Перейти к содержанию
Hadji-Murat

Тюркские элементы в нартовском эпосе

Рекомендуемые сообщения

Тюркские элементы в нартовском эпосе

Немало в эпосе встречается этнографических деталей, имеющих параллели в прежней культуре казахов (напр., традиций, связанных со смертью мужчины-хозяина, см. tul qatyn: "И прядь своих волос в последний путь / Она кладет усопшему на грудь" , tul at: "И посвятили павшему коня / Обычай древний благостно храня"; Сатана советует Созырко перед битвой с Тотрадзем: "И в бубенцах пусть будет конь твой весь". А вот что писал исследователь Георги о казахах: "Во время войны навешивают они на себя великое множество колокольчиков и побрякушек, которые производят страшный шум и пугают неприятельских лошадей").

На счет Казахстана, там был Народ Иссидон(эс), согласно Геродоту один Аристэй говорит что Иссидон(эс) оттеснили Скифов на Запад

Чуть северней Казахстана есть река Исеть.

В Иронском и Дигорском Слово Дон=Река, Вода, так же в Иронском Дон=Место а в Дигорском Дойна=Место, а Суфикс "Т" множественое число для обозначения народа или народных пренадлежностях.

Сравните теперь

Иссидон(народ)-Исеть(река)

Аландон(народ и соименая река)-Алонта(Историческая река, и в другом случае мифический народ сказаний)

Удон(народ и соименая река)-Утии(народ)

Мифический Дигорук предок Дигорцев тоже оттуда ->

,,Дигорук,,Дигорское сказание(записалТ.Г-зов),,Терские ведомости,,1913год№2(ПЕРЕДАЮ(Болат) В СОКРАЩЕНИИ)

Рассказ Косе

,,Расскажу я вам предание старины глубокой о Дигоруке многосильном и несчастном,предание,которое часто слышала я в детстве от дедушки…Было это давно,когда эти грозные горы заселяли лишь дикие звери.Этот край ещё несовсем был покинут ИЗАДАМИ НЕБЕСНЫМИ,на его царственных вершинах ещё кое-где дымились их священные костры..И пришел в эти дебри Дигорук ИЗ ДАЛЁКИХ ДАЛЁКИХ СТРАН,из стран где ШИРОКИЕ СТЕПИ,как море безбрежны,где реки спокойны ,а озёра зеркальные играют на солнце.И пришел он сюда не по доброй воле,его пригнал ФУД-ЛАГ(злой человек,враг).Не легко расстался Дигорук с родными степями,и не даром достались они Фуд-лагу,много вражеской крови впитали они в свои недра,прежде чем Дигорук покинул их.Много лет Он боролся с Фуд-лагом,много раз обращал его в бегство и прогонял из пределов своей необьятной земли.Но от долгой,жестокой борьбы мощные силы Дигорука стали слабеть,истощаться.Не выдержал Дигорук и бежал,гнался за ним Фуд-лаг.Наконец он достиг Уруха могучего.И пошел Он по ней вглубь,в эти дебри после ДОЛГОГО ПРИСЛУШИВАНИЯ к рёву и клокоту реки,и построил себе жилище(завёл дружбу со зверями хищными).Взмолил Дигорук изадов,чтоб охраняли его от Фуд-лага,и стал поклоняться их священным кострам.С тех пор эта страна и назвалась Дигорией.Фуд-лаг увидев рёв Уруха ,решил что Дигорук утонул в них и вернулся обратно,,Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах,том 6.Владикавказ 2006г

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Köp rahmet! Действительно, в образе Сырдона (Ширдона) есть элементы его звериного (нечеловеческого) начала.

остальные переводят его Имя как Шипящая вода

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А к горным хребтам Европы, названия которых могут объясняться из тюрки, могу добавить Альпы и Балканы. Тоже будете нервничать? :)

про Карпаты не знаю, Но Альпы точно не из Тюркскского,

А Балканы точно из Тюркского это все знают, но Балканы раньше Балканами не назывались

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но те сведения, которые были представлены Вами, David, неоценимы. Большое спасибо за интересную информацию! Знаю, что определенное время было потрачено на поиск, подборку и письменную передачу соответствующих фактов.

Спасибо за хорошие слова, ваша информацыя тоже очень интересна.

1. Некоторые персонажи, указанные Вами, в других версиях, по-моему, не встречаются. Например, герой Рустам сражается с Кудзидзихами (Собакоротыми), т.е. - по Вашему мнению - с хазарами. Здесь, вероятно, обнаруживается влияние поэмы "Шах-намэ", в сюжете которой говорится о том, что Рустам одерживает победу над Каджаром (Хазаром), вождём "волчеголовых" - воинов, знамёна которых были украшены золотой головой волка - тотемного животного древних тюрок. Следует вспомнить известные от Британских до Японских островов древние мифы о народе-песьеглавцах.
Нарт Рустем не из Нартских сказаний, а из Ирских сказаний

В Ирских сказаниях Иры(="Росшие") и Кудзидзихи(="Собакоротые") подружились, и Царя Кудзидзихов никто не побеждал.

В Ирских сказаниях Нарты(="Наши огненые") на Западном Кавказе, Иры на Волге, а Кудзидзихи переселялись с Востока, два этих народа как будто слились в один, и у Осетин бытовали имена с приставкой Кудз(Собака), Саукудз(=Черная Собака) и так далее.

По полу-историческим данным Псевдокалистэна народ Собакоголовых(Кинокэфал) людоедов в 4 веке до н.э, и еше 20 народов находятся к Северу от Каспийских ворот.

2. Имя героя "Ир-Барак" очень напоминает тюркское Ir-Baraq ~ Er-Baraq, букв. "Мужественный Барак" или "Герой Барак". В связи с этим упомянем историческое лицо - Барак-султана (Барак-хан шейбанид, внук Абулхаир-хана, известен также под именем Науруз-Ахмед, был владетелем г. Ташкент). По-тюркски baraq iyt - порода длинношерстной собаки (видимо, имя-оберег). Кажется, в средневековых письменных трудах упоминается племя "ит-барак" (вероятно, названное по имени предводителя).
Ир-Бараг="Росший Всадник" в Осетинском

3. Факт упоминания в варианте нартовского эпоса реки Итиль под новым названием Ольга - признак того, что сказители заменили им старый тюркский гидроним в текстах осетинских сказаний относительно недавно, уже в новое время, т.е. когда им стало известно русское название великой реки - Волга, возможно в XIX в.

Идыл можно найти в Нартских сказаний вместе с названием Стырдон

Царциатские сказания не имеют связь с Нартскими сказаниями, в Царциатских Сказаниях два названия Волги, Олгъа(не Ольга) и Æстурдон.

Царциатские сказания расказаны на более архаичном языке чем Нартские.

Само название сказаний Царци-Сарци мне напоминает Аорсов

а название Æстурдон название народа Æстуриканов которые жили северо-восточнее Амазонок на юге Волги

4. Относительно названия "Чёрные горы". В тюркской географической номенклатуре Ala dağ ~ Ala taw, букв. 'Пёстрые горы' - горные хребты, на склонах которых участки, покрытые растительностью, чередуются с белами пятнами снега и каменистыми россыпями; Qara dağ ~ Qara taw, букв. 'Чёрные горы' - средние и низкие горы и хребты с пустынной, полупустынной или степной растительностью (в отличие от Ала-тау летом не имеют снежного покрова). Название "Чёрные горы" встречаются там, где обитали тюркские племена (Балканы - Чёрногорье, Сев. Кавказ, Южное Закавказье, Казахстан). Иногда, в сложных названиях слово taw опускается. Например, в Казахстане есть город Джетыгара < Jetiğara < Jeti qara (taw) - Семигорье, в ВКО близ с. Уш-Биик - небольшой массив Qızıl-qara (qızıl 'красный') и гора Nayza-qara (nayza 'копьё'). В осетинском варианте нартского эпоса встречаются похожие географические названия: "Собрались великаны Семигорья, | Пошли они к границе нартов вскоре"; "В густых лесах на дичь он той порою | Охотился за Чёрною горою" (о нарте Хамыце).
В религиозном языке Осетин Сау="Черное" и слово "Семь" самые главные слова

По Цецу(12 век.) по Алански Саунге=Свешеник

По Дигорски Саугин=Свешеник, по Иронски Сауджын=Свешеник

Везде в сказаниях Семиголовые Уаиги и много чего с Семеркой

Греки записали что город на Крыме "Феодосиа" переиминовался на Ардавда что как они пишут по Алански или по Таврийски означает Ардавда=Семибожье,

По Осетински Ард=Клятва, Авд=Семь

Есть и Авд дзуары=«семь божеств»–, Авд дзуары в осетинской мифологии одно из древнейших божеств, но это из словаря моё мнение другое

Дословно Авд дзуары=Семь Слов (Семь Слов Бога Хуцау)

и как похоже Аланотаврийское Ардавда=Клятв Семь(Греки переводшики поняли как Семибожье), и Осетинское Авд дзуары=Семь Слов (переводшики поняли как «семь божеств»)

5. "Земля Гумиров" - территория, где обитали великаны-гумиры до нартов, которые позже заселили эти места.

в Нартских сказаниях Дух Огня сжег Гумиров после чего Бог создал нового человека Нарта Сэуасса

В Царциатских сказаниях Царцы уничтожали Гумиров, а Нартов считали потомками Гумиров

6. Очень интересным для меня оказалось Ваше мнение о соответствии греческого слова pontos и осетинского ford ~ furd со значением 'море'. Известно, что словом "Понт" античные греки называли Чёрное море. Ахсайна форд 'Тёмное, мутное море', ср. кабардинское название Чёрного моря - Ahın (Ахын) и тюркское слово aqın ~ ağın 'течение (воды); поток'; быстрое движение (см., напр., казахск. ağındı at - конь большой резвости).

Понд не Черное море, Понд=Море

был Сикелийский Понд, Пропондид, Элиспонд и другие Понды

Черное море было Эвксин Понд="Хорошее для иностранцев море", а раньше его называли Аксейн Понд="не хорошее для иностранцев море", или "не хорошее море", Греки зная это название Аксейн Понд не хотели идти на это море, и как сами говорят умно переименовали его

7. В сопоставленных Вами словах pont(os) и ford, если они действительно гомогенны, следует отметить редкое, необычное чередование согласных [n] и [r]. Подобную альтернацию звуков я обнаружил в следующих парах: тюркск. ant ~ and и осетинск. ard 'клятва', казахск. kirt 'оплот; место обитания' и адыгейск. kint ~ çirt 'название местности в нартском эпосе' и адыгейск. kint (kinther - мн. ч.) ~ çint (çinther - мн. ч.) - народ, враждебный нартам (в карачаево-балкарск. эпосе: Kint - нартский аул, расположенный на берегу реки Адил, т.е. Atıl - Волги).

слово Фурд еше ближе к слову Фиорд

насчет народа Чин-та(Чин-ы) которые разговаривали на языке Хати-аг(Хатийский), этот язык знали и Нарты,

Есть мнение что Хати-аг это или язык Синокавказский Хатский(родственик Адыгского), или язык Хатили(Хетский)

и что Хатайский(Северокитайский) потомок Хатского.

и что часть Чинта это Китайцы, часть Нартов Ахсартагатов это Юэти(Юэджи), часть Нартов Бората это Хуны

Генетически почти доказано что часть G2a и R1b1b2 начали с Анатолии добрались до Китая и потом повернули в Европу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нартовский эпос органично вошёл в устное народное творчество осетин, адыгских народов и карачаево-балкарцев (в культуре других кавказских народов он занимает более скромное место). Знакомство с произведениями “Нартиады” позволило увидеть то, что многие сказания имеют варианты даже в фольклоре одного и того же народа. Одни и те же сюжетные элементы и ходы могут оказаться связаными с разными персонажами эпоса. Со временем возникли циклы сказаний, в центре которых находится тот или иной герой-нарт. В некоторых мифах появляются действующие лица, имена которых известны в исторических памятниках письменности или сказаниях народов, живущих далеко за пределами Кавказа.

Таким образом, язык оригинала “Нартиады” – это язык того народа, в творчестве которого известен нартовский эпос или бытуют отдельные сказки, где упоминаются нарты (осетинский, адыгейский, абхазский, кабардинский, карачаево-балкарский, чеченский, кумыкский и т.д.).

Нижеследующие стихи (на языке оригинала) из эпических произведений о нартах, думаю, не требуют перевода для лиц, владеющих одним из тюркских языков:

Qara-çığız, nartla® eli’ne uzaq’dan:

Köre esegiz, ullu quwum-quwançla®.

Alanla®, biz a jortuwul’dan kelebiz.

Joluqğan’nga qısha salam berebiz.

Söyleşsek a, elgendirmey ketebiz.

Jer üsü’nde Debet kibik ösmegen-di,

Qalqanları’n qılıç kesmegen-di.

Qılıçları, taw’nu ursang, jarğan-dı.

At’ha nalla® alğa Debet salğan-dı.

An’dan halq’ğa töre bolup qalğan-dı.

Şubadina ulu Raçıqaw – nart ulusu-du.

Nart içi’nde çıntdı qarıwlusu-du.

Mıyıqları’n gırmıkla®’ça burğan-dı,

Duşmanları’n Eliya’ça urğan-dı!

Здесь следует дать некоторые пояснения. Известно о том, что усилиями византийских миссионеров народы Северного Кавказа в средние века были христианизированы (но позже многие из них приняли ислам). Однако местные языческие представления и обряды в быту сохранились, лишь покрывшись православным флёром; например, всего лишь поменялись имена членов пантеона при сохранении их прежних характеристик. Образ бога-громовержца был реанимирован в виде Святого Георгия (осетинск. Uas-Tırdjı ~ Uats-Kergi ‘Св. Георгий’, кабардинск. Aus-Gerga ~ Auş-Ger ‘Иисус Христос’) и библейского пророка Илии (Eliya, мусульманск. Iliyas-payğambar, Hıdır-Iliyas, Hıdrellez, Hıdır-nebiy, казахск. Qızır-ata, Qıdır-baba и т.д.).

Мне, например, интересны варианты не только карачаево-балкарского, но осетинского и адыгского эпоса о нартах. Вы, наверное, ясно понимаете, что для его исследования переводные тексты соответствующих сказаний на русском языке - не самый подходящий источник, так как немало сопутствующей сюжету лингвистической информации оказывается недоступной, попросту говоря, теряется. А ведь этимология определенных слов, в том числе: топонимов, антропонимов, теонимов, названий этнографических реалий (этнографизмов) и т.д. – немаловажный (лингвокультурологический) аспект при изучении генезиса эпоса. Например, многие ныне широко распространенные элементы культуры возникли когда-то в одном определенном месте; затем они усваивались, трансформировались, совершенствовались и т.д. – в результате стали культурным достоянием разных народов. То же можно сказать об истоках нартского эпоса – первоначально он возник в среде древних близкородственных племен. Этнографические детали, некоторые лексические единицы и географические названия, сохранившиеся в эпосе, свидетельствуют о том, что творцы эпоса – кочевники Северного Предкавказья, Приазовья и западной части Казахстана. Вероятнее всего, создателями эпоса были киммерийцы, скифы, сарматы, булгары, хазары и гунны.

Создателями Эпоса были СиноКавказцы

Создатели имени Нарт и Имён первых Нартов были СиноКавказцы разговариваюшие на ИндоИранском языке создатели имён "третьего" поколения Нартов были СиноКавказцы знаюшие Ностратские(Алтайские и ИЕ) языки

тоесть потомки Хатов и Касков(и близских им) создали Нартский Эпос

Гдето в Афганистане развилась сильно одна из версий

под конец видим влияние на ветви этого эпоса людей живших От Китая и Монголии до Западной Евразии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пусть не будет вам это странно, Нартские сказания связаны с железом и сталью и с гаплогрупой G2a

Жили были Хатты с выпуклым носом (с выпуклым носом как некоторые Грузины)с гаплогрупой G2a держали они тайну о железе пришли Амазонки с ИЕ(или Ностратами) с Севера и Пираты с Моря, стали Хаты Хетами с нормальным носом и распространились они потом с Другими Анатолийцами по миру, те кто не смешывались сдержали эпос почти без ошибок. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть мнение:

Сравните орхонские рунические тексты тюрков с нартовскими: "Когда Тейри сотворил голубое небо и землю, между ними появились нарты" (Эпос "Нарты", с.51).

При этом, большинство личных имен нартского эпоса народов Кавказа тюркские, как и все в основном встречаемые топонимы и гидронимы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я недавно наткнулся на Барбарские(Не Греческие) Имена Причерноморцев Скифо-Савроматского периода , и то что интересно часть их сходны с Нартскими Дигорского и Кабардинского сказаний.

Вот имена ->

Αταμάζας -> Атамаз-ас

А у Нартов есть Ацамаз

Ουαράζμακος -> Уаразмак-ос

А у Дигорских Нартов есть Уаразмаг и Оразмаг

есть так же и Δαναράζμακος Данаразмак-ос

Ξάρθανος и Σατράκης -> Ксартан-ос и Сатрак-ис

А у Нартов есть Хсартаг и Хсартагат

Σοζιρσαυος -> Созирсав-ос

А у Кабардинских Нартов есть "Смуглый Созирко", а с Осетинского Созирсау=Смуглый Созир

Βορυς и Βώρακος -> Бор-ис и Борак-ос

А у Нартов есть Бора и род Бората

Φαρνούγος и Φαρναγος -> Фарнугъ-ос и Фарнагъ-ос

А у Нартов есть Бора-Фарнуг

Ζεύακος -> Зэвак-ос

У Дигорцев есть Зеваг

Ζαρινα -> Зарина

Популярное имя у Осетин Зарина

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я недавно наткнулся на Барбарские(Не Греческие) Имена Причерноморцев Скифо-Савроматского периода , и то что интересно часть их сходны с Нартскими Дигорского и Кабардинского сказаний.

Вот имена ->

Αταμάζας -> Атамаз-ас

А у Нартов есть Ацамаз

Ουαράζμακος -> Уаразмак-ос

А у Дигорских Нартов есть Уаразмаг и Оразмаг

есть так же и Δαναράζμακος Данаразмак-ос

Ξάρθανος и Σατράκης -> Ксартан-ос и Сатрак-ис

А у Нартов есть Хсартаг и Хсартагат

Σοζιρσαυος -> Созирсав-ос

А у Кабардинских Нартов есть "Смуглый Созирко", а с Осетинского Созирсау=Смуглый Созир

Βορυς и Βώρακος -> Бор-ис и Борак-ос

А у Нартов есть Бора и род Бората

Φαρνούγος и Φαρναγος -> Фарнугъ-ос и Фарнагъ-ос

А у Нартов есть Бора-Фарнуг

Ζεύακος -> Зэвак-ос

У Дигорцев есть Зеваг

Ζαρινα -> Зарина

Популярное имя у Осетин Зарина

"Витчак, К. Т. Скифский язык: опыт описания"

http://files.istorichka.ru/FTP/Periodika/Voprosy_Jazykoznanija/1992/1992_5.pdf

"Еще раз о скифском языке"

С. В. Кулланда

http://www.protobulgarians.com/Russian%20translations/Kullanda%20S.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...