Рекомендованный пост

Док.фильм "Возвращение великого шамана" - Воспоминания Севьяна Вайнштейна

Воспоминания Севьяна Вайнштейна. Журнал "GEO" 2004 год.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня у нас в Саянах было сильное землетрясение.

Никто не пострадал.

Считаю уместным разместить здесь песню тувинского коллектива "Ят-ха", занявшего первое место в разделе "этно" европейского чарта.

Песня про то, чтобы Енисей, Саяны и Танну были спокойны.

Есть перевод на английский и турецкий.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

675678538-1.jpg

На онлайн сервис Bandcamp выложен полностью новый альбом группы для свободного скачивания или прослушивания.

Единственное что вам будет необходимо сделать для скачивания - это ввести свой адрес электронной почты.

Мы гарантируем что мы не будем использовать ваш адрес в каких либо злобных или противозаконных целях, это делается только для сбора статистики о том, как распространяется альбом.

За новой пластинкой ходить сюда: Yat-Kha - Live at The Stray Dog

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

24 января, в селе Арыскан Улуг-Хемского кожууна прошли похороны Александра Саржат-оола, основателя легендарной рок-группы «Амыр-Санаа», которая стала родоначальником «тувинского социального рока». Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе правительства Тувы, власти республики выразили соболезнования в связи с кончиной легендарного музыканта Александра Саржат-оола, который ушел из жизни 21 января. «Глубоко и искренне верующий человек, Александр Алексеевич Саржат-оол отошел в вечность, обретя бессмертие в благодарной памяти народа, – говорится в официальном заявлении правительства РТ. – Выражая самые искренние соболезнования семье, всем родным и близким Александра Алексеевича Саржат-оола, разделяем с ними боль невосполнимой утраты». Как сообщал ранее «ФедералПресс», Александр Саржат-оол был основателем рок-группы «Амыр-Санаа». Коллектив появился в 1987 году в одной из исправительных колоний Тувы. С 2000 года Александр Саржат-оол был постоянным участником Международного фестиваля живой музыки и веры Устуу-Хурээ, а также запомнился своими выступлениями в Новосибирске и Красноярске.Песня "Мама"

АВАЙ

Орайтааже келбейн барзымза

Оглуё мен дээш сагыш човава.

Кандыг-ла бир шамга даргалар

Каразааштын чажырып каарлар.

Кожумаа:

Дyвyреве, эргим авай,

Дyлгyyр, шооча мени камгалаар,

Улуг аалда онза айыыл чок

Улус база мында энмежок.

Азы шамга эвес-даа болза

Ажыл чок дээш домей-ле хоржок,

Кокайга хой кадартпас бис дээш

Хоругдап-ла чорлар ышкажыл, авай.

Кожумаа.

Чо:птyг чорук кажан келирин

Чо:гел чокка манап-ла чор мен.

«Буруулугну Бурган о:ршээр» деп

Бурунгунуё чагыы бар, авай.

МАМА

Если долго сына дома нет,

Ты тоской измучаешь себя.

А меня начальник-прокурор

Без вины упрячет далеко.

Припев:

Не волнуйся, мамочка моя,

У меня надежные замки.

И не так уж страшно быть в тюрьме,

Люди, мама, даже здесь живут.

Если не докажут ничего,

Скажут, что бездельник твой сынок.

Волк не может с овцами дружить,

Потому и садят под замок.

Припев.

Но я знаю – Высший суд придет,

Будет справедливый приговор.

«Бог простит» - так люди говорят.

Ты ведь знаешь, я не виноват.

Адаптированный перевод - Анастасия Минина

– Вы считаете себя обиженным, осужденным несправедливо?

– Я считаю – справедливо. Тогда-то я был обижен. Молодость… Вся молодость – там. Сколько лет я там находился… А сейчас на что обижаться?

Меня в детстве очень обижали. Косоглазый, из бедной семьи. Семья большая – восемь человек, пятеро братьев, я самый старший. Сейчас уже выросли все. Один брат – даже депутат в нашем районе.

Я даже с одноклассниками в детстве не общался. Знал, что косой и надо мной будут смеяться. Переживал очень. Сейчас что обижаться: каким родился, таким и останусь.

А тогда хотел показать, что тоже могу… Дали два года – детская колония в Канске Красноярского края.

– Побили кого-то?

– Побил… Многих. Освободился, восемнадцати еще не было. Восемнадцать исполнилось – стал завклубом работать в родном Арыскане.

В клубе с киномехаником поспорил. А потом вынул нож и стал выгонять людей из клуба. За хулиганство сел.

Выпустили меня в Шагонар на «химию» – на стройку народного хозяйства. И там натворил. Снова попал. Угоняли скот, машины – это правда, было. Но ни трупа, ни изнасилования – ничего не было.

А позднее – на Тодже – было. Там в тайге был ЛЗУ. (Лесозаготовительный участок, где работали осужденные. Тогда еще они были обеспечены работой – валили лес, древесину заготовляли, неплохую мебель делали, которая, особенно кровати, при тогдашнем дефиците мебели раскупалась кызыльчанами влет. – прим. авт.) Километров 13 от Сыстыг-Хема. Меня туда на безконвойку выпустили. И там раскрутился. Труп получился... По пьянке...

После этого особенно трудно было встать, я же уже верующим считался...

– В зоне пришли к вере?

– Да. Там же не воспитывают. Там портят человека. Называется «исправительная колония», но там не исправляют, если человек сам не исправляется. Поэтому и начинаешь искать врача, чтобы он тебя вылечил. К нам разные приходили – баптисты, пятидесятники. Я тогда в этом не разбирался.

У меня характер слабый был, обижался на всех. Уверовал, крестился – и перестал обижаться, спокойней стал. Теперь ни на кого обиды нет.

Сейчас я пока никуда не хожу, ни в какую церковь. Но от Бога не отрекаюсь. Бог не в церкви живет – в душе. Потому что много чего дал мне Бог. Молодым, глупым попал туда. А уверовал и освободился. Семья у меня, дети. Я ведь и духовные песни на тувинском языке пишу, их по всей Туве поют. А если бы не видел страданий, у меня духовные песни не получились бы.

– А когда и о чем свою первую песню написали помните?

– В 1975 году. О горе Арыскан, о родных местах.

– А самая дорогая для вас песня?

– Самая дорогая «Авай». У меня их три. Одну из них даже наш прославленный певец Титов Санчат поет, он ее в записи, наверное, услышал. А последнюю буду на этом конкурсе петь. Это песня-раскаяние перед матерью человека, который столько времени зря потерял, молодость потерял…

Я там все о маме думал: скорей бы освободиться, себя нормальным человеком показать ей. Чтоб увидела, что у меня все хорошо – семья, дети, и спокойно ушла в вечность.

Так и получилось. Мама умерла уже после моего освобождения, в декабре 2001 года, в семьдесят лет. Уходила в вечность и была спокойна за меня.

полностью здесь

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Фильм ЧАЛАМА посвящен камланию - ежегодно проводимому обряду освящения места "Чалама" (Кызылский кожуун Республики Тыва) - 21 мая 2016 года, которое организует Верховный шаман Тувы, председатель общества шаманов "Адыг-Ээрен - Дух Медведя" Кара-оол Тюлюшевич ДОПЧУН-ООЛ. 

 

Фильм создан практически без монтажа c сохранением хронологии событий и звука в оригинале. Автор фильма - Дмитрий Оюн.

 


Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оочень красивая песня на тувинском языке..Берет за душу..

 

Это песня наших алтайских тувинцев - ойротов.

Песня сочинена после геноцида джунгарии маньчжурами.

От моих предков живыми остались только где то процента 5%.

 

Потеряли народ, богатство и землю.

Песня - плач нашего народа. :asker13mt:

 

Кстати эти тангды-тывинцы поют как "хонгүрэй" странно звучит и неправильно.

 

Слово должно звучит правильно как "хонгорай" или "хонгурай".

 

И после обнаружения этой песни у наших алтайских дывалар, люди сочиняют всевозможные легенды связывая даже с киргизами. Все это просто фольк.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Песня - плач нашего народа. 

Кстати эти тангды-тывинцы поют как "хонгүрэй" странно звучит и неправильно.

Слово должно звучит правильно как "хонгорай" или "хонгурай".

И после обнаружения этой песни у наших алтайских дывалар, люди сочиняют всевозможные легенды связывая даже с киргизами. Все это просто фольк.

А вы вот возьмите и докажите,что это песня не имеет отношения к кыргызскому Хонгорай..

И почему-то наоборот мне кажется,что ваше утверждение о том,что эти "люди сочиняют легенды,связывая с кыргызами" - это уже ваш фольк..

И так-с..Ждем-с..

  • Одобряю 1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Артист группы Хүүн-Хүүр-Тү (Кайгал-оол или Саян, не помню) на концерте перед или после исполнения этой песни рассказал, что эта песня о полководце по имени Коңгурей, который после войны вернулся без народа(войска)... 

 

Действительно, в тесте песни повторяется вопрос - где мой народ/аал/земля/табуны, Коңгурей?

 

Считаю, артисты группы Хүүн-Хүүр-Тү очень тщательно подходят к правильному исполнению традиционных народных песен.

 

 

Алдан четкен чылгымның
Алазы кайдал, Коңгурей
Алды кожуун чонумнуң
Аалы кайдал, Коңгурей

Чеден четкен чылгымның
Челези кайдал, Коңгурей
Чеди кожуун чонумнуң
Чери кайдал, Коңгурей

Сезен четкен чылгымның
Сези кайдал, Коңгурей
Сес-ле кожуун чонумнуң
Сези кайдал, Коңгурей

Тозан четкен чылгымның
Тозу кайдал, Коңгурей
Тос-ла кожуун чонумнуң
Тозу кайдал, Коңгурей

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конгурей/Хонгорай -общая память память современных хакасов/киргизов, алтайцев, тувинцев, шорцев

 

запомнила деда - маминого отца Мартай-оола Кыргыса из Ийи-Тала высоким, горбоносым, светлоглазым. От флегматичного деда мне ничего не досталось: ни роста, ни носа, ни спокойствия. "Мы барыкские кыргысы" - любил он повторять мне, пятилетней, ничего не понимающей ни в кыргысах, ни в барыках. Барык -оказался притоком Енисея (Ийи-Тал), род Кыргысов - остатки кыргызских племен, расселившихся вдоль Улуг-Хема после распада Хонгорая. в тувинской традиции - Конгурея.
Аранжированный до неприличного пафоса "Конгурей" - хит этноисполнителей уже и иностранных. Сохранившийся текст - таков:

Алдан четкен чылгымнын - У табуна моего достигшего 60 голов
Алызы кайдал конгурей - Где веревка для привязи, конгурей?
Алды кожуун чонумнун - у народа моего в шесть кожуунов (админ. территориальная единица)
Аалы кайдал конгурей? - Где аал (родина) конгурей?
Алдын адак Тандымны -
Арамайлап дагыдым -
Освящаю я благопожеланиями золотого Танды (гор) подножие
Алды кожуун чонумну
Алгап-йорээп мактадым
Песнями и молитвами благословляю и воспеваю я свой народ в шести кожуунах
В НЕКОТОРЫХ ВАРИАНТАХ ИСПОЛНЕНИЯ КОНГАР-ООЛОМ ОНДАРОМ ЕСТЬ ЕЩЕ РЕЧИТАТИВ С АНГЛИЙСКИМ СИНХРОНОМ:
Бурун шагда тыва чонум, ада чуртум - Мой древний народ и моя родина
Алды кожуун чонум кайда: Где мой народ в шесть кожуунов?
Барыын-Хемчиим, Чоон-Хемчиим, Улуг-Хемим,
Тожу кожуун, Каа-Хем кожуун, Тес-Хем кожуун
Алды кожуун мээн чонум кайда силер? Где ты мой народ?
Азып чор мен, тенип чор мен Блуждаю я
Адам огбем-бурунгу чонум? Где моя родина и мой народ?



По выкладкам получается, что история печатными шагами прошла мимо тувинцев, которые составляли лишь незначительную часть империи кочевников Хонгорей, но песню лишения сохранили в памяти они, сенгельские тувинцы, отпавшие от советской Тувы при политическом дележе СССР маленькой территории с Монголией.
Итак, что я нашла по истории Конгурея:
«Конгурей-Хонгорай» – возможно отзвук распада в 1703 году политического строя Хонгорая - основы государственности енисейских кыргызов, просуществовавшей в Южной Сибири более тысячелетия, вызванный переселением в Джунгарию. (Джунгария – объединявшая племена кочевников центральной Азии разгромлена 1755-56 годах, войска маньжурской (цинской) династии Кита. Они "истребляли все, что им ни встречалось живого, убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин, а детям разбивали головы о камень или стену, сжигали жилище, резали скот. Вскоре в стране воцарился голод, одни начали умирать голодной смертью, а другие резали людей и питались человечьим мясом» говорится в источниках).
Бутанаев В.Я. «К вопросу о Кыргызско-Хакасских этнографических связях.
Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. (Материалы Международной научной конференции, посвященной 1000 летию эпоса "Манас" 22-24 сент. 1994 г.)- Бишкек: Кыргызстан, 1996.» В его изложении история Хонгорая выглядит так:
«Этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай" был основан примерно в 1368 г под эгидой кыргызов. Согласно историческим преданиям, хоорайский (хоргорский) народ происходил от кыргызов. В речи сказителей употребляется устойчивое определение "Хыргыстан тогыс мун Толы Хоорай чоны" - Кыргызский девятитысячный союз Хоорай. В основе многих центральноазиатских этнонимов прослеживается корень "хор" (кор). Например: хор - тибетское название тюрко-монгольских номадов, хор - подразделение народа юйгу, хоро - обозначение предков якутов, хори - подразделение бурятов, уйгур, курыкан, хонгоройд - монгольское произношение имени Кунграт и т.д. По всей видимости, и этноним "хонгорай" также восходит к этой основе.
До сих пор в современных алтайском, тувинском, хакасском и киргизском языках есть слово "хор" (кор), обозначающее народные массы. Первоначально смысл почти всех этнонимов восходил к понятию люди, народ, человек. В таком случае указанные этнонимы имеют тюркскую этимологию.
Во время путешествия П.Чихачева по Туве тувинцам слово хакас было совсем не известно. Они четко знали, что, перебравшись через Саяны и продвигаясь на север, попадешь в страну под названием "Хонру" (т.е. Хонгорай). Во второй половине XIX в. тувинцы для обозначения Минусинского округа применяли это слово уже в стяженной форме - "Хоорай". Все их великие шаманы появились из Хоорайской страны: "Из Хоорая испугавшись, за сутки прискакали на крупе каурого коня". Они получали свой шаманский дар от "хоор албысов", т.е. хакасских духов, которых отождествляли с духами небесного происхождения. Телеуты и южные алтайцы называли благодатные степи Минусинской котловины Конграй или Конгырай-Сагай. Конграй почитался у них как прародина теленгитов. В историческом фольклоре данный термин, как правило, в парных сочетаниях - Ал Хоорай, Толы Хоорай, Тубен Хоорай, Хыргыс-Хоорай, Туктiг Хоорай и др., обозначал также и этническую территорию хакасов, т.е. Хакасско-Минусинскую котловину. Название Хонгорай применялось и в русском дипломатическом языке. Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то в письменных документах отмечалось: "На урочищах Хонгороя русские люди поставили город", "И тот Хонгороя - ... киргис, урангай, моторы их кочевия". На карте Сибири XVIII в., составленной Ф.И.Страленбергом, долина р.Абакан и горный хребет Западных Саян (т.е. западная часть Минусинской котловины) обозначены как территория "Хонкорай".
После гибели династии Юань в 1368 г. власть монголов на Среднем Енисее, вероятно, пала, и в течение XV-XVI вв. этносоциальное объединение Хоорай, возглавляемое кыргызами, стало развиваться независимо. Хоорай имело самостоятельное политическое устройство, которое позволяет определить его как государственное, с неразвитой формой общественных институтов. К этому выводу мы пришли вслед за известным историков Н.Козьминым, который считал, что объединение кыргызов в XVII в. "было именно государство, но находящееся в упадке".
Политическая организация Хоорая или Кыргызской земли объединяла четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский, во главе которых стояли беги.
Алтысарский улус (от хакасского "алтынзархы" - северный или нижний) располагался на севере Хакасии в долине Июсов и Божьих озер. Алтысарцы именовались "нижними кыргызами", т.к. обитали ниже остальных по течению Енисея. Кроме того, они имели второе название "Большие кыргызы". В состав этого улуса входили следующие роды: Кызыльский, Шуйский, Ачинский, Туматский и др.
Исарский улус (от хакасского "iссархы" - внутренний) находился в центре Хакасско-Минусинской котловины вдоль Енисея от устья р. Абакан до р. Огур. вероятно, его основное население составляли рода кереит и изыр, ибо в русских источниках вместо названия исарцев часто фигурировали кереитцы или езерцы. Княжеские кочевья их находились в устьях р. Ерба и р. Абакана.
Алтырский улус находился в долине левобережья р. Абакана, от Уйбата до Таштыпа. Этот улус был самым южным или верхним, согласно течения р. Енисея. Поэтому их жителей порой называли "Верхние кыргызы". Вполне возможно, что в основе его названия лежит хакасский термин "алдэза" - передний. В пределах Алтырского улуса находились следующие роды: Сагайский, Бельтырский, Табанский, Саянский, Иргитский, Чистарский и др.
Тубинский улус охватывал все правобережье Енисея от Саян до устья р.Сыды и, вероятно, правобережные степи Абакана. Центр его находился в долине р. Упса, где обитал ведущий род Туба (тубинцы). Все княжества с их ясачными людьми были "киргисского владения землицы".
Для решения государственных дел собирался большой съезд - "чыын" представителей всех четырех улусов Хоорая. Например, на съезде 1627 г. присутствовало 700 человек. На таком форуме решающий голос принадлежал кыргызским князьям. Они совместно "удумывают обо всяком земляном деле" [30]. Здесь же выбирался "лучший" князь, которому поручалась верховная власть в "Кыргызской земле". В начале XVII в. "лучшим" князем слыл Номчы, затем стал его сын Кочебай. При заключении мира с русскими Кочебай давал шерсть за всех кыргызских князей"... и за улусных людей и за их братью, и за детей, и за род, и за племя, за улусы их, и за всю Киргизскую землю по совету всей Киргизской земли". Наличие общего "совета всей Кыргызской земли" характеризовало политическое единство государства Хоорай.
Население Хоорая, переплетенное патриархально-родовыми пережитками, было подвержено классовой дифференциации. Представителями правящего класса выступали чайзаны или "лучшие люди", а эксплуатируемый класс составляли харачы (т.е. чернь) или "улусные люди". Последние представляли основную массу населения. Чайзаны были хозяевами крупных стад скота и предводителями больших групп независимого населения. Однако существенное социальное значение придавалось происхождению человека и статусу его рода. Население Хакасско-Минусинской котловины разделялось на "хасха соок" - белую кость, т.е. элитарный род, к которому относились кыргызы, и на "пора соок" - серую кость, т.е. низшее сословие, к которому причисляли
Хакасский тюрколог Чертыков М.А. (ссылаясь на труды Моисеева В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в 18 в.
Бутанаева В.Я., Худякова Ю.С. История енисейских кыргызов
Чаптыковой Н.Н. Борьба вокруг «Киргизской земли» в XVII веке)
пишет о Хонгорае - этнополитическом союзе племен объединившихся вокруг енисейскхи кыргызов следующее (в сокращении):
«Этнополитический союз Хонгорай (русское название – «Киргизская землица») возглавляемый кыргызами показал большую устойчивость к внешним ударам, являясь основой этногенетических процессов… Енисейские кыргызы вошли в состав волжских калмыков, участвовали в этногенезе алтайцев, тувинцев. Кроме того, делаются предположения об участии енисейских кыргызов в этногенезе иркутских бурят, халха-монголов, казахов верховьев р. Иртыш и калмак-кыргызов района Эмель-Гол (Чугучак) провинции Синьцзян КНР.
В конце XVII – начале XVIII вв. борьба коренных жителей против российского колониализма, возглавляемая кыргызами, в очередной раз вошла в активную фазу. Енисейские кыргызы и другие субэтнические группы Хонгорая, действуя совместно с джунгарами, ознаменовали начало нового века серией набегов на Томский уезд и Кузнецк, готовили широкомасштабное наступление на Красноярск и Томск.
В начале XVIII в. Цеван-Рабдан, учитывая осложнившуюся политическую обстановку в Центральной Азии, а также опасаясь возможности захвата цинскими войсками населения Хонгорая, решил переселить енисейских кыргызов к своей ставке в Или-Иртышское междуречье. Переселению предшествовало посольство от Цеван-Рабдана к Петру I (1701-начало 1703гг.), в ходе которого предметом переговоров были енисейские кыргызы. По кыргызскому вопросу Петр I проявил жесткую позицию, приказав воеводам Томска, Красноярска и Кузнецка «кыргызских людей смирить войною тремя городами», что также послужило дополнительным мотивом к переселению енисейских кыргызов. Несмотря на активизацию действий в 1701-1702гг. русских войск против кыргызов, анализ источников показывает, что походы, совершаемые на северные владения кыргызов, имели ограниченный успех и не ставили кыргызов в критическое положение. Следовательно, русский фактор не являлся основной и единственной причиной переселения населения Хонгорая в Джунгарию в 1703г.
Енисейские кыргызы с Джунгарским ханством были в отношениях «албату» - покровительство за военную службу и неоднократно привлекались джунгарами для ведения боевых действий. Джунгария после галдановых войн особенно остро нуждалась в людских ресурсах.
Посланные в Хонгорай представители контайши, ставя перед собой цель - примирить кыргызов с русскими, старались делать как можно меньше уступок русской стороне, опасаясь потерять доверие кыргызов и тем самым подтолкнуть их к отложению от джунгарского подданства и принятию ими помощи от цинского Китая в борьбе с русской экспансией. Например, в 1702г. представитель контайши Арамжама, как и его предшественники, отказал в удовлетворении претензий томских посланцев о возмещении ущерба, нанесенным кыргызским набегом на Томский и Кузнецкий уезды, и наказании виновных, указывая на то, что «на Чулымцов надлежит ясак сбирать на контайшу».
В условиях войны на два фронта Джунгария не могла себе позволить потерять хороших воинов и источник поступления пушнины. Джунгары также опасались допустить завладения Цинами населения Хонгорая и открытия северного фронта. Тем более в недавнем прошлом енисейские кыргызы в ответ на агрессивные действия Алтын-хана и его переговоры с Россией отложились от Алтын хана и совместно с джунгарами взяли его в плен в 1667г., тем самым, положив конец его государству.
В июне 1703г. Цеван-Рабдан для осуществления своего плана отправил в Хонгорай 2,5-3тыс. воинов во главе с тремя чайзанами: Духаром, Сандыком и Арамжама Ченбилем. Он приказал своему наместнику Аба-зайсану всех кыргыз и кыргызских кыштымов привести в Джунгарию, дабы они «от него контайши не отложились». Население Хонгорая при помощи кыргызских князей было собрано в долине р. Абакан в устье р. Аскиз. По трем дорогам жители хонгорайских улусов под конвоем джунгарских отрядов были препровождены в Джунгарию. Переселена была большая часть населения Хонгорая – 15-20тыс. человек.
Джунгары предполагали возможность возвращения хонгорцев, о чем сообщается в послании джунгарского хана красноярскому воеводе, где говорится, что «кыргыских киштымов в Калмыки взяли для того, что де они нужны, и по то де время покамест они справятца, и они де на свои старые урочища отпустят». Переселение основной массы населения повлекло за собой разрушение политического строя Хонгорая, разрушение государственности енисейских кыргызов, просуществовавшей в Южной Сибири более тысячелетия. Однако переселение 1703г. не было однозначно насильственным актом, т.е. угоном, т.к. джунгарам в этом содействовала политическая элита Хонгорая. Также нельзя рассматривать переселение как эвакуацию, т.е. как добровольное переселение, т.к. известно, что часть населения воспротивилась переселению и предпочла остаться на родине.
Кыргызский вопрос еще долго после их переселения будет использоваться как российской так и джунгарской стороной как повод для претензий на дипломатических переговорах, что мы видим неоднократно на протяжении первой половины XVIII в. Например, посол джунгарского правителя Цеван-Рабдана Борокурган 7 сентября 1721г. при встрече с графом Г.И. Головкиным в Москве заявил ему: «Через указ его великого государя при границах обретающиеся начальники и протчие управители чинили многия обиды его [контайшины] поданными киргизским улусам, о чем на обидящих посылал посланцев просить на них управления, и посланных его, Контайши, до великого государя не допущали и назад возвращали, не показав никакого надлежащего удовольствования, отчего он [контайша] принужден был из тех мест, где его подданные киргизы кочевали, перевести в свои ближайшие улусы, не желая дать притчины всяким ссорам с обеих сторон».
Данная дипломатическая позиция привела к тому, что в российской историографии XVIII в. утверждается одностороннее представление о главном и единственном мотиве переселения енисейских кыргызов.
Переселенцы были размещены на приграничной с казахами территории, где «за Иртышом рекою на Кокоре озере с кыргызским князем Кулегене в улусе и напали де на них кыргыз бруты и разбили Кулегенев улус» . Однако основная часть переселенных кыргызов избежала разгрома и через два месяца после выхода из Хонгорая обосновалась при большой урге (ставке) контайши.
В дальнейшем они локализуются на р. Эмель – южном притоке р. Иртыш. В Джунгарии енисейские кыргызы составили отдельный оток – административно - хозяйственную единицу, находящуюся в личном подчинении джунгарского хана. Причем в Джунгарии из 24 отоков было только два неджунгарских, иноплеменных по этническому составу отока: кыргызский и теленгутский. Управлялся кыргызский оток четырьмя зайсанами и состоял в середине XVIIIв. из 4 тыс. семей.
Согласно генеалогическому преданию алтырцы – часть енисейских кыргызов являются одними из прародителей рода Бушухту-хана. Кроме того, кыргызские князья состояли в родстве с правителями Джунгарии, джунгары рассматривали енисейских кыргызов как родственный народ, а кыргызские княжеские рода как равные по древности происхождения.
Отсутствием основной массы населения Хонгорая поспешили воспользоваться русские, организовав в 1704-1706гг. серию карательных походов, а также организовав заслоны против возвращающихся кыргызов, в ходе чего кыргызы понесли небывалый за годы столетнего вооруженного противостояния урон. Спешно строится Абаканский острог. Видя истребление оставшихся в Хонгорае Цеван-Рабдану видимо стало окончательно ясно, что ойратам не удастся сохранить свое влияние в енисейском регионе и он поспешил переселить остатки кыргызов и их кыштымов, для чего в 1706г. было организованно еще одно переселение хонгорцев в Джунгарию, которое было не столь масштабно как в 1703г.
Известно только, что «с того 1706 году с тех Мелеских и Ачинских волостей с ясачных людей на контайшу в зборе алману не збирано и разорения никакого тем ясачным людем не чинили» по причине того, что «в 1706 году оныя контайшина владения киргизы з земли сведены в улусы контайшина владения».
Часть кыргызов перешла Саянские горы и присоединилась к монгольскому феодалу Гун Бубэю, находившемуся в подчинении у Цинов, и участвовали в сложении тувинского этноса. Многие возвращавшиеся хонгорцы не смогли достигнуть родных мест и осели среди телеутов, алтайцев, тувинцев и других народов Саяно-Алтая, а также среди казахов верховьев Иртыша.
На протяжении первой половины XVIII в. русское население опасалось возвращения кыргызов. Несмотря на прямые указания российского правительства, долгое время россияне не хотели селиться на незащищенной острогами территории «волостей немирных». Время от времени опасения подтверждались возращением частей переселенных хонгорцев. Возвращение началось сразу же после переселения. Возвращались группами от нескольких человек до нескольких сотен.
Порой до русских доходили отголоски грозных событий в Джунгарии, в которых участвовали и их недавние беспокойные соседи.
Русское правительство в 1736г. забеспокоилось, получив известие от южных алтайцев, что из урги контайши «киргизы отпущены в свою киргизскую землицу все без остатку, а в провожатые де за ними послано через калмыков две тысячи человек и велено им киргизам и калмыкам идти промеж Томских и Кузнецких городов…».
"Не поддается подсчетам скольким хонгорцам в этот год удалось вернуться на родину. Известно, что через 20 лет кыргызский оток в Джунгарии состоял из 4 тыс. семей."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конгурей/Хонгорай -общая память память современных хакасов/киргизов, алтайцев, тувинцев, шорцев

 

запомнила деда - маминого отца Мартай-оола Кыргыса из Ийи-Тала высоким, горбоносым, светлоглазым. От флегматичного деда мне ничего не досталось: ни роста, ни носа, ни спокойствия. "Мы барыкские кыргысы" - любил он повторять мне, пятилетней, ничего не понимающей ни в кыргысах, ни в барыках. Барык -оказался притоком Енисея (Ийи-Тал), род Кыргысов - остатки кыргызских племен, расселившихся вдоль Улуг-Хема после распада Хонгорая. в тувинской традиции - Конгурея.

Аранжированный до неприличного пафоса (!?) "Конгурей" - хит этноисполнителей уже и иностранных. Сохранившийся текст - таков:

По выкладкам (?!) получается, что история печатными шагами прошла мимо (!?) тувинцев, которые составляли лишь незначительную часть империи кочевников Хонгорей, но песню лишения сохранили в памяти они, сенгельские тувинцы, отпавшие от советской Тувы при политическом дележе СССР маленькой территории с Монголией.

«Этносоциальное объединение "Хонгор" или "Хонгорай" был основан примерно в 1368 г под эгидой кыргызов. Согласно историческим преданиям, хоорайский (хоргорский) народ происходил от кыргызов. В речи сказителей употребляется устойчивое определение "Хыргыстан тогыс мун Толы Хоорай чоны" - Кыргызский девятитысячный союз Хоорай. В основе многих центральноазиатских этнонимов прослеживается корень "хор" (кор). Например: хор - тибетское название тюрко-монгольских номадов, хор - подразделение народа юйгу, хоро - обозначение предков якутов, хори - подразделение бурятов, уйгур, курыкан, хонгоройд - монгольское произношение имени Кунграт и т.д. По всей видимости, и этноним "хонгорай" также восходит к этой основе.

До сих пор в современных алтайском, тувинском, хакасском и киргизском языках есть слово "хор" (кор), обозначающее народные массы. Первоначально смысл почти всех этнонимов восходил к понятию люди, народ, человек. В таком случае указанные этнонимы имеют тюркскую этимологию.

Во время путешествия П.Чихачева по Туве тувинцам слово хакас было совсем не известно. Они четко знали, что, перебравшись через Саяны и продвигаясь на север, попадешь в страну под названием "Хонру" (т.е. Хонгорай). Во второй половине XIX в. тувинцы для обозначения Минусинского округа применяли это слово уже в стяженной форме - "Хоорай". Все их великие шаманы появились из Хоорайской страны: "Из Хоорая испугавшись, за сутки прискакали на крупе каурого коня". Они получали свой шаманский дар от "хоор албысов", т.е. хакасских духов, которых отождествляли с духами небесного происхождения. Телеуты и южные алтайцы называли благодатные степи Минусинской котловины Конграй или Конгырай-Сагай. Конграй почитался у них как прародина теленгитов. В историческом фольклоре данный термин, как правило, в парных сочетаниях - Ал Хоорай, Толы Хоорай, Тубен Хоорай, Хыргыс-Хоорай, Туктiг Хоорай и др., обозначал также и этническую территорию хакасов, т.е. Хакасско-Минусинскую котловину. Название Хонгорай применялось и в русском дипломатическом языке. Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то в письменных документах отмечалось: "На урочищах Хонгороя русские люди поставили город", "И тот Хонгороя - ... киргис, урангай, моторы их кочевия". На карте Сибири XVIII в., составленной Ф.И.Страленбергом, долина р.Абакан и горный хребет Западных Саян (т.е. западная часть Минусинской котловины) обозначены как территория "Хонкорай".

 

Уважаемый Тыныч, где вы откопали эту анонимную статью этой маленькой, не спокойной женщины, которая не вышла носом?

Общее впечатление - автор не имеет национального патриотизма, она как человек без роду-племени, без знания истории своего народа, у нее в голове немыслимая каша, размышляет узко, притом в рамках современных административных и государственных границ.

 

Мои пять копеек насчет Хоңгорай:

Народные массы по-тувински - "хоор" (как результат стяжения согласных "ңг" в "хоңгор"), основное значение "хоңгор" - многочисленный. Отсюда, Хоңгорай - многонаселенная страна. В современном тувинском хоңгорай перешло в хоорай - город (т.е. место, где много людей)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В эпосе Джангар осн.персонаж богатырь Хонгор (Хоңhр-саврасый).

Кроме того "круг - күрә"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Тыныч, где вы откопали эту анонимную статью этой маленькой, не спокойной женщины, которая не вышла носом?

Общее впечатление - автор не имеет национального патриотизма, она как человек без роду-племени, без знания истории своего народа, у нее в голове немыслимая каша, размышляет узко, притом в рамках современных административных и государственных границ.

Мои пять копеек насчет Хоңгорай:

Народные массы по-тувински - "хоор" (как результат стяжения согласных "ңг" в "хоңгор"), основное значение "хоңгор" - многочисленный. Отсюда, Хоңгорай - многонаселенная страна. В современном тувинском хоңгорай перешло в хоорай - город (т.е. место, где много людей)

Уважаемый Туран , на эту статью наткнулся здесь : http://plimpa.livejournal.com/34144.html Но впервые ознакомился на сайте http://www.khakasia.com/forum/index.php?threads/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9.386/

 

На мой взгляд,в тувинская песня "Конгурей" имеет непосредственную связь к этнополитическому союзу Хонгорай..

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Уважаемый Тыныч, где вы откопали эту анонимную статью этой маленькой, не спокойной женщины, которая не вышла носом?

Общее впечатление - автор не имеет национального патриотизма, она как человек без роду-племени, без знания истории своего народа, у нее в голове немыслимая каша, размышляет узко, притом в рамках современных административных и государственных границ.

Мои пять копеек насчет Хоңгорай:

Народные массы по-тувински - "хоор" (как результат стяжения согласных "ңг" в "хоңгор"), основное значение "хоңгор" - многочисленный. Отсюда, Хоңгорай - многонаселенная страна. В современном тувинском хоңгорай перешло в хоорай - город (т.е. место, где много людей)

Уважаемый Туран , на эту статью наткнулся здесь : http://plimpa.livejournal.com/34144.html Но впервые ознакомился на сайте http://www.khakasia.com/forum/index.php?threads/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9.386/

 

На мой взгляд,в тувинская песня "Конгурей" имеет непосредственную связь к этнополитическому союзу Хонгорай..

 

прошу прошения - а на чем основан ваш взгляд? В тексте песни практически прямая речь - обращение к человеку которого звали Коңгурей. А по  вашему получается что-то вроде "где мои табуны, земля, народ, Хонгорай/Хакасия/Тува? и т.п...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1)прошу прошения - а на чем основан ваш взгляд? В тексте песни практически прямая речь - обращение к человеку которого звали Коңгурей.

2)А по  вашему получается что-то вроде "где мои табуны, земля, народ, Хонгорай/Хакасия/Тува? и т.п...

1)Бутанаев В.Я.

 

Хонгорай (Конгырай, Қоңырай, Конгурей, Хонгорай, Хонгорой, Хоорай, Хонр и др. звучания)

Хонгорай - это своего рода общая память для всех современных кыргызов, алтайцев, теленгитов, телеутов, шорцев, хакасов, тувинцев и др. о некогда существовавшей Великой и единой Империи кочевников-скотоводов на их современных землях.

 

Уважаемый Туран , могу ли я ознакомиться с вашими тезисами о том,что песня "Конгурей" не имеет отношения к этнополитическому союзу Хонгорай?Желательно с аргументами и ссылками на ученых-историков,а не артистов!?

 

2)И прошу прощения,но где вы увидели,что по моему получается так-то и так?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

1)прошу прошения - а на чем основан ваш взгляд? В тексте песни практически прямая речь - обращение к человеку которого звали Коңгурей.

2)А по  вашему получается что-то вроде "где мои табуны, земля, народ, Хонгорай/Хакасия/Тува? и т.п...

1)Бутанаев В.Я.

 

Хонгорай (Конгырай, Қоңырай, Конгурей, Хонгорай, Хонгорой, Хоорай, Хонр и др. звучания)

Хонгорай - это своего рода общая память для всех современных кыргызов, алтайцев, теленгитов, телеутов, шорцев, хакасов, тувинцев и др. о некогда существовавшей Великой и единой Империи кочевников-скотоводов на их современных землях.

 

Уважаемый Туран , могу ли я ознакомиться с вашими тезисами о том,что песня "Конгурей" не имеет отношения к этнополитическому союзу Хонгорай?Желательно с аргументами и ссылками на ученых-историков,а не артистов!?

 

2)И прошу прощения,но где вы увидели,что по моему получается так-то и так?

 

1. Это является одним из вариантов о песни от Бутанаева который сильно вытолкает о "Хонгорой" как государственное образование. Но, на самом деле "Хонгорой" - это название местности как например "Бухтарим, Булунтохой" и пр.

 

А песня "Хонгорай" - это как я писал наверху песня-плач джунгарских ойротов тывалар, и слово "хонгорай" переводится как "дорогой мой, дорогие мои".

И смысл "были много богатств, большие териитории, много счастливых народов - А где они сейчас "дорогие мои".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 

1)прошу прошения - а на чем основан ваш взгляд? В тексте песни практически прямая речь - обращение к человеку которого звали Коңгурей.

2)А по  вашему получается что-то вроде "где мои табуны, земля, народ, Хонгорай/Хакасия/Тува? и т.п...

1)Бутанаев В.Я.

 

Хонгорай (Конгырай, Қоңырай, Конгурей, Хонгорай, Хонгорой, Хоорай, Хонр и др. звучания)

Хонгорай - это своего рода общая память для всех современных кыргызов, алтайцев, теленгитов, телеутов, шорцев, хакасов, тувинцев и др. о некогда существовавшей Великой и единой Империи кочевников-скотоводов на их современных землях.

 

Уважаемый Туран , могу ли я ознакомиться с вашими тезисами о том,что песня "Конгурей" не имеет отношения к этнополитическому союзу Хонгорай?Желательно с аргументами и ссылками на ученых-историков,а не артистов!?

 

2)И прошу прощения,но где вы увидели,что по моему получается так-то и так?

 

1. Это является одним из вариантов о песни от Бутанаева который сильно вытолкает о "Хонгорой" как государственное образование. Но, на самом деле "Хонгорой" - это название местности как например "Бухтарим, Булунтохой" и пр.

 

А песня "Хонгорай" - это как я писал наверху песня-плач джунгарских ойротов тывалар, и слово "хонгорай" переводится как "дорогой мой, дорогие мои".

И смысл "были много богатств, большие териитории, много счастливых народов - А где они сейчас "дорогие мои".

 

 

ставим точки над I - 

Я за то, что ключевое слово в песне - это антропоним, 

А вы, Тыныч, за топоним или название квазигосударственного объединения? что-то не пойму, слишком размытый у вас тезис.

В тувинском есть хоор в значении "милая", так что тезис Енхда не лишен основания (хоңгор > хоор).

 

мой тезис может иметь отношение к стране Хонгорай, ведь полководец Коңгурей мог потерять свое войско как раз защищая свою страну, как бы она ни называлась.

а вот со ссылками на ученых-историков, честно говоря - никак, но мне, надеюсь, простительно, ведь на профессиональном или серьезном хобби уровне этим не занимаюсь и форум не чисто научный.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти