Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

2 минуты назад кылышбай написал:

цыц! вы рушите теорию АКБ о связи природных зон и говора :D по нему казахи, кот. населяют степные зоны отличаются от тех, кто обитает в предгорьях, полупустынях и пустынях и по языку, и по культуре, и по др. только вот того, что наши предки не смотрели на карту природных зон с разноцветными полосками, и  кочевали от Волги до Сыра, от Туркестана до Ишима, от Алатау до Нуры - он почему то не может понять. не смущает его даже то, что сев. часть СУАР это предгорья и полупустыни что не помешало кереям и найманам сменить на них степи Восточного Казахстана

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад Махамбет написал:

Это так. Все младшежузовцы каких то  250-300 лет назадь ютились же в кызылординском, и в центральных и южных частях актюбинских областей, западных районах централного казахстана.

В Астрахани казахи говорят мягко "ака". Чуть грубее узбеков, но почти похоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад Zake написал:

Не фига не тяготеет юг Зап региона (юг Акт области, Атырауская область, Мангыстауская область) к югу. Где-то южнее Кызыл-Орды с Шиели железно и начинается  ЮГ имхо.

Тамдынские и Нуратинские казахи (южнее Кызылорды), земляки Айтеке-би, отличаются от нас, ташкентских. но смотря в чем: язык у них более литературный, без узбекизмов, традиции и обычаи лучше сохранились, в чем то они ближе к южанам чем к северянам (Караганды), а в чем то наоборот. ну это по моим наблюдениям. съезжу к родне жены туда - посмотрим. с западными казахами не общался, по телефону пару раз: произношение показалось ближе к грубому южному чем к более мягкому северному

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад кылышбай написал:

цыц! вы рушите теорию АКБ о связи природных зон и говора :D 

 

Не смешно. У вас не развито чувство юмора.

Все обсуждения даже в одной этой теме уже очевидно показывают существующие многообразные различия двух основных регионов, север - юг. Это касается не только лексики и фонетики, но и обычаев и прочего. 

Причиной для этого может служить только различный хозяйственный уклад регионов, который в свою очередь основывается на различных климатическо-географических условиях.

И больше всего колорита в данной теме внесли именно вы своими примерами и сравнениями юга с Карагандой. ;)

 

Блюда разные, обычаи тоже, имена людей тоже, термины и поверья тоже, произношения тоже, даже соболезнования у нас разные.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад кылышбай написал:

цыц! вы рушите теорию АКБ о связи природных зон и говора :D по нему казахи, кот. населяют степные зоны отличаются от тех, кто обитает в предгорьях, полупустынях и пустынях и по языку, и по культуре, и по др. только вот того, что наши предки не смотрели на карту природных зон с разноцветными полосками, и  кочевали от Волги до Сыра, от Туркестана до Ишима, от Алатау до Нуры - он почему то не может понять. не смущает его даже то, что сев. часть СУАР это предгорья и полупустыни что не помешало кереям и найманам сменить на них степи Восточного Казахстана

Может предки АКБ были оседлыми не выходили за рамки своего региона(то есть не кочевали на юг на зиму). 

Хотя я тоже считаю что климат определяет тип хозяиства. И это влияет на этнокультуру народа. А вот на менталитет влияет язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад АксКерБорж написал:

Не смешно. У вас не развито чувство юмора.

Все обсуждения даже в одной этой теме уже очевидно показывают существующие многообразные различия двух основных регионов, север - юг. Это касается не только лексики и фонетики, но и обычаев и прочего. 

Причиной для этого может служить только различный хозяйственный уклад регионов, который в свою очередь основывается на различных климатическо-географических условиях.

И больше всего колорита в данной теме внесли именно вы своими примерами и сравнениями юга с Карагандой.

 

да ладно, я ж пошутил. больш. различий в языке моего аула (не говорю за всех ташкентских и тем более южных казахов) обусловлены влиянием узбекского за посл. сто лет. до этого контактов таких не было, не было системы образования, телевидения (и то узбекский стал так сильно насаждаться только после 91 г.). а вы эти различия выводите в абсолют, обусловленный различиями в толщине снегового покрова и среднемесячной температуры в январе. ваша ошибка в том, что вы строите свои гипотезы (на любую тему, не только говора и кухни), ссылаясь на расселение казахов в 20 в. мы с вами существовали раздельно лишь с середины 18 в. до второй половины 19

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что кылышбай написал:

да ладно, я ж пошутил. больш. различий в языке моего аула (не говорю за всех ташкентских и тем более южных казахов) обусловлены влиянием узбекского за посл. сто лет. до этого контактов таких не было, не было системы образования, телевидения (и то узбекский стал так сильно насаждаться только после 91 г.). а вы эти различия выводите в абсолют, обусловленный различиями в толщине снегового покрова и среднемесячной температуры в январе. ваша ошибка в том, что вы строите свои гипотезы (на любую тему, не только говора и кухни), ссылаясь на расселение казахов в 20 в. мы с вами существовали раздельно лишь с середины 18 в. до второй половины 19

уверен и у вас и у нас есть различия даже внутри популяции между поколениями

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад Махамбет написал:

Хотя я тоже считаю что климат определяет тип хозяиства. И это влияет на этнокультуру народа. А вот на менталитет влияет язык.

не считая того, что на западе больше разводили верблюдов, на юге было вертикальное скотоводство, на севере - большие расстояние между кыстау и жаяляу, в целом я не вижу принципиальных различий: кочевое скотоводство, те же юрты и те же овцы. у нас даже язык один общий, с минимальными различиями. просто я не разделяю попытки АКБ усиливать эти контрасты во всем этом. притом что больш. часть различий появилась после присоединения к России (точнее разделения ею)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад АксКерБорж написал:

И больше всего колорита в данной теме внесли именно вы своими примерами и сравнениями юга с Карагандой. ;)

ага, поэтому у нас с вами в отличие от др. папа это тәте, катык это в общем кефир

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад Махамбет написал:

Может предки АКБ были оседлыми не выходили за рамки своего региона(то есть не кочевали на юг на зиму). 

 

Никто с севера на юг или с юга на север не кочевал. Это байки советского прошлого, мол начиная с сентября по апрель весь северный Казахстана пустовал и земли были ничейными. Понятно откуда росли корни такого мифа. Кочевки всегда были хоть и меридиальными, но региональными. За тысячи километров никто никогда не кочевал.

 

Маршрут кочевок был не "юг зимой - север летом",

а "природные укрытия (прибрежные тугаи, камыши у озер) зимой - степь летом".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад кылышбай написал:

я не разделяю попытки АКБ усиливать эти контрасты во всем этом.

 

Я их не усиливаю, это не в моих силах.

Я их лишь подчеркиваю.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад кылышбай написал:

не считая того, что на западе больше разводили верблюдов, на юге было вертикальное скотоводство, на севере - большие расстояние между кыстау и жаяляу, в целом я не вижу принципиальных различий: кочевое скотоводство, те же юрты и те же овцы. у нас даже язык один общий, с минимальными различиями. просто я не разделяю попытки АКБ усиливать эти контрасты во всем этом. притом что больш. часть различий появилась после присоединения к России (точнее разделения ею)

В этом споре я на стороне вас. Если верить АКБ, то северянам. ближе хакаси, татары, башкиры, удмурты чем южные казахи. 

Мое теория сводиться к языку. То есть язык определяет родство и менталитет. Если ув. АКБ географо-климатический теоритик, то я языковой. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад Махамбет написал:

В этом споре я на стороне вас. Если верить АКБ, то северянам. ближе хакаси, татары, башкиры, удмурты чем южные казахи. 

Мое теория сводиться к языку. То есть язык определяет родство и менталитет. Если ув. АКБ географо-климатический теоритик, то я языковой. 

Да.  Соответственно северянам (обрусевшим) будут ближе всего не хакасы, татары и башкиры, а русские. А северянам не обрусевшим всяко ближе южане, чем перечисленные народы.

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад Махамбет написал:

Если верить АКБ, то северянам. ближе хакаси, татары, башкиры, удмурты чем южные казахи. 

 

Это еще что за глупости?

Или вас в личку уже завербовали Arсен, Almaty и Shymkent?  :lol:

 

3 минуты назад Махамбет написал:

Мое теория сводиться к языку. То есть язык определяет родство и менталитет. Если ув. АКБ географо-климатический теоритик, то я языковой. 

 

Язык лишь отражение повседневности, а не ее причина.

Пример:

Если у нас нет климатических, географических явлений, которые есть на юге, то откуда у нас взяться их названиям? И наоборот.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад АксКерБорж написал:

 

Это еще что за глупости?

Или вас в личку уже завербовали Arсен, Almaty и Shymkent?  :lol:

 

 

Язык лишь отражение повседневности, а не ее причина.

Пример:

Если у нас нет климатических, географических явлений, которые есть на юге, то откуда у нас взяться их названиям? И наоборот.

 

Раньше до 19 века ваши предки по любому на юг откочевывали. В зимнее время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад АксКерБорж написал:

 

Это еще что за глупости?

Или вас в личку уже завербовали Arсен, Almaty и Shymkent?  :lol:

 

 

Язык лишь отражение повседневности, а не ее причина.

Пример:

Если у нас нет климатических, географических явлений, которые есть на юге, то откуда у нас взяться их названиям? И наоборот.

 

Ну почему глупость то? То есть вашему получается алтайскому казаху(не обрусевшому) ближе алтайец чем кызылординец например по культуре и хозяиству и соответственно ментально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад АксКерБорж написал:

 

Это еще что за глупости?

Или вас в личку уже завербовали Arсен, Almaty и Shymkent?  :lol:

 

 

Язык лишь отражение повседневности, а не ее причина.

Пример:

Если у нас нет климатических, географических явлений, которые есть на юге, то откуда у нас взяться их названиям? И наоборот.

 

Язык всегда перврпричина иак как это орудие влияний. Этнокультуру определяет менталитет, а менталитета язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад Zake написал:

Раньше до 19 века ваши предки по любому на юг откочевывали. В зимнее время.

 

Раньше я тоже заблуждался как вы, и как все. Но потом понял всю хитрость этой басни.

Согласно известным архивным документам, Казахское родоплеменное общество расселялось на территории Казахстана и за его пределами чисто по родоплеменной системе, когда каждому племени, поколению принадлежали их родовые земли - зимовки, летовки, осенние и весенние пастбища с водопоями.

 

Ни одно племя, ни одно поколение никогда не вторгалось в чужие пастбища, в противном случае это наказывалось вплоть до смертельных схваток и битв.

Так вот, например, Джалаирские поколения ни при каких обстоятельствах и никогда не бросали на лето своих исконных земель и не уходили на север к Кокшетау или к Павлодару.

Точно также никогда Керейские или Аргынские поколения не уходили на зиму в земли Улу джуза, к Алматы или Таразу.

Можете каждый сам привести любые примеры с любыми племенами и поколениями.

 

Так было всегда, как минимум с известного по архивам 17 века вплоть до начала 20 века включительно.

 

Вы все, джігіттер, сейчас заявляете полный нонсенс! ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад АксКерБорж написал:

 

Раньше я тоже заблуждался как вы, и как все. Но потом понял всю хитрость этой басни.

Согласно известным архивным документам, Казахское родоплеменное общество расселялось на территории Казахстана и за его пределами чисто по родоплеменной системе, когда каждому племени, поколению принадлежали их родовые земли - зимовки, летовки, осенние и весенние пастбища с водопоями.

Ни одно племя, ни одно поколение никогда не вторгалось в чужие пастбища, в противном случае это наказывалось вплоть до смерти.

Так вот, например, Джалаирские поколения ни при каких обстоятельствах и никогда не бросали на лето своих исконных земель и не уходили на север.

Точно также никогда Аргынские поколения не уходили на зиму в земли Улу джуза.

Можете каждый сам привести любые примеры с любыми племенами и поколениями.

 

Так было всегда, как минимум с известного по архивам 17 века вплоть до начала 20 века включительно.

 

Вы все, джігіттер, сейчас заявляете полный нонсенс! ;)

 

А раньше 17 века?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад Zake написал:

Раньше до 19 века ваши предки по любому на юг откочевывали. В зимнее время.

 

Согласно этому заблуждению вырисовывается очень сомнительная родоплеменная картина. Живо все представили ее. ;)

 

Зима, юг Казахстана, предгорья.

Регион перенаселен. Всем тесно. Миллионные стада скота съели всю траву, камыш и даже нижние ветки на деревьях. Потому что начиная от Шымкента до Талды-Кургана огромными массами сидят на зимовках и ходят в гости на мясо и жент к местным Коныратам, Канглам, Катаганы, Уйсынам, Дулатам, Албанам, Суанам, Джалаирам многочисленные поколения Байулы, Алшинов, Кыпшаков, Арыгынов, Кереев, Уаков и Найманов.

 

Лето, север Казахстана, степи.

Регион перенаселен. Изголодовавшийся за зиму на юге миллионные стада скота разбрелись по всей степи. От Итиля и Джаика до Иртыша кочуют Коныраты, Канглы, Катаганы, Уйсуны, Дулаты, Албаны, Суаны, Джалаиры взяв у поколений Байулы, Алшынов, Кыпшаков, Арыгынов, Кереев, Уаков и Найманов в аренду их пастбища до осени.

 

Картина явно абсурдная. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад Zake написал:

А раньше 17 века?

 

Раньше тоже все сидели смирно на своих землях и к другим не заходили. Земля, пастбища для кочевого скотовода непреложный закон.

Еще Рашид ад-Дин подчеркивал это непременное правило.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад АксКерБорж написал:

 

Еще Рашид ад-Дин подчеркивал это непременное правило.

 

 

"... [Все народности] по настоящее время сидят и сидели [на всех этих местах] по [искони] обусловленному [древним обычаем] постановлению."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад АксКерБорж написал:

 

Раньше тоже все сидели смирно на своих землях и к другим не заходили. Земля, пастбища для кочевого скотовода непреложный закон.

 

 

Поэтому Найманы никак не могли на лето сняться со своих исконных земель (улуса) на западной стороне Алтая и уйти кочевать на лето в земли других племен на севере.

Также и все другие племена и улусы.

 

Ведь даже относительно 12 века Рашид ад-Дин четко очерчивает границы улусов. При этом кочевки (зимние и летние пастбища) располагались исключительно внутри территорий улусов и за их пределы не выходили.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад АксКерБорж написал:

Поэтому Найманы никак не могли на лето сняться со своих исконных земель (улуса) на западной стороне Алтая и уйти кочевать на лето в земли других племен на севере.

Также и все другие племена и улусы.

Ведь даже относительно 12 века Рашид ад-Дин четко очерчивает границы улусов. При этом кочевки (зимние и летние пастбища) располагались исключительно внутри территорий улусов и за их пределы не выходили.

 

"... Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех [же] пределах (АКБ: близ горы Буркан-калдун)".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад АксКерБорж написал:

 

Поэтому Найманы никак не могли на лето сняться со своих исконных земель (улуса) на западной стороне Алтая и уйти кочевать на лето в земли других племен на севере.

Также и все другие племена и улусы.

 

Ведь даже относительно 12 века Рашид ад-Дин четко очерчивает границы улусов. При этом кочевки (зимние и летние пастбища) располагались исключительно внутри территорий улусов и за их пределы не выходили.

 

Странно. По источникам найманы и аргыны напр плотно были связаны с Маверанахром. Не только они. Это до актабана еще.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...