Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

1 час назад АксКерБорж написал:

 

 

Кстати, в наших краях при пожеланиях и бата также в первую очередь заботятся о благополучии скота и только потом своих душ:

Мал, басымыз аман болсын! (Да будут живы и здоровы наш скот и мы сами!)

 

Уважаемые, Arсен, Almaty, Shymkent и Момын!

Как сами видите, о благополучии овощей, фруктов и урожая на севере не интересуются, а у вас не интересуются о благополучии скота. Поэтому картина традиционного хозяйственного быта севера и юга понятна сама собой. ;)

 

Очередной поток балабольства? 

В любом ауле РК сперва спрашивают о скоте, что Вы тут велосипед изобретаете!  В Ваших обрусевших краях конечно это маловероятно, поэтому Вы скорее всего опять врете. У вас скорее всего спрашивают о том, не поел ли колорадский жук картошку и сколько центнеров зерна будет собрано с гектара :lol:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад Almaty написал:

Очередной поток балабольства? 

В любом ауле РК сперва спрашивают о скоте, что Вы тут велосипед изобретаете!  В Ваших обрусевших краях конечно это маловероятно, поэтому Вы скорее всего опять врете. У вас скорее всего спрашивают о том, не поел ли колорадский жук картошку и сколько центнеров зерна будет собрано с гектара :lol:

 

Закономерная реакция на справедливое замечание. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 минут назад АксКерБорж написал:

Закономерная реакция на справедливое замечание.

Свое балабольство источниками доказать можете? Или Вы настолько привыкли к словоблудию что это уже не важно? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад Almaty написал:

Свое балабольство источниками доказать можете? 

 

Какой же вы у нас смешной иногда! :lol: Разве можно доказывать свой родной язык источниками? 

 

Ну раз вы так умоляете, то могу лишь дать ссылки на онлайн словарь на основе южного говора, хотя там указан бред, что это якобы персизм:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/мал-жан/

И другие ссылки на говор Восточного Казахстана, Кокшетау, Монголии:

Пожелание - Бір сөзбен айтқанда, мал басымыз аман болып, халқымыз берекелі боп, осындай мерекелер бола берсін дегім келеді!

http://semeytv.kz/public/kz/news/culture/page_23947_shyhys-kazakstan-oblysy-semei-kymyzmuryndyk-merekesi

Здороваются - Мал жан, бала шаға аман ба?

https://students_kaz_ru.academic.ru/5278/%D0%BC%D0%B0%D0%BB-%D0%B6%D0%B0%D0%BD

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Almaty написал:

Очередной поток балабольства? 

В любом ауле РК сперва спрашивают о скоте, что Вы тут велосипед изобретаете!  В Ваших обрусевших краях конечно это маловероятно, поэтому Вы скорее всего опять врете. У вас скорее всего спрашивают о том, не поел ли колорадский жук картошку и сколько центнеров зерна будет собрано с гектара :lol:

В этом мы похожи , главное скот- мал, первый вопрос на Цаган-сар ,благополучно ли вышли из зимовки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад mechenosec написал:

В этом мы похожи , главное скот- мал, первый вопрос на Цаган-сар ,благополучно ли вышли из зимовки?

 

Все проще пареной репы. Потому что у нас с вами и халхасцами один хозяйственный уклад, а на юге другой. Вот и блюда разные, и терминология, и обычаи. и даже приветствия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад АксКерБорж написал:

 

Какой же вы у нас смешной иногда! :lol: Разве можно доказывать свой родной язык источниками? 

 

Ну раз вы так умоляете, то могу лишь дать ссылки на онлайн словарь на основе южного говора, хотя там указан бред, что это якобы персизм:

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/мал-жан/

И другие ссылки на говор Восточного Казахстана, Кокшетау, Монголии:

Пожелание - Бір сөзбен айтқанда, мал басымыз аман болып, халқымыз берекелі боп, осындай мерекелер бола берсін дегім келеді!

http://semeytv.kz/public/kz/news/culture/page_23947_shyhys-kazakstan-oblysy-semei-kymyzmuryndyk-merekesi

Здороваются - Мал жан, бала шаға аман ба?

https://students_kaz_ru.academic.ru/5278/%D0%BC%D0%B0%D0%BB-%D0%B6%D0%B0%D0%BD

 

Не включайте дурочку! 

Я Вас просил доказать об отсутствии приветствия на юге - Мал, бала-шаға аман ба и тд. Вместо этого Вы в очередной раз перешли к словоблудию подкрепленному зачем то новостями из соц сетей  :lol:

Не хорошо балаболить! 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад mechenosec написал:

В этом мы похожи , главное скот- мал, первый вопрос на Цаган-сар ,благополучно ли вышли из зимовки?

Не слушайте этого мелкого лжеца (Вы и сами прекрасно знаете как он любит "слегка" привирать), у нас у бывших кочевников, весь хозяйственный быт совершенно одинаков, так же как и приветствия! 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад АксКерБорж написал:

 

Все проще пареной репы. Потому что у нас с вами и халхасцами один хозяйственный уклад, а на юге другой. Вот и блюда разные, и терминология, и обычаи. и даже приветствия.

 

Интересно в Павлодаре все такие же как Вы балаболы? Благодаря Вам наверное у всех юзеров этого форума создается впечатление что Павлодар населяют одни шуты!  

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад АксКерБорж написал:

Все проще пареной репы. Потому что у нас с вами и халхасцами один хозяйственный уклад, а на юге другой. Вот и блюда разные, и терминология, и обычаи. и даже приветствия.

14 часов назад Almaty написал:

Не слушайте этого мелкого лжеца (Вы и сами прекрасно знаете как он любит "слегка" привирать), у нас у бывших кочевников, весь хозяйственный быт совершенно одинаков, так же как и приветствия! 

различия были лишь в том, что на юге также был вертикальный тип кочевки. это же было и в Восточном Казахстане, где жили найманы, кереи и уаки. вот и все. а сейчас как раз Западный, Южный, Центральный и Восточный Казахстан занимаются овцеводством и коневодством и в этом схожи с Монголией, а на севере у нас сажают пшеницу (от этого мы ведь не считаем северян оседлыми всю историю как вы о южанах). АКБ, вы не хотите в удостоверении графу национальность поменять на "халха-монгол"? вы неприлично часто напрашиваетесь к ним в культурную и расовую родню (прикрываясь другим. у вас амбивалентные чувства к ним?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У меня такое чувство, что с нашим Almaty происходит что-то нехорошее. С началом весны он стал оформлять свои посты красным шрифтом, принадлежащим админу форума. Неужто в админы метит?  ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад кылышбай написал:

АКБ, вы не хотите в удостоверении графу национальность поменять на "халха-монгол"?

 

Алдағандай болмаш! Надеюсь вы поняли мои слова или опять налицо случай с разной лексикой?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад АксКерБорж написал:

Алдағандай болмаш! Надеюсь вы поняли мои слова или опять случай с разной лексикой?

ув. АКБ, вы в ауле выросли или в городе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад кылышбай написал:

ув. АКБ, вы в ауле выросли или в городе?

 

Я родился и вырос вплоть до ВУЗа в сельской местности, прекрасно разбираюсь в домашнем скоте и хозяйстве, и во всем связанном с ними, в этом нет ничего секретного, я неоднократно сам об этом писал. А что?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не уверен, но я думаю что такой стил приветствие как "главное что скот" у нас особо и не распространялся.  По краине мере я такого очень редко слышал даже из уст стариков. Обычно говорят амансындарма, кыстан калай шыктындар, уй иштерин аманба и др. Короче у нас скот то не особо и упоминается. И говорят "бас аман болсын" а не "мал-басымыщ аман болсын".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.03.2018 в 14:27 АксКерБорж написал:

 

Момын означает кроткость и тихий характер. По вам этого не скажешь, без обиды, постоянно всем тычете как детям малым и не сдерживаете своих буйных эмоций. ;)

Вспомнился из армии таджик Мумин из Исфары, вот он действительно был спокойным человеком и золотых рук мастером, настоящий Момын. 

 

Кто бы говорил, я например ни чью мать или отца или лично не трогал, даже в посте за который получил бан я писал о других Кылышбаях, но конечно намекая. А ты если настоящий казах скажи кто имеет право материть? ну кроме отца .... 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.03.2018 в 12:30 Rust написал:

Момын - будете хамить на форуме - опять получите бан.

Ну что же вы сразу Бан то. Обидно просто! Так хотел про вас и форум слышанный разговор рассказать. Уже настра нет. Раскажу потом. Сам себя наказываю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 2/13/2018 в 18:56 Bas1 написал:

Казахи говорят возвратился или улетел

у нас:

өліпті (өліп қалыпты),

қайтыс болыпты,

кетіп қалыпты (кетіп жіберіпті),

жаны үзіліпті,

марқұм болыпты,

дүниеден өтіпті,

өмірден өтіпті,

бақилық болыпты, 

жүріп кетіпті, қисайып қалыпты (когда кончина была ожидаема),

шетінепті (о младенцах)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.03.2018 в 20:59 Almaty написал:

Интересно в Павлодаре все такие же как Вы балаболы? Благодаря Вам наверное у всех юзеров этого форума создается впечатление что Павлодар населяют одни шуты!  

Уважаемый Almaty, мне кажется вы через чур уж так бурно реагируете на посты ни о чем АКБ. Видно же он вас троллит... 

Кайтесиз "акылсыз баламен" бала болып...

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.03.2018 в 21:02 кылышбай написал:

у нас:

өліпті (өліп қалыпты),

қайтыс болыпты,

кетіп қалыпты (кетіп жіберіпті),

жаны үзіліпті,

марқұм болыпты,

дүниеден өтіпті,

өмірден өтіпті,

бақилық болыпты, 

жүріп кетіпті, қисайып қалыпты (когда кончина была ожидаема),

шетінепті (о младенцах)

 

У нас слово "умер, скончался" передают словами:

- қайтты

- қайтыс болды

- өлді

- қаза тапты

- марқұм болды

- өмірден өтті

- ажал тапты 

- дүниеден кетті

Арабские слова "Фәниден Бақиға [көшті]" или "Дүниеден [көшті]" некоторые пишут на могильной плите.

 

- кетіп қалды говорят в момент ожидания у смертного ложа и непосредственно когда душа покидает тело.  После этого о смерти так (ушел, покинул) не говорят. 

 

А соболезнуют у нас так:

- топырағы торқа болсын

- жатқан жері жарық болсын (произносится мягко "джәрық")

- жатқан жері жайлы болсын (произносится мягко "джәйлі")

- қайырын берсін

- қазанның қайырын берсін 

- иманды болсын

- иман байлығын берсін

или эти же соболезнования в комбинациях друг с другом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад АксКерБорж написал:

А соболезнуют у нас так:

- топырағы торқа болсын

- жатқан жері жарық болсын

- қайырын берсін

- қазанның қайырын берсін 

- иманды болсын

или эти же соболезнования в комбинациях друг с другом.

из того что я слышал у нас: 

жатқан жері жәннатта болсын,

жатқан жері жарық болсын,

қараңғы гөрі жарық болсын,

ауыр топырағы жеңіл болсын,

жаны иманды болсын,

құдай алдынан жарылқасын,

арқасы ұлы-қыздарына - алды өзіне құт болсын

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И это только примеры из 2-х регионов -  Ташкентских казахов и Сибирских казахов. А если сейчас начнут давать свои примеры все другие юзеры - из запада, центра, востока, юга?

 

Вот видите сколько в казахском языке и культуре ярких региональных различий, что на мой взгляд только обогащает наш общий язык и культуру.

 

А то заладили все казахские юзеры из южных областей - у нас всё и везде абсолютно одинаково, у нас всё серо одного цвета без колорита, у нас инкубатор. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хочется узнать, проводят ли в других регионах Казахстана "құрмалдық"?

 

У нас "құрмалдық" это забой скотины и приглашение гостей по случаю либо благополучного исхода какого-то важного дела или во избежание каких-либо нежелательных случаев.

Например, на вскидку:

- чтобы вызвать дождь при длительной засухе;

- чтобы избежать плохого результата при серьезном заболевании кого-то из близких;

- при возвращении живым и невредимым кого-либо из членов семьи или близких родственников с войны, из армии или еще из какого-нибудь рискованного мероприятия;

- по случаю выздоровления от серьезной опасно болезнии;

- и т.д.

 

Скотина зависит от масштаба события. Если в нем задействован весь аул, то режут лошадь. Если только члены семьи, родичи и близкие, то режут барана.

Для гостей готовится традиционный бешбармак (ет), жарятся баурсаки, шелпек, а после мяса подается чай.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Аттылы написал:

Арты қайырлы болсын деген сөз бар ма сіздерде?

У нас в Алматы говорят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад АксКерБорж написал:

 

Хочется узнать, проводят ли в других регионах Казахстана "құрмалдық"?

 

У нас "құрмалдық" это забой скотины и приглашение гостей по случаю либо благополучного исхода какого-то важного дела или во избежание каких-либо нежелательных случаев.

Например, на вскидку:

- чтобы вызвать дождь при длительной засухе;

- чтобы избежать плохого результата при серьезном заболевании кого-то из близких;

- при возвращении живым и невредимым кого-либо из членов семьи или близких родственников с войны, из армии или еще из какого-нибудь рискованного мероприятия;

- по случаю выздоровления от серьезной опасно болезнии;

- и т.д.

 

Скотина зависит от масштаба события. Если в нем задействован весь аул, то режут лошадь. Если только члены семьи, родичи и близкие, то режут барана.

Для гостей готовится традиционный бешбармак (ет), жарятся баурсаки, шелпек, а после мяса подается чай.

 

У нас  для вызова дождя, говорят просто садака (курмалдык не слышал).  После выздоровления - долгое отсутствие, операция. В общем так же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...