Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

Хэ хэ вроде приход орды торгаутов Хо Урлюка строго документирован.

Кадмыки уже аборигенами Нижней Волги и Каспия стали? :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Калмык-ойраты среди татаров Крыма.

В крымской этноойконимии отражено более трехсот

родоплеменных названий, имеющих соответствия в этнонимии разных народов. Каждое

из этих названий обычно представлено несколькими ойконимами: кипчак - 27 ойконимов,

кият - 26, конрат - 19, найман - 17, китай и мин - 15, ишунь ~ уйшунь, киргиз, кырк и

тама - 13, кенегез - 11, кары - 10, керлеут - 9, алчин, асс, бешевли ~ бешуйлы, келечи и

шибан, вейрат ~ ойрат и кирей - 7, даир и меркит - 6, аргын, барач, джайчи, иляк

(лак), ички, канлы и седжеут - 5, аблан, адаргин, барын, бесит ~ месит, бочала,

джабу, джанай, джурчи, карангыт, мангит, салын, токсоба - 4, алачь, бадрак, байлар,

буйтень, бурчи, джабанак ~ джаманак - 3, баяут, бурлак, джабачь, джалаир, джоргун

~ чоргун, дулат, каратаяк, катаган, кереит, самарчик и унгут - 2. Многие тюрко-

монгольские этнонимы представлены лишь одним крымским этноойконимом: аранчи,

байдар, баурчи, биченак, буркут, джадра, джурат, джайтамгалы, джаминчи,

джарджава, иргаклы, иргиз, кинган, керебчи, маджар, мангуш, орманчи, са(в)урчи,

сарык, суран, табун, теит, туркмень, унгар, чюют, ширин и другие.

В тюркской ойконимии Крыма чрезвычайно много парных этноойконимов:

Мусабай-Адаргин, Табун-Адаргин и Тубет-Адаргин; Асс-Джаракчи и Асс-Джаркин,

Табулды-Асс и Темеш-Асс, Арс-Найман [12. С. 26]; Атан-Алчин и Эльгеры-Кипчак-Алчин;

Боз-Оглу-Каратаяк, Боз-Оглу-Кереит и Боз-Оглу-Салаул; Бурлак-Вейрат и Бурлак-Тама;

Баран-Бостерчи и Ногай-Бостерчи; Карандит-Вейрат и Чубар-Вейрат; Джангара-

Кемельчи и Караул-Джангара; Алты-Пармак-Джайчи, Боз-Джайчи и Суллу-Джайчи;

Бешуй-Иляк, Джума-Иляк, Карача-Иляк, Тали-Иляк и Муллалар-Эли-Тама-Иляк; Курт-

Ички и Кырк-Ички; Джарин-Ишунь, Тезеклы-Ишунь, Тентек-Ишунь, Токмай-Ишунь,

Тракай-Ишунь и Эсен-Бак-Ишунь; Карача-Канлы; Обекчи-Карса, Узун-Аяк-Карса и

Чорат-Карсе; Бавбек-Кары, Буран-Кары, Чумакары и Калмук-Кары; Джермай-Качик;

Аджи-Булек-Келечи, Кады-Келечи, Кармыш-Келечи, Курман-Келечи и Кушай-Келече;

Джангара-Кемельчи и Курман-Кемельчи; Кенегес-Чакмак и Учьэвли-Кенегез; Керлеут-

Бочала; Адий-Кййгач; Алгазы-Кипчак, Байоглу(Байлы)-Кипчак, Бенказы-Копчак, Беляуз-

Кипчак, Кара-Кипчак, Каралар-Кипчак, Куллар-Кипчак, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кипчак,

Самарчик-Кипчак, Сары-Кипчак, Стобан-Кипчак, Ташлы-Кипчак; Киргиз-Казак и

Адаман-Киргиз, Баш-Киргиз-Конрат, Буйтень-Киргиз, Мавлеш-Киргиз, Тама-Киргиз и

Томак-Киргиз; Бешаран-Кирей, Курчи-Кирей и Толканчи-Кирей; Бешаран-Китай, Бозгос-

Китай, Карача-Китай, Самарчик-Китай, Сары-Китай, Фазыл-Китай и Чебердеш-

Китай; Кият-Ильгери-Конрат, Кият-Кончи, Кият-Орка, Бай-Кият, Джудрук-Кият,

Кат-Кият, Кара(Кары)-Кият, Карата(як)-Кият, Когенлы-Кият, Кокчора-Кият, Сарчи-

Кият, Сасык-Кият и Терс-Кият; Ак-Сюру-Конрат, Алабаш-Конрат, Алгазы-Конрат, Бек-

Котан-Конрат, Бийдалы-Конрат, Джаир-Конрат, Джанболду-Конрат, Ибра(г)им-

Конрат, Насры-Конрат, Т(а)раш-Конрат, Татыш-Конрат, Ташлы-Конрат, Тащи-

Конрат и Черкес-Конрат; Конче-Конташлы и Конча-Упук(Опук); Джума-Кырк и

Ногайлы-Кырк; Енисакал-Мангыт, Чегирдикчи-Мангыт и Мангыт-Сулеш; Аксакал-

Меркит, Алтынджи-Меркит и Кара-Меркит; Кара-Мин; Арс-Найман, Бабасан-Найман,

Бий-Эчь-Найман, Буденеджи-Найман, Кара-Найман, Мишень-Найман и Унгар-Найман;

Ногай-Бостерчи, Ногай-Кипчак и Ногайлы-Кырк; Кият-Орка и Учьэвли-Орка; Чубуртма-

Сарт; Сиджеут-Богзалы и Кара-Сиджеут; Абаклы-Тама, Ачамайлы-Тама, Бурлак-Тама и

Кутюке-Тама; Ташлы-Даир и Ташлы-Кипчак; Кара-Чакмак, Кенегес-Чакмак, Паша-

Чакмак и Сары-Чакмак. Двойные ойконимы могут происходить от парных этнонимов, в

которых название рода, как правило, предшествует названию племени (бурлак-вейрат:

род бурлак племени вейрат, джарин-ишунь: род джарин племени ишунь, бешаран-кирей,

ногай-кипчак и т.д.), хотя порядок, видимо, может быть и обратным (асс-джаракчи, асс-

джаркин, мангыт-сулеш)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про Хошотов Груссе пишет на стр.522-525.

с.523:

"В первой четверти 17 века в результате давления со стороны Халха, которые выдавили Дёрбен Ойратов на запад, Хошоты расположились около озера Зайсан и Иртыша в районе современного Семипалатинска, Ямышевска или Песчанной. Около 1620 года их лидер Бойбегус Баатур обратился в ламаизм Тибетской Желтой Церкви. Его набожность была такова, что он уговорил и других калмыцких князей - Хара Кула (лидера Чоросов), Далай тайджи (лидера Дёрбетов), и Ху Урлука (лидера Торгутов) - чтобы каждый из них послал одного из своих сыновей на Тибет изучать ламаизм. Преемниками Бойбегуса стали его два сына - Учирту-сечен, который правил над регионом Зайсана, и Аблай-тайджи, который правил в районе Семипалатинска и Иртыша. Не менее набожный в Буддизме чем екаяго отец, он основал ламаистский млнастырь к западу от Иртыша - между Семипалатинском и Тарой.

В 1636 г. брат Бойбегуса - Гуши хан - ушел искать счастья к Коко Нору и сделал там себе владения вокруг этого озера и Цайдама. Он увеличил свои владения в Хамдо или в Восточном Тибете, которые он подчинил - и под свою временную власть и под Желтую Церковь. Гуши хан, как и все Хошотские князья, был истовым ламаистом..."

Просмотрел внимательно - нигде ни слова об их Чингизидском происхождении.

ЛАМАИЗМ - это "русско-тибетская" теория в системе (будем так говорить) "индо-тибетского синтеза. Иначе говоря - эта русско-тибетская интрига вышедшая на политическую сцену в 1894 году.

1. Хошеутовские правители не могли быть "князьями" ибо этот статус определял русское Православие.

2.Гуши Хан (хошеутовский правитель) не мог быть "истовым ламаистом", по причине отсутствия в Тибете ламаизма.

Справка:

Гуши -хан (Правитель Тибета) умер в 1654 году, в возрасте 73 года. Его преемникам не удалось сохранить свои позиции в Тибете. Пятый Далай-лама, чтобы избавиться от хошеутов обратился за помощью к маньчжурам - после чего хошеуты были изгнаны из Тибета, а это год 1681.

В 1706 году объединённые войска джунгара Хонтайджи и сыновей Гуши-хана вторглись в Тибет и установили там свою власть.

В 1751 году джунгары и хошеуты были вытеснены из Тибета, а Тибет полностью перешёл под контроль маньчжурских императоров.

В 1758 году Джунгарское ханство было разгромлено. Остатки джунгар и хошеутов через Тюмень приняли российское подданство и слились с калмыками кочевавшими на просторах Великой Руси.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЛАМАИЗМ - это "русско-тибетская" теория в системе (будем так говорить) "индо-тибетского синтеза. Иначе говоря - эта русско-тибетская интрига вышедшая на политическую сцену в 1894 году.

1. Хошеутовские правители не могли быть "князьями" ибо этот статус определял русское Православие.

2.Гуши Хан (хошеутовский правитель) не мог быть "истовым ламаистом", по причине отсутствия в Тибете ламаизма.

Справка:

Гуши -хан (Правитель Тибета) умер в 1654 году, в возрасте 73 года. Его преемникам не удалось сохранить свои позиции в Тибете. Пятый Далай-лама, чтобы избавиться от хошеутов обратился за помощью к маньчжурам - после чего хошеуты были изгнаны из Тибета, а это год 1681.

В 1706 году объединённые войска джунгара Хонтайджи и сыновей Гуши-хана вторглись в Тибет и установили там свою власть.

В 1751 году джунгары и хошеуты были вытеснены из Тибета, а Тибет полностью перешёл под контроль маньчжурских императоров.

В 1758 году Джунгарское ханство было разгромлено. Остатки джунгар и хошеутов через Тюмень приняли российское подданство и слились с калмыками кочевавшими на просторах Великой Руси.

ужас...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может лучше почитать Заяа Бандида?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“Я – действительно ойрат”, – подчеркнул монгольский президент Цахиагийн Элбегдорж.

http://www.kalmykianews.ru/2011/elbegdorzh-i-am-ojrat/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О неафишируемых (забываемых) порой сторонах взаимоотношений казахов с джунгарами:

К примеру, среди казахов жил племянник Галдана Бошокту-хана Чокур, который воевал с дядей на стороне казахского Тауке-хана.

Это и дружественное отношение хошоутского Хунделена к казахскому Жангир-султану (позже хану).

И дружественное отношение дербетского Даян-Омбо к казахам и противодействие последнего Батуру-хунтайджи на стороне казахов.

Это и события, связанные с Амурсаной.

Многочисленные брачные, т.е. родственные связи и пр. и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго всем времени суток, прошу прощения за то что разговор увожу в сторону, но хотелось бы проконсультироваться...

Я занимаюсь военной реконструкцией не один год и вот решил собраться на ойратов, однако вся сложность заключается в том, что ни где не могу найти ни какой более или менее полезной информации о национальной одежде ойратов 17го века. Если есть такая возможность дайте пожалуйста ссылки на какие либо ресурсы, в идеале с илюстрациями

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго всем времени суток, прошу прощения за то что разговор увожу в сторону, но хотелось бы проконсультироваться...

Я занимаюсь военной реконструкцией не один год и вот решил собраться на ойратов, однако вся сложность заключается в том, что ни где не могу найти ни какой более или менее полезной информации о национальной одежде ойратов 17го века. Если есть такая возможность дайте пожалуйста ссылки на какие либо ресурсы, в идеале с илюстрациями

http://forum.kalmykia.ru/index.php?showtopic=24713&st=0

Здесь кое-что.Можно выйти на источники.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные калмыковеды написали целую библиотеку про калмыков, главным образом, восторженную - НО, откуда появился этот народ и как он оказался в России - так, до сих пор и не выяснили.

Сама по себе нация "калмыков" была официально обнародовано в 1920 году, с момента образование Калмобласти. До 1920 года - это родовое сообщество кочевого народа на российских просторах и в каждом сообществе были свои правила поведения и свой собственный взгляд и понимание жизни.

Справка:

Монголоязычная сфера стала переписываться на базе Русского Географического Общества (1893 и дальше) в рамках Русского Самодержавия. С момента становления Советской власти (с 1920-х годов) она (сфера) стала сново "переписываться", но уже в рамках советской идеологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это родовое сообщество кочевого народа на российских просторах и в каждом сообществе были свои правила поведения и свой собственный взгляд и понимание жизни.

В чем это выражалось?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- НО, откуда появился этот народ и как он оказался в России - так, до сих пор и не выяснили.

- НО, откуда появился этот народ и как он оказался в Джунгарии - так, до сих пор и не выяснили тоже. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- НО, откуда появился этот народ и как он оказался в Джунгарии - так, до сих пор и не выяснили тоже. :)

Если верить лингвистам (О. Мудрак) и если я все правильно понял то, если можно так выразиться, в составе праалтайцев (прапредков и тюрков, и монголов да + еще Бог знает кого! ;) ), откуда-то из Индии...! (Если только, примерно 6-8 тыс. лет назад (как я понял - это время распада на монгольский и тюрский языки), на Алтае (и/или где-нибудь поблизости) не водились обезьяны!) :)

Например, в алтайских языках (это куда входят тюркский, монгольский, тунгусо-маньчжурский, корейский, японский) реконструируется два названия для слова “обезьяна”, хотя реально обезьяны присутствуют только на японских островах, а на территории Японии японцы появились по историческим меркам совсем недавно, они туда пришли только 2 тыс. лет как. Население, которое там было, оно не было алтайским, это довольно поздняя миграция. Слова для обезьян были, значит, в месте, где в Индии существовал алтайский праязык, водились обезьяны.

P.S.

Только я никак не пойму: в Китае ведь тоже водились обезьяны... так почему праалтайцы не могут быть оттуда? И ближе, и сподручнее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аллид, мне ничего не остается кроме того как отослать Вас на форум Фауна. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Распространение и происхождение Y-STR гаплотипов «монгольского» кластера R2a-M124

Дмитрий Адамов

Проведен поиск и исследование Y-STR гаплотипов, принадлежащих к обособленному «монгольскому» кластеру в составе гаплогруппы R2a-M124. Кластер состоит из гаплотипов калмыков, бурят, монголов, иранцев и арабов Ближнего Востока, связанных единым общим предком. Время жизни ближайшего общего предка (TMRCA), рассчитанное по 25 17-маркерным гаплотипам, не менее 900 лет до нашего времени. Совокупность генетических и исторических данных не противоречит предположению о происхождении кластера от средневекового «лесного племени» ойратов.

http://ru.rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/101

2. К вопросу о распространении гаплогруппы R2a-M124 среди калмыков

Жаксылык Сабитов

В статье рассматривается вопрос о происхождении гаплогруппы R2a-M124 среди калмыков.

http://ru.rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/103

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Распространение и происхождение Y-STR гаплотипов «монгольского» кластера R2a-M124

Дмитрий Адамов

Проведен поиск и исследование Y-STR гаплотипов, принадлежащих к обособленному «монгольскому» кластеру в составе гаплогруппы R2a-M124. Кластер состоит из гаплотипов калмыков, бурят, монголов, иранцев и арабов Ближнего Востока, связанных единым общим предком. Время жизни ближайшего общего предка (TMRCA), рассчитанное по 25 17-маркерным гаплотипам, не менее 900 лет до нашего времени. Совокупность генетических и исторических данных не противоречит предположению о происхождении кластера от средневекового «лесного племени» ойратов.

http://ru.rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/101

2. К вопросу о распространении гаплогруппы R2a-M124 среди калмыков

Жаксылык Сабитов

В статье рассматривается вопрос о происхождении гаплогруппы R2a-M124 среди калмыков.

http://ru.rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/103

Асан, насколько может считаться репрезентативной выборка из 100 чел.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В принципе слабо презентативна, но это пока все что есть в печати.

Надеюсь на печать данных Балановских по калмыкам, они записывали все рода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удивительно,что ойраты зап.Монголии сохранили шаманские обряды.Как это удалось?Где гарантия,что это не бутафорская шаманская атрибутика расчитанная на туристов.В Калмыкии и Синьцзяне подобного нет.По Ик Цааджин бичиг 1640 года шаманизм был запрещен.А со времен Бошигту-хана шаманов уже сжигали.Шаманские обряды были разрешены предкам алтайцев по политическим соображениям.

По атрибутике тоже есть вопросы.Алтарь тот же буддийский с лампадками,колокольчик с ваджрой,тантрические четки.не буддийскими выглядят только,маска на алтаре вместо икон и фигурки животных.Также костюм шамана и бубен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дух старика говорит,что он из рода десять баяад...Говорит очень интересные вещи о прошлом монголов..

http://www.youtube.com/watch?v=gbC2JGvkLes

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из того что я понял это тунгыш, мужик когда с первого раза накинул аркан на шею лошади,диктор произнес тунгыш.

тунгыш- с первого, первый (казакша,монголнын)..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из того что я понял это тунгыш, мужик когда с первого раза накинул аркан на шею лошади,диктор произнес тунгыш.

тунгыш- с первого, первый (казакша,монголнын)..

тунгыш? Это монгольское слово " Дөнгөж"-почти,как только.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...