Перейти к содержанию
Aza

Халха-Монголы

Рекомендуемые сообщения

Только что, Ермолаев сказал:

Вы про "иризэн"? Да, у нас такого вообще и в помине не было. Никогда у нас слово с "р" не начиналось. По сему заимствования слов с начальным "р" имеют всегда гласную в начале (также и этноним русских ставший у нас как "урус").

Именно про это

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Ермолаев сказал:

Ув. Кайрат-аха, так ведь дело обстояло так:

 

Для меня не убедительно, ув. Ермолаев. Убедительно все это может быть для тех, кто хочет именно это и услышать, к примеру, для меченосца или ReicheOnkel'я. 

 

Все ваши объяснения спотыкаются на 5 существенных моментов:

 

1) В тюрко-монгольской фонетике отсутствует правило, по которому бы в заимствованных из русского языка словах гласная "а" в первом слоге переходила бы в гласную "у". Примеры на вскидку: дача не станет дуча, каша не станет куша, тазовый нарост не станет тузовым наростом и т.д., ну и конечно же база не станет буза, а базовый не перейдет в бузавый!

 

2) В русском языке на протяжении 300 лет с момента заимствования слова "базис-база" из французского языка и на просторах распространения русского языка от Балтии до Владивостока и от Северного ледовитого океана до Тянь-Шаня не было и нет ни единого случая, чтобы слова "база-базовый" применялось бы к этническим группам и народам!

 

3) Поэтому логично было бы, если бы русские назвали бы тех калмыков любым из подходящих синонимов понятия "базовые" в русском языке, например, "главные", "основные", "коренные" и и т.д.

 

4) Емнип, калмыцкий род, группа, и этноним "бузав" существовали задолго до заимствования русскими французского слова "базис" и к тому же задолго до того, когда это французское слово перешло бы в привычный для каждого русского бытовой разговорный язык, т.е. это еще позже чем момент заимствования.

 

5) Никуда не деться от имеющегося факта, что непосредственными соседями той самой группы калмыков были тюрки ногайцы и татары Крыма, на языке которых существует слово один в один - "бузав" (теленок) - без всяких метаморфоз, подтягиваний и объяснений.

 

А потому ваша версия, прошу прощения, выглядит всего лишь натяжккой имеющегося на желаемое.

 

Кстати к вам с вашим оруженосцем (потому что везде в роли вашего суфлера) вопрос в связи с этим желанием - почему вас так отпугивает возможная тюркская этимология и так притягательна вам русская этимология? В чем кроется причина? Насколько мне известно многие калмыцкие этнонимы ярко выраженные тюркизмы, не говоря уже об общем самоназвании "калык", и в то же время нет ни единого русского этнонима, и вроде бы ничего, жили как то, ничего страшного не приключилось. Но тут на те вам, не хотим и все. Почему?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
4 hours ago, АксКерБорж said:

 

Для меня не убедительно. Убедительно все это только для тех, кто хочет именно это и услышать, к примеру, для меченосца. :P

Все ваши объяснения спотыкаются на 5 существенных моментов:

 

1) В тюрко-монгольской фонетике отсутствует правило, по которому бы в заимствованных из русского языка словах гласная "а" в первом слоге переходила бы в гласную "у". Примеры на вскидку: дача не станет дуча, каша не станет куша, тазовый нарост не станет тузовым наростом и т.д., ну и конечно же база не станет буза, а базовый не перейдет в бузавый!

 

2) В русском языке на протяжении 300 лет с момента заимствования слова "базис-база" из французского языка и на просторах распространения русского языка от Балтии до Владивостока и от Северного ледовитого океана до Тянь-Шаня не было и нет ни единого случая, чтобы слова "база-базовый" применялось бы к этническим группам и народам!

 

3) Поэтому логично было бы, если бы русские назвали бы тех калмыков любым из подходящих синонимов понятия "базовые" в русском языке, например, "главные", "основные", "коренные" и и т.д.

 

4) Емнип, калмыцкий род, группа, и этноним "бузав" существовали задолго до заимствования русскими французского слова "базис" и к тому же задолго до того, когда это французское слово перешло бы в привычный для каждого русского бытовой разговорный язык, т.е. это еще позже чем момент заимствования.

 

5) Никуда не деться от имеющегося факта, что непосредственными соседями той самой группы калмыков были тюрки ногайцы и татары Крыма, на языке которых существует слово один в один - "бузав" (теленок) - без всяких метаморфоз, подтягиваний и объяснений.

 

А потому ваша версия, прошу прощения, выглядит всего лишь натяжккой имеющегося на желаемое.

 

Кстати к вам с вашим оруженосцем (потому что везде в роли вашего суфлера и топиконосца :)) вопрос в связи с этим желанием - почему вас так отпугивает возможная тюркская этимология этнонима и так притягательная русская этимология? В чем кроется причина? Насколько мне известно многие калмыцкие этнонимы ярко выраженные тюркизмы, не говоря уже об общем самоназвании "калык", и в то же время нет ни единого русского этнонима, и вроде бы ничего, жили как то. Но тут на те вам, не хотим и все. Почему?

 

 

Это Вы натягиваете. 

Русские называли официально это группу базовыми калмыками и это задокументировано. Да и эти калмыки представляют неоднородную массу из разных групп калмыцкого этноса. И они образовались в отдельный субэтнос только потому что оказались в составе донского казачества, где их называли базовыми калмыками. 

Вот так у вас на все темы. Вы видите только то что Вам хочется видеть.

 

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, reicheOnkel сказал:

Это Вы натягиваете.

 

В отличие от вас я ничего не натягиваю, я просто размышляю и задаю вам вопросы, кстати на которые вы не можете ответить.

 

41 минуту назад, reicheOnkel сказал:

Русские называли официально это группу базовыми калмыками и это задокументировано.

 

Ну и что? Они могли с таким же успехом называть их базовыми искажая тюркизм "бузав". До определенного времени казахский топоним тоже считался русским - Боровое, но оказалось что это Бурабай. :lol: Так и с бузавами-базовыми вполне может такое приключиться. Где гарантия что нет?

 

41 минуту назад, reicheOnkel сказал:

Да и эти калмыки представляют неоднородную массу из разных групп калмыцкого этноса.

 

Ну и что? Кто знает, может быть именно поэтому по каким-то причинам их соседи тюрки назвали их бузавами?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Их называют не монголами и они ныне  есть среди могулов/чагатайдов,казахов ,узбеков, татаров Крыма и халха-монголов /northern Yuan Mongols/

Здесь казахских дулатов ,мангитов ,конратов и уйсинов называют настоящими монголами.Также калмыцких дорбетов называет найманами.

Значит ваш Элбасы -настоящий монгол и наш человек.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Peacemaker сказал:

Их называют не монголами и они ныне  есть среди могулов/чагатайдов,казахов ,узбеков, татаров Крыма и халха-монголов /northern Yuan Mongols/

Здесь казахских дулатов ,мангитов ,конратов и уйсинов называют настоящими монголами.Также калмыцких дорбетов называет найманами.

Значит ваш Элбасы -настоящий монгол и наш человек.

:D

нет я о канглы кипчак аргын они что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.11.2016 в 21:23, АксКерБорж сказал:

 

И.В. Сталин (Джугашвили) в монгольском дэгэле:

3bacc11de407.jpg

b13c9b0c8aed.jpg

Б.Н. Ельцин (может быть в Туве?):

45d5eaf95bc3.jpg

 

Л.И. Брежнев в дэгэле, рядом главный коммунист МНР Цэдэнбал:

 

8c7a5b769b6c.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, reicheOnkel сказал:

Это Вы натягиваете. 

Русские называли официально это группу базовыми калмыками и это задокументировано. Да и эти калмыки представляют неоднородную массу из разных групп калмыцкого этноса. И они образовались в отдельный субэтнос только потому что оказались в составе донского казачества, где их называли базовыми калмыками. 

Вот так у вас на все темы. Вы видите только то что Вам хочется видеть.

 

Ув Рейхеонкель,никакие документы и доказательства вам не помогут! Вероятно профессии накладывают свой отпечаток на людей, он ведь юрист? Он просто не может проиграть дело ни под каким соусом!остается просто умыть руки и сдаться, пусть верит в свои сказки наш форумный "Андерсен-юридический " :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, mechenosec сказал:

Ув Рейхеонкель,никакие документы и доказательства вам не помогут! Вероятно профессии накладывают свой отпечаток на людей, он ведь юрист? Он просто не может проиграть дело ни под каким соусом!остается просто умыть руки и сдаться, пусть верит в свои сказки наш форумный "Андерсен-юридический " :lol:

 

Опять суфлируете? Профессии, моя, ваша и других юзеров, не касаются форумных диспутов и взглядов.

Я высказал Ермолаеву свои 5 сомнений и задал 1 вопрос. Точно также ReicheOnkel'ю я обозначил 2 спорных момента. Теперь жду от них ответов.

А вы то тут с какого бока? Или у вас есть ответы на них? Если нет, то прошу не мешать выяснению вопроса, читайте молча.   

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
20 hours ago, АксКерБорж said:

 

В отличие от вас я ничего не натягиваю, я просто размышляю и задаю вам вопросы, кстати на которые вы не можете ответить.

 

 

Ну и что? Они могли с таким же успехом называть их базовыми искажая тюркизм "бузав". До определенного времени казахский топоним тоже считался русским - Боровое, но оказалось что это Бурабай. :lol: Так и с бузавами-базовыми вполне может такое приключиться. Где гарантия что нет?

 

 

Ну и что? Кто знает, может быть именно поэтому по каким-то причинам их соседи тюрки назвали их бузавами?

 

Никакой документ или источник где бы это название так объяснялось. 

Калмыки были господами ногайцев. И почему члены этой разнородной группы калмыков должны были взять и согласиться на ногайское название? 

Для донских калмыков русское государство было первым авторитетом, так как они были ее войском. И эти русские начальники их называют базовыми калмыками. И это было нейтральным названием для всех групп оказавшихся на Дону. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, reicheOnkel сказал:

Никакой документ или источник где бы это название так объяснялось.

 

Спасибо конечно, но не ответ. Буду ждать пояснений ув. Ермолаева.

 

Калмыки были господами ногайцев. И почему члены этой разнородной группы калмыков должны были взять и согласиться на ногайское название? 

Для донских калмыков русское государство было первым авторитетом, так как они были ее войском. И эти русские начальники их называют базовыми калмыками.

 

Это правило, что заимствуют вассалы у сюзерена, не всегда работал. Российская империя на всем протяжении хода истории и пути колонизации в большинстве случаев перенимало термины (топонимы, этнонимы и пр.) у местных подвластных народов.

В этом ключе этноним "бузав" вполне мог быть возникнуть у калмыков не от их сюзерена, России, а от их поданных ногайцев.    

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
1 hour ago, АксКерБорж said:

 

Спасибо конечно, но не ответ. Буду ждать пояснений ув. Ермолаева.

 

 

Это правило, что заимствуют вассалы у сюзерена, не всегда работал. Российская империя на всем протяжении хода истории и пути колонизации в большинстве случаев перенимало термины (топонимы, этнонимы и пр.) у местных подвластных народов.

В этом ключе этноним "бузав" вполне мог быть возникнуть у калмыков не от их сюзерена, России, а от их поданных ногайцев.    

 

Вам предстоит задача почему тогда калмыки согласились на ногайское название и что для них это означало и почему они все приняли его. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так получается в официальных документах зафиксировано обозначение "базовые калмыки" а источников про "бузау=теленок" нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, reicheOnkel сказал:

почему тогда калмыки согласились на ногайское название

 

В вопросах этнонимии, по моему, согласие не требуется. Ведь приняли тюркское самоназвание калмак и никто согласия не спрашивал. 

 

1 час назад, reicheOnkel сказал:

Вам предстоит задача почему тогда калмыки согласились на ногайское название и что для них это означало и почему они все приняли его. 

 

Вы правы, если вам предстоит ответить на мои вышеперечисленные сомнения и вопросы, то мне предстоит определиться с ногайцами и телятами. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Например, именно в западной родоплеменной структуре казахских племен есть одноименное племя: адай - келимберды - бузау. Случайно ли это?

Жалко на форуме нет самих ногайцев или знатоков ногайских родоплемен, возможно у них тоже был одноименный род (нынче которые наверно забылись).

 

Ведь версий этимологии этнонима даже у самих калмыков не одна, их много - "бу заав", "буджаг", "бузаг", "бузава", "базовый" и т.д. и т.п.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.04.2017 в 22:21, Ермолаев сказал:

«Чтобы отличать донских калмыцких казаков от кочевников, атаман М.И. Платов приказал называть их "базовыми калмыками". Возможно, от слова «база» и произошло слово «бузавы».

 

Ув. Ермолаев, в дополнение к моим вышеперечисленным 5-ти сомнениям предлагаю еще 6-й пункт:

 

Калмыцкий исследователь Санжи Тостаев в своей статье "Калмыки и казачество. Трудный этноним" (журнал "Элистинский курьер" № 8 от 3 марта 2016 года) опровергает вашу версию о "базовых калмыках" и авторе этнонима атамане Платове (1751 - 1818):

 

(АКБ: орфография автора сохранена)

 

"... К сожалению, данная версия не выдерживает критики. Если вспомним историю, то первые организованные переселения  калмыков на Дон были осуществлены нойонами Дугаром и Бокой со своими улусами в 1669 - 1670 годах. Прибыв на новое местожительства, калмыки через короткое время стали называть себя (почему то!) "бузавами". И только через полтора столетия герой Отечественной войны 1812 - 1814 годов против Наполеоновских войск приказал (!) "бузавов" называть "базовыми". А те радостно согласились, потому что, какая разница как ты себя называешь - "бузав" или "базав". Нет ни одного исторического документа, где атаман Донского казачьего  войска с 1801 года Матвей Иванович Платов отдает приказ называть донских калмыков "базовыми". Этноним как коллективный маркер большой социальной группы, "приказами" сверху не приживется, он ведь должен "созреть" и войти в состав "культурного кода" (менталитета) этноса или его субэтноса".

 

В хронологию автора стройно ложится и моя версия о том, что слово "базис - база" вошло в бытовой разговорный обиход в России и ее уголках никак не раньше середины 18 века. Таким образом, согласно указанному автору этноним "бузав" существовал задолго до французского заимствования!

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.04.2017 в 14:15, АксКерБорж сказал:

Например, именно в западной родоплеменной структуре казахских племен есть одноименное племя: адай - келимберды - бузау. Случайно ли это?

 

Это была моя 1 версия.

А вот 2 версия. Она признаюсь мне нравится гораздо больше! Прошу прощения за нескромность, но я первый автор этой новой версии! ;)

 

Одним из притоков реки Дон является река Бузулук. Название которой тюркское, вероятно происходит от слова "бузавлук" - "телячья".

Наверняка калмыцкие роды были расселены русскими в долине этой реки, поэтому их уже как оседлых калмыков и для отличия от прочих кочевых калмыцких родов, стали называть бузавами!

Имхо, Дон слишком большая, длинная река (почти от Черного моря почти до Москвы!), чтобы оперировать размытым термином "донские калмыки".

Имхо, наверняка мы хоть чуточку приблизимся к исторической правде, если станем оперировать термином "бузавлук калмыки", "бузав хальмг"  или "бузавнр хальмг" (тюркский аффикс "лук" позднее наверняка отпал как чужеродный и лишний).

 

Кажись моя шутка с Боровое-Бурабай имеет почву, что бузав не от базовые, а наоборот, базовые от бузав. :)

753f54830e69.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Опять суфлируете? Профессии, моя, ваша и других юзеров, не касаются форумных диспутов и взглядов.

Я высказал Ермолаеву свои 5 сомнений и задал 1 вопрос. Точно также ReicheOnkel'ю я обозначил 2 спорных момента. Теперь жду от них ответов.

А вы то тут с какого бока? Или у вас есть ответы на них? Если нет, то прошу не мешать выяснению вопроса, читайте молча.   

 

Вы смысл слова суфлер  понимаете? как понял нет,скорее Рейхеонкель может мне подсказать,нежели я ему,и вообще то я к нему обращался а не к вам :D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монгольский телеканал сравнил скотоводов Монголии и АРВМ. 

 

Вышел в эфир третий сезон реалити-шоу "Однажды в Монголии и АРВМ".

Первый частный монгольский телеканал “ТВ 25 суваг” запустил развлекательный проект, состоящий из нескольких серий и сезонов. Первый сезон носит название  “Однажды в Улан-Баторе” и второй - “Однаждый в тайге” уже сняты и транслиривались на канале. А третий сезон называется “Однажды в Монголии и Внутренней Монголии”.  

Участником первого сезона стал скотовод из Баян-Өлгий аймака. Этнический казах Монголии согласился прожить в Улан-Баторе в течение пяти дней, имея в кармане только  200 тысяч тугриков (примерно 5130 рублей).

Бапарын Мугалим по национальсти казах, занимается монгольской национальной борьбой “бөх барилдаан” и имеет звание “сумын заан” или “сомонский слон”. Также он любитель монгольских конных скачек. В сомоне Алтай Баян-Өлгий аймака он главный берейтор - тренирует лошадей для скачек. Кроме того, он -- глава сомонской федерации берейторов Монголии.

Во втором сезоне приняли участие городские жители – певец и певица, которые провели семь дней в глубокой тайге Хубсугула, живя в чуме цаатанов-оленеводов.

Третий сезон реалити-шоу демонстрирует различия между образом жизни скотоводов Монголии и АРВМ.

“Однажды в Монголии и Внутренней Монголии” показывает жизнь двух скотоводов, которые поменялись местами жительства на 5 дней.

Б.Тунгалагтамир хорошо известна как обладатель “золотого зуммера” шоу “Mongolia’s Got Talent”. В новом сезоне реалити-шоу она участвует вместе с С.Ванчиндоржем из Внутренней Монголии.

В первой серии Б.Тунгалагтамир приехала в семью гацаа Сайн-Ус сомона Ихбулаг хошуна Зүүн Үзэмчин, Шилийнгол аймака Внутренней Монголии, чтобы участвовать в реалити- шоу. А хозяин дома, скотовод из АРВМ, прибыл в Монголию, в семью Б.Тунгалагтамир, проживающую в сомоне Өндөрширээт Төв аймака.

Б.Тунгалагтамир родилась и выросла в сомоне Өндөрширээт, замужем уже 16 лет. У нее 6 детей. Ее семья держит более 1000 голов скота.

С.Ванчиндорж говорит: “Я очень рад встретиться с кровными братьями- монголами. Очень волнуюсь от радости. Я с 15-летнего возраста занимаюсь скотоводством. Я - простой скотовод. С давних пор мечтал побывать в Монголии. Думал, как же осуществить свою мечту. И внезапно она сбылась.

Хочу дышать воздухом Монголии, хочу увидеть своими глазами нетронутую природу Монголии. Я просто на седьмом небе от того, что получил такой шанс. Буду молиться у монумента Чингисхану, хочу увидить родную землю нашего великого хана, горы Бурхан Халдун. Конечно, я видел их на фото, но хочу теперь посмотреть на них вживую. Это просто счастье. Верю, что просыпается "Хийморь" (обозначает жизненную силу человека) - моя звезда, приносящая удачу.”

“Я хотела побывать во Внутренней Монголии. Потому,  что мы все - монголы, хотя и живем по разные стороны границы. Такой шанс выпадает раз в жизни. Тем не менее, когда работники телеканала позвонили мне, я не дала точного ответа. Но моя душа уже согласилась. Мне надо было спросить разрешения у мужа.

Я долго его уговаривала, а он не хотел меня отпускать. В конце концов, он сдался. В офисе телеканала, получив информацию о реалити-шоу, я дала свое согласие на участие”, - говорит  Б.Тунгалагтамир.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.04.2017 в 06:35, АксКерБорж сказал:

Для меня не убедительно, ув. Ермолаев. Убедительно все это может быть для тех, кто хочет именно это и услышать, к примеру, для меченосца или ReicheOnkel'я. 

Все ваши объяснения спотыкаются на 5 существенных моментов:

1) В тюрко-монгольской фонетике отсутствует правило, по которому бы в заимствованных из русского языка словах гласная "а" в первом слоге переходила бы в гласную "у". Примеры на вскидку: дача не станет дуча, каша не станет куша, тазовый нарост не станет тузовым наростом и т.д., ну и конечно же база не станет буза, а базовый не перейдет в бузавый!

Не всегда. В то время еще не свормировались четкие правила соответствия вонетики. Например, слово "губернатор" имеет более двадцати дублетов: "gubarnad", "gubarnad", "gubarned", "gubernaator", "gubar naator", "goubernaad", "guvаrnad", "gubir" "gubarnatar", "guvarnaatar", "obornood", "gubernod", "gubernator", "guburnaad", "gubarned", "nator", "gubernatur", "guburnatur", "gubernaatoor", "gubernaatur", "guberneeter", "kubirnaator", "kubernaad". 

Также "Oromon" = "Роман"; "Xobon" = "Кубань"; "saldu-s/saldou-d" = "солдаты".

То есть, "ба-" спокойоно могло перейти в "бу-" (как "солдат" перешло в "салду/салдоу").

В 19.04.2017 в 06:35, АксКерБорж сказал:

2) В русском языке на протяжении 300 лет с момента заимствования слова "базис-база" из французского языка и на просторах распространения русского языка от Балтии до Владивостока и от Северного ледовитого океана до Тянь-Шаня не было и нет ни единого случая, чтобы слова "база-базовый" применялось бы к этническим группам и народам!

Так ведь в том то и дело, что бузавы стали этнической группой не столь давно, лишь в середине XIX в. До этого они были этносоциальной группой (равно как казаки - не этнос, а именно этносоициум) в составе Войска Донского, причем разнородной. По сути ранние донские калмыки - казачий полк из этнических калмыков. 

Так ведь и кроме хошутов никто себя "клиновыми" не называет в мире. Но "хошууд" таки все же изъясняется как "клиновые" (т.е. те, в клине, в хошуне).

В 19.04.2017 в 06:35, АксКерБорж сказал:

3) Поэтому логично было бы, если бы русские назвали бы тех калмыков любым из подходящих синонимов понятия "базовые" в русском языке, например, "главные", "основные", "коренные" и и т.д.

Логично-то да, но! Вообще почему донские калмыки получили другой этноним. У Убушаева читаем (правда он выводит слово от ногайского племени "буджаг"):

"Все рассмотренные версии, даже если бы мы их приняли за истинные, не мог- ли пресечь притязания Аюки-хана, так как они содержат в себе понятие калмык. А донским калмыкам необходимо было такое название, которое бы отмежевало их от принадлежности к калмыкам и тем самым пресекло притязания Аюки. Даже ссылка на то, что они являются джунгарскими калмыками, пришедшими прямо на Дон, не снимала претензии на них. Только название "бузаав" несколько умерило пыл хана. Это название было известным, имело определенное распространение."

Почему не подходит:

1) "Коренные": донские калмыки есть люди, добровольно влившиеся в ряды донских казаков; т.е. они были гостями для коренных донских казаков, а по сему они никак не могут быть "коренными".

2) "Главные":  словосочетание "главные калмыки" абсолютно точно бы не понравилось хану Аюке, ибо здесь можно усмотреть некие притязания на верхводство в калмыцкой среде со стороны донских калмыков по отношению к правящему роду Аюка-хана. 

3) "Основные": вряд ли подойдет (именно в такой прямой ворме!), ибо также могло оскорбить Аюка-хана, так как донские калмыки опять таки бы предстали в некоей превосходной степени по отношению к другим калмыкам.

НО! Посмотрим значение слова "базовый" в "Словаре русских синонимов" и МАСР:

"базисный, основной, центральный, коренной, кардинальный, узловой, ключевой, стержневой, основополагающий, краеугольный, базальный, конститутивный, субстанциональный, органический, имманентный, атрибутивный, опорный, существенный, принципиальный, основательный; приютский, сопоставимый, однобазовый"

"Являющийся основным, опорным среди других подобных."

Лично я выделю два варианта:

1) "Основной/опорный среди других подобных": очень хорошо подходит как обозначение братьев по оружию (т.е. донских калмыков-казаков), при этом не затрагивается тема притязаний хана Аюки, ничего здесь его уже не может оскорбить, ибо заимствованное относительно недавно в русский язык слово вообще могло не иметь перевода для калмыцкого. То есть "базовые калмыки - калмыки, которые есть опора наша среди других им подобных (имеются ввиду калмыки хана Аюки)".

2) "Приютский": абсолютно точно подходит для обозначения донских калмыков, которые приютили привольные степи Подонья; то есть Русское государство и Войско Донское в частности их "приютило". Опять же для хана Аюки семантика слова "базовый" была бы не ясна, по сему и никаких оскорблений не имелось. То есть "базовые калмыки = приютские калмыки" (мне лично больше всего нравится именно этот вариант).

В 19.04.2017 в 06:35, АксКерБорж сказал:

4) Емнип, калмыцкий род, группа, и этноним "бузав" существовали задолго до заимствования русскими французского слова "базис" и к тому же задолго до того, когда это французское слово перешло бы в привычный для каждого русского бытовой разговорный язык, т.е. это еще позже чем момент заимствования.

Калмыки овициально вошли в Войско Донское в 1695 г., то есть появление этнонима "бузав" следует считать период от 1695-1724 (дата смерти хана Аюки). В этот период (точную дату не знаю; источник - В. Дронов) Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Примечательно, что в этот период  также произошло:

1696 - «негодуя на хана Аюку за притеснения», Баахан-тайша обратился к Пётру I с просьбой разрешить ему «перенести свои кочевья на Дон, к Черкасску, и отправлять службу наравне с прочими донскими казаками». Получив разрешение данный улус трижды перекочёвывал с Волги на Дон.

1702 - с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию».

1710 - глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642—1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), большая часть которого, оставшись на Дону, целиком вошла в состав Донского Казачества.

В 19.04.2017 в 06:35, АксКерБорж сказал:

5) Никуда не деться от имеющегося факта, что непосредственными соседями той самой группы калмыков были тюрки ногайцы и татары Крыма, на языке которых существует слово один в один - "бузав" (теленок) - без всяких метаморфоз, подтягиваний и объяснений.

 

Ув. Кайрат-аха, ног. "бузав", конечно же, абсолютно сходно с калм. "бузаав" (я и сам поначалу был за тюрк. этимологию, но потом увидел обозначение как "базовые калмыки"). НО! Оно никак не вписывается в русское "базовые калмыки". При переходе из тюркских в русский соблюдается только один закон - закон сингармонизмы - то есть, тюрк. "сундук" не станет в русском как "сандук", а сохранит всю оригинальную вонетику. Так что, если бы русские взяли этноним из ногайского (что странно, если честно), то было бы "бузавые калмыки", но имеем именно "базовые калмыки". 

В 19.04.2017 в 06:35, АксКерБорж сказал:

Кстати к вам с вашим оруженосцем (потому что везде в роли вашего суфлера) вопрос в связи с этим желанием - почему вас так отпугивает возможная тюркская этимология и так притягательна вам русская этимология? В чем кроется причина? Насколько мне известно многие калмыцкие этнонимы ярко выраженные тюркизмы, не говоря уже об общем самоназвании "калык", и в то же время нет ни единого русского этнонима, и вроде бы ничего, жили как то, ничего страшного не приключилось. Но тут на те вам, не хотим и все. Почему?

Во-первых, не надо оскорблений, сайн-аха, по отношению к моему другому сайн-ахе. Не люблю я этого на воруме, когда друг другу всякие там прозвища дают. Это как минимум недостойно почтенного человека, аки Вы иль же любой другой ворумчанин, сайн-аха. Не надо опускаться до оскорблений, ведь мы же все здесь друзья-братья. Как говорил Леопольд: "Давайте жить дружно":)

Как писал выше, тюркская этимология меня не отпугивает (сам был первое время за неё), но она никак не проходит из-за русского "базовые калмыки", да и семантика не понятна тогда - что должно значить здесь "теленок"? Вот и все. 

8 часов назад, АксКерБорж сказал:

Ув. Ермолаев, в дополнение к моим вышеперечисленным 5-ти сомнениям предлагаю еще 6-й пункт:

Калмыцкий исследователь Санжи Тостаев в своей статье "Калмыки и казачество. Трудный этноним" (журнал "Элистинский курьер" № 8 от 3 марта 2016 года) опровергает вашу версию о "базовых калмыках" и авторе этнонима атамане Платове (1751 - 1818):

(АКБ: орфография автора сохранена)

"... К сожалению, данная версия не выдерживает критики. Если вспомним историю, то первые организованные переселения  калмыков на Дон были осуществлены нойонами Дугаром и Бокой со своими улусами в 1669 - 1670 годах. Прибыв на новое местожительства, калмыки через короткое время стали называть себя (почему то!) "бузавами". И только через полтора столетия герой Отечественной войны 1812 - 1814 годов против Наполеоновских войск приказал (!) "бузавов" называть "базовыми". А те радостно согласились, потому что, какая разница как ты себя называешь - "бузав" или "базав". Нет ни одного исторического документа, где атаман Донского казачьего  войска с 1801 года Матвей Иванович Платов отдает приказ называть донских калмыков "базовыми". Этноним как коллективный маркер большой социальной группы, "приказами" сверху не приживется, он ведь должен "созреть" и войти в состав "культурного кода" (менталитета) этноса или его субэтноса".

В хронологию автора стройно ложится и моя версия о том, что слово "базис - база" вошло в бытовой разговорный обиход в России и ее уголках никак не раньше середины 18 века. Таким образом, согласно указанному автору этноним "бузав" существовал задолго до французского заимствования!

Как выше выяснено, этноним "базовые калмыки" трасновормированный в "бузаав" появился в период 1695-1724 г.г. Здесь в данной статье опровергается версия Илюмжинова (не того самого, другого) о Платове и загонах для скота. 

ПЕРЕХОД СЛОВА "БАЗОВЫЙ" В "БУЗААВ":

Теперь заново покажу немного исправленный путь трансвормации русского "базовый" (ранее, немного ошибся), через посредство южнорусского (говор донских казаков) в калмыцкое "бузаав":

Из вранцузского языка в литературный русский перешло слово "bаsis" в виде "база", с его производным "базовый" (в нашем случае это "приютский" или "опорный среди других подобных").

Из литературного русского языка в войсковую казачью среду, от высшего командования до обычных ратников, это слово перешло в южнорусский говор, при этом подвергшись влиянию его вонетических особенностей:

1) Аканье. Аканьем называется произношение неударного "о" или как "а" ("вада" вместо "вода" - для восточных говоров), или как "ъ" ("въдяной" вместо "водяной" - дя западных и центральных говоров).

2) Частое произношение на месте "в" губно-губных "ў", "w", "ув" (это для восточных), или гласного "у" в западной и центральной группе: "праўда", "оўса", "уремя", "усех", "домоў", "столоў", "ув армию", "ува сне, увашли". 

То есть, тогда имеем южнорусскую ворму "базавый" (мой первый вариант "базаувый" не проходит, ибо тогда в калм. должно получится "базуув"), что в калмыцком возымело следующие моменты:

1) Переход "а" в первом слоге в "у" (см. выше).

2) Во втором слоге образовался парный "а"; обычно такое идет при ударности гласного в исходнике, однако имеем и много исключений: "императрица" стало как "imbaraan-terice" или "imbaar-tiriyice" (то есть, видим парный не на месте ударения); "бригадир" стало как "bulaaadar" и "bulaydar", "bargeeder".

3) Окончание "-ый" отпало. Сравните, калм. "бешин турва" (печная труба). 

То есть, из южнорусского "базавый" мы получаем довольно легко калмыцкое "бузаав".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад, Ермолаев сказал:

Не всегда. В то время еще не свормировались четкие правила соответствия вонетики. Например, слово "губернатор" имеет более двадцати дублетов: "gubarnad", "gubarnad", "gubarned", "gubernaator", "gubar naator", "goubernaad", "guvаrnad", "gubir" "gubarnatar", "guvarnaatar", "obornood", "gubernod", "gubernator", "guburnaad", "gubarned", "nator", "gubernatur", "guburnatur", "gubernaatoor", "gubernaatur", "guberneeter", "kubirnaator", "kubernaad". 

Также "Oromon" = "Роман"; "Xobon" = "Кубань"; "saldu-s/saldou-d" = "солдаты".

То есть, "ба-" спокойоно могло перейти в "бу-" (как "солдат" перешло в "салду/салдоу").

Так ведь в том то и дело, что бузавы стали этнической группой не столь давно, лишь в середине XIX в. До этого они были этносоциальной группой (равно как казаки - не этнос, а именно этносоициум) в составе Войска Донского, причем разнородной. По сути ранние донские калмыки - казачий полк из этнических калмыков. 

Так ведь и кроме хошутов никто себя "клиновыми" не называет в мире. Но "хошууд" таки все же изъясняется как "клиновые" (т.е. те, в клине, в хошуне).

Логично-то да, но! Вообще почему донские калмыки получили другой этноним. У Убушаева читаем (правда он выводит слово от ногайского племени "буджаг"):

"Все рассмотренные версии, даже если бы мы их приняли за истинные, не мог- ли пресечь притязания Аюки-хана, так как они содержат в себе понятие калмык. А донским калмыкам необходимо было такое название, которое бы отмежевало их от принадлежности к калмыкам и тем самым пресекло притязания Аюки. Даже ссылка на то, что они являются джунгарскими калмыками, пришедшими прямо на Дон, не снимала претензии на них. Только название "бузаав" несколько умерило пыл хана. Это название было известным, имело определенное распространение."

Почему не подходит:

1) "Коренные": донские калмыки есть люди, добровольно влившиеся в ряды донских казаков; т.е. они были гостями для коренных донских казаков, а по сему они никак не могут быть "коренными".

2) "Главные":  словосочетание "главные калмыки" абсолютно точно бы не понравилось хану Аюке, ибо здесь можно усмотреть некие притязания на верхводство в калмыцкой среде со стороны донских калмыков по отношению к правящему роду Аюка-хана. 

3) "Основные": вряд ли подойдет (именно в такой прямой ворме!), ибо также могло оскорбить Аюка-хана, так как донские калмыки опять таки бы предстали в некоей превосходной степени по отношению к другим калмыкам.

НО! Посмотрим значение слова "базовый" в "Словаре русских синонимов" и МАСР:

"базисный, основной, центральный, коренной, кардинальный, узловой, ключевой, стержневой, основополагающий, краеугольный, базальный, конститутивный, субстанциональный, органический, имманентный, атрибутивный, опорный, существенный, принципиальный, основательный; приютский, сопоставимый, однобазовый"

"Являющийся основным, опорным среди других подобных."

Лично я выделю два варианта:

1) "Основной/опорный среди других подобных": очень хорошо подходит как обозначение братьев по оружию (т.е. донских калмыков-казаков), при этом не затрагивается тема притязаний хана Аюки, ничего здесь его уже не может оскорбить, ибо заимствованное относительно недавно в русский язык слово вообще могло не иметь перевода для калмыцкого. То есть "базовые калмыки - калмыки, которые есть опора наша среди других им подобных (имеются ввиду калмыки хана Аюки)".

2) "Приютский": абсолютно точно подходит для обозначения донских калмыков, которые приютили привольные степи Подонья; то есть Русское государство и Войско Донское в частности их "приютило". Опять же для хана Аюки семантика слова "базовый" была бы не ясна, по сему и никаких оскорблений не имелось. То есть "базовые калмыки = приютские калмыки" (мне лично больше всего нравится именно этот вариант).

Калмыки овициально вошли в Войско Донское в 1695 г., то есть появление этнонима "бузав" следует считать период от 1695-1724 (дата смерти хана Аюки). В этот период (точную дату не знаю; источник - В. Дронов) Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Примечательно, что в этот период  также произошло:

1696 - «негодуя на хана Аюку за притеснения», Баахан-тайша обратился к Пётру I с просьбой разрешить ему «перенести свои кочевья на Дон, к Черкасску, и отправлять службу наравне с прочими донскими казаками». Получив разрешение данный улус трижды перекочёвывал с Волги на Дон.

1702 - с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию».

1710 - глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642—1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), большая часть которого, оставшись на Дону, целиком вошла в состав Донского Казачества.

Ув. Кайрат-аха, ног. "бузав", конечно же, абсолютно сходно с калм. "бузаав" (я и сам поначалу был за тюрк. этимологию, но потом увидел обозначение как "базовые калмыки"). НО! Оно никак не вписывается в русское "базовые калмыки". При переходе из тюркских в русский соблюдается только один закон - закон сингармонизмы - то есть, тюрк. "сундук" не станет в русском как "сандук", а сохранит всю оригинальную вонетику. Так что, если бы русские взяли этноним из ногайского (что странно, если честно), то было бы "бузавые калмыки", но имеем именно "базовые калмыки". 

Во-первых, не надо оскорблений, сайн-аха, по отношению к моему другому сайн-ахе. Не люблю я этого на воруме, когда друг другу всякие там прозвища дают. Это как минимум недостойно почтенного человека, аки Вы иль же любой другой ворумчанин, сайн-аха. Не надо опускаться до оскорблений, ведь мы же все здесь друзья-братья. Как говорил Леопольд: "Давайте жить дружно":)

Как писал выше, тюркская этимология меня не отпугивает (сам был первое время за неё), но она никак не проходит из-за русского "базовые калмыки", да и семантика не понятна тогда - что должно значить здесь "теленок"? Вот и все. 

Как выше выяснено, этноним "базовые калмыки" трасновормированный в "бузаав" появился в период 1695-1724 г.г. Здесь в данной статье опровергается версия Илюмжинова (не того самого, другого) о Платове и загонах для скота. 

ПЕРЕХОД СЛОВА "БАЗОВЫЙ" В "БУЗААВ":

Теперь заново покажу немного исправленный путь трансвормации русского "базовый" (ранее, немного ошибся), через посредство южнорусского (говор донских казаков) в калмыцкое "бузаав":

Из вранцузского языка в литературный русский перешло слово "bаsis" в виде "база", с его производным "базовый" (в нашем случае это "приютский" или "опорный среди других подобных").

Из литературного русского языка в войсковую казачью среду, от высшего командования до обычных ратников, это слово перешло в южнорусский говор, при этом подвергшись влиянию его вонетических особенностей:

1) Аканье. Аканьем называется произношение неударного "о" или как "а" ("вада" вместо "вода" - для восточных говоров), или как "ъ" ("въдяной" вместо "водяной" - дя западных и центральных говоров).

2) Частое произношение на месте "в" губно-губных "ў", "w", "ув" (это для восточных), или гласного "у" в западной и центральной группе: "праўда", "оўса", "уремя", "усех", "домоў", "столоў", "ув армию", "ува сне, увашли". 

То есть, тогда имеем южнорусскую ворму "базавый" (мой первый вариант "базаувый" не проходит, ибо тогда в калм. должно получится "базуув"), что в калмыцком возымело следующие моменты:

1) Переход "а" в первом слоге в "у" (см. выше).

2) Во втором слоге образовался парный "а"; обычно такое идет при ударности гласного в исходнике, однако имеем и много исключений: "императрица" стало как "imbaraan-terice" или "imbaar-tiriyice" (то есть, видим парный не на месте ударения); "бригадир" стало как "bulaaadar" и "bulaydar", "bargeeder".

3) Окончание "-ый" отпало. Сравните, калм. "бешин турва" (печная труба). 

То есть, из южнорусского "базавый" мы получаем довольно легко калмыцкое "бузаав".

Ногайцы к нам бузавам не имеют отношения, есть конечно роды которые вызывают подозрения,мангыт, хар -мангыт, хатай -хапчук ,но во первых их мало,во вторых спрашивал вы от ногайцев?,отвечают нет,  так звали прапрадеда.к тому же у нас есть рода которых нет у других калмыков,например кек -нурин хээд (кукунорские хойты), это беженцы из Джунгарии.при всем уважении к Убушаеву он не истина в последней.. У нас многие рода сходятся с халха и овер -монголами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Ермолаев сказал:

Не всегда. В то время еще не свормировались четкие правила соответствия вонетики. Например, слово "губернатор" имеет более двадцати дублетов: "gubarnad", "gubarnad", "gubarned", "gubernaator", "gubar naator", "goubernaad", "guvаrnad", "gubir" "gubarnatar", "guvarnaatar", "obornood", "gubernod", "gubernator", "guburnaad", "gubarned", "nator", "gubernatur", "guburnatur", "gubernaatoor", "gubernaatur", "guberneeter", "kubirnaator", "kubernaad". 

Также "Oromon" = "Роман"; "Xobon" = "Кубань"; "saldu-s/saldou-d" = "солдаты".

То есть, "ба-" спокойоно могло перейти в "бу-" (как "солдат" перешло в "салду/салдоу").

Так ведь в том то и дело, что бузавы стали этнической группой не столь давно, лишь в середине XIX в. До этого они были этносоциальной группой (равно как казаки - не этнос, а именно этносоициум) в составе Войска Донского, причем разнородной. По сути ранние донские калмыки - казачий полк из этнических калмыков. 

Так ведь и кроме хошутов никто себя "клиновыми" не называет в мире. Но "хошууд" таки все же изъясняется как "клиновые" (т.е. те, в клине, в хошуне).

Логично-то да, но! Вообще почему донские калмыки получили другой этноним. У Убушаева читаем (правда он выводит слово от ногайского племени "буджаг"):

"Все рассмотренные версии, даже если бы мы их приняли за истинные, не мог- ли пресечь притязания Аюки-хана, так как они содержат в себе понятие калмык. А донским калмыкам необходимо было такое название, которое бы отмежевало их от принадлежности к калмыкам и тем самым пресекло притязания Аюки. Даже ссылка на то, что они являются джунгарскими калмыками, пришедшими прямо на Дон, не снимала претензии на них. Только название "бузаав" несколько умерило пыл хана. Это название было известным, имело определенное распространение."

Почему не подходит:

1) "Коренные": донские калмыки есть люди, добровольно влившиеся в ряды донских казаков; т.е. они были гостями для коренных донских казаков, а по сему они никак не могут быть "коренными".

2) "Главные":  словосочетание "главные калмыки" абсолютно точно бы не понравилось хану Аюке, ибо здесь можно усмотреть некие притязания на верхводство в калмыцкой среде со стороны донских калмыков по отношению к правящему роду Аюка-хана. 

3) "Основные": вряд ли подойдет (именно в такой прямой ворме!), ибо также могло оскорбить Аюка-хана, так как донские калмыки опять таки бы предстали в некоей превосходной степени по отношению к другим калмыкам.

НО! Посмотрим значение слова "базовый" в "Словаре русских синонимов" и МАСР:

"базисный, основной, центральный, коренной, кардинальный, узловой, ключевой, стержневой, основополагающий, краеугольный, базальный, конститутивный, субстанциональный, органический, имманентный, атрибутивный, опорный, существенный, принципиальный, основательный; приютский, сопоставимый, однобазовый"

"Являющийся основным, опорным среди других подобных."

Лично я выделю два варианта:

1) "Основной/опорный среди других подобных": очень хорошо подходит как обозначение братьев по оружию (т.е. донских калмыков-казаков), при этом не затрагивается тема притязаний хана Аюки, ничего здесь его уже не может оскорбить, ибо заимствованное относительно недавно в русский язык слово вообще могло не иметь перевода для калмыцкого. То есть "базовые калмыки - калмыки, которые есть опора наша среди других им подобных (имеются ввиду калмыки хана Аюки)".

2) "Приютский": абсолютно точно подходит для обозначения донских калмыков, которые приютили привольные степи Подонья; то есть Русское государство и Войско Донское в частности их "приютило". Опять же для хана Аюки семантика слова "базовый" была бы не ясна, по сему и никаких оскорблений не имелось. То есть "базовые калмыки = приютские калмыки" (мне лично больше всего нравится именно этот вариант).

Калмыки овициально вошли в Войско Донское в 1695 г., то есть появление этнонима "бузав" следует считать период от 1695-1724 (дата смерти хана Аюки). В этот период (точную дату не знаю; источник - В. Дронов) Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Примечательно, что в этот период  также произошло:

1696 - «негодуя на хана Аюку за притеснения», Баахан-тайша обратился к Пётру I с просьбой разрешить ему «перенести свои кочевья на Дон, к Черкасску, и отправлять службу наравне с прочими донскими казаками». Получив разрешение данный улус трижды перекочёвывал с Волги на Дон.

1702 - с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию».

1710 - глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642—1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), большая часть которого, оставшись на Дону, целиком вошла в состав Донского Казачества.

Ув. Кайрат-аха, ног. "бузав", конечно же, абсолютно сходно с калм. "бузаав" (я и сам поначалу был за тюрк. этимологию, но потом увидел обозначение как "базовые калмыки"). НО! Оно никак не вписывается в русское "базовые калмыки". При переходе из тюркских в русский соблюдается только один закон - закон сингармонизмы - то есть, тюрк. "сундук" не станет в русском как "сандук", а сохранит всю оригинальную вонетику. Так что, если бы русские взяли этноним из ногайского (что странно, если честно), то было бы "бузавые калмыки", но имеем именно "базовые калмыки". 

Во-первых, не надо оскорблений, сайн-аха, по отношению к моему другому сайн-ахе. Не люблю я этого на воруме, когда друг другу всякие там прозвища дают. Это как минимум недостойно почтенного человека, аки Вы иль же любой другой ворумчанин, сайн-аха. Не надо опускаться до оскорблений, ведь мы же все здесь друзья-братья. Как говорил Леопольд: "Давайте жить дружно":)

Как писал выше, тюркская этимология меня не отпугивает (сам был первое время за неё), но она никак не проходит из-за русского "базовые калмыки", да и семантика не понятна тогда - что должно значить здесь "теленок"? Вот и все. 

Как выше выяснено, этноним "базовые калмыки" трасновормированный в "бузаав" появился в период 1695-1724 г.г. Здесь в данной статье опровергается версия Илюмжинова (не того самого, другого) о Платове и загонах для скота. 

ПЕРЕХОД СЛОВА "БАЗОВЫЙ" В "БУЗААВ":

Теперь заново покажу немного исправленный путь трансвормации русского "базовый" (ранее, немного ошибся), через посредство южнорусского (говор донских казаков) в калмыцкое "бузаав":

Из вранцузского языка в литературный русский перешло слово "bаsis" в виде "база", с его производным "базовый" (в нашем случае это "приютский" или "опорный среди других подобных").

Из литературного русского языка в войсковую казачью среду, от высшего командования до обычных ратников, это слово перешло в южнорусский говор, при этом подвергшись влиянию его вонетических особенностей:

1) Аканье. Аканьем называется произношение неударного "о" или как "а" ("вада" вместо "вода" - для восточных говоров), или как "ъ" ("въдяной" вместо "водяной" - дя западных и центральных говоров).

2) Частое произношение на месте "в" губно-губных "ў", "w", "ув" (это для восточных), или гласного "у" в западной и центральной группе: "праўда", "оўса", "уремя", "усех", "домоў", "столоў", "ув армию", "ува сне, увашли". 

То есть, тогда имеем южнорусскую ворму "базавый" (мой первый вариант "базаувый" не проходит, ибо тогда в калм. должно получится "базуув"), что в калмыцком возымело следующие моменты:

1) Переход "а" в первом слоге в "у" (см. выше).

2) Во втором слоге образовался парный "а"; обычно такое идет при ударности гласного в исходнике, однако имеем и много исключений: "императрица" стало как "imbaraan-terice" или "imbaar-tiriyice" (то есть, видим парный не на месте ударения); "бригадир" стало как "bulaaadar" и "bulaydar", "bargeeder".

3) Окончание "-ый" отпало. Сравните, калм. "бешин турва" (печная труба). 

То есть, из южнорусского "базавый" мы получаем довольно легко калмыцкое "бузаав".

Этнограф Небольсин записал у хошеутов выражение в споре : "я заслужил свое право в голове хошуна (клин,передовая часть войска,там редко выживали), по преданиям хошеуты были передовыми,отсюда и этноним.они среди бузавов тоже присутствуют :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, mechenosec сказал:

Этнограф Небольсин записал у хошеутов выражение в споре : "я заслужил свое право в голове хошуна (клин,передовая часть войска,там редко выживали), по преданиям хошеуты были передовыми,отсюда и этноним.они среди бузавов тоже присутствуют :D

Кстати, перичтывал Шара Туджи, и вот что нашел в качестве подтверждения связи калмыцких багутов с баргутами:

" ....Так называемые Дурбэн ойрат: Харият, один из них Огулэт (Т. е. Элэт.), ставший теперь народом под именем Сархис. Один из них хошут, торгут, джунгар - четверо, соединившихся в одно. Один из них Барагу, Багатут, Хойт -  вот четыре тумэна ойратов."

16 минут назад, mechenosec сказал:

Ногайцы к нам бузавам не имеют отношения, есть конечно роды которые вызывают подозрения,мангыт, хар -мангыт, хатай -хапчук ,но во первых их мало,во вторых спрашивал вы от ногайцев?,отвечают нет,  так звали прапрадеда.к тому же у нас есть рода которых нет у других калмыков,например кек -нурин хээд (кукунорские хойты), это беженцы из Джунгарии.при всем уважении к Убушаеву он не истина в последней.. У нас многие рода сходятся с халха и овер -монголами. 

Да я от Ушубаева только инвормацию по "базовым калмыкам" беру, а связь с ногайцами уж очень призрачна. Кстати, вот еще у Дронова (очень хороший человек, столько инвормации полезной по бузавам) нашел по раннему составу хурулов донских калмыков:

— Потаповский (Балдырский): бага-бурулы, баргасы, шара-монголы, шара-меркиты, цоросы, тяячуд (тайчиуты),

— Чоносовский (Бага-Чоносовский): тугтуны, шара-хапчины, бургуды, хотгуды, кевтюлы, цоросы,

— Эркетеневской: эркетены, барцхасы, кевтюлы, ходы, цармуды, меркеты, хара-меркеты.

Тут и меркиты, и баргуты (баргасы и бургуты), и тайчиуды, племя "монгол" (шара-монголы). Интересно же:) 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...