АксКерБорж

ТАРАКТЫ - племя, имеющее тамгу "трезубец"

Рекомендованные сообщения

Племя (род) ТАРАҚТЫ среди казахов:

Также, как и Төре (чингизиды), Төлеңгіт и Қожа они формально не входят в состав жузов, хотя их судьба и родословная зачастую связывается с Арғынами Орта Жүза.

Также, к примеру как род Табын в Кіші Жүзе, Тарақты относятся к сословию «Ноқта ағасы» среди Аргынов, т.е. в прошлом главенствовали в отсутствие чингизидов, управляли родами, главенствовали при перекочевках.

Также как и жалаиры, кстати тоже имеющие тамгу трезубец, гребень, восседали в юрте на почетном месте «төр».

Название происходит от тамги рода «Тарақ» - гребень или трезубец зубьями вниз (что-то похожее на m).

Идентична тамге чингизидов.

На роды и подроды не подразделяются, любой, принадлежащий к этому роду представляется просто «Мен Тарақтымын» - Я Таракты.

Родословная Тарақты есть у Шәкәрима Құдайбердиева, она всем доступна.

А потому привожу родословную (шежіре) в изложении Мәшһүр-Жүсіп Көпейұлы.

В нем можно найти известных всем чингизидов и явные паралели с родословной Чингизхана.

На языке оригинала:

«Тарақты шежіресі.

Тарақтыдан (Арғынның жиені) – Қармыс. Бұл Қармыстан – 1. Апай 2. Тоқтауыл 3. Әлеуке (Алауке) 4. Көгедей 5. Әйти 6. Қосанақ 7. Әлі 8. Сары.

Қыдырып келген қатыннан туған үшін Қыдыр қойған. Ол қатынның бұрынғы байынан туған бала – Жашы. Бұлардын руын: «Қыдыр, Жашы» – деп атайды. Бұл Қыдыр-Жашының шешесінің байының аты – Қармыс. Ол Қармыс – Тарақты баласы. Тарақтыдан – Қармыс. Қармыстан – Қыдыр. Қыдырдан – Есенкелді. Есенкелдінен – Итемген. Итемгеннен – Наймантай. Наймантайдан алтау туады. Ең үлкені -Жантөре, Естөре, Есілбай, Аққозы, Атақозы, кенжесі – Байқозы. «Тарақты Байқозы батыр» атанған кісі – осы кісі...».

Мой перевод:

«Родословная племени (рода) Таракты.

От Таракты (приходящегося сыном дочери Аргынского племени) происходит Кармыс. От этого Кармыса – 1. Апай 2. Токтаул 3. Алауке 4. Когэдэй 5. Айти 6. Косанак 7. Али 8. Сары.

По той причине, что он (они?) родился от женщины, успевшей побывать с другим мужем, его (их?) назвали Кыдыр (АКБ: кыдыру – гулять). У той женщины от прежнего мужа был сын – Жашы. Ихний род называют также «Кыдыр-Жашы». Имя мужа матери Кыдыр-Жашы Кармыс. Этот Кармыс – сын Таракты. От Кармыса – Кыдыр. От Кыдыра – Ескельди. От Ескельди – Итемген. От Итемгена – Наймантай. От Наймантая – шесть сыновей, старший – Жанторе, затем Есторе, Есильбай, Аккозы, Атакозы, младший – Байкозы. Знаменитый «Татаркты Байкозы батыр» и есть этот человек...».

[Машһүр Жүсіп Көпеев. Шығармалары (Сочинения на казахском языке). Т.10, С.78]

Сходства, требующие научных исследований:

1. Сходство тамг.

2. Созвучия личных имен с учетом казахской фонетики: Алауке – Хулагу; Когэдэй – Угэдэй; Жашы – Джучи; Косанак – Хасана (?).

3. Сходство сюжетаказахской родословной с сюжетом попадения жены Чингизхана в плен к меркитам и возвращением из плена беременной на Джучи.

4. Из родословной следует, что под именем Кармыс следует понимать самого Чингизхана из рода Таракты!!!???

5. У казахов имели ханскую власть (верховную), власть ранга «Ноқта ағасы» (второстепенную), а также тамгу «тарак» (трезубец) исключительно:

- Төре, чингизиды (Над тремя жузами)

- Жалайыр (Ұлы жүз – Старший жүз)

- Тарақты ( :) «прописка» Орта жүза – Среднего жуза)

- Табын (Кіші жүз - Младший жуз)

В имеющейся родословной Среднего жуза (шежіре) в изложении прапрапрадеда Қазанғап би (около 1825 г.), Таракты названы «Сегіз ноқта ағасы», происхождение которых связывается с Коныратами (Хонгират/Унгират).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В общем версия о том, что таракты связаны с киятами одна из доминирующих, но не с чингизидами они связаны а с киятами, потомками Куки и Мунгэду, троюродными братьями Чингиз-хана.

Для этого стоит проверить ДНК наших таракты и например каракалпакских киятов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В общем версия о том, что таракты связаны с киятами одна из доминирующих, но не с чингизидами они связаны а с киятами, потомками Куки и Мунгэду, троюродными братьями Чингиз-хана.

Для этого стоит проверить ДНК наших таракты и например каракалпакских киятов.

Асан, есть уже готовые результаты или надо еще проверять?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насколько я знаю, у нас на форуме таракты нет, они отрываются где-то на казахских сайтах. Надо срочно приглашать их сюда, правда только знатоков.

За них могут выступить по-моему уважаемые Жалаир и Жалаиртай - которые из одной "касты" с таракты. :asker13mt:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Асан, есть уже готовые результаты или надо еще проверять?

Результаты есть (около 20 из каркаралинска) но не опубликованы, так что пока воздержусь от комментариев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что интересно, Табыны, как «ноқта ағасы» имеют в своем составе, по одним родословным подроды Жалайыр-Табын и Тарақты-Табын, а по другим Тарақты, Шөмішті и Көсеулі (явно по названиям тамг).

Название племени Табын можно объяснить не только с монгольского как это почему-то принято за правило: тав (ан) – числительное пять,

но вполне и с казахского: табун, стадо или даже род (бір табын ел – целый род)

Кстати, название тамги тарак (гребень, трезубец) у монголов называется кажется как сэрээ (вилка).

Все та же тамга "тарак-гребень-трезубец" династии Гиреев (Крым):

b_19104.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О Таракты (дополнительно из Казахской советской энциклопедии).

т.1, стр.451:

…Арғынның бірінші бәйбішесі Ергүлден – Мейрам, оның балалары Қуандық, Сүйіндік, Бегендік, Шегендік, Қарақесек ("БЕС МЕЙРАМ"). Қыздан туған жиені Тарақты Арғынның «Ноқта ағасы» деп аталады. Екінші әйелі Момыннан төртеу: 1) Ақ сопы – Қанжығалы, Тобықты 2) Қара сопы, одан – Бәсеңтиін, Қарауыл 3) Сары сопы, одан Атығай 4) Тәңбі сопы, одан – Сарыжетім, Шақшақ. Момыннан тараған бұл ұрпақ "ЖЕТІ МОМЫН" деп аталады. Ғылыми жағынан көзге ерекше түсетін жай – Арғын тайпасының елдін аты ежелгі заманда жасаған Ғұн (Ғын) елінің атын еске түсіреді...... «Тоқал Арғын» – Сарыжетім, Шақшақ руларының ел ауызындағы атауы.

АКБ:

От Ергуль, старшей жены Аргына/Аргуна родился Мейрам, его дети Куандык, Суюндык (АКБ: компактно населяют Баянаульский район Павлодарской области), Бегендык, Шегендык, Каракесек ("ПЯТЬ МЕЙРАМОВ"). От дочери Аргына родился племянник Таракты, именуемый как аргынский «нокта агасы». От второй жены, Момын, родилось четверо: 1) Ак сопы, от него – Канджигалы и Тобыкты 2) Кара сопы, от него – Басентиин и Караул 3) Сары сопы, от него – Атыгай 4) Танби сопы, от него – Сарыджетым и Шакшак/Чакчак (или «Токал Аргын» - от младгей жены Аргына). Эти потомки Момын именуются как «СЕМЬ МОМЫНОВ". С научной точки зрения особо бросается в глаза сходство названия племени Аргын/Аргун с древним племенем Гун....

т.10, стр.554:

...Тарақтыдан - Апай, Тоқтауыл, Қыдыр, Жәші, Әлі, Сары, Әйтей, Қосанақ, Алакөз, Шәуке, Әлеуке, Көгедай болып он екі арыс елі тарайды.

АКБ:

От Таракты ведут свое происхождение 12 родов: Апай, Токтагул, Кыдыр, Джаши, Али, Сары, Айтей, Косанак, Алакёз, Шауке, Алауке, Когедай.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, я из рода Арғын,но по матери тарақты.Про то что тарақтылар не входят в состав казахских жузов я тоже слышал.И хотел бы узнать от куда берет свое происхождения этот род?,так как невооруженным глазом видно различия от всех других казахских родов,в первую очередь по внешности,тарактылар как я заметил часто бывают зеленоглазыми даже голубоглазые,остроносые,светлолицые.И где распространен этот род?,я знаю на востоке Казахстана проживает большое колличество этого рода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Карагандинской области много Таракты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересные сведения о племени Таракты (с тамгой гребень или трезубец) есть в «Материалах по районированию Средней Азии» (Кн. 1, 2. Территория и население Бухары и Хорезма. – Ташкент, 1926. Стр. 98, 112, 178, 192-194). В них сохранились ценные документы об устройстве тарактинцев в составе племен Конырат и Кенегес.

Машхур-Жусуп Копеев (Қазақ шежіресі. Алматы, 1993. Стр.14) отмечает бытовавшее в его время мнение народа о том, что Таракты родственны чингизидам Торе. С ними же он связывает происхождение Аргынов.

Собиратель шежыре Каржанин З.С. (Шежіре шеңбері. Шымкент, 2002. Стр.68, 222-230, 256) подчеркивает о существующей связи племен, имеющих гребенчатую тамгу.

Аристов Н.А. (Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности //Живая старина, Вып. III-IV. Стр.13, 95) писал: «Происхождение собственно… Тараклы остается неизвестным» и «… в отношении тюркских племен положение по этим отраслям науки (имеется в виду археологическая, лингвистическая, антропологическая) пока настолько зачаточно (хотя сделано уже не мало), что в настоящее время этнография, археология, лингвистика и антропология не дают еще достаточных указаний. Остаются таким образом главными пока указателями родовые имена и родовые тамги».

Среди казахских племен имеющими схожие тамги в виде гребня, трезубца являются (каз: таракты танбалы):

- Торе (чингизиды)

- Толенгиты (служилые чингизидам)

- Жалаир ("нокта агасы" или представители/помощники чингизидов в Старшем жузе)

- Таракты (то же самое в Среднем жузе)

- Табын и Тама (то же самое в Младшем жузе)

Варианты изображения тамг перечисленных групп и племен есть у Харузина А., Добросмыслова И., Тынышбаева М., Потанина Г., Гродекова М., Аманжолова С., Казанцева И., Левшина А., Мейера А., Аргынбаева Х., Мынжана А. и у других.

Начнем с Жалаиров:

Рашид ад-дин перечисляет состав жалаиров приблизительно за два столетия до Чингизхана, это 10 родов: Джат, Тукраун, Кунксаут, Кумсаут, Уят, Нилкан, Куркин, Тулангут, Тури, Шанкут.

Среди них мы видим Толенгутов (и Торе?).

В 10-11 вв. когда только начиналось объединение монголов жалаиры расселены были по-соседству с монголами и между ними были близкие контакты. После возвышения монголов при Чингизхане жалаиры стали называться «унаган богол», т.е. служивыми людьми. Чингизхан сделал их таковыми за преданную службу своим дедам и многих жалаиров поставил командовать войсками.

Как известно, Чингизхан реформировал существовавшую до него родоплеменную структуру кочевых племен и ввел десятичную административно-военную систему, из-за чего былой родоплеменной состав жалаиров, как и других племен, изменился в корне.

Вот вам и мой ответ на утверждения Алп-Бамси :) , построенные на несовпадающем составе средневековых татарских и поздних казахских одноименных племен и что, в частности, современные казахские кереи не являются прямыми потомками средневековых кереитов.

Позже, ориентировочно в 14 веке, сохранившиеся остатки жалаиров объединились в группы Шуманак и Сырманак.

При реформах Есым хана жалаиры были включены в новообразованный Старший жуз с титулом «Нокта агасы».

«Нокта ага» - у казахов титул, звание, привилегия, данное ханами определенным племенам, как главенствующим в определенном жузе, контролирующим исполнение ханских указов в жузах – представители хана/торе, своего рода «Полпреды» президента :D . Буквально: «нокта» - недоуздок, а «нокта агасы» - тот, кто ведет за недоуздок, ведет и управляет «кош» – кочевьем.

Далее продолжу про Теленгитов...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Толенгиты:

В 8-9 вв. были в составе Уйгурского каганата (Доланго).

В 10-12 вв. в составе жалаиров (Тулангут)

Потапова Л.П. в своей монографии (Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. – Ленинград, 1969. Стр.147-150) называет предков туленгутов:

Северные хунны > Теленгиты Гаогюйцев (Теленгуты) > Теленгиты Теле (Толанко) > Теленгиты Тогуз-Огузов (Доланге) > Теленгиты Жалаиров (Тулангит).

Можно продолжить данную линию служивых людей казахскими - Теленгиты Чингизидов (Таракты).

Самым первым племенем, имеющим гребенчатую тамгу (Торе, Толенгит, Жалаир, Таракты, Табын/Тама) были Теленгиты. Они известны китайцам уже в 7 веке как самостоятельный улус в составе уйгурского союза («Телен»), по китайским историческим хроникам: «…по реке Тонгра, воинственны, могут выставить 10 тысяч воинов. Их Иркин Теленгит Маар приходил вместе с уйгурами во дворец …. И был назначен Тай Сангуном и Тутуком. После его смерти титул Тутука и Эльтебера наследовал Себуктай».

После уничтожения Уйгурского каганата Киданями (предками современных монголоязычных народов, продвинувшихся в Монголию с Амура) Теленгиты перешли в состав Жалаиров и стали Теленгитами Жалаиров.

Можно сказать, что Теленгиты, как и Жалаиры, позже стали верными служилыми людьми монголов, чингизидов. А потому при образовании жузов чингизиды наделили Теленгитов гребенчатой тамгой.

Зуев Ю.А. (Ранние тюрки: очерки истории и адеологии. Стр.297) по китайским источникам теленгутов напрямую связывает с племенем Толангыт (кит: До-лань-гэ; Талангат) в числе древних Жалаиров: «… первоначально племя Тиреков и Уйгуров обитало на восточных границах племен Тонга и орхонских Се-яньто; в эпоху монголов становится известным на Саяно-Алтае».

В «Алтан тобчи» Лувсанданзана (ИКВМИ. Т.2, Стр.105) также упоминаются «Жалаирские Телегеты».

Зобнин Ф.К. (К вопросу о невольниках, рабах и тюлюнгутах в Киргизской степи. 1902. Стр.43) писал о Теленгитах, что так называли и называют казахов, которые кочуют вблизи или вместе с султанами чингизидами и после уходят от них. При этом служат они султанам по своей воле, а не по понуждению и в любое время вправе уйти от них.

Кадыргали Жалаири (Сборник родословной. Алматы, 1997. Стр.24-25) приводит слова Рашид ад-Дина, что в настоящее время этих людей именуют моголами (рус: монголами), но в прежние времена и настоящее их имя не монгол, это: Жалаир, Йесунит, Татар, Меркит, Курлеут, Тамгалык, Таргут, Ойрат, Баргут, Куры, Тулас, Тума, Булгачин, Кермучин, Орасут, Теленгут, Кестеми, Орянкай, Куркан, Суканйа.

Монголам служили не только Туленгиты и Жалаиры. Их рабами стали и другие слабые и мелкие роды, кочевавшие вблизи от монголов, но лишь с той разницей, что первые были испокон веков добровольными служилым сословием, а новые – только рабами.

Обратимся к существовавшим терминам:

- Өтэгу-боғол – давние слуги

- Ұнаған-боғол – поздние слуги (АКБ: я объяснил его с казахского как "привиллегированные слуги" - перенесено Стасом почему-то в тему "Фольк-Хистори")

Различие между ними пытались исследовать Владимирцов Б.Я., Пельо П., Березин И.Н., Златкин И.А., Мункуев Н.Ц. и другие.

Владимирцов (Общественный строй монголов. – Ленинград, 1934. Стр.68-69): «В век Чингис-хана появляется, благодаря войнам и набегам, значительное количество завоеванных родов, они называются уже просто «bogol», но скоро или через несколько поколений они превращаются в тех же «unagan bogol», как бы повторяя историю последних. Впрочем, в данном случае замечается и большое отличие, которое подробно будет рассмотрено ниже, а именно: новые «боголы» часто становятся крепостными вассалами не рода, а определенного лица и служат ему и его дому. Кроме того, монгольское родовое общество 11-13 вв. Знало и рабов, абов-служителей, если они и не были рабами, напоминающими рабов у оседлых народов, то все-таки отличались от крепостных «вассалов». Назывались они «otoge bogol» (простые рабы) или «jala'u» (молодцы). Последнее название лучше всего и объясняет их положение – это были прислужники в ставках, конюхи».

Как сказано выше, в государстве, созданном Чингизханом были перемолоты и раздроблены многие племена, а названия некоторых забылись, состав племен резко изменился.

Ряд племен сохранился хоть и с измененной родовой структурой (к вопросу Алп-Бамси) и позднее объединились их остатки. Теленгиты не смогли сделать этого и продолжили верно служить чингизидам.

Таким образом, одними из первых предков Таракты можно считать Теленгитов древних Жалаиров, известных по китайским хроникам и до Чингизхана бывших самостоятельным улусом.

Шакарим Кудайбердиев (Түрік, қырғыз-қазақ һәм хандар шежіресі. – Алматы, 1991. Стр.39) писал, что казахи Теленгитов Среднего жуза называют слугами (рабами) Даиркожи, предка Аргынов. Что Абульгази различал Теленгитов.

Аристов Н.А. (Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности //Живая старина, Вып. III-IV. Стр.98) отмечает, что казахских Теленгиты были захвачены в 18 веке в походах на Алтай и стали слугами ханов и султанов. Вероятно это какая-то часть, осколок древних Теленгитов.

Можно не сомневаться в тюркоязычии древних Теленгитов, если учесть их вхождение в состав тюркоязычного Жалаирскго союза.

А Теленгиты, называющие сейчас себя Монголами или Калмыками – это их осколки древних тюркоязычных Теленгитов.

Кстати есть казахские племена, тамги которых схожи с гребнем, трезубцем (но без черты по середение), это племена, кочевавшие рядом с «гребенчатыми»: Каракесек, Уак, Конырат, Мангытай, Сангыл.

По Левшину А.И. (Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Стр.290, 514-515) во времена реформ Тауке хана Таракты были включены в группу Среднего жуза, состоящую из Уаков и Кереев: «Поколение УвакГирей, составленное подобно семиродскому, тем же ханом Тявкою из трех родов… Увакгирейское поколение составлено из родов: Увак, Гирей или Кирей, и Тараклы».

Как говорят казахи «Бұрынғы атау жау» (бывает, что и имя становится врагом), наверняка потому чингизиды не удостоили титулом «Нокта агасы», к примеру, в Среднем жузе Найманов, как врагов своих предков. Но удостоили этой привилегией племя, не оказавшее сопротивления Чингизхану и перешедшее на его сторону добровольно.

По казахским преданиям, Таракты связывают с Аргынами:

По одним из них он есть уважаемый/почитаемый сын Аргына – Таракты всегда начинали и возглавляли перекочевки с зимовок на летние пастбища и обратно, а потому даже получили название «Аргыннын нокта агасы».

Может быть поэтому в стихах моего дальнего предка по матери, Казангапа би, о племенах Среднего жуза (выкладывал в соответствующей теме), Таракты названы «Ел жаманы» (плохие в народе). Ведь находящиеся у власти и злоупотребляющие ей всегда видятся людям плохими... Кстати, в Младшем жузе "ел жаманы" - это Шомекей и Телеу.

Вроде бы не было никаких основания для выдвижения в «Нокта агасы» в Младшем жузе Табынов. Возможно только потому, что в состав Табынов при Тауке хане были включены часть родов Таракты. Поэтому они сохранили свою тамгу и даже называются необычно «Таракты-Табын».

До них на это звание претендовало племя Тама, о чем свидетельствует их дополнительная тамга к основной, в виде гребня, трезубца.

Потанин Г.Н. (Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки. – Петроград, 1917. Стр.56) писал: «Аргын, Найман – две ветви, Арысь (собственно «оглобля»); Кыпчак, Конграт – две ветви. Это – четыре ветви Средней сотни. Кирей Уак – влазники, керме. Таракты – племянник Средней сотни, родившийся от девицы (племянник по женской линии; АКБ - жиен). Отсюда Средняя сотня имеет семь ветвей». И еще: «Старшей сотни Юсуновцы: Абак, Тарак, Джалаир, Калча, Чапрашты, Дулат, Канлы, Шаншклы, Сергели, Ошякты, Обанъ, Суанъ, Исти, Уокъ, Тулеек, Кара-гойлы, Акъ-гойлы, Ульконъ-Сеитъ, Кши-Сеит».

Лично у меня интерес вызывают в списке названия: Абак (Керей?), Тарак (Таракты?), Калча (?), Уокъ (Уак?), Тулеек (?), Кара-гойлы (откуда здесь?), Акъ-гойлы (откуда здесь?), Ульконъ-Сеитъ (?), Кши-Сеит (?)».

Некоторые казахские предания Средний жуз делят на две группы – первую из четырех племен (Кыпшак, Аргын, Конырат, Найман), родившихся от законной жены Акжола, вторую также их четырех (Керей, Уак, Таракты, Толенгит), родившихся от незаконной жены, наложницы Акжола.

У Аристова Н.А. (Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности //Живая старина, Вып. III-IV. Стр.97-98): «Тюленгуты, рассеянные по всей Средней орде и состоящие главным образом из забранных в плен и обращенных в рабство казачьими ханами и султанами во время набегов половины 18 века в Алтай теленгетов, являются малочисленным и заведомо чуждым родом».

Составители шежыре Жалаиров (Бейсенбайұлы Ж. Қазақ шежіресі. – Алматы, 1994. Стр.120) Таракты производят от Жалаирской группы Бирманак и объясняют, что Таракты наш кровный родственник, но влившийся в нагашы журт (в материнский род).

Примечательно и то, что тамга Уйсунов тоже гребень или трезубец, но перевернутый.

Можно лишь предположить, что Таракты присоединился к Аргынам в те времена, когда Аргыны населяли Жетысу (вспомните местность Аргу, Органум у средневековых путешественников и авторов).

По-моему, здесь кроется много тайн – и про Аргу-Органум, и про связь с ней предков Чингизхана, и про Уйсуньскую тамгу, и про связь Кереев с Уйсунями и Канлы, и наличие в Старшем жузе племен Абак, Тарак, Уак, и помещение Таракты в одну группу с Кереями и т.д. и т.п.

Южаков Ю.Д. (Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности //Живая старина, Вып. III-IV. Стр.7) приводит записанную им в 1867 г. у казахов Чимкента шежыре, согласно которой Жалаир происходит от Абака, Уйсун от Тарака и оба вместе с Канлы (усыновленного) от Бактияра.

По некоторым казахским шежыре:

Байшора > Жуманбай > Кейкибай > Тобей

Тобей > Когам, Койылдыр, Мекрил (Мекрит?), Майкы

Когам >Канлы

Койылдыр > Кырык жуз

Мекрил > Мын жуз

Майкы > Бактияр

Бактияр >Уйсун и Сыргели

Уйсун > Аксакал (с тамгой Абак)

Сыргели > Жансакал (с тамгой Тарак)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Специально остановлюсь на тамгах, т.к. в разных шежыре проскальзывает родство или иная связь между племенами, имеющими тамгу гребень-трезубец (Торе-Чингизиды, Таракты, Жалаир, Толенгит, Табын, Тама) с чингизидами вообще, а также с тюрками-Ашина, Уйсунями, Аргынами, Уак-Кереями и Коныратами:

Тамги Кёктюрков (гребень-трезубец "m") позднее использовались казахскими чингизидами-торе (академик А.Х.Маргулан).

Далее, с тамгой Чингизхана (в основе его изображение круга "О") схожи тамги казахских племен: Аргын, Албан, Суан, Ботбай, Рамадан, Кердери.

Ю.Зуев называет тамгой Дуглатов, Тонгра, Тарду и Бугу также изображение, основой которого является круг.

С тамгами Бату хана и Менгу хана (в основе перекладина "п") схожи с тамгой казахских Коныратов, Уаков, Каракесек, Мангытай, Сангыл.

Ю.Зуев называет тамгой Хунну, Курыкан и Шато также изображение, основой которого является перекладина.

С тамгами Гиреев и Шибанидов (в основе гребень-трезубец) схожи тамги казахских чингизидов - Торе, Толенгитов, Таракты, Жалаир, Табын, тамма и даже Уйсун.

Племена, которые сближает общая тамга в виде вертикальной черты "I" и производных от нее: Кыпшак, Канлы, Ысты, Сикым, Шанышкылы, Шапырашты, Шымыр, Кызылкурт.

Племена, которые сближает общая тамга в виде креста "+" и производных от нее: Кереит, Керей, Уак, Дулат, Сыргели, Торткара, Телеу, Кете и частично Уйсун (плюс Оймауты среди Дулатов и Джунгар; плюс казахская волость Кият – по Андрееву).

Ю.Зуев с крестовой тамгой отмечает также средневековых Ушин.

Племена, которые сближает общая тамга в виде галочки "V" и производных от нее:

Найман, Жаныс, Ошакты, Алаш, Алтын, Шекты, Берш, Адай, Черкеш, Жаппас, Маскар, Байбакты, Шомекей.

Ю.Зуев такую же тамгу отмечает за Уйгурами.

  • Одобряю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Далее

Настоящее имя Таракты это Актанберды – сын Каракожи от старшей жены Алимы.

Шежыре Таракты (по А.Н.Нургазину):

Каракожа > Таракты (Актанберды) > Айт > Алимкожа > Аллаьерды > Кармыс (Кармыш)

От Кармыса:

- Апай (АКБ: кстати мои нагашы именуют себя Апай-Боры, хотя и происходят из Боры, но кочевали всегда рядом с Апай. Кстати исконные кочевья Апай располагались как раз на месте современного города Павлодар на Иртыше)

- Токтауын

- Али

- Сары

- Кыдыр

- Жашы (Джучи?)

- Алеуке (Хулагу?)

- Когедей (Угедей?)

- Бугышы

- Булдырык

- Айтей

- Косанак (Хасана?)

Согласно Абишулы Т. (Байгозы батыр //Азат. 1991, желтоксан, № 22. Стр.4), боевой клич («уран») Тарактинцев – Жаугашар (дословно – от него бежит враг).

А.Сейдимбеков считал, что реальная личность Жаугашар был батыром, выходцем из Сары Таракты. Сохранилось поговорка «Шубар Тулы Жаугашар» (дословно – Жаугашар с рябым, пестрым знаменем).

Конечно поздние казахские Толенгиты это не те древние Теленгеты (Толанго), они попали сюда из Алтая – алтайские Толенгуты, но эти Толенгуты и есть какая-то часть древних Теленгетов.

Зобнин Ф. (К вопросу о невольниках, рабах и тюленгутах в Киргизской степи. 1902, Стр.41) пишет, что: «Обязанности же Тюленгутов отличаются от обязанностей невольников-кулов. Тюленгуты обязаны охранять султана и его собственность, сопутствовать ему в поездках, служить для посылок и пр...

В древние времена Тюленгуты были исполнителями казней».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Далее

Издревле Теленгуты находились при трезубцетамговых ханах и султанах, при казне и власти, т.е. выполняли роль государственных служащих.

Позднее эта роль изменилась и их роль сузилась, теперь они стали социальной группой, служащей уже не государству, а отдельным ханам и султанам.

Зобнин Ф. (К вопросу о невольниках, рабах и тюленгутах в Киргизской степи. 102. Стр.11) писал о поздних Туленгутах (казахских): «Тюленгуты происходят из бедных и порочных киргизов, которые ради пропитания и защиты прибегают к покровительству того или другого султана. Тюленгуты всегда имеют право оставлять султана и, уходят куда пожелают».

Данный автор, всесторонне изучивший положение Тюленгутов Среднего жуза в 18-19 веках ввел понятие «Тюленгутизм», которое означало обоюдовыгодные и добровольные социальные отношения – с одной стороны оно удовлетворяло потребности султанов в защитниках, с другой стороны оно удовлетворяло потребности бедных родов в покровительстве султанов.

Автор особо отмечает, что ни в коем случае нельзя Туленгутов путать с рабами (там же, Стр.46) «…звание Тюленгута в степи, по свидетельству приказа, еще не означает раба. Тюленгуты кочуют, присоединяясь к тому или другому султану, или же по бедности и слабости, из желания снискать к себе покровительство лица более сильного и богатого пока еще не было открыто округов в степи никогда не теряя по собственному желанию от одного султана к другому в случае притеснения или какого-либо другого неудовольствия».

Бикенов А.Х. (Дәстүрлі қазақ қоғамына тән төлеңгіттер институты: функционалдық қызметі және тарихи тағдыры (18-19 ғ.ғ. деректер негізінде) //Этнос және қоғам. Ғыл. еңбект. жин. – Қарағанды, 2003. Стр.79) приводит интересные данные о родоплеменном составе казахских Тюленгутов:

Туленгуты – выходцы из Старшего и Младшего жузов:

- Жалаир

- Жагалбайлы

- Рамадан

- Тлеу

Туленгуты – выходцы из Среднего жуза:

- Канбар

- Канжыгалы

- Садыр

- Тлеу

- Айтымбет

- Кыпшак

- Темеш

- Мамайдар

- Таракты

Туленгуты – выходцы из других народов:

Это племена в составе Ескыкыргызов (древних киргизов):

- Естек

- Найман

- Жауынды

- Байты

- Ханкельды

- Бектемир

- Кусшы

- Калмак

- Сабаншы

И это не удивительно, т.к. в период нашествия джунгар на Казахское ханство в целях укрепления ханских ставок (орд) в Туленгуты перешли мелкие и слабые родоплемена.

Тогда как по Левшину А.И. (Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей (под общей ред. Академика Козыбаева М.К.). Стр.515), только крупные и сильные родоплемена могли выставлять в общеказахское ополчение хорошо вооруженные и сильные войска.

Он же пишет (там же, Стр.516): «По генеалогическим преданиям Тараклы являются родом племени Аргын, но как отмечают знатоки преданий самих Тарактинцев, Таракты в давние времена являлись самостоятельным племенем и никогда не входили в состав ни Уаков, ни Кереев».

Машхур-Жусуп Копеев (Қазақ шежіресі. Стр.14) приводит следующее предание о Таракты: «Сестра Аргына в девичьи годы незаконно родила от чингизида-торе сына и от растерянности при людях всегда расчесывала свои волосы, поэтому сына назвали Таракты, который в отсутствие отца и других торе мог заменить их. Раз родился он не от Аргынов, а от женщины-аргынки, его взяли в свой род и наделили званием «Аргыннын нокта агасы».

Таракты (имя не человека, а данное по тамге) есть племя, образованное приблизительно в 14-15 вв., как отделившиеся от Жалаиров. В результате ослабления во времена казахско-джунгарских войн Таракты вошли в состав Аргынов.

Есть в народе поговорка «Ит жаманы баракты, ел жаманы Таракты» (среди собак плохие баракты, среди народа Тарактинцы).

Однако некоторые понимают это в переносном смысле (исходя из широкого применения слова «жаман», например, «жаман кушты» - очень сильный и т.д.) как «Ит мыктысы баракты, ел мыктысы Таракты» (среди собак сильны баракты, среди народа Тарактинцы)

По свидетельству Логутова Н.А. после сильного поражения от джунгар, Аргыны обосновались в безводной степи западнее Балхаша, тогда как Таракты вместе с Кереями и Уаками подверглись сильнейшему истреблению и потому их остатки позднее ханом Тауке были объединены в одну группу.

Потанин Г.Н. (там же, Стр.62) отмечает, что Тарактинские волости кочуют, одна в Атбасарском уезде, другая в Акмолинском уезде.

Другие исследователи указывают и другие районы их кочевания. Так, Аргынбаев Х., Муканов М.С., Востров В. (там же, Стр.255) показывают: «От Ямышевской до Железинской крепостей по Иртышу, а также напротив форпоста Тура Темьяр и Югорского хребта. А также в Семипалатинском уезде».

Кочевали Тарактинцы (роды Али и Сары) также в Каркаралинском уезде (Материалы по киргизскому землепользованию…. Т.4. – СПб., 1905. Стр.45): «Тарактинцы … пришли будто-бы на старое свое место, т.е. род Таракты до 1763 года бывал на местах, ныне принадлежащих описываемой группе».

Кочевали они также у озера Ебейты (в волости Темыршы Омского уезда). Оттуда они перешли в Кокшетау, а оттуда в Дегелен (АКБ: небезызвестный бывший г.Курчатов) к роду Найман Матай.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Далее

Аристов Н.А. (там же, Вып. 3-4. Стр.102) уточняет численность Таракты – в Акмолинском округе 1790 хозяйств (дымов), в Каркаралинском округе 590 семейств.

Во время казахско-дужнгарских войн осколки Таракты осели в районе Бухары, Хорезма и Шахрисябза и влилась с другими мелкими родами в состав Кенегесов и в другие группы.

Яворский И.Л. в 1870 г. отмечает их (Тарахлы) в составе Кенегесов совместно с Абаклы (осколки Абак Кереев), Ашамайлы (оксколки Ашамайлы Кереев) и др.

Автор пишет, что Кенегесы (Кегенезы) составляют 30-35 тыс. семейств и называет их частью Мангытов. И перечисляет их: Тараклы, Абаклы, Ашамайлы, Кайрасалы и Чехут.

Эти же данные есть у Магидовича И. (Территория и население Бухары и Хорезма. Ч.1, Кн.1. – Ташкент, 1926. Стр.192-194).

А также у Аристова А.Н. (там же, Стр.150).

Атаниязов С. (Словарь туркменских этнонимов. – Ашхабад, 1988. Стр.110) отмечает Таракты и среди туркмен: «Таракты – род племени Теке (Мары) рода гора. Название видимо от «дарак» (тарак) гребень. По форме тамги».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отдельно о батырах из племени Таракты:

Из этого племени вышло много известных биев, батыров и шешенов, но отмечу особо двоих.

1. Наймантай батыр Сютемгенулы (17 в.) – известен боевыми заслугами в битвах с калмыками. Похоронен в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссави в г.Туркестане.

2. Его сын Байгозы батыр Наймантайулы (1705 - 1803). Родился в долине в Арке между гор Ортау и Кызылтау, в долине реки Жаман Сарысу (нынешние земли Жанааркинского и Шетского районов Карагандинской области). Место его захоронения называется сейчас «Батыр Басы». В книге «Елтұтқа. Ел тарихының әйгілі тұлғалары» (М.Жолдасбекулы, К.Салгараулы, А.Сейдимбек. Стр156) говорится, что мать батыра Шолпан младшая сестра Есет батыра и тархана – правителя Жетыру (семиродцев) Младшего жуза. Волконский И. (Письмо Оренбургского военного губернатора Г.С.Волконского Министру коммерций Н.П.Румянцеву: «Описания трех Киргиз-Кайсацких Орд». ЦГИА РФ. Ф.1291. Оп.81. Д.23. 6 л. Об.12, 13 л.) при описании Аргынов указывает, что Байгозы батыр управлял двумя родами Таракты общей численностью 4000 кибиток, кочевками которого были – летом в верховьях Есиля (Ишима), зимовки на Сарысу, Ишконыр и Чу. Имел много детей от нескольких жен. Его потомство ныне проживает в Карагандинской Джамбулской и Джезказганской областях. В 2005 г. ими был устроено празднование 300 летия со дня рождения батыра при участии президента страны. Составители шежыре утверждают («Елтұтқа. Ел тарихының әйгілі тұлғалары», Стр.649), что его внучка (от дочери Койсана) была матерью другого великого батыра Шубырпалы Агыбая.

Родословная Байгозы батыра:

Таракты – Кыдыр – Каржау (АКБ: этот род достаточно многолюден у нас на той стороне Иртыша, напротив г.Павлодара) – Есенгельды, Сютемген – Наймантай – Байгозы (Баккозы).

Известные в народе жырау и акыны, такие как Кожаберген жырау, Жанак акын, Щоже акын восхвалили их в своих песнях и жырах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И напоследок о Таракты:

Известный Туяк шешен из племени Таракты в своем жыре подчеркивает, что многие известные казахи по матери (тарактыга жиен) Тарактинцы:

Каздауысты Казыбек би

Каракерей Кабанбай

Канжыгалы Богембай

Шакшак Жанибек

Шубыртпалы Агыбай

Ошакты Сапабек

Ер Копбай

Тобыкты Кунанбай (отец Абая)

И др.

Получается Таракты в этом похожи на Коныратов (Хунгиратов), являвшихся на протяжении веков «Катунским племенем», славившихся своими дочерьми.

=================================================================================

Использованы цитаты из: "Қазақстан тарихы. Этикалық зерттеулерде". 10 том - Арғын, Алаш - 2011 ж., 214-274 бб. - Тарақты (перевод мой)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Туленгуты – выходцы из других народов:

Это племена в составе Ескыкыргызов (древних киргизов):

- Естек

- Найман

- Жауынды

- Байты

- Ханкельды

- Бектемир

- Кусшы

- Калмак

- Сабаншы

Приветствую вас АксКерБорж! у меня к вам вопрос что это за рода Естек, Ханкельды?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня нагашы бабушка Таракты. Прикалываюсь над ее сородичами.

Ит жаманы-баракты

Ель жаманы-Таракты :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую вас АксКерБорж! у меня к вам вопрос что это за рода Естек, Ханкельды?

Аман, ElimKaz!

Вы можете узнать про таракты и про эти роды подробнее в указанной мной книге:

"Қазақстан тарихы. Этикалық зерттеулерде". 10 том - Арғын, Алаш - 2011 ж.

Я уже сдал в библиотеку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня нагашы бабушка Таракты. Прикалываюсь над ее сородичами.

Ит жаманы-баракты

Ель жаманы-Таракты :)

У меня тоже нагашы бабушка таракты (апай). :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня нагашы бабушка Таракты. Прикалываюсь над ее сородичами.

Ит жаманы-баракты

Ель жаманы-Таракты :)

У меня тоже мама моей мамы, т.е. нагашы бабушка, таракты (апай). :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня тоже мама моей мамы, т.е. нагашы бабушка, таракты (апай). :)

здравствуйте, хотела бы у Вас узнать, я Апай, Вы писали,что сейчас этот ру проживает в основном в Павлодарской области, я как раз отсюда, только к сожалению, мой отец не знает своих жети ата((( хотела бы узнать нет ли у Вас какой либо информации по нашему ру, только не до Апай, насколько я поняла это племя Таракты, а вот именно после Апай, уже потомки... заранее благодарю за ответ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

здравствуйте, хотела бы у Вас узнать, я Апай, Вы писали,что сейчас этот ру проживает в основном в Павлодарской области, я как раз отсюда, только к сожалению, мой отец не знает своих жети ата((( хотела бы узнать нет ли у Вас какой либо информации по нашему ру, только не до Апай, насколько я поняла это племя Таракты, а вот именно после Апай, уже потомки... заранее благодарю за ответ

Есть хорошая книга покойного нашего земляка Жениса Марданова (Тлеке) "Шежыре" на казахском языке в нескольких томах, в одном из томов подробнейше дана родословная апай вплоть до наших дней (конечно не полная, но...).

С уважением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас