Таму

Племя асуд (прошу помочь с источниками)

Рекомендованные сообщения

Тема связей предков осетин с монголами на форуме уже поднималась. Хотелось бы узнать мнение монгольских братьев по некоторым вопросам.

Во- первых, по лексике. Известно, что в осетинском есть немало монголизмов.

Есть слова, которые предполагаются, как возможные монголизмы.

Как можно оценить следующие этимологии:

Zagur-"долото"-из монг.zhagur-"кочерга",

zakkur-" деревянный молот, колотушка" из монг. tsokur

utug-"толпа" из монг. otug-группа, клан.

yeghau-большой из jexe-большой?

karz-ясень, из kuirus? (чув. карэс)

fagys-навоз-монг.baxa-испражняться (чув. пах-навоз)

имя Eltagan- в первой части Yelte-буйный?

Gauyz- ковёр-монг. kewis или kibes ?

Другие вопросы задам позже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(366525); ?>

Не получив ответа, всё же продолжу.

В осетинском есть странная "омонимия": с одной стороны имя нартовского героя- Сайнаг алдар, с другой-выражение "сайнаг стъалы"- "сияющая звезда".

Первое В.Абаев объясняет из монг. Сайин Хан- "славный хан", как иначе называли Батыя. Для второго приводится объяснение из иранск. sayanaka- "блеск", "сияние". По- моему, логичнее было бы предпложить, что в обоих случаях мы имеем дело с одним и тем же словом. Т.е первоначальное значение тюрк. и монг. Сайын-(сейин) было "сиятельный"(из иранских).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость jirum

v ALTAN TOBCHI est' upominanie o rode ASUD. ASUDyn BATUBOLOD. tak startsy govorili eto osetintsy. OSET na mongol'skii lad ASUD. ne znaiu pravda li eto.

kstati ALDAR eto v perevode iz mongol'skogo budet slava .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Василий

А тема связей саха с предками осетин не интересует? По Абаеву, сака что

же означает? Вроде в осетинском нет подобного слова?

Ард - у вас божество, у нас Урун Аар тойон - верховное божество.

У вас Джерасса - божество коневодства обликом кентавра, у нас Джесегей -

то же самое. У вас как обозначают орла? В работе А.И.Гоголева множество

слов саха по его мнению индоиранского происхождения из санскрита, врядь

ли они есть и в осетинском?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Василий, тема осетино-якутских параллелей не менее интересна, но, к сожалению у меня мало материала. Навскидку могу вспомнить лишь ос. "тоймон"-сова, при як. "тойон"-орёл. Термина "сака" в осетинскои нет. но есть слово "саг"- олень, которое справедливо возводится к индоиранскому "сака" со значением " ветвистый". Т. о, если предположить, что "саха"-индоиранское сово. то означать оно должно или "олень", или "ответвившийся, отделившийся".

Что касается имени Дзерасса, то его сопоставляют с именем героини монг. эпоса Джарчиут (там прослеживаются и сюжетные параллели).

Продолжу проводить осетино-монгольские лексические параллели.

ос. "сире"-дерев. диван со спинкой, монг "шире"," ширеге"-кресло.

"сыхыл"- спутанный-монг. saxultagh-лохматый,

"талау"-сибирская язва-монг. "тахул"-эпидемия,

"талы"-обруч,- тёгелиг-кольцо

"тефсег"-тарелка- "тебси"-большое блюдо,

теман- большая игла_teban-тебан,

тург-гнев-монг.turgen

тынг-очень- монг. tung- очень, много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В июле 1336 года из столицы Монгольской империи к папе Римскому отправилось посольство,цели которого до сих пор остаются неясными. В то время на монгольском троне сидел слабовольный и развратный молодой Токалмут хан, который не мог быть инициатором данного посольства.

Во главе посольства стоял алан по имени Тогай (Токай), который привёз папе два письма- одно от хана, другое от аланских князей , служивших в Монголии.

В первом письме хан выпрашивает "благословение папы, дабы он молился за нас и наших верных слуг аланов, его "христианских сыновей".

Второе письмо начинается в духе обычных приветствий:

"Nos Futim Junes, Caticen Tungii, Gemboga Evenzi, Joannes Juckoy sanctum Patrem Dominum Papam nostrum salutamus"/

Используя данные об аланх, реально служивших в Монголии того времени и засвидетельствованных в "Юань-ши", данную фразу Т.А. Гуриев трактует так:

Футим Иунес-это алан Фод-ин , упоминаемый в "Истории монголов", иунес-это титул,-"великий министр";

Катицен Тунджии- это алан Нахайчань из той же "Юань ши", имя Катицен соответствует аланскому кадджын-(кадгин)-"славный",

"тунджи"- генерал, правитель пограничной правинции.

Гебога Эвензи- похожее имя в "Юань-ши"- Киао-Хуа. Эвензи-командир тысячи солдат.

Иоаннес йуккой- Иоанн-полковник.

Таким образом. перечень имён выглядел примерно так:

"Мы, Фотим-великий министр, Катичен-правитель пограничной правинции, Гембога-тысячник, Иоанн- полковник, приветствуем... "

В Риме были проведены переговоры с Папой, после которых он направил в Монголию своих представителей с легатом Джованни Мариньоли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В современном осетинском языке существует выражение "сухы цагъд", которое означает "полное и безжалостное уничтожение, истребление".

(Собственно уничтожение- цагъд, а сухы- генетив отсутствующего в осетинском слова "сух"). Были сделаны попытки сопоставить слово Сух с какой- то мифической местностью или неизвестным племенем, однако каких-то данных для принятия таких предположений нет.

Анализ случаев употребления этого выражения наводит на мысль, что слово Сух в сочетании сухы цагъд первоначально означало какое-то оружие.

В таком случае перед нами , скорее всего, слово монгольского происхождения-

СУХ- "топор, секира"

Из истории известно, что боевая секира была на вооружении у монгольских воинов, а их безжалостные погромы наводили ужас на покорённые народы.

Неудивительно, что для выражения "безжалостное истребление" предки осетин выбрали именно заимствованное слово СУХ, (а не оригинальное "фарат", которое больше ассоциировалось с орудием труда)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Недавно меня неожиданно поразила мысль, а что если хорчины и хори, как я предполагаю являющиеся предками монголов, один и тот же народ, или по крайней мере это один и тот же этноним. Хорчины обитали на предполагаемой прародине монголов в Манчжурии и активно принимали участие в формировании манчжурской династии, имели кровно-родственные связи с цинскими императорами и пользовались среди манчжуров большим уважением. Однако остальные монголы их невзлюбили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гениальнейшее предположение!

Я давно тоже так же думаю. К тому же хорчины пропали, или остались еще в Внутренной

Монголии? Вообще то, корчуны - это баргуты, выселившиеся из Баргузина по эвенкийским

преданиям после прихода огнестрельных, остроносых людей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гениальнейшее предположение!

Я давно тоже так же думаю. К тому же хорчины пропали, или остались еще в Внутренной

Монголии? Вообще то, корчуны - это баргуты, выселившиеся из Баргузина по эвенкийским

преданиям после прихода огнестрельных, остроносых людей.

А кем были эти огнестрельные, остроносые люди?

Слышал, что небольшое число хорчинов проживают во Внутренней Монголии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

мне один хорчин-историк который защитил диссертацию по этнической истории хорчинов здесь в монголии грил что почти что пол населении вн.монголии это хорчины. но они сильно подверглись китайской культуры. он при мне по телефону грил на таком не понятном смесе из китайского и монгольского. слова китайские а предложении как бы монгольские.

длниносые люди это же ведь русские. и действительно этот историк в своей диссертации пиасл что часть племен хорчинского тумена обитали в забайкалье по онону. и по приходу русских пребрались во внутр.монголию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про хорчинов много уже имеется в этом Форуме, как и о многих этносах Центр.Азии.

В ветке про хориласов, баргутов поиищите через поисковик. Хорчин - означал просто

стрелок. Т.е. неопределенное гвардейское название, вроде тех же торгаутов.

Племя баргутов было гвардейским, их и видимо поэтому называли хорчинами.

До нашествия казаков они судя по фольклорным источникам, кочевали по Баргузину,

Забайкалью. Интересно можно ли разделить по каким то признаком баргу Вн.Монголии

и хорчинов? Хотя баргу Китая особенно новые баргуты - это просто забайкальские

буряты, переселившиеся туда под сильным гнетом русских.

Историю хоринских бурят кажется тщательно подвергли так сказать цензуре в советское

время, приписав им происхождение от диких "лесных племен", между тем это простые тунгусы,

или еще лучше отуреченные аборигены. А между тем их предки судя по всеми были

ХАТУНСКИМ родом монголов времен Чингиса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Cezare

Ребята, а вы не путаете хорчинов с харчинами? Хорчины, насколько я понимаю, - это потомки Хасара и их данники. Представителем этого рода был хорчинский ван Унболд - весма яркая историческая личность. Название "хорчин" произошло от слова "хор" - стрела. Хорчи или хорчин - стрелок. А харчины действительно очень дружили с маньчжурами и харчинская принцесса была даже императрицей, супругой Шуньчжи. Раньше это было подплемя Юншебу, потом стали сильными и враждовали с Лигдэн ханом. Харчины живут, в основном, во Внутренней Монголии, но во Внешней их тоже предостаточно. Но во Внешней Монголии они называют себя халхасцами харчинского рода. Как говорил мне один знакомый, харчины раньше были смотрителями дорог и границ (смотри, харчин - смотритель), поэтому харчинов очень много вдоль караванных путеи в китайской границы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Монгольская эпоха это бесконечные переселения племен и войск по Евразийскому

пространству. Так монголо-татарские орды беспрестанно кочевали в сторону Запада,

где шла тяжелая война с народом хэбишао (в сообщении Р.Храпачевского). Кыпчаки

в свою очередь составляли целый Кыпчакский корпус в Китае. Они располагались

гарнизонами в Енисее и в Туве.

Обнаружены более 15 погребений средневековых кыпчаков XIII-XIV вв. в Забайкалье.

В Иркутской области располагалась целая кимако-кыпчакская археологическая культура.

Следовательно, вклад кыпчаков в этногенезе бурят-монголов должен быть не менее

весомым чем среди ногайцев и узбеков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Булган хангай

Татары организовали массовое переселение аланских воинов с семьями в Монголию и Китай. Это были аланы, приведенные своими князьями на монгольскую службу. Монголы, сами превосходные воины, очень высоко оценивали военное искусство и доблесть алан. Тысяча аланских всадников составляли личную гвардию верховного хана. Аланская гвардия при монгольских императорах Китая насчитывала в разное время от десяти до тридцати тысяч воинов. Аланы занимали влиятельное положение при дворе, среди них были выдающиеся полководцы, дипломаты, министры. Однако никакого отношения к своей бывшей родине, кроме верной службы её завоевателям, они уже не имели. Их потомки, именуемые асутами, стали частью монгольского народа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да современные монголы не чистые, в отличие от некоторых ушедших в тундру и

в степи Кыпчакии. Много рабов было, китайцев, чжурчжэней, хань-мань, кыпчаков,

сартаулов, русских, современные халха их потомки? <_<

Даже в Сокровенном сказании упоминаются сартаулы как исконное монгольское

племя 12 века <_< Как известно, они приехали в Монголию в 17 в. в качестве

военнопленных в результате войны с джунгарами и далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Булган хангай
Много рабов было, китайцев, чжурчжэней, хань-мань, кыпчаков,

сартаулов, русских, современные халха их потомки? <_<

Даже в Сокровенном сказании упоминаются сартаулы как исконное монгольское

племя 12 века <_< Как известно, они приехали в Монголию в 17 в. в качестве

военнопленных в результате войны с джунгарами и далее...

Их использовали в основном на западном фронте в качестве янычаров, а западных на восточном фронте.

Из сартов только умелых умных в Монголию.Потому что нам приходилось построить новый Каракорум.Это произошло после падения Хорезма,а в не 17 м. :rolleyes:

Да современные монголы не чистые, в отличие от некоторых ушедших в тундру и

в степи Кыпчакии. современные халха их потомки? <_<

Некоторые Да .Но все они считают себя наследникками Чингисхана и не читают себя тюрками. :lol: Почему не чистые? Мы Нируны чистые из чистейших. :tw1:

Харчины также по какой то степени-Потомки Канглы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У монгол есть племя Хипчаг, считается что это племя потомки кипчаков. Возможно они и состовляли кыпчакский корпус в Китае.

Интерес представляет дальнейшая судьба, кыпчаков в Туве. Не могли бы по подробней рассказать о роли кыпчаков в Туве и в Енисее.

С уважением,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Халха-монголы состоят из примерно 600 микроскопических родов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У калмыков тоже есть род хапчин, считается, что это потомки кипчак-ногайцев или казахов, хотя может и более ранее вливание в ойратский этнос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скорее всего это более ранние вливания, так как казахские вливания назывались хасгуд, ногайские асмуд

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прошу уважаемых форумчан помочь с информацией по племени асуд. Основные данные начиная с их переселения с Кавказа и до вхождение в Правое крыло вместе с хорчинами и еншубу и проживания в Шира-тала, взятые из Юань-ши, минских и цинских источников, есть, но хотелось бы нарыть побольше информации. Буду благодарен за материалы на русском, английском, китайском языках. Впрочем, и на монгольском постараюсь прочесть с Божьей помощью и поддержкой монгольских товарищей.

Заранее спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди Халха есть и Борджигон Асуд кроме Асуд.

Не которые Асуды также были в составе Дүрбен оиратов во время Эсэна.Их потомки наверное калмыцкие Асмуды.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос уважаемому ТМади - нельзя ли указать род (племя) искомого Нукера - начальника охраны маньчжурской восьмизнаенной армии?

Без проблем. Это фамилия Асууд (Asute hala, 阿苏特氏), потомки асов-осетин, вошедших в состав монгольской нации.

Еще раз выражаю глубокую признательность всем оказавшим помощь форумчанам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Без проблем. Это фамилия Асууд (Asute hala, 阿苏特氏), потомки асов-осетин, вошедших в состав монгольской нации.

Еще раз выражаю глубокую признательность всем оказавшим помощь форумчанам.

что касается асудов, то род асуд (асмуд) есть в составе дервюдов Иджлин ойрат. согласно одной легенде, это род аланского происхождения,по другим источникам - тюркского.

если он асуд, то вполне может быть и ойратом, из тех, что были переселены во Внутреннюю Монголию.

ЗЫ. если ВМ - то большинство там не восточные, а южные монголы, чахары, хотя и халхи там тоже есть. и еще - имеет смысл уточнять - халхи, ойраты, чахары, сары югуры, а то часто на форуме говорят - монголы, поразумевая халхов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас