы" = сарты. Это даже не версия а очевидность. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там все было в разы сложнее. 

Язык Сартов был однозначно тюркский (на время прихода Русских), но со своими особенностями. Есть некоторые отличия от "литературного узбекского". Хотя лично я не совсем уверен, что Русский дореволюционный "Учебник Сартскаго языка" не есть учебник языка Узбекского. 

Сарты чапаны черные носили, а не синие или полосатые (ЕМНИП). прирожденные торговцы, и еще ряд отличий. 

На мой взгляд, это могут быть потомки Согдийцев и Тюрков 1 Каганата, к которым все время примыкали новые и новые люди из кочевников, решившие осесть. 

Это всего лишь версия, однако основания так считать имеются. 

И еще:

Русские "Сартами" называли ВСЕХ в Ташкенте. Откуда это явление, не трудно догадаться. 

Читал когда-то,что сарты - это социальный статус..Это так?Или же все таки это был этнос в нашем понимании?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сарты - если я не ошибаюсь,это не народность,а социальные статус населения,которые до размежевании составляли большую часть населения ферганской долины и которые после 1924 г. влились в состав узбекского народа..

А чем объясняется такое негативное отношение к каракалпакам?

Мне кажется антагонизм у сартов к бывшим кочевникам идет из глубины истории..(могу ошибаться)..

 

Во-первых, почему сартов было так много до революции? Они также фактически были тюрками, как наши предки - кочевые узбеки, казахи, каракалпаки, кыргызы. Но в отличие от последних, у сартов не было никаких амбиции, у них даже не возникало желания противостоять захватчикам. Они безоружные, а наши предки тоже не звери - руки на безоружных не поднимали. Сарты так и сосуществовали среди нас ничего против захватчиков не предпринимая, в результате из-за своей многочисленности со временем всех подчинили под свою культуру. Нынешний узбекский народ фактически состоит из сартов, процентов на 80 точно.

Насчет негатива, то насчет "порву" была шутка, но доля правды в этом тоже есть. Мы с узбеками на форумах на одной волне не можем нормально общаться и я считаю, что негативы идут именно от тех же сартов. Ведь, подумайте сами, веками народ существовал в угнетенном состоянии, а тут в одночасье стали народом-завоевателем края. С 90-х гг - независимая страна, можно и когти показать, а тут рядом мы, к тому же в подчиненном положении и сыплются негативы - прорвало, как говорится. Негативы в основном идут из-за незнания исторических реалии усиленное с политическими нюансами. 

 

как они воспринимают обращение к ним "сарт", позитивно, негативно или равнодушно?

 

понимаю как тяжело нынешнему каракалпакскому народу в составе Узбекистана, ведь каракалпаки по языку, культуре и менталитету намного ближе к казахам чем узбекам.

В Алмате очень много каракалпаков приехавших туда на постоянное место жительство, в целом со временем думаю они все станут казахами, как вы относитесь к данному процессу ассимиляции?

 

Сарты, которые среди нас - молчат, как воспринимают внутренне - один Аллах знает, а когда бывал в Ургенче или Ташкенте - сам не рискнул произнести, от греха подальше.

Тяжело не от того, что мы в составе Узбекистана, а в том, что сами никак не можем распоряжаться своими ресурсами - подчинены Центру, а также тяжело прорываться в руководящие должности, отсюда и утечка интеллигенции и богатого каракалпакского сословия из страны. 

В Алматы говорят около 20 тысяч наших соотечественников, и в других областях есть. Скорее всего со временем не избежать ассимиляции, а это плохо. До 1936 года в разных регионах Узбекистана (без ККАССР) существовало два десятка административно-территориальных центров с каракалпакским населением, где даже судопроизводство велось на каракалпакском языке, а после присоединения ККАССР в УзССР ни одного не осталось, произошла насильственная ассимиляция. Поэтому думаю, если в Казахстане для каракалпакской диаспоры будет предоставлена некая лояльность, то каракалпакские сообщества вполне смогут обойтись без ассимиляции. Ведь, существуют же сообщества крымских татар, корейцев, чеченцев, башкир, татар, евреев и т.д. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Там все было в разы сложнее. 

Язык Сартов был однозначно тюркский (на время прихода Русских), но со своими особенностями. Есть некоторые отличия от "литературного узбекского". Хотя лично я не совсем уверен, что Русский дореволюционный "Учебник Сартскаго языка" не есть учебник языка Узбекского. 

Сарты чапаны черные носили, а не синие или полосатые (ЕМНИП). прирожденные торговцы, и еще ряд отличий. 

На мой взгляд, это могут быть потомки Согдийцев и Тюрков 1 Каганата, к которым все время примыкали новые и новые люди из кочевников, решившие осесть. 

Это всего лишь версия, однако основания так считать имеются. 

И еще:

Русские "Сартами" называли ВСЕХ в Ташкенте. Откуда это явление, не трудно догадаться. 

Читал когда-то,что сарты - это социальный статус..Это так?Или же все таки это был этнос в нашем понимании?

 

Если попытаться суммировать все имеющиеся данные - то получится этно-социальная, либо этно-культурная общность.

Сарты жили своей жизнью, язык тюркский, исповедывали Ислам, были земледельцами и торговцами, но и видимо, и оседлое скотоводство тоже присутствовало. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 Но в отличие от последних, у сартов не было никаких амбиции, у них даже не возникало желания противостоять захватчикам.

А Махмуд Ялавач кем был? 

И почему Джучиды(Чингизиды Золотой Орды) так держались за Хорезм? Хорезмийцы того времени ведь тоже "помесь" из ираноязычных и тюркоязычных. 

 

И это только одно из имен.  А сколько их ВООБЩЕ было? Не факт, что мы узнаем когда-нибудь. 

 

Это явные "олигархи" своего времени, и к их мнению явно прислушивались в монгольском "ШТАБЕ". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 Но в отличие от последних, у сартов не было никаких амбиции, у них даже не возникало желания противостоять захватчикам.

А Махмуд Ялавач кем был? 

И почему Джучиды(Чингизиды Золотой Орды) так держались за Хорезм? Хорезмийцы того времени ведь тоже "помесь" из ираноязычных и тюркоязычных. 

 

И это только одно из имен.  А сколько их ВООБЩЕ было? Не факт, что мы узнаем когда-нибудь. 

 

Это явные "олигархи" своего времени, и к их мнению явно прислушивались в монгольском "ШТАБЕ". 

 

Я пытался дать картину сартов начиная с 16 века, что они отошли от воинственности, привыкли к покорности. Сколько было нашествий от монголов до дештикипчакских узбеков, плюс междоусобицы. Тут уж и бороться бесполезно, лучше уж довериться судьбе и не высовываться, авось пронесет. Русские и другие европейцы 18-19 вв рисуют сартов (по крайней мере хорезмских) не способными к каким-либо боевым действиям, к оружии не приученными. А при монголах может быть еще теплилась какая-та воинственность, впрочем, не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 Но в отличие от последних, у сартов не было никаких амбиции, у них даже не возникало желания противостоять захватчикам.

А Махмуд Ялавач кем был? 

И почему Джучиды(Чингизиды Золотой Орды) так держались за Хорезм? Хорезмийцы того времени ведь тоже "помесь" из ираноязычных и тюркоязычных. 

 

И это только одно из имен.  А сколько их ВООБЩЕ было? Не факт, что мы узнаем когда-нибудь. 

 

Это явные "олигархи" своего времени, и к их мнению явно прислушивались в монгольском "ШТАБЕ". 

 

Я пытался дать картину сартов начиная с 16 века, что они отошли от воинственности, привыкли к покорности. Сколько было нашествий от монголов до дештикипчакских узбеков, плюс междоусобицы. Тут уж и бороться бесполезно, лучше уж довериться судьбе и не высовываться, авось пронесет. Русские и другие европейцы 18-19 вв рисуют сартов (по крайней мере хорезмских) не способными к каким-либо боевым действиям, к оружии не приученными. А при монголах может быть еще теплилась какая-та воинственность, впрочем, не знаю.

 

 

Не очень-то они отошли от воинственности.

Из Хорезма и Бухары в Степь за закятом и хараджем ездили при первой возможности. Это судя по источникам. 

Кстати там и позже 16 века зафиксированы Узбеки. Видимо, они-же "матрасники" русских источников (это из-за полосатых чапанов)  

А были они вполне боеспособными. Неплохо вооруженными на момент прихода Русских. Были пушки, ружья, и прочее. 

В Самаркандской области (ЕМНИП) на момент переписи 1897 года -  бОльшая часть населения УЗБЕКИ, а не Сарты. 

Интересен факт, что в крупнейших городах (Самарканд+Бухара) до сих пор население говорит на двух языках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ружья у сартов навряд ли были не говоря о пушках. Тут скорее всего описываются общая боеспособность ханств Средней Азии, вооружение и прочее, а под узбеками подразумевались каракалпаки тоже. Когда описывали состав населения, например хивинского ханства, каракалпаки колеблются от 10 тысяч до 500 тысяч. Путаница, некоторые считали каракалпаков одним из узбекских племен. По переписи 1897 года в Самаркандской области каракалпаков вообще нет, но нам известно, что согласно воспоминаниям Заки Валиди Тогана, местные каракалпакские вожди входили в состав Туркестанского национального единства, а в русских источниках видимо они также указаны узбеками. Одним словом, к свидетельствам русских путешественников надо относится несколько критично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Герой Евразики" АКБ, как-то написал, что надо уважать источники. Я спросил, уважает ли он Гейнса и Тронова, но ответа не было.

Инфа от некоторых интересна, но достоверность может быть на уровне сказителей эпосов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...