Перейти к содержанию
Reiki

Олжас Сулейменов

Рекомендуемые сообщения

Итак, краткая биография Олжаса Омаровича Сулейменова, поэта, писателя, ученого, политического деятеля не только Казахстана, а всего тюркского мира.

e0a8433803b4t.jpg

Родился 18 мая 1936 года в городе Алма-Ата, в семье офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Позже, Лев Николаевич Гумилёв сообщил Олжасу, что сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли. Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учебы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.Литературной работой занялся в 1955 году.В 1958 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горьког в Москве на отделение поэтического перевода. Окончил геологический факультет КазГУ 1959г. и Литературный институт имени А. М. Горького 1961г. В 1962—1971 литературный сотрудник газеты «Казахстанская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики в журнале «Простор».1971—1981 секретарь правления Союза писателей Казахстана.С 1972 председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки. С начала 70-х и до конца 80-х заместитель Председателя Советского комитета по связям со странами Азии и Африки. В 1975 году издал литературоведческую книгу «АзиЯ. Книга благонамеренного читателя», получившую резко отрицательный резонанс в Москве, книга была запрещена, автор 8 лет не издавался и практически перестал писать стихи. 1977—1995, 18 лет председатель федерации шахмат Казахстана. 1981—1983 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.1983—1991 — первый секретарь Правления Союза Писателей Казахстана, в 1984 году — секретарь правления СП СССР. 1989 — Народный депутат Верховного Совета СССР.В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира.1991—1995 — лидер партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение.1995—2002 годы — полномочный посол Казахстана в Италии и по совместительству в Греции и Мальте. Продолжил литературоведческую деятельность и выпустил в 1998 году в Риме книги «Язык письма» «о происхождении письменности и языка малого человечества» и «Улыбка бога», в 2001 — «Пересекающиеся параллели» (введение в тюркославистику) а в 2002 году — книгу «Тюрки в доистории» (о происхождении древнетюркских языков и письменностей), за которую получил премию Кюльтегина «за выдающиеся достижения в области тюркологии», 2002. С 2002 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж), готовит к изданию большой этимологический словарь «1001 слово».

Нет Востока,

И Запада нет.

Нет у неба конца.

Нет Востока,

И Запада нет,

Два сына есть у отца.

Нет Востока,

И Запада нет,

Есть

Восход и закат,

Есть большое слово —

ЗЕМЛЯ!

Недоброжелательным людям хочется напомнить стихи замечатель­ных русских поэтов, посвящённых Олжасу Сулейменову.

Сергей Марков:

... В бессмертном "Слове о полку",

Как буйная трава,

Вросли в славянскую строку

Кыпчакские слова.

Кыпчакским полчищам верна,

Поднявшись над бугром.

Огромная труба — Карпа

Извергла медный гром.

От грома вздрогнула земля

И ринулась, звеня,

Жалын-желеу или Жля -

Завеса из огня.

Ещё напишет в добрый час

О пламенной строке

Мой юный друг — кыпчак Олжас -

На русском языке!

Римма Казакова:

Люблю тебя, товарищ мой Олжас,

За всё, что ни возьмёшь -

ни так, ни с бою,

Люблю — не раз ожёгшись, обожжась

Чем-то в тебе, или в себе — с тобою.

Люблю тебя за точный твой талант,

За то, что так свободен, так раскован,

За то, чем дарит жизнь, взамен утрат.

Того, чьи дни бегут путём рисковым.

А трудный нрав — какие пустяки!

Люблю за это утоленье жажды –

Всецело, безвозмездно — как стихи,

Что полонили всю меня однажды.

За всех, кому ты так не по душе!

Они любви нас нелюбовью учат...

За то, что не переиграть иже

Ни вздоха, ни улыбки, ни созвучья.

За взлёты и ошибки сгоряча,

А быть иным — ни смысла нет, ни средства.

За прямоту надёжного плеча,

За чувство локтя, нет — за чувство сердца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может показаться удивительным., что великие

мысли чаще встречаются в произведениях

поэтов, чем, в трудах философов.

Декарт

В давние времена один правитель, беседуя с глазу на глаз с тайным соглядатаем, вернувшимся из соседнего враждебного государства, спросил:

— Сколько войска у соседей?

— Сто тысяч, — ответил соглядатай.

- Ерунда, у меня семьсот тысяч воинов.

- Вы просили узнать и об акынах...

— Да, сколько у соседей акынов, стихи которых знают наизусть в народе?

— Их семь.

- Тогда такое государство невозможно завоевать! — воскликнул правитель.

- Почему же? — удивился соглядатай.

— Семь акынов — это семь морей, семь гор... Разве можно переплыть семь морей и перевалить за семь гор? Когда семеро бросят клич с семи сторон, народ взбурлит и вспенится подобно морю, и встанет непреступ­ными горными вершинами. Я отказываюсь от своих замыслов...

У нас много хороших поэтов, но мало ярких талантов, сумевших под­няться на орбиту славы с космической энергией и с космической стре­мительностью. Олжас Сулейменов, посвятивший первую поэму "Земля, поклонись человеку!" Ю. А. Гагарину — гениальному подвигу человече­ства, особо выделяется мощью природного таланта и величием граждан­ского облика. Знаменитая поэма начинается следующими словами:

Разгадай:

Почему люди тянутся к звёздам!

Почему в наших песнях

Герой — это сокол?

Почему всё прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет — Высоким?

Эти строки наполнены могучей взрывной силой, клокочущей не­уёмной энергией. "Без открытий, без удивления нет искусства", — пи­шет Георгий Марков. Подтверждением этому является вулканоподобный талант Олжаса Сулейменова и поэма "Земля, поклонись человеку!", рож­дённая им. Неповторимых личностей порождает само время. Олжас Су­лейменов — Личность, которую явила наша эпоха.

В эпоху, когда жизнь настолько разнообразна, ускоренна и проти­воречива, трудно сделать исторические открытия или поразить своих современников ярким творением. Для этого ты должен быть особо ода­рённым человеком, всесторонне образованным и тонко чувствующим биение времени. Жизнь тем не менее дарит нам таких людей! Удивительно пророческий смысл таят слова Стефана Цвейга: "Открытие Востока — пос­ледний из трёх этапов грандиозного расширения европейского кругозора. Первым радостным потрясением для европейского духа было открытие ан­тичности собственного великого прошлого. Вторым событием такого рода — оно почти совпало с первым — явилось открытие будущего — в океане, который дотоле почитался бесконечным, всплыл на поверхность целый кон­тинент Америка. Горизонт отодвинулся в необозримую даль, в неведомые страны, причудливые растения возбуждали проснувшуюся фантазию, на­полняя европейский дух новыми замыслами и безграничными дерзания­ми. Третье, самое недавнее открытие — трудно даже понять, почему оно свершилось так поздно, — это открытие Востока для Европы".

Восточная культура, уходящая корнями в глубь веков, явила миру великих мыслителей: Аль-Фараби, Насими, Фирдоуси, Саади, Рудаки, Махтумкули и Абая. Сегодня среди таких ярких звёзд, как Чингиз Айт­матов, Расул Гамзатов, Мустай Карим, мы отводим особое место Олжасу Сулейменову, ставшему явлением в литературе не только силой творчес­кого дарования, но и доказавшего это истинной гражданской позицией избранного им пути. В стихах Олжаса, отличающихся глубинным поли­фоническим звуком слов, новшества формы используются не ради внеш­него эффекта, а порождены особым видением и глубокими раздумьями, которые благодаря бурному таланту его выплёскиваются через край.

У поэзии Олжаса, признанной мировой литературой, есть два кры­ла. В основе одного из них русская и западная классика, а другое насы­щенно восточной и самобытной казахской национальной поэзией. Поэто­му-то творчеству Олжаса Сулейменова присущи мудрость Пушкина, ро­мантизм поэзии Лермонтова, новизна и своеобразие Владимира Маяков­ского, глубина и сложность, отличающие творчество Андрея Белого, Анд­рея Вознесенского, Евгения Евтушенко, глубинное иносказание восточ­ной поэзии, широкий эпический размах казахского фольклора, огненное дыхание стихов Махамбета, глубокая, захватывающая в себя мысль по­эзии Абая. Такое явление редкое, когда каждый из этих отдельных самих по себе миров обретает своё новое качество в творчестве одного поэта. Вот почему творчество Олжаса Сулейменова, ставшего "вечной песней жизни под просторным небом", считается ярким явлением мировой литературы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Олжас Сулейменов — духовный наследник великих. Л. Н. Марты­нов оценивал его как "лингвиста по натуре, инженера-геолога по обра­зованию, поэта милостью божьей", говоря о нём следующее: "И — да не прозвучит это парадоксом — Олжас, щедрый в своих творениях на имена людские, не случайно столь скупо упоминает Чокана Валиханова ("Я бываю Чоканом! Конфуцием, Блоком, Тагором!") и Абая ("Но жив Абай, разоблачавший тупость и чванство девятнадцатого века"). Это всё потому, что близость к ним он рассматривает как нечто само собой разумееющееся, потому что фактически он сам является духов­ным их продолжением!.. В "Глиняной книге", занимающей большое место в творчестве поэта, сложный, многогранный талант ещё раз до­казывает глубину и своеобразие личного гуманистического мировоз­зрения, расширил не только тематические просторы сулейменовской поэзии, но и распахнул горизонт его поэтического мышления. Приме­ром тому могут послужить стихотворения поэта о космосе, красавице Африке, о Париже, об улицах Нью-Йорка, красном и чёрном гонце, гре­ческом зале, о площади Пушкина...".

Когда-то великий Гейне говорил о том, что трещина, появившаяся на свете, первым делом проходит через сердце поэта. Эти слова можно увязать с творческой судьбой и гражданским обликом талантливого и крылатого сына нашего народа, одного из ярчайших поэтов нашего вре­мени Олжаса Сулейменова. В этом и заключается причина того, почему понятны и общие для всего человечества, полные прогрессивных и гума­нистических идей мудрые размышления Олжаса Сулейменова, воспри­нимающего боль всего мира как свою боль. В одной из статей Мустай Карим писал: "Всякий истинный художник приносит в искусство свой восьмой, до него не существующий день недели или хотя бы несколько минут того дня в зависимости от величины его дарования". Это глубокое, обоснованное мнение можно отнести и к творчеству О. Сулейменова. Толь­ко следует добавить, что восьмой день недели поэта, историка, публици­ста и мыслителя Олжаса Сулейменова является особенно плодовитым. Свидетельством тому его звёздные стихи и научные исследования, став­шие достоянием золотого фонда всемирной литературы. Оставив в сторо­не десятки научных статей и доклады, прочитанные им, которые загоня­ли в тупик многих эрудитов и знатоков, вспомним только книгу "Аз и Я".

Несмотря на некоторые спорные предположения и выводы, вызвавшие в своё время горячие дискуссии, этот труд стал явлением в нашей культур­ной жизни, научным откровением и гражданским подвигом.

А недавно вышедшая книга "Язык письма", с новым, поистине рево­люционным взглядом на историю человечества и единство всех языков мира, возможно, будет по достоинству оценена лишь в грядущем времени.

Олжас Омарович Сулейменов своё сложное, многогранное творче­ство сочетает с широкомасштабной общественной деятельностью. Дос­таточно вспомнить возглавлявшееся им международное движение "Не­вада — Семипалатинск" и организованную им в прошлом десятилетии партию "Народный конгресс Казахстана".

"Лишь истинный сын прославляет свою страну" — гласит народная мудрость. Когда выезжаешь за рубеж или у себя на Родине встречаешься с представителями других народов, то они первым делом называют лучших сыновей и дочерей нашего народа, имена которых прославились на весь мир. Одним из них, несомненно, является и Олжас Сулейменов. На IX кон­грессе Международной ассоциации литературных критиков (МАЛК), про­ходившем в Алма-Ате, выступал известный французский романист, вы­дающийся литературный критик Робер Андре. При его словах: "Я рад, что казахское произведение "Юность Абая" Мухтара Ауэзова, а также стихи О. Сулейменова переведены на французский", мне невольно вспомнились строки великого Абая: "Есть любимый сын, люби его, он вполне достоин того". Ещё в 1986 году в индийском Бомбее, находясь в составе советской делегации, принявшей участие в V международной встрече "Запад — Во­сток", услышав высокие отзывы об Олжасе Сулейменове из уст видных представителей, прибывших из Америки, Англии, Франции, Японии, ФРГ, я вспомнил строки Евгения Евтушенко: "Талантов у нас много, дайте мне личность!". Да, мы не обделены талантами, но их у нас не так уж много. А таких, как Олжас Сулейменов, не только настоящих талантов, но выдаю­щихся личностей? Их единицы. А мы не только не умеем ценить то, что имеем, наоборот, ощущаем к ним зависть, стараемся не дать им взлететь высоко. Нас тянет за полы назад себялюбие, забота о личном благополу­чии, неумение видеть дальше юрт собственного небольшого аула.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В больших раздумьях "Возвысить степь, не унижая горы", опубли­кованных на страницах "Правды" (27 января 1989 года), Олжас Сулейменов заявил:

"Обобщённого научного знания о судьбах этого огромного куска Ев­разии не написано: концепция его не выработана. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы разоблачить ложный догмат, утверждаю­щий, что предки наши всегда только враждовали. Войны — это мгнове­ния, яркие, кровавые, но мгновения в исторических сутках. А сутки со­стояли и из светлых времён дня, когда люди жили, общались, торговали, обменивались орудиями ремесла, любили друг друга. Но и вражда тоже. Это нормальная, противоречивая жизнь любых обществ. Нужно восста­навливать летопись Мира в противовес летописи Войн. И тогда мы уви­дим, что наша встреча в XX веке не случайна, она состоялась не по воле гениев: подготовлена всем нашим прошлым. Словом, возвышаясь — не унижать, расти вместе, подниматься сотворчеством".

28 февраля 1989 года — лишь миг в бесконечности времени, значе­ние которого по достоинству смогут оценить только наши потомки. Этот день войдёт в перечень золотых дат истории нашей Земли. Переполнен­ный зал Союза писателей Казахстана не смог вместить всех желающих, всё людское море, которое бурлило и волновалось у здания Союза и внут­ри него. На трибуне — Гражданин, Поэт и Человек Олжас Сулейменов. Он зачитывает обращение к народам о создании общественного движе­ния "Невада — Семипалатинск", задача которого навсегда запретить тридцатилетние испытания ядерного оружия в Казахстане.

Есть люди, у которых обострено чувство боли и сострадания, сопере­живания ближнему. Есть люди, которые, как обнажённый нерв, сразу же реагируют на любое изменение в организме народа, есть люди, серд­ца которых всегда вместе с народом. О запрещении ядерных испытаний у нас, в республике, мы все говорили давно, много, но... друг другу.

И вот движение "Невада", во главе которого Олжас. Трудно передать, насколько слились люди в этот миг, насколько в унисон бились сердца. Справедливое распределение прибылей, получаемых от природных бо­гатств республики... И снова Олжас одним из первых заявил об этом во весь голос. Вопросы социальной справедливости, контроль над деятель­ностью министерств и ведомств, контроль за экологической обстанов­кой, содействие развитию отдалённых районов республики и другие во­просы — все самые болевые точки, на пульсе которых его рука.

"Я борюсь не за место в зале, а за трибуну", — заявил О. Сулейменов перед выборами ("Вечерняя Алма-Ата", 25 марта 1989 года). Не только слова, но и каждый мужественный поступок Поэта вызывают уважение. Олжас Сулейменов не только прекрасный Поэт, пламенный публицист, он настоящий борец. Поэтому его можно охарактеризовать словами Гёте, который писал:

Распаши врата мне шире,

Не глумись над пришельцем!

Человеком был я в мире,

Это значит — был борцом!

Объявивший мир, впитавший миллионы народных судеб эпох те­перешних и минувших, Олжас всегда готов откликнуться на просьбы и боли любого человека. Он отдавал свои личные сбережения бедствую­щим Арала, жертвам декабрьских событий он купил квартиры, помо­гал восстанавливать справедливость несправедливо обиженным. Ибо подлинный гуманизм, человеколюбие, доброта души не могут быть без­адресны, а направлены на конкретные цели, на конкретных людей. Ибо Олжас Сулейменов многомерен, он обладает видением провидца, осознаёт значение гуманистических основ человеческого бытия, осоз­наёт ответственность за грядущее Человечества!

Зерно, упавшее в определённую, ему природой предназначенную почву, может дать всходы лишь тогда, когда вберёт в себя все необходи­мые для его роста питательные соки. Искра Божья, заложенная в челове­ке, вспыхивает многокрасочными сполохами, когда человек осознаёт себя сыном Земли, независимо от вероисповедания, цвета кожи, идеологии.

Каждая эпоха в истории любого народа, как и казахского, даёт миру выдающиеся Личности, настолько неразрывно с нею связанные, на­столько вобравшие в себя все её основные вехи, настолько отражающие и поглощающие все её перипетии и надежды, что через познание значе­ния этой Личности лучше познаёшь и саму эпоху. В казахском народе имена великих Абая, Чокана, Аблая, Толеби, Казыбек-би, Каныша, Мухтара говорят о минувших днях много яснее, чем сухая констатация фак­тов прошедших веков. Сегодняшняя история делается нашими руками, нашими делами и нашими помыслами и такими нашими Личностями, как Олжас Сулейменов. Хотя оценить сполна значение того или иного события в истории можно лишь с высоты прожитых лет, издалека. Всё великое вблизи кажется не таким большим и цельным, как издалека, ибо только вблизи видны все изъяны, гора — лишь наклонная дорога вверх, лишь земная твердь. Разве дано видеть, насколько высока верши­на горы с её подножья, если рядом гряда горных хребтов?

САБИТ ДОСАНОВ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, что писал азербайджанский писатель Эльчин о травле Олжаса Сулейменова официальной исторической наукой в СССР.

Дмитрия Лихачева называют "совестью русского литературоведения".

Оно конечно, и "совестливый человек" может ошибаться, не исключается и его не совсем верные заключения, потому как даже самому совестливому человеку не чуждо все человеческое, в том числе и заблуждение.

Однако, когда "совестливый человек" в условиях травли и тотальной критики, направленной по приказу официальной идеологии против молодого автора, воспользовавшись создавшейся ситуацией, в которой объект критики и травли в силу своей "нерусскости" оказывается в этом противостоянии слабой стороной, наносит удары (ниже пояса) "противнику"(1), это производит довольно-таки тяжкое впечатление, вызывает неверие в человеческую порядочность и порождает вполне естественное в этом случае чувство обиды.

После двухдневной полемики на этом форуме с некто представившемся лицом казахской национальности,(ник,это не имя,не фамилия, это некто...)я в растерянности... никак не могу поверить, что роль официальной русской идеологии по травле Олжаса взял на себя на казах. Это нонсенс.

Единственным оправданием этому может быть совершенное незнакомство с тем огромным океаном Олжасовского творчества, который покорил не только Азербайджан, но и весь мир. Поэтому я открыла эту тему, дабы восполнить пробел в духовном, культурном и моральном пробеле воспитания некоторых молодых ( а может быть и не молодых...) личностей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Азербайджане действительно любят и почитают Олжаса Омаровича. И если до январских событий 1990 года, его боготворил узкий круг информированной интеллигенции за его поэзию и труды по истории и лингвистике, то после кровавого января о нем знали, уважали и считали своим все азербайджанцы.У нас говорят, что настоящий друг приходит к тебе не тогда когда у тебя все в порядке, а тогда когда ты в опасности. Олжас Сулейменов в те дни показал себя настоящим другом и братом этого народа. Прилет в Баку тогда требовал огромного человеческого мужества. Можно было легко погибнуть, как и сотни бакинцев, и никто не ответил бы, списав все на издержки военного времени. А Баку тогда был действительно безоружным, но окупированным по всем законам войны городом.

Ниже приводится статья о тех событиях...

Олжас Сулейменов пишет: "Азербайджан я полюбил давно. Видел эту страну в 70-е, в начале 80-х - цветущую, поэтически возбужденную. Юбилеи Низами, Физули, Дни советской литературы. Все эти поездки случались летом, поэтому образ этой земли - сочная зелень, цветы, фонтаны, гранатовое шампанское, загорелые дружеские лица. Зиму я видел Баку только однажды. В черном январе 1990 года. Автомобили, раздавленные танками, вместе с людьми...".

В Азербайджане всегда будут помнить, что 22 января 1990 года больной, с высокой температурой, для моральной поддержки, в чем особенно нуждался Баку, прилетел Олжас Сулейменов.

После отлета Сулейменова его помощник Алмаст Естиков должен был продолжить сбор документов и свидетельских показаний, которые были необходимы Сулейменову. Тут же после отлета Сулейменова, 31 января 1990 года, Естиков был арестован 4 отделом КГБ и отправлен в следственный изолятор №3 в поселке Мардакяны. Его арестовали в гостинице "Апшерон", где он проживал. У него были изъяты все документы, фотоаппарат, отснятые пленки, личные вещи.

http://www.sultanov.azeriland.com/impery/impery_1/page_05.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Последние 10 лет, я часто замечаю. что стал заново пересматривать свои взгляды на прошедшие давно события. Как говорил Сулейменов, в моей библиотеке хранятся только те книги, к которым я время от времени возвращаюсь. Так вот, я переживаю и переосмысливаю только те моменты в моей жизни,которые оставили глубокий след.

Помню,(еще в 80-х) что на республиканской олимпиаде по рускому языку и литературе среди национальных школ, жюри удивились,почему я выбрал отрывки из поэмы О. Сулейменова "Земля,поклонись человеку",. Почему? "Ведь он не русский поэт!" "Да, пишет на русском, но не русский!". Тогда моя учительница спросила: "А зачем тогда мы проводим олимпиаду в нац.школах? Зачем учим русский язык? И ЛИТЕРАТУРУ?" Споры были такие долгие, что я после этого, по приезду домой заново прочитал поэму, хотя знал ее наизусть. И поверьте,до сих пор перечитываю, и сегодня перечитал после Ваших постов, и заново открылись мне новые неизвестные и пропущенные мной мысли поэта. В моей библиотеке хранятся только те книги,к которым я время от времени возвращаюсь! Первая книга - книга О. Сулейменова!

Два казахских поэта - О. Сулейменов и М. Шаханов действительно в начале 2000-х были направлены послами РК в разные страны. По моему, это было похоже на ссылку. Это были люди,которые могли взбунтовать народ одной строкой своих стихов, или же успокоить. Наверное,они здорово мешали...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда относился к данному человеку положительльно, есть симпатия за полигон, хотя все-таки Бозтаев был зачинателем.

Детские шалости типа АЗИЯ на мою оценку данного человека не особо повлияли, как относился так и относился

Но вот после его прогиба в ВКО насчет референдума о продлении полномочий у меня к данной персоне сложилось немного отрицательное мнение. Не стоило Олжасу на старости лет так позорить себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважал Олжаса именно за "АзиЮ", "Тюрки в доистории", однако если его встречу, буду здороваться с ним или нет сто раз подумаю:

http://www.geokz.tv/article.php?aid=11857

ОЛЖАС пен МУХТАР

Эту маленькую пьесу казахстанского автора я случайно выловил в глубинах Интернета. Написана, если не ошибаюсь, в 90-х годах. Сама книжонка называется «Ветер с улицы». В ней несколько коротких пьес, рассказы, стихи. Однако меня заинтересовала именно эта вещь. Думаю, что в свете нынешних событий она звучит весьма актуально. Во всяком случае, я прочел ее с большим удовольствием.

Нурлан Мынбаев, любитель неоклассической драматургии

ОЛЖАС пен МУХТАР

(пьеса)

В приемной председателя комитета сидят в ожидании посетители. Вдруг открывается дверь и входит Ол­жас. Все почтительно встают, здороваются.

"Ого, сколько вас!" - удивленно восклицает Олжас-председатель. В руках у него дымящаяся сигарета. Не отвечая на приветствия, окинув присутствующих небрежным взглядом, он направился в свой кабинет. Затем вдруг неожиданно обернулся и выбрав наугад одного из посетителей, приблизил к себе и стал нарочито внимательно слушать его сбивчивую речь.

И тут его как будто осенила гениальная мысль. Отстранив в сторону назойливого посетителя, он делает шаг вперед… Выходит на сцену... И начинает вдохновенно декламировать.

"Семипалатинский полигон - это боль казахского народа! Величайшая трагедия человечества! Мы должны приложить все усилия, чтобы закрыть его навсегда. Необходимо покончить с диктатом военных. Движение «Невада» ставит перед собой целью избавить мир от смертоносного оружия"

И тут на сцену стремительно врывается Мухтар с толпой поклонников. Резкие, угловатые движения. Он говорит громко, торопливо.

"Впервые в истории человечества на глазах у одного поколения погибло море. Аральское море - это наша трагедия! Мы должны сделать все возможное, чтобы спасти его. Международное движение, которое мы организовали, ставит перед собой целью защитить права человека в Казахстане. Мы должны разобраться с декабрьскими событиями 86-го года. Необходимо привлечь к ответственности прокуроров и военных. Это они во всем виноваты! Это была их преступная инициатива! Все мы знаем, что Г. Колбин покинул этот мир, и теперь я могу смело заявить: Во всем виноват Колбин! Более того, мы можем, наконец, сказать о роли Горбачева в декабрьских событиях. С самого начала он лично руководил этой операцией. Когда уйдет в отставку нынешняя власть, мы скажем об их участии в этой истории. Нам стало известно о количестве жертв..."

Из глубины сцены раздается угрожающий окрик. Мухтар испуганно вобрал голову в плечи, замолк, озирается по сторонам, торопливо вынимает платочек из кармана, сморкается и продолжает дальше.

"Погибло всего три человека... То есть я хотел сказать два человека. Официальная статистика гласит, что погибло два человека. По нашим данным - два или три человека... Примерно, два с половиной человека. Но если округлить, то получится – ровно два!"

Олжас раздражен его появлением, бросает неприязненные взгляды. Воспользовавшись заминкой Мухтара, обращается к слушателям.

"Сейчас, в период развития демократии, мы должны сказать, что кроме Семипалатинска есть и другие места в нашей стране, где проводятся опасные эксперименты. Это... "

И снова грозный окрик. Олжас замолк, стоит неподвижно, открыв рот. Затем, спохватившись, поправляет прическу и продолжает.

"Это место называется штат Hевада в Америке. Демократия - хорошая штука! Но я против демократии, если она стоит слезинки замученного ребенка. Нам не нужна демократия, если она приводит к войне. "

МУХТАР: Да, что вы его слушаете?! Полигон давно закрыт. Вы лучше спросите, куда он девал деньги своего фонда?

ОЛЖАС: Мы организовали движение "Народ и рынок". Вот газета "Народная Азия"... Мы должны научить народ жить в условиях рынка. Мы должны ввести народ в народный рынок. Кроме того, мы создали партию "Народный конгресс"... У нас здесь - все народное!

Между ними начинается словесная перепалка, которая грозит перейти в потасовку. И тут из глубины сцены выбегает молодой человек.

"Тише! Тише! Хозяин идет! "

Олжас и Мухтар мгновенно преображаются.

На сцену в окружении свиты выходит важный человек с большим животом. Олжас и Мухтар угодливо сгибаются перед ним, улыбаются, бросаются к протянутой руке, исступленно трясут ее. Колени трясутся, подгибаются. Они опускаются все ниже и ниже. И вот уже присели на корточки. Хозяин снисходительно гладит их по головам. Разомлев от счастья, они прижались к нему. Каждый обхватил по хозяйской ноге, и тянут в свою сторону. Ноги хозяина раздвигаются.

"Эй, вы что?! Порвать меня хотите?! - сердито ворчит он. ....

Дальше уж совсем ненормативно и только после 18-лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Два казахских поэта - О. Сулейменов и М. Шаханов действительно в начале 2000-х были направлены послами РК в разные страны. По моему, это было похоже на ссылку. Это были люди,которые могли взбунтовать народ одной строкой своих стихов, или же успокоить. Наверное,они здорово мешали...

У меня другое мнение. Я считаю, что их направили послами несмотря на полнейшее отсутствие дип. образования и дип. опыта, за их "заслуги" перед НАН - первый за свою лояльность, второй за замалчивание информации об декабрьских событиях, ставшей ему известной в архивах.

Мешать они никак не могли, об этом свидетельствует хотя-бы приведенный Атыгаем отрывок из пьесы о "лобызателях".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда относился к данному человеку положительльно, есть симпатия за полигон, хотя все-таки Бозтаев был зачинателем.

Кешрим Бозтаев на съезде не выронил ни слова, в отличии от Сулейменова. Даже кемарил. А на вопрос о полигоне по областному ТВ сказал, что "Олжас Омарович выступил исчерпывающе и добавить к этому нечего".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После отлета Сулейменова его помощник Алмаст Естиков должен был продолжить сбор документов и свидетельских показаний, которые были необходимы Сулейменову. Тут же после отлета Сулейменова, 31 января 1990 года, Естиков был арестован 4 отделом КГБ и отправлен в следственный изолятор №3 в поселке Мардакяны. Его арестовали в гостинице "Апшерон", где он проживал. У него были изъяты все документы, фотоаппарат, отснятые пленки, личные вещи.

Что за Алмаст Естиков, это не Казах Алмас Естеков, который пишет на www.zonakz.net всякий бред вроде этого гороскопа

http://www.zonakz.net/blogs/user/kazax_almas_estekov/15071.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за Алмаст Естиков, это не Казах Алмас Естеков, который пишет на www.zonakz.net всякий бред вроде этого гороскопа

http://www.zonakz.net/blogs/user/kazax_almas_estekov/15071.html

Бакытжан Жуламанов???!!! :lol::o:( И про него речь???!!! Это же человек (мальчиш-плохиш) со стороны, купивший должность акима г.Павлодара, он слова то сказать не может. Кошмар!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кешрим Бозтаев на съезде не выронил ни слова, в отличии от Сулейменова. Даже кемарил. А на вопрос о полигоне по областному ТВ сказал, что "Олжас Омарович выступил исчерпывающе и добавить к этому нечего".

Не особо знал об этом, просто слышал инфу о том что написал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что за Алмаст Естиков, это не Казах Алмас Естеков, который пишет на www.zonakz.net всякий бред вроде этого гороскопа

http://www.zonakz.net/blogs/user/kazax_almas_estekov/15071.html

Бред еще тот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда относился к данному человеку положительльно, есть симпатия за полигон, хотя все-таки Бозтаев был зачинателем.

Детские шалости типа АЗИЯ на мою оценку данного человека не особо повлияли, как относился так и относился

Но вот после его прогиба в ВКО насчет референдума о продлении полномочий у меня к данной персоне сложилось немного отрицательное мнение. Не стоило Олжасу на старости лет так позорить себя.

Талант может и не пропьешь, а вот совесть кажется можно и пропить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда относился к данному человеку положительльно, есть симпатия за полигон, хотя все-таки Бозтаев был зачинателем.

Детские шалости типа АЗИЯ на мою оценку данного человека не особо повлияли, как относился так и относился

Но вот после его прогиба в ВКО насчет референдума о продлении полномочий у меня к данной персоне сложилось немного отрицательное мнение. Не стоило Олжасу на старости лет так позорить себя.

Вся шумиха о референдуме заставила всех четко публично определиться - или ты открыто заявляешь о своем котлякстве (лобызании ног казахбаши) или ты честен перед народом и перед своей совестью.

К сожалению многие заслуженные представители казахской интеллигенции, в т.ч. и Олжас, продали черту душу - духовность обменяна ими на материальные блага.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с другой, практичной стороны, зачем столько денег тратить, раз все равно получится так, как должно получится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, Вы не одиноки в своей мысли, многие так думают, особенно в аулах и в нуротане, поэтому и казахбаши командует среди башиказахов :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы меня не поняли. Я имею в виду то, что на выборы уйдут больше денег. Его по любому подтасуют и победит Назарбаев. Согласны? Так есть ли смысл чтолько денег закапывать? А вы, как сотрудник КТЖ, разве не являетесь членом Нуротана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни в коем случае к нуротану отношения не имею никакого и иметь не хочу, как говорится в партиях не состоял. Если честно, то поучаствовал бы, но такой к сожалению еще нету. :lol:

Обо всех этих 5 млн. подписей могу иметь твердое мнение по тому, что:

1. У меня на работе в Новом году зайца принесли листки с разлинованной уже таблицей (формата Excel :) ), с ф.и.о., должностями и пустыми графами для подписей. Вопрос - кто осмелится отказаться оставить не подписанную чистую графу??? (Ваш покорный слуга оставил, но боюсь, что кто-то расписался за меня);

2. У дочери в ВУЗе обзванивали всех студентов требуя, что кто не распишется, тот будет отчислен;

3. У моего бажи в ауле (для братьев монголов - баж :) ) сельский аким в компаниии секретарши объехал все дома с таким же листком, утверждая (!), что президент остается (!) на новый срок (поди сам аким не знает в чем кухня, интересно, он школу оканчивал? :D ). И это на севере! А что с югом?

Вот Вам и все 5 млн. подписей...

А казахских (т.е. народных) денег никто в нынешней власти не жалеет - трилионы ушли на никому не нужную столицу, трилионы уходят на никому не нужные самиты и азиады и прочее, не говоря уже о широченных карманах (притча: в истории был небезызвестный Иван Калта, пордон, Калита - сейчас есть тысячи казахских Калитов - Нуреке Калита, Рахе Калита, Тимур Калита и т.д., уж мне ли Вам перечислять?). Надо понять всем одно - это всё нужно одному человеку для его же имиджа (да, я забыл упомянуть тех, кого кормит этот режим, они до конца заодно - терять головы вместе).

И потому, в решении вопроса о противостоянии автократии деньги играют в РК последнюю роль - уж для этого они найдутся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

А казахских (т.е. народных) денег никто в нынешней власти не жалеет - трилионы ушли на никому не нужную столицу, трилионы уходят на никому не нужные самиты и азиады и прочее, не говоря уже о широченных карманах (притча: в истории был небезызвестный Иван Калта, пордон, Калита - сейчас есть тысячи казахских Калитов - Нуреке Калита, Рахе Калита, Тимур Калита и т.д., уж мне ли Вам перечислять?). Надо понять всем одно - это всё нужно одному человеку для его же имиджа (да, я забыл упомянуть тех, кого кормит этот режим, они до конца заодно - терять головы вместе).

И потому, в решении вопроса о противостоянии автократии деньги играют в РК последнюю роль - уж для этого они найдутся.

Почему столица никому ненужная? После "елбасы" будет забытым и исчезнувшим в песках? :blink:

Вроде нормальный, красивый и современный город.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всякий историк, немного политик, всякий политик немного историк.

История - продолжение политики. Политика - продолжение истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...