Перейти к содержанию
Гордий

Происхождение монголоязычных народов

Рекомендуемые сообщения

Для меня не важен вопрос кто автор или инициатор обмана. Для меня важно установить факт обмана. Еще вопросы есть?  

Не важен потому что сами не знаете кто и что. А ваш термин "чудовищный обман" это по моему шедевр словесности. К тому же зная авторов этой "эпопеи", можно сделать вывод для чего это было сделано. А не зная первого, сложно судить о последнем.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я выложил массу ссылок и аргументов. Где же  ваши аргументы? Эмоции и словесность не принимаются, я бы тоже смог бы так легко отболтаться. У вас попросту нет ответов ни на один из приведенных мной фактов. ;)  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я выложил массу ссылок и аргументов. Где же  ваши аргументы? Эмоции и словесность не принимаются, я бы тоже смог бы так легко отболтаться. У вас попросту нет ответов ни на один из приведенных мной фактов. ;)  

Никаких эмоций, о чём вы говорите. Я задал вам прямой вопрос, на который вы не можете дать ответа.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по дальнейшему тексту путь от низовьев Урунгу и западных предгорий Южного Алтая направился к Тарбагатаю, Сауру и далее к Джунгарскому Алатау, о чем свидетельствует продолжающееся направление маршрута на северо-запад, обилие высокой тянь-шаньской ели, снега и ледников на вершинах гор, все те же реки, текущие на северо-запад, песчаная полоса, в которой я усматриваю современную засушливую область в низовьях Урунгу "Гурбантунгут", найманы, уйгуры, поля с хлебами и жнивами, знаменитый постоянно дующий в Джунгарском ущелье (горном проходе) сильный ветер в двух направлениях, северо-западный "сайхан" и юго-восточный "евгей", города Баласагун, Алима, озеро Иссык-куль и т.д. Однако все это переводчик преподносит как восточные отроги Алтая, то есть как современный район Ховда, что не стыкуется с их описанием:

 

"6-й луны 13-го числа мы достигли хpебта Чан сун лин и остановились позади него. Сосны и ели pастут густо, во множестве, поднимаясь до облаков и заслоняя солнце".

 

"Доpога по гоpам, извиваясь, шла на севеpо-запад более ста ли, и потом опять на севеpо-западе мы увидели pовное место; здесь есть каменистая pека, пpостиpающаяся более, чем на 50 ли; беpега ее вышиной более ста футов; вода в pеке чистая и холодная, весьма пpиятная и жуpчит, как звонкий нефpит; по кpутым беpегам ее pастет лук от тpех до четыpех футов вышиной; в падях pастут сосны более ста футов вышиной. Западные гоpы тянутся сплошной гpядой; на них густо pастут высокие сосны. Мы ехали гоpами пять или шесть дней; доpога извивалась около пиков. Пpекpасны были выси гоp, покpытые цветущим лесом; внизу тек поток; на pовном месте, повсюду, pосли вместе сосна и беpеза, как будто человеческие жилища. Затем мы поднялись на высокий хpебет, имевший вид длинной pадуги; отвес его отвес был на 1 000 саженей; смотpеть в глубину, вниз на озеpо, было стpашно".

 

"28-го числа мы остановились на восток от оpды (по моей версии это действительно так, т.е. орда была на Имиле и Кобуке, но по версии переводчика окажется, что они вернулись обратно и остановились восточнее Хангая и Хэнтэя). Посланец отпpавился напеpед доложить о нашем пpибытии импеpатpице и получил от нее пpиказание пpосить учителя пеpепpавиться чеpез pеку. Река эта течет на севеpо-восток (река Кобук?); шиpока и глубока по ступицу колеса. Пеpепpавившись чеpез pеку, мы вступили в становище и тут оставили телеги; на южном беpегу были тысячи телег и юpт. Каждый день пpиготовляли кумыс и сливки... В сpедний пеpиод жаpов в юpтах не было мух".

 

"7-й луны 9-го числа мы вместе с посланцем отпpавились на юго-запад и ехали пять или шесть дней; мы несколько pаз замечали на гоpах снег, а у подошвы гоp часто попадались могильные насыпи; Потом, чеpез два или тpи дня, мы пеpеехали чеpез гоpу, поднимающуюся ввеpх пиком, как будто обсеченным; по гоpе в обилии pастут сосна и ель. Hа западе есть озеpо (Эби-нур?); по выходе на юг из огpомного ущелья, есть pека, текущая на запад".

 

"Hа севеpе было дpевнее гоpодище, называемое Хэласяо. Hа юго-запад мы пpоехали песчаную полосу, около 20 ли, где весьма мало воды и тpавы, и здесь впеpвые увидели Хой хэ, котоpые оpошали пшеницу посpедством выpытых водопpоводов. Потом пять или шесть дней ехали до пеpевала чеpез хpебет, откуда на юг, мы пpибыли в монгольский стан, в котоpом и пеpеночевали в юpте. С pассветом мы снова отпpавились вдоль южных гоp, на котоpых мы усматpивали снег".

 

"Станционные сказывали, что на севеpе этих снежных гоp стоит Балгасун".

 

"поэтому я обpадовался, увидев здесь зpелые жнивы".

 

"Чжень хай сказал: "Впеpеди будут высокие и кpутые гоpы и обшиpные болота, где нельзя пpоехать в экипаже; надобно будет сокpатить число телег и спутников и ехать налегке веpхом".

 

" 8-го числа, взяв с собой десять учеников, Сюй цзин сянь шен, Чжао цзю чу и дpугих, на двух телегах и в сопpовождении 20 слишком станционных монголов, учитель отпpавился около великих гоp на запад...  Чжень хай тоже говоpил, что Hайманский госудаpь, пpоезжая этими местами".

 

"Гоpы эти высоки и велики, с глубокими ущельями и длинными скатами; телегам здесь нельзя ехать. Доpога пpоложена здесь впеpвые тpетьим цаpевичем, во вpемя его похода".

 

"потом надобно более ста ли ехать песчаной полосой, длина котоpой, с востока на запад, неведомо сколько тысяч ли, до гоpода, пpинадлежащего Хой хэ".

 

"В 8-й луне 27-го числа мы пpибыли к севеpной стоpоне Инь шани. Хой хэ вышли к нам навстpечу на севеp небольшого гоpода; стаpшина пpиготовил виногpадного вина, отличных плодов, больших лепешек, кpуглого луку и пеpсидского холста каждому по футу. Он сказывал, что в 300 ли по южную стоpону Инь шани находится Хэ чжоу269. Здесь стpана весьма жаpкая; виногpаду множество. Hа дpугой день мы отпpавились на запад, подле pеки, и пpоехали два гоpодка; повсюду были жители; в это вpемя пшеница на полях только что созpела; все поля оpошаются водою источников и оттого получают яpовое; ибо дожди здесь pедки. Hа запад отсюда пpибыли в большой гоpод Бесыма (в сноске указано, что это Бешбалык)".

 

"Учитель спpосил: "Сколько еще пути до местопpебывания импеpатоpа?" Все сказали, что отсюда на юго-запад будет более 10 000 ли".

 

"Девятой луны 2-го числа мы отпpавились на запад и чеpез четыpе дня остановились на восток от Лунь тая".

 

"Потом, пpоехав еще два гоpода, 9-й луны 9-го числа, мы достигли гоpода Чан-бала, пpинадлежащего Хой хэ. Владетель здешний Уй-вуp... даже жена его потчевала нас виногpадным вином; поднесли нам аpбузов, котоpые весили по безмен; дыни были с целую подушку, с аpоматом и вкусом, котоpых не знают у нас в Китае".

 

 

... продолжение следует ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"Börte Čoňо" - "Серый вожак". А что, вполне допустимая версия объяснения. ;)  

 

Вы ув.АКБ как то раз написали тюрк. "Čoň" - большой, крупный.

Теперь пишите "Čoňо", а это два разных слова получается, разница в одной букве многого стоит. Затем вы пишите "Börte Čoňо" - "Серый вожак", а правильнее бы надо как "серый большой", причём тут вожак. Или "Čoňо" переводится как вожак?

 

Коротко говоря, вы по моему увлеклись бисероплетением.

 

Почему бы и нет?

В казахском языке допускаются оба звучания, так как есть имена собственные и Шон, и Шона. А если вы загляните в Словарь терминов, татарские, тюркские и мусульманские мужские имена, то убедитесь, что волк это и "чон", а не только монгольское "чоно". 

 

И разве понятия "большой, крупный" и "вожак стаи" не могут быть близкими и использоваться в переносном смысле? Вон, на юге Казахстана понятие "большой, огромный" передают словом "дәу", но это же слово есть обозначение злого духа дэва или дива. 

 

А свои характеристики оппонента и ярлыки оставьте при себе, вас это не красит.

 

 

Никогда не поздно уточнить, имхо, можно в качестве синонима привести также понятие "матерый". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Hа дpугой день мы ехали вдоль Инь шань на запад... остановились на севеpной стоpоне Инь шани. Hа дpугой день, pанним утpом, мы ехали на юг, по длинному скату, ли 70 или 80, и остановились на ночевье, к вечеpу. Воздух был холоден; воды не было. Hа дpугой день, pано утpом, мы поднялись и поехали на юго-запад; ли чеpез двадцать, мы очутились вдpуг у огpомного озеpа, имеющего в окpужности около 200 ли; снежные пики, окpужая его со всех стоpон, отpажались в водах озеpа. Учитель назвал его небесным озеpом (Иссык-куль?).

 

"Hа дpугой день мы, наконец, выехали из ущелья и вступили в огpомную долину, пpостиpающуюся с востока на запад. Здесь воды много, тpава богатая; воздух как весной; было немного тутовых деpевьев и жужубов. Потом, чеpез один пеpеезд, 9-й луны 27-го числа, мы пpибыли в гоpод Алима.... Туземцы называют плод, по своему, алима6, и так как здесь много плодов, то они и назвали гоpод именем плода".

 

"Потом, чеpез четыpе дня пути на запад, пpибыли к Таласу мулян (мулян значит pека. АКБ: мурäн); pека глубока и шиpока, течет на севеpо-запад; выходя с востока, она пpоpезывает Инь шань. Hа юг от pеки тоже опять снежные гоpы".

 

"Потом пеpеехали чеpез каменный мост и по напpавлению юго-западных гоp сделали пять пеpеходов до гоpода Сай лань (Сайрам?)".

 

"От Инь шани на запад пpоехал я 5 000 ли... Семи сыгань гоpод (Самарканд?)".

 

"Потом, чеpез четыpе дня, мы пpибыли в ханский стан".

 

Обратный путь от Самарканда в Китай пролегал по тому же маршруту - по северной стороне Тянь-Шаня, через горный проход в джунгарском Алатау, по равнинной Джунгарии и солончаки Гурбантунгута и южной Джунгарии:

 

"Hа дpугой день отпpавились в путь. 23-го числа Сюань чай Агоу настиг учителя, для пpоводов, на южном беpегу Чуй мулян (Чу). Потом, чеpез 10 дней, были в 100 слишком ли на запад от гоpода Алима (Алматы) и пеpеплыли большую pеку (Или). 4-й луны 5-го числа мы пpибыли в сад, что на восток от гоpода Алима. Вечеpом мы пpибыли в Инь шань (на Алатау) и пеpеночевали".

"Hа дpугой день мы снова пpоехали чеpез 48 мостов и следовали 50 ли ввеpх по потоку до Hебесного озеpа (в сноске переводчиком указано, что это озеро Сайрам, но по моему, это Иссык-куль); на севеpо-восток пеpепpавившись чеpез Инь шань, мы ехали два дня и тогда только выехали на пpежнюю почтовую доpогу, у большой pеки, по южную стоpону Цзинь шань (у переводчика Алтай, но по моему это Тарбагатай)".

 

"Hа юг отсюда виднеется высокий хpебет, покpытый скопившимся снегом, котоpый не тает и в сильные жаpы. Много здесь необыкновенных вещей. Отсюда, несколько на запад, около озеpа, есть ветpяный куpган; на веpху его белая глина, во многих местах потpескавшаяся. Во 2-ю и 3-ю луны отсюда поднимается ветеp и, пpежде всего, pаздается в скалах и пещеpах южных гоp; это начальный ветеp. Когда ветеp выходит из куpгана, сначала появляются кpужащиеся вихpи, в виде баpаньего pога, в бесчисленном множестве; спустя немного вpемени, вихpи соединяются в один ветеp, котоpый поднимает песок, катит камни, сpывает кpыши с домов, выpывает деpевья и потpясает долины; он пpекpащается на юго-востоке (ветер у Эби-нур в Джунгарских воротах)".

 

"Али сянь и дpугие говоpили учителю: "Hа южной доpоге много песков и камня, мало тpавы и воды".

 

"Hа юго-восток пpоехали большую песчаную полосу; была тpава и деpевья, в котоpых было много комаpов и мошек; ночь пpовели на востоке pеки. Потом в течении нескольких дней учитель ехал иногда в телеге... Потом ехали песчаной доpогой 300 с лишком ли, где было чpезвычайно мало тpавы и воды; кони ехали ночью не отдыхая; чеpез двое суток уже вышли из песков; земля пpилегает к севеpной гpанице Ся (Тангута), здесь уже стало более хижин и юpт, и лошадей легче доставать".

 

 

Приведенный краткий анализ маршрута и географических ориентиров путешествия Чан Чуня на запад показывает, что монах не посещал территории современной Монголии, как это интерпретируют наши современники (мол поехал из Китая прямиком через пустыню Гоби на север, но не застав там Чингизхана, ушедшего покорять Среднюю Азию, двинулся за ним на запад перемахнув Хангай и Алтай).

Приведенные цитаты с указанием топонимов показывают, что монах сразу же из тогдашнего Китая (Чина) двинулся на запад и далее на северо-запад в пределы районов, позже названных Мугулистаном (западнее Алтая). Но не застав там Чингизхана (получается, что это и была средневековая Монголия) двинулся за ним дальше на запад. Возвращался он этим же путем в обход современной Монголии, Алтая и Гоби.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

монгольское племя татар 12 века практически исчезло благодаря стараниям Тэмучина, таким образом отомстившему им за коварное убийство своего отца.

 

маловероятно так же то что одновременно с ними существовал одноименный народ-племя. Очевидно, что наименование этнонима "татар" перешло впоследствие на тюркоязычные племена. 

 

Не надо здесь путать два разных понятия.

 

В большинстве средневековых летописей племена Мугулистана (Мунгул улуса), связанные с историей возвышения Чингизхана, обобщенно называются татарами. А это как западные, так и восточные хроники. 

 

Не вы один заблуждаетесь, что во времена Чингизхана его племена якобы имели самоназвание монгол. И почему то и вы, и поддерживающие вас в этом вопросе почему то отрицают наличие у них самоназвания татар, в частности, кара татар (черные татары), хотя это подтверждается не только китайскими, европейскими, арабо-персидскими хрониками и даже казахскими старинными преданиями, но еще и армянскими: 

 

"... В Армении в городе Харберте в 1236 г. неизвестный инок сделал памятную запись на полях Евангелия: «Нас постиг страшный божий гнев, появились с востока дикообразные, жестокие и кровожадные люди <...>. Их отношение к людям было беспощадней, чем у зверей, и их настоящее имя было Харататар." (Армянские источники, с. 44). 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Барсболд Сайн Алаг хаанОрдос түмэнТүмэд түмэн

АрсболдТүмэд

Очирболд: Цахарын Хишигтэн отог

АлчболдӨвөр Халх 5 отог

Гэрболд: Цахарын Найман (Цахар)Урад отгууд

Арболд (Алиболд?): Хар гэр, Шарай гол

Гаруудай: Хар Татаар

Увсанз: Цагаан Татаар

ГэрсэнзХалх 7 отог

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

"Börte Čoňо" - "Серый вожак". А что, вполне допустимая версия объяснения. ;)  

 

Вы ув.АКБ как то раз написали тюрк. "Čoň" - большой, крупный.

Теперь пишите "Čoňо", а это два разных слова получается, разница в одной букве многого стоит. Затем вы пишите "Börte Čoňо" - "Серый вожак", а правильнее бы надо как "серый большой", причём тут вожак. Или "Čoňо" переводится как вожак?

 

Коротко говоря, вы по моему увлеклись бисероплетением.

 

Почему бы и нет?

В казахском языке допускаются оба звучания, так как есть имена собственные и Шон, и Шона. А если вы загляните в Словарь терминов, татарские, тюркские и мусульманские мужские имена, то убедитесь, что волк это и "чон", а не только монгольское "чоно". 

 

И разве понятия "большой, крупный" и "вожак стаи" не могут быть близкими и использоваться в переносном смысле? Вон, на юге Казахстана понятие "большой, огромный" передают словом "дәу", но это же слово есть обозначение злого духа дэва или дива. 

 

А свои характеристики оппонента и ярлыки оставьте при себе, вас это не красит.

 

 

Никогда не поздно уточнить, имхо, можно в качестве синонима привести также понятие "матерый". 

 

Ну это не уточнение, а домыслы, тем более что речь шла о "Čoň" - как большой, крупный", а вы мне тут сейчас под шумок подсовываете "вожак стаи" и теперь уже "матерый", так вы глядишь и до волка доберетесь и торжественно объявите: "Серый волк".

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

монгольское племя татар 12 века практически исчезло благодаря стараниям Тэмучина, таким образом отомстившему им за коварное убийство своего отца.

 

маловероятно так же то что одновременно с ними существовал одноименный народ-племя. Очевидно, что наименование этнонима "татар" перешло впоследствие на тюркоязычные племена. 

 

Не надо здесь путать два разных понятия.

 

В большинстве средневековых летописей племена Мугулистана (Мунгул улуса), связанные с историей возвышения Чингизхана, обобщенно называются татарами. А это как западные, так и восточные хроники. 

 

Не вы один заблуждаетесь, что во времена Чингизхана его племена якобы имели самоназвание монгол. И почему то и вы, и поддерживающие вас в этом вопросе почему то отрицают наличие у них самоназвания татар, в частности, кара татар (черные татары), хотя это подтверждается не только китайскими, европейскими, арабо-персидскими хрониками и даже казахскими старинными преданиями, но еще и армянскими: 

 

"... В Армении в городе Харберте в 1236 г. неизвестный инок сделал памятную запись на полях Евангелия: «Нас постиг страшный божий гнев, появились с востока дикообразные, жестокие и кровожадные люди <...>. Их отношение к людям было беспощадней, чем у зверей, и их настоящее имя было Харататар." (Армянские источники, с. 44). 

 

Никто не заблуждается, не воображайте. Речь идёт не о самоназвании как таковом, а о том, что первоначально существовало монгольское племя татар которое практически исчезло. Во времена Чингис-хана монголоязычные этносы могли называться как угодно, но это не исключает их принадлежность к монгольскому этносу. К примеру восточные славяне (древляне, радимичи, вятичи, полочане, ильменцы и т.д.) в своё время не назывались русскими, а стали самоидентифицировать себя так много позже, но от того что это самоназвание пришло к ним позже, они не перестали от этого принадлежать к родственной группе с общим происхождением и языком.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь идёт не о самоназвании как таковом, а о том, что первоначально существовало монгольское племя татар которое практически исчезло. 

 

Нет, речи об отдельно взятом племени не было. Речь идет об общем названии племен Чингизхана. 

 

могли называться как угодно, но это не исключает их принадлежность к монгольскому этносу.

 

Тем не менее они известны под названиями - тюрки, татары, харататары.

 

 Во времена Чингис-хана монголоязычные этносы

 

Данные письменных источников дают больше прав утверждать об их тюркоязычии или тюрко-монголоязычии.

 

 

 
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следует также учитывать такой немаловажный довод, что многие названия за прошедшие 800 лет были либо забыты, но чаще переименованы (джунгарами, русскими, китайцами или даже самими потомками татар - казахскими племенами), примеры: Кизилбаш стал Улюнгюром, а Джили кёль - Баганором, Тенгизы - Алакулем и Зайсаном и т.д. Сюда могу отнести реку Слнкай (у моих друзей "Селенга"), Он-Кара (у моих друзей "Ангара") и т.д.

 

Раньше я как-то пытался отождествить топонимы, упоминаемые в древнетюрских рунических надписях на стелах, но мне кажется я тогда допустил пару-тройку ошибок, которые исправляю:

 

Что Kökmän это Саяны - ошибся, склоняюсь к тому, что это Тянь-Шань, по крайней мере его восточные отроги, со стороны Джунгарии.

Что Orĝun это Орхонгол - ошибся, склоняюсь к тому, что это река On-Orqun западнее Алтая, в Джунгарии, упоминаемая у Махмуда и М.В.Певцовым.

Что Keyre это Хэрлэнгол - ошибся, склоняюсь к тому, что это река Керолен западнее Алтая, в Джунгарии.

Что Yola köl это Иссыккуль - ошибся, склоняюсь к тому, что это озеро Джили кёль, т.е. буквально не "горячее", а "теплое" (ныне Баганор) западнее Алтая, тоже в Джунгарии.

 

Все эти названия позже вошли в летописи как географические ориентиры Могулистана (Монголии) Чингизхана западнее Алтая!

 

На англоязычной спутниковой карте современное озеро Баганор, что расположено на территории средневековой Монголии (нынче ИКАО СУАР КНР, близ озера Улюнугр, ранее называвшегося Кызылбаш) называется как в средние века, по-тюркски - Jili lake, то есть Джили кёль - Тёплое озеро -  название, упоминаемое напрямую в связи с Каракорумом и с улусом Чингизхана:

 

https://www.google.com/maps/place/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9/@47.0463935,88.1041531,9.79z/data=!4m2!3m1!1s0x31508e64e5c642c1:0x951daa7c349f366f?hl=ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

На вашей карте столица Кыргызского каганата отмечена на месте современного административного центра Хакасии - Абакана, региона, населенного тадарами (хакасами).

 

Но средневековые арабо-персидские летописи называют этот город "в стране хирхизов Камаджкат" в северном Туркестане в соседстве и в связи с перечислением халлухов, йагма, кимаков, тугузгузов и др., то есть там, где по сей день проживают и здравствуют кыргызы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. АКБ. То, что Кемиджкет находится в Восточном Туркестане это заблуждение, вызванное обычным для Вас избирательным цитированием источников. Река Кем это Енисей. Китайские источники располагают кыргызов на этой реке. Более того, Вам уже указывали на Суджинскую эпитафию. Куда уж более надежный источник, чем сведения арабских или персоязычных источников.

 

Там кыргызы жили вплоть до 20 века и до сих пор среди тадар (хакасов) есть кыргызские фамилии. По енисейским кыргызам есть масса источников, которые Вы как обычно просто не замечаете.

 

Известно, что томские чулымские тюрки пугали своих детей свирепыми кыргызами. В Томске есть река Киргизка, одноименная деревня и т.д. Т.е. сюда по Вашему забирались восточнотуркестанские кыргызы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. АКБ. То, что Кемиджкет находится в Восточном Туркестане это заблуждение, вызванное обычным для Вас избирательным цитированием источников. 

 

Ув. Руст, я прочитал это в книге Камолидцина Ш.С. "Древнетюркская топонимия Средней Азии". В части третьей автор упоминает хирхизов в связи с Северным Туркестаном. 

 

Здесь PDF версия:

https://www.uzh.ch/cmsssl/ori/research/centralasia/TradeinCentralAsia/Kamoliddin_2006_unpubl_Toponymy.pdf

 

Там кыргызы жили вплоть до 20 века и до сих пор среди тадар (хакасов) есть кыргызские фамилии. По енисейским кыргызам есть масса источников, которые Вы как обычно просто не замечаете.

 

Про кыргызов, ушедших оттуда в 1703 году, читал.

 

Известно, что томские чулымские тюрки пугали своих детей свирепыми кыргызами. В Томске есть река Киргизка, одноименная деревня и т.д. Т.е. сюда по Вашему забирались восточнотуркестанские кыргызы?

 

Согласен с вами, так оно и есть. Это конечно мое личное мнение, но я встречался также с упоминанием кыргызов еще раньше на западе, в том числе в Восточном Туркестане (Джунгарии) по соседству с уйгурами. Поэтому по моей версии кыргызы занимали протяженный горный регион от Тянь-Шаня на западе до западного восточного Алтая на востоке, до озера Киргиз-нор (Хяргас-нуур). Наверно регион обитания позже сократился. Об этом свидетельствуют, например, тарбагатайские кыргызы.   

 

Интересен также вопрос куда в одночасье ушли с Енисея в 1703 году те самые Тубинские кыргызы, которым платили ясак их кыштымы - местные хакасские племена. 

Изменено пользователем АксКерБорж
Исправил опечатку, сторону Алтая
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Ув. АКБ. То, что Кемиджкет находится в Восточном Туркестане это заблуждение, вызванное обычным для Вас избирательным цитированием источников. 

 

Ув. Руст, я прочитал это в книге Камолидцина Ш.С. "Древнетюркская топонимия Средней Азии". В части третьей автор упоминает хирхизов в связи с Северным Туркестаном. 

 

Здесь PDF версия:

https://www.uzh.ch/cmsssl/ori/research/centralasia/TradeinCentralAsia/Kamoliddin_2006_unpubl_Toponymy.pdf

 

Там кыргызы жили вплоть до 20 века и до сих пор среди тадар (хакасов) есть кыргызские фамилии. По енисейским кыргызам есть масса источников, которые Вы как обычно просто не замечаете.

 

Про кыргызов, ушедших оттуда в 1703 году, читал.

 

Известно, что томские чулымские тюрки пугали своих детей свирепыми кыргызами. В Томске есть река Киргизка, одноименная деревня и т.д. Т.е. сюда по Вашему забирались восточнотуркестанские кыргызы?

 

Согласен с вами, так оно и есть. Это конечно мое личное мнение, но я встречался также с упоминанием кыргызов еще раньше на западе, в том числе в Восточном Туркестане (Джунгарии) по соседству с уйгурами. Поэтому по моей версии кыргызы занимали протяженный горный регион от Тянь-Шаня на западе до западного Алтая на востоке, до озера Киргиз-нор (Хяргас-нуур). Наверно регион обитания позже сократился. Об этом свидетельствуют, например, тарбагатайские кыргызы.   

 

Интересен также вопрос куда в одночасье ушли с Енисея в 1703 году те самые Тубинские кыргызы, которым платили ясак их кыштымы - местные хакасские племена. 

 

 

Есть версии о том, что кыргызы пришли на Енисей из Восточного Туркестана - это вполне доказуемо, хотя я лично не согласен. Камолиддин пишет о Кемджикенте в ВТ или просто кыргызах там? (просто сейчас нет времени скурпулезно перечитывать его).

 

Енисейские кыргызы были переселены на реку Или ойратами, контайше нужны были военные силы для противостояния своим же феодалам. После гибели ойратской державы, енисейские кыргызы возвратились на Енисей. Правда дошли туда очень немногие, в пути их уничтожали мы (кыргызы тяньшанские), казахи и китайцы в союзе с монголами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

могли называться как угодно, но это не исключает их принадлежность к монгольскому этносу.

 

Тем не менее они известны под названиями - тюрки, татары, харататары.

Данные письменных источников дают больше прав утверждать об их тюркоязычии или тюрко-монголоязычии.

Мало ли под каким названием они стали известны. Кроме того существуют письменные свидетельства того времени на монгольском языке. Вы конечно же усомнитесь в них и будете говорить о всемирном заговоре и чудовищном обмане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тем не менее они известны под названиями - тюрки, татары, харататары.

Данные письменных источников дают больше прав утверждать об их тюркоязычии или тюрко-монголоязычии.

 

Мало ли под каким названием они стали известны. Кроме того существуют письменные свидетельства того времени на монгольском языке. Вы конечно же усомнитесь в них и будете говорить о всемирном заговоре и чудовищном обмане.

 

Нет, не мало ли. Это чрезвычайно важно. Перса никогда не назвали бы тюрком, а китайца харататаром.  :) Их называли и это фиксировали в летописях очевидцы и современники, знающие люди, а не мы с вами. 

 

Про язык согласен, другое дело, но и он пока что спорный, по нему я приводил массу аргументов, но это не относится к нашему разговору.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Тем не менее они известны под названиями - тюрки, татары, харататары.

Данные письменных источников дают больше прав утверждать об их тюркоязычии или тюрко-монголоязычии.

 

Мало ли под каким названием они стали известны. Кроме того существуют письменные свидетельства того времени на монгольском языке. Вы конечно же усомнитесь в них и будете говорить о всемирном заговоре и чудовищном обмане.

 

Нет, не мало ли. Это чрезвычайно важно. Перса никогда не назвали бы тюрком, а китайца харататаром.  :) Их называли и это фиксировали в летописях очевидцы и современники, знающие люди, а не мы с вами. 

 

Про язык согласен, другое дело, но и он пока что спорный, по нему я приводил массу аргументов, но это не относится к нашему разговору.

 

Не преувеличивайте возможности "этнологов" 12-13 в.в. и объективный взгляд средневековых летописцев. Волжских булгаров ведь нынче именуют татарами (от монг.племени татар), а многочисленные фино-угорские племена русскими.

Про язык ничего спорного нет, лишь только для Вас он спорный.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне не интересно с вами более беседовать, вы игнорируете очевидные вещи и ссылки и занимаетесь во всех темах тараторством, извиняюсь за выражение. Я продолжу с вами дискуссии лишь в том случае, если вы будет аргументировать свои слова документами и ссылками, чтобы спор был равным.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про язык ничего спорного нет, лишь только для Вас он спорный.

 

Это для вас тюрки татары 12-13 веков это бесспорные халхасцы, буряты и калмыки. :)  А у лингвистов есть масса спорных вопросов. К примеру, приводится ими "Послание Кубилай-хана народу" (это я про споры про язык, потому что про территорию вопрос практически разоблачен ;) ):

 

d2nVVXfw2Jg.jpg

 

которая транскрибируется ими с уйгурской письменности так:

 

1. Qubilay qan sunqar bolur-ta aydmïš. Аy, menin

2. uruğ-larïm men-ten soƞur-a ulus-nï yïğar

3. bolsaniz el-nin boy-lar-ïnï yïğïnča

4. köƞül-ler-i-ni yïğïnïz, köƞül-ler-i-ni

5. yïğïnï-tin soƞur-a boyi-

6. larï qayda barğay

7. teb yarlïq

8. bolmïš

Что в переводе на казахский язык выглядит так:

 

1. Құбылай хан сұңқар (қайтыс) боларда айтқан екен. Әй, менің

2. ұрпақтарым менен соңыра ұлысты жияр

3. болсыңыз елдің бойларын жиғанша

4. көңілдерін жиыңыз, көңілдерін

5. жиған соңыра бой-

6. лары қайда барғай (барар)

7. деп жарлық

8. болған

 

Что скажете? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Про язык ничего спорного нет, лишь только для Вас он спорный.

 

Это для вас тюрки татары 12-13 веков это бесспорные халхасцы, буряты и калмыки. :)  А у лингвистов есть масса спорных вопросов. К примеру, приводится ими "Послание Кубилай-хана народу" (это я про споры про язык, потому что про территорию вопрос практически разоблачен ;) ):

 

d2nVVXfw2Jg.jpg

 

которая транскрибируется ими с уйгурской письменности так:

 

1. Qubilay qan sunqar bolur-ta aydmïš. Аy, menin

2. uruğ-larïm men-ten soƞur-a ulus-nï yïğar

3. bolsaniz el-nin boy-lar-ïnï yïğïnča

4. köƞül-ler-i-ni yïğïnïz, köƞül-ler-i-ni

5. yïğïnï-tin soƞur-a boyi-

6. larï qayda barğay

7. teb yarlïq

8. bolmïš

 

Интересный документ.

Монгольским официальным письмом (квадратное письмо) написано на монгольском языке. А рядом перевод на уйгурском языке.

 

Нашел вот это:

MKcsJcE9uRA.jpg

И пишет один казах:

 

  Dair Sagdiev
Теперь же обратимся к уже МОНГОЛЬСКОМУ, настоящему среднемонгольскому языку данного документа))) Он слева и записан квадратным письмом, созданным Пагсба ламой и введенным по приказу Хубилая. Смотрим на транскрипцию и казахский перевод, любезно предоставленные Маденимурой и видим... что различие СУЩЕСТВЕННО :)

P.S. хотите читать монгольские документы - придется учить не только уйгурицу, но и квадратное письмо :P

 

Квадратном письме читаю:

1. Хубулаи хану жрлиг болурун та уру(а)ут

...

Нормальный текст на монгольском языке. Немножко неразборчиво выглядит. Если писать на современном халха-монгольском тест из трансляции вверху то будет:

 

1. Хубилай хааны зарлиг болруун: та ургууд

2. минь маний хойно улс иргэнийг хурааваас (хураая)

3. гэвээс биеийг нь хураатлаа сэтгэлийг нь

4. хурааваас сэтгэл нь хурааж (хураагдаж) биес

5. нь хаа одхов.

 

 

Вообще то это известное учение или изречение для монголов. Оно одно из "золотых учении Чингис хагана" (Чингис хааны алтан сургаал)

 

Олон улсыг баръя гэвэл биеийг нь хураахаас сэтгэлийг нь хураахтун.

Сэтгэлийг нь хурааваас бие нь хаа одох вэ?

Перевод на русский очень не хороший, т.е. в смылах:

 

Если хотите держать многих/разных народов то вместо того чтобы собирать их тело собирайте их душу.

Если вы собираете их душу то куда идут их тело.

Короче учение гласить надо первым завоевать душу людей, тогда они сами подчиняются.

 

В этом манускрипте от имени Хубилай хагана повелевают золотое учение Чингис хагана.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И пишет один казах:

 

Dair Sagdiev

Теперь же обратимся к уже МОНГОЛЬСКОМУ, настоящему среднемонгольскому языку данного документа))) Он слева и записан квадратным письмом, созданным Пагсба ламой и введенным по приказу Хубилая. Смотрим на транскрипцию и казахский перевод, любезно предоставленные Маденимурой и видим... что различие СУЩЕСТВЕННО :)

P.S. хотите читать монгольские документы - придется учить не только уйгурицу, но и квадратное письмо :P

 

 

Хоть от кого, но от вас, ув. Enhd, никак не ожидал такого фолька и фричества.  :lol:  Я же вас ценю в лингвистических вопросах как полиглота.

Зачем сейчас то лезть в опус в таком важном вопросе ссылаясь на никому неизвестного Сагдиева, случаем не Борат ли это?

Шучу конечно, но я понял кто это. Это мой самый горячий поклонник наминусовавший меня за пару лет на "- 300", как он сам везде себя представляет, это астанино-москово-лосэнджелевский сугубо "форумный ученый" 18-летнего, то ли 19-летнего возраста, студент АшинаШэни - с 5-ти лет в поте лица зубривший монгольское квадратное письмо, средневековую уйгурицу, английский, французский, русский, короче массу языков, жалко, что времени освоить свой родной язык ему не осталось. 

 

Поищите, он даже свое удостоверение личности заливал как-то здесь чтобы доказать свои паспортные данные. :osman6ue:  

 

Ув. Enhd, прошу вас больше таких "авторитетных ссылок" не приводить. Я же не ссылаюсь на выводы Peacemaker'a или Кусаина.  :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...