Sign in to follow this  
Noyan

Количество воинов в армии Чингис хана

Recommended Posts

ОШИБКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ «ТАЙНОЙ ИСТОРИИ»

ЧАСТЬ -2

Годы спустя (1204 г.), все племена кочевников, жившие в Алтайском крае и за Алтаем, в борьбе за власть разделились на два враждующие лагеря и встретились между собой в решающей битве. Все участники этого сражения понимали, что от исхода сражения зависит, кто будет хозяином степи. Чингисхан к битве с Найманами готовился основательно. Как нам сообщают исследователи, 45 тыс. всадников (салтатты, каз.-тюрк.) было у Чингисхана. В это число вошли все племена, так называемых «чистых» монголов. Кроме них он собрал силы тюркских племен: Жалайров, Конратов, Кереев, Меркитов и Ойратов. Вожди этих племен уже признали превосходство Чингисхана, и теперь все вместе вышли сражаться против найманов. Таким образом, общие силы Чингисхана, совместно с союзниками составили 45 тыс. воинов. И эта цифра соответствует истине!

Во времена Чингисхана, крупные кочевые племена имели в своем составе около 40-50 тыс. кибиток. К ним, относятся тюркские племена жалайров, кереев, найманов, меркитов, конраты. Численный состав этих кочевых племен обычно колеблется от 150 тыс. до 200 тыс. В это число входят, кроме боеспособных зрелых мужчин также женщины, старики и младенцы. В среднем одно племя могло выставить 10-15 тыс. всадников, но не более. Для подтверждения этих подсчетов мы приведем сведения китайских хронистов о кочевниках.

При правлении Кунму (Кун-би) в 3-ем веке до н.э. в государстве уйсунов население состояло из 120 тыс. кибиток (тутун-очагов), 680 тыс. человек, и они могли выставить в войне 188 тыс. 800 всадников. Если даже количество всадников преувеличено (обычно китайцы дают завышенные цифры), мы можем смело предположить, что одна семья может выставить на войну, одного всадника. Но для выполнения этих условий, кочевники должны этого захотеть сами, т.е. без сильной централизованной власти кочевники не будут выполнять эти условия. Ни один кочевник не выполнит указание свыше, пока это не подтвердит предводитель племени. Поэтому все степные ханы, мобилизацию сил кочевников, проводили в жизнь с согласия вождей племен. Такие ситуации, когда племена кочевников не выставляли всадников для поддержки хана или еще хуже, переходили на сторону его противников, в степи возникали часто. По сюжету «Тайной истории» видно, что двоюродные братья Чингисхана Алтан, Хучар и Сашабек не раз переходили к Чжамухе и обратно, также они переходили на сторону кереев и Тайчуитов. А ведь недавно они сами избрали Темучжина на ханский престол и первыми давали ему клятву верности. Но потом ситуация изменилась, Темучжин стал угрозой их вольной жизни и они перешли на сторону врагов. Нравы кочевников таковы, если они считают, что с ними поступили несправедливо, они бросают своих хозяев и уводят с собой свой род. Все это нам говорит, что в туменах Чжамухи и Темучжина было ограниченное количество воинов. То, что многочисленные племена «чистых» монголов, представляют из себя рода, колена, под колена в составе племени нам говорит территория, которую занимали монголы. Они не жители городов, поэтому бассейны рек Онон и Керулен, по меркам кочевников, могут вместить только одно племя. На этой территории, разделившись на рода, жили герои «Тайной истории», в том числе Чингисхан и его окружение.

Итак, кто они Жалайры? Откуда они появились? И что хотел сказать нам автор хроники, который сообщал, что «он взял с собой 13 богатырей (батыров) племени Жалайров? И почему автор хроники почти ничего не говорит о них? Действительно, автор хроники упоминает племя Жалайров очень редко. На фоне других племен тюрков, как Найманы, Конраты, Керей и Абак-керей (меркиты) о них ничего не слышно, как будто их не было рядом с ними. Все правильно, автор «Тайной истории» писал историю кочевников тюрков племени Жалайр, и ему не нужно было подчеркивать то, что было ясно всем. Отсюда видно, что историческая хроника, изначально, предназначалась соплеменникам Чингисхана. Соответственно, автор рассказывает историю племени и разделяет своих героев по родам. И он сказал нам, что 13 богатырей - это известные своей отвагой люди рода «Жалайров». Мы по ошибке, рода тюрков превратили в монголов. Не зря же автор хроники все время нам твердит, что Чжамуха и Чингисхан родственники. Если помните Темучжин (Темур) и Чжамуха братались еще в юном возрасте, когда зимой играли в асики на льду реки Онона. Весной того же года, они обменялись еще раз подарками, и этим закрепили свою дружбу. Только очень близкие люди могут позволить себе совместную зимовку, где вместе приходится коротать долгие зимние ночи. Только в невероятных снах, мы можем допустить панибратство представителей различных культур, которым принадлежат тюрки и монголы. Автор хроники-шежире Чингисхана писал историю Жалайров, поэтому племя Жалайров, так же как и другие племена тюрков: Найманы, Керей, Меркиты (Абак-керей), Конраты и другие сохранились до наших дней. Теперь внимание! Общее число участников сражения при Далан-Балжутах не превышало 7 – 8 тыс. всадников.

В промежутке времени, после меркитского похода и избрания ханом, число сторонников Чингисхана увеличилось. Но все-таки определенная часть кочевников выжидали, так как внутри племени существовали группировки тайшуитов и Чжамухи которые не признавали власть Чингисхана. В такой обстановке когда силы противников были примерно равны, смерть Тайчара стал поводом для войны.

Сражение при Далан-балчжутах можно отнести к разряду борьбы за власть внутри племени. Герои хроники «Тайная история»: Темучжин, Алтан, Хучар и Чжамуха, по происхождению потомки правящей династии кочевников. Но каждый из них не может себя объявить ханом без согласия других претендентов на власть. В свое время Есукай, отец Чингисхана не был избран ханом только потому, что этого не захотели его близкие родственники. В данном случае Темучжин (Темур) успел стать ханом при согласии принцев ханской крови Алтан и Хучара. Но его власть над всеми соплеменниками была относительной, так как не участвовал в выборах Чжамуха, предводитель сильного рода жат журт Жалайров. Поэтому зная политическую обстановку изнутри, а так же свои возможности Чжамуха смело пошел против новоявленного хана племени.

Как сообщает автор хроники «Алтан товч»: «Верну долг брата», - сказав это, он взял с собой 13 богатырей Жалайров и с тремя туменами пошел против Темучжина. Хотя автор хроники не сообщает, вполне возможно, что были предварительные попытки решить спор миром. Но, возможно в силу неприемлемости условий, которые поставил Чжамуха, стороны могли не договориться. Вполне вероятно, что он жаждал мести, которую, в конце концов, получил сполна! Если помните, мы приводили авторов, которые писали, что Чжамуха заживо сварил в 70 котлах пленных рода Чанос или, как «Алтан товч» сообщает, «детей рода бори». Все они принадлежали роду «бори», так же как и Жошы-Дармел, который догнал и пустил стрелу в спину Тайчара. Теперь стало ясно, откуда исходит легенда о том, что Чжамуха с голодухи сварил в 70-ти котлах волков и съел. Переводчики и те, которые оставили сведения о кочевниках в оседлой среде, по всей видимости не разобрались и род «бори» превратили в живых волков. По-тюркски "бори" означает «волк» и Чжамуха отомстил детям рода Бори (волк). Новоявленный хан защищал своих подданных при Далан Балчжутах, как и положено с оружием в руках. Но его всадники к концу сражения «ослабли», и он отступил к скалам Онона. Тогда Чжамуха: «Мы крепко заперли врагов на скалах Онона. Это победа. Теперь возвращаемся», - сказав это, он приказал сварить в 70 котлах мясо детей рода бори. Отрезанную голову красавицы Некудай Чжамуха привязал к хвосту своей лошади и ускакал» (Алтан Товч).

Нам не сообщают первоисточники о происхождении красавицы Некудай, но очевидно то, что она была из рода «бори», к которому принадлежал так же Жошы Дармал, который погубил Тайчара брата Чжамухи. Именно против него и его близких была направлена месть Чжамухи.

И так мы определили общее число (около 7 - 8 тыс.) всадников участвовавших в сражении при Далан Балчжутах. Эти страсти вокруг Чингисхана и Чжамухи, описываемые в хронике, «кипят» внутри родов и подродов одного племени. Нам, сегодня могут возразить, что были же все-таки в те годы чисто монгольские племена: тайчиут, жатжират, журки и другие, которые причинили много неприятностей Чингисхану в годы его становления. Да они были, мы их помним и они нужны для аналитики истории монголов, но считаем что все они - рода, которые входят в состав племени.

Подведем итог:

1. В бассейне рек Онон и Керулен проживало племя Чингисхана Жалайры!

2. В битве при Далан-балжутах участвовали рода внутри племени.

Сто с лишним лет назад переводчики хроники Чингисхана на русский язык, могли допустить ошибки. Время было такое, что они особо не считались с родословной кочевников и не видели необходимости разбираться в хитросплетениях кочевников. Тем самым основоположники науки о Чингисхане совершили главную ошибку. Соответственно «Кафаровскую» историческую хронику о Чингисхане «Тайная история» в переводе назвали «Старинное монгольское сказание о Чингисхане». Добавив слово «монгол» переводчики направили исследователей на ложный путь. Такая «неразборчивость» исследователей привела тому, что ученый мир, больше ста лет не может восстановить подлинный текст первоисточника «Тайная история».

Вторая ошибка первых обладателей первоисточников, заключается в том, что рода тюрков приняли за племена монголов, которых никогда не было. Соответственно все они фигурируют в хронике Чингисхана как племена монголов. Но такие подробности из своей жизни лесные народы (подразумеваем шивеев) никогда не описывали, им это не нужно. Но и сами кочевники (тюрки) никогда не писали подробную историю 2-х десятков кочевых племен. Другое дело если все перечисленные племена монголов на самом деле будут родами и коленами в составе одного племени, что допустимо.

Во вступительном слове к книге Э. Хара Давана «Чингисхан как полководец и его наследие» Лев Гумилев пишет:

«…Тот же Есугай (отец Чингисхана) отнюдь не был государем монголов, не являлся он и «владельцем 40.000 кибиток» (столько было всех монголов в его эпоху). Выражение «владелец 40.000 кибиток» следует понимать метафорически в том смысле, что все собственно монголы (как одно из племен степи) признавали Есугея своим военным вождем и также легко отказались от этого впоследствии»

Л.Н. Гумилев правильно вычислил количество юрт, Есукая, у которого в свое время было больше кибиток, чем у его сына, когда он стал ханом. И, скорее всего, он знал, что «шивеи» никогда не были предводителями всех тюрков.

Прежде, чем изложить третью ошибку, переводчиков исторической хроники о Чингисхане, мы хотим подчеркнуть, что исследователи как обычно в «древних» кочевниках не видят тюрков. Поэтому не поверили Рашид-ад-дину который писал: «монголы - это тюрки». Но Рашид-ад-дин находился в окружении «монголов» и писал свои труды, чуть ли не под диктовку Ел-хана персов, который был заказчиком истории монголов. Он писал свои труды в таких условиях, что невозможно не верить ему. Это все равно, если не будем верить монголу, который говорит, что он тюрк. Верит или не верит это одно, но есть же традиции народов, которые должны нам подсказать кто они. Что интересно, автор хроники Чингисхана, который женит сватает тюрков и якобы «монголов» между собой, ни разу не подсказал нам кто они, т. е. он не различает их традиции. Все герои повести во главе с Чингисханом придерживаются традиции тюрков даже религия у них одна. Если так, то автор исторической хроники писал историю тюрков так же, как и Рашид-ад-дин свои «Летописи». Соответственно справедливо было бы ограничиться этими фактами и сделать заключение что монголы - тюрки. Но «содружество» ученых может проигнорировать наши доводы, пока мы не раскроем смысл слова «Тумен». В науке о кочевниках существует твердое убеждение, что «тумен» -- это войсковая единица кочевников, численностью 10 тыс. всадников (салтатты, каз.-тюрк.). Исходя из этого предположения, тюркологи вывели число участников битвы при Далан балчжутах (60 тыс. всадников). Так как все основные первоисточники утверждают, что на стороне Чингисхана и Чжамухи воевали по три тумена воинов, создается впечатление, что количество воинов соответствует истине. И такой факт, может опровергнуть наши предыдущие доказательства.

Вернемся к первоисточникам, если читатель помнит, Чингисхан ставил своих дозорных на предполагаемых путях приближения отрядов Чжамухи. Двое из их числа Тотага и Борылдай, увидев многочисленные войска, на высоких перевалах Алаут и Тургаут сообщили об этом Чингисхану. При получении этого сообщения Чингисхан тут же собрал три тумена войск из 13 куреней, об этом сообщают два первоисточника: «Тайная история» и Рашид-ад-дин. Другой первоисточник «Алтан товч» сообщает, что он собрал воинов из 13-ти родов. Чингисхан ожидал нападения Чжамухи и его люди наверняка были предупреждены об этом. Времени, для сбора 30 тыс. воинов и подготовки к битве, у него почти не было. Во-первых, он получил сообщение о приближении врага, когда они были в движении, т.е. на марше. И второе, хотя сегодня мы не сможем определить расстояние между двумя высокими перевалами и местом обитания сторонников Чингисхана, но можем смело предположить, что они по меркам кочевников находились не так уж далеко друг от друга. За это время Чингисхан, все-таки сумел собрать определенное количество воинов, (только не 30 тыс. всадников) и сумел встретить своих врагов в удобном, для себя месте.

Для определения количества воинов в тумене (тьмы, русск.) Чингисхана и Чжамухи нам придется приоткрыть мир кочевников, которые жили в Великой степи до Чингисхана и после него.

Слово "тумен" состоит из двух тюркских слов: "ту" – знамя и "мын" - тысяча. На заре человечества тюрки придавали значение слову "мын" – много, а слову "мен" – мало, ("мен" -- родинка, "мен" -- я (тюрк.-каз.)). Слово ту – знамя, возможно, появился одновременно с одомашниванием предков диких лошадей «турпанов». Это благородное животное стало у кочевников тюрков, талисманом, частью их существа. Когда они шли на своих врагов, оседлав своих коней, впереди войска шел человек, который нес в руках боевое знамя - ту. Этим символом стал хвост лучшей кобылы в косяке «ту-би-е» (предводитель - вожак или как сегодня звучит дословно знамя - кобыла, каз.), который привязывали на конец боевого оружья (копье). Возможно обратное, наблюдательные кочевники сравнили лучшую кобылу, за которым обычно тянется весь косяк, с человеком который нес знамя в походе. Возможно, кто-то из нас может усомниться в том, что косяк лошадей ведет за собой, именно лучшая кобыла – тубие, а не вожак – жеребец.

Я приведу рассказ Абсаляма Какимжанова из рода тунгатар племениАргун. Он начал рассказ так:

Нас тунгатаров мало среди Аргунов, причину относительной малочисленности рода я слышал в детские годы от аксакалов. Они рассказывали предание рода тунгатар так: «В давние времена, когда еще был жив наш предок Тунгатар, наступила суровая зима – жут, неблагоприятная для выпаса скота. Чтобы спасти от падежа своих лошадей, наш предок, принял решение отогнать косяки в более благоприятные края. Это дело он поручил своим сыновьям, но при этом дал наказ:

«Вы идите все время за косяком, его выведет из беды старая кобыла». Они, как сказано, шли все время за косяком, который вела старая кобыла. Видимо это им надоело, и решили между собой; «Зачем мы все время будем ходить за этой кобылой?». С наступлением весны, с потерей или без потерь, сыновья вернулись домой. На расспросы отца они признались, что кобыла им надоела, и что они ее пристрелили. Возмущенный поступком своих сыновей разгневанный отец дал им бата-благословление: «Пусть ваши потомки не растут, но и не исчезают». Он закончил свой рассказ словами, по «этому нас относительно мало среди побратимов».

Боевая единица кочевников тумен имеющий смысл «много воинов со знаменем в руке» комплектовался среди родственников, у которых был общий предок - прародитель. И имя этого общего предка племени или рода был для них ура-ном (боевой клич (каз.-тюрк.)). Чем больше всадников (салтатты, каз.) выставляло племя, под знамя – ту, такой род или племя имело «вес» в глазах кочевников. Такая оценка ценности в степи вынуждало мелкие рода объединяться между собой по принципу родства. Если они все-таки принимали такое решение, соответственно для ура-на (боевой клич) выбирали имя общего предка. И когда всадники (салтатты, каз.) стремительно входили в битву с именем своего знаменитого предка на устах, эмоциональный настрой воинов достигал немыслимых пределов.

История кочевников нам сохранила немало примеров, когда объединялись в союз родственные племена. Такое неординарное решение принимали племенные вожди бии, и оно могло осуществиться только при одном условии, если такое решение приносило выгоду обеим сторонам. В обычных, мирных условиях кочевники имели тенденцию к разобщенному образу жизни, к этому их принуждали условия выпаса скота, освоение новых пастбищ для скота и т. д. Невозможное в обычных условиях в кочевой среде, в особых условиях заставляло их концентрировать свои силы. Такие условия для кочевников возникали одновременно с возникновением в степи кочевой державы тюрков с сильной централизованной властью, такие как:

1. Кочевая империя кунов (хунов) (III век до н.э. – IV век н.э)

2. Кочевая империя уйсунов (III век до н. э. – I век н. э.)

3. Кочевая империя Абыл, Азык и Албан (Алан) (II в. до н.э – IV в.в. н.э.)

4. Первый тюркский каганат (546 – 658 г. г.)

5. Второй тюркский каганат (678 – 747 г.г.)

6. Тюргешский каганат. (7 в.)

7. Империя «Алаш» Чингисхана (13 – 15 в. век).

Основным фактором укрупнения племен в степи оставалось формирование воинской единицы кочевников «тумен». Если объединялись потомки братьев – аров и кунов, их тумены носили новое имя Ар – Кунов (Аргунов). Так зарождается в степи новое племенное образование по принципу родства. Оседлые народы примут их за новый народ – племя доселе неизвестное. И, конечно же, не увидев особого различия в образе жизни, с теми кочевниками, с которыми уже они имели опыт общения, отметят в своих хрониках «…В обыкновениях сходствует».

Историки евроцентристы видят в каждом новом названии кочевников новый народ. Мы так не считаем, так же как и Н.М.Карамзин, который писал: «Народы не падают с неба и не скрываются в землю», и тем более кочевники. На стыке новой и старой эры, на территории современного Казахстана, или скажем так, на просторах Великой степи существовали различные объединения кочевников. Эти неустойчивые формирования кочевников, со временем рассыпались, и сходили с исторической арены. Исчезал не народ, а их историческое название. После распада, кочевники продолжали жить, под своим племенным самоназванием. Часть из них, оставались на завоеванных землях, создавали новые правящие династии и оставались там навсегда. Обычно больше всех доставалось лидерам кочевых племен, которые тянули бремя судьбы и соответственно они же в первую очередь растворялись в оседлой среде и со временем как будто навсегда исчезали. Другая часть кочевников, их «тихие» родственники, которые жили в привычных для себя условиях, со временем достигали уровня вчерашних лидеров. История повторялась, новые формирования кочевников уже под другими именами шли против вчерашних лидеров, которые уже успели обжиться в новых землях. Примерно по такому сценарию развивалась в прошлом история большинства Евроазиатских народов.

Кочевники меняли образ жизни и со временем забывали свое родословие и связь со «степью». Но те, которые оставались в степи, никогда не теряли родственную связь, которую можно назвать законом «Все родство» кочевников. Благодаря родословной, которая сохранилась в кочевой среде, мы сегодня сможем определить потомков древних кочевников. Она же является основным документом «все родство» кочевников Великой степи.

Казахстан уникальная страна по составу коренного населения, в него вошли почти все известные в истории кочевые племена. Что удивительно, все они считают себя родственниками. Видимо не зря наши современники, жители этой страны шутят «если двое казахов встретятся за столом, то обязательно выяснится, что они родственники».

По закону «все родства» формировались различные союзы кочевых племен, где не было места чужим. Все они вели одинаковый образ жизни и верили небесному богу «Тенгри». Все кочевники считали своим предком Алаша хана. Знатокиродословнойкочевников считают, что потомки Алаша хана составляют шесть народов, называемых «алты алаш». В это число входят бывшие кочевники: казах, киргиз, каракалпак, татар, уйгур и туркмен.

Со стороны, караван кочевников - кош, когдаони в движении напоминает стаю перелетных птиц в небе. Птиц на небе и кош кочевников на земле ведет за собой их вожак. Это естественный закон природы, который приемлем образу жизни кочевников. Лидеры определяли во многом судьбу тех, кто шел за ними. Имя лидеров сохраняется в названии родов и племен кочевников. Чингисхан тоже был лидером своего народа, он сумел объединить всех кочевников-тюрков. Объединяющим символом у Чингисхана был общий предок кочевников Алаша-хан.

По хронологии-шежире казахских жузов мы можем сегодня вычислить потомков кочевников, которых, согласно теории «пришли-были-исчезли», причисляем к мертвым народам. Так же опираясь на родословие кочевников мы можем прояснить «невозможные» ситуации связанные с историей монголов.

Субутай бахадур, знаменитый полководец, когда перевалил горы Кавказа, увидел перед собой объединенные войска кипчаков и аланов. Об этом эпизоде сообщает Рашид-ад-дин:

«…Оттуда они монголы направились к Дербенту Ширванскому… они из страха за свою жизнь указали им путь, и монголы прошли.

Когда монголы дошли до области Алан, где население было многочисленно, то аланцы совместно с кипчаками сразились с монгольским войском, и не одна сторона не одержал верх.

Тогда монголы сообщили кыпчакам следующее: «мы и вы - одного племени и происходим из одного рода, а аланы вам чужие»… одновременно они послали кипчакам много всякого добра.

Кипчаки повернули назад. Монголы одержали победу над аланами и то, что было предопределено судьбою в отношении избиения и грабежа, они то и осуществили».

Монголы сказали кипчакам, что они «одного племени» и не хотят воевать с ними. Удивительно, кипчаки согласились с тем, что они «одного племени», и повернули своих коней домой. Надо же такому случиться - эти кровожадные халка в трудную для себя минуту, за тысячу и тысячу километров далеко от дома, нашли племя «одной крови» среди тюрков. А кто-нибудь из историков задумывался, почему монголы сказали именно эти слова? Ну не могли же шивей, люди совсем другой культуры, придумать такую наглую ложь. Может быть, монголы и кипчаки знали то, что не знаем мы сегодня? На самом деле тут ничего странного нет, в предгорьях Кавказа в битве участвовали тюркские племена. Одних согласно ложной науке, мы считаем монголами, а других тюрками, т.е. кипчаками.

Кипчакам повезло, они известны многим народам, они тюрки и их не просто превратить в монголов. Монголы знали, с кем сражаются, если до битвы этому не придали особого значения, но после тяжелой битвы, они вспомнили что кипчаки им родня. Они задобрили кипчаков дарами, напомнили им, что они братья. Кипчаки оставили аланов (албаны) одних, против монголов.

Аланы потомки содружества кочевников тюрков – «Албан», племена которые существовали на территории современного Казахстана, начиная с 3-го века до н.э. В последующих веках, их потеснили новые формирования кочевников, и часть из них, ушла на запад в Европу. Осколки этого народа жили и на территории Северного Кавказа и на Балканах.

Обычно кочевники никогда не упускают случая поживиться за счет войны, но, по всей видимости, битва с так называемыми в науке «монголами» и для кипчаков оказалась нелегкой. По крайней мере, они оставили своих союзников, одних против монголов.

Этот невероятный случай в истории монголов, кроме Рашид-ад-дина, описали другие арабские первоисточники. Но за неимением аргументов в пользу родства монголов и тюрков, авторы многих произведений о монголах стараются обойти этот эпизод.

Действительно, доказать что монголы и кипчаки родственники, практически невозможно. Но если в предгорьях Кавказа встретились Жалайры и Кипчаки, то все станет на свои места. Согласно родословной казахского народа, Жалайыр и Кипчак потомки Арыса -- предка казахов.

Мы приведем имена предков в казахских Жузах, которые невозможно вытравить из памяти народа.

1. Младший жуз – дуз (дуз – территория, степь, тюрк.-каз.)

Туда вошли племена:

а) Алшины

практически все кочевые племена младшего жуза, кроме племенного объединения «Жеты-ру», называют его своим предком. В историю вошли как род Ашина (кит. произношение)

б) Байулы

они потомки Алшина. В историю вошли как Баегу (китайцы пишут, что они родственники Ашина).

в) Телеу, потомки Алшина, они возглавили часть племен Алшинов и Жеты-ру (род - Теле). Китайцы пишут, что они родичи Ашина.

2. Средний жуз-дуз.

а) Аргыны (Ары и Куны-Хуны), в истории они известны как племена Ариев и Хунов, в Европе их знают как Гунов.

б) Найманы, они составляли ударную силу войск кара-китайских Гур-ханов.

в) Тока, сильная ветка в составе Аргунов, они в истории известны как Тохары, Тоба, Тобосцы. (Табгаш – имя китайских кочевников).

г) Алтай-Карпык, один из ключевых родов в составе Аргунов в историю они вошли под именем «Карлуки». Они были в составе тюркских каганатов, после развала создали «Карлукский каганат».

д) Сармантай-Мурат, потомки двух братьев они в составе Аргунов в историю вошли как сакское племя «Совроматы-Сарматы».

3. Старший жуз. ( Улы жуз) правильно будет, если мы будем звать Великий жуз или Великая территория (дуз).

а) Бахтиар, в историю они вошли как «бактрийцы» они были правителями государства Бактрия. Бахтияр, царь уйсунов, один из сыновей Тобей-бия, который является предком кочевых племен Великого Дуза (жуза).

б) Канлы, потомки Байтерека, второго сына Тобей-бия. В историю вошли как племя Канлы. Входят в состав Старшего (великого) жуза. (Китайцы называли их юэчжи, «великие иози», т.е. Великий жуз - дуз (Улы жуз).

в) Нулы-би, старший сын уйсуна Кун-би (Елсау) – потомок Тобей-бия. Через 700 лет его потомки и народ, которым он управлял, вошли в историю как объединение кочевников Нушиби (объединения кочевников 10 стрел).

г) Дулы, второй сын уйсуна Кун-би, его потомки и народ которым он управлял, вошли в историю под этим же именем Дулы (объединения кочевников - 10 стрел).

д) Тургеш, потомок Кун-бия, Нулы-бия и Байдыбека наследник западно-тюркского каганата, в историю вошел как создатель каганата «Тургеш». Он объединил своих родственников потомков Елсау-Кун би, которые до него входили в состав объединения 10-стрел).

Кочевники не забывают своих предков, даже сегодня представители многочисленных племен казахского народа безошибочно выберут своих предков из их числа.

Тюркские каганаты по принципу тумен формировали внутри себя новые племенные союзы. Из их числа впоследствии формировалось ядро войск Чингис-кагана. Благодаря автору хроники-шежире Чингисхана, мы можем, сегодня перечислить эти тюркские племена: жалайр (жал и айры), найман (нау и маны), конрат (кон и раты), аргун (ар и куны), кипчак (кип и шаки), уранкай ( уран и кай), шумекай (шуме (н) и кай), кереи, абак керей - меркиты и другие.

Чтобы выяснить количествовоиновв тумене монголов, мы приведем китайскую хронику о кочевниках - хунах.

«Во главе государства стоял шаньюй, его звали (сыном неба). Основатели страны и их приемники видели свою главную цель в господстве над всеми народами, натягивающими лук, и в превосходстве над людьми, живущими в глинобитных домах. Высшие после шаньюя люди были полководцами и правили левым и правым (восточным и западным) флангом войск. Эти мудрые князья были его сыновьями или ближайшими родственниками. Ниже их стояли другие родственники и назывались начальниками над десятью тысячами всадников. Их число было строго фиксировано 24, распределенных между левым и правым крылом войск. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающим на этой территорий.

Какое либо перемещение кочевых племен без приказа шаньюя возбранялось. Наибольшее значение имело не размер удела, а именно количество его населения, которым и определялась власть и военная сила темника. Число в десять тысяч воинов находящихся под его командой, было условным, и каждый из 24 начальников имел от десяти до нескольких тысяч войска». (Сима-Цян )

Тумен, т.е. «много воинов со знаменем (ту) в руке», мог в своем составе иметь даже одну тысячу воинов. Наблюдательный китайский хроник Сима-Цян очень толково объяснил нам, что 10 тыс. воинов в тумене -- это условная цифра.

Чингисхан, когда стал ханом в первый раз, имел частичную власть над своими соплеменниками. И эту неустойчивую власть ему пришлось отстаивать в битве при Далан-Балтжутах, а поводом для сражения стала смерть одного человека, которого убили в барымте. Хуны же имели сильную централизованную власть, и у них количество воинов в тумене в отдельных случаях могло доходить до 10 тыс. В туменах Чингисхана и Чжамухи не было такого количества воинов, они все еще делили между собой власть в пределах одного племени.

Как мы поняли, бассейны рек Онон и Керулен не могут вместить 13 племен Чингисхана и 13 племен Чжамухи и самое главное, кем бы они ни были, мы теперь знаем, что на каждой стороне сражались по 3-4 тыс. всадников.

Возможно, тут может возникнуть вопрос, каким образом образуется «тумен» и почему количество воинов в них разные? Во-первых, кочевники предпочитают мир войне. И, во-вторых, тумен комплектовался из представителей рода или племени, у которых был общий предок. И, конечно, количество юрт (тутун) в них были разными. Кроме того, количество воинов участвующих в походе, в составе племени, как правило, регулируют вожди (би). Слово предводителя племени, было законом, только ему, в первую очередь подчинялись кочевники.

Проблемы комплектации боевых единиц, всегда существовали во все времена и у всех народов. Даже в наше время, в Отечественную войну 1941-1945 годов, кадровые дивизии не всегда имела списочный состав 10 тыс. воинов.

Вожди кочевников, всегда стремились иметь достаточное количество воинов, и по-разному, решали такой вопрос. Имеющие достаточно сил и власти в степи потомки Чингисхана тоже решали подобный вопрос. Для оправдания этой мысли мы приведем еще один отрывок из «Тайной истории».

На берегу Керулена на курултае в 1235 году было принято решение о новом походе на западные страны, и Сайн-хан (Баты-с хан) был назначен предводителем объединенного монгольского войска. Они имели информацию, что в этих странах, сопротивление имеет ожесточенный характер. Угедей-каган, преемник Чингис-кагана, дал распоряжение:

«В этот поход все потомки ханов, которые правят народом и те, которые не управляют ими, посылают старших сыновей. Вожди туменов, тысячники, сотники, десятники, каждый из них направляют в поход старших сыновей».

Отправить в поход «старших», - говорил мне Чагатай, мой брат, он же сказал: «пусть за Субедеем идут старшие в семье. Если в поход пойдут старшие, воинов наберется много. Много воинов хорошо - для устрашения врага. Там куда они идут войной их ждут многочисленные враги и народности, которые в своих капризах, готовы разорвать себе животы. Как мы слышали их звонкие мечи, всегда наготове для врага».

По всей видимости, вопрос комплектации боевой единицы кочевников -- «тумен» -- волновал даже всесильных потомков Чингисхана. Чувствуется, человек делающий ставку на старших мужей в семье, хорошо знает нравы своего народа. Чагатай знал, что если пойдут в поход старшие в семье, то за ними потянутся младшие, которые всегда готовы защитить старших братьев.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возвращаясь к первоисточникам

Выше были приведены достаточное количество примеров для определения числа всадников (салтатты) в туменах Чингисхана и Чжамухи, когда они встретились в битве при Далан-балчжутах. Мы не зря концентрируем внимание читателей на количестве воинов участвовавших в этой битве. Ведь, наше представление об эпохе монголов в конечном итоге может измениться в зависимости от того, какие рода или племена участвовали в этом конфликте. Тем более что, все мы хорошо знаем, что не так просто втянуть в войну огромное количество кочевых племен из-за «жертвы» барымты. Это невозможный вариант для кочевников! В конце концов, какая необходимость движет нами строить нелепые предположения и тем самым вводить в заблуждение себя и других. Не проще ли, определить племя Чингисхана и поставить окончательную точку в истории монголов. Первоисточник «Тайная история» прекрасно расшифровывается, если принять 26 племен, участников битвы, за рода внутри племени. Но, как всегда, нас волнует «содружество авторитетов», усилиями которых была создана «эпоха монголов». Поэтому мы еще раз приведем отрывок из «Тайной истории», на основе которой была создана наука о монголах.

В 1201 году вожди кочевых племен и родов живущие за Алтаем и в степях Монголии, недовольные тем, что власть в степи может перейти Темучжину (Тимур еке), избрали гурханом Жамуху. Об этих событиях первоисточники сообщает: «…После этого в год петуха (1201 г.) при поддержке Катагана Барку Шорык, Салджут Еркетай батыр, подружившиеся с татарами во главе Кашуын беком дорбены, Алшы и Жали бука с татарами, икерисы с Туге Маки, конраты Тери Кемел, Алакой, коруласы с Ак Шойк, найман Буйрук хан, меркитский Токта бек, ойрат Кутук бек, тайшуиты Таргытай – крылдак (крылдак-хрипун,-.кличка. тюркс. К.М.), Кодын Оршан, Аушу батыр и другие тайшуиты собрались в местечке Алкуй булак. Говорили о выборе хана- Жамуху потомка Жатжират (Жат – журт), дали клятву, принесли в жертву лошадей (кобылы, жеребцы) белой масти. Переместив ставку к реке Ергене, в слиянии рек Кан и Ергене избрали гур ханом Жамуху. Сказывали пусть Жамуха будет гурханом, а мы пойдем войной против Шингис кагана и Ван хана. Об этих приготовлениях к войне, человек по имени Коридай из рода корлас сообщил Шингис кагану, когда тот был в местности Курелке» («Тайная история», «Алтан товч»)

Обратите внимание! Для избрания Жамухи в гурхан собрались кочевники разной «масти». Понятно, что они противоборствующая сторона и чтобы сконцентрировать свои силы им нужна была власть, которая могла бы объединить их разрозненные силы. И вполне закономерно, что они избрали гурханом непримиримого врага Чингисхана. Но, что тут делает Буйрук хан найманов? Какие могут быть дела у хана тюрков у монголов? Он же не простолюдин, забредший в чужую среду невзначай. Автор хроники о Чингисхане, как обычно водится в кочевой среде перечисляет только ключевых людей, за которыми стоят рода и племена.. Буйрук хан найманов не менее значительная фигура, чем все остальные участники заговора. Если отбросим формальности существующей исторической науки о монголах видно что в этом мероприятии участвуют также и другие представители племен тюрков. Что они все сошли с ума и перестали различать традиции народов? Тут явно нет никакой логики. Единственное что мы можем предположить, чтобы скрасить ситуацию это то, что они также, как и все герои повести о Чингисхане («Тайная история») представляют единую кочевую культуру и, по всей вероятности, среди них не было представителей чуждой культуры для тюрков. И если будем до конца справедливы все те, которые избрали Жамуху гурханом никогда не слыхивали о шивеях (монголох) которые могли бы управлять тюрками. Как бы не было, как повествует автор хроники тюрки и якобы «монголы» избрали 1201 г. Жамуху гурханом. Своим решением «идти войной» они хотели ограничить власть Чингисхана в степи. Так же вероятно (это видно по составу участников заговора), что они хотели уничтожить Чингисхана навсегда. Все знали, если они не сумеют каким-то образом ограничить власть Чингисхана сегодня, то завтра будет поздно. Но тандем Темучжин (Темур) и керейский Тоорил-хан одержал победу над своими врагами на берегу реки Керулен, и коалиция распалась. В следующем 1202 году Чингисхан в одиночку без кереев Ван хана разбил татаров, фактически, он их уничтожил, предав смерти всех, кто был ростом выше оси телеги. В этом же году Ван хан совершил успешный поход на меркитов, без монголов Чингисхана. Всем стало ясно, что вчерашние союзники окрепли и сегодня они могут вести успешные войны без помощи друг друга. Такая уверенность в своих силах, могла со временем превратить их в недругов, что и случилось.

Как сообщает «Алтан товч» весной 1203 года Жамуха, Алтан, Хучар, Субедей, Тугрыл и Кошиун как будто договорились. Все вместе, для весенней кочевки выбрали местность, называемую Берке-елик. И оказалось, что они находятся недалеко, от места кочевки Сангума, сына Ван хана (Опять то же самое, вчерашние враги-тюрки и монголы решили по соседству провести вместе летние «каникулы»). И там же, при частых встречах Жамуха внушил Сангуму, что Темучжин часто повторяет слова «мой отец», «мой брат», а на самом деле, Темучжин часто обменивается послами с найманским ханом.

Тем более Алтын и Хучар сказали «Старших сыновей вдовушки старушки расстреляем из лука, а младших повесим». Кара-китай Субедей: «за руки схватим, за ноги свяжем». Тугурул: «при удаче пленим его улус-ел, без улуса он ничто».

Недальновидные люди, всегда подвержены словам обещаниям и Сангум оказался таковым. Своему отцу он донес эти слова через человека по имени Санкин-тоде. Вначале Ван-хан не стал слушать заговорщиков, возможно, он понимал, что молодые люди могут ошибаться, и в результате переменчивая судьба степных вождей, в числе которых был он сам, может круто измениться. Он обозвал Чжамуху человеком без принципа, красивые слова которого не всегда приносят удачу. И добавил: «Зачем подвергать близких людей опасности. Нас не простит Тенгри за злой умысел человеку, который всегда был нам опорой». Но, тогда пришел Сангум, и сказал: «Он при жизни твоей не всегда считается с нами и что будет потом, если ты споткнешься и упадешь. Твой (народ) собранный с таким трудом, он оставит нам?». Ушедшего хлопнув дверью сына, престарелый хан, вызвал к себе и ласково сказал: «зачем я заставляю сына страдать, боясь гнева Тенгри, если можете, делайте то, что задумали».

Эти слова Тоорил–хана, приводят в своих комментариях российские ученые, но в них не найдем слово «Тенгри», название божества тюрков. Так же можно обратить внимание на резонный вопрос Сангума своему отцу: «Твой народ собранный с таким трудом, он оставит нам?». Он не говорит «завоюет нас», а говорит «оставит ли нам?». Таки вопросы могут возникнуть только в той среде, где кочевники не чувствуют «чужих», т.е. они представляют из себя единую культуру. Соответственно, лидеры кочевников, которые сегодня поддерживают улус Торил-хана, в случае его смерти или в других подобных «смерти лидера племени» (вспомните судьбу Олен еке и ее малолетних детей после смерти Есукая) обстоятельствах, могут спокойно перейти на сторону сильнейшего и Сангум может остаться ни с чем. Об этом знают все, в том числе и Сангум и Тоорил хан.

Вскоре произошло сражение, между кереями и так называемыми монголами Темучжина (Тимур еке). Перед битвой Темучжин получил от Жамухи ценную информацию. Жамуха, который находился в лагере кереев, через своего человека, сообщил ему порядок построения воинов Тоорил-хана! Удивительный факт, но мы, если хотим верить автору хроники о Чингисхане, должны выяснить, почему Жамуха совершил такой странный поступок. Зачем это ему нужно, в такой ответственный момент перед битвой, вдруг решиться помочь Чингисхану. Тем более, согласно текста «Тайной истории», он все время пытается помешать Чингисхану стать единоличным лидером племени. В данном случае, он сам является зачинщиком войны, так как настроил кереев против Чингисхана. А теперь, когда у него появились реальные шансы сокрушить мощь своего врага руками кереев, вдруг совершает нелогичный поступок. На самом деле, тут никакой загадки нет. Он с Чингисханом - соплеменники, и его послание адресовано, не только ему, но и тем, кто находится данный момент рядом с ним, т.е. Жалайрам! В свое время основная масса жалайров не мешали ему, когда он мстил за брата. А теперь сложилась другая ситуация, которая не входила в планы Жамухи, он оказался в лагере кереев, против своих. Конфликт между «анда», превратился межплеменную войну, зачинщиком которой стал он сам. Такой поступок Жамухи соплеменники могли не простить.

Чтобы защитить честь племени, к Темучжину (Тимур еке) примкнули крупные рода онгыт и мангыт. Сангум один, никогда бы не пошел войной против Жалайров. Поэтому кереи, заставили Жамуху, принять участие в этом походе. Не зря Жамуху, народ называл «сеченом», т.е. человеком, в совершенстве владеющим ораторским искусством и он стал выкручиваться из создавшейся ситуации. И этот неожиданный его поступок можно расценить так: «хотя он враг Темучжину, но желает Жалайрам победы над Кереями». Такой поступок давал ему шанс, в дальнейшем оправдаться перед соплеменниками.

Кереи, усиленные отрядами монголов Жамухи, Алтана и Хучара и тумены Темучжина, усиленные отрядами мангытов и онгытов, бились до заката солнца. Сражение не выявило победителя, под покровом ночи Темучжин (Тимур) отвел своих всадников, подальше от места сражения. Но он не думал бежать, этим маневром, он дал понять своим соперникам, что он готов ограничиться жестокой битвой, которая произошла накануне.

Как свидетельствует «Тайная история» и «Алтан товч», он сказал воинам «если враг придет за нами, мы будем готовы», и дал распоряжение, все оставшееся время ночи, готовить коней к новой битве.

В лагере кереев были свои проблемы, инициатор битвы Сангум получил серьезную рану. Его отец Тоорил-хан сказал ему: «Там где не было врагов, затеял войну и на ровном месте упал, теперь за кровь сына двинемся вперед». Сангум без разрешения Ван-хана, на полном скаку влез в середину кучи сражавшихся всадников, получил удар в лицо копьем и упал с коня. Это ранение послужило поводом, и окружение хана кереев, уговорило хана повернуть коней домой.

Первоисточники не сообщают, догнал Чингисхан своих врагов или нет, но такая попытка была:

«На рассвете на одном коне прибыли Угедей и Боорчу, и они

сказали: отряды кереев, ушли за перевалы Мауе и

пыль от копыт лошадей тянется в направлении горы

Бурхан».(«Алтан товч»)

На пути преследования, Чингисхан устроил подсчет всадников, которые находились при нем. Количество воинов составило 2600 всадников (салтатты. каз). Чингисхан с отрядом в 1300 всадников ушел к западу реки Халка. Мангыты и Онгыты усиленные людьми Чингисхана (1300 всадников) ушли к востоку реки Халка («Тайная история», «Алтантовч»)

Исследователи обратили внимание на небольшое количество воинов Темучжина (Тимур еке). А ведь недавно, с подачи наших историков они затеяли между собой битву, в которой участвовало 60 тыс. монголов. А теперь, когда против монголов стояли тюрки – кереи, они выставили ничтожное количество воинов.

Е.И. Кычанов объясняет эту ситуацию так: «Когда он обратился вспять, большая часть покинула его». Темучжин не проиграл сражение, и не собирался бежать, он отступил и привел в порядок воинов. Утром, когда он получил сообщение Боорчу, он сказал: «Мы были готовы к случаю появления врагов, но если они бегут, все сядем на коней, поскачем следом».

Темучжин (Тимур еке), как незаурядная личность, уже стал известен в кочевой среде. Все эти беспокойные годы, большинство родов, не торопились с выбором вождя. Но со временем кое-кто из них, стали отдавать предпочтение Чингисхану. Поэтому в трудную минуту к нему пришли на помощь сильные рода мангыт и онгыт. И эти двое пасшие коней у Шеру, младшего брата Алтана, тоже перешли на сторону Темучжина. Они успели прискакать за ночь к Темучжину (Темуру) и сообщили ему о грозящем со стороны кереев налете. Они передали слова Шеру, которые были адресованы жене: «Завтра рано пойдем и поймаем Темучжина».

Обратите внимание! Первоисточник передает в точности слова Шеру, и он называет Чингисхана именем Темучжин. Отсюда, можно сделать заключение, что он еще не был каганом Востока, т.е. Шигис каганом. Бодай и Кишлик, слова Шеру услышанные ими случайно, передали Темучжину, стоя за юртой. Таковы обычаи у тюрков, передавать сообщение, схожие на сплетни, стоя за порогом. Эти двое знали, цену своего поступка, фактически они предали своих законных хозяев, и навсегда ушли под покровительство Чингисхана.

Рода мангыт и онгыт в нужный момент, тоже оказались на стороне Темучжина, они знали, что кровь, которую они проливают сегодня, в будущем окупится, когда он станет повелителем всех племен. Общее количество воинов у Темучжина было в пределах 4-5-ти тысяч. Это говорит нам, что времени для подготовки большего числа воинов у него не было. На его стороне сражались онгыты и мангыты, количество воинов, у которых было примерно столько же что и у Темучжина. Они как рядовые рода племени не могли выставить всадников больше чем Темучжин. Поэтому мы верим «Тайной истории» и Алтан товч», которые сообщают нам, что после битвы у Темучжина было 2600 всадников.

У кереев, тоже было ограниченное количество воинов, возможно, поэтому они не смогли одолеть воинов Чингисхана, до заката солнца. При желании, они могли создать, численное превосходство, над противником. Тем более что, на их стороне находились отряды так называемых в науке «чистых» монголов Жамухи, Алтана, Хучара и других. Но расчет был сделан не на количество воинов, а на неожиданный стремительный бросок, в стан Темучжина. Это видно со слов Шеру, который только накануне набега сообщил жене новость: «завтра рано пойдем и поймаем Темучжина». Они знали, что в степи невозможно утаить подготовку к войне. Тем более против своих родственников. Кереи также являются потомками Арыса, как и жалайры («чистые» монголы). Они - как мирные соседи, при случае всегда приходили друг другу на помощь, так же как в свое время жалайр - Есукай помог керею – Тоорил-хану восстановить свой улус. Они тюрки, и смешно было бы предположить, что шивеи (монголы) могли забрести в тюркскую среду и принять деятельное участие в амбициозных делах кочевников Великой степи.

План неожиданного захвата не получился, как нам сообщают первоисточники, Темучжин (Темур) в спешке оставил свою ставку той же ночью. Он ушел в сторону своих друзей и там среди них собрал достаточно воинов для отпора вражеских сил.

Кычанов обратил внимание на малое количество воинов Темучжина и сделал заключение: «что большинство воинов покинуло поле сражения». Но, как обычно после тяжелого сражения, покидают своих союзников, только те которые примкнули накануне. Как видим по содержанию первоисточников, онгуты и мангуты не оставили Темучжина.

Основа хроники кочевников, это правда, потому что они говорили и писали, то что было известно своему окружению.

Подведем итог:

1. В бассейнах рек Онон и Керулен проживало племя Жалайров.

2. Автор «Тайной истории» писал историю Жалайров.

3. Мы ошибочно приняли, многочисленные рода тюрков, за племена монголов.

4. Название родов внутри племени меняются, поэтому они сегодня не сохранились.

5. Народ халка (шивеи), во времена Чингисхана, жили на Востоке, по реке Амур и его притоков

6. Шивеи как жители лесов никогда не вели хронологию своих предков.

7. При Далан-Балчжутах Темучжин и Жамуха имели по три тумена всадников.

8. Число всадников у каждого было по 3 - 4 тыс.

9. Племена: кереев, конратов, найманов, меркитов, жалайров и т.д. никогда не были монголами.

10.Кочевники Казахстана «калмыками» (отставшими) называли только часть населения, современных монголов, которые и сегодня сохранили свое племенное самоназвание. К ним относятся племена: уранхай, торгаут, дурбет, шорас и т.д.

11.Народ, изменивший веру отцов и язык, по сути, другой народ. Тюрки-«калмыки» стали ими.

12.Народ халка - лесной народ, и не имеют никакого отношения к Чингис-хану.

13.Племена шорас, дурбет, хошаун, уранхай, торгаут и другие, это тюрки, которые «отстали» (калмыки – отставшие) и остались на родине вместе с Угедей-каганом.

Племя Чингисхана -Жалайры, так же как и другие племена кочевников, которые фигурируют в первоисточниках , сохранилось до наших дней.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возвращаясь к первоисточникам...

... ...

Племя Чингисхана -Жалайры, так же как и другие племена кочевников, которые фигурируют в первоисточниках , сохранилось до наших дней.

Ха, ха .... круто.

Сам, собственно Нойан, сочиняет этот народное творение или задтрудился кто-нибудь Jalair/Jalairtay...? :lol:

Или берет зависть что много заработали Данияров и Ко. своими произведениями?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Узнал настоящее имя Нойана - Каргабаев Мирзабек любитель истории :lol: , шутка если не он самый не обижаетесь.

Блоги любителя истории

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ха, ха .... круто.

Сам, собственно Нойан, сочиняет этот народное творение или задтрудился кто-нибудь Jalair/Jalairtay...? :lol:

Или берет зависть что много заработали Данияров и Ко. своими произведениями?

Шынгысхан - жалаир и Джамуха тоже! Лестно конечно, но это не я трудился. :)

Кстати, по Даниярову Шынгысхан - найман, а здесь выдвинута альтернативная и даже противоположная версия. Очень интересно, скажу я вам, наш (жалаирский) ответ Даниярову! :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ноян, Вы просто перепечатали это или Вы и есть Любитель истории?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ноян, Вы просто перепечатали это или Вы и есть Любитель истории?

Нет не моя статья, я просто перекинул сюда.

Хорошая аналитическая статья.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более строгий модератор, чем я в свое время предложил такое правило:

5. Пользователь открывающий новые темы и копипастящий туда какую-нибудь фольк-хисторическую ссылку, в первый раз по усмотрению модераторов может получить устное предупреждение, второй и последующие разы предупреждение. Для полезных ссылок создается отдельная тема, где можно давать различные ссылки.
Оставляю Ваше наказание за ним.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более строгий модератор, чем я в свое время предложил такое правило:

Оставляю Ваше наказание за ним.

Наказание :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Великий историк однако!

Share this post


Link to post
Share on other sites

835485084664.jpg

Перевернутая страница и совсем мелкий шрифт...А что там написано было?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слишком мелкий шрифт..Я так понял речь идет о битве с Джел-ал-ад Дином?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Урянхаец IMHO!

Из какой книги сделана сканкопия?

Можно ли увеличить изображение и перевернуть картинку, а приходится ноутбук переворачивать чтоб прочитать текст?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Узнал настоящее имя Нойана - Каргабаев Мирзабек любитель истории :lol: , шутка если не он самый не обижаетесь.

Блоги любителя истории

Ну, зачем же сразу так расшифровывать участника форума? Решил человек назваться Noyan, пусть будет так- Нойян.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, зачем же сразу так расшифровывать участника форума? Решил человек назваться Noyan, пусть будет так- Нойян.

Ассаламагалейкум.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Такой бредятины я давно не читал! Спасибо за ссылку ! Какой бесшабашный полет фантазии! Вот приколисты! :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
During the Northern Song Dynasty (960 - 1279) China was suffering in the internal war between the Mainland and Mongolia (AD 1261-1368) Yang Ji Ye was the general who commanded 3 millions of soldiers against Mongolian army to fight back the Mongolian attack and saved Mainland’s political power; this famous general, born in Wu-Tai Mountain of ShanXi Province, is the ancestor of Mr. Yang Lin Sheng, who is the 40th descendant of general Yang Ji Ye.

http://www.askt.it/English/master_yang.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

3 миллиона? глупости, достойные Лиона

Share this post


Link to post
Share on other sites

3 миллиона? глупости, достойные Лиона

Только китайское войско состояло из около 3 миллионов воинов.

Yang Ji Ye was the general who commanded 3 millions of soldiers

Share this post


Link to post
Share on other sites

3 миллионов китайской армии не было у монголов никогда.

Монголы считали войска туменами (10 тысячные отряды)

Share this post


Link to post
Share on other sites

3 миллиона? глупости, достойные Лиона

Оскорбление остается на совести и на уровне воспитанности индивида, надеюсь администрация отреагирует на такое грубое нарушение форумной этики, я же всего-то скажу, что 3 милиона воинов сильное преувелечение.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оскорбление остается на совести и на уровне воспитанности индивида, надеюсь администрация отреагирует на такое грубое нарушение форумной этики, я же всего-то скажу, что 3 милиона воинов сильное преувелечение.

Всем сначало следует понимать текст на английском! Речь идет о численности китайских войск против монголов.

Какова была численность войск армии хорезмийцев, алан,кипчак, грузин, булгар,русских?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this