Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

Басня про первокурицу и яйцо, по моему, применима к мифу о первочеловеке (Адаме и еве), но абсолютно не применима к процессам этногенеза и глоттогенеза.

Это вы так выразились, из за того что теперь не сможите находить тюркизмы в монгольских языках? :)

Потому что в основе монгольских языков корень протюркский, яркий пример: нарын (монг.) и турама (тюрк.)- мелко нарезать измельчать. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У ойрат тоже не было чингизидов, хотя ойратская знать и родичалась с Алтан Уруг Ччнгизидов. Поэтому ойратские владыки носили титулы хунтайджи (контайши), и только, если не ошибаюсь, Галдан Бошокту получил титул хана.

Имею мнение, что чингизиды дольше всего и полноправно ханствовали в собственном, коренном юрте (народе). B):asker13mt:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имею мнение, что чингизиды дольше всего и полноправно ханствовали в собственном, коренном юрте (народе). B):asker13mt:

Все правильно.Во восточной Монголии! Целые сомоны борджигинов у нас есть .

А у вас кажется меркиты! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вы так выразились, из за того что теперь не сможите находить тюркизмы в монгольских языках? :)

Потому что в основе монгольских языков корень протюркский, яркий пример: нарын (монг.) и турама (тюрк.)- мелко нарезать измельчать. :)

Почему не смогу находить? Еще как! Даешь к концу 2013 года 10 тыс. тюркизмов! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все правильно.Во восточной Монголии! Целые сомоны борджигинов у нас есть .

А у вас кажется меркиты! :D

Я говорю про ханов - ак суйек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все правильно.Во восточной Монголии! Целые сомоны борджигинов у нас есть .

А у вас кажется меркиты! :D

Вы что-то путаете, дружище. Там существовали тюркские каганаты, а коренной, собственный юрт татар был западнее Алтая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я говорю про ханов - ак суйек.

ак-суйеки у вас то кеми будут?

Кият-борджигинами или от каких-то других родов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имею мнение, что чингизиды дольше всего и полноправно ханствовали в собственном, коренном юрте (народе). B):asker13mt:

Лигдэн хан - до 1634 г.

Кенесары хан - до 1847 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лигдэн хан - до 1634 г.

Кенесары хан - до 1847 г.

После установления маньчжурского господства над Халхой, все Халхасские ханы полноправно ханствовали в собственном, коренном народе. только В 1719 г. монгольским князьям было воспрещено входить в какие-либо сношения с иностранными правителями и решать своей властью важнейшие судебные дела. В 1721 г. надзор за сношениями с Россией, прежде принадлежавший монголам, был передан в заведование ургинским амбаням, Все общественные дела внутреннего управления Монголии определено было решать на княжеских сеймах.

Тушэту-ханы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тушэту-хан

Сайн-Нойон-ханы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Сайн-Нойон-хан

Тугс-Очирын Намнансурэн (1878 — апрель 1919) Предпоследний халхаский Сайн-Нойон-хан

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тугс-Очирын_Намнансурэн

Сэцэн-ханы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Сэцэн-хан

Цэрэндондовын Навааннэрэн (1877—1937) — двадцатый и последний монгольский Сэцэн-хан

http://ru.wikipedia.org/wiki/Цэрэндондовын_Навааннэрэн

Дзасагту-ханы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дзасагту-хан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ак-суйеки у вас то кеми будут?

Кият-борджигинами или от каких-то других родов?

Аксуйеки у казахов - Торе и кожа...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аксуйеки у казахов - Торе и кожа...

Ну, кожа вообще никакого отношения к казахским чингизидам не имеют, будучи потомками аравийских (да и татарских, насколько мне известно) исламских проповедников. Вопрос по торе - каково их деление на рода и семейства? Однако ответ имеет смысл запостить в тему о казахской родословной (шеджере), как и все, не относящееся собственно к ойратам, джунгарам и калмыкам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, кожа вообще никакого отношения к казахским чингизидам не имеют, будучи потомками аравийских (да и татарских, насколько мне известно) исламских проповедников. Вопрос по торе - каково их деление на рода и семейства? Однако ответ имеет смысл запостить в тему о казахской родословной (шеджере), как и все, не относящееся собственно к ойратам, джунгарам и калмыкам.

Я разве относил Кожа к чингизидам? Вопрос был - "ак-суйеки у вас то кеми будут?". У казахов к Аксуйекам относятся - Торе и Кожа :qazaq1:

Татары к Кожа не относятся :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все правильно.Во восточной Монголии! Целые сомоны борджигинов у нас есть .

А у вас кажется меркиты! :D

Хмм, я слышал что монголы меняли свои роды на чингизидскую "борджигин".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хмм, я слышал что монголы меняли свои роды на чингизидскую "борджигин".

Они в основном кияты ,которые имеют родственное отношения к борджигинам .А почему бы нирунам нельзя назвать! Боданчар был борджигинам.От него все нируны произошли.Я тоже борджигин. :lol:

Кожа :qazaq1:

Кожа по монгольскому произношению -хужаа(монгольское произношение китайского слова худзяо-оралман) :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако ответ имеет смысл запостить в тему о казахской родословной (шеджере), как и все, не относящееся собственно к ойратам, джунгарам и калмыкам.

Вы правы, давайте лучше вернемся к теме.

Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И.Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. А на счет имени Эсен - это самое распространенное имя кыргызов, калмыка с таким именем ни разу не слышал.

В теме "фольк-хистори" я пытался это обосновать, но разве им докажешь, что Кашау (хошоут), Торгау (торгоут), Шора-Чоро (цорос-чорос), Есен (Эсэн), Махмуд (...), Тоган (Тогон) не монгольские?

Правда я не склонен уточянть их национальную принадлежность, кыргыз, казах или др. :)

Я хочу продолжить начатые размышления о первоначальных значениях западно-монгольских этнонимов Цорос, Торгут и Хошут.

Я бы опять прибегнул к моей «палочке-выручалочке», к казахскому языку B) , итак:

Цорос – Шора (ист: название знати, титул, господин; «еркек-шора» - девочка, воспитанная как мальчик)

Торгут – Торғаут (дневная стража, дневальный; вероятно от слова «тор» - решетка, клетка; перен: охотиться на кого-либо)

Хошут – Қашау (стамеска, долото)

Аналогично:

Гэсэр или Хасар – Кесер (букв: боевой нож; перен: тот, кто разрывает, рвет)

Басар (букв: волкодав; перен: тот, кто давит, задавливает)

Как-то в теме «Торгоут» юзер Sanj писал:

«Еще Чингис-каган приказал: «За заслуги свои Бадай и Кишлик пусть заберут золотые решетки Ван-хана, его золотую церковь, посуду и всю прислугу. Кереидов Ван-хана пусть сделают своими кешигтенами (kesikten)!» (ССМ).»

«В ССМ даются в русской транскрипции наименования воинских подразделений: хорчин, эуденчин, кешигтен, кебтеул – ночная стража; туркаут – дневная стража; туркак-кешигтен, туркак.»

«Скорее же всего, первоначально костяк корпуса составили кереиты, а в дальнейшем он пополнялся другими людьми. Впоследствии торгут (turqaut, туркаут, тургаут, торгоут, торгууд, торгот, торhд) стали этнической группой, состав которой неоднократно изменялся, что подтверждается анализом их современного этнического состава.»

Свой труд в деле объяснения этнонима приложил и наш славный казаховед Enhd, который решил применить для этого язык своей специализации – казахский: :D

Торгон цэрэг, торгууд: это с одной стороны может быть столкован как воины облаченные в шелке. Так как в те времена шелк очень оценивался. Кажется в европе даже равнялся с золотом. И у кочевых племен только знатные люди имели роскошь в шелках.

Термин торгон цэрэг, торгууд (шелковый воин, в шелках) может быть имели значение как приближенные и телохранители вышестоящих государей–чингизидов и вполне вероятно что эти воины облачались в шелках так как они охраняли великих хаганов в дневное время суток у всех на глазах.

Отвечу лишь ему, что на казахском «Торқа» (торға) – не просто шелк, а сорт дорогого шелка6 плотного. Есть еще и «торғын» - тонкий шелк высшего сорта (как шифон).

Казахи даже соболезнуют близким умерших как: «Топырағы торқа болсын!» - да будет ему земля пухом (букв. шелком)».

http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/торқа/

http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/торғын/

Но "шелковую" этимологию я не разделяю. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Хошут – Қашау (стамеска, долото)"

Извините но АксКерБорж,вот уменя дедушка по материной стороны хошуда.Я вот просто вспомнил недавний ролик властей Спб где они в мультфильме обозначили таджиков с узбеками-ходячими скребками,вениками,метлами.Это я так,смеюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Хошут – Қашау (стамеска, долото)"

Извините но АксКерБорж,вот уменя дедушка по материной стороны хошуда.Я вот просто вспомнил недавний ролик властей Спб где они в мультфильме обозначили таджиков с узбеками-ходячими скребками,вениками,метлами.Это я так,смеюсь.

Ничего, ничего, уважаемый Zuungar, смейтесь на здоровье, смех продлевает жизнь!

Над «шелковой» этимологией казаховеда Enhd’a я еще больше хихикал. :D

Попытаюсь дополнительно обосновать свою версию тем, что кроме монгольской формы произношения «хошуд» существуют и другие:

торгаул (род в составе казахских найманов Китая) – торгаут – торгоут – торгуд и др.

кошаут (казахская передача монгольской формы) – хошаут – хошоут - хошод и др.

шорас (казахская передача монгольской формы) – чорос – цорос и др.

Поэтому, без выяснения какая из форм была первичной, трудно соглашаться с существующим объяснением якобы от монг. «хошуу» ( клюв) и «хушуу» (морда). Такое объяснение может сгодится только для монгольской огласовки «хошуд» и то с некоторыми сомнениями и оговорками, а для остальных вариантов непримелимо.

Для примера приведу слова Рашид-ад-дина: «Перед тем именем Кушаула было другое какое-то слово, когда же все то войско, которое выделили из десятков, отдали ему, то его назвали этим именем, которое есть производное от [слова] того значения, [которое вкладывается] в образование такого войска 1007» (Коммент: 1007 - повидимому, разумеется происхождение имени кушаул (кошаул) от тюркского глагола кушмак (кошмак) – соединять, присоединять; отсюда кушаул – группа юрт или кибиток кочевников, огороженных легким камышевым забором)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

+100

в отличие от других народов, у нас чужих племен найти легко. У нас есть единое шежире, все прозрачно. Вьюбзи может посмотреть источники 18,19,20 веков. Состав жузов почти не изменился, у нас чужаков почти нет

насколько я понмю племя алшын было среди тех кто ушел с Кереем и Джанибеком от Абулхаира. таким образом, алшыны были одни из первых кто примерил на себя слово "казак". Что может быть более "казахистее"?)))

к моменту прихода русских - основной костяк казахских племен и родов был сложен на 95-98 процентов (если не больше). Было уже и разделение на жузы.

И вэтом же виде казахи сложились в социалистическую нацию при Советах. Ни у кого сомнения не вызывало - кто есть киргиз-кайсак, (на казахском -казак) кто просто киргиз, а кто точно никакой не киргиз.

единственное, что оставалось уточнить это фоициально признать на русском языке самоназвание казахов....

Но ни у кого не возникало мысли о том, что тот или иной род-племя казахов не казахи..

вот с некоторыми друими народами видимо была путаница и неясность...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Енисейским кыргызам не повезло — их переселение на реку Или было вызвано стремлением получить в лице этих воинственных людей силу для противостояния центробежным силам. Т.е. для борьбы против ойратских же князей.

а я думал, что кыргызов с Енисея пересилили из-за растущего влияния России.

насколкько я знаю переселяли не только Кыргызов но и их кыштымов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А давайте казахов с их шежире будем обсуждать в другой теме?Тут вроде как об алтайцах и ойратах.

казахские алшыны были приведены как аргумент. Для того, чтобы показать необоснованность того аргумента приходится говорить о казахсикх шежире

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

а я думал, что кыргызов с Енисея пересилили из-за растущего влияния России.

насколкько я знаю переселяли не только Кыргызов но и их кыштымов?

Кыштымам ен. кыргызов повезло больше — они в большинстве своем избежали увода в ургу. Забрали наиболее воинственный контингент, т.е. непосредственно ен. кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казахские алшыны были приведены как аргумент. Для того, чтобы показать необоснованность того аргумента приходится говорить о казахсикх шежире

а мне показалось что речь сместилась в сторону некой "сакральной аристократически генеалогической" составляющей такого явления как шежире являющимся ни чем иным как просто поименованием племен народа,не более.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыштымам ен. кыргызов повезло больше — они в большинстве своем избежали увода в ургу. Забрали наиболее воинственный контингент, т.е. непосредственно ен. кыргызов.

тогда ясно, явно для военных целей это было сделано

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...