АксКерБорж

Много сыновей - как подвиг и заслуга перед народом

65 сообщений в этой теме

У казахов особо ценилось рождение мальчика (наверное как и у некоторых других народов).

Люди, у которых было много сыновей остались в памяти народа:

Отыз ұлды Байұзақ – Байзак имеющий 30 сыновей (Средний жүз)

Отыз ұлды Дастан – Дастан имеющий 30 сыновей (Младший жүз)

Жиырма ұлды Суай – Суай, 20 сыновей (Мл.жүз)

Он сегіз ұлды Бертіс – Бертс, 18 сыновей (Мл.жүз)

Он алты ұлды Жоламан – Жоламан, 16 сыновей (Мл.жүз)

Он бес ұлды Тілеуімбет – Тлеумбет, 15 сыновей (Мл.жүз)

Он ұлды Еламан – Еламан, 10 сыновей (Мл.жүз)

А также тоғыз ұлды – имеющие 9 сыновей:

Среди рода қуандық арғынов (Ср.жүз): Аралбай, Тоқбұра, Қиқыммырза, Бекайдар.

Среди рода тіңәлі арғын (Ср.жүз) Түгелбай.

Среди рода айдабол арғын (Ср.жүз) Мамыт.

Но больше всех был известен жүз ұлды Қожан – Қожан имеющий 100 сыновей (Средний жүз).

Однако про него, в отличие от остальных, говорят, что он имел привычку жениться на вдов с малыми детьми, которых всех вырастил и поставил на ноги, в чем его и была заслуга. Не в пример сегодняшним мужикам порой не способных вырастить и 1 сына.

Кроме 100 сыновей имел 40 дочерей. Последних с большим трудом выдал замуж.

[Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары (Сочинения на казахском языке). Т.10, С.112]

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У казахов особо ценилось рождение мальчика (наверное как и у некоторых других народов).

Интересно , а у каких народов больше ценилось рождение девочки? B)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно , а у каких народов больше ценилось рождение девочки? B)

в Монголии

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Altai Xangai

Вы бы хоть смайлик поставили какой-нибудь. :unsure:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Altai Xangai

Вы бы хоть смайлик поставили какой-нибудь. :unsure:

а я серьёзно. у нас девочки не хуже чем мальчики. Мальчики пусть станут солдатикы. Девочки станут учителници, врачы, ухажают за родителе. поэтому у наш семья больше ценилось рождение девочки.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Altai Xangai

Тогда давайте поподробнее. Очень интересно!

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Алтай Хангай прав, если не ошибаюсь исторические корни этой традиции зафиксированы еще у шивэйцев. А традиции как известно глубоко консервативны.

Кстати это же существует у русских. Дочь по значимости выше сына, даже родители как правило проживают с дечерьми. Отсюда и вечная байка про "извечного" члена семьи - тёщу. :)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

АксКерБорж

Так русские тоже от шивей произошли? :blink:

Кстати это же существует у русских. Дочь по значимости выше сына

Вы это только у русского роддома не говорите , не поймут вас будущие отцы! :D

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

АксКерБорж

Так русские тоже от шивей произошли? :blink:

Вы это только у русского роддома не говорите , не поймут вас будущие отцы! :D

Мы же не про роддом, а про народные традиции.

А в слове шивэй так и хочется сделать ошибку, шутка. :lol:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо , я хуже вас знаком с русскими традициями . <_<

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И все же , почему монголы больше рады рождению девочки? Что-то смутно припоминаю , было какое-то обсуждение на эту тему на этом форуме.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо , я хуже вас знаком с русскими традициями . <_<

В жизни все бывает, на рыбалке все и обсудим даст бог. ;)

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если Аза пустит нас к себе на кочевье! :rolleyes:

Там и узнаем тайну про монгольские предпочтения!

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Абылай ұрпақтары.

Абылай ханның қарауыл қызы, алғашқы алған бәйбішесінен ұл жоқ, жалғыз қыз болды. Ол – Жамантайханның шешесі. Онан соңғы қатыны – қарақалпақ қызы, онан туған Уәли хан, Шыңғыс сұлтан, Әділ сұлтан, Есім сұлтан және сарт қызы-қатынынан: Рүстем сұлтан, Шеген сұлтан, Сыдық сұлтан, Әубәкір сұлтан, Ғабдолла сұлтан. Қожа қызы-қатынынан: Қосым, Артық. (АКБ: автордың басқа нұсқасында: Қосым, Арық, Тоқ). Және қарауыл қызы-қатынынан: Шығай, Тағай, Шөкі.

Қалдан Шерін тоқалдыққа алған Аюке қызынан туған Топыш сұлу, онан Қасым хан жалғыз. Қалмақ қумасы-қатынынан (АКБ: олжалап алған) туған Төлек жалғыз. Және қалмақ қумасынан туған Шама төре жалғыз.

Абылай хан он жеті қатын алған, отыз ұлды болған.

Осының ішінде: «Абылайлап!» жауға шауып Абылайдың аруағын шашқан Қасым ұрпағы: Саржан, Кенесары хан, Наурызбай, ең ақыры - Сыздық төре.

...Бір Қасым ұрпағынан басқа Абылай ұрпағы «ас ішіп, аяқ босатқаннан» басқа боққа да тұрған жоқ (С.174).

Потомство Аблая (мой перевод).

От старшей жены Аблай хана из рода караул (АКБ: аргын) сыновей не было, только единственная дочь, которая позже стала матерью Жамантайхана. От следующих жен рождены, от каракалпачки: Валихан, Чингиз султан, Адиль султан, Есим султан и от жены из сартов (АКБ: узбечки): Рустем султан, Шеген султан, Сыдык султан, Аубакир султан, Габдулла султан. От жены сословия кожа рождены: Косым, Артык (АКБ: в другом варианте автора: Косым, Арик, Ток). От второй жены из рода карауыл: Шигай, Тагай, Чоке.

От дочери Галдан Цэрена в браке с дочерью Аюке, красавицы Топыш родился один Касым. От пленной калмычки (АКБ: полученной в качестве военной добычи) – сын Толек, от другой пленной калмычки – Шама.

Аблай хан имел 17 жен, от которых родилось 30 сыновей.

Но воинами среди них были, бросавшимися на врага с кличем «Аблай!» и взывавших к духу Аблай хана только дети Касыма: Саржан, Кенесары хан, Наурызбай и самый последний – Сыздык торе.

...Другие потомки Аблая, кроме детей Касыма, были ни начто не способны, кроме как «есть-пить и гулять» (С.174).

[Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. Т.9, С.109-111 (Сочинения на казахском языке)]

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У казахов особо ценилось рождение мальчика (наверное как и у некоторых других народов).

Люди, у которых было много сыновей остались в памяти народа:

Отыз ұлды Байұзақ – Байзак имеющий 30 сыновей (Средний жүз)

Отыз ұлды Дастан – Дастан имеющий 30 сыновей (Младший жүз)

Жиырма ұлды Суай – Суай, 20 сыновей (Мл.жүз)

Он сегіз ұлды Бертіс – Бертс, 18 сыновей (Мл.жүз)

Он алты ұлды Жоламан – Жоламан, 16 сыновей (Мл.жүз)

Он бес ұлды Тілеуімбет – Тлеумбет, 15 сыновей (Мл.жүз)

Он ұлды Еламан – Еламан, 10 сыновей (Мл.жүз)

А также тоғыз ұлды – имеющие 9 сыновей:

Среди рода қуандық арғынов (Ср.жүз): Аралбай, Тоқбұра, Қиқыммырза, Бекайдар.

Среди рода тіңәлі арғын (Ср.жүз) Түгелбай.

Среди рода айдабол арғын (Ср.жүз) Мамыт.

Но больше всех был известен жүз ұлды Қожан – Қожан имеющий 100 сыновей (Средний жүз).

Однако про него, в отличие от остальных, говорят, что он имел привычку жениться на вдов с малыми детьми, которых всех вырастил и поставил на ноги, в чем его и была заслуга. Не в пример сегодняшним мужикам порой не способных вырастить и 1 сына.

Кроме 100 сыновей имел 40 дочерей. Последних с большим трудом выдал замуж.

[Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары (Сочинения на казахском языке). Т.10, С.112]

какой хороший человек был, Аллах ряхмят элясин, сегодняшние своих растить не хотят, от алиментов бегают, а этот чужих растил как своих.И почему с трудом дочерей замуж отдавал? Это же честь была породниться с таким добрым человеком.

у нас есть обычай, когда девушка выходит замуж, ей на талию деверь одевает красный пояс и приговаривает такие слова:

Anam bacim qiz-gelin

Eli-ayaqi düz gelin

Yeddi oqul isterem

Birce dene qiz gelin.

Мой корявый перевод с могучего, прекрасного азербайджанского))) на богатый русский.)))

Матушка, сестрица невестушка.(матушка это уважительное обращение к молодой девушке, типа как мать уважаю, люблю так и тебя уважаю, люблю.)

Честная, порядочная, невестушка, (на лево не ходящяя))) говоря по современному сленгу)))

Хочу чтобы ты родила 7 сыновей.

И одну доченьку красавицу.

настолько сыновья высоко ценились...но я вот люблю девочек)))чем их больше, тем лучше)))а так... мой папа говорил, что девочки это Божий дар родителям,дочь для души и тепла собственного сердца, а сын укор для врага)))но думаю, что нас с сестрой воодушевлял такими словами, на самом деле моего единственного брата не просто любил --- боготворил, хотя и был строг с ним, и никогда не был строг со мной и с сестрой.)))

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1771717000e41651a4e891ad5a0b43fcc420a131b4.jpg

Мечеть имени Машхур Жусупа в г. Павлодар

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

настолько сыновья высоко ценились...но я вот люблю девочек)))чем их больше, тем лучше)))а так... мой папа говорил, что девочки это Божий дар родителям,дочь для души и тепла собственного сердца, а сын укор для врага)))но думаю, что нас с сестрой воодушевлял такими словами, на самом деле моего единственного брата не просто любил --- боготворил, хотя и был строг с ним, и никогда не был строг со мной и с сестрой.)))

Сын ценился больше наверное у воинов-кочевников как жизненная необходимость.

А про девочек казахи говорят "Қыз өссе елдін көркі" - Девушка краса народа.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1771717000e41651a4e891ad5a0b43fcc420a131b4.jpg

Мечеть имени Машхур Жусупа в г. Павлодар

Кстати желающие могут прочесть в Ин-те про сверхестественные способности Машхур Жусупа Копеева. Очень интересно.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати желающие могут прочесть в Ин-те про сверхестественные способности Машхур Жусупа Копеева. Очень интересно.

Мда, вот бидаа развели в Казахстане...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мда, вот бидаа развели в Казахстане...

Судя по реакции спокойного человека, не читал. А надо бы, это факты, есть очевидцы.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не стоит утруждаться. Самое главное, что народ чтит и восхищяется его наследием.

Амыр, удобно устроились в виртуальном пространстве и пользуясь безнаказанностью льете всякую грязь на достойных людей, причем покойных, а это грех у любого народа, я бы так не сделал в отношении алтайцев или любого другого народа. В реальном пространстве вряд-ли осмелились бы лить грязь на казахов, вас бы вмиг подвергли бы «циркумцизии» :lol:

Не понял, вы мне угрожаете что ли? По Исламу, нельзя мечети называть именем какого-либо человека. Такие вещи и называются бидаа - нововведениями. Причем вредными нововведениями, так как людей приучают к мысли, что туда надо совершать паломничество, хотя паломничество совершается только в Мекку. Также отклонением от религии являются просьбы у умершего об исцелении.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оффтоп и троллинг скрыты.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не понял, вы мне угрожаете что ли? По Исламу, нельзя мечети называть именем какого-либо человека. Такие вещи и называются бидаа - нововведениями. Причем вредными нововведениями, так как людей приучают к мысли, что туда надо совершать паломничество, хотя паломничество совершается только в Мекку. Также отклонением от религии являются просьбы у умершего об исцелении.

По вашим словам надо строго настрого запретить шаманство в Бурятии, Монголии, на Алтае, в Казахстане и везде. :o

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По вашим словам надо строго настрого запретить шаманство в Бурятии, Монголии, на Алтае, в Казахстане и везде. :o

Нет, правильнее назвать мечеть в Павлодаре - шаманской, а не мусульманской.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Религиозные традиции казахов это смесь ислама, суфизма как одного из его течений, тенгризма и шаманизма.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти