Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

6 минут назад Zake написал:

По вашему на рост благосостояния Кунанбая его должность никак не влияла?

 

Да, я думаю его должность на поголовье его скота, доставшегося ему от отца и деда, никак не влияла.

 

6 минут назад Zake написал:

Волостной и т.д - это просто некая общественная нагрузка, по вашему? 

 

Емнип он был не волостным управителем, а был ага-султаном Каркаралинского внешнего округа. Волстным управителем был его сын, великий поэт и писатель Абай.

(:) скажу вам по секрету, он был другом прадеда моего нагашы деда, бия Казангапа, тоже ага-султана, но Баянаульского внешнего округа, хотя Кунанбай и был младше него, в народном творчестве сохранилась даже их поэтическая ораторская переписка)

 

Это не общественная нагрузка конечно, это властная должность. Но численность поголовья скота и размеры пастбищ Кунанбая, да и других влиятельных казахов, от этой должности не зависели.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад АксКерБорж написал:

А теперь давайте все вместе попытаемся сравнить имеющиеся 2 перевода и дать свои варианты перевода слов великого Абая (это ведь не бишпармаки с кониной обсуждать и безрассудно от овощей отказываться ;)).

Итак.

Текст самого Абая:

Қалың елім, қазағым, 
қайран жұртым,
ұстарасыз аузыңа 
түсті мұртың.
жақсы менен жаманды 
айырмадың,
бірі қан, бірі май боп 
енді екі ұртың.

В переводе Юрия Кузнецова:

О казахи мои, мой бедный народ!
Ус, не ведавший бритвы, скрывает твой рот.
Кровь за левой щекой, жир за правой щекой.
Где добро и где зло, ум ли твой разберет?

В переводе Каната Тасибекова:

О , казахи мои, мой любимый народ!
Ты не знаешь запретов – жизнь вольно идет.
Поступить как, не знаешь – плохо ли, хорошо,
Ведь в тебе в равной мере и зло, и добро?

Моя попытка перевода (сразу же оговорюсь, что без рифмы, потому что погоня за рифмой напрямую ухудшает точность перевода!):

Эх,ты мой родной многолюдный казахский народ,

Потерял ты всё свое былое (буквальное казахское выражение "без бритвы опали в рот твои усы" можно трактовать именно так),

Потому что не смог ты отличить зла от добра (врагов от друзей),

Вот потому теперь в тебе полный разброд и упадок (буквальное казахское выражение "теперь у тебя одна щека в крови, а вторая в жиру" можно трактовать именно так).

 

Сравнивая 3 варианта лично мое мнение, что переводы и Кузнецова, и Тасибекова это грубейшее искажение смысла слов автора, Абая.

Думаю великий Абай наверно был бы в шоке прочитав их. :o

Понятное дело Кузнецову это простительно, но Тасибекову никак нет.

 

Давайте вернемся к обсуждению переводов. Это ведь вы, ув. Zake, выступили топикстартером, не так ли?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Махамбет написал:

Алашординцы тоже не потомки пастухов, бедняков и жатаков. И Махамбет с Исатаем тоже. А Абай это казахский Конфуций. Разобрал по полочкам все недостатки народа, к чему это приведет, и дороги избавление от этих недостаток. Просто казахи в большинство своем не понимает этого и всегда в проигрышном варианте.

П.С: Абайды озге тилге аударуга оз басым карсымын.

Причем тут бедняки или богачи?

Лично я ничего такого необычного в его словах назидания не вижу - одна демагогия, пусть простят меня абаеведы и прочие.

А то, что великий Абай - литературный гений, безусловно. Он в том числе стоял у истоков новоказахского литературного языка.  

(под староказахским литературным языком понимается чагатайский, на форуме уже приводили мнения филологов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад Zake написал:

Причем тут бедняки или богачи?

Лично я ничего такого необычного в его словах назидания не вижу - одна демагогия, пусть простят меня абаеведы и прочие.

А то, что великий Абай - литературный гений, безусловно. Он в том числе стоял у истоков новоказахского литературного языка.  

(под староказахским литературным языком понимается чагатайский, на форуме уже приводили мнения филологов)

В чем демагогия, я так и не понял?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад АксКерБорж написал:

Учитывайте, что у каждого из степных скотомагнатов того времени было от 10 до 20 тысяч голов одних только лошадей!!!

А если принять грубый казахский скоторасчет из расчета (на вскидку): 1 лошадь = 0,5 верблюда = 2 КРС = 10 баранов,

то поголовье скота каждого из баев было примерно такое - около 10 000 - 20 000 лошадей, около 20 000 - 30 000 голов КРС и около 100 000 - 200 000 овец.

И тут колониальная российская власть не причем. Это результат наших древнейших скотоводческих традиций.

я тоже считаю что в Мл. и Ср. жузе 19 в. выдался более или менее спокойным (по сравнению с пр. и посл.). войн то уже не было, одна царская власть (правда реформы были с этими ген. губернаторствами, но прям сильно на хоз. казахов они не должны были сказаться), торговали с Омском и Оренбургом. отсюда и рост численности казахов

5 часов назад АксКерБорж написал:

Например, мой нагашы дед Кабыш Бердалин, репрессированный в 1935 году, напротив воспевал в своей песне славных наших предков - Чингиз хана, Темир амира (хромого), Аблай хана, Кенесары хана, Абая и Акана в одном ряду, цитата:

 

"... Салахидден Аюби,

Шыңғыс, Темір - жиһангер. (завоеватели стран то есть, но в онлайн словаре на базе южного говора переведено как путешественник :))

Кенесары, Абылайдай,

Ел басшысы - көсемдер. (предводители, вожди)

Ақан менен Абайдай,

Айыр көмей - шешендер". (ораторы, мастера слова)

Чтобы утверждать такое нужны доказательства. Они у вас есть?

1. где тут про ЧХ?

2. с каких пор Темур стал нашим предком?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад кылышбай написал:

я тоже считаю что в Мл. и Ср. жузе 19 в. выдался более или менее спокойным (по сравнению с пр. и посл.). войн то уже не было, одна царская власть (правда реформы были с этими ген. губернаторствами, но прям сильно на хоз. казахов они не должны были сказаться), торговали с Омском и Оренбургом. отсюда и рост численности казахов

 

Почитайте рус. источники 19 века (их валом) и увидите какакя "спокойная" жизнь была, в особенности в Мл джузе. 

А вот в Среднем ж. скорее всего действит-но поспокойнее было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад Zake написал:

Почитайте рус. источники 19 века (их валом) и увидите какакя "спокойная" жизнь была, в особенности в Мл джузе. А вот в Среднем ж. скорее всего действит-но поспокойнее было.

тут вы скоре правы. также часть Мл. жуза была не в рос. подданстве а страдала от Хивы. а Ср. жузе не вижу ничего трагичного как в Мл. или Ст. восстание Кенесары больше похоже на попытку усиления своей власти султаном. но этот интерес лишь местами связан с жизнью народа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад АксКерБорж написал:

Лично для меня самая великая казахская личность последних как минимум 250 лет, это последний наш хан Кенесары (в русской официальной версии - Кенесары Касымов).

Самая великая казакская личность Кенесары - что он потерял в земле родственных нам кыргызов ( будь то каракалпаки или башкиры). После того как он разберётся с кыргызами, он обещал разобраться с нашим родом за то что наши старейшины не дали ему помощи. Тут акцент не на  нашем роде. Это я так, между прочим.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад АксКерБорж написал:

Притязания на чьи-то пастбища всегда заканчивались тяжелыми кровопролитиями.

По покровительству начальства они перераспределяться или отжиматься не могли априори!

У наших предков отжали территорию, а вы говорите...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад кылышбай написал:

у кого как называют полотенце? у нас шашық, у супруги (Тамдынский район) - сүлгі

Орамал, бет орамал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад arkuk написал:

Орамал, бет орамал.

орамал у нас чаще платок (на голову). хотя сочетание бет-орамал ыстық-естілді, может и есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад кылышбай написал:

орамал у нас чаще платок (на голову). хотя сочетание бет-орамал ыстық-естілді, может и есть

Бас -орамал, бет -орамал, тери-орамал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад кылышбай написал:

у кого как называют полотенце? у нас шашық, у супруги (Тамдынский район) - сүлгі

орамал в ВКО и в севере Алматинской области

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад кылышбай написал:

тут вы скоре правы. также часть Мл. жуза была не в рос. подданстве а страдала от Хивы. а Ср. жузе не вижу ничего трагичного как в Мл. или Ст. восстание Кенесары больше похоже на попытку усиления своей власти султаном. но этот интерес лишь местами связан с жизнью народа

В самом тексте нижеследующей песни-стихотворения о трагическом состоянии казахов упоминаются племена аргын и кипчак. Так что  Кылышбай, по ходу в Среднем жузе тоже не сладко было. Найти бы оригинал на казахском.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Raspopov/text.htm

 

РАСПОПОВ В.

ГОРЕ КИРГИЗА

В 1868 году введено в степи Киргизской новое Положение, вызвавшее не мало сетований в среде наших приуральских кочевников. Недовольство новыми порядками нашло себе выражение и в народном творчестве. Одну из песен, выражающих, кроме жалоб на административные стеснения киргизского быта, еще и сокрушение о погубленном зимою 1879 года благосостоянии киргиз, у которых тогда вымер почти весь скот, сообщаем на страницах “Русской Старины” в подстрочном переводе с киргизского языка.

 

 


Боже! Тебе известно в каком я положении,

В Твоих руках все мое имущество!

За то, что киргиз стал жить не по своим силам,

Ты в одну зиму уничтожил его роскошь!

 

Боже! Такой зимы еще мало по грехам нашим!

Мы забыли Тебя уж слишком:

Имели вещи из серебра и золота,

Таганы (Железный треножник для котла. – прим. П. Р.) из булата, а котлы из меди!

 

День и ночь стали есть только мясо жеребят,

Стали пить чай с медом и сахаром.

С тех пор, как мы называемся киргизами,

Виданы ли были когда подобные затеи?

 

Наров (Нар — одногорбый верблюд (дромадер) - прим. П. Р.) гонял ты сотнями

И лошадей выхаживал тысячами голов.

Из каждого аула выходили большие стада баранов.

Жевал ты лошадиное филе (Часть мяса, считаемая у киргиз самой вкусной и почетной. – прим. П. Р.), да вкусного барашка;

Корову же и козу не считал за скотину,

А вот теперь пришлось ими только существовать!

 

Кочует ли аул, бывало, ты гонишь тысячи скота

И летуешь по широкой раздольной степи;

Из множества озер ее ты выбираешь с лучшею водой;

На лощинах с шелковистою травою доишь кобылиц;

А теперь крайне нуждаешься в одной лошаденке,

Несчастный, потерявший все за свое несчастие!

 

Бывало молодцы наши, сев на борзых коней,

С шашкой за поясом и с копьем в руке,

Страстно рыскали по степи, как волка за лисицей:

Так резвые наши юноши проводили свои счастливые дни!

 

Разъезжали они, как охотники за добычей,

Играя копьем, как нагайкой.

Когда вспомнят то время молодцы ваши, —

Слезы каплями текут у них из глаз!

 

Выезжали они на врагов —

И кто же мог устоять против смелых воинов!

Но Царь сказал: “Негодится так!”

И мы расстались с прежним образом жизни.

 

Были у тебя тогда свои избранные ханы

И им известен был весь твой быт.

Докладывать о нуждах своего народа

Ханы езжали и к Белому Царю.

 

Брали с собой достойных биев

И отборных, ловких джигитов,

А возвращаясь домой, с дозволения Царя,

Привозили множество почетных наград.

 

Но был ли ты доволен, киргизский народ, своими ханами и биями?

Почитал ли ты их, этих своих старейшин?

Нет! А если чувствуешь, бывало, в себе силу, —

Опьянеешь и ни кому ни в чем не уступишь!

 

И вот вышел для нас указ, называемый “штат”,

Сваливший разом без рассуждений всех ханов и биев!... [449]

“Не повинуюсь такому указу!”

Ну-ка скажи это, если силен, как считал себя прежде!

 

Отстранились от дел бии, созданные Всемогущим Богом...

Приказано избрать бия на каждые 10 кибиток,

Поставили бия на каждые 50 кибиток,

На 100 кибиток назначили аульного старшину,

 

А на 1,000 — волостного управителя,

Приставив к нему одного русского (При каждом волостном управителе состоит русский письмоводитель. – прим. П. Р.).

И пошли смертельные распри из-за должностей,

И стали дарить пятидесятников лошадьми и угощать баранами.

 

Так хорошие люди обратились в рабов произвола “выборных”

(И название-то в робости из выговоришь!),

Обратились в судей даже глупые безвестные пастухи,

Не умеющие отличать хорошее от дурного.

И у таких-то пастухов вы просите совета!

Где же ваш прежний стыд, добрые люди?

 

Прежние бии и хорошие люди отстранились,

Даже откупились от этих безобразий!

Вы, старые бии, полагавшие за народ свою душу,

О, бии! Где вы теперь?

 

Бывало, приходим к ним свободно, как сыновья родные,

А жены их казались нам родными матерями.

Дадут, бывало, шалунам отеческое наставление

И тем не допустят родичей до ссор.

А теперь, подавая на коленях жалобу десятникам,

Каково вам предоставлять их суду поземельные скоры?

Вот противник твой дарит уже им деньги;

А ты, не давая взяток, разве желаешь проиграть дело?

“Павшему кулаки!” говорит пословица.

Так и здесь: подневольному — все напасти!

 

Поставили русского до киргиза, назвав их “помощниками” (Уездного начальника. – прим. П. Р.).

Но, как видно, и они не имеют самостоятельной власти.

Единственно к кому ты можешь обратиться: к “уездному”;

Но и тот гонит, говоря: “пошел”, кет!

Где те дни, когда мы могли сказать, уходя в гневе:

“Не к тебе, так пойду к другому!”

А теперь, из зная куда еще идти и к кому обратиться,

Кружишься, не уходя, около ворот уездного. [450]

 

Сказал бы что-нибудь — не смыслишь ни слова по-русски!

Так-то гибнешь ты, горемычный киргиз!

Разве ты повиновался когда своему же киргизу, знающему твой язык?

Вот за то теперь терпи адские мучения

И переноси насмешки русского,

Не слушающего твоих жалоб!

 

Пришел “штат” и ввел с собою взятки,

Поселил раздор между родными,

Так что отец разошелся с сыном, а дочь с матерью, —

И стали все бодаться, споря между собою.

 

Многие богачи из-за споров стали бедными.

О, Боже мой! Что за времена для пас настали!

Потратив много на получение должностей

Стараются взыскать с народа свои расходы.

Разве в прежнем киргизском быту

Видали у биев подобные примеры?

Но так как ты сам виноват во всем,

То повинуйся, несчастный киргиз, что бы ни делалось!

 

Пришел потом к нам грозный “Куян” (“Год зайца” — 1879 год. – прим. П. Р.)

И разбудил несчастных сынов киргизских.

Буран, бушевавший беспрерывно семь месяцев,

Погубил весь киргизский скот, не оставив ни одной головы.

 

Настали дни никогда не виданные:

Заволокло небосклон темною тучей

И как лев, мучимый голодом,

Ревел буран, днем и ночью, семь месяцев!

 

Скот не мог добыть с земли ни одной травинки;

Горы снега не позволяли скоту выйти из кард (Карда — ограда, для загона скота. – прим. П. Р.),

И не только скот, но и люди

Не могли отойти на 10 шагов от жилищ.

 

Не было дров, чтобы сварить пищу детушкам:

Ничего не могли для них достать родители.

Старики и старушки стали рыдать безутешно.

Вот какие дни послал нам Бог. [451]

Где вы, стада верблюдов, какие в старину бывали?

Где вы, отборные кони, пасущиеся отдельно от табунов?

Теперь для езды не можем найти ни одной лошаденки;

Болят ноги от пешего хождения.

 

О, бараны мои, покрывавшие степь, как черви,

Бараны холостые; с громадными курдюками!

О, богатство! Как ты сладко, Боже милостивый!

И как грустно, когда вспомнишь о прошлом!

 

Мучились мы потом от голода,

(Чтобы тебе, несчастный киргиз, скопить денег!),

Сбирали чеснок, питались травою,

Бродя, как скотина по степи.

Уездный давал по чашке муки,

Если кому дозволит Бог до него добраться.

Но насколько дней достанет этой чашки,

За которую потом отберут последнюю копейку?

Бродившие по аулам и вымаливавшие у нас шерсти и джебаги,

Сарты и татары уж смеются над нами

И, вместо того, чтобы помочь единоверцу, —

Попробуй только попросить у них кусок хлеба —

С надменным взглядом потребуют у тебя деньги.

Гораздо милосерднее их русские:

Иди только, — не откажут в милостыне!

О, сарты и татары! Будь стародавнее время —

Растерзали бы мы вас, как собак!

 

Народ, видел ли ты подобный год?

Создатель, смилуйся над нами, рабами твоими!

Мы плачем, Милосердный, от нужд и нищеты!

Как соловей, потерявший подругу.

 

Ни в чем не видим довольства.

Отпусти же, Боже, грехи нечестивых!

Пророк наш, Магомет, Божий посланник!

Где же твоя защита и покровительство?

Уже важные богачи наши пошли в работники:

Плачут о пище дети и жены;

Даже и мы, певцы, не имеем куска хлеба,

А прежде получали с киргиз лошадей и наров!

 

Слышим теперь еще одну весть...

Боже, пусть этот слух не сбудется!

Будто половину нашего народа обратят в казаки,

И будто бы весть эта истинная. [452]

 

Нераздельные сроду Аргын и Кипчак!

Что с нами будет, если мы отделимся?

Если половина пас станет русскими, а другая останется киргизами,

Как же мы будем жить, Всемогущий!..

Все во власти начальства, что бы оно ни задумало.

Защити же нас Ты, Боже Единый!

Так-то преследуют всякие беды

Тот народ, которого оставило счастье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад кылышбай написал:

1. где тут про ЧХ?

 

Шыңғыс, Темір - жиһангер (жиһангер - завоеватели стран и народов)

 

13 часов назад кылышбай написал:

2. с каких пор Темур стал нашим предком?

 

А чей он предок? ;) Узбеков?

 

13 часов назад кылышбай написал:

у кого как называют полотенце? у нас шашық, у супруги (Тамдынский район) - сүлгі

 

Северо-восток:

Женская вязанная из козьего пуха зимняя теплая шаль - шәлі.

Женский головной платок - орамал.

Полотенце - орамал.

Носовой платок - бет ормал.

Тряпка для вытирания жирных рук после мяса - майлық.

--------------------------------------------

Конские железные удила у нас - сулық (написал это, потому что в каких-то регионах так называют полотенце)

В Шымкенте слышал что полотенце называют - сүлгі.

 

12 часов назад кылышбай написал:

тут вы скоре правы. также часть Мл. жуза была не в рос. подданстве а страдала от Хивы. а Ср. жузе не вижу ничего трагичного как в Мл. или Ст. 

 

Я считаю, что категория джузов здесь для сравнений неприменима. Например, тот же Киши джуз пострадал не только от Хивы, но и от России, весь юг зависел от Бухары и не все племена Орта джуза зависели от России. 

Мне кажется более подходит использование термина регион (щас все скажут опять со своими регионами полез :D).

Ведь ситуация в регионах была разная напрямую в зависимости от соседних государств - Российской империи, Хивинского и Бухарского ханств.

 

12 часов назад arkuk написал:

Кенесары - что он потерял в земле родственных нам кыргызов ( будь то каракалпаки или башкиры). После того как он разберётся с кыргызами, он обещал разобраться с нашим родом за то что наши старейшины не дали ему помощи. Тут акцент не на  нашем роде. Это я так, между прочим.

 

Тогда вопросом на вопрос.

А что потерял Чингизхан в в земле родственных ему керей[т]ов ( будь то меркиты или найманы). После того как он разберётся с найманами, он обещал разобраться с нашим родом за то что наши старейшины не дали ему помощи. Тут акцент не на  нашем роде. Это я так, между прочим. ;)

Военная и политическая тактика и стратегия это я думаю не бишпармак дружно кушать запивая чаем и лежа в обнимку на тапчане кидая друг другу комплименты.

Цель у Кенесары хана, как прежде у Чингизхана, я думаю, была проста - объединить под своим началом разрозненные роды, племена и народы и общими силами противостоять с каждым годом усиливающейся агрессии Российской империи на севере и Бухаре на юге. Разница лишь в том, что у первого чингизида-торе это получилось идеально, у второго, к большому сожалению, нет.

 

12 часов назад arkuk написал:

У наших предков отжали территорию, а вы говорите...

 

Скажите конкретно со ссылками - кто, когда, у кого,  за что и что отжал?

И вообще я давно понял, наши казахи недружный народ,  то за овощи в беше бодались, теперь вон кидают предъявы своим великим предкам, то великий наш мастер слова Абай для них плохой, то наш последний великий хан Кенесары отдавший свою жизнь и своих брата и сестры за свой народ чем-то не угодил, то наш великий самородок Чокан чем-то провинился перед ними, то кто-то когда-то по слухам у кого-то насыбай стыбзил и за одно пару баранов забарымтачил, то кого-то зависть гложет, что когда-то в роду Абая и у многих казахов Степного края было по 10 000 - 20 000 лошадей (надо полагать у них не было, раз обижаются))). То кто-то по слухам у кого-то огород отжал. 

Э-нет, братцы, так дело не пойдет. Так мы никогда не построим суверенное, независимое, демократическое, развитое, экономически процветающее государство и общество, а будем оставаться КНДР или КазССР.

Всем нам надо отбросить любые разборки, претензии и обидки на наших предков, одинаково уважать всех их (когда-то в будущем подлежат переоценке только личности советской поры). К примеру, почему в каждом городе, поселке и ауле уже как целый век и уже как 27 лет "независимости" нет ни единого обелиска или аллеи памяти и славы нашим собственным героям поистине освободительных наших войн, их было ведь немало. Кто-нибудь когда-нибудь видел памятники и вечный огонь казахским батырам, отдавшим жизнь при защите нашей земли? Или памятники и вечный огонь Алаш-ордынцам? И т.д. и т.п. Но везде и повсюду уже почти как 100 лет как обыденное дело обелиски памяти Второй мировой войне и чуждой афганской войне? То-то и оно. 

Короче, в умах каша. Понятно что от нас это не зависит, понятно что каша на плитке подогревается каждый день ящиком, но ведь думать нам каждому по своему и правильно никто не запрещает.

 

Короче, нам надо не на предков пенять, а на самих себя.

Чтить, уважать предков (аруақ) и не отзываться о них плохо (тіл тигізбеу) для каждого казаха его прямая обязанность и долг!

Аруақтарға тиіскен кісі - кәпір.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
18 часов назад АксКерБорж написал:

Чтобы утверждать такое нужны доказательства. Они у вас есть?

Шаханов не историк. Это дело историков утверждать или опровергать такие тяжелые обвинительные слухи.

Кыргызы без историков знают об его бепредельной жестокости, и не только кыргызы, но и сами казахи. Какие доказательства требуются? Свидетельства современников?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Rust написал:

Кыргызы без историков знают об его бепредельной жестокости, и не только кыргызы, но и сами казахи. Какие доказательства требуются? Свидетельства современников?

 

Любой полководец в истории положительный герой для одних и отрицательный для других, потому что любое противостояние предполагает 2 противные стороны.

Поэтому конечно же хан Кенесары герой для казахов и недоброжелатель для кыргызов. В качестве примера можно взять любую личность, на пример, хана Аблая, навряд ли он был другом калмыков, а Наполеон другом русских.

Насчет жестокости. На мой взгляд любая война не допускает милосердия и любая война синоним жестокости. На войне по головам не гладят, на войне врага убивают, пленных пытают, а своих предателей жестоко наказывают.

На вскидку - ломание вражеских хребтов татарами, сдирание кожи в живую Джа-ламой, разрывание людей лошадьми, четвертование в Европе, повешение, электрический стул и т.д. и т.п.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад АксКерБорж написал:

Северо-восток:

Женская вязанная из козьего пуха зимняя теплая шаль - шәлі.

Женский головной платок - орамал.

Полотенце - орамал.

Носовой платок - бет ормал.

Тряпка для вытирания жирных рук после мяса - майлық.

--------------------------------------------

Конские железные удила у нас - сулық (написал это, потому что в каких-то регионах так называют полотенце)

В Шымкенте слышал что полотенце называют - сүлгі.

речь не про платок. он и у нас орамал, бет-орамал. я спрашивал именно про полотенце. значит у вас полотенце и платок одним словом называются

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад кылышбай написал:

 значит у вас полотенце и платок одним словом называются

 

Да, называются одним словом.

Лишь иногда подчеркивают что речь идет о платке - "бас орамал", например, какая-нибудь татешка воскликнет в дороге: "Ой-бай, масқара бетім-ай, бас орамалымды үйде қалдырып кетіппін ғой!" - деп. :)

 

Словом "орамал" (буквально - то, во что можно обернуться) изначально наверно называли длинный отрез сукна, которым могли обматывать голову и которым могли обтираться после мытья.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад АксКерБорж написал:

 

Шыңғыс, Темір - жиһангер (жиһангер - завоеватели стран и народов)

 

 

А чей он предок? ;) Узбеков?

 

 

Северо-восток:

Женская вязанная из козьего пуха зимняя теплая шаль - шәлі.

Женский головной платок - орамал.

Полотенце - орамал.

Носовой платок - бет ормал.

Тряпка для вытирания жирных рук после мяса - майлық.

--------------------------------------------

Конские железные удила у нас - сулық (написал это, потому что в каких-то регионах так называют полотенце)

В Шымкенте слышал что полотенце называют - сүлгі.

 

 

Я считаю, что категория джузов здесь для сравнений неприменима. Например, тот же Киши джуз пострадал не только от Хивы, но и от России, весь юг зависел от Бухары и не все племена Орта джуза зависели от России. 

Мне кажется более подходит использование термина регион (щас все скажут опять со своими регионами полез :D).

Ведь ситуация в регионах была разная напрямую в зависимости от соседних государств - Российской империи, Хивинского и Бухарского ханств.

 

 

Тогда вопросом на вопрос.

А что потерял Чингизхан в в земле родственных ему керей[т]ов ( будь то меркиты или найманы). После того как он разберётся с найманами, он обещал разобраться с нашим родом за то что наши старейшины не дали ему помощи. Тут акцент не на  нашем роде. Это я так, между прочим. ;)

Военная и политическая тактика и стратегия это я думаю не бишпармак дружно кушать запивая чаем и лежа в обнимку на тапчане кидая друг другу комплименты.

Цель у Кенесары хана, как прежде у Чингизхана, я думаю, была проста - объединить под своим началом разрозненные роды, племена и народы и общими силами противостоять с каждым годом усиливающейся агрессии Российской империи на севере и Бухаре на юге. Разница лишь в том, что у первого чингизида-торе это получилось идеально, у второго, к большому сожалению, нет.

 

 

Скажите конкретно со ссылками - кто, когда, у кого,  за что и что отжал?

И вообще я давно понял, наши казахи недружный народ,  то за овощи в беше бодались, теперь вон кидают предъявы своим великим предкам, то великий наш мастер слова Абай для них плохой, то наш последний великий хан Кенесары отдавший свою жизнь и своих брата и сестры за свой народ чем-то не угодил, то наш великий самородок Чокан чем-то провинился перед ними, то кто-то когда-то по слухам у кого-то насыбай стыбзил и за одно пару баранов забарымтачил, то кого-то зависть гложет, что когда-то в роду Абая и у многих казахов Степного края было по 10 000 - 20 000 лошадей (надо полагать у них не было, раз обижаются))). То кто-то по слухам у кого-то огород отжал. 

Э-нет, братцы, так дело не пойдет. Так мы никогда не построим суверенное, независимое, демократическое, развитое, экономически процветающее государство и общество, а будем оставаться КНДР или КазССР.

Всем нам надо отбросить любые разборки, претензии и обидки на наших предков, одинаково уважать всех их (когда-то в будущем подлежат переоценке только личности советской поры). К примеру, почему в каждом городе, поселке и ауле уже как целый век и уже как 27 лет "независимости" нет ни единого обелиска или аллеи памяти и славы нашим собственным героям поистине освободительных наших войн, их было ведь немало. Кто-нибудь когда-нибудь видел памятники и вечный огонь казахским батырам, отдавшим жизнь при защите нашей земли? Или памятники и вечный огонь Алаш-ордынцам? И т.д. и т.п. Но везде и повсюду уже почти как 100 лет как обыденное дело обелиски памяти Второй мировой войне и чуждой афганской войне? То-то и оно. 

Короче, в умах каша. Понятно что от нас это не зависит, понятно что каша на плитке подогревается каждый день ящиком, но ведь думать нам каждому по своему и правильно никто не запрещает.

 

Короче, нам надо не на предков пенять, а на самих себя.

Чтить, уважать предков (аруақ) и не отзываться о них плохо (тіл тигізбеу) для каждого казаха его прямая обязанность и долг!

Аруақтарға тиіскен кісі - кәпір.

 

 

так почему его казахи не поддерживали многие ? 

читал незнаю правда это или нет ,  кыргыз гостил у свата казаха , а он голову ему отрубил , вы сами понимаете что такое сват для казахов 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад Shymkent написал:

так почему его казахи не поддерживали многие ?

 

Его не поддержали казахские прислужники Российской империи и Бухарского ханства с подвластными им родами, за что он и наказывал их.

 

12 минут назад Shymkent написал:

читал незнаю правда это или нет ,  кыргыз гостил у свата казаха , а он голову ему отрубил

 

Басни Крылова.

 

12 минут назад Shymkent написал:

вы сами понимаете что такое сват для казахов 

 

Сват это обычный куда, не более того. Но судя по тому, что баранью голову у вас подают только сватам и никому больше,  у вас сваты действительно элита. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад АксКерБорж написал:

 

Его не поддержали казахские прислужники Российской империи и Бухарского ханства с подвластными им родами, за что он и наказывал их.

 

 

Басни.

 

 

Сват это обычный куда, не более того. Но судя по тому, что баранью голову у вас подают только сватам и никому больше,  у вас сваты действительно элита. :)

 

не элита , а самый почетный гость , в субботу смотрел передачу кто возьмет миллион , там был вопрос какие части не подают гостям , и там варианты ответов , участник сказал что голову  подают сватам , я незнаю почему у вас сватам обычное отношение , у нас даже узбеки говорят - кудан болса шида

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад Shymkent написал:

не элита , а самый почетный гость , в субботу смотрел передачу кто возьмет миллион , там был вопрос какие части не подают гостям , и там варианты ответов , участник сказал что голову  подают сватам , я незнаю почему у вас сватам обычное отношение , у нас даже узбеки говорят - кудан болса шида

 

У нас баранью голову дают любому уважаемому гостю, но чаще аксакалам или самому старшему из мужчин, в их числе могут оказаться и сваты.

Но такого как у вас у нас нет, чтобы баранья голова была только прерогативой сватов. В таком случае казахи давно назвали бы голову "құда басы".  :lol:

 

25 минут назад Shymkent написал:

 нас даже узбеки говорят - кудан болса шида

 

Не правильно. Казахи говорят "Құда болсаң, шыда" (терпи, раз ты сват).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад АксКерБорж написал:

 

У нас баранью голову дают любому уважаемому гостю, но чаще аксакалам или самому старшему из мужчин, в их числе могут оказаться и сваты.

Но такого как у вас у нас нет, чтобы баранья голова была только прерогативой сватов. В таком случае казахи давно назвали бы голову "құда басы".  :lol:

 

 

Не правильно. Казахи говорят "Құда болсаң, шыда" (терпи, раз ты сват).

 

если не верите посмотрите последнии выпуск кто возьмет миллион 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...