Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Юзер Кенан — попрошу избегать использования термина "сарт" в уничижительном значении. Сообщения отредактированы. В будущем за это буду наказывать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, RedTriangle said:

1. Я сказал что по сравнению с тем что происходит сейчас мизер. Есть разница. Самые популярные имена поколения наших родителей сильно отличается, в том числе своим казахским происхождением.

2. Для вас ситуация как беременность, она есть либо нет. Вы не видите оттенков и динамику.

3. Слово сарт я вообще не использовал, не надо мне его приписывать в данном контексте.

1. Ясное дело что отличаются. Мы не наши родители, время другое. Но в этих именах нет ничего чуждого для нас. Узбеки, татары, башкиры, уйгуры и др. тоже имеют арабские и персидские имена, и что? 

2. Видеть динамику и воспринимать ее панически без причины - не одно и то же. 

3. Я говорил в общем о тех казахах, которые презирают влияние кочевых южных культур на свой народ. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад Kenan написал:

Если люди называют своих детей арабскими и персидскими именами, значит они относят себя к мусульманской культуре, как наши предки.

Многие осознанно конечно так и делают, но многие это делают по "темноте души своей". Спросите у них почему их матери пекут шельпек по пятницам - скажут что это мусульманская традиция поминать умерших пришедшая с исламом. Тут смешалось в кучу осознанность с дремучей темнотой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад Shymkent написал:

к примеру у казахов есть имена Шынгыс , у АКБ сына зовут Бату - это не значит какая часть казахов  монголизируется или монголизирована :D

Так мог написать только монгол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад RedTriangle написал:

Шынгыс это монгольское имя? Ничего себе. Имя Чингис как раз монголы не дают.

имя Шынгыс , как понимаю в честь Чингисхана дают , а его в историческои науке считают монголом , и то что казахи называют детеи в честь него , не означает что они монголизируются 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад arkuk написал:

Так мог написать только монгол.

вы какои то не потемщик , попрошу вас не отвечать на мои посты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад Shymkent написал:

я не вам писал между прочим , и заметьте не пишу вам 

участвуете в форуме - участвую я.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад arkuk написал:

участвуете в форуме - участвую я.

так я вас попросил , не отвечать на мои посты , я же не пишу вам , что не мешает нам участвовать на форуме 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.01.2018 в 22:38 Kenan написал:

Откройте любое шежире, увидите множество арабских и персидских имен. Эти имена ни в коем случае не чужды нашему народу и культуре. 

Многие, думаю, смотрят список имен в интернете, на сомнительных сайтах, где собрано все подряд. Откуда эти имена и кто составлял список никто не задумывается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герольд Бельгер :

"...Как же различают время суток казахи? Какие в казах¬ском языке имеются названия для наименования отрезков времени?

   Пожалуйста, вдумайтесь:
   I. Тан ертен — утро.
   а) елен-алан — предутренние сумерки, перед рассветом. Все еще неопределенно, неясно.
   б) Куланиек, кулансарі — когда, начинает светать и уже можно различать очертание предметов.
   в) тансарі — пора, когда на землю падает свет, но солнце еще не взошло.
   г) тан — пора, когда показывается, встает солнце.


   II. Саске — пора, когда солнце всплыло над горизонтом,
   а) сиыр саске — пора, когда солнце поднялось на длину аркана.
   б) саске тус — примерно около 12 часов дня.
   в) улы саске — полдень, перед обедом.


   III. Тус — обед.
   а) тал тус, талма тус, тапа-тал тус—примерно около часа дня, верхушка дня, пик дня, разомлевший день.
   б) шанкай тус — время дня, когда тень самая короткая, примерно около 2-х часов дня.


   IV. Бесін — после полудня, солнце перевалило зенит.
   а) Улы бесін — солнце начинает клониться к закату.
   б) кіші бесін — солнце склонилось заметнее.
   в) кулама бесін — еще более склонилось.
   г) екінді — приближается вечер, солнце совсем уже низко.
   д) намаздыгер — солнце готовится к закату, склонилось над своим "гнездом".


   V. Акшам, ымырт — вечер, сумерки.
   а) алагеуім — солнце вот-вот зайдет, ранние сумерки.
   б) кеугім, кеуім, ымырт — солнце зашло, сгущаются сумерки.
   в) кешкурым, намазшам — время вечерней молитвы.
   г) кеш — все окутано сумерками, начало ночи.


   VI. Тун — ночь.
   а) інір — пора перед наступлением ночи, природа готовится ко сну.
   б) кызыл інір — начало ночи.
   в) жарым тун — полночь.
   г) тан карангысы — густая мгла, пора перед рассветом, близится рассвет.


Разумеется, это не прихоть номада, не забава кочевника. А потребность, нужда, необходимость. Так тонко и точно чувствовали и определяли время кочевники-скотоводы..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герольд Бельгер:

"...К слову "вид" профессор М. Машанов в своем "Русско-киргизском словаре" приводит следующий синонимический ряд:
   тур, кескін, сынык, сымбат, турпат, келбет, нобай, нуска, корік, алпет, шырай, рен, тулга, ускын, айбар, пыс, кейіп, сурык, ажар, мусін, пішін, бейне, сын, он, корініс. И добавляет: "вот неполный перечень компонентов того синонимического ряда, который соответствует русскому понятию "вид".
 

Каково?! 25 казахских синонимов к одному "виду" и это еще неполный перечень! И после этого говорят о бедности казахского языка! Привет господину-товарищу Мищенко-Тищенко-Нищенко, которого я помянул в предисловии к циклу заметок!..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герольд Бельгер:

"...Истинно казахская речь похожа на причудливые узоры на домотканном ковре. Казах не говорит прямо, плоско, серыми ремарками, однозначно, в лоб, он предпочитает речь эмоционально окрашенную, многослойную, витиеватую. 

В "Пути Абая" Мухтара Ауэзова читаем: "По старому обычаю аксакалов, отец говорит иносказательно, намеками и кружит над целью своей речи, как ястреб".
Очень тонко подмечено.


Вслушайтесь в экспрессию устной речи героев "Пути Абая":
"Ел аузына какпак болып коршi. Бipaк ол колыннан келмейді. Ендеше, не ер бол да, акта! Немесе илан да жазала! Тек, жарыктыгым, думбілезінді корсетпе, былкыл-сылкылынды аулак акет".
Напористо, упруго,энергично.

А в русском переводе это воспроизведено так:
   
"Попробуй заткнуть рот всему народу! В силах ты сделать это? Так будь решительным до конца: осмелься оправдать его. Или оправдай, или осуди! Только, дорогой мой, не топчись на месте!"
   
Формально, может, и близко. Но нет ритмичности, динамизма, строя речи, характерных для оригинала...."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересное наблюдение, хоть и местами сложно согласиться(автор поста в первую очередь русскоязычен)

Недавно увидел в ленте фейсбука.

 

large.5a7b0e2ee652c_.jpg.7552e585ab15e24425d0a1554a6edcf5.jpg

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 1/29/2018 at 8:38 PM, arkuk said:

Многие осознанно конечно так и делают, но многие это делают по "темноте души своей". Спросите у них почему их матери пекут шельпек по пятницам - скажут что это мусульманская традиция поминать умерших пришедшая с исламом. Тут смешалось в кучу осознанность с дремучей темнотой.

Не знаю делают многие или немногие, но тут связь не с настоящим исламом а с тем, что многие считают и относят себя к мусульманам. Но такие мусульманские имена как: Мухаммад, Юсуф, Абдуллах, Умар и др. у казахов не распространены. 

On 2/6/2018 at 1:21 AM, Nurbek said:

Многие, думаю, смотрят список имен в интернете, на сомнительных сайтах, где собрано все подряд. Откуда эти имена и кто составлял список никто не задумывается.

По-моему многие родители старались дать детям оригинальные имена, чаще всего арабские и персидские. Т.е. родители сами нередко ищут необычные имена для детей. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад Le_Raffine написал:

Редкий дегенерат на пикче.

Если вы о Туреханове, за него буду убивать и стрелять:D

Чем он вам не угодил?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Махамбет написал:

У меня вопрос таков, как на ваших регионах "палец на ноге"? Знаю в Алмате что саусак как и в руке.

ВКО -- бақай, реже башпай. Саусақ только пальцы на руках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад АксКерБорж написал:

Кстати всем привет из мест ссылки. Не скучно было тут без меня?

и вам привет! без вас по крайней мере я стал тут реже бывать - с вами интереснее дискутировать)

3 часа назад АксКерБорж написал:

Самая знаменитая личность вашего джуза носила имя младшего сына Чингизхана - Толе. Монголоязычным народам это имя, даже в фонетических вариациях, совершенно не знакомо.

Дедушка знаменитой певицы вашего джуза носил имя среднего сына Чингизхана - Чадай. Монголоязычным народам это имя, даже в фонетических вариациях, совершенно не знакомо.

И наконец очень много казахов носили и по сей день носят как имя по рождению Чингизхана - Темуршин/ Шинтемур? так и поздний титул - Чынгыс/Чынгысхан, монголоязычным народам эти имена, даже в  фонетических вариациях, совершенно не знакомы.

1. если вы отождествляете имя Төле с Толуем тогда приведите перевод слова төле

2. ваш любимый аргумент: "у монголов этого нет". ок. тогда приведите пример имени Шығатай, Шағатай, Чағатай у казахов и др. тюрков (до 20 в.) ну и естесственно перевод

3. тоже самое по Темуршын (Шынтемур не прокатит, хотя и этого имени не слышал)

4. имена типа Чингис, Тимур тут не к месту. сами знаете почему. но в любом случае если хотите - приведите тюрк. этимологию слову чингис ("настоящая зима" или "море" не считаются)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1/7/2018 в 00:21 Nurbek написал:

Во-первых, разговор о луке завел я. Во-вторых речь шла о диалекте именно омских казахов. В третьих никто тут у нас не терял языка. В Омской области очень много аулов и практически во всех из них преобладает казахское население. Согым соямыз, ет асамыз, омырка откiземiз, омырткада казакша ганак сойлеймiз. Руым ашамайлы керей. Жолдасым атыгай. Лукты калай казакша айттындар деп сурасам, сарымсак дейдi. Бiзде да ауылда сарымсак деген. Ешкандай пиязды бiлмедiк.

Так вот, русификация происходит там, где перестают говорить на своем родном языке. У нас в аулах никогда не переставали говорить на казахском. Поэтому причина называния лука сарымсаком не в этом. А в чем, это уже вряд ли кто-то знает.

1. знакомая из баянаула говорит что используют слово пияз но старшее поколение говорит сарымсак. т.е. пияз пришло недавно

2. стереотип об обрусевшем севере взник из-за большого процента славянских народов там (как в городах так и в селах). естесственно, учитывая что жили в СССР, там и язык №1 это русский. но уверен в казахских аулах даже на севере говорили на казахском и никакого поголовного обрусения там не было. да и причин для этого не вижу

В 1/7/2018 в 01:25 Махамбет написал:

Я о том что только казахоязычные должный печься судьбой казахоязычных. Это логично и органично выходит. А думы русскоязычных о нас всегда криво и уродливо.

не согласен с вами. язык конечно важен, но в науке, даже в политике в отличие от культуры, русскоязычие не должно мешать творчеству. главное чтобы с языком не была утрачена остальная составляющая казахской этничности

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1/7/2018 в 13:37 АксКерБорж написал:

Отмечу, что казахи везде разные, а тем более культура и язык, но самыми казахистыми и скотоводческими из всех перечисленных регионов я видел в аулах Омской области!

все лошади на юге, ВКО и Карагандинсой области, все овцы - на юге. поэтому не надо тут рассказывать сказки про скотоводство. то, что в аулах казахи в основном держат скотину относимо к каждому региону. а если б у вас не сажали картошу а на юге - помидоры то от одного мяса мы б все ожирели)

а то за слово такое: казахистый?

В 1/7/2018 в 14:16 АксКерБорж написал:

Я ведь ратую за это, но разве представители экспансионистского юга на форуме это понимают? Некоторые везде хотят видеть "русский мир". Наши южные братья тоже хотят во всех регионах видеть "южный мир", чтобы везде было всё по ихнему. Короче, не знаю как вы, а я яростный их противник в данном вопросе!

да никто не хочет видеть южный мир везде. с кем вы там общаетесь?! американцы видели красную угрозу, русским везде мерещатся происки Запада, а у вас как всегда юго-фобия. никто никуда экспансию не совершает. логично что после переноса столицы туда понаехало много народу из перенаселенного юга и из бывшей столицы Алматы. раз эти приезжие "уничтожают" ваш культурный остров (имхо это миф) то причем тут ост. южане? в первую очередь вопрос к вам - дайте отпор этим не дающим вам покоя южанам и не будет обид и вопросов

у вас неправильная манера знакомства с особенностями своего региона - без упоминания юга ничего не можете написать. попробуйте пересмотреть ее и может меньше будете фигурировать во всяких межрег. разборках и темы в балаганы не будут превращаться. вспоминается сразу фильм "Фанатик" с Р.Госслингом (в вашем ашамайлинстве я уверен на 100% просто параллели приходят в голову)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1/7/2018 в 16:02 Le_Raffine написал:

В Усть-Каменогорске говорят сарымсак на лук, в Целинограде/Астане тоже. Насколько знаю и в Караагнде так же. Но пусть Кылышбай скажет

В 1/7/2018 в 16:29 Le_Raffine написал:

Мои знакомые с Караганды лук называют сарымсак. Там казахов было тоже мало. Но лучше дождемся Кылышбая

ждали и не дождались) у меня на работе из 100 человек 5-6 казахов, из соседей только три каз. семьи (из них одна из Жамбыла). есть кудалар каракесеки и суюндуки, есть знакомые жены из Жанаарки и Жезказгана, есть коллега из Аягуза. я помню этот вопрос и как получится спрошу у них. знакомая из Баянаула говорит что используют пияз. но лично я все же склоняюсь что пияз тут появился недавно, с юга. но давайте лучше уточню

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1/11/2018 в 23:09 Махамбет написал:

У меня такое ощущение, что казахский язык теряет эмоциональность и логичность, разрушается структура, и становиться бедным. 

Например я заметил что новых жилых комплексов стали назвать нелогичными именами. "Асыл Арман", "Көктем", "Самал", "Өркен","Береке" и др. Где коксай, Жиделі, Сарытобе, Теректи и др.характерные для казахов названия земли и местности. И много где замечаю грубые ошибки в словах и предложениях, дело в том что мало кто в них обращает внимания, так как общий смысл понят, поэтому эти слова кажеться логичными. Например " Мен ойлаймын......", Мен айтамын...... и др предложения.

в Караганде строят микрорайоны "Жануя", "Сапа". но зато есть "Кендала"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...