Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Баха сказал:

Не понимаю зачем самому себе врать что нет различии по регионам, согласен с ув.АКБ что наоборот это показывает богатство казахского языка

Никто самому себе не врет)) извиняюсь за грубость, но срач начинается из-за сообщений в духе: у вас так, а у нас так, причем на всем севере. Так дискуссия не ведется. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Баха сказал:

Не понимаю зачем самому себе врать что нет различии по регионам, согласен с ув.АКБ что наоборот это показывает богатство казахского языка

Врёт уважаемый тобой АКБ:

22.02.2019 в 17:27, АксКерБорж сказал:

Да, в соседних с Кыргызстаном районах Казахстана - Алматинской и Жамбылской областей - числительное 5 произносят также как кыргызы - беш:

 

Врёт и не краснеет. Зачем ему это надо, ума не приложу. Вот представь, зеркально, я бы стал утверждать, что у вас говорят не жетi, а, например, йети, и вусмерть стоял бы на своём, типа сам бывал, слышал! Что бы обо мне подумали? Вот я так теперь о нём и думаю). И, кстати, м/у Алм.обл. и Кыргызстаном перевалы в несколько десятков км, так что жители не контачат м/у собой. Прямой контакт только в р-не Кордая. 

Врёт о том, что на юге коптят мясо, кроме коктала ничего не коптим.

Про овощи в беше) якобы это норма... Да мало ли ещё, сами всё видите. 

Одно понял - не всем, однако, прожитые годы приносят мудрость.

А различия есть, кто же спорит, и причины этого здесь миллион раз обсуждались уже, но опять и опять по кругу повторяется, с подачи АКБ.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, Аттылы сказал:

Как на севера говорят слова- қойсайшы,берсейші(литер.)?У нас в Атырау қойшиш,бершиш.На юге қойсай,берсей.

Қойсайшы, берсейші это не литературные варианты.

Литературно это если қойсаңшы, берсеңші. Так у нас на востоке и говорят. Может иногда чувствуется легкое едва заметное чоканье в этих словах. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, с появлением социальных сетей и мессенджеров часто вижу окончания в словах -го, -ко.

Честно говоря немного бесит :D

Был уверен что казахи просто переняли орфографию у кыргызов, но говорят ҒОЙ и ҚОЙ исключительно.

Или я не прав и в некоторых местах так и говорят ғо, и қо?(жоққо, бардыққо, барғо)

Вспомнил об этом. после постов юзера Махамбета.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Баха сказал:

Не понимаю зачем самому себе врать что нет различии по регионам, согласен с ув.АКБ что наоборот это показывает богатство казахского языка

Зачем самому себе врать? У нас такой привычки нема.

Есть различии по регионам, а кто спорит? Я уже писал об этом еще в начале темы. Поленитесь прочитайте ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Аттылы сказал:

У нас в западе так и говорят.Кой Гой для нас звучит экзотично

Тоже заметил у западных казахов при переписке в социальных сетях. 

У нас так не говорят. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10.03.2018 в 13:04, АксКерБорж сказал:

 

Хочется узнать, проводят ли в других регионах Казахстана "құрмалдық"?

 

У нас "құрмалдық" это забой скотины и приглашение гостей по случаю либо благополучного исхода какого-то важного дела или во избежание каких-либо нежелательных случаев.

Например, на вскидку:

- чтобы вызвать дождь при длительной засухе;

- чтобы избежать плохого результата при серьезном заболевании кого-то из близких;

- при возвращении живым и невредимым кого-либо из членов семьи или близких родственников с войны, из армии или еще из какого-нибудь рискованного мероприятия;

- по случаю выздоровления от серьезной опасно болезнии;

- и т.д.

 

Скотина зависит от масштаба события. Если в нем задействован весь аул, то режут лошадь. Если только члены семьи, родичи и близкие, то режут барана.

Для гостей готовится традиционный бешбармак (ет), жарятся баурсаки, шелпек, а после мяса подается чай.

 

Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Аттылы сказал:

Как на севера говорят слова- қойсайшы,берсейші(литер.)?У нас в Атырау қойшиш,бершиш.На юге қойсай,берсей.

Вот так и говорят - койсайшы еще койсаншы. Слышал и алматинцы так говорят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Karaganda сказал:

Вот так и говорят - койсайшы еще койсаншы. Слышал и алматинцы так говорят

Подтверждаю. Қойсай, берсей и т.п. говорят от Тараза и дальше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Karaganda сказал:

Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық"

У нас так же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Karaganda сказал:

Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық"

Аналогично.

Тасаттық отличный был праздник. Помню в детстве весь аул выезжал на этот праздник в место захоронения известного наймана-сыбана Актайлак би и там устраивал огромный той-пикник чтобы просить дождливый сезон.

Хотя аул состоял вообще не из сыбанов :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Баха сказал:

Не понимаю зачем самому себе врать что нет различии по регионам, согласен с ув.АКБ что наоборот это показывает богатство казахского языка

Никто не врет, просто АКБ считает, что различия колоссальные и что, например, традиция его района неотличима от допустим Костаная. Я вот думаю, что большинство приводимых примеров просто синонимы, на основании того, что в нашем говоре встречаются и южные и северные (почти неотличимы). Только свой регион считать каноничным, обзывать «земледельцами», «не карагандинцес» (например меня) считаю не самым хорошим действием

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, RedTriangle сказал:

Аналогично.

Тасаттық отличный был праздник. Помню в детстве весь аул выезжал на этот праздник в место захоронения известного наймана-сыбана Актайлак би и там устраивал огромный той-пикник чтобы просить дождливый сезон.

Хотя аул состоял вообще не из сыбанов :D

Ну у нас он не пикником шел, а просто мясо варилось, даже без теста.читали суры и дуа мужчины, женщины готовили еду. Старейшины давали бата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас точно не праздник. Как крайняя мера, когда долго нет осадков, ритуал такой же:

5 минут назад, Karaganda сказал:

Ну у нас он не пикником шел, а просто мясо варилось, даже без теста.читали суры и дуа мужчины, женщины готовили еду. Старейшины давали бата.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уверен в одном: то что АКБ про свой регион пишет правду, потому  что у нас почти все одинаково. Про другие регионы во многом АКБ прав, может где-то заблуждается, не думаю что намеренно врет

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Баха сказал:

Я уверен в одном: то что АКБ про свой регион пишет правду, потому  что у нас почти все одинаково. Про другие регионы во многом АКБ прав, может где-то заблуждается, не думаю что намеренно врет

Акб прямо пишет, что казахи с юга исторически это земледельцы частично  с отгонным животноводством, для которых кочевой быт - это экзотика. А самые "трушные" номады (исторически )  - это с его северо-востока. На самом деле у него всё крутится вокруг этого.

Как считаете, он заблуждается или намеренно врёт?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Zake сказал:

Акб прямо пишет, что казахи с юга исторически это земледельцы частично  с отгонным животноводством, для которых кочевой быт - это экзотика. А самые "трушные" номады (исторически )  - это с его северо-востока. На самом деле у него всё крутится вокруг этого.

Как считаете, он заблуждается или намеренно врёт?

 

Ув. Zake, может хватит уже устраивать разборки и мериться палочками?

Если я обсуждаю региональный колорит и привожу тому яркие обоснования, в этой теме в частности тоже, то если желаете подключайтесь к интересным дискуссиям. Будучи уроженцем запада и жителем Алматы у вас наверняка есть большой багаж знаний по нюансам культуры двух регионов.

 

Прошу вас, не ведитесь на провокациях Arсена и Almaty (Тириона), у них всегда была одна цель - отправить меня в вечный бан. Вы тоже этого хотите? Думаю что нет. Нормальные и интересные обсуждения реально существующих различий они, если вы заметили, целенаправленно перевели в разборки и обсуждение моей личности надеясь на соответствующую реакцию админа Рустама.

Вам то зачем это надо?

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Karaganda сказал:

У нас люди старше 50-60 тож говорят пияз

В Каркаралинске, за всю область ответить не могу

 

В который раз говорю, что быть такого не может. Каракаралинский район от нас в каких-то 250 км., сразу же за нашим Баяном.

Весь обширный край устойчиво говорит на лук - сарымсақ, а на чеснок - шәснөк и совершенно не знает фарсизма "пияз".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Баха сказал:

Я уверен в одном: то что АКБ про свой регион пишет правду, потому  что у нас почти все одинаково. Про другие регионы во многом АКБ прав, может где-то заблуждается, не думаю что намеренно врет

 

Ув. Баха, вот вы настоящий мой земляк, а не по притворству. Это ясно и четко видно по вашим совершенно одинаковым с нами словам и традициям.

Это радует в моем одиночестве, когда против меня ополчилась целая дюжина. :D

 

Ув. Махамбет на мои репортажи про казахский колорит в культуре и языке нисколько не обижается, вы тоже, другие наши северяне (Le_Rafine, Asan-Kaygy и др.) тоже никогда не высказывали несогласия, мол у них не так, а по другому.

Весь буркасын (пурга :)) идет от конкретных юзеров (Arсен, Almaty-Тирион, Karaganda, s_kair). Почему? Не знаю и знать не хочу. 

Я как они не хочу выяснять отношения, обсуждать личности друг друга и устраивать сыр-бор.

Моя роль обсуждать сабж, благо интересного материала очень много.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

 

В который раз говорю, что быть такого не может. Каракаралинский район от нас в каких-то 250 км., сразу же за нашим Баяном.

Весь обширный край устойчиво говорит на лук - сарымсақ, а на чеснок - шәснөк и совершенно не знает фарсизма "пияз".

 

Ну да, ну да) хотя не исключаю что говорят и по другому в других районах, я же не вы, который ярлыки вешает на регион, который больше целой страны, где 4-5 крупных племен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Karaganda сказал:

койсайшы еще койсаншы

 

Уже обсуждали эти региональные различные произношения - қойсай (Шымкент и...), қойсайшы (Павлодар и ...), қойсаңшы (Алматы и ...).

  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Karaganda сказал:

я же не вы, который ярлыки вешает на регион, который больше целой страны, где 4-5 крупных племен

 

Разрешите похвалить вас, хотя собственно не за что. Только чур опять по разному: ;)

 

Таудай жігіт бол, шауып жүре бер (вырасти как гора, скачи как лошадь) - как у вас.

Дөкөй жігіт боп өс или Үлкөн жігіт бол, жүгіріп жүре бер (вырасти большим, бегай и играй) - как у нас.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Уже обсуждали эти региональные различные произношения - қойсай, қойсайшы, қойсаңшы.

  

Человек сказал, что не видел

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Акб прямо пишет, что казахи с юга исторически это земледельцы частично  с отгонным животноводством, для которых кочевой быт - это экзотика. А самые "трушные" номады (исторически )  - это с его северо-востока. На самом деле у него всё крутится вокруг этого.

Как считаете, он заблуждается или намеренно врёт?

Я думаю здесь ув. АКБ заблуждается) где-то читал что даже в самом Ташкенте совсем недавно казахи предпочитали не жить а кочевать вокруг города. Мне кажется различия пошли с полным оседанием казахов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...