Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

1852 год, сарты еще есть и заметьте, они перечисляются отдельно от узбеков, хотя в 20 веке сартами казахи считали уже узбеков с таджиками - наверное сарты растворились в них?

40dd359a6a61.jpg

Кто в ком растворился, надо еще разобраться. Скорее все в сартах растворились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоже так думал, но выразил мысль неверно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

практически у нас на глазах, "исчез" еще один тюркомонгольский народ, растворившись по соседним народам, оставив после себя столь замечательную своей поучительностью историю. история этого народа поучительна для нас тем, что непозволительно предательство для людей обладающих честью. и настолько их все ненавидели и настолько боролись всем миром против них, что сейчас этот этноним превратился в нечто оскорбительное для некоторых глупцов. очень жаль, что мы друг друга обзываем и унижаем причисляя своих же к своим же. и все же "сарттар" - это могучее кыргызское племя, которые отколовшись от остальных решили самостоятельно править теми, кто предавал неоднократно и не одно поколение их предков. Сарттар - это неотъемлемая часть кыргызского народа и без них мы не можем называться нечто целым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

практически у нас на глазах, "исчез" еще один тюркомонгольский народ, растворившись по соседним народам, оставив после себя столь замечательную своей поучительностью историю. история этого народа поучительна для нас тем, что непозволительно предательство для людей обладающих честью. и настолько их все ненавидели и настолько боролись всем миром против них, что сейчас этот этноним превратился в нечто оскорбительное для некоторых глупцов. очень жаль, что мы друг друга обзываем и унижаем причисляя своих же к своим же. и все же "сарттар" - это могучее кыргызское племя, которые отколовшись от остальных решили самостоятельно править теми, кто предавал неоднократно и не одно поколение их предков. Сарттар - это неотъемлемая часть кыргызского народа и без них мы не можем называться нечто целым.

Какой еще тюркомонгольский народ? они были иранцами, потомки вассалов древних тюрко-монголов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

практически у нас на глазах, "исчез" еще один тюркомонгольский народ, растворившись по соседним народам, оставив после себя столь замечательную своей поучительностью историю. история этого народа поучительна для нас тем, что непозволительно предательство для людей обладающих честью. и настолько их все ненавидели и настолько боролись всем миром против них, что сейчас этот этноним превратился в нечто оскорбительное для некоторых глупцов. очень жаль, что мы друг друга обзываем и унижаем причисляя своих же к своим же. и все же "сарттар" - это могучее кыргызское племя, которые отколовшись от остальных решили самостоятельно править теми, кто предавал неоднократно и не одно поколение их предков. Сарттар - это неотъемлемая часть кыргызского народа и без них мы не можем называться нечто целым.

Сарттар - это действительно крупное кыргызское племя. Согласно преданиям - название этого племени произошло от одной из жен первопредка, которая была родом из местного оседлого населения, которое именовалось сартами. Отсюда и название племени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В настоящее время в описании экспоната в Государственном Эрмитаже используется такой вариант перевода надписи:

Činggis qan-i sartaγul irgen daquliju baγuju xamuγ monγol ulus un arad i Buqa Sočiqai xurigsan tur Esunke Qonγodorun γurban jaγud γucin tabun alda tur ontudlu γa

Чинггис кан-и сартагул иргэн дагулижу байяжу хамаг монгол улус ун аради Буга Сочикай хуригсан тур Есунке Конгодорун гурбан жагуд гучин табун алда тур онтудлу га.

Когда после завоевания сартаульского народа Чингисхан собран нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженей

150px-Genghis_stone.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сарттар - это действительно крупное кыргызское племя. Согласно преданиям - название этого племени произошло от одной из жен первопредка, которая была родом из местного оседлого населения, которое именовалось сартами. Отсюда и название племени.

лучше не так, лучше так:

у первопредка был сын по имени Сарт... и т.д. а о матери его история умалчивает.:)

да ради единства же мы стараемся:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

лучше не так, лучше так:

у первопредка был сын по имени Сарт... и т.д. а о матери его история умалчивает.:)

да ради единства же мы стараемся:)

С чего бы тогда первопредок по имени Адигине назвал своего сына Сартом? Какая-то причина наверное была. И это ни в коей мере не умаляет значения кыргызского племени сарттар, если Вы об этом...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С чего бы тогда первопредок по имени Адигине назвал своего сына Сартом? Какая-то причина наверное была. И это ни в коей мере не умаляет значения кыргызского племени сарттар, если Вы об этом...

почему он назвал Сартом, точно не известно, но часть его потомков - дети Сарта, откололись от нас и стали править ираноязычными ферганцами, отюрчили их и растворились среди них.:) сарТ, кереИТ, теИТ, меркИТ и т.д. - братья!:)

такая легенда круче. если в виду каких то великих политических преобразований менялось, или точнее корректировалась наша санжира, то в этом вопросе надо как бы в легенде пооткорректировать:) чтоб по политкорректнее что ли было:) мы - современники тоже имеем право сочинять свою санжыру санжыру нашей эпохи:):qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой еще тюркомонгольский народ? они были иранцами, потомки вассалов древних тюрко-монголов
этноним сарт передался иранцам, "потомкам вассалов древних тюрко-монголов", это их экзоним:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кыргызский род Сарттар "дал" экзоним некоторой части представителей памиро-ферганской расы, тем что в свое время сарты завоевали их. вы сейчас обсуждаете именно о них- о представителей памиро-ферганской расы, а не о кыргызах? ведь не так ли? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некий кто подписался под ником Персид опубликовал интересный постинг.

Сарты — общее именование малых оседлых племен таких как кураминцы, мангиты, иронийцы, кунградцы, локайцы, дурмены минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее всего около 92 племен, и безродных групп, называвших себя по наименовании местности, где проживали крупнейшие из которых ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы, наманганцы, хорезмийцы и так далее, и иногда таджиков населявших территорию бывшего Кокандского ханства и вассальных Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Кроме этого среди сартов российские этнографы различали курама — оседлых степняков, проживающих преимущественно в переходящих районах, разделяющих место обитания кочевников и собственно сартов. Объединение разнородных племен под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения кочевых киргизов, казахов, туркменов и каракалпаков и племен, ведущих оседлый образ жизни. Сартов иногда разделяют на тюркоязычных сартов и персоязычных сартов. При этом не надо ставить знак равенства между персоязычными сартами и таджиками ввиду их разного происхождения. Так иногда персоязычными сартами становились представители малых народностей преимущественно тюркского происхождения длительно проживающих в населенных пунктах где доминирует таджикский этнос и позаимствоваших их язык. Аналогично этому нельзя в то же время называть всех тюркоязычных сартов тюрками по происхождению, так как нередки были и процессы обратной ассимиляции когда представители таджикского этноса, длительно проживающих в населённых пунктах, где доминирует тюркоязычные оседлые племена, позаимствовали их язык. Кочевники воспринимали сартов также как «безродных», имея в виду их отказ от обычая не вступать в родство до седьмого колена, которое строго соблюдался среди соседних кочевых племен. Слово сарт в отношении нынешних узбеков чаще всего используют их соседи туркмены, каракалпаки, киргизы и казахи. В настоящее время слово сарт в обиходе стал более нарицательным словом: с выраженным пренебрежительно оскорбительным содержанием используется в значении безродный человек, человека не знающего своих предков и своего рода и племени, также иногда используется в значении оседлый человек как человека не держащего стадо, не умеющего содержать скотину.Те же народы и племена, которые волевым методом оказались включенными в состав Узбекской ССР и которые составили основную массу населения этой республики, подлежали впоследствии всеобщей "узбекизации". Методы силовой, а не естественно-эволюционной ассимиляции применялись особо в отношении коренного таджикского населения, оказавшегося на территории Узбекской ССР. Обещанные руководителями нового титульного народа права на свободное национально-культурное развитие в составе такого административного образования были полностью проигнорированы, и таджикам, основному населению этой республики, навязано новое этническое название − узбеки. И все это в "благодарности" за то, что именно таджикская земля стала по настоящему колыбелью и родиной для современных узбеков, которые здесь в течение десятков лет жили и здравствуют сегодня, пользуясь всеми ее богатствами, культурным и самобытным достоянием таджикского народа.Свою государственность, самоназвание "узбеки" бывшие тюрко-монгольские кипчаки, "озбаковцы", получили от советской власти и партии большевиков(за шшлык приготовленный), за что должны быть признательными им на века. Всякие утверждения о том, что история "узбекского" народа и его государственности насчитывает более трех тысяч лет − миф, откровенная ложь и издевательство над реальной действительностью.Среди "отцов-основателей" узбекской государственности и ее первых официальных руководителей, как Туркестанской АССР, так и Узбекской ССР, не было ни одного этнического "узбека". Так, Мустафа Чокай − кокандский кипчак, Мухамеджан Тынышпаев − найман, Серали Лапин − ферганский татарин, Турар Рыскулов − дулат, Юлдаш Ахунбабаев, председатель ЦИК Узбекской ССР, − ферганский уйгур, Файзулла Ходжаев − бухарский таджик, Абдулло Рахимбаев − ходжентский сарт.Такое положение в высших эшелонах власти Узбекской ССР наблюдалось на протяжении всего советского периода, вплоть до наших дней.Со школьной скамьи всем хорошо известно, что история − это прошлое человечества, народов, даже отдельных лиц, или законченный и уже более не повторяемый жизненный процесс общества. Сегодня, однако, находятся такие "борзописцы", которые из-за конъюнктурных соображений и политико-идеологических установок своих хозяев целенаправленно забывают эти прописные истины.Такими "писаками" вся наша недавняя общая история перевернута с ног на голову, реальная историческая терминология заменена на слова и выражения, которые устраивают нынешнее руководство Узбекистана. Это, к примеру: "политика террора тоталитарного режима", "политика русификации", "попрание духовных ценностей", "период тяжелых потерь, трагических событий", "империя, насильно объединившая народы и страны", "идеологическая засилья", "высыхание Арала", "установления монокультуры хлопчатника". И все это в адрес советского времени нашей общей истории, когда Узбекистан превратился в одну из самых развитых республиках Востока.Таким образом, роды или объединения под названием "узбеки" в истории кочевых тюрко-монгольских племен никогда не существовало. Вероятнее всего, как мы уже отметили, подобное наименование было связано с именем золотоордынского хана Озбака, а что касается Шибанидов, то они считали себя его преемниками.Как справедливо утверждает Валерия Андреева, "именно Шейбаниды на кончиках своих копий принесли в Среднюю Азию само название "узбеки", которое не имело в то время никакого реального этнического содержания". В советской и современной узбекской историографии "узбекам" - Шибанидам, по сравнению с Тимуридами, не уделялось и не уделяется особого внимания, можно сказать, что очень редко упоминалось и упоминается об их истории, а также, о том, что "озбаки" появились в Средней Азии именно с приходом Шибанидов, точнее с их нашествием. Сам правитель "озбаковцев" - Шибанихан не совершал столь ужасающих действий, которые приводили бы в потрясение разные народы и страны. Тем не менее, после поражения Шибанихана в 1510 году в сражении с иранцами и его гибели, из черепа правителя "озбаковцев" был изготовлен обрамленный золотом кубок, из которого пили на торжествах в честь победы над ним. И оттого, что он оказался не таким "великим предком" Ислама Каримова, как хромой Тимур, о Шибанихане упоминали и упоминают предков президента Узбекистана.Подводя итоги своих изысканий по вопросу мифологизации вокруг этнонима "узбек" и термина "узбекская" государственность, Валерия Андреева пишет: "Вплоть до начала XX века ни в одном историческом источнике, ни в фиксированных сообщениях местных жителей четкого обособления и выделения узбекского этноса нет". Все исследователи, которые с самых древних времен, буквально с появления письменных сведений -китайских, арабских, персидских и даже тюркских, говоря о конкретных родах, племенах и группах кочевого населения Средней Азии - киргизах, казахах, туркменах, каракалпаках и об оседлых сартах, то есть о более поздних народностях, не называют ни рода, ни племени, ни определенных групп под названием "узбеки".В числе "великих предков" современных узбеков их президент не упоминает Озбакхана, чьим именем определяли себя его подданные, проживавшие в узбекском улусе - Дашти-Кипчаке, откуда они во главе с Шейбаниханом вторглись в Среднюю Азию.Как известно из персидских источников, население Дашти-Кипчака, современного Центрального и Южного Казахстана, в XV-XVII вв. именовало себя как "казах-узбеки" или как "узбек-казахи". После вторжения "узбековцев" на территорию Средней Азии оставшиеся в Дашти-Кипчаке племена стали именоваться просто "казахи", гораздо позже, в XIX - первой половине XX вв., их называли киргизами, а современных киргизов - "кара¬киргизами".Следовательно "исторические узбеки", то есть прямые первопредки узбеков, которые себя теперь именно так называют, появились на исторической арене сравнительно недавно, или, как писал известный русский этнограф И. И. Зарубин, буквально "на глазах истории" и своим появлением - рождением они обязаны советской власти, которую нынешний президент Узбекистана с завидным постоянством обвиняет во всех прошлых и настоящих бедах узбеков. Законодательное формирование узбеков, как народа, произошло в 1924 году на базе неконкретного исторического рода или племени, носящего этноним, вокруг которого шел процесс некоего становления и развития, а собирательное, оформленное название бывших, много веков тому назад, "узбековцев," было насильственно присвоено представителям многих других тюрко-монгольских племен, а также двухмиллионному в том же 1924 году населению Средней Азии, то есть таджики.В итоге самоназвание "узбек" было распространено на всех тюркоязычных, да и нетюркоязычных жителей Средней Азии путем декрета, специального постановления Советского правительства и Коммунистической партии. К тому времени не было никаких исторических, этнических и других объективных данных для образования совершенно нового, пусть даже формального такого, объединения, как Узбекская Советская Социалистическая Республика(УзССР) в составе СССР. Очевидно, прав В. П. Юдин20, считающий, что узбековцы Дашти-Кипчака были всего -навсего обычным кочевым племенем, которое, как и многие другие, подобные им, исчезли бесследно, не сформировавшись в этнос. Вполне возможно, что бывшие "озбаковцы после кончины самого Озбакхана могли или раствориться в других племенах, принимая иное название, например, казахи, или попросту исчезнуть с исторической арены. Поэтому ни прошлых "великих предков", ни "великих современников" у узбеков не было, если не считать самого Ислама Каримова, который упорно ищет для себя других достойных представителей его родословной. Но присваивать в свою когорту неких "великих предков" из числа известных в истории своей жестокостью и кровожадностью лиц из окружения Чингисхана - это, наверное, такая же нелепость, как считать Ислама Каримова продолжателем российской государственности после распада Союза ССР.Понятно, что за короткое историческое время правления чингизида - шибанида и затем в период советской власти этнос под названием "узбеки" сформироваться никак не мог. Как известно, роды, племена, а затем народы и нации формируются в течение одного тысячелетия и даже более, а не так, как это произошло с узбеками, то есть по специальному декрету или постановлению ЦИК СССР.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некий кто подписался под ником Персид опубликовал интересный постинг.

Сарты — общее именование малых оседлых племен таких как кураминцы, мангиты, иронийцы, кунградцы, локайцы, дурмены минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее всего около 92 племен, и безродных групп, называвших себя по наименовании местности, где проживали крупнейшие из которых ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы, наманганцы, хорезмийцы и так далее, и иногда таджиков населявших территорию бывшего Кокандского ханства и вассальных Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Кроме этого среди сартов российские этнографы различали курама — оседлых степняков, проживающих преимущественно в переходящих районах, разделяющих место обитания кочевников и собственно сартов. Объединение разнородных племен под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения кочевых киргизов, казахов, туркменов и каракалпаков и племен, ведущих оседлый образ жизни. Сартов иногда разделяют на тюркоязычных сартов и персоязычных сартов. При этом не надо ставить знак равенства между персоязычными сартами и таджиками ввиду их разного происхождения. Так иногда персоязычными сартами становились представители малых народностей преимущественно тюркского происхождения длительно проживающих в населенных пунктах где доминирует таджикский этнос и позаимствоваших их язык. Аналогично этому нельзя в то же время называть всех тюркоязычных сартов тюрками по происхождению, так как нередки были и процессы обратной ассимиляции когда представители таджикского этноса, длительно проживающих в населённых пунктах, где доминирует тюркоязычные оседлые племена, позаимствовали их язык. Кочевники воспринимали сартов также как «безродных», имея в виду их отказ от обычая не вступать в родство до седьмого колена, которое строго соблюдался среди соседних кочевых племен. Слово сарт в отношении нынешних узбеков чаще всего используют их соседи туркмены, каракалпаки, киргизы и казахи. В настоящее время слово сарт в обиходе стал более нарицательным словом: с выраженным пренебрежительно оскорбительным содержанием используется в значении безродный человек, человека не знающего своих предков и своего рода и племени, также иногда используется в значении оседлый человек как человека не держащего стадо, не умеющего содержать скотину.Те же народы и племена, которые волевым методом оказались включенными в состав Узбекской ССР и которые составили основную массу населения этой республики, подлежали впоследствии всеобщей "узбекизации". Методы силовой, а не естественно-эволюционной ассимиляции применялись особо в отношении коренного таджикского населения, оказавшегося на территории Узбекской ССР. Обещанные руководителями нового титульного народа права на свободное национально-культурное развитие в составе такого административного образования были полностью проигнорированы, и таджикам, основному населению этой республики, навязано новое этническое название − узбеки. И все это в "благодарности" за то, что именно таджикская земля стала по настоящему колыбелью и родиной для современных узбеков, которые здесь в течение десятков лет жили и здравствуют сегодня, пользуясь всеми ее богатствами, культурным и самобытным достоянием таджикского народа.Свою государственность, самоназвание "узбеки" бывшие тюрко-монгольские кипчаки, "озбаковцы", получили от советской власти и партии большевиков(за шшлык приготовленный), за что должны быть признательными им на века. Всякие утверждения о том, что история "узбекского" народа и его государственности насчитывает более трех тысяч лет − миф, откровенная ложь и издевательство над реальной действительностью.Среди "отцов-основателей" узбекской государственности и ее первых официальных руководителей, как Туркестанской АССР, так и Узбекской ССР, не было ни одного этнического "узбека". Так, Мустафа Чокай − кокандский кипчак, Мухамеджан Тынышпаев − найман, Серали Лапин − ферганский татарин, Турар Рыскулов − дулат, Юлдаш Ахунбабаев, председатель ЦИК Узбекской ССР, − ферганский уйгур, Файзулла Ходжаев − бухарский таджик, Абдулло Рахимбаев − ходжентский сарт.Такое положение в высших эшелонах власти Узбекской ССР наблюдалось на протяжении всего советского периода, вплоть до наших дней.Со школьной скамьи всем хорошо известно, что история − это прошлое человечества, народов, даже отдельных лиц, или законченный и уже более не повторяемый жизненный процесс общества. Сегодня, однако, находятся такие "борзописцы", которые из-за конъюнктурных соображений и политико-идеологических установок своих хозяев целенаправленно забывают эти прописные истины.Такими "писаками" вся наша недавняя общая история перевернута с ног на голову, реальная историческая терминология заменена на слова и выражения, которые устраивают нынешнее руководство Узбекистана. Это, к примеру: "политика террора тоталитарного режима", "политика русификации", "попрание духовных ценностей", "период тяжелых потерь, трагических событий", "империя, насильно объединившая народы и страны", "идеологическая засилья", "высыхание Арала", "установления монокультуры хлопчатника". И все это в адрес советского времени нашей общей истории, когда Узбекистан превратился в одну из самых развитых республиках Востока.Таким образом, роды или объединения под названием "узбеки" в истории кочевых тюрко-монгольских племен никогда не существовало. Вероятнее всего, как мы уже отметили, подобное наименование было связано с именем золотоордынского хана Озбака, а что касается Шибанидов, то они считали себя его преемниками.Как справедливо утверждает Валерия Андреева, "именно Шейбаниды на кончиках своих копий принесли в Среднюю Азию само название "узбеки", которое не имело в то время никакого реального этнического содержания". В советской и современной узбекской историографии "узбекам" - Шибанидам, по сравнению с Тимуридами, не уделялось и не уделяется особого внимания, можно сказать, что очень редко упоминалось и упоминается об их истории, а также, о том, что "озбаки" появились в Средней Азии именно с приходом Шибанидов, точнее с их нашествием. Сам правитель "озбаковцев" - Шибанихан не совершал столь ужасающих действий, которые приводили бы в потрясение разные народы и страны. Тем не менее, после поражения Шибанихана в 1510 году в сражении с иранцами и его гибели, из черепа правителя "озбаковцев" был изготовлен обрамленный золотом кубок, из которого пили на торжествах в честь победы над ним. И оттого, что он оказался не таким "великим предком" Ислама Каримова, как хромой Тимур, о Шибанихане упоминали и упоминают предков президента Узбекистана.Подводя итоги своих изысканий по вопросу мифологизации вокруг этнонима "узбек" и термина "узбекская" государственность, Валерия Андреева пишет: "Вплоть до начала XX века ни в одном историческом источнике, ни в фиксированных сообщениях местных жителей четкого обособления и выделения узбекского этноса нет". Все исследователи, которые с самых древних времен, буквально с появления письменных сведений -китайских, арабских, персидских и даже тюркских, говоря о конкретных родах, племенах и группах кочевого населения Средней Азии - киргизах, казахах, туркменах, каракалпаках и об оседлых сартах, то есть о более поздних народностях, не называют ни рода, ни племени, ни определенных групп под названием "узбеки".В числе "великих предков" современных узбеков их президент не упоминает Озбакхана, чьим именем определяли себя его подданные, проживавшие в узбекском улусе - Дашти-Кипчаке, откуда они во главе с Шейбаниханом вторглись в Среднюю Азию.Как известно из персидских источников, население Дашти-Кипчака, современного Центрального и Южного Казахстана, в XV-XVII вв. именовало себя как "казах-узбеки" или как "узбек-казахи". После вторжения "узбековцев" на территорию Средней Азии оставшиеся в Дашти-Кипчаке племена стали именоваться просто "казахи", гораздо позже, в XIX - первой половине XX вв., их называли киргизами, а современных киргизов - "кара¬киргизами".Следовательно "исторические узбеки", то есть прямые первопредки узбеков, которые себя теперь именно так называют, появились на исторической арене сравнительно недавно, или, как писал известный русский этнограф И. И. Зарубин, буквально "на глазах истории" и своим появлением - рождением они обязаны советской власти, которую нынешний президент Узбекистана с завидным постоянством обвиняет во всех прошлых и настоящих бедах узбеков. Законодательное формирование узбеков, как народа, произошло в 1924 году на базе неконкретного исторического рода или племени, носящего этноним, вокруг которого шел процесс некоего становления и развития, а собирательное, оформленное название бывших, много веков тому назад, "узбековцев," было насильственно присвоено представителям многих других тюрко-монгольских племен, а также двухмиллионному в том же 1924 году населению Средней Азии, то есть таджики.В итоге самоназвание "узбек" было распространено на всех тюркоязычных, да и нетюркоязычных жителей Средней Азии путем декрета, специального постановления Советского правительства и Коммунистической партии. К тому времени не было никаких исторических, этнических и других объективных данных для образования совершенно нового, пусть даже формального такого, объединения, как Узбекская Советская Социалистическая Республика(УзССР) в составе СССР. Очевидно, прав В. П. Юдин20, считающий, что узбековцы Дашти-Кипчака были всего -навсего обычным кочевым племенем, которое, как и многие другие, подобные им, исчезли бесследно, не сформировавшись в этнос. Вполне возможно, что бывшие "озбаковцы после кончины самого Озбакхана могли или раствориться в других племенах, принимая иное название, например, казахи, или попросту исчезнуть с исторической арены. Поэтому ни прошлых "великих предков", ни "великих современников" у узбеков не было, если не считать самого Ислама Каримова, который упорно ищет для себя других достойных представителей его родословной. Но присваивать в свою когорту неких "великих предков" из числа известных в истории своей жестокостью и кровожадностью лиц из окружения Чингисхана - это, наверное, такая же нелепость, как считать Ислама Каримова продолжателем российской государственности после распада Союза ССР.Понятно, что за короткое историческое время правления чингизида - шибанида и затем в период советской власти этнос под названием "узбеки" сформироваться никак не мог. Как известно, роды, племена, а затем народы и нации формируются в течение одного тысячелетия и даже более, а не так, как это произошло с узбеками, то есть по специальному декрету или постановлению ЦИК СССР.

нехорошо на перса сваливать, :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если верить чувашо-русскому словарю на чувашском слово сарт - это гора, холм, возвышенность... у кого какие мысли на счет этимологии этого этнонима?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А по казахски "сарт" означает звук - звякать, издавать резкие звуки (сарт ету):

Сарт-Сарт (тук-тук)

Сарт-Сұрт (трещание, треск)

А еще есть слово-тезка "Шорт" - резко, круто

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мнения на другом форуме:

Монголы назвали Харезмшахов и карлуков сартаулами,сартаками:

Чингисов камень был найден недалеко от городища, входившего во владения Есунхэ[племянник Чингисхана]. В честь окончания победоносного похода против Хорезма Чингисхан устроил пир и военные состязания. Надпись на камне уйгуро-монгольским письмом гласит по тексту Эрмитажа: «Когда после завоевания сартаульского (исламского) народа Чингисхан собрал нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженей». (335 саженей составляют приблизительно 400 метров). Вот еще один вариант перевода: «Выстрелил на 335 алдов» (маховая сажень, т.е. свыше 600 метров). По другой версии перевода в редакции Д. Банзарова: «Когда Чингисхан, после нашествия на народ сартагул (харезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хонгодорских»[Д. Банзаров. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1997 г., стр. 113.].

Текст на монгольском: "Cinggis qan-i sartaGul irgen daquliju baGuju xamuG Mongol ulus un arad i Buqa Sociqai xurigsan tur Esunke QonGodorun Gurban jaGud Gucin tabun alda tur ontud".

Хотя на самом деле, в местных источниках государства Хорезмшахов это название Сартаул вообще не встречается. Вместо него используются такие этнические названия как канглы, тюрк, ягма, карлук, туркмен и т. д.

Рашид ад-дин рассказывает, что, когда правитель (принявших ислам) карлуков Арслан-хан подчинился монголам, он был назван ими сартактай, т. е. таджик. Здесь имя народа выступает в форме сартак; окончание «тай» присоединялось монголами к названию для обозначения мужского представителя соответствующего народа. Как показывает этот пример, сартактаи были для монголов людьми не столько определенной национальности и языка (карлуки были, как известно, тюркским народом), сколько принадлежащими к определенному культурному типу персидско-мусульманскому. Сартактай, по-видимому, пришел к монголам не только как торговец...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бахтияр:

Слово сарт впервые начинает встречаться в ВТ, в работах Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни, на то время в период караханидов этот термин обозначал профессиональную принадлежность, купец или караван-баши (глава каравана), т.е. не имел этнической окраски. По происхождению слово сарт исходит из санскрита что то типа "сартдатха", смысл такой же как и во времена караханидов. Позднее с приходом монголов под сартами понимались как выше было указано, мусульмане в целом независимо от этнической принадлежности, ими были у монголов и тюрки-карлуки, и персы, и тюрки державы хорезмшахов (а там были и карлуки, и кыпчаки и огузы). К периоду тимуридов значение опять меняется и уже под сартами понимаются таджики, но не тюрки-чагатайцы и потомки караханидских тюрков (чигили, карлуки и др.) Мавераннахра, это говорят сами Бабур и Навои отделяя себя от таджиков, которых называют сартами. И уже позднее с приходом узбек-кыпчаков, новая эволюция, уже сартами называются вся группа вышеперечисленных общностей, т.е. и потомки пришедших с монголами племен, т.н. чагатайцы, и потомки племен пришедших с караханидами, и сами таджики.

Сейчас же происходит новая эволюция, и уже в эту группу включаются и потомки узбек-кыпчаков, т.к. количество потомков узбек-кыпчаков было не меньше трех других групп вместе взятых (чагатайцы, караханидские тюрки и таджики называемые на тот момент сартами) и где то с 90-х годов сюда часто начинают включать и уйгуров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мнения на другом форуме:

Монголы назвали Харезмшахов и карлуков сартаулами,сартаками:

enhd

Согласно по данным собранными этнологистами сартулы ныне живут в сомонах Дзабханского аймака Сонгино, Ургамал, Цэцэн-Уул, Сантмаргац, Завханмандал, Эрдэнэхайрхан, Дөрвөлжин, Түдэвтэй, Яруу; как племен в сомоне Дзабхан Убсу аймака; как роды в сомонах Гоби-Алтайского аймака Баян-уул, Шарга, Тайшир, Төгрөг, Дэлгэр, Жаргалан, Хөх морьт; Баянхонгорского аймака Баянбулаг, Хүрээ марал, Бууцагаан; Булганского аймака Тэшиг, Хангай; Дорнодского аймака Баян-уул, Хөлөнбуйр; и Хэнтэйского аймака Дадал сомон.

Некоторые роды записанные у сартулов: Баахжил Сартуул, Бамбачин Сартуул, Гуринх Сартуул, Буянт Сартуул, Гураг Сартуул, Модоргон Сартуул, Хатиган Сартуул, Шинжиг Сартуул, Махан Сартуул, Кэнчээнид Сартуул

CUserspagmaaDesktop2.jpg

Монгольские Сарты (Сартаулы\Сартуулы)из Завханского аймака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я удивляюсь, как даже в не политических ресурсах таджикофашистскую бредятину берут за чистую монету... Пора привыкать.

хотелось бы верить, что глупцов здесь мало :) есть такие убеждения Канишка байке, которые необходимо уважать, некоторые отвергать (презирать), а некоторые принимать как за приемлемое. ни разу не был неадекватом :qyrgyz_new: предвзятой политизированности не надо боятся, а надо аргументировано отвергать и тогда... :rolleyes:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

enhd:

сартуул - монгольское племя, есть предположение что это племя происходит от ремесленников которых переселили в центр Монгольского государства из средней азии.

Бывший президент Монголии Н. Багабанди (второй президент и работал на два срока, 1997-2005 гг), он халха-монгол из сартуулов:

http://www.bolod.mn/Upload/news/2137_3318.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... предвзятой политизированности не надо боятся, а надо аргументировано отвергать и тогда... :rolleyes:

Трудно спорит с мнением если оно написано в стиле "если кого то хочешь запутать, пиши много и с противоречиями и отрицанием фактов". Но я понимаю вас, это был ваш ответ на Нурали за его полемики в теме "ферганские кипчаки".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...