Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

В 12.02.2018 в 15:47 кылышбай написал:

а это уже не южане даже. найманы же?

кстати, у нас сым и шалбар параллельно используются (по частоте одинаково)

Вообщето талдыкорганцы семиреченцы как и джамбулцы, алматинцы. Поэтому логично что сым там и там. Я слышал этого слово от алматинцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад Махамбет написал:

Вообщето талдыкорганцы семиреченцы как и джамбулцы, алматинцы. Поэтому логично что сым там и там. Я слышал этого слово от алматинцев.

просто в вост. части Семиречья обитают кроме жалаиыров и канглы еще и найманы, кот. продвинулись туда с севера. имхо они там большинство. у вас сым к брюкам  не говорят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад кылышбай написал:

просто в вост. части Семиречья обитают кроме жалаиыров и канглы еще и найманы, кот. продвинулись туда с севера. имхо они там большинство. у вас сым к брюкам  не говорят?

 

1)

Откуда в Семиречье канглы?!

Канглы согласно источникам были в улусе Чингизхана на западном Алтае в 12 - 13 веках.

В последние столетия канглы это в основном ЮКО и ваша родина Ташкентская область, возможно частично и Джамбульская область.

2)

Найманы сюда (в восточные районы Семиречья) ни откуда не продвигались, а тем более с севера.

Зачем? Если восточные районы Семиречья и соседняя ВКО это земли бывшего Найманского улуса, они там как минимум с 12 века.

Вон все юзеры с тех мест все найманы по ходу - Нур апа, RedTriangle и другие.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.02.2018 в 16:22 Rust написал:

Здесь как раз наоборот, говорят из "ички+тон" .

 

:lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.02.2018 в 16:24 Shymkent написал:

пусть напишет телефон своих сватьев , если он правдив , узнаем , может он врет наглым образом!

 

Доказательствами в дискуссиях у моих собеседников (Shimkent, Almaty, Arсен) сперва служили фотки из социальных сетей, объявления, реклама и ценники.

Теперь звонки людям.

Прямо не исторический форум, а какое-то "Поле чудес". :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.02.2018 в 16:41 RedTriangle написал:

Калмык Сангаджи Тарбаев(мама у него казашка) утверждал что у них есть слово шалбар.

 

Как и многое другое заимствовано калмыками у соседей казахов и ногайцев, наше "шалбар" перешло у них в "шалвр".

Потому что у всех других монголов (халхасцев, бурятов и др.) штаны/брюки это "өмд".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.02.2018 в 21:39 arkuk написал:

Мне не нравится не само приветствие на арабском, а то что наше  "амансынба" заменили.

 

У нас до сих пор здороваются исконно по-казахски по-скотоводчески так сказать, но к сожалению эти приветствия с каждым годом все больше остаются в сельской местности и забываются городскими:

 

Мал - балашаға аман ба?  (живы ли здоровы ваш скот, дети и чаги? )*

Мал - жан аман ба?  (живы ли здоровы ваш скот и домочадцы?)

 

Сәләматсыз ба (к старшим женщинам) и Ассаламалейкүм (к старшим мужчинам) используются только молодыми людьми, молодежью и детьми.

 

---------------------------------------------------

*  "чага/шаға" - ребенок; в Древней Руси "чага" - невольник, включенный в семью; Чагатай - имя личное сына Чингизхана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад АксКерБорж написал:

 

Доказательствами в дискуссиях у моих собеседников (Shimkent, Almaty, Arсен) сперва служили фотки из социальных сетей, объявления, реклама и ценники.

Теперь звонки людям.

Прямо не исторический форум, а какое-то "Поле чудес". :)

 

мы этот вопрос решили , он снят

все больше убеждаюсь ваш излюбленный конек фанить

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Shymkent написал:

мы этот вопрос решили , он снят

все больше убеждаюсь ваш излюбленный конек фанить

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.02.2018 в 20:20 Махамбет написал:

Вообщето талдыкорганцы семиреченцы как и джамбулцы, алматинцы. Поэтому логично что сым там и там. Я слышал этого слово от алматинцев.

В Алматы брюки - это шалбар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад АксКерБорж написал:

 

Как и многое другое заимствовано калмыками у соседей казахов и ногайцев, наше "шалбар" перешло у них в "шалвр".

Потому что у всех других монголов (халхасцев, бурятов и др.) штаны/брюки это "өмд".

 

Вранье ,шалвр ,шалур ,не от вас, от русских- шаровары, но вдруг если от тюрков ,то от ближних ногайцев,, сколько уже можно говорить мы потомки западных улусов, с казахами не контактировали.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад АксКерБорж написал:

У нас до сих пор здороваются исконно по-казахски по-скотоводчески так сказать, но к сожалению эти приветствия с каждым годом все больше остаются в сельской местности и забываются городскими:

Мал - балашаға аман ба?  (живы ли здоровы ваш скот, дети и чаги? )*

Мал - жан аман ба?  (живы ли здоровы ваш скот и домочадцы?)

Сәләматсыз ба (к старшим женщинам) и Ассаламалейкүм (к старшим мужчинам) используются только молодыми людьми, молодежью и детьми.

что прям сходу мал-жан аман ба? у нас тоже говорят: бала-шағаң [жақсы] жүр ма? амансыңдар ма? т.д. но после приветствия.

кстати, у нас женщины к старшим обращаются с приветствием армаңыз. тут на севере не слышал такого. только сәләмәтсыз ба

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад кылышбай написал:

сәләмәтсыз ба

А на это что нужно ответить? У меня соседка бабушка говорит: "Жаксы". :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад mechenosec написал:

Вранье ,шалвр ,шалур ,не от вас, от русских- шаровары, но вдруг если от тюрков ,то от ближних ногайцев,, сколько уже можно говорить мы потомки западных улусов, с казахами не контактировали.

 

Позвольте поинтересоваться откуда у вас необъяснимая тяга к русскому и постоянная неприязнь ко всему казахскому? У любознательного любителя истории, к которым мы с вами относимся, думаю не должно быть таких предвзятых настроений.

По поводу вашего закидона с шароварами скажу, что между калмыцким "шалвр" и украинским "шаровар" нет никакой связи, это выдает лишняя в калмыцком слове буква "л", которая красноречиво доказывает, что калмыцкое "шалвр" это заимствование казахского слова "шалбар".

С самых первых лет миграции на запад и первые порядка 100 - 150 лет калмыки контактировали больше всех с казахами и даже имели брачные связи.

Наследием этих плотных контактов выступают не только штаны, но и очень многое другое.

Бессмысленно отрицать очевидные факты.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад кылышбай написал:

что прям сходу мал-жан аман ба?

 

Конечно сходу, потому что это и есть приветствие.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад Le_Raffine написал:

А на это что нужно ответить? У меня соседка бабушка говорит: "Жаксы". :)

1. у нас произносят чуть по-другому: саламатсыз ба

2. отвечают обычно тем же. и далее пәленше аман-сау, түгенше шауып жүр ма? и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что кылышбай написал:

2. отвечают обычно тем же. и далее пәленше аман-сау, түгенше шауып жүр ма? и т.д.

заметил у АКБ спрашивают про скот а у нас про детей )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад кылышбай написал:

тут на севере не слышал такого. только сәләмәтсыз ба

 

Вопрос приветствий не такой простой как кажется на первый взгляд. У нас картина выглядит примерно так:

 

"Сәләматсыз ба" - говорят женщины к женщинам и к мужчинам постарше себя.

"Сәләматсыз ба" - говорят мужчины к женщинам постарше себя.

"Ассаламалейкүм" - говорят мужчины к мужчинам постарше себя.

"Мал - балашаға аман ба" или "Мал - жан аман ба" в оснвном говорят в аулах, среди городских редко такое услышишь.

А еще есть такие привествия у нас:

"Аман ба" или просто по свойски к близким людям "Аман"

"Қалыңыз қалай"

и др.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад кылышбай написал:

шауып жүр ма? 

 

Так говорят еще в Шымкенте. Когда первый раз услышал было смешно, шауып жүр ме? Типа скачет ли он? :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад кылышбай написал:

заметил у АКБ спрашивают про скот

 

Потому что мы по вашей характеристике земледельцы и овощеводы. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад Le_Raffine написал:

А на это что нужно ответить?

 

Как метко подметил Arkuk, надо отвечать "нищәвө". :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад кылышбай написал:

заметил у АКБ спрашивают про скот

 

И не просто у нас спрашивают про скот, а при встрече и приветствии в первую очередь интересуются о благополучии скота, и только потом людей (домочадцев).

Потому что здороваются не "Балашаға - мал аман ба?" или "Жан - мал аман ба?", а наоборот "Мал - балашаға аман ба?" и "Мал - жан аман ба?".

 

Актуальная реплика:

И как бы мои земляки с юга (Almaty, Arсен, Shymkent, RedTriangle и Кылышбай) не старались превратить нас северян степняков в исконных землепашцев и бахчеводов, у нас почему-то не интересуются при приветствии овощами и фруктами, типа "Көкөніс - балашаға аман ба?", "Жеміс - жан аман ба?" или "Дарбыз - қауын - кишмиштерің шауып жүр ме?". :lol:

 

Примечание для иноязычных:

Мал - домашний скот, көкөніс - овощи, жеміс - фрукты, дарбыз - арбузы, қауын - дыни, киш-миш - сорт винограда, шабу - скакать .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад АксКерБорж написал:

1) Откуда в Семиречье канглы?! Канглы согласно источникам были в улусе Чингизхана на западном Алтае в 12 - 13 веках.В последние столетия канглы это в основном ЮКО и ваша родина Ташкентская область, возможно частично и Джамбульская область.

2) Найманы сюда (в восточные районы Семиречья) ни откуда не продвигались, а тем более с севера. Зачем? Если восточные районы Семиречья и соседняя ВКО это земли бывшего Найманского улуса, они там как минимум с 12 века. Вон все юзеры с тех мест все найманы по ходу - Нур апа, RedTriangle и другие.

1. те канглы жили в Найманском ханстве а не среди монголов ЧХ. насколько я знаю в ЮКО и Жамбылской области канглы очень мало. кроме долина Чирчика (Таш. область) канглы обитали и в Семиречье:

2c7e41019a36.jpg

2. остаюсь при своем: на территорию совр. Алм. области найманы продвинулись из совр. ВКО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад АксКерБорж написал:

Так говорят еще в Шымкенте. Когда первый раз услышал было смешно, шауып жүр ме? Типа скачет ли он? 

шауып жүру это кроме скакать еще и бегать, носиться. говорят о детях конечно

10 минут назад АксКерБорж написал:

И не просто у нас спрашивают про скот, а при встрече и приветствии в первую очередь интересуются о благополучии скота, и только потом людей (домочадцев).

Потому что здороваются не "Балашаға - мал аман ба?" или "Жан - мал аман ба?", а наоборот "Мал - балашаға аман ба?" и "Мал - жан аман ба?".

Актуальная реплика:

И как бы мои земляки с юга (Almaty, Arсен, Shymkent, RedTriangle и Кылышбай) не старались превратить нас северян степняков в исконных землепашцев и бахчеводов, у нас почему-то не интересуются при приветствии овощами и фруктами, типа "Көкөніс - балашаға аман ба?", "Жеміс - жан аман ба?" или "Дарбыз - қауын - кишмиштерің шауып жүр ме?". :lol:

Примечание для иноязычных:

Мал - домашний скот, көкөніс - овощи, жеміс - фрукты, дарбыз - арбузы, қауын - дыни, киш-миш - сорт винограда, шабу - скакать .

картоп-капуста-пшеницаң аман ба?) :D

ув. АКБ, давайте на этом остановимся и не будем начинать ... продолжим про приветствия. я попытаюсь у своих расспросить какие еще приветствия есть

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад кылышбай написал:

шауып жүру это кроме скакать еще и бегать, носиться. говорят о детях конечно

 

И все же "шабу", "шауып жүру" - это скакать. А бегать это "жүгіру", "жүгіріп жүру", прыгать это "секіру", "секіріп жүру".

У вас явно это специфический местный говор.

 

19 минут назад кылышбай написал:

картоп-капуста-пшеницаң аман ба?) :D

 

Вы особо на меня не обижайтесь, я часто шучу как все заметили наверно, мне это нравится.

Хотя многие юмора не понимают, допустим админ.

В любом случае юмор думаю лучше, чем взаимные оскорбления и ярлыки, как это любят делать большинство юзеров форума.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...