Noyan

Казахские Черкешы и Черкесы Кавказа

Рекомендованные сообщения

Наткнулся на эту работу

М.Г.Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия...(М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,) Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки». По мнению Н.М. Карамзина, Н.И.Березина, П.П.Иванова, И.А.Самческого «черные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племен: торков, узов, печенегов, черных клобуков, берендеев, ковуев и половцев. Проф. Н.А. Аристов писал: «Можно подозревать, что и сам этноним «черкес» принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских родов». Этноним «черкес» довольно древнего происхождения, ареал его распространения довольно широк от Алтая до Дуная, где вообще не проживали адыгские народы. Древность и глубокую связь этнонима «черкес» с тюркскими народами подтверждают выдержки из трудов известных ученых К.Я.Грота и Д.Иловайского. И.Ф.Бламберг еще в 1834 году писал: «Черкесы..., которых европейцы называют неправильно, сами себя именуют адыга, или адыхе». Это отмечал и Г.Ю.Кларпот: «Черкес – татарского происхождения и составлено из слов «чер/жер» - дорога и «кесмек» - отрезать». Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев. Об этом писал Т. Лапинский: «В этом кратком обзоре истории черкесов я хочу опровергнуть заблуждение, которое в ходу во всей Европе. Совершенно неправильно, когда народы Кавказа абазы (адыги), также, как дагестанские племена, обозначаются именем черкесов. Не существует больше черкесского народа; остатки его на Кавказе сами не называют себя больше так и исчезают все больше день за днем...» «Эти черкесы образуют еще теперь особое племя Эзден-Тлако и женятся только между собой; поэтому татарская раса сохранилась еще почти чистой среди них» (с.101). Вот как описывает Лапинский внешность черкесского князя и его сына, с которыми он был лично знаком: «Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца... Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков» (с.289). Теофил Лапинский долгое время прожил среди адыгов, но черкесов считал тюркским инородным племенем, растворившимся в адыгской среде: «Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошеных гостей, и абазов и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения» (с.163). В Казахстане, где часть казахов Младшего жуза и алабугские татары, и ныне называют себя черкесами. Убедительное подтверждение этому в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» автор Шакарим Кудайберди-улу. Он пишет: «шеркесы входят в Младший жуз казахского народа». (ук. раб. с. 68). Более точные сведения мы обнаружили в работе известного историка акад. В.В.Радлова: «шеркес - подразделение казак-киргизов Малой орды, племени алачин». (ук. раб. ст. 75, 113, 287). Этот факт был также отмечен Т.Лапинским в XVIII веке, генетическую связь черкесов с казахским народом: «Черкесами называется племя в средней орде киргизов, которое во время своего кочевья зимой обычно располагается на восточном берегу Каспийского моря» (ук.р. с.72). Установлено, что историческим прототипом Инала был реально существовавший представитель хазарской администрации, выполнявший функции западного наместника кагана. Кроме того, важно отметить, что, по устной традиции, деятельность Инала приходится на VII-VIII вв. ("спустя 150 лет после Магомета"). В родословиях отцом Инала назван Хруфатайя или Хурпатайя, имеющий ханскую генеалогию и связи с византийским императором... По генеалогии, приводимой П.С. Палласом, у Инала было двое сыновей, которые носили имена Комук (по Ю. Клапроту) и Кази. От первого происходили князья Малой, а от второго - Большой Кабарды [5]." Я согласен, что термин "черкесы" не всегда употреблялся по отношению к адыгам, и что не все упоминаемые в ист. документах черкесы (черкасы, шеркесы и т.п.) есть адыги. Именно этот вывод можно сделать из первой части твоего поста, которая идет до фразы:"Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати Президент профессионального спортивного клуба Елюхан - Федерация Муай-Тай Казахстана, Фархат Аманкулов является Черкешом Младшего Жуза http://www.muaythai.kz/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Мой друг тоже Черкеш, когда -то его дед рассказывал что мнгоие Черкешы остались на Кавказе при военных походах, я тогда не придал этому значения....теперь переосмысливаю сказанное, неужели Чершкешы Младшего Жуза есть предки Кавказских Черкесов и Кабардинцев?

На сколько я знаю Карачайский тоже похож на Казахский язык, когда-то общался с Ислам Байрамуковым (Серебряный Призер Олимпийских Игр по Вольной Борьбе), он чисто говорит на Казахском, вообще без акцента говорит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Термин ЧЕРКАС может этимологизироваться от тюркских ЧЕРИ и КАСАК, то есть как «Казачье Войско».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А. Нурмагамбетов (Алма-Ата)

О казахских этнонимах АДАЙ и ШЕРКЕС

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: "...родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки" [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.

По мнению многих известных исследователей, первоначальной родиной тюркских племен являлся Алтай и степи Монголии. Академик А.А. Куников писал: "Алтай, первоначальное гнездо тюркских племен, стал высылать орду за ордой на Западную Азию и Черноморье" [2]. Это высказывание не отрицается другими не менее известными исследователями. Н.А. Аристов, в частности, писал: "Вообще, состав Малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, вошли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбою из Монголии и с Востока степи на Запад" [3].

Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая.

Проследим историю образования некоторых из них.

Адай. Как определяют шежре, это один из крупных родов в составе племенного союза байулы.

В своей "Географии" Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур [4]. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов [5]. Дайское происхождение адаев у нас вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно еще доказать причины появления а перед словом дай. Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона [6]. Все это дает нам основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники.

В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде [7]. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Аде [8]. Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты [9]. И если учесть сведения Рашид ад-дина о том, что Меркиты еще называется Одоют [10], это - любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гао-гю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады [11]. Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI-VIII вв. кроме прочих родов был и Адйе [12]. Л.Н. Гумилев в составе телесцев упоминает тот же Адйе, иногда Аде [13]. В некоторых более поздних источниках мы встречаем историческую личность по имени Адай, который в 1425 г. объявил себя ханом [14]. Однако вести род адай Младшего жуза от этого имени было бы неправильным. Как видим, в вышеупомянутых источниках этот этноним встречается в самых различных звуковых вариантах: Ады, Аде, Адйе, что не может быть отнесено к фактам случайного характера. У Бернштама мы читаем: "...в конце V века племена Гаогюй оказались разбитыми на две части, причем одна часть Жужанским каганом Дэулунем и Ногай-ханом была вытеснена в степи Казахстана..." [15]. Можно предположить, что именно эта часть и оказалась родом Баегу, а уже на казахской земле в составе этого Баегу (мы отождествляем Баегу с Байулы Младшего жуза) оказался и род Адйе, в котором мы также усматриваем предков современных адайцев.

Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, как нам представляется, произошла уже в тюркской языковой среде, что нетрудно доказать на основе фонетических закономерностей. Так, например, преимущественно в западных говорах казахского языка встречается соответствие а~ы: kажарлы вм. лит. kажырлы - сильный, арkалы вм. лит. арkылы - через и т. д. На этой основе изменение Адыйа в Адайа при выпадении конечного гласного после сонанта й считается вполне закономерным. Ср. тув. тевене 'большая игла' и каз. тебен или шoмелей 'копна' вм. лит. шoмеле и т.д.

Что касается этнонима Одоют (< Одой + т), то в нем можно выделить корень Одой, а -т, -ут следует рассматривать как окончание множественного числа в монгольских языках.

Все это дает нам право предполагать, что род или племя Адай издавна существует самостоятельно, параллельно с Баегу > Байулы, а не в его составе, как определяют казахские шежре и легенды. Однако характеристика Адая как неродного сына Байулы имеет некоторые основания. Именно о таких случаях писал в свое время Н. А. Аристов: "Женское или незаконное происхождение в генеалогических сказаниях народов с родовым бытом есть верный признак того, что речь идет о частицах совершенно чуждых родов и племен, вошедших в родовые союзы вследствие различных случайностей исторической жизни" [16].

Несколько слов об этимологии этнонима Адай. В свое время Вамбери связывал название одного из племен туркменов - Адали со словом ада, что означает 'остров'. В этой связи Н. А. Аристов писал: "Имя это мне кажется, тождественным с адай, байулынским родом малой орды" [17]. Такое же мнение било высказано и С. Аманжоловым [18].

Однако факты, приведенные из указанных источников, подсказывают, что этноним Адай трудно увязать со словом ада и значении 'остров' и предполагать на этом основании, что носители этого этнонима обитали когда-то на востоке. Н. Березин связывает этноним Одоют с монгольскими словами отуй 'карлик' или одо 'звезда' [19].

В тюркских языках слово адай и похожие звуковые варианты имеют массу значений. Например, в алт. кроме значения ата 'дед', имеются еще: odoi 1) старший из родственников; 2) зрачок глаз; в телеутском языке: аду - почтение, уважение [20], в як.: агдай (о человеке) 'иметь широкие плечи, развитое туловище и длинные ноги'; Уодаi 'длинноногий, великорослый' [21].

Сказать что-либо определенное о значении этнонима Адай на основе приведенных примеров мы затрудняемся. Остается предполагать, исходя из исторических фактов, что изучаемые нами адайцы не аборигены этого края, а пришельцы из степей Монголии или окрестностей Алтая, в известной степени смешавшиеся с другими тюркскими племенами и народами. Так, в XVII в. в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай. Последний из них даже сохранился до наших дней: "До сих пор население района р. Амги продолжают называть Одайцами. В этом мы могли убедиться, - пишет историк Б. О. Долгих, - когда находились в 1945 г. в районном центре Таттинского района, поселка Ытык кюэль" [22]. Такое же название рода мы встречаем и в книге В.Л. Серошевского [23].

Шеркес. В исторических записях о племени Шеркес имеются очень скудные и вдобавок противоречивые сведения, что не дает возможности выявить определенно его происхождение. Один из источников указывает, что в X в. черкесы Кавказа назывались косогами [24]. В другом источнике читаем: "Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами" [25]. Однако другие исторические сведения противоречат вышеприведенным.

Наблюдая элементы тюркских языков в речи аборигенов западной части Кавказа (в частности, Кабарды), Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: "Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени" [26]. Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш [27].

Киргизы, ранее проживавшие по рекам Енисей, Обь, Иртыш, к берегам реки Урал и далее к Западу пришли раньше, а не после XVI в., как это предполагали ученые в начале XX в. [28]. Ссылаясь на данные Абилгазы и в особенности Рюбрюкса, по которым в горах Кавказа живут киргизы, аланы и акасы (абкасы), И.Е. Фишер сделал следующий вывод: "...и ясно видно, что у него (у Рюбрюкса. - А. Н.) под именем Кергиз разумеются Черкесы. Литер "к" имеет особливый жребий, что она у иностранных народов пременяется в сиповатый голос. Так, монголы Китайскую столицу Пекин называют Печеин; Несторианский (catholicus)... назывался Чателик..." [29]. Такое соответствие звуков присуще не только монгольским, но и тюркским языкам. Об этом С.Е. Малов писал: "Из фактов языка упомяну чередование "к" и "ч" (например, чiм/кiм 'кто')" [30].

Приведенные факты говорят в пользу того, что черкеш и киргиз - имена одного и того же племени. Однако есть аргументы, отвергающие эти факты. Во-первых, вышеприведенное географическое название по "Заметкам" Н.А. Аристова не позволяет отождествить киргиз и черкес; во-вторых, родословная казахов гласит: шеркес и керкеш родственные, последние остались около страны Китайцев. Хотя это - легенда, но нам кажется, в ней есть доля правды, ибо сходные названия родов и племен черкесов на Кавказе и племен шеркесов в составе Младшего жуза казахского народа мы встречаем среди других тюркских народов. Например, с:арг:аччi - название рода в бывшем третьем Жехсогонском наслеге [31].

Таким образом, большинство приведенных фактов подтверждают, что среди тюркских племен, кроме киргизов, существовало самостоятельное племя, называемое шеркес.

Этноним шеркес можно было бы связать с вышеприведенным названием реки Черкиш. Но обратимся к значению данного слова. В языке османских турков: с?рк?ш 1) смелый, самовольный; 2) бунтарь. По В.В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка [32]. К удивлению, в якутском языке: ч?рг?с 1) смелый, резвый; 2) настороженный [33], у башкир: сэркэш - драчун [34].

Название реки и этноним, по-видимому, связаны с указанными значениями. В казахском языке есть слово шэлкес, подходящее и по звуковому составу, и по значению к слову шеркес, с разницей соответствия звуков р~л, присущей тюркским языкам.

Все это и многие другие факты нельзя считать случайным совпадением. Ибо: "языковое единство тюркских народов и их родство между собой - реальность" [35].

Примечания:

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1981, с. 300.

2 Куников А.А. О тюркских печенегах и половцах по мадьярским источникам. - Записки ИАН, 1855, т. 3, с. 715; см. также: Ядринцев Н.М. Об алтайцах и черновых татар. Спб., 1881, с. 3; Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. Спб., 1897, с. 64; Руденко С.И. [Выступление]. - В кн.: Первый всесоюзный тюркологический съезд. Баку, 1926, с. 92.

3 Аристов Н.А. Заметки..., с. 76.

4 География Страбона в семнадцати книгах. М., 1879, с. 521.

5 Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, с. 98-160; Эбдрахминов А. Kазстанныy жер-су аттары. Алматы, 1959, 104-б.

6 Толль Н.П. Скифы и гунны. Прага, 1928, с. 56.

7 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Спб., 1851, ч. 1, с. 426, 437.

8 Аристов Н.А. Заметки..., с. 22, 23.

9 Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов при Чингиз-хане и Тамерлане. Спб., 1875, с. 18.

10 Березин Н. История монголов: Сочинение Рашид ад-дина. - Зап. Имп. археол. об-ва. Спб., 1858, т. 14, с. 216, 217.

11 Радлов В.В. К вопросу об уйгурах. Спб., 1893, с. 90.

12 Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969, с. 151.

13 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967, с. 62, 266.

14 Мэн-гу-ю-му-цзи. Записки о монг. кочевьях. Спб., 1895, с. 162.

15 Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии. - Советская этнография, 1943, т. 6-7, с. 154.

16 Аристов Н.А. Заметки..., с. 82-83.

17 Там же, с. 140.

18 Аманжолов С. Вопросы..., с. 160.

19 Березин Н. История монголов..., с. 137.

20 Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Спб., 1893, т. 1, ч. 2, с. 1123.

21 Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. М., 1958, т. 1, с. 19; 1959, т. 2, с. 1791; 1959, т. 3, с. 3028.

22 Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, с. 365, 542-544.

23 Серошевский В.Л. Якуты. Спб., 1896, т. 1, с. 248.

24 Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963, т. 2, ч. 1, с. 848.

25 Сейфуллин С. Шыгармалар. Алматы, 1964, т. 6, 146.

26 Аристов Н.А. Заметки ..., с. 37.

27 Аманжолов С. Вопросы..., с. 41.

28 Добрынин А., Белугин Ф. Прикаспийские степи. М, 1906,

29 Фишер И.Е. Сибирская история с самого открытия Сибиридо завоевания сей земли русским оружием. Спб., 1774, с. 57, 58.

30 Малов С.Е. Уйгурские наречия Синьцзяна. М., 1961, с. 4.

31 Пекарский Э.К. Словарь якутского языка, т. 2, с. 2174.

32 Радлов В.В. Опыт..., т. 4, ч. 1, с. 465.

33 Пекарский Э. К. Словарь..., т. 3, с. 3610.

34 Башкирско-русский словарь. М., 1958.

35 Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1962, с. 112.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А. Нурмагамбетов (Алма-Ата)

О казахских этнонимах АДАЙ и ШЕРКЕС

Рахмет.

Хорошая статья.

Вообщем все таки кавказские Черкесы являются родичами Тюрков, в т.ч. Казахских Черкешов Младшего Жуза.

Жаль на форуме нет Черкеса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Короче говоря ничего неясно в этой статейке. Черкеш и киргиз это сильно.

Скорее всего под "Кыргызами" имелись ввиду "Казахи"...

"Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами"

Зачем Ногай хану вызывать черкесов с Кавказа, если бы не было родства? Скорее до Ногай хана, во времена Тэмуджина, черкешы остались там...

Кстати есть певец джихада (его так называют), Тимур Муцураев, он чеченец по национальности. Но по внешности напоминает Казаха :)

Очень похож на моего двоюродного брата http://rpod.ru/personal/pictures/00/00/00/17/30/0000000230.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Термин ЧЕРКАС может этимологизироваться от тюркских ЧЕРИ и КАСАК, то есть как «Казачье Войско».

Интересная версия :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возник вот такой вопрос. Рассматривалось ли кем-нибудь этимологическая связь между казахским «адай» и туркменским «теке»?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рахмет.

Хорошая статья.

Вообщем все таки кавказские Черкесы являются родичами Тюрков, в т.ч. Казахских Черкешов Младшего Жуза.

Жаль на форуме нет Черкеса.

ЧЕРКЕС до сего времени является личным мужским именем в нашей среде. Так среди моих родичей по отцов ской линии ( род Кенгерли ) это имя очень распространено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЧЕРКЕС до сего времени является личным мужским именем в нашей среде. Так среди моих родичей по отцов ской линии ( род Кенгерли ) это имя очень распространено.

Вы -Азербайджанец?

У Азербайджанцев тоже сохранились рода?

Есть ли деление как у Казахов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возник вот такой вопрос. Рассматривалось ли кем-нибудь этимологическая связь между казахским «адай» и туркменским «теке»?

Я не вижу такой связи вообще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но загвоздка в том, что черкесы сами себя называют АДЫГЭ :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зачем Ногай хану вызывать черкесов с Кавказа, если бы не было родства? Скорее до Ногай хана, во времена Тэмуджина, черкешы остались там...

Кстати есть певец джихада (его так называют), Тимур Муцураев, он чеченец по национальности. Но по внешности напоминает Казаха :)

Очень похож на моего двоюродного брата http://rpod.ru/personal/pictures/00/00/00/17/30/0000000230.jpg

У арабов и турков черкесами называют всех кавказцев (северных кавказцев).

Муцураев давно уже не певец джихада, перешел на сторону Кадырова. Среди чеченцев много интересных типажей. Ведь в их этногенезе принимали и ногайцы и кумыки степной части Чечни, есть даже род (тейп) Орс (русские).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но загвоздка в том, что черкесы сами себя называют АДЫГЭ :blink:

Тогда другой вопрос. Рассматривал ли кто-нибудь этимологическую связь адай-адыг и шеркеш - шеркес. Кстати говоря, кавказские тюрки черкесов называют шеркешами. Некоторые ученные название племени адай этимологизируют с названием древних племен дахов (дагов).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У арабов и турков черкесами называют всех кавказцев (северных кавказцев).

Муцураев давно уже не певец джихада, перешел на сторону Кадырова. Среди чеченцев много интересных типажей. Ведь в их этногенезе принимали и ногайцы и кумыки степной части Чечни, есть даже род (тейп) Орс (русские).

На казахстанских форумах, иногда заходят чеченцы. Говорят о этнической родственности с казахами. Так например двоих видел, писали что они из тэйпа Аргуни и родословную свою вели от Аргынов. Кроме этого они также указывали, что много таких и среди Дагестнацев.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы -Азербайджанец?

У Азербайджанцев тоже сохранились рода?

Есть ли деление как у Казахов?

Так как у казахов не сохранилось. Советский период оставил свой отпечаток в этом аспекте. Но некоторые помнят. В основном это исследователи и энтузиасты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возник вот такой вопрос. Рассматривалось ли кем-нибудь этимологическая связь между казахским «адай» и туркменским «теке»?

В чем вы видите сходство?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати Президент профессионального спортивного клуба Елюхан - Федерация Муай-Тай Казахстана, Фархат Аманкулов является Черкешом Младшего Жуза http://www.muaythai.kz/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Мой друг тоже Черкеш, когда -то его дед рассказывал что мнгоие Черкешы остались на Кавказе при военных походах, я тогда не придал этому значения....теперь переосмысливаю сказанное, неужели Чершкешы Младшего Жуза есть предки Кавказских Черкесов и Кабардинцев?

На сколько я знаю Карачайский тоже похож на Казахский язык, когда-то общался с Ислам Байрамуковым (Серебряный Призер Олимпийских Игр по Вольной Борьбе), он чисто говорит на Казахском, вообще без акцента говорит.

У меня родственница шеркешка, в детском возрасте со своей семьей ушла из Астрахани в Чечню к РОДСТВЕННИКАМ, в район г. Грозного. Что интересно, она говорит что в те времена (30е годы) на этой территории проживали казахи (может ногайцы?), по крайне мере она не видела отличия от казахов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня родственница шеркешка, в детском возрасте со своей семьей ушла из Астрахани в Чечню к РОДСТВЕННИКАМ, в район г. Грозного. Что интересно, она говорит что в те времена (30е годы) на этой территории проживали казахи (может ногайцы?), по крайне мере она не видела отличия от казахов.

это ногайцы, и сейчас они есть там. Живут маленькими аулами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Черкес-шеркеш-шеркес бесспорно тюркское название, но мы смотрим не на то как называют народ, а на их самоназвание. Чеченцы - нохчи, ингуши - галга. Кабардинцы и черкесы называют себя адыгэ. Язык адыгский - не тюркский, их внешность - кавказцы.

Про дагов я как понял Вы не имели в виду дагестанцев? :rolleyes: Племена даков, насколько я знаю, жили на территориях современной Румынии и Молдавии и являются их предками.

Никогда не слышал об этнической родственности чеченцев и казахов :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

это ногайцы, и сейчас они есть там. Живут маленькими аулами.

Однозначно нет,

Ногайцы себя называют Ногайцами, и язык с внешностью практический Казахский. Вот пожалуйста, натуральные Казахи, просто напялили Папаху http://i.ytimg.com/vi/Wh1xZRNPwtE/0.jpg

Заселение Кавказа Ногайцами произошло во время военных походов Хакназар Хана.

Казахскому хану Касыму (1445—1521) удалось объединить под своим началом остальные степные племена Восточного Дешт-и-Кипчака и в борьбе с шейбанидами Мавераннахра на юге и Ногайской Ордой на западе расширить границы своего государства от Иртыша до Жаика. Он даже захватил Сарайчик — столицу Ногайской Орды. Дело укрепления Казахского ханства продолжил его сын хан Хакназар (правил 1538—1580), который покорил Могулистан в Семиречье и отбил у Ногайской Орды степи Сары Арки.

Многие Ногайцы после нападения Хакназар хана ушли на Кавказа а многие влились в состав Младшего Жуза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

их внешность - кавказцы.

Скорее всего Генетика,

если допустить теорию единства мжде Черкешами Казахов и Черкесами Кавказа, то переселение должно было быть во времена Шынгыс хана, с тех пор много воды утекло..

У Казахов есть пословица "Елу жылда, ел жана" - "За пятьдесят лет, народ совсем другой становиться", а 12-13 веков сколько этих 50 лет прошло...

Брали наверное в жен кавказок...наверное..мне просто самому трудно вериться родство наших Чершкеов и Черкесов Кавказа..А на счет родства Карачайцев не сомневаюсь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Однозначно нет,

Ногайцы себя называют Ногайцами, и язык с внешностью практический Казахский. Вот пожалуйста, натуральные Казахи, просто напялили Папаху http://i.ytimg.com/vi/Wh1xZRNPwtE/0.jpg

Почему нет? Именно потому, что язык похож на казахский родственница Баса и принимала их за казахов.

Заселение Кавказа Ногайцами произошло во время военных походов Хакназар Хана.

Казахскому хану Касыму (1445—1521) удалось объединить под своим началом остальные степные племена Восточного Дешт-и-Кипчака и в борьбе с шейбанидами Мавераннахра на юге и Ногайской Ордой на западе расширить границы своего государства от Иртыша до Жаика. Он даже захватил Сарайчик — столицу Ногайской Орды. Дело укрепления Казахского ханства продолжил его сын хан Хакназар (правил 1538—1580), который покорил Могулистан в Семиречье и отбил у Ногайской Орды степи Сары Арки.

Многие Ногайцы после нападения Хакназар хана ушли на Кавказа а многие влились в состав Младшего Жуза.

На самом деле ногайцы ушли на Кавказ после походов Суворова. Хак-Назар-хан доходил только до Астрахани.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему нет? Именно потому, что язык похож на казахский родственница Баса и принимала их за казахов.

На самом деле ногайцы ушли на Кавказ после походов Суворова. Хак-Назар-хан доходил только до Астрахани.

Нет, я имел ввиду что Черкешы это не Ногайцы..

По Хакназару

Как известно, в середине ХV в. начался распад Золотой Орды на несколько частей, три из которых - Ногайская Орда, Астраханское и Казанское ханства имеют непосредственное отношение к рассматриваемому нами периоду истории казахов.

Ногайская орда в середине ХVI в. была одним из влиятельнейших государственных образований, возникших на обломках Золотой Орды. В самой же Орде шла постоянная междоусобная борьба за власть над многочисленными кочевыми массами, населявшими пределы ханства. В 50-х г. ХVI в. разгорается борьба между Юсупом-мырзой, с одной стороны, и его братом Измаилом - с другой. Первый из них являлся сторонником Крымского ханства, а второй - Московского государства. Противостояние закончилось в 1555 г. гибелью Юсупа и его рати. Именно с этого момента начинается период зависимости Ногайской Орды от московских царей. Часть сторонников Юсупа перешла под знамена казахского хана Хакназара. В 1569 г. Хакназар произвел нападение на ногаев. В результате одержанных побед границы Казахского ханства расширились до земель междуречья Едиля и Жаика. В состав ханства вошла часть башкирского народа, отказавшегося принять подданство России. А за несколько лет до этого Хакназаром было разгромлено чагатайское войско. В период 1555-1558 гг. войска Хакназара держали в постоянном напряжении властителей Ташкента. В этот же период разворачивается борьба с сибирским ханом Шейбанидом Кучумом. На северо-востоке Казахии Хакназар хан противостоял войскам калмаков.

Но одной из самых значительных и драматичных страниц жизни Хакназара является война с ташкентской ветвью династии Шейбанидов, в ходе которой погибли Хакназар и два его сына. http://www.peoples.ru/state/king/kazakh/haknazar/

А Амур Темир -гурген, ведь практический весь Кавказ прошел, и Азребайджан и Грузию и Северный Кавказ...возможно они Черкешы остались тогда?

Хотя скорее всего в период Великого Хана...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас