Перейти к содержанию
Митридат

Азербайджан и Азербайджанский язык

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые форумцы,

хотел бы поинтересоваться у вас следующим вопросом. Я с удивлением обнаружил, что из всех тюркских языков азербайджанский язык хуже всего представлен справочниками и учебниками в интернете. Отчасти, как мне сказали, это связано с тем, что азербайджанцы за пределами Азербайджана довольно легко и быстро интегрируются в новую среду, отчасти - с тем, что правительство страны никак не финансирует распространение азербайджанского языка за рубежом, и наконец, отчасти - с тем, что в западных университетах азербайджанский язык обычно рассматривают в рамках курса турецкого языка.

Отсюда и вопрос:

- может ли кто-нибудь из вас помочь с приобретением учебных материалов по азербайджанскому?

- известны ли вам места в интернете, где можно найти материалы по азербайджанскому, за исключением того, что можно найти по этим двум ссылкам:

http://artarab.5bb.ru/click.php?http://lin...azeturk.htm#azj

http://www.franklang.ru/76/

Заранее спасибо за ответ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые форумцы,

...это связано с тем, что азербайджанцы за пределами Азербайджана довольно легко и быстро интегрируются в новую среду ...

Ха-ха три раза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам, всем. Я вот написал свои соображения. Прошу критику

Об этимологии слова "Азербайджан".

[info]ziyadli

February 18th, 12:06

Об этимологии Азербайджан.

Недавно прочел, что распространенной этимологической версии, название «Азербайджан» происходит от персидских слов азар — «огонь» и бадаган — «собирающий».

Не знаю, кто эту этимологию распространяет в русскоязычной или скажем, неираноязычной среде, но в ираноязычной она была бы невозможной. Причина одна- по иранской версии этимология такова: азер-(огонь) и абадеган (к переводу мы вернемся ниже). Никакого "бадегана" (собирающий) нет ни на персидском, ни на других древних иранских языках. Нет также похожего корня "бад"-собирать. "Бад"- будет на персидском вообще-то ветер.

Теперь разберем слова: азер и абадеган.

По версии иранистов "азер" это якобы древнеиранское слово и означает "огонь". На современном персидском огонь "атэш", а на остальных близких языках: авестийский: ātar-š, что превратился в новоперсидском в архаизм "азер". Сам корень "ат" или "от" имеет ностратические корни и в алтайских или в дравидийских означает то же самое.

С первой частью иранской этимологии у нас нет проблем. Чисто из точки зрения лингвистики ничего невозможного в этом нет

Перейдем на вторую часть: как мы установили "бадеган" это из-за незнания языка некоторыми учеными вошло в обиход. У самих иранцев обясняется это через "абадеган". "Абад" на иранских означает "обжитое место, благоприятное место", а "ган" это иранский суффикс множественного числа, например "мордеган"- мертвые, "зендеган" - живые, "мехреган"- любящие итд, итп. Т.е. абедеган - обжитие.

А в целом атар-абадеган означет "обжитое огнем место", что странно звучит, но если смотреть на слово Атар-абад - то ли имя царя, то ли титул, то ли жрец храма огня- то можно принять версию "благославленные жрецом огня".

Тут очень важен слово Атар-Абад, Атропат, Адурбад, который в разных версиях то ли имя царя, то ли титул, то ли жреческий сан. Впервые Атропата называют в истории в 4 веке до нашей эры. Т.е. эдак 7 веков до появления сасанидов в истории. По его имени и называют часть Мидии Атропатеной- или Малой Мидией. Если судить по разным сообщениям о нем, то выходит этот человек правил 150 лет. Так долго вряд ли один и тот же человек мог жить. Предположительно, Атропат все-таки титул.

Его гробницу почему-то предпологают в Техти-Сулеймани, кторый вообще датируется 6 веком. Т.е.между тем Атропатом и храмом Техти-Сулеймани эдак 800-900 лет разницы.

Сам сасанидский спахбед Адурбад или Адургушнасп вряд ли имеют тому первому Атропату какое-то отношение, но имеют отношение к Техти-Сулеймани.

Итак название Азербайджан если имеет отношение к Атропату, то скорее первому, так как Атропатена была известна еще до появления сасанидов.

Теперь о Мидии, которая разделилась на части: Большая Мидия и Малая Мидия (Атропатена). Что о них нам известно? Мало. Пару имен царей как Киаксар, Деюку, слово Спака, то, что они надевали штаны, ими правили скифы какое-то время, а потом жили среди них, мидийцы умели стрелять из лука и любили воевать верхом, в отличии от персов.

Потом были завоеваны персами и стали частю державы ахаменидов. Но ахамениды не были зороастрийцами. Они скорее верили в культ Митры (разновидность этого культа известен от Индии до Рима). Зороастр же был врагом культа Митры (бога Солнца). Культ Митры это пантеон богов, а зороастризм вообще-то в первоначальной форме пропогировал единобожие. И называть зороастрийцев огнопоклонниками трудно. Культ огня есть у всех народах: народы Ирана не исключение, но зороастризм называть покленнием огню неправильно, так как они скорее поклонники света. Свет для них зримый образ Бога. Огонь, солнце тоже источники света. Сасаниды в поисках веры (а они его искали очень интенсивно, так как хотели избавиться от наследия парфян-парнов... тому док-ва все эти Мани, Маздаки итд) скрестили остатки учения Зороастра с верой языческой, где огонь имеет центральную роль.

Теперь исходить оттого, что первый Атропат (сатрап Ахаменидов) был огнопоклонником трудно. Разновидность митраизма была верой Ахаменидов и учение Зороастра было для них новым. Это у сасанидов Зороастр был пророком. Сами ахамениды считали царя сыном бога-солнца. Еще из поздних царей ахаменидов Артаксеркс просил помощи сразу у двух богов: Митра и Ахура-Мазда (надписи в Суса). Зороастр наверняка застрелился бы, если бы он был рядом. Даже если представить, что Атропат был огнепоколонником и его имя связано со словами "атар", то остается вторая часть его имени апат/абад. Это слово означает жилище, место: ну например, Исламабад (город Ислама, место обжитое, Исламом) , Ахмедабад (город построенный Ахмедом), Джалилабад.. более советская форма Кировабад)))

Как можно человека назвать таким именем и потом настаивать на версии, что название страны от имени этого человека? Это все равно, что русского царя называть Новгородом или Царьградом. Если страна Атропатена от имени Атропата и это имя этмилогизируется только через слова Атар-Абад, то это уже название местности или страны.

Итак иранская версия происхождения слова Азербайджан эдакий микс легенд двух держав Ахаменидов и Сасaнидов. Между ними как минимум 6-7 веков правления Алексанра, Селевкидов и парфян.

Но есть еще одна версия происхождения этого слова: Азер-бай-кан.

Аз это этноним и очень известный на Кавказе и в СА. Разные формы этого этнонима известны у известных народов этого региона. Асы (или ас-аланы), узы, уцы или гузы (которые известны также как огузы) и наконец скифы, которые и арамейских источниках известны как иш-гузы.

Эр- это мужчина или воин на тюркских

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/alt/turcet&text_number=1840&root=config

Древних тюркских племен с приставкой эр/ар уйма: маджар, татар, булгар, афшар, каджар, уйг(у)р, кутиг(у)р, утиг(у)р, малкар итд, итп. Т.е. это абсолютно принятая форма у тюркских народов. Азер не исключение. Да и людей с именем Огузер можно встречать, где (г) это мягкий глас, его вообще не выговаривают и получается нечто вроде длинного "о": Оузер.

А слова бай и ган/кан в тюркских языках и сейчас в обиходе. Слово "бай, бек, бей, пи" обяснять не надо- это означает князь, предводитель, полководец.

Есть еще одно значение: на тюркских корень "бай"- означает вершина, холм.

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/alt/turcet&text_number=+376&root=config

Слово "кан" на тюркских означает "край, окраина". Его разновидности можно видеть и в сегодняшних тюркских: например "кент"- город или деревня. И на арабском пишется это именно не через "г", а через мягкоий "к" (которую персы читают как "г")

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/alt/altet&text_number=1003&root=config

Итак: Азер-бай-кан означает "Край бека народа Аз/Уз", а сам царь Атропат (или его титул) этмологизируется от слова Азер-(бай/бек/пи)- предводитель Азов.

Не убеждает? В туркменском варианте эпоса Короглу страну называют "Хазарбайджан". А "Короглу" эпос очень древний. Еще со времен скифов он нам известен. Гередот этот эпос у скифов регистрировал. Легенда называется "сыны слепцов"

Теперь у вас возникнет справедливый вопрос: откуда тюркоязычным народам взяться в Мидии времен Александра?

Ответ прост: скифы. Скифы разрушили Урарту, скифы завоевали Мидию, скифы имели царство в Мидии, скифы научили мидийцев сидеть на коне и стрелять из лука, скифы носили длинные шапки, которых преняли мидийцы у них и всех удивляли ими, скифы носили штаны -шаровары, которых мидийцы переняли у них, скифским является акинак- мечь мидийцев, скифов называли соседи арамейцы "ишгузами", а греки "скуза" (что сейчас на русском переняла форму скиф)

И недаром Мидия потом раскололась на две части. Малая Мидия или Мидия Атропатена это именна та часть, где скифы имели свое царство

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Очень интересный топоним "Тахт-и Сулайман", одноименная гора находится в центре кыргызского города Ош. В детстве облазил ее всю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересный топоним "Тахт-и Сулайман", одноименная гора находится в центре кыргызского города Ош. В детстве облазил ее всю :)

Да, известны помоему два "Тахт-и Сулейман": один в Азербайджане (провинция Азербайджан-е Гарби, ИРИ), а другой неподалеку Оша, Кыргызыстан.

И самое интересное, недалеко от Тахт-и Сулейман в Азербайджане есть город Сулдуз (сейчас иранскими властьями переименован в Нагадэ)))) Если не ошибаюсь- у кыргызов есть род Сулдуз

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Да, известны помоему два "Тахт-и Сулейман": один в Азербайджане (провинция Азербайджан-е Гарби, ИРИ), а другой неподалеку Оша, Кыргызыстан.

И самое интересное, недалеко от Тахт-и Сулейман в Азербайджане есть город Сулдуз (сейчас иранскими властьями переименован в Нагадэ)))) Если не ошибаюсь- у кыргызов есть род Сулдуз

Гора Сулейманка или Тахт-и Сулайман (Трон Соломона) находится в самом центре города Ош. Известно древнее название этой горы - Боро-кух. В свое время на одной из площадок горы Захириддин Бабур построил худжру - небольшой домик, его снесли в 70-х годах по приказу какого то областного партийного манкурта. В 90-х годах на одной из вершин восстановили молельный домик, некоторые именно его по незнанию называют домиком Бабура.

Племя Сулдуз я у кыргызов не встречал :) Это средневековое племя упоминается в составе монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племя Сулдуз я у кыргызов не встречал :) Это средневековое племя упоминается в составе монголов.

Во! Я ж говорю, монголы братья, а Чингисхан азербайджанец :D ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О заимствовании свидетельствует, разумеется, нарушение сингармонизма в слове.

Интересно, а как в речи произносится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О заимствовании свидетельствует, разумеется, нарушение сингармонизма в слове.

Интересно, а как в речи произносится?

Салам, Антиромантик, ваше мнение для меня важно.

В речи самих тюрков произносится часто как "Азарбайджан", редко кто говорит "Азəрбайджан" делая ударение "ə", как у персов, но такие тоже есть. Обычно делается ударение на первый "А" и главное первое "А" часто произносится длиннее

Понимаете в чем дело, обяснение через Атропат и Атропатену, где "атар" огонь популярен, но не удовлетворяет, по-моему

Причины таковы:

- Атропат или имя, или титул и этимологизируется только первая часть, если взять персидскую версию "атар-абадеган", но вторая готовит головную боль. "Абад"- скорее применительно к местности, нежели к персоне. Ну например Исламабад, Ашхабад, Ленинабад итд. Человека не называют Исламабад. Эта версия "атар-абадеган", где "абадеган" мн. число слова "абад", была бы вполне ок, если бы не было бы такой персоны Атропат. Но он естЭ и главное его называют слишком часто в течении 150 лет. Скорее это титул, ибо так долго не живут и не правят. Также это имя непопулярна. В истории ни Азербайджана, ни Ирана, ни прилегающих регионов не найдете второго такого имени как в случае Митридата, Тиграна, Артаксеркса, Аршака или Дариуса.

- Вторая причина: сами ахамениды были непонятной религии. Первые дефинитивно верили и клялись Митрой,(а это неприемлимо в зороастризме и Зороастр был врагом митраизма) хотя Артаксеркс Второй уже в надписях Суса просит помощи сразу у двух богов: у Митры и у Ахура-Мазды. И насколько сам зороастризм можно считать огнепоклонничеством... неясно. Огонь как источник света играет немалую роль, но огонь играет во всех древний религиях центральную роль, почему именно вдруг имя Атропата должно обясняться через огонь непонятно. В древних источниках на это намека нет. Это интерпретация ученых сегодняшних дней.

- Третья причина: когда обясняется слово Азербайджан, то делается намек на спахбеда времен сасанидов по имени АзерГушнасп , который и построил по легенде тот Тахт-и- Сулейман. Но между Атропатом и АзерГушнаспом около 800-900 лет разницы. Если слово Азербайджан от слова Атропатена, то это к Азергушнаспу не имеет никакого отношения, ибо Атропат жил в 4 в. до н.э, а Азергушнасп в 5 или 6 веке нашей эры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам, Зиядоглу.

Объяснение непосредственно через Атропатену, разумеется, натянуто. Интервокальное -дж- указывает на арабский источник, поскольку в арабском г в твердом варианте во всех позициях палатализуется.

И я тоже бы предпочел видеть корень -абад- исторический (Азар-(а)бад-иджан > Азарбайджан), но, к сожалению, у меня очень мало данных по сему поводу. Обязательно спрошу специалистов из Института Языкознания и РГГУ.

Википедия дает вот что:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Азербайджан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам, Зиядоглу.

Объяснение непосредственно через Атропатену, разумеется, натянуто.

Но дело в том, что известны из первоиситочников варианты

Атропатена (греческий), Атрпатакан (армянский), Атарпаткан и Адурбадган (персидские), Адербайган и Азербайджан (арабские)

Самый древний греческий и связан с Атропатом

Интервокальное -дж- указывает на арабский источник, поскольку в арабском г в твердом варианте во всех позициях палатализуется.

Согласен. Дело в том, что на арабском пишется через "каф", что по азербайджнски звучит почти как "дж", а по персидский "г"

И я тоже бы предпочел видеть корень -абад- исторический (Азар-(а)бад-иджан > Азарбайджан), но, к сожалению, у меня очень мало данных по сему поводу. Обязательно спрошу специалистов из Института Языкознания и РГГУ.

Спасибо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не хочу включаться в полемику по поводу происхождения топонима, сделаю небольшие замечания. Зиядоглу,если вы где-то прочитали версию с "бадаган"- " собирающий"- то смело такую версию в топку (кстати, ссылку можно на такое утверждение "иранистов"?) В титуле Атрапат (или атар-пат) всё довольно прозрачно. Никакого абада, там, естественно, нет. Первая часть- огонь, вторая- "пат"- охранитель, начальник. (от основы pay- защищать, охранять) Аналогичную структуру слова встречаем в титулах- magupat- глава магов, dapirpat- начальник канцелярии. Сюда же и сатрап- от kshatra-payti.

Антиромантик абсолютно прав, говоря о том, что современная форма топонима происходит от арабской версии, а не напрямую от иранской (или греческой) формы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не хочу включаться в полемику по поводу происхождения топонима, сделаю небольшие замечания. Зиядоглу,если вы где-то прочитали версию с "бадаган"- " собирающий"- то смело такую версию в топку (кстати, ссылку можно на такое утверждение "иранистов"?) В титуле Атрапат (или атар-пат) всё довольно прозрачно. Никакого абада, там, естественно, нет. Первая часть- огонь, вторая- "пат"- охранитель, начальник. (от основы pay- защищать, охранять) Аналогичную структуру слова встречаем в титулах- magupat- глава магов, dapirpat- начальник канцелярии. Сюда же и сатрап- от kshatra-payti.

Антиромантик абсолютно прав, говоря о том, что современная форма топонима происходит от арабской версии, а не напрямую от иранской (или греческой) формы.

Спасибо. Это конечно меняет дело. Только насчет "pay"- это меня заинтересовало, особенно в словах магупат, дапирпат и сатрап.

Ох, таких ссылок уйма. Вся азербайджанско-советская историография кишит ими

Что интересно, что этот "pay" очень напоминает тюркский бай/бей/пи... ностратика? Или перенятое у кого-то?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, Таму. Я вот смотрел на базу данных Старостина насчет корня "pay". Вот, что выдало

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=\data\ie\piet&first=1&text_proto=&method_proto=substring&ic_proto=on&text_meaning=&method_meaning=substring&ic_meaning=on&text_hitt=&method_hitt=substring&ic_hitt=on&text_tokh=&method_tokh=substring&ic_tokh=on&text_ind=&method_ind=substring&ic_ind=on&text_avest=pay&method_avest=substring&ic_avest=on&text_iran=&method_iran=substring&ic_iran=on&text_arm=&method_arm=substring&ic_arm=on&text_greek=&method_greek=substring&ic_greek=on&text_slav=&method_slav=substring&ic_slav=on&text_balt=&method_balt=substring&ic_balt=on&text_germ=&method_germ=substring&ic_germ=on&text_lat=&method_lat=substring&ic_lat=on&text_ital=&method_ital=substring&ic_ital=on&text_celt=&method_celt=substring&ic_celt=on&text_alb=&method_alb=substring&ic_alb=on&text_rusmean=&method_rusmean=substring&ic_rusmean=on&text_refer=&method_refer=substring&ic_refer=on&text_comment=&method_comment=substring&ic_comment=on&text_any=&method_any=substring&sort=proto&ic_any=on

А вот "pat" более интересно

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=\data\ie\piet&first=1&text_proto=&method_proto=substring&ic_proto=on&text_meaning=&method_meaning=substring&ic_meaning=on&text_hitt=&method_hitt=substring&ic_hitt=on&text_tokh=&method_tokh=substring&ic_tokh=on&text_ind=&method_ind=substring&ic_ind=on&text_avest=pat&method_avest=substring&ic_avest=on&text_iran=&method_iran=substring&ic_iran=on&text_arm=&method_arm=substring&ic_arm=on&text_greek=&method_greek=substring&ic_greek=on&text_slav=&method_slav=substring&ic_slav=on&text_balt=&method_balt=substring&ic_balt=on&text_germ=&method_germ=substring&ic_germ=on&text_lat=&method_lat=substring&ic_lat=on&text_ital=&method_ital=substring&ic_ital=on&text_celt=&method_celt=substring&ic_celt=on&text_alb=&method_alb=substring&ic_alb=on&text_rusmean=&method_rusmean=substring&ic_rusmean=on&text_refer=&method_refer=substring&ic_refer=on&text_comment=&method_comment=substring&ic_comment=on&text_any=&method_any=substring&sort=proto&ic_any=on

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зиядоглу, насчёт первой ссылки не совсем понял, а вот вторая, по- моему, в тему. То есть по моему скромному мнению, это Па содержится и в слове папа (pater), и в имени бога Папай. Стопроцентно утверждать не берусь, просто ваша ссылка лишь подтвердила мои догадки.То есть и романские пасторали и глагол patre- пасти, да и русское пастух- родственны всем знакомому - чабан- (от fsu- pana-овец- защитник).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зиядоглу, насчёт первой ссылки не совсем понял, а вот вторая, по- моему, в тему.

Таму, я не эксперт, но я привел вам иранские слова с корнем "pat"

- это или "летать" и иже

- или "хозяин"

- продолжатель, внук

с корнем "pay" вроде не подходят

Выходить атар-пат означает хозяин огня.

То есть по моему скромному мнению, это Па содержится и в слове папа (pater), и в имени бога Папай. Стопроцентно утверждать не берусь, просто ваша ссылка лишь подтвердила мои догадки.То есть и романские пасторали и глагол patre- пасти, да и русское пастух- родственны всем знакомому - чабан- (от fsu- pana-овец- защитник).

Но мне кажется этот "па" немного не подходит для нашего случая.

Давайте останемся на нашей теории магупат, дапирпат.. и возможно атар-пат и постараемся исследовать это.

Ахамениды были или митраистами, или зороастристами.

Надо выяснить:

а) какая особенная роль у огня могло быть у них, что аж царя или сатрапа называют "хозяином огня"

б) какое место занимали царь (сатрап) Мидии в державе ахамендив, что мог носить такой титул?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зиядоглу, вас, так я понял, настораживает возможность заимствования этнонима "Азербайджан" мусульманами у немусульман?

А что в этом невозможного. Уйгуры и киргизы тоже взяли свои этнонимы от буддистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зиядоглу, вас, так я понял, настораживает возможность заимствования этнонима "Азербайджан" мусульманами у немусульман?

А что в этом невозможного. Уйгуры и киргизы тоже взяли свои этнонимы от буддистов.

Меня интересует:

а) этноним ли Азербайджан или топоним? есть разные мнения

б) откуда это слово, происхождение

А насчет мусульман и немусульман дело такое, я уверен, что этот слово Азербайджан старше Ислама, возможно даже и Христианства

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует:

а) этноним ли Азербайджан или топоним? есть разные мнения

б) откуда это слово, происхождение

А насчет мусульман и немусульман дело такое, я уверен, что этот слово Азербайджан старше Ислама, возможно даже и Христианства

Кто-то из азербайджанских фольк-хисториков сказал даже,что якобы самоназвание скифов было-азербайган.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот этимология.

post-5895-1269370282,51_thumb.jpg

post-5895-1269370289,78_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Зиядоглу

Вот этимология.

Салам, Антиромантик. Спасибо. Но есть неувязки.

Не с самой этимологией слова "атарпати", а с версией названия страны.

Версия такова:

- это слово от имени Атропат, которого Александр назначил сатрапом. И от его имени пошло название Атропатена.

неувязки: Диодор самый древний источник об Александре пишет не "Атропат", а Атрап. Так же пишет и Арриан. Эта версия зафиксирована во всех источниках от 16 века до 1814 года. В издании 1947 года Арриана уже слово "Атропат",а не Атрап. И никаких обьяснений от переводчиков насчет этого.

- слово Атрпаткан зафиксированный якобы Хеннингом на стенаха Дербента всего лиш фрагмент "twpr". Остальное "tkn" додумали.

- Атарпаткан или Атрпаткан или любая форма этого слова, где "атарпати" (господин огня) никак не увязывается с дальнейшей этимологией названия страны, где суффикс "кан" якобы словообразительный суффикс места. Нет такого суффикса. Абсолютно. Проверял разворашивая все книги по морфорлигии древнеперсидского, авестийского и современно-персидского. Нет и такого корня "кан" и индо-иранских.

Есть суффикс мн. числа "ан", который принимает в словах как "зенде-г-ан" (живые), "морде-г-ан" (мертвые) эту форму.

Ссылки на возможный армянский суффикс тоже не дали результат. Есть суффикс "кан", но он указывает на принадлежность: мейри (мать)- мейрикан (материнский)

Т.е. если использовать иранский вариант, то этимология- господа огней

или армянский варинт - "господин огня"-ский или "атропатский"

- Другая неувязка: человека по имени Атропат ни в одной древне- или среднеперсидском нет. Вплоть до 10 -го века нашей эры.

- Последняя неувязка: сами ахамениды особенно не жаловали Зороастра, так как им эта идеология не подходила. По идеологии ахаменидов, царь сын бога. Зороастризм это не поощрял. При таком подходе возможен ли сатрап (или генерал) носящий титул или имя "господин огня"? Такое имя возможно для жреца, но не для сатрапа или генерала. Это ж прямая угроза власти царя. Но если Атропат жрец, то с каких пор у иранцев жрецы ведут войска в бой? У них же это было строго разделено.

Вопросов уйма, а ответов нет. И эта этимология не удовлетворяет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый вечер, Зиядоглу. К сожалению, сейчас не часто в сети бываю по ряду причин.

К сожалению опять-таки я материальной частью насчет персов не владею, так что могу только предлодить свою гипотезу.

В наименовании "Азербайджан" исторически два суффикса, то есть это слово восходит не непосредственному к некоторому Атарпату, что бы под этим ни подразумевалось, а к имени в форме Атарпатака(х) с суффиксом -(а)к-.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте, друзья!

А вот если происхождение названия страны Азербайджан рассмотреть несколько с неожиданной стороны - ну, типа, "богатая(бай) жизнь(джан) у озера"?

Каспийской море озеро? Ведь составная часть азер- ну, очень похожа на "озер(о)"!

По-немецки вода - wasser? "Озеро" на др.-прусск. аssаr-аn, на литовском ещё ближе - ãžеr-аs...

Названные языки относятся вроде как к индоиранской ветви индоевропейских языков, так что парралели в этой географической зоне вполне возможны...

Есть в тюркских языках названия водных объектов, похожих по звучанию на слово "озеро"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...