Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

05.02.2019 в 01:31, Almaker сказал:

Бұзу, бұзылу - сам глагол ломать и его возвратная форма ломаться, портиться.

Применительно к вещам-объектам действия при наличии исполнителя: бала ойыншықты бұзды; а при отсутствии исполнителя для той же игрушки; ойыншық сынып қалды...

Однако, для более сложных предметов, имеющих компоненты, детали, при отсутствии субъекта-исполнителя глагол бұзылу имеет место быть: машина бұзылып қалды...

Сыну/сындыру и бұзылу/бұзу, применимы в разном контексте в зависимости от предмета поломки, его сложности...

Логичен и переносный смысл применительно к испорченной девушке, как разрушение поведенческой ее целостности, системности и тд.

 

По-моему бузу это как бы привести в негодность, испортить, а сындыру это еще и обязательно нанести механические повреждения предмету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ишь ты как ополчились все хором. Сразу видно что все они земляки по культурному региону и духу, потому что известно, что 99% форумчан казахов это южные, западные и смежные с ними области и районы.

Прям умиляет особенно эта страничка эмоций - все друг дружке хлопают в ладошки, комплиментами кидаются, лайкуют друг друга. :lol:  

 

Жалко что нас северян на форуме раз, два и обчелся, я да Баха (городских не в счет, потому нужны знатоки казахского языка и тонкостей сельской жизни).

Но ничего, я готов противостоять и дискутировать хоть против дюжины юзеров. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

По-моему бузу это как бы привести в негодность, испортить

Не обязательно. 

Например, мы говорим "етті бұзу", что означает разделать тушу лошади, коровы или барана на отдельные части.  

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

сындыру это еще и обязательно нанести механические повреждения предмету.

В каком-то из казахских регионов, точно уже не помню где, "сындыру" говорят на процесс совершения нужды, например "дәрет сындыру" (сходить в туалет).

Когда я услышал эти слова от одного казаха я страшно удивился, что тот хочет зачем-то сломать туалет как будто тот ему мешает. :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

Не обязательно. 

Например, мы говорим "етті бұзу", что означает разделать тушу лошади, коровы или барана на отдельные части.  

В каком-то из казахских регионов, точно уже не помню где, "сындыру" говорят на процесс совершения нужды, например "дәрет сындыру" (сходить в туалет).

Когда я услышал эти слова от одного казаха я страшно удивился, что тот хочет зачем-то сломать туалет как буд-то тот ему мешает. :lol:

 

Правильно, потому что он ломает, загрязняет свой дарет

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Очередная моя небольшая подборка региональных лексических различий.

Здесь под понятием "Юг" следует воспринимать близки гипотетический культурный регион "юго-запад", под понятием "Север" - хорошо известный мне с рождения наш северо-восточный регион. Разграничивать регионы на более мелкие и точные районы и аулы у меня в планах нет, так что заранее прошу прощения за небольшие огрехи. 

Итак поехали.

 

Каблук обувной: Юг – Өкше; Север – Тақа, реже Өкше.

Петух: Юг – Қораз; Север – Әтеш, и очень редко и только в поэтических эпитетах Қораз (пример: ... ат қоразданым ойнап тұр).

Самец скота и животных: Юг – Аталық; Север – Еркек мал.

Самка скота и животных: Юг – Аналық; Север – Ұрғашы мал.

Спец. оговорка по этим двум терминам - знаю что сейчас мои "друзья" начнут оправдываться, мол у нас тоже как и у вас; отвечаю заранее - нынешний литературный язык основан начиная примерно с 1940 года на базе южного говора, который и используются в СМИ; так вот, не я их придумал, а в СМИ эти названия, везде и повсюду; они для нас звучат очень странно и дико, потому что буквально переводятся примерно так:

аталық - дедуня :)

аналық - маманя :)

Конское седло: Юг – Ер тұрман; Север – Ер тоқым.

Детское седло или воловья седелка: Юг – Ыңыршақ; Север – Ашамай.

Оглобля конской телеги или конских саней: Юг – Жетек; Север – Арыс.

Приспособление для ловли лошадей: Юг – Бұғалық (аркан с петлей, лассо); Север – Құрық (древко с петлей).

Кнут для скота: Юг – Қамшы; Север – Қамшы (с короткой плеткой для езды верхом на лошади) и Бишік (с очень длинной плетью для езды в конских телеге, санях, или для усмирения буйных быков, или для охоты на волков).

Загон для скота под открытым небом: Юг – Қаша; Север – Ашық.

Деревянная изгородь в загоне для скота: Юг – Дуал; Север – Тегермек.

Копна сена: Юг – Шөмеле (любая копна); Север – маленькая копна Шөмелей, большая копна Мая.

Серп: Юг - Қол шалғы, Қол орақ; Север - Орақ.

Кладовка для хранения мяса, масла, муки и прочих продуктов: Юг - Кілет; Север - Омақа, Ет қана.

Разделывать тушу скота на отдельные части: Юг – Жіліктеу; Север –Етті бұзу, Мүшелеу.

Трубчатая кость предплечья с мясом: Юг – Кәрі жілік (букв: старая кость); Север – Қар жілік (букв: предплечье).

Трубчатая плечевая кость с мясом: Юг – Тоқатай жілік; Север – Тоқпан жілік.

Трубчатая кость голени с мясом: Юг – Асқы жілік; Север – Асықты жілік.

Поясничный отдел позвоночника с мясом: Юг – Бел омыртқа; Север – Белдеме.

Шейный отдел позвоночника с мясом: Юг – Мойын омыртқа; Север – Мойын.

Грудной отдел позвоночника с мясом (рус: вырезка), самая ценная часть в туше по мягкости и нежности :): Юг – Арқа, Ұзын омыртқа, Қара омыртқа; Север – Омыртқа.

Единица измерения толщины конского брюшного жира при забое, в пальцах: Юг – Табан (букв: подошва); Север – Елі (букв: палец).

Очень худой человек, доходяга: Юг – Азғын, Север – Шитік.

Жизнь, существование, суета: Юг – Тірлік; Север – Тіршілік.

Поговорка о достатке "сытый, обутый": Юг - Тамағы тоқ, көйлегі көк (букв: еды достаточно, одежда хорошая); Север - Қарны тоқ, көйлегі көк, көңілі жәй (букв: желудок полный, одежда хорошая, душа спокойная).

Всегда, постоянно: Юг – Ылғи, Інемі; Север – Ыңғый, Үнемі.

В ближайшем будущем: Юг – Жуырда, Север – Жақында.

Недавно в прошлом: Юг - Жақында; Север – Жуырда.

Заноза: Юг – Тікен; Север – Шөгір.

Щипцы для раскаленных углей: Юг – Қысқаш; Север – Шімшуір.

Щепки для растапливания самовара: Юг – Шырпы; Север – Жаңқа.

Портянки: Юг – Шұлғау; Север – Шылғау.

Сигареты, папиросы, табак: Юг – Темекі; Север – Шылым.

Курить: Юг - Шегу (темекі шегу); Север - Тарту (шылым тарту).

Размельченные в ступе листья табака с добавлением золы: Юг – Насыбай; Север – Насвай.

Табакерка для табака «насвая»: Юг – Темекі сауыт; Север – Шақша (раньше Мүйіз шақша - из рогов КРС).

 

Примечание:

Так у нас говорили по крайней мере до начала 1990-х, но потом с переносом столицы на север резко усилилось культурное и языковое давление юга и сейчас постепенно все смешивается. Но многое еще сохранилось. 

 

Вспомнил еще некоторые различия конско-сбруйной терминологии: ;)

 

Подпруга (ремень затягивающий седло или тележную седелку): Юг - Айыл; Север - Тартпа.

Удила: Юг - Сулық; Север - Ауздық.

Поводья: Юг - Шылбыр; Север - Тізгін.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Rust сказал:

Интересно то, что многие слова в кыргызском почему-то тождественны северным казахским вариантам.

Есть такое. Я думаю, что из-за аргын, у которых зимние кочевья были от северного Балхаша до границ с Кыргызстаном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Karaganda сказал:

аргын, у которых зимние кочевья были от северного Балхаша до границ с Кыргызстаном.

 

:o  Если по вашему наши аргыны зимовали на землях племен Улу джуза, то значит те освобождали пастбища и уходили со скотом на зиму в Восточный Туркестан или в Таджикистан? :huh:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Ишь ты как ополчились все хором. Сразу видно что все они земляки по культурному региону и духу, потому что известно, что 99% форумчан казахов это южные, западные и смежные с ними области и районы.

Прям умиляет особенно эта страничка эмоций - все друг дружке хлопают в ладошки, комплиментами кидаются, лайкуют друг друга. :lol:  

 

Жалко что нас северян на форуме раз, два и обчелся, я да Баха (городских не в счет, потому нужны знатоки казахского языка и тонкостей сельской жизни).

Но ничего, я готов противостоять и дискутировать хоть против дюжины юзеров. ;)

 

В этот раз ваши оппоненты пацаны из Центра. У них тоже холодные зимы. Поэтому в этот раз ваши оппоненты не из простых.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу құтыру, құтыру это бесноваться, құтырған-бешенный. Имеет и негативный так.и позитивный смысл. Например: жас кезімізде құтырып тұрған кез еді-так старики могут говорит в позитивным ключе. Нельзя сравнивать с бұзық, у которого только негативный смысл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

:o  Если по вашему наши аргыны зимовали на землях племен Улу джуза, то значит те освобождали пастбища и уходили со скотом на зиму в Восточный Туркестан или в Таджикистан? :huh:

 

По секрету вам скажу, что на Сырдарье зимой кочевали большинство казахов всех жузов. Но на своих территориях оставались более бедные, а также молодые люди. Основной скот перегоняли на более теплую местность, т.к. велик был процент джута, а вам как никому тут понятно, что без торт тулик у казахов жизни нет

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Ишь ты как ополчились все хором. Сразу видно что все они земляки по культурному региону и духу, потому что известно, что 99% форумчан казахов это южные, западные и смежные с ними области и районы.

 

Но ничего, я готов противостоять и дискутировать хоть против дюжины юзеров. ;)

 

Ув АКБ, честное слово, вам не жалко тратить свое время (уже как год) на такую сущую ерунду? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Karaganda сказал:

Правильно, потому что он ломает, загрязняет свой дарет

дәрет сындыру звучит очень странно. Сындыру это ломать что-то физическое. Когда речь идет об абстрактном объекте лучше думаю применить слово бұзу - портить, нарушать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Nurbek сказал:

дәрет сындыру звучит очень странно. Сындыру это ломать что-то физическое. Когда речь идет об абстрактном объекте лучше думаю применить слово бұзу - портить, нарушать.

Так в наших краях оба варианта. 

Сходить по нужде - дарет сындыру

просто загряниться - дарет бузылды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Karaganda сказал:

Так в наших краях оба варианта. 

Сходить по нужде - дарет сындыру

просто загряниться - дарет бузылды

У нас только второй вариант используется. Дарет сындыру как-то даже режет слух.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Karaganda сказал:

По секрету вам скажу, что на Сырдарье зимой кочевали большинство казахов всех жузов. Но на своих территориях оставались более бедные, а также молодые люди. Основной скот перегоняли на более теплую местность, т.к. велик был процент джута, а вам как никому тут понятно, что без торт тулик у казахов жизни нет

 

Это не секрет, это фейк времен колонизации Степи. Мол большинство времени года большая часть Казахстана, степи и лесостепи) пустовали. Поэтому северные и северо-восточные области по праву принадлежат тем, кто первым их освоил обосновав здесь стационарные поселения.

Вам то зачем это надо в это верить и еще уговаривать меня поверить в него? :blink:

 

Фактология другая - каждое племя испокон веков имело свой улус, свои земли и пастбища и ни с кем никогда не делилось!

Какое племя где обитало и до сих пор населяет вы и сами прекрасно знаете.

 

На Сырдарье степные и лесостепные племена и роды побывали тогда, когда на них калмыки нагнали жути в первой трети 18 века. До этого и после этого никто туда не кочевал отседова))).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Ув АКБ, честное слово, вам не жалко тратить свое время (уже как год) на такую сущую ерунду? 

 

Спасибо, ув. Zake за заботу.

Но я еще не устал и у меня еще уйма интересных материалов по разным темам, с которыми я просто обязан поделиться со всеми.

 

Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)?

Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?)

Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. 

 

Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Спасибо, ув. Zake за заботу.

Но я еще не устал и у меня еще уйма интересных материалов по разным темам, с которыми я просто обязан поделиться со всеми.

 

Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)?

Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?)

Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. 

 

Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» 

 

Дело не в том, что вы устали или нет. Время - ограниченный ресурс у любого человека. Форумное противостояние со своими соплемениками - это ложная повестка дня, на которую уходит слишком много энергии. 

Мне очень жаль, что вы так неверно расставили свои приоритеты. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Zake сказал:

Форумное противостояние со своими соплемениками - это ложная повестка дня, на которую уходит слишком много энергии. 

 

Ув. Zake, лично у меня никакого противостояния ни с кем нет. Я лишь излагаю известный мне материал.

О причине противостояния ко мне и к моим постам других казахских юзеров спрашивайте у них самих.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)?

Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?)

Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. 

 

Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» 

Мой дядя любит говорить әлде. Но это слово я слышал только от него. Не исключаю, что на севере такого слова не знают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Nurbek сказал:

Мой дядя любит говорить әлде. Но это слово я слышал только от него. Не исключаю, что на севере такого слова не знают.

 

Во мне просто забурлил талант несбывшегося акына импровизатора, как говорится пою что вижу из постов Nurbek'а: :D

 

"... Ваш омский или не омский дядя самых дивных правил,

то он азы дым-копчения всем на севере даёт,

то всех вокруг балашек по южному тентеками зовёт,

то в курсе речи южной разговорной,

что нам актёр в кино преподаёт ,

то вязаных носков степных овечьих,

байпаков вообще не признаёт."

;)

Предупреждаю вас и всех, что это очевидная шутка, а то опять угожу в отпуск по известной от кого жалобе.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Спасибо, ув. Zake за заботу.

Но я еще не устал и у меня еще уйма интересных материалов по разным темам, с которыми я просто обязан поделиться со всеми.

 

Вопрос - употребляете ли вы в Алматы в разговоре союз «әлде» (или, либо)?

Пример использования: «Arсен мен Nurbek дос па әлде жерлес пе» (Arсен и Nurbek просто друзья или просто земляки?)

Часто слышу этот союз в фильмах, где снимаются актеры из южных областей. 

 

Сразу же скажу за наш регион, на севере этот союз не используем, тот же вопрос спрашиваем по другому: «Arсен мен Nurbek дос па, жерлес пе?» 

 

Әлде знакомо северу, возможно, только ваше окружение не знает это слово

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Это не секрет, это фейк времен колонизации Степи. Мол большинство времени года большая часть Казахстана, степи и лесостепи) пустовали. Поэтому северные и северо-восточные области по праву принадлежат тем, кто первым их освоил обосновав здесь стационарные поселения.

Вам то зачем это надо в это верить и еще уговаривать меня поверить в него? :blink:

 

Фактология другая - каждое племя испокон веков имело свой улус, свои земли и пастбища и ни с кем никогда не делилось!

Какое племя где обитало и до сих пор населяет вы и сами прекрасно знаете.

 

На Сырдарье степные и лесостепные племена и роды побывали тогда, когда на них калмыки нагнали жути в первой трети 18 века. До этого и после этого никто туда не кочевал.

 

тогда откуда есть островки кереев в Шетском районе возле Балхаша. Осели там, где в последний раз кочевали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Nurbek сказал:

Мой дядя любит говорить әлде. Но это слово я слышал только от него. Не исключаю, что на севере такого слова не знают.

Старики используют, на них влияние юго-западного говора не распространился, так что шах и мат)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...