Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

46 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Заблуждаетесь. Большинство регионализмов многим не понятны и не знакомы, раньше я их тоже не слышал, а южные әзілқой и қалжынбас все мы тут услышали только по телевизору, теперь знаем их, но все равно никто не применяет их, потому что есть свои слова с теми же значениями.

Это ведь не просто синонимы, а региональные синонимы!

Если бы это были обычные синонимы, то авторы того словаря назвали бы свой труд не Регинальным словарем, а Словарем синонимов. :osman6ue:

 

 

Да, в Википедии написано как у вас, но я считаю что это не совсем так, потому что очень много скрытых тюркизмов, объясняемых с европейских языков. 

Ну да ладно, здесь это не стоит обсуждать отвлекая тему.

 

 

Я слышал некоторые ваши ругательства - о, шешен! атаналет! албасты! құр! и другие. :)

 

 

Не қақпас, а қақбас.

Как оказалось и в это ругательство везде вкладывают свой смысл:

В любимом Arсена онлайн словаре на базе южного говора это - бездетный, одинокий старый человек.

У вас в Тургае это - стервозная баба.

У нас так ругательно называют - нехороших старых людей.

 

У вас и у уважаемого Кылышбая наблюдается тождество в этом слове. 

Очевидно, что какбас, но произношу какпас, это же понятно. Я написал, что иногда так обозначаю стерву, но сказать: қақпас шал- нормально и не чужеродно. Этимология этого слова у всех одна, нет принципиальной разницы. 

Атаналат, албасты- не только южные ругательные слова, а общие слова не только для казахов, но и для тюрков. Есть у кыргызов, татаров и даже у тюрков Кавказа. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Не қақпас, а қақбас.

У нас так ругательно называют - нехороших старых людей.

1. я думаю тут вы правы

2. по-ходу у нас идентичный смысл

1 час назад, s_kair сказал:

Атаналат, албасты- не только южные ругательные слова, а общие слова не только для казахов, но и для тюрков. Есть у кыргызов, татаров и даже у тюрков Кавказа. 

в Павлодаре этих слов нет, не наговаривайте! даже если есть, то привнесены оралманами из Узбекистана или переселенцами из Сарыагаша

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Заблуждаетесь. Большинство регионализмов многим не понятны и не знакомы, раньше я их тоже не слышал, а южные әзілқой и қалжынбас все мы тут услышали только по телевизору, теперь знаем их, но все равно никто не применяет их, потому что есть свои слова с теми же значениями.

да что вы прицепились с этим қалжынбас? как он может быть с юга если для нас это слово из телевизора, не более?! может это слово местечковое из пригорода Алматы или Тараза и оттуда попал в литературный  а теперь навязывается нам с вами: крайним северянам и южанам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, кылышбай сказал:

1. я думаю тут вы правы

2. по-ходу у нас идентичный смысл

в Павлодаре этих слов нет, не наговаривайте! даже если есть, то привнесены оралманами из Узбекистана или переселенцами из Сарыагаша

Хз, есть ли в Павлодаре, у нас они есть. Слова то общетюрские: албасты- вроде как, отрицательный персонаж из сказок, атаналат - больше восклицание, а не ругательство, присутствует не только у казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитал в нете, албасты есть даже у более северных народов, алтайцев и тувинцев. 

Атана ланет, лағынет - проклятие, оказывается, у нас это восклицание. У турков, татаров и кыргызов, вроде, есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Я слышал некоторые ваши ругательства - о, шешен! атаналет! албасты! құр! и другие. :)

атаңа нәлет это не региональная лексика. У нас тоже так говорят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, s_kair сказал:

Атаналат, албасты- не только южные ругательные слова, а общие слова не только для казахов, но и для тюрков.

 

47 минут назад, кылышбай сказал:

в Павлодаре этих слов нет, не наговаривайте! даже если есть, то привнесены оралманами из Узбекистана или переселенцами из Сарыагаша

 

Такие ругательства как "о, шешен!", "атаналет!", "албасты!" и некоторые другие не употребляются на севере и северо-востоке. Вы не владеете информацией о нашем регионе. У нас есть вместо них другие ругательства, как будет время я их выложу, не торопите события.

 

45 минут назад, Le_Raffine сказал:

Албасты упоминает Валиханов, как мифических персонажей.

 

:lol: Да, только как ведьму, как персонаж казахских доисламских верований. Но не как ругательство.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Такие ругательства как "о, шешен!", "атаналет!", "албасты!" и некоторые другие не употребляются на севере и северо-востоке. Вы не владеете информацией о нашем регионе. У нас есть вместо них другие ругательства, как будет время я их выложу, не торопите события.

 

 

:lol: Да, только как ведьму, как персонаж казахских доисламских верований. Но не как ругательство.

 

Это не отменяет того, что эти слова не являются только южными диалектизмами. Как я уже писал - это общие слова, возможно, что некоторые регионы СВ просто утратили эти слова. 

Вот, о шешен -  точно не северное выражение 

Изменено пользователем s_kair
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, s_kair сказал:

возможно, что некоторые регионы СВ просто утратили эти слова. 

 

Есть доказательство этому? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

в Павлодаре этих слов нет, не наговаривайте! даже если есть, то привнесены оралманами из Узбекистана или переселенцами из Сарыагаша

Не знаю про албасты, но атаңа нәлет точно есть у нас. Это уже говорит о том, что лексика Павлодара и Омской области отличаются.

Я эту фразу слышал еще в раннем детстве, когда никаких оралманов не было.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Nurbek сказал:

Не знаю про албасты, но атаңа нәлет точно есть у нас. Это уже говорит о том, что лексика Павлодара и Омской области отличаются.

 

Я вам не верю с недавних пор, поэтому даже не буду пытаться оспорить ваши слова, которые не соответствуют нашей действительности.  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

Я вам не верю с недавних пор, поэтому даже не буду пытаться оспорить ваши слова, которые не соответствуют нашей действительности.  

Я часто ходил на казахские мероприятия в своем регионе, слышал речь казахов из разных районов нашей области. Лексика у нас везде одинаковая. Если вы жили в Павлодаре, так говорите за свой Павлодар, че вы лезете в Омскую область, мне не понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 минут назад, s_kair сказал:

Прочитал в нете, албасты есть даже у более северных народов, алтайцев и тувинцев. 

 

У них это не ругательство, а название снежного человека, ведьмы.

Монголы тоже называют его алмас.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Nurbek сказал:

че вы лезете в Омскую область

 

В каком году вы переехали в Омск и откуда?

Хотя разве вы признаетесь, пустая трата времени.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, АксКерБорж сказал:

В каком году вы переехали в Омск и откуда?

Хотя разве вы признаетесь, пустая трата времени.

Я родился в Омской области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Nurbek сказал:

Я родился в Омской области.

 

Ну, ну.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20.12.2018 в 09:49, АксКерБорж сказал:

RedTriangle, я думаю дело тут не в безалаберности чиновников.

По моему, все дело тут в различии региональных говоров. Каждый человек, будь он чиновник, министр, учитель или телезритель, использует свой родной разговорный язык.

 

Яркий пример - это операторы ЧС республики в Астане. Я уже поднимал в этой теме этот вопрос. Судя по их лексике они выходцы с юга.

Как и в прошлом году они постоянно рассылают всем абонентам KCell и Beeline СМС-ки о предстоящей метели в северных регионах страны используя слово, добытое ими из словарей - бұрқасын (метель, буран). Никто из населения северного, северо-восточного и восточного Казахстана не понимает этого загадочного слова, догадываясь о его значении только по дублирующему сообщению на русском языке.

Но ведь никто из местных акмолинцев (астанчан) не додумается поправить этих девушек, что это неправильно, что это непонятно местным.

 

Сегодня у нас страшный буран и даже внутри города ничего не видно. Соответственно, позавчера и вчера столичный ЧС прислал всем СМС-ки, что мол ожидается, буквально: "қатты бұрқасын" и в русском дубляже: "сильная метель". Зло уже берет, какой к черту "бұрқасын"?! Кто его вообще выдумал?!

А не проще ли и понятнее ли было нашим уроженцам юга не выдумывать несуществующих в быту и в народе слов, а писать чисто по-казахски правильно, "боран", словом, которое прекрасно знают и которым издавна широко пользуются даже местные русские и даже русские соседних российских областей Сибири?! Правда в русской огласовке "буран".

 

В наших краях говорят (мы говорим), например:

 

"Борандатып тұр" - начинает буранить, начинает въюжить.

"Қатты боран" - сильный буран, сильная снежная метель.

"Боранда жолға шықпа, адасасың" - в буран, в метель нельзя отправляться в путь, заблудишься и замерзнешь на смерть. Имеется в виду раньше, пешком или на лошади в открытую степь. 

"Боран басылды" - буран утих, снежная метель закончилась.

"Боранда ит пен бала құтырады" - при буране (в снежную метель) начинают бегать и резвиться собаки и дети". И это действительно так, проверено народом. :)

"Боранда қар күремейді" - при буране снег не расчищают. И это действительно так, потому что это бесполезно, все опять заметет, мартышкин труд, проверено народом. :)

"Бораннан соң қатты аяз басталады" - после бурана, после снежной метели обязательно всегда устанавливается сильнейший мороз. И это действительно так, проверено народом. 

и т.д. и т.п.

 

А теперь представьте все эти наши северные поговорки, поверья и пословицы с использованием мифического слова "бұрқасын". 

Будет какая-то абракадабра. Например, бұрқасындап тұр или бұрқасында ит пен бала құтырады. :wacko:

 

Или представьте, чтобы российские космический корабль и снегоход назывались бы не "Буран", а "Буркасын-1", "Буркасын-2" или "Буркасын-Союз-М". :ozbek:  

 

Это всего лишь один пример. А их у нас очень много. Вот и создаются несуразные ситуации и вопросы.

 

Вот оказывается где собака зарыта. Эврика! Я понял откуда в смс-ках ЧС последних нескольких лет появилось странное и незнакомое на севере слово "бұрқасын" для обозначения бурана, снежной метели.

 

Мой спасительный Региональный словарь на 822 страницах говорит нам, что слово "Боран", которым испокон веков мы на севере называли и сейчас называем снежную метель, в языке казахов Алматинской и Жамбылской областей это просто "ветер" (жел).

 

Девушки операторы ЧС в Астане наверняка будучи хорошо знакомы с этим значением, потому что наверняка уроженцы тех областей, решили поискать в словарях какое-нибудь другое название и нашли необычное название "бұрқасын", которое их устроило, но не устраивает уроженцев местностей со снежными буранами.

 

BORAN---VOT-POCEMU-V-CS-BURKASYN---KAZ.-

 

Сейчас Nurbek наверно заявит, что слышал в речи казахов Омской области слово буркасын, как они говорили его когда коптили конину на дыму, у них не получалось и они ругались - атаналет, албасты, о шешен! А мешавших копчению детей отгоняли - тентек, тентек!  :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

Сейчас Nurbek наверно заявит, что слышал в речи казахов Омской области слово буркасын, как они говорили его когда коптили конину на дыму, у них не получалось и они ругались - атаналет, албасты, о шешен! А мешавших копчению детей отгоняли - тентек, тентек!  :D

:lol:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

:lol: Да, только как ведьму, как персонаж казахских доисламских верований. Но не как ругательство.

Ну в чем проблема так обозвать человека?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Есть доказательство этому? 

 

Смысл вам что-то доказывать, если даже уважаемого Нурбека не признаете северным казахом (считай лжецом), то, что говорить о нас и, в частности, обо мне? 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, s_kair сказал:

Смысл вам что-то доказывать, если даже уважаемого Нурбека не признаете северным казахом (считай лжецом), то, что говорить о нас и, в частности, обо мне? 

а ведь Омск гораздо севернее Павлодара поэтому Nurbek больший северянин чем АКБ

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад, кылышбай сказал:

а ведь Омск гораздо севернее Павлодара поэтому Nurbek больший северянин чем АКБ

В теме про кухню АКБ "вычислил" меня, отныне я представитель запада :D 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.02.2019 в 18:33, Le_Raffine сказал:

Ну в чем проблема так обозвать человека?

 

Вас спрашивать не стану, понятное дело, а вот про ваших родителей спрошу - они используют слова "атаналет, албасты, о шешен" будучи нашими коренными акмолинцами?

Глубоко сомневаюсь, потому что на севере этих ругательств никто не знает.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...