Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендованные сообщения

Кто-то знает от куда пошло названия Сарть? :oz1:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Существует несколько точек зрения на понятие «сарты» и его происхождение. Одни ученые признают само существование сартов и их этническую идентичность. Другую группу составляют ученые, которые не признают этническую определенность этого термина и объединяют их с узбеками. Третья группа лиц – это местная интеллигенция Средней Азии, которая категорически отрицает возможность применения этого термина к какому-либо народу, проживающему на этой территории. Они склонны думать, что это общее название всех оседлых туземных жителей Средней Азии.

Сарты название туземных оседлых жителей городов и селений обл. Сырдарьинской и части Ферганской и Самаркандской. Общая численность их достигает 800000, составляя, по данным 1880 г., 26 % всего населения Туркестана и 4,4 % оседлого его населения. В Сырдарьинской обл. С. свыше 210 тыс., в Фергане ок. 350 тыс., в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тыс. Многочисленные во всей юго-вост. полосе Туркестанского края сплошные поселения Сартов оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской обл. Небольшое сартовское население последней (до 5000 душ) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сарты сохранили физический иранский тип и по наружности очень похожи на таджиков (см.), но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, С. говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие С. ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз. С. — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у С. мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый; лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие алтайской крови, но вообще иранская кровь берет верх. Движения С. плавны, но иногда эта плавность сообразно восточному этикету переходит как бы в вялость. Если к этому прибавить широкий и длинный халат на плечах, ичиги с калошами на ногах и пышную чалму на голове, мешающие свободным движениям, то легко понять распространенное в Европе мнение о восточной лени и апатичной натуре С. На самом деле, однако, С. отличаются экспансивностью натуры, живостью ума и большим трудолюбием. Рабочий труд С., особенно земледельческий, тяжел вследствие жаркого климата, к которому они приспособились, соразмеряя свои движения так, чтобы сил хватило на целый рабочий день. Домашний быт С. несложен и отличается патриархальностью. Жилище, одежда, пища даже у состоятельных лиц отвечают лишь крайним потребностям, которые строго сообразуются с указаниями шариата. Отличительная особенность жилищ С. — отсутствие окон и печей; нагревание производится посредством жаровни с углями. В санитарном отношении домашняя жизнь С. не удовлетворяет самым элементарным требованиям, и только умеренность в пище и питье и теплый климат, дающий возможность проводить большую часть времени года на открытом воздухе, спасает С. от повальных болезней.

В домашней и общественной жизни С. господствует разделение полов; замкнутое положение женщины, показывающейся на улице не иначе, как под покрывалом, проявляется всего сильнее у состоятельных С., у которых для женской половины устраивается отдельное помещение с особым двором, отделенным от мужского жилья, что, однако, не способствует ограждению нравственности. В общем Сарты честны, трезвы и умеренны; в семейной жизни они отличаются чадолюбием; другая отличительная черта их — почтительность к старшим. По занятиям С. распадаются на три класса: 1) ремесленники и земледельцы, 2) торговцы, 3) представители духовенства и мусульманской науки (казии, аглямы, муфтии, ишаны, мударрисы, муллы). Сарты легко приспособляются к новым условиям жизни и усваивают практические знания в ремеслах. Известны изделия их с очень мелкою и красивою резьбою как по дереву, так и по металлу. Сарты— единственные в своем роде штукатуры и мастера в лепных работах; последние выполняются ими чрезвычайно тонко и изящно. Сарты— фанатические мусульмане; религиозность составляет основную черту их характера и поддерживается широко распространенным начальным образованием, получаемым в мектебе; для высшего образования служат медресе. Литература С. ограничивается священными книгами, несколькими историческими сочинениями и переводами Гафиза и др. персидских поэтов. Туземные поэты довольно многочисленны, но не дали ничего выдающегося. Они отзываются и на новейшие события; так, напр., имеются стихи о движении русских войск в Среднюю Азию и о завоевании ими сартских городов; в них порицается трусость сартских чиновников и их многочисленных войск и воспевается храбрость Кауфмана, Черняева и Головачева. Сказки, пословицы, толкования снов и песни С. сходны с аналогичными памятниками народного творчества тюркских племен, живущих по Тянь-Шаню и в Восточном Туркестане. В сказках С. много мотивов, близких к мотивам русских сказок; они могут дать обильный материал для сравнительного изучения наших эпических мотивов наряду с восточными. Памятники народного творчества С. нашли усердного собирателя в лице Н. П. Остроумова, который долго состоял редактором официальной газеты, выходящей в Ташкенте, на сартском языке, с 1870 г. Об истории С. см. Кокандское ханство, Туркестан и Фергана. Ср. В. Наливкин и М. Наливкина, "Русско-сартовский и сартовско-русский словарь, с приложением краткой грамматики по наречиям Наманганского уезда" (Казань, 1884); их же, "Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы" (Казань, 1886); Н. Остроумов, "С. Этнографические материалы" (вып. I—III, Ташкент, 1890—95; 2 изд. 1-го вып., Ташк. 1896); "Кодекс приличий на мусульманском востоке" (перевод сартского памятника, который в оригинале носит заглавие: "Книга о благоповедении людей благочестивых", в "Сборнике Сырдарьинского статистического комитета за 1894 г.", Ташкент, 1895).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext9.htm

ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР

БАБУР-НАМЕ

События года девятьсот двадцать шестого

1519 -1520

...В среду, когда мы опохмелялись, я в шутку сказал: «Всякий, кто заговорит по-сартски, пусть выпьет чашу вина». По этой причине многие выпили чашу. В час утренней молитвы мы сели на лугу среди ив, и я сказал: «Каждый, кто заговорит по-тюркски, пусть выпьет чашу». Тут тоже много, кому пришлось выпить чашу...

____________________________________________________________________________________________________________________

http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi/frametext12.htm

МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР

ТА'РИХ-И РАШИДИ

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА 15.

ОСАДА САМАРКАНДА ВОЙСКОМ ДЖЕТЕ

...[Туглук Тимур хан] подписал указы, подтверждающие девять привилегий. Я видел тот указ Туглук Тимур хана, который достался моему отцу от предков, <да сделает Аллах лучезарным его блеск>. [Указ] исчез в смутную пору Шахибек хана 55. Он был написан по-могольски и [могольской] графикой весной, в год свиньи, в Кундузе. Основываясь на этом, считали, что власть Туглук Тимур хана простиралась до Кундуза. /35а/ Никто ничего не знает о жизни хана, однако я в этой “Истории” привел все, что написано о нем в “Зафар-наме”....

____________________________________________________________________________________________________________________

Мой комментарий. Бабур и Хайдар современники. Под сартским языком думаю подразумевался таджикский?

Ссылка на Хайдара для того, что бы показать, что в 16 веке между могольским (тюркским) и тюркским существовала разница, но скорей всего, очень небольшая.

С уважением,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"сарт", "сарттар" - многочисленные кыргызские племена (рода)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заметил еще вот что. Общаясь с казахами из Ирана, они и и иранцев называют сартами. У каждого региона свои сарты. И это вовсе не нацпринадлежность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Заметил еще вот что. Общаясь с казахами из Ирана, они и и иранцев называют сартами. У каждого региона свои сарты. И это вовсе не нацпринадлежность.

а мне кажется что как раз таки нацпринадлежность... этноним "сарт" имеет такое же созвучное окончание, которое часто встречается и в других тюрко-монгольских этнонимах, например "тейит", "меркит" и мн. др.

в современном кыргызском этносе имеется род "сарт" и племя (уруу) "сарттар". мне только непонятно когда именно этноним "сарт" приобрел уничижительный характер, по всей видимости после 20-х годов прошлого столетия, когда "борьба" с этим этнонимом приняло "всеазиатский характер":)да так что этноним вовсе исчез и все от него открещиваются:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заметил еще вот что. Общаясь с казахами из Ирана, они и и иранцев называют сартами. У каждого региона свои сарты. И это вовсе не нацпринадлежность.

В Баткенской области тоже местные кыргызы таджиков называют сартами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Баткенской области тоже местные кыргызы таджиков называют сартами.

Недавно был в СУАР. Очень удивился, когда местных уйгуров другие этнические лица называли сартами. Выходит, у уйгуров из СУАР и у сартов из центральной азии есть корень?! Но в таком случае думается, если уйгуры давно известны как нация, то какая связь с сартами? Яйцо или курица были первыми? B) B)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насколько мне известно уйгуров не называли сартами, соседние народы называли их:

казахи - кашгарлык, калмыки - хотан, китайцы чанту, таранчи и другие варианты, подробнее у Ш. Валиханова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а мне кажется что как раз таки нацпринадлежность... этноним "сарт" имеет такое же созвучное окончание, которое часто встречается и в других тюрко-монгольских этнонимах, например "тейит", "меркит" и мн. др.

в современном кыргызском этносе имеется род "сарт" и племя (уруу) "сарттар". мне только непонятно когда именно этноним "сарт" приобрел уничижительный характер, по всей видимости после 20-х годов прошлого столетия, когда "борьба" с этим этнонимом приняло "всеазиатский характер":)да так что этноним вовсе исчез и все от него открещиваются:)

Интересно что в национальной переписи того периода сарты фиксировались как отдельный народ (25% от всего населения)

значит ли это что они пользовались самоназванием "сарт" ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кульджинские уйгуры очень любят шутить и рассказывать анекдоты. В своих шутках они нередко называют сами себя сартами. Правда, в большинстве случаев от имени казахов. Когда недовольны кем-то из своих, тоже говорят так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заметил еще вот что. Общаясь с казахами из Ирана, они и и иранцев называют сартами. У каждого региона свои сарты. И это вовсе не нацпринадлежность.

откуда в Иране казахи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из Туркмении и из Афганистана. Исторически из Мангышлака. Адайцы в основном. В 1991 г. во время первого курултая казахов мира появились первые переселенцы из Ирана с тремя-пятью женами. Очень много их сейчас живут в Туркестане. С ними и общался я. Среди них есть те, которые успели пожить в Сауд Аравии в Медине, в Бахрейне. По их словам, в Иране они жили среди туркмен. Иранцы их тоже называли туркменами.

Про казахов Ирана

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот лично мне было бы весьма гордо, если бы был бы сартом, потому что тот уничижительный оттенок, который этот этноним вобрал в себя, скорее напоминание о каких то далеких мрачных временах в головах не совсем образованных и деятельность политики государств на которых проживало это "несчастное" тюрко-монгольское племя. То приличие, которому я стараюсь следовать, не дает мне повода приводить многочисленные примеры об уничижительных, а порою и презрительных прозвищах сформированное на базе вполне "нормального" этнонима, однако для пояснения своего предположения мне приходится, хотя бы одну или две для наглядного примера привести, но такие которые широко известны. Ну например: "чукча" и "жид". Я лично ни чего не имею против этих народов оговорюсь сразу, однако раз уж пошел разговор об уничижительном оттенке этнонима "сарт" мне все же придется напомнить эти два этнонима. Второй этноним, к примеру, на первоначальном этапе взаимоотношения русского и еврейского народов был вполне нормальным этнонимом, искаженное самоназвание "йид", а первый "этноним" (а скорее русское название этого Народа) приняло, на совершенно глупой фольклорной основе, не совсем лестный оттенок. Наверное поэтому благодаря убедительным просьбам, о первом этнониме прекратили печатать оскорбительные и глупые анекдоты, а о втором этнониме написано намного больше чем этот пост, и поэтому мы все знаем что так "обзывать" по крайней мере не прилично, при этом в соседней Польше вполне легально действуют "жидовские школы". Конечно у этих двух этнонимов своя неповторимая история, совершенно отличная от истории Сартов, однако два приведенных примера указывают на реальную возможность обретения уничижительного оттенка благодаря исторически сложившихся условиям.

Я не считаю, что САРТ - это унизительно, напротив, мы - несарты, но такой же кыргызской крови, просто обязаны понять, что этноним Сарт - это родное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Сарты — название туземных оседлых жителей городов и селений обл. Сырдарьинской и части Ферганской и Самаркандской. Общая численность их достигает 800000, составляя, по данным 1880 г., 26% всего населения Туркестана и 4,4% оседлого его населения. В Сырдарьинской обл. Сарты свыше 210 тыс., в Фергане ок. 350 тыс., в прежнем Зеравшане (ныне Самаркандская обл.) свыше 150 тыс. Многочисленные во всей юго-вост. полосе Туркестанского края сплошные поселения Сарты оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сыра и в пределы Семиреченской обл. Небольшое сартовское население последней (до 5000 душ) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство. Происхождение слова Сарты, которое встречается уже у Плано-Карпини (XIII в.), остается невыясненным; всего менее основательно мнение, будто Сарты — бранная, насмешливая кличка, данная узбеками горожанам Туркестана. В этнографическом отношении Сарты представляют собою тип смешанный, происшедший от слияния древнего иранского населения Туркестана с позднейшими завоевателями и поселенцами тюрко-монгольского происхождения. Сарты сохранили физический иранский тип и по наружности очень похожи на таджиков (см.), но в отличие от последних, живущих среди них разбросанно и сохранивших свой персидский язык, Сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие Сарты ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз. Сарты — среднего роста (мужчины в среднем — 1,69, у женщины — 1,51 м); дородность легко переходит у них в тучность. Цвет кожи смуглый, волосы черные, глаза темно-коричневые, борода небольшая. По головному указателю (85,39), равно как и по черепному они — настоящие брахицефалы. Череп у Сарты мал, лоб средний, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый; лицо вообще овальное. Иногда слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние ясно указывают на присутствие алтайской крови, но вообще иранская кровь берет верх. Движения Сарты плавны, но иногда эта плавность сообразно восточному этикету переходит как бы в вялость. Если к этому прибавить широкий и длинный халат на плечах, ичиги с калошами на ногах и пышную чалму на голове, мешающие свободным движениям, то легко понять распространенное в Европе мнение о восточной лени и апатичной натуре Сарты На самом деле, однако, Сарты отличаются экспансивностью натуры, живостью ума и большим трудолюбием. Рабочий труд Сарты, особенно земледельческий, тяжел вследствие жаркого климата, к которому они приспособились, соразмеряя свои движения так, чтобы сил хватило на целый рабочий день. Домашний быт Сарты несложен и отличается патриархальностью. Жилище, одежда, пища даже у состоятельных лиц отвечают лишь крайним потребностям, которые строго сообразуются с указаниями шариата. Отличительная особенность жилищ Сарты — отсутствие окон и печей; нагревание производится посредством жаровни с углями. В санитарном отношении домашняя жизнь Сарты не удовлетворяет самым элементарным требованиям, и только умеренность в пище и питье и теплый климат, дающий возможность проводить большую часть времени года на открытом воздухе, спасает Сарты от повальных болезней. Среди Сарты распространены проказа (махау) и так наз. сартская болезнь (ташкентская язва, паша, хурда). Последняя, впрочем, не исключительно свойственна Сарты Это — не что иное, как вост. язва, распространенная в тропических и субтропических странах и известная в различных местностях под различными названиями (пендинская язва в Закаспийском крае, алеппский прыщ, делийская язва) и поражающая не только туземцев, но и европейских поселенцев. Всего более болезнь эта распространена в Туркестане и в Закаспийском крае. Сартская болезнь — накожное заболевание, начинающееся папулою, переходящей в пустулу или прямо в язвинку, со струпом или без струпа, затем превращающеюся в язву величиною от горошины до сливы, а иногда ладони и больше, от которой по заживлении остается рубец, большею частью неглубокий. Язвы эти не смертельны, поражают человека в количестве от 1 до 170 и больше, главным образом на открытых местах тела, и редко сопровождаются лихорадкой и общим заболеванием, но и при обычном течении могут принять очень тяжелую форму, так как, поражая руки и ноги, лишают больного трудоспособности на более или менее продолжительное время. Болезнь продолжается от 2 до 8 месяцев; возникает она спорадически и эндемо-эпидемически, обусловливаясь микрококком biskra. Лучшее лечение сартской болезни — содержание в чистоте, покой и перевязка антисептическими растворами. Довольно удачно лечат сартскую болезнь и туземные знахари. Среди Сарты известны еще два эндемические заболевания — зоб в Ферганской и ришта в Самаркандской области; оба они находятся в прямой зависимости от воды. На народном здоровье гибельно отражается также распространенные среди Сарты курение наши (опиума) и употребление кукнара (гашиша). За последнее время среди Сарты получает распространение и пьянство. Половая нравственность стоит у Сарты на низком уровне. В эпоху ханского владычества была широко распространена тайная проституция, хотя прелюбодеяние и влекло за собою смертную казнь; в последнее время наряду с тайной получила широкое развитие открытая проституция. Со времени завоевания края тайная проститутка (купия) совсем почти вытеснила бачей — мальчиков, увеселяющих публику пляскою, но все же бачебазство (развлечение с бачами) широко распространено, принимая иногда самые гнусные формы. Допускаемое у Сарты многоженство доступно лишь более зажиточному классу, среди которого обладание несколькими женами является своего рода модой. Благодаря скоплению в городах массы пролетариев, охотно отдающих своих дочерей за самый ничтожный калым, многоженство у Сарты распространено более, нежели у киргиз. В домашней и общественной жизни Сарты господствует разделение полов; замкнутое положение женщины, показывающейся на улице не иначе, как под покрывалом, проявляется всего сильнее у состоятельных Сарты, у которых для женской половины устраивается отдельное помещение с особым двором, отделенным от мужского жилья, что, однако, не способствует ограждению нравственности. В общем Сарты честны, трезвы и умеренны; в семейной жизни они отличаются чадолюбием; другая отличительная черта их — почтительность к старшим. По занятиям Сарты распадаются на три класса: 1) ремесленники и земледельцы, 2) торговцы, 3) представители духовенства и мусульманской науки (казии, аглямы, муфтии, ишаны, мударрисы, муллы). Сарты легко приспособляются к новым условиям жизни и усваивают практические знания в ремеслах. Известны изделия их с очень мелкою и красивою резьбою как по дереву, так и по металлу. Сарты — единственные в своем роде штукатуры и мастера в лепных работах; последние выполняются ими чрезвычайно тонко и изящно. Сарты — фанатические мусульмане; религиозность составляет основную черту их характера и поддерживается широко распространенным начальным образованием, получаемым в мектебе; для высшего образования служат медресе. Литература Сарты ограничивается священными книгами, несколькими историческими сочинениями и переводами Гафиза и др. персидских поэтов. Туземные поэты довольно многочисленны, но не дали ничего выдающегося. Они отзываются и на новейшие события; так, напр., имеются стихи о движении русских войск в Среднюю Азию и о завоевании ими сартских городов; в них порицается трусость сартских чиновников и их многочисленных войск и воспевается храбрость Кауфмана, Черняева и Головачева. Сказки, пословицы, толкования снов и песни Сарты сходны с аналогичными памятниками народного творчества тюркских племен, живущих по Тянь-Шаню и в Восточном Туркестане. В сказках Сарты много мотивов, близких к мотивам русских сказок; они могут дать обильный материал для сравнительного изучения наших эпических мотивов наряду с восточными. Памятники народного творчества Сарты нашли усердного собирателя в лице Н. П. Остроумова, который долго состоял редактором официальной газеты, выходящей в Ташкенте, на сартском языке, с 1870 г. Об истории Сарты см. Кокандское ханство, Туркестан и Фергана. Ср. В. Наливкин и М. Наливкина, "Русско-сартовский и сартовско-русский словарь, с приложением краткой грамматики по наречиям Наманганского уезда" (Казань, 1884); их же, "Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы" (Казань, 1886); Н. Остроумов, "Сарты Этнографические материалы" (вып. I—III, Ташкент, 1890—95; 2 изд. 1-го вып., Ташк. 1896); "Кодекс приличий на мусульманском востоке" (перевод сартского памятника, который в оригинале носит заглавие: "Книга о благоповедении людей благочестивых", в "Сборнике Сырдарьинского статистического комитета за 1894 г.", Ташкент, 1895).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обратите внимание на расселение ЦА народов...

Начало ХХ века.

Сарты расселены между Туркестаном и Ташкентом, также в Ферганской долине.

Между бухарскими узбеками и таджиками тонкой полоской в месте Гиссар расположены казахи?

7b6779e93057a24a69655ba2aa381fe2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Судя по этому сообщению 1771 года сартами казахи называли жителей Ташкента (по-русски: Великой Бухарии), т.е. узбеков и Кашгара (по-русски: Малой Бухарии), т.е. уйгуров:

3c7d5322411a.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тех кого мы сейчас называем сартами, сами себя, как правило, так не называли. Так кочевники называли всех оседлых жителей узбекских ханств (Бухарского, Хивинского и Кокандского). Большинство жителей Бухарского и Хивинского ханств были узбеками и так себя и называли. Я читал, что даже ираноязычные жители Бухарского и Хивинского ханств называли себя узбеками (видимо из-за господствующего положения собственно самих узбеков и более престижного этнонима "узбеки"), а термин таджик употреблялся для обозначения фарсов (персов) - иноплеменного, не местного по своему происхождению населения. Видимо, под персами понимались пленные рабы из Персии, которых угоняли туркмены и видимо горных таджиков (т.н гальча), исповедующих шиизм. Также я часто слышал, что в те времена под термином Таджикистан собственно понимались только Южные части современного Таджикистана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

из "Материалов по районированию Средней Азии

82cfb17ad321.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

продолжение

5167e5fd310e.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обратите внимание на расселение ЦА народов...

Начало ХХ века.

Сарты расселены между Туркестаном и Ташкентом, также в Ферганской долине.

Между бухарскими узбеками и таджиками тонкой полоской в месте Гиссар расположены казахи?

7b6779e93057a24a69655ba2aa381fe2.jpg

Вот что осталось на 1956 год от казахов того времени.

39d3aaddb594.jpg

a484ae445c99.jpg :angry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

возможно же что "кочевые" сарты захватили "автохтонное население Ферганы" (ираноязычное, европеоидное и все такое) и таким "обычным" образом, этноним "сарт" был наклеен на это самое "древнее местное население Ферганской долины", они же ведь еще и "согдийцы", которых в свое время также захватили, ну предположим "саки", которые дали им название "согду", а монгольские сартаулы - это не они, а что-то кыргызское:). что бы не говорили о них я верю, что истинные, настоящие Сарты - это наши:)а те сарты о которых идет речь - древнее население Ферганы, которое не однократно становились то саками, то бактрийцами, то тюрками, а перед узбеками были сартами:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В "Сокровенном сказании монголов" о сарт-ов:

1. Говорится о керейтском Ван хане, когда он бежал от своих братьев и найманского хана в сторону реки Чуй сартаульской земли, харакиданскому гурхану.

Čui-muren-e Sartaulun ğaĵara - местности реки Чуй, земли сартулов

2. В сказании Сэнгум-а что о нем будут говорить "... он будет следовать за сартакчин овцами Тогтоа бэхи..."

Toqtoa-boe Sartaqčin qonino - сартовских овец Тогтоа бэхи (Sartaqčin - пород овец сарт, -чин показывает что самки овец)

3. О сартаулском купце которого встречали когда он гонял овец которых покупал у онгутского Алахуш ноёона.

Asan Sartaqtai čağan temeetu - сарт (купец) Хасан на белом верблюде (с белым верблюдом)

4. О сартаул-ах в связи с войной Мухаммед султаном много раз.

Sartaul-irķen-e Uquna teriuten ĵaun elčiniyen - сто послов во главе с Ухуна [отправить] в Сартаул

Sartaul-irķen-tur morilaya - поедем войной в Сартаулам

5. О двух человеках из сартаулов Ялавач и Масхуд которых назначили советниками и помощниками у даругачи монголов в Китае.

Sartaqtai ķuun-neče Yalawači Masqut qoyarun - из сартских люд двух, а именно Ялавач и Мас

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1852 год, сарты еще есть и заметьте, они перечисляются отдельно от узбеков, хотя в 20 веке сартами казахи считали уже узбеков с таджиками - наверное сарты растворились в них?

40dd359a6a61.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас