Перейти к содержанию
АксКерБорж

Карасай батыр - предок Назарбаева Н.А.?

Рекомендуемые сообщения

Сегодня по РТР показали репортаж про Назарбаева Нурсултана Абишулы - президента Казахстана, обещали продолжить его завтра как о лидере нации, которая процветает. Со слов самого президента принятый парламентом новый закон о лидере нации неправильно истолкован на русском языке, правильно называть глава народа, что по-казахски ел басы.

Для сравнения: каз. Ел басы, туркм: Туркмен баши.

Оставлю без комментариев озвученную его идею о возведении в степи лесов (хотя и можно задаться логичным вопросом - в какой очереди стоит у казахского народа данная проблема сейчас, на первом месте или на 1000-ном?).

Более интересен был комментарий музейного работника (прим: музей первого президента Н.А.Н.) о том, что прямым предком Назарбаева является Карасай батыр.

Специально покопался в своих собранных шежире и накопленных за годы записках, но не то что такой связи, но и имени Карасай в шежире рода шапырашты не нашел, может у меня что-то зафиксировано неверно? Кто подскажет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня по РТР показали репортаж про Назарбаева Нурсултана Абишулы - президента Казахстана, обещали продолжить его завтра как о лидере нации, которая процветает. Со слов самого президента принятый парламентом новый закон о лидере нации неправильно истолкован на русском языке, правильно называть глава народа, что по-казахски ел басы.

Для сравнения: каз. Ел басы, туркм: Туркмен баши.

Оставлю без комментариев озвученную его идею о возведении в степи лесов (хотя и можно задаться логичным вопросом - в какой очереди стоит у казахского народа данная проблема сейчас, на первом месте или на 1000-ном?).

Более интересен был комментарий музейного работника (прим: музей первого президента Н.А.Н.) о том, что прямым предком Назарбаева является Карасай батыр.

Специально покопался в своих собранных шежире и накопленных за годы записках, но не то что такой связи, но и имени Карасай в шежире рода шапырашты не нашел, может у меня что-то зафиксировано неверно? Кто подскажет?

Он был, у меня шежере НАНа есть.

Главное в том, что после Казбека Таусара, фальсификатора историии Карасая стали на руках носить, хотя чисто карасаев было не меньше десятка из разных племен, всех их в одного человека слили и получили супер-батыра.

А до этого Карасай был региональным батыром которого кроме его потомков мало кто помнил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фантом шапрашты Карасай

Мы намеренно привели эту внушительную цитату. У авторов всех нынешних текстов о Карасай батыре есть одна особенность. Они поголовно ссылаются на книгу «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін», как на первоисточник о Карасай батыре, не предполагая даже, что книга эта может оказаться чистой фантазией. Однако это так.

Вообще-то Карасаев в казахской истории было много. Исследователи насчитали как-то 33 Карасая из самых разных казахских родов, упоминаемых в авторитетных шежiре – родословных казахов. Например, на западе Казахстана известен Карасай батыр, потомок Едiге-би, ногайлинского правителя Алтын-Орды, но он жил гораздо раньше периода джунгарского нашествия. Остальные Карасаи до появления книги «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» ничем особенным в устных преданиях казахов, которые сфальсифицировать трудно при всем желании, не выделялись. То есть все описанные боевые победы Карасай батыра из рода шапрашты – это миф?! Карасай – это нечто, наподобие сказочного русского Ильи Муромца.

Справедливости ради нужно сказать, что у рода шапрашты действительно был родовой клич «Карасай!», с которым жигиты садились на коней. С этим кличем шапраштинцы защищали свои родовые земли. То есть у рода шапрашты был когда-то свой батыр Карасай местного значения. Но про его великие деяния ничего не было известно до тех пор, пока в 1993 году литератор Балгыбек Кыдырбекулы не объявил о своей находке – доселе неизвестной книге XVIII века «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін». По рассказам Балгыбека Кыдырбекулы, который называет себя правнуком шапраштинца Казыбек бека Тауасарулы, книги, написанные этим беком, были переданы в 1937 году государственному деятелю Уразу Джандосову для тиражирования. Но тут начались репрессии. Ураза Джандосова арестовали, и что стало с оставшимися у него работами Казыбек бека Тауасарулы, никому не известно. Мать Балгыбека сумела схоронить от чекистов единственную оставшуюся книгу Казыбек бека Тауасарулы. Ею и оказалась «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін».

К слову сказать, Балгыбек Кыдырбекулы так и не показал никому книгу-первоисточник, схороненную от чекистов. Всем пришлось поверить в текст, напечатанный в 1993 году тиражом в 300 тысяч экземпляров. Согласно ему, мифологизированный Балгыбеком Кыдырбекулы Карасай из рода шапрашты поначалу жил во второй половине XVIII века. Однако позже его произвольно удревлили до конца XVII века. И в таком виде Карасай батыр вошел в последние источники, один из которых – сайт http://www.karasay.kz – мы процитировали выше.

Про автора подозрительно мифической книги XVIII века «Түп-тұқиянымнан өзіме дейін» Балгыбек Кыдырбекулы писал, что Казыбек бек Тауасарулы закончил в свое время медресе Бухары, Самарканда, Багдада, Стамбула и получил затем дополнительное образование в Риме. То есть он переплюнул по образованности Чокана Валиханова, Абая, Ибрая Алтынсарина и Шакарима, вместе взятых. Но до публикаций Балгыбека Кыдырбекулы казахская история никакого Казыбек бека Тауасарулы почему-то не знала.

Неистощимый на выдумку Балгыбек Кыдырбекулы сообщил еще, что после возвращения из Европы на родину Казыбек бек планировал построить под Капчагаем обсерваторию, но помешала война с джунгарами. Казыбек бек пошел на войну.

http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20091110120242141&sec_id=9

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А здесь рождение Карасай батыра относят уже к 1598 г. (!)Казыбек бек (1692-1776)

http://nklibrary.kz/elib/collect/otchizna/frmdeep.html

В дни ожесточенных боев хан Есим набирает воинов в Семиречье. В 1620 году в его жасаке (отряде) было тридцать тысяч человек. Бои шли на берегу черного Иртыша.

Руководить войсками 79-летний батыр Жанай из рода Шапырашты был не в состоянии. И знамена, которые носил он сам, торжественно вручает молодому батыру восемнадцатилетнему Карасай батыру.

В этом бою героически сражался и Карасай батыр. Он берет в плен двух тайшы Ойрата Каракал и Тайлы, так как Ойраты в этой войне воевали в составе войск жунгаров против казахов. Карасай батыр своих пленников приводит к Есим хану и говорит: «Кто придет с мечем на землю казахов, вот так будет стоять на коленях». Оставшись довольным словами батыра Карасая, Есим хан говорит ему: «Отныне ты не просто Карасай, а Карасай батыром будешь». Карасай батыру в этом же бою большую оценку дает и Конырат-Алатау батыр. Он так и говорит Есим хану о Карасае: «Я много видел батыров, но еще не видел такого батыра как Карасай». В одном бою Карасай увидел, как Ойратский бахадур Олых ловко сразил казахов. Озлобленный Карасай батыр одним махом рубанул голову Олыха да с такой силой, что сабля разрезала тело пополам. За это Есим хан поблагодарил Карасай батыра. Опасаясь сглазить целует его руку.

Второе сражение, которое принесло болышую славу Карасай батыру произошло в 1643 году. В это время на троне сидел хан Жангир. Ойратские нояны (мушкетеры) взяли в плен хана Жангира. Изучая боевые действия, поражаешься полководческим способностям Карасай батыра. Он был не только силачом, как русский богатырь Илья Муромец, но был и хорошим полководцем как Суворов, хорошим стратегом.

Карасай батыр, когда вел свои войска в атаку, держал в руках две сабли. Обычно он рубил врагов двумя руками, тем самым прокладывал путь своим воинам.

Итак, хан Жангир попал в плен. Руководство взял на себя Карасай батыр.

По словам историков нам стало известно о том, что Карасай батыр свою последнюю битву завершает в 66-летнем возрасте, т.е. в 1664 году. Торгауты нападают на мирные аулы Найман и Жалайырцев. Карасай батыр со своим другом Агынтаем выгоняют врагов с казахской земли.

Как мы уже говорили о том, что Карасай батыр вел сражения с жунгарами на горе Буркитты: гора находится вблизи Окжетпеса. Оттуда через Айыртау Карасай батыр погнал жунгаров в сторону реки Тобыл. Он был очарован красотой Кокшетау и Айыртау. В мирное время согласовавшись с Агынтаем батыром, переезжает на постоянное место жительства в Айыртау. Он умер в 1671 году.

Похоронен в местности Айыртау в Кокшетау (?).

Сегодня мы радуемся тому, что наши дети, внуки, поколение двадцать первого века будут знать имена великих ханов Аблая, Есима, Тауке и полководцев батыров: Карасая, Агынтая, Богенбая, Кабанбая, которые сражались за независимость казахского народа и целостность казахской земли. Они были предвестниками свободы и суверенности нынешнего Казахстана.

Прямой потомок Карасай батыра - Нурсултан Назарбаев достойно продолжил начатую предком борьбу за независимость и целостность казахской земли.

Кстати, мифичесого Казыбек бека Тауасарулы (як.1692-1776), як. автора «Туп-Тукиянымнан озіме дейін» умудряются ставить в один ряд с такими известными батырами как Кабанбай, Богембай, Отеген, с которыми он воевал бок о бок...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, у покойного Туркмен баши Сапармурада Ниязова наверное в свое время тоже нашлись великие предки - батыры, боровшиеся за независимость и целостность туркменского народа? :)

Что-то нечто похожее я встречал то ли про Медведева, то ли про Путина, только вместо батыров упоминалась кажется дворянская принадлежность... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Из википедии явствует, что Ниязов был сиротой.

Сапармурат Ниязов родился 19 февраля 1940 года в селении Кипчак. Его отец Атамурат Аннаниязов работал учителем. В 1941 году он добровольцем ушёл на фронт и, согласно официальной биографии Ниязова, 24 декабря 1942 года Атамурат Ниязов в звании командира отделения 535 гвардейского полка, 2-й гвардейской дивизии погиб в боях за Кавказ[1]. По другим данным, отец в районе посёлка Чиколы Северной Осетии раненым попал в плен и тут же был расстрелян немцами[1]. Мать Гурбансолтан-эдже, а также братья десятилетний Мухамметмурат и шестилетний Ниязмурат погибли во время ашхабадского землетрясения 1948 года[1][2]. Став сиротой, Сапармурат попадает в детский дом. Закончив с отличием[1] среднюю школу, в 1959 году он начал работать инструктором Туркменского территориального комитета профсоюза рабочих и служащих геологоразведочных работ. Член КПСС с 1962 года. Продолжил образование в Ленинградском политехническом институте, где в 1967 году получил диплом инженера-энергетика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об этой книге и Карасай-батыре говорилось много и критики было достаточно.

На мой взгляд наиболее трезвая оценка дана И.Ерофеевой http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3920-%d1%84%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%ba-%d1%85%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8-%d0%b2-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5/page__st__60

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Карасай - обычный барымтач (таких сотни у каждого руы)... ну уж с Кабанбаем или Есетом или Жаныбеком - его современниками ... ну ни в какое сравнение не идёт... ну нет среди шапырашты "не надутых".... хоть убейся... печально (Жамбыла не приводите ... буду смеяться), но факт...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...