Гость sanj

Брачные Системы

83 сообщения в этой теме

хочется поднять один интересный вопрос.

у калмыков был один очень древний обычай согласно которому человек не мог брать в жены девушку одной с ним кости (ясн). под костью подразумевается прямая линия предков (отец - дед - прадед - ..., о женских линиях при этом ничего не говорится). т.е. если допустим человек меркит яста, т.е. его предок по мужской линии был меркит, то он не может жениться на девушке той же кости. эти линии по свидетельствам 17-18 веков считались в ойратском (калмыцком) обществе фамилиями.

мне приходилось сталкиваться с корейцами (южными), которые рассказали интересные факты из жизни современных корейцев. оказывается носители одной фамилии не имеют права на женитьбу, даже если в ближайшем обозримом прошлом (ок. 5 поколений) они не имели общих предков. в современном корейском обществе это даже приводило к трагедиям, хотя согласно некоторым сведениям корейское правительство в последнее время отменило этот запрет..

настолько явные аналогии не могут не наталкивать на мысли о родстве, но между монголами и корейцами не так много общего, хотя может я и ошибаюсь..

есть ли подобные обычаи у других народов?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вероятно, речь идет о родовой экзогамии. У хакасов фамилии - патронимии - возникли от антропонимов 18-19 вв. (переписи - ревизские сказки - зафиксировали глав семей). От Ахпаса - Ахпашевы, от Патачака - Патачаковы, от Угдежека - Угдыжековы и т.д. Внутри одной фамилии заключать браки нельзя. счет родства ведется по мужской линии. Правда, уже начинают встречаться редкие случаи браков внутри разросшихся фамилий, но с учетом того, что ветви (тёли) разошлись не менее 7 поколений назад. Между недавно разошедшимися фамилиями браки также встречаются редко. Идеально, когда брак заключается между разными сеоками (костями): хобый - харга, ах хасха - читi пююр.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди вайнахов, браки внутри одного тейпа (рода) находятся под жесточайшим запретом. Не могу сказать со стопроцентной уверенностью, что внутритейповых браков не было вообще, но мне еще не приходилось о таковых слышать. Несмотря на степень родства, представители одного тейпа считаются родственниками, и брак между ними рассматривается как противный природе (такие браки называют портящими кровь). Думаю, что подобные запреты, скорее правило, чем исключение в патриархальном обществе. Правда могут возникнуть какие-то объективные причины как, например, в Дагестане, когда случается, что отдельная нация представлена всего одним селом и внутриродовые браки обусловлены желанием сохранить "породу". У Ногайцев, проживающих в Чеченской республике, представленных четырьмя родами (семьями): Найман, Мын-куп, Тер-куп и Кхыпчакх, внутриродовые браки, насколько я знаю, тоже запрещены.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как, интересно, решают мусульманские народы Центральной Азии и Кавказа противоречие между шариатом, который указывает на возможность браков по линиии кровного родства (кажется, у всех этносов региона оно патрилинейно), т.к. это возможно у арабов, и адатом (обычным правом)? Эл, а мне встречалось в литературе, что вайнахи могут брать в жены даже троюродную сестру по отцу, что показалось сомнительным для относительно поздней их исламизации - видимо, я был невнимателен? У тюрков ведь наоборот рекомендуется жениться на боковых сиблингах по матери (линия тай/дай).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

хотел уточнить тейп это род в смысле группа потомков одного мужчины? и носят ли они при этом одну фамилию?

кто в дагестане кроме даргинцев практикует близкородственные браки, т.е. между двоюродными, троюродными?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стас, я, как человек "копающий" именно в доисламский период Кавказа, могу достаточно уверенно сказать, что единородные браки, разрешенные по шариату, были запрещены у вайнахов по адату. Для меня, лично, приоритет всегда за адатом. Должен признать, что мне не приходило в голову отслеживать женскую линию своего генеалогического древа (надо будет поинтересоваться), но я знаю из каких тейпов были жены моих предков до прапрадеда. Плюс знаю, из каких тейпов были жены моего 15-го и 16-го колена. Внутритейповых браков не наблюдалось.

Sanj, у вайнахов есть исконный термин "ваьр" (ва – рожать, муж.р.!) обозначающий родство идущее от одного предка. В последнее время вместо него все чаще употребляют слово "тейп" (тайфа – партия, арабск.). Однако раньше "тейпом", как правило, называли военно-политические объединения (причем не всегда с одного ваьра). Браки запрещены и внутри тейпа, и внутри ваьра. Фамилии большей частью появились вместе с паспортами по принципу имя берущего – имя, имя отца – отчество, имя деда – фамилия. Например, моя фамилия идущая от имени прапрапрадеда появилась, когда мой прадед брал документ. Но есть немало фамилий произошедших и от названия тейпа.

Что касается Дагестана, то я лично знаю одного Кубачинца, женатого на троюродной сестре, по причине ограниченности выбора.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У казахов "отсталое и непрогрессивное" знание своих семи колен (Жети Ата) несет вполне практическую функцию - запрещается жениться тем, у кого до седьмого колена есть общие предки.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У кыргызов, по всей видимости, уже не сохранилось запретов на браки внутри рода - если честно, и не каждый кыргыз правильно назовет свой род/тайфу. Запреты существуют только на родственные браки в общем понимании этого слова, просто стараются не заключать кросс-кузенные браки.

Маленькое отступление. Вообще влияние трайбализма в Кыргызстане несколько преувеличено - многие путают трайбализм с клановостью, которая может принимать характер регионализма. Именно регионализм и является сейчас основой клановости среди кыргызов. Один из первых и "важных" вопросов сейчас задаваемых собеседнику-кыргызу - "Откуда ты?". А раньше сначало спрашивали род.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
запрещается жениться тем, у кого до седьмого колена есть общие предки.

по мужским или женским линиям?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Официально по отцовской, а неофициально мать жениха тоже следила, чтоб невеста не приходилась ей родственницой как минимум до четвертого колена, но старалась, чтобы невестка была из ее сородичей/соплеменницей.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги !

Разрешите сказать, что сарты - таджики - узбеки под термином "тоифа" понимают "сословие".

Узбеки невестку выбирали тщательно по антропо - конституционным, венерологическим, генеалогическим, психологическим, физиологическим качествам.

Наверно здесь не место об этом разглагольствовать.

Достаточно напомнить, что после разведки с женской стороны, съезжались сваты - мужчины.

Обильное угощение в виде остаточных костей предоставлялось девушке в обязательстве которой было все перемолоть - этим она демонстрировало качество зубов.

В кочевых условиях жизни зубы женщины играли особую роль.

Даже такое пикантное как мочеиспускание прослеживалось сватами.

Девушка шла за бархан либо юрту, причем с того места она отступала назад и должна была ступать на него только одним следом.

Потом на то место осторожно подходили сваты, внимательно изучали траекторию струи, положение пяток и ступней и т.п.

Это было целое искусство - по завуалированным приметам определить детородность и вообще плодовитость девушки, а также, что немаловажно, её конституцию.

Венерология была запрещена вместе с евгеникой, этнопсихологией - областью профессора Шпета, получившего 10 лет за то, что осмелился по-научному наивно хотя искренне по результатам исследований вывести грузинов как самую ленивую национальность из всех 16-титульных. Кстати Шпет скончался в Томской тюрьме.

Чтобы не занимать много места, могу пообещать в следующий раз написать как происходили свадьбы по настоящему традиционно еще недавно в 50 - 60 годах, о чем нынешние люди даже понятия не имеют

Мы проводили исследования среди 60 - 70 летних, они забыли детали собственной свадьбы, подменяли деталями свадеб комсомольских.

Между тем, свадьбы эволюционировали каждое десятилетие.

Читал недавно ахинею "тишковцев" по данной тематике, никакой критики не выдерживает. Этот институт продолжает дебильствовать как во времена своего пресловутого директора Бармалея, всю жизнь травившего Льва Николаевича.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а нельзя ли уточнить момент именно родственниых связей будущего жениха и невесты? именно существовал ли запрет на брак в случае происхождения из одного рода и/или от одного предка по мужской линии, и если да то наблюдалось ли это по женским линиям

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У сартов, таджиков, узбеков Мавераннахра - Туркестана наблюдается исламская ментальность.

Поэтому они по примеру пророка Мухаммада (Мир Ему !)

могут себе позволить жениться на двоюродных сестренках с любой стороны (по линии отца и матери).

Однако в местах наиболее подверженных родственным бракам - в Маргилане, Канибадаме, Коканде и даже в Сурхандарье зарегистрированы случаи имбридинга.

Мне приходилось осматривать пятилетнего мальчика, на копчике которого от позвоночника отрос шириной с четыре его пальчика лопаточка-хвостик, покрытый вдвойне густым волосом.

Маркес описывает аналогичное явление в "100 лет одиночества".

Сотни детей-уродов, оказавшихся по вине взрослых жертвой имбридинга наполняют Ферганский дом детей-инвалидов.

Это страшная действительность.

Если бы власти азиатских республик приняли закон запрещающий кровные браки - это будет ценнее всякой демократии.

Здесь мы могли бы обсудить еще одну немаловажную идентичную тематику - ИНЦЕСТ (промискуитет), которому подвержены миллионы людей из-за всевозможных ограничений в быту населения региона, хорошо вам известных.

Может стоит Рустаму открыть отдельную тему ?!

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

хотелось бы уточнить далее,

насколько я понял у современных узбеков и таджиков (живущих в узбекистане и таджикистане я не силен в среднеазиатской географии извините) разрешены браки между двоюродными

имеет ли человек право жениться только на двоюродной по линии матери или только по линии отца (даже в случае если они одной фамилии) или какой линии невестка вообще все равно?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Знаменитая красавица Зайнаб была двоюродной сестренкой Мухаммада по отцовской линии, которую он сосватал за своего приемного сына - секретаря Зайд ибн-Сабит, темнокожего бадавия.

К тому же еще в рабстве у дяди пророка, хозяин (Абу Джахль у Веры Пановой) выбил ему зубы.

Этнологи утверждают, что лысение - наследственный фактор бедуинов, попавших жить в оазис.

По вышеуказанным признакам мужа Зайнаб была недовольна им прежде всего как мужчиной и когда пророк зашел к своему сыну зачем-то в его отсутствии, она продемонстрировав ему прелести, смутила его окончательно высказав свои претензии.

- Что же ты меня посчитал достойной этого коротенького, толстенького и лысого, щербатого низкопородного раба ?

Неужели я со своей красотой и статью не пригодилась бы тебе ? - подобные вопросы Зайнаб окончательно вывели пророка из себя.

Мудрый Зайд был чрезвычайно занят систематизацией оятов и чтобы раз и навсегда разрешить проблему сам предложил пророку свою жену, для чего ему всего-то и надо было дать ей "талак", после чего отец с ней совершил бы никах как с седьмой законной супругой.

Апеллируя на этот исторический факт из агиографии, все мусульмане могут иметь двоюродных сестер с отцовской и материнской стороны сколько угодно.

Когда читаете "1001 ночь" в подлиннике на каждом шагу повествование рисует нам страсти между детьми братьев.

Моя родственница в Ташкенте женила своего сына 70-года рождения на дочери родной сестры и у них уже пятеро красивых детей.

По моим наблюдениям и полевым записям, если дети подобных браков даже внешне не ущербны, все равно у них масса внутренних дефектов на психологическом и физиологическом уровне.

Ярко выраженная черта - они, как правило, скандалисты.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вновь о возможности браков между детьми родных сестер у тюрков

См.: Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995. С. 299  

"Среди казахов сохранились некоторые варианты кузенного брака. Первый из них - кросскузенный брак, т.е. женитьба на дочери братьев матери и на дочери сестер отца... Но предпочтение отдавалось все-таки женитьбе на дочери братьев матери, чем на дочери сестер отца.  

Второй вариант кузенного брака называется ортокузенным, т.е. женитьба на дочери братьев отца и на дочери сестер матери. Брак между детьми родных братьев, т.е. брак двоюродных (немерелер) родственников по мужской линии являлся нарушением экзогамных норм, эта разновидность ортокузенного брака для казахов была чуждой. Вторая разнеовидность ортокузенного брака, т.е. брачные союзы между детьми родных сестер (бёлелер), встречалась часто."

Кроме того, посмотрите Абрамзона - "Кыргызы" - раздел "Формы семьи и брака"

У кыргызов такие бркаки также поощрялись

Это вытекает из тюркских систем родства

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а в чем заключались эти системы родства?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Современные типологии предлагают при рассмотрении систем родства основываться на принципах слияния или разграничения терминов, обозначающих родственников по прямой и боковым линиям (линейность), и разграничения или слияния родственников по линии отца и матери (бифуркация). В соответствии с этими признаками система родства кыргызов может быть отнесена к бифуркативно-линейному (арабскому) типу исторической типологии М.В. Крюкова с некоторыми чертами предшествующего бифуркативного (ирокезского) типа. Сочетание этих структурных признаков образует промежуточный вариант — бифуркативно—бифуркативно-линейный .

Исследователи обращали внимание на наличие у многих из тюркских систем родства некоторых особенностей подтипа “омаха” (в частности, у современных хакасов) кирального подтипу “кроу”. Но, по выражению башкирского исследователя Н.В. Бикбулатова, “и здесь больше различий, чем сходств”. Явление “поколенного скашивания” наблюдается в тюркских системах родства специфическим образом (каждое из поколений делится на две части) и кардинально отличается от принципа относительного возраста.

Основатель научного метода изучения систем родства Льюис Генри Морган в вышедшей в 1871 году книге “Системы родства и свойства человеческой семьи”, опираясь на находившиеся в его распоряжении сведения о терминологии родства некоторых финно-угорских народов и османских турок, отнес их системы родства к описательным . Как известно, в основу моргановской типологии было положено противопоставление “классификационных” и “описательных” систем родства. А.Н. Бернштам определял древнетюркскую систему родства также как “описательную” .

Впоследствии системы родства ряда тюркоязычных народов отнесли к “классификационной” группе, сближая их с турано-ганованским типом . Уже неоднократно в научной литературе отмечалась недифференцированность противопоставления “описательных” и “квалификационных” систем родства: в работах многих отечественных специалистов от С.А. Токарева до М.В. Крюкова .

Рассматриваемую систему родства сближает с “описательными” системами арийского (по Л.Г. Моргану), семейного (по У. Риверсу) и линейного (по Р. Лоуди) типа выделение прямой линии родства в первых восходящих и нисходящих поколениях. Имеются специальные термины для матери и отца, ogul и qiz для сына и дочери.

Однако, в реконструируемой системе на этом сходство с перечисленными типами “описательных” систем заканчивается. Боковые линии родства не были объединены с прямой, разграничивались отцовская и материнская линии, что не позволяет отнести систему родства кыргызов к “описательным”.

Как мы можем видеть, в целом общий тюркский тип систем родства не входит в рамки критериев господствующих типологий. Следует согласиться с процитированным выше автором в том, что “специфика систем родства народов алтайской семьи... настолько существенна, что эти системы в известной мере противостоят всем другим” . Естественно, что схожими особенностями обладают и монгольские системы родства из-за схожести систем терминов родства.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вот кое что нашел:

При сем примечается, что у калмык по их древнему и общему обыкновению никто из одного с собою рода жены себе взять не может, то есть торгоутский у торгоутского, хошоутов у хошоутова, зенгорский и дербетев у зенгорского и дербетева, хотя б то и за сто колен было, под страхом смертного греха.

И потому принуждены торгоутские владельцы жен за себя брать из хошоутова, зенгорского и дербетева родов, а своих дочерей выдавать за хошоутовых, зенгорских и дербетевых владельцев, а по женскому колену брать по матери своей, на двоюродной сестре и на тетке, то есть материной родной сестре, тако ж на родной своячине и на мачехе жениться может.

Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутовского и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1995. (Текст сочинения и предисловия печатается по изданию: Описание истории калмыцкого народа // Красный архив: Исторический журнал. 1939. Т. 3(94); Т. 5(96)).

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стас

Зря вы повторяете эту ссылку. Мало ли что там понапишут левинзоны да масановы. Приезжайте в Алматы, съездим на джайляу, шашлычку поедим. Только вот эту ссылочку не цитируйте. :lol: Убьют ведь меня за то, что так нехорошо выражающегося гостя привел. :wink:

Кузенные браки у народа, где поощрялось искать невест в аулах на расстоянии не ближе конного перехода - абсурд какой-то.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

возник 1 вопрос к каскыру, в то время когда казахи еще были кочевыми, было ли у них многоженство? и если да то каким макаром вся эта система поддерживалась?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По всей видимости предки казахов и в доисламском периоде баловались подобным, но надо отметить, что полигамия - привилегия состоятельного слоя.

С принятием Ислама, помимо прочего довольно четко регламентирующего матримониальные отношения, естественно и в этой области возникли определенные подвижки. Число законных супруг сократилось до четырех, а наложницы - роскошь для очень богатых товарищей. Тем более, что из казашек он мог набрать только законных жен, вступая таким образом в сложную систему отношений с родней жены. Остальные - скорее всего пленницы и рабыни, купленные на невольничьих рынках Хивы или Бухары.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а до какого времени все это держалось и как обстоят дела сейчас?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И сейчас есть некоторые "агашки", имеющие законную жену "байбише" и "наложницу" "токал". Причем часто они живут под одной крышей. Объясняют такое обычно неспособностью "байбише" родить ребенка.

Есть, но не так сильно распространено. Лично я таких не видел. Но знаю, что есть и вполне допускаю существование такой практики, п.ч. у казахов, воспитанных в традиционной системе матримониальных ценностей разводы, отправление родителей в дома престарелых - нонсенс, но и стремление иметь собственных детей выливается в такие вот оригинальные формы.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти