Перейти к содержанию
Гость Rust

Кыргызы

Рекомендуемые сообщения

Целью посещения Хакасии А.Акаева и его многочисленного сопровождения являлось поклонение Земле Предков.
Интересно: а Кыргызстан уже не Земля Предков? Киргызы в Кыргызстане пришлые что ли? :rolleyes: Предлагаю всем вместе двинуть в Африку! Говорят, родина человечества там... :rolleyes: Ну это я так...
Чон Чoбi – исполнительного органа Съезда хакасского народа.
Уважаемые, тут надо сразу сделать некоторую оговорку. Русские и хакасы живут вместе достаточно давно. Процесс взаимной ассимиляции идёт постоянно. Особенно в городах. И население Республики Хакасия не то что бы терпимо к национальному вопросу..., этот вопрос он как бы и не возникает... Ну, живём все вместе и живём... Никто не акцентирует, мол я хакас или русский, а значит другой... Я к этому привык и особо не замечал, пока в своё время мне не довелось поработать в национальных регионах. В соседней Тыве, например... Там мне сразу стало заметно, что я русский. По отношению.

В Хакасии, конечно, национализм то же есть. Но не среди средних масс населения, а либо среди интеллигенции, либо среди людей с низким уровнем образования. Я думаю, такой парадокс знаком многим. В европейской части России это можно увидеть в среде русских.

Так вот, Чон Чoбi - это обычная общественная организация. У нас много организаций, построенных на национальном принципе. Чон Чoбi не лучше и не хуже. И уж никак не является выразителем мнения и представителем всех этнических хакасов (то, что самоназванием сейчас является именно "хакас" - наглядно показала перепись). И даже половины хакасов... и даже четверти. Единственно, чем изветна Чон Чoбi - так это своим скандальным ультранационализмом. Эдакие ранние Жириновские. И уж конечно Чон Чoбi не единственные, кто владеет обрядами. Понятно, почему Штыгашев не пустил их к Акаеву. Кстати, и Штыгашеву и Лебедю нужно сказать огромное спасибо, за всю ту поддержку на государственном уровне, которую они оказали хакасскому этносу. Именно при них и при их содействии появляются и гастролируют хакасские художественные коллективы, проводятся выставки, организуются национальные праздники. Уж поверте - я 27 лет живу в Хакасии, и ни при ком, как при Лебеде, получило размах и выражение национальное самосознание хакасов.

И шаманы, конечно, были тогда среди встречающих Акаева. И никак не Лебедь отказал в совершении обряда поклонения, а шаманы. Как, интересно, проводить обряд с человеком другой веры? Выходит Акаев хотел Аллаха предать? Да ещё и духов оскорбить причастностью к другой вере? Если речь шла о простом поклонении, так можно было просто выйти из самолёта и поклониться земле. Для этого обряд не нужен. Так нет же... калорит подавай...

Падения деревьев, по словам очевидцев, выглядело странно: деревья падали на дорогу перед колонной и позади ее, лишив возможности передвижения в каком – либо направлении. Из машин выскакивали члены Правительства, ругая хакасов и их шаманов, стали разливать по сторонам водку и заставлять пить мусульман – кыргызов, тем самым совершая обряд "Сеек-сеек". После проведения обряда ветер прекратился.
Полная ахинея! Я тогда с рыбалки ехал и был в 200 км от этого места. Вокруг меня тоже деревья валило. Но сек сека я не делал, а ветер прекратился. Ветера с сильными кратковременными порывами вообще характерны для нашего региона, потому что тёплый воздух хорошо прогревается в хакасско-минусинской котловине, а холодный хорошо туда затекает.
Реакция Родной Земли на приезд главы народа, который она породила, понятна. Как должна поступить мать, если после долгого отсутствия ее сын приезжает и даже не обнимет ее?
Одухотворение, придание личностных качеств земле уже само по себе язычество. С точки зрения масульманина - это Аллах не дал Акаеву совершить вероотступничество. А с точки зрения язычника - ну как ещё должна была реагировать Родная Земля на сына вероотступника?
А действия властей РФ просто возмутительны! Россия понимает что не имеет права на эти территории и пытается всеми способами, при этом улыбаясь, вставить палки в наши колеса.
Это вообще не в какие ворота не лезет. В чьи это "наши"? Великокыргызские? А Вы в курсе, что на территории Хакасии в своё время проживали и скифы и кельты и ещё "чёрт-знает-кто"? Так может быть ирландцы (прямые потомки кельтов) имеют права на эти территории? А сколько исторических претендентов можной найти на тот клочёк земли на котором конкретно Вы сейчас сидите? И кто такая Россия в Вашем понимании? Злая тётка? Россия не абстракция - это люди и в том числе хакасы. Они не имеют права на эту территорию? Я русский. Родился в Хакасии. В том числе и я - Россия. Хотите сказать я не имею прав на эту землю? а кто иеет на неё право по Вашему мнению? Поиски исторической справедливости - это полная и опасная чушь! Не успеете восстановить её в отношении хакасов, как уже какие-нибудь киргизские сепаратисты восстановит её в отношении Вас. И вдруг выяснится, что и не совсем Вы киргиз и не совсем это Ваша земля, а может и киргиз, да не из того племении из которого надо.
А вообще нужно всех хакасов перетянуть к нам в КР обеспечить жильем и все будет хорошо.
Восстанавливая историческую справедливость, думаю имеет смысл Кыргызстан присоединить к Хакасии. Надо подкинуть идею хакасам :rolleyes:

Всё вышесказанно ни коим образом не претендует на абсолютную истину и является сугобо моим личным мнением.

Конкретный вопрос к Кыргызбаю:

Кто имеет право на территорию Хакасии? Можно в привате.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В каком направлении мы, современные кыргызы, движемся? Как так получилось что мы оказались в дали от родных берегов Эне-Сая (Енисея) и гор Алтая? Являемся ли мы частью Среднего Востока и мусульманского мира, или частью восточноевропейского блока? Как будут наши отношения складыватся с приграничным Китаем? Или же наше будушее лежит в тесном сотрудничестве с США?

Ниже приводится статья для размышления.

-----------------

В ГОСТЯХ У "ДЖИ-АЙ" В КИРГИЗИИ

Авиабаза "Ганси" - активный игрок в 100 проектах НАТО "Партнерство ради мира" в Киргизии

Виктория ПАНФИЛОВА

КОГДА пассажирский самолет из Москвы приземляется в киргизском аэропорту "Манас", каждый пассажир уже из иллюминатора видит на взлетной полосе военные самолеты НАТО. Истребители F-16, огромные "Геркулесы" С-130 и еще более внушительные заправщики КС-135 совершенно естественно смотрятся в этом некогда сугубо гражданском аэропорту. Впрочем, в международной практике немало примеров совместного базирования гражданских и военных самолетов. Сразу появляется навязчивое желание подойти к ним поближе.

На самом деле осуществить это желание не составляет большого труда. Нужно только позвонить руководителю по связям с общественностью, капитану американских ВВС Аллену Херритиджу и оставить свою заявку. Ответ будет незамедлительным и, что главное, положительным. После этого можно в течение двух с половиной часов гулять по базе "Ганси", правда, в сопровождении все того же капитана, который отвечает буквально на все вопросы. И, как мне показалось, Херритиджу даже приятно, когда вопросов много. Как только я замолкала, он с тревогой в глазах спрашивал, все ли мне понятно.

Мое молчание объяснялось отнюдь не равнодушием: все-таки я впервые в жизни оказалась на территории американской военной базы. Если честно, на территории авиабазы вообще. Тем более что на базу ОДКБ "Кант", расположенную в 30 км от "Ганси", пока никого не пускают. Говорят, поскольку еще не было официального открытия, то и показывать нечего. В октябре российский президент Владимир Путин должен торжественно открыть базу в Канте. Правда, непонятно, что он будет открывать, поскольку никаких работ здесь еще не ведется.

Сейчас в Канте стоят прилетевшие сюда еще в прошлом году два российских штурмовика Су-25 и автомобили аэродромно-технического обеспечения. А в ближайшем будущем здесь разместятся 12 штурмовиков Су-25 и многоцелевых истребителей Су-27, два транспортных самолета, несколько вертолетов и 700 военных специалистов.

Впрочем, российская база в Киргизии, по мнению специалистов, является объектом скорее символическим и в военном плане пока не может сравниться с американской базой. Однако ее близкое расположение к американской "Ганси" говорит само за себя. Отсюда российские специалисты смогут осуществлять мониторинг деятельности войск США и союзников, а также требовать, чтобы планы и графики их полетов "в интересах безопасности" согласовывались с российской стороной. Кстати, Москва могла бы использовать базу в Оше, что на юге республики, расположенную ближе к Таджикистану и Афганистану, но удаленную на сотни километров от "Манаса". Но предпочла "Кант" - поближе к "партнерам".

База НАТО в Киргизии была создана в декабре 2001 г. для поддержания контртеррористической операции в Афганистане. Сегодня, говорит капитан Херритидж, когда война в Афганистане еще очень далека от завершения, "наше присутствие здесь необходимо". "Подтверждением тому могут служить ежедневные вылеты в Афганистан груженых боеприпасами истребителей и их возвращение на базу порожняком", - особо отметил Херритидж. Там, по его словам, авиация обеспечивает поддержку наземных войск США. Поэтому длительность пребывания базы в Киргизии зависит от ситуации в Афганистане и от решения высшего командования.

Я пересекаю КПП базы "Ганси". Улыбчивый американский солдат просит сдать все колюще-режущие предметы и мобильный телефон - вместо них дают номерной бейджик (его лучше прицепить на видное место). После короткого инструктажа и просмотра документов проход на территорию базы открыт.

Авиабаза названа в честь нью-йоркского пожарного Питера Ганси, погибшего 11 сентября 2001 г. Недавно весь мир отметил двухлетие трагических событий, и капитан Аллен Херритидж говорит: "Все военнослужащие об этом помнят, единственное их желание - победить терроризм, а значит, участвовать в этой операции".

Авиабаза делится на две части - рабочую (в самом аэропорту, на взлетно-посадочной полосе, летном поле и на рулежной дорожке) и жилую, расположенную через дорогу от здания аэропорта (палаточный городок, со всей инфраструктурой). Первое, что попадается на пути, - пожарная часть, госпиталь, душевые и склады. 215 палаток оборудованы кондиционерами, в каждой живет в среднем по 10 человек. Около многих палаток установлены таблички с надписью "Day Sleeper" - в них днем спит человек после ночной работы.

База не замирает ни на секунду - "гудит" разнообразными двигателями все 24 часа. Солдаты несут службу посменно. Общих выходных нет, поэтому каждый использует свободное время на свое усмотрение: кто-то смотрит в кинозале фильмы, а кто-то занимается спортом. Капитан не без удовольствия пригласил меня зайти в спортзал - видимо, это гордость базы. Там на беговых дорожках разминались морпехи, среди которых была и девушка с внушительной мускулатурой. Женщин-военнослужащих на базе много, и выполняют они ту же, что и мужчины, работу. Как известно, в американской армии нет разделения на "мужские" и "женские" специальности.

Заботятся здесь не только о теле, но и о душе. В одной из палаток размещена церковь. Кстати, поскольку на базе служат представители разных стран, а соответственно и религий, то все учтено. Пастор и капеллан здесь, что называется, на постоянной дислокации, а вот к солдатам из Южной Кореи священник приезжает раз в неделю.

Пастор Андерсен по совместительству еще и руководит гуманитарным комитетом, созданным при церкви. Комитет оказывает помощь местному населению: ремонтирует школы, площадки детских учреждений, помогает продуктами. Нуждающимся афганцам отправляет инвалидные коляски. Очень важно, говорит пастор, что средства на гуманитарные акции поступают из личных пожертвований военнослужащих. У комитета нет официального финансирования. Например, в начале сентября трех киргизских детей, больных лейкемией, отправили на лечение в Италию за счет итальянских военнослужащих.

Солдаты могут потратить деньги и на собственные нужды. На базе есть магазин с привозными американскими товарами. Завозят все, даже воду, несмотря на то что в Киргизии недостатка в ней нет. Здесь открыт и так называемый художественный салон народных промыслов, где товары намного лучше, чем в городе. Работают в магазине местные ребята и девушки. На базе вообще немало местных жителей. Это в первую очередь переводчики, водители, рабочие, задействованные на реконструкции взлетно-посадочной полосы.

Солдаты передвигаются по территории базы на велосипедах, которые выглядят весьма необычно на фоне военных внедорожников "Хаммер". При виде такой машины и сидящих в ней по всей строгости военного времени солдат с винтовками М-16 сразу вспоминаешь, что где-то рядом война. Но на базе тихо и спокойно, хотя здесь каждый занят своим делом, даже если он просто загорает под киргизским солнцем.

Загорать можно не только на территории базы. Военнослужащих, правда, не всех, вывозят отдыхать на Иссык-Куль и в горы. Раз в неделю дают увольнительную в город. В бишкекских казино натовцам всегда рады. Да и многие местные девушки не прочь познакомиться с заграничными парнями. Кстати, солдаты французского батальона увезли на родину в качестве жен около двух десятков киргизок. Капитан Аллен, смущаясь, рассказал, что солдаты часто обмениваются впечатлениями о красоте местных девушек, и наверняка свадьбы еще предстоят.

Осмотрев жилую часть базы, мы на микроавтобусе поехали в аэропорт. Здесь, как ни странно, также все можно фотографировать. Запрещено снимать только КПП. Аэропорт способен принимать военно-транспортные самолеты и стратегические бомбардировщики. В данное время на базе находятся более 1600 военнослужащих и около 30 самолетов. Большинство солдат и самолетов - американские. Однако с декабря 2001 года здесь поочередно перебывали солдаты и самолеты членов НАТО - Норвегии, Дании, Нидерландов, Франции, Испании и Италии, а также Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи.

Капитан Аллен Херритидж любезно подводил к каждому стоящему на поле самолету и долго объяснял его назначение и характеристики. Особенно поражают заправщики - махина с легкостью ласточки может буквально зависать в воздухе и при этом заправлять другой самолет.

На самолет С-130 "Геркулес" возложена самая тяжелая работа: он выполняет тактическую часть авиаперевозок. Этот самолет способен взлетать с неприспособленных взлетных полос и является основным транспортом для переброски войск и оружия в Афганистан. "Геркулес" вмещает груз от обычных ящиков до огромных вертолетов и шестиколесных бронированных вездеходов.

Судя по всему, базе "Ганси" предначертана долгая жизнь - этому способствует обстановка в регионе. Поэтому киргизское руководство приняло решение о продлении договора аренды. В соответствии с документом срок размещения базы продлен еще на 3 года, предусмотрена также дальнейшая пролонгация аренды. При этом площадь под базу была увеличена с первоначальных 12 до 300 га. США, в свою очередь, выделили 37 млн. долл. на продолжение строительства и эксплуатацию базы. В нынешнем году планируется ввести в строй систему водопровода и канализации, а на следующий год запланирована замена палаток на мобильные домики.

Для Киргизии база "Ганси" - это дополнительный источник ощутимых доходов. Помимо ренты союзники выплачивают по 7 тыс. долларов за взлет и посадку каждого самолета. Кроме того, экономическая помощь США, оказанная республике, составила примерно 500 млн. долл. Начиная с 2001 г. МВФ выделяет Киргизии 93 млн. долл. на поддержку правительственной программы развития с 2001 по 2004 г. В прошлом году в республике началась реализация грантовых проектов Министерства международного развития Великобритании объемом в 20 млн. долларов. Постоянно растут объемы военно-технической помощи Киргизии, предоставляемой зарубежными партнерами, в первую очередь США. Только в рамках программы "Партнерство ради мира" в Киргизии реализуется около 100 различных проектов.

Выходя с базы, я подумала, что теперь-то уж ничто не угрожает маленькой Киргизии. Сегодня вряд ли кому-нибудь придет в голову вторгаться на территорию республики.

№35 за октябрь 2003

Источник - Независимое военное обозрение

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я тут поразмышлял немного и мне пришла такая мысль, что кыргызам пора кормить свою армию и гтовиться к войне, если хотим мира крнечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

солдаты часто обмениваются впечатлениями о красоте местных девушек,

Кто может мне назвать хотя бы один пример, когда присутствие америкосов привело к чему-нибудь хорошему, кроме улучшения демографической обстановки?

База НАТО в Киргизии была создана в декабре 2001 г. для поддержания контртеррористической операции в Афганистане.

ну-ну... А что, у Киргии общие границы с Афганистаном?

Не думаю, что америкосы включили киргизов в свой "золотой миллиард".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Кыргызбай

To Skiffi,

Это вообще не в какие ворота не лезет. В чьи это "наши"? Великокыргызские? А Вы в курсе, что на территории Хакасии в своё время проживали и скифы и кельты и ещё "чёрт-знает-кто"? Так может быть ирландцы (прямые потомки кельтов) имеют права на эти территории? А сколько исторических претендентов можной найти на тот клочёк земли на котором конкретно Вы сейчас сидите? И кто такая Россия в Вашем понимании? Злая тётка? Россия не абстракция - это люди и в том числе хакасы. Они не имеют права на эту территорию? Я русский. Родился в Хакасии. В том числе и я - Россия. Хотите сказать я не имею прав на эту землю? а кто иеет на неё право по Вашему мнению? Поиски исторической справедливости - это полная и опасная чушь! Не успеете восстановить её в отношении хакасов, как уже какие-нибудь киргизские сепаратисты восстановит её в отношении Вас. И вдруг выяснится, что и не совсем Вы киргиз и не совсем это Ваша земля, а может и киргиз, да не из того племении из которого надо.

QUOTE 

А вообще нужно всех хакасов перетянуть к нам в КР обеспечить жильем и все будет хорошо. 

Восстанавливая историческую справедливость, думаю имеет смысл Кыргызстан присоединить к Хакасии. Надо подкинуть идею хакасам 

Всё вышесказанно ни коим образом не претендует на абсолютную истину и является сугобо моим личным мнением.

Конкретный вопрос к Кыргызбаю:

Кто имеет право на территорию Хакасии? Можно в привате.

Ну вот и ваш великорусский шовинизм и выплеснулся на этом форуме.

На территоррию Хакасии мы имеем полное право. Просто сейчас нам надо немного подождать. Далее при правильно построенной дипломатии мы кыргызы и сможем вернуть свои территории.

Я не говорю о кельтах и всяких других скифах и гуннах. Конечно будучи русским, гражданином России, вы отстаиваете интересы России, пытаясь доказать всем, что эти земли исконно русские. Я Кыргызстанец и я отстаиваю интересы моей Родины. Но не будьте же таким прошу прощения слепым. Посмотрите, что такое на самом деле Россия! Это Москва, до Нижнего Новгорода и все! Остальные территории??? Вы что хотите сказать что древние русичи обрабатывали эти земли Якутию, Чукотку, Дальний Восток, Сибирь? Признайте этот факт и все.

Я ни чего не имею против России и русских так как видел много хорошего.

Ваше же сообщение можно расценить как провокацию.

С уважением,

Кыргызбай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Просто сейчас нам надо немного подождать.  Далее при правильно построенной дипломатии мы кыргызы и сможем вернуть свои территории. ...

С уважением,

Кыргызбай

Уважаемый,

Что у Вас собственное мнение насчет Хяргас нур (буквально кыргызское озеро) в Монголии. Господин Акаев посетил нашу страну и был у озеро Хяргас и умывался священной водой этого озера, поймал он говорят несколько рыб, если правда то что писали на газетах он отпустил этих рыб обратно в озеро.

Как был освещен этот случай в Кыргызстане, что было напечатано на нормальных и крайных как бы сказать печатях.

С господином Акаевым был его чадо, молодой человек, так как он представитель молодежи всего мира не преминул шанс посетить ночное развеселительное заведение в Уланбаторе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Историческому сайту - история

Русские и хакасы живут вместе достаточно давно. Процесс взаимной ассимиляции идёт постоянно. Особенно в городах

Еще 100 лет назад русским было запрещено селиться в Хакасии (на территориях степных дум. Хакасы составляли 98% населения. После массового переселения (после ВОВ ) доля хакасов болтается в прайоне 11-13%. Ассимиляции взаимной нет, т.к. хакасы просто теряют свой язык.

Чон Чoбi - это обычная общественная организация. У нас много организаций, построенных на национальном принципе. Чон Чoбi не лучше и не хуже. И уж никак не является выразителем мнения и представителем всех этнических хакасов (то, что самоназванием сейчас является именно "хакас" - наглядно показала перепись).

Хакасы собираются на съезд и выбирают исполнительный орган - Чон Чобы - народный совет. Поэтому у ЧЧ статус особый. Результаты переписи не опубликованы.

Кстати, и Штыгашеву и Лебедю нужно сказать огромное спасибо, за всю ту поддержку на государственном уровне, которую они оказали хакасскому этносу
Это ирония, я уверен.
Полная ахинея!
Нет, все выглядело очень впечатляюще.?
А Вы в курсе, что на территории Хакасии в своё время проживали и скифы и кельты и ещё "чёрт-знает-кто"?
Нет, и вряд ли когда-нибудь узнаем.

Хочу сказать, что участвующий в дискуссии гражданин из Хакасии очень типичен. Он в общем то либерально настроен, не агрессивен и т.п. Так что представьте себе ощущения хакасов в окружении подобной публики, которая еще и гордиться этой своей толерантностью и даже может вот такое говорить в лицо.

Если говорить об усилиях доброй России, то хакасы на своей земле составляют меньшинство, и за 100 лет даже не удвоились. Для сравнения тувинцы за этот же период увеличились на 470%, а алтайцы - на 380%. Как вы понимаете, для такого результата нужны особые усилия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Кыргызбай

Уважаемый Enhd,

Не знаю честно как осветили наши СМИ этот эпизод.

А то что молодой человек посещает увеселительные заведения, то он же молод и его можно понять.

С уважением,

Кыргызбай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот и ваш великорусский шовинизм и выплеснулся на этом форуме.
Простите, если кого забрызгал... :D
На территоррию Хакасии мы имеем полное право.
Кыргызбай Мне искренне интересно обсудить с Вами эту мысль. Учитывая скользскость темы, предлагаю сразу договориться придерживаться при обсуждении рамок приличия и не переходить на личности.

Итак. Для начала давайте Ваше заявление конкретизируем, что бы не было недополнимания и двояких толкований.

1. Кто именно имеет право на территорию Хакасии? Какое социальное образование? Этнос, народность, государство? Если да, то какие именно?

2. Что Вы понимаете под территорией Хакасии? Её сегодняшние административные границы? Имеется в виду Республика Хакасия? Если нет, то территории в каких границах Вас интересуют?

3. Что в Вашем понимание означает "право" на территорию? Право на проживание на ней? Право на присоединение к Вашему государству? Или что то ещё?

Но не будьте же таким прошу прощения слепым. Посмотрите, что такое на самом деле Россия! Это Москва, до Нижнего Новгорода и все! Остальные территории??? Вы что хотите сказать что древние русичи обрабатывали эти земли Якутию, Чукотку, Дальний Восток, Сибирь? Признайте этот факт и все.
Очень хотелось бы поспорить предметно, но сильно сомневаюсь, что Вы владете достаточными знаниями по истории России. Ничего личного. Просто Вам, что бы это написать, потребовалось несколько секунд, а мне что бы опровергнуть со ссылками на источники потребуется неделя.

И какая связь между Россией и обработкой, как Вы их назвали, "древними русичами" земель Якутии? Россия - многонациональная страна, в нынешних границах созданная далеко не только русскими.

Праславяне населяли причерноморье и что теперь? Половина территории Германии в раннем средневековье была населена славянами. И что? Русь, как государственное образование, упоминается уже в конце первого тысячелетия, тогда как переселение предков киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло в начале второго. И что? По Вашей логике выходит, что когда "древние русичи" обрабатывали земли "на самом деле России", киргизов на территории нынешней Киргизии и в помине небыло.

Ваше же сообщение можно расценить как провокацию.
Нууу... Это после Ваших то заявлений о претендентстве на земли Хакасии?

Стас

Хакасы собираются на съезд и выбирают исполнительный орган - Чон Чобы
Сколько хакасов присутствовало на последнем съезде?
Так что представьте себе ощущения хакасов в окружении подобной публики, которая еще и гордиться этой своей толерантностью и даже может вот такое говорить в лицо.
Я сейчас зайду на абаканский форум, и если хакасы найдут это серёзным, то сами расскажут о своих ощущениях и об окружающей их, как Вы выразились, "публике".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Сколько хакасов присутствовало на последнем съезде?

На 9 съезде (во дворце железнодорожников) в 2001 г. присутствовало 130 делегатов (от всех городов и районов) и порядка 200 приглашенных.

В феврале 2003 г. правительство организовало альтернативный съезд в театре "Сказка" (ползала - члены правительства, среди которых хакасов нет, остальные - маразматики из числа "совета старейшин" - коммунистов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2Стас

присутствовало 130 делегатов (от всех городов и районов)
Каков порядок представительства? Есть данные о точном количестве хакасов, чьи представители были на съезде? О каждом депутате городского совета города Абакана, например, можно сказать сколько человек проживает на его участке и сколько их проголосовало за него. Отсюда, я могу вынести своё суждение о лигитимности того или иного депутата. Так же можно и в целом по выборам сказать, сколько проживает горожан, а сколько их голосовало. Есть ли такие данные в отношении съезда хакасского народа?

Если нет, то Ваше утверждение об особом статусе ЧЧ такое же безосновательное, как, впрочем, и моё об его отсутствии. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Есть ли такие данные в отношении съезда хакасского народа?

Если нет, то Ваше утверждение об особом статусе ЧЧ такое же безосновательное, как, впрочем, и моё об его отсутствии.

Особый статус ЧЧ вытекает хотя бы из того, что по конституции Хакасии он имеет право законодательной инициативы, кроме того есть республиканский закон о его статусе (ныне измененный). По этому закону выборы на съезд осуществляются в соотвествии с Положением, а полномочия депутатов и кворум подтверждается избранной мандатной комиссией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Я хочу выяснить скольких хакасов он представляет.

По тому же "правовому статусу" съезд представляет хакасский народ в целом.

Практика - 1 делегат от 350 человек + от других хакасских организаций и инициативных групп (напр., национальная гимназия, ХакНИИЯЛИ и т.п.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По тому же "правовому статусу" съезд представляет хакасский народ в целом.
По тому же статусу, Государственая Дума РФ представляет всех россиян, включая хакасов, но ведь Вы с этим не согласитесь? Реальное представительство и правовое - разные вещи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на территории Хакасии в своё время проживали и скифы и кельты
Прошу прощения у уважаемых участников форума. Невольно ввёл в заблуждение. Кельтов в Хакасии небыло. Попутал с кетами. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые посетители этого форума, на мой взгляд эта тема уже перешла рамки истории и упирается в политику. Так уже начинает попахивать национализмом, о шовинизме уже даже упоминалось.

Мне не хочется, чтобы мой форум превратился в политичекую склоку - она уже начинается. Поэтому, я просто вынужден закрыть эту тему.

Прошу в будущем не скатываться к взаимным оскорблениям - обвинения в шовинизме для нормального человека является оскорблением.

Давайте изучать историю спокойно и уравновешенно, приводя в пример только факты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю в этой теме обсудить вопросы происхождения - этногенеза, этнической истории центрально-азиатских кыргызов. Заранее прошу быть корректными в определениях и не скатываться к политике и взаимным обвинениям. Заранее благодарен.

Абдуманапов Рустам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитал интересное инфо о афганских кыргызах. Наконец то начали хоть как то с ними налаживать отношения! Кстате, что случилось с репатриацией афганских и турецких кыргызов? У кого есть инфо о малой родине афганских кыргызов? Из какой части Кыргызстана они мигрировали в Афганистан и Пакистан? Если можно приведите наименования сел, районов откуда они ушли!

----

Кыргызстан помогает соотечественникам в Афганистане

По решению Правительства страны, этническим кыргызам Афганистана, проживающим на малом и большом Памире, ранним утром 14 октября 2003 года отправлена гуманитарная помощь на сумму 100 тыс. сомов.

Доставка гуманитарного груза возложено на Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызстана. По словам его заместителя министра Алмазбека Камчибекова, продукты питания, медикаменты, теплая одежда и горюче-смазочные материалы на сумму более 100 тыс. сомов будут доставлены через несколько дней по горной трассе протяженностью 1000 км, которая проходит на высоте 3000-4000 метров над уровнем моря. Всего гуманитарную помощь получат 250 семей.

Средняя продолжительность жизни этнических кыргызов Памира составляет в среднем 45 лет. Среди них высока детская и материнская смертность. Правительство Кыргызстана и в дальнейшем предполагает регулярно им предоставлять гуманитарную помощь на безвозмездной основе.

АКИpress, http://www.akipress.kg/datanew1.php?tab=news&numb=8768

2003-10-14

---------

Гумпомощь для этнических кыргызов в Афганистане благополучно доставлена на таджикско-афганскую границу

Автоколонна с гуманитарным грузом, предназначенная для этнических кыргызов проживающих в Большом и Малом Памире в Афганистане, в 3 часа дня 16 октября 2003 года прибыла на заставу «Заречная», которая расположена на границе между Таджикистаном и Афганистаном.

Как сообщили в пресс-службе МЭиЧС КР, две автомашины ЗИЛ-130 в сопровождении сотрудников МЭиЧС везут выделенные из Госрезерва Правительства 6 тон муки, 1 тонну йодированной соли, а также теплые вещи и дизтопливо поступившие по линии МЭиЧС.

В Большом и Малом Памире на сегодня проживают 225 семей. Общее количество этнических кыргызов проживающих в этом районе составляет свыше 1200 человек.

Данная помощь Правительства Кыргызстана оказывается в ответ на обращение делегата II Всемирного курултая кыргызов Абдрашитхан уулу Абдулазиза, который представлял памирцев.

Гуманитарный груз сегодня доставлен в таджикский населенный пункт Мургаб, расположенный вблизи государственной границы с Афганистаном. Сюда же прибудут и получатели гуманитарного груза со стороны Афганистана.

АКИpress

2003-10-17

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторая информация по афганским кыргызам содержится на заглавной странице раздела "кыргызы".

Насколько мне известно, эти кыргызы являются выходцами из Алая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иссык-кульские власти занялись разведением редкой породы собак – кыргызских тайганов

На Каракольском городском ипподроме по инициативе местных властей строится помещение для нормального содержания и выращивания охотничьих собак – кыргызских тайганов, а также охотничьих соколов. На сегодня уже имеются 5 тайганов, обучающихся охоте в местных природных условиях. Обучаются они в Каракольском ущелье Ак-Суйского района Иссык-Кульской области.

Цель введения такого новшества – демонстрация для иностранных туристов и всех желающих применения и использования охотничьих собак и соколов в своей жизни.

Привезенных тайганов в настоящее время содержат в собачьем вольере каракольской погранзаставы. Эти собаки куплены и привезены из Нарына. Стоимость одной такой уникальной собаки – примерно 3 тысячи долларов США. В административном кодексе КР предусмотрена даже ответственность за неправильное содержание, разведение и торговлю кыргызскими тайганами.

АКИpress, http://www.akipress.kg/datanew1.php?tab=news&numb=8854

2003-10-17

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наткнулся на интересную статью о турецких кыргызах. На сайте газеты Дело можно также увидеть фотографии турецких кыргызов снятые военным курсантом из Кыргызстана. Они наверное единственные "настоящие" кыргызы, сохранившие традиции и культуру нашего народа без влияния из вне. Они представляют большую этнографическую ценность для нас, современных кыргызов.

http://delo.to.kg/2003/28/05.shtml

-----------------

ТУРЕЦКИЕ КЫРГЫЗЫ (Беженцы из Афганистана)

Живя вдали от родины, они берегут язык и национальные традиции, и мечтают вернуться в Кыргызстан.

Рустам Кошонов - курсант элитной военной академии сухопутных войск Турции, которая расположена в Анкаре. Каждый год по договоренности с нашими военными академия принимает нескольких кыргызстанцев на бесплатное обучение и обеспечивает их всем необходимым. Ну а после ее окончания всем курсантам предстоит пройти месячную стажировку в одной из воинских частей, разбросанных по всей территории Турции, и только потом они получают звание офицера. Мог ли кыргызский парень Рустам предполагать, что, оказавшись в Турции, за тысячи километров от дома, он встретит здесь своих земляков - этнических кыргызов, которые компактно проживают в районе озера Ван, на крайнем востоке страны, почти на границе с Ираном?

- Я четыре года проучился в военной академии в Анкаре и знать не знал, что в Турции есть целое кыргызское село, и даже не думал, что мне удастся побывать там, - делится впечатлениями Рустам. - Воинская часть, в которую меня направили проходить стажировку, находится в городе Эрджиш. Город стоит на берегу горного озера Ван, и здешние места мне очень напоминают Иссык-Куль. Наверное, не случайно, что именно здесь и поселились кыргызы. За месяц мы, выпускники академии, должны были посмотреть, как служат турецкие офицеры, поближе познакомиться с армейской жизнью, подучиться военному делу.

Когда командир воинской части знакомился со стажерами и узнал, что я кыргыз, он очень заинтересовался, улыбнулся и спросил: "А ты знаешь, что недалеко отсюда есть кыргызское село?" Я ответил, что не знаю. "Ну ничего, - пообещал он, - когда у нас будет свободное время, мы поедем туда на экскурсию". Надо ли говорить, что я не мог дождаться ближайшей субботы! Город Эрджиш очень маленький и скучный, и в свободное время там абсолютно нечего делать. К тому же нам запретили покидать воинскую часть после семи часов вечера. В общем, поездки ждали все - в скучной армейской жизни это было хоть какое-то разнообразие.

В назначенный день офицеры и курсанты выехали на двух автобусах в сопровождении вооруженной охраны и машины "скорой помощи". Здесь очень неспокойные места. В этой провинции почти 90% населения составляют курды, а среди них много сепаратистов, которые добиваются создания своего независимого государства и время от времени совершают вооруженные нападения на мирное население. Поэтому, честно говоря, мне было немного жутковато, пока мы добирались до кыргызского села.

Село Улупамир расположено высоко в горах, примерно в 30 километрах от города Эрджиш. Дорога туда мне снова напомнила окрестности Иссык-Куля. Мы проезжали курдские села, которые так похожи на кыргызские, и все время мне казалось, что я вернулся в Кыргызстан после долгого отсутствия. Особенно я обрадовался, когда увидел первого кыргыза - он стоял почти у самого въезда в село в военной форме и с автоматом в руках. Как мне позже объяснили, село охраняют 180 автоматчиков, которые стоят буквально через каждые 100-200 метров по всему периметру Улупамира. В 1992 году сепаратисты из гранатомета расстреляли нескольких кыргызов, и после того трагического случая турецкие власти выдали жителям села камуфляжи и автоматы Калашникова, чтобы люди сами позаботились о своей безопасности. Меня поразила выдержка автоматчиков. Жара градусов под сорок, кругом ни одного дерева, а они целый день стоят под палящим солнцем, даже не шелохнувшись.

К нашему приезду тщательно подготовились. Нас напоили чаем с боорсоками, показали концерт с кыргызскими национальными песнями и танцами, дали покататься на лошадях и в честь нашего приезда даже устроили на местном стадионе соревнования по козлодранию - улак тартыш.

В селе Улупамир живут только кыргызы - всего около двух с половиной тысяч человек. Среди них нет ни одного турка или курда. И хотя по паспорту сельчане уже давно граждане Турции, они все равно считают себя кыргызами: разговаривают на чистейшем кыргызском, хотя и турецкий, конечно, знают, свадьбы справляют только в соответствии с национальными традициями. Чтобы сохранить чистоту нации, девушек не отдают замуж за парней из других сел, и все браки заключаются только между односельчанами.

Как рассказали аксакалы, кыргызы появились в районе озера Ван в начале 80-х годов прошлого века. Сначала они жили на юге Кыргызстана, в Алайском районе, но в 30-е годы, спасаясь от советской власти, бежали в Китай, а оттуда - на территорию Афганистана, в район Памира. Когда Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, кыргызы переехали в Пакистан. Но жаркий пустынный климат не очень подходил кыргызам, которые привыкли жить в горах, и когда турецкие власти предложили им переселиться на берега озера Ван, они с готовностью согласились. Турки выделили им землю, дали льготные кредиты, построили дома - в общем, создали для кыргызских беженцев хорошие условия, за что жители Улупамира им очень благодарны.

Улупамир - достаточно большое село даже по турецким масштабам. Здесь есть своя школа, магазин и даже стадион. А вот больницы до сих пор нет, поэтому нынче люди всем селом собирали двух девушек в мединститут. После его окончания они вернутся и станут первыми врачами в местной больнице. По турецким меркам, кыргызы живут здесь бедновато - все-таки они беженцы, а по нашим представлениям - очень даже неплохо. У всех добротные комфортные дома со спутниковыми антеннами - в Турции это не считается роскошью, свои огороды, скот. Правда, работы в Улупамире почти нет, поэтому многие уехали на заработки в Стамбул или другие крупные города. На улицах я вообще не видел молодежи - в основном остались одни старики и дети. Кто-то учится в университете, кто-то работает в городе.

Гостей очень приветливо встретили, а когда увидели, что я кыргыз, уже через несколько минут меня по имени знало все село. Да, я был удивлен, что в Турции есть кыргызское село, но и эти люди удивились не меньше, когда познакомились со мной. Все внимание, естественно, было обращено на меня. Сельчане подходили ко мне, расспрашивали, как мы живем в Кыргызстане, просили передать приветы своим родственникам, которые, оказывается, у них остались на кыргызской земле. И хотя они благодарны турецкому народу за помощь и гостеприимство, многие из них хотят вернуться в Кыргызстан. Все-таки в Турции они чувствуют себя чужаками, держатся обособленно и предпочитают не вступать в контакт ни с турками, ни с курдами. Улупамир, по-моему, единственное село в тех местах, которое не имеет никаких контактов с курдскими сепаратистами.

Конечно, многого мне жители Улупамира сказать не могли, потому что рядом со мной постоянно были турецкие офицеры, но по их тоскливым взглядам, обрывочным признаниям, по тому, как жадно они ловили каждое мое слово, я понял, что они готовы в любой момент бросить свои уютные комфортные дома и вернуться в Кыргызстан, достаточно им только это предложить, - заключает свой рассказ Рустам Кошонов.

Кстати, по данным Департамента миграционной службы при МИД КР, сегодня за рубежом проживают около 600 тысяч этнических кыргызов, в основном в приграничных государствах. Наиболее многочисленны кыргызские диаспоры в Узбекистане (около 400 тысяч), Китае (160 тысяч), Казахстане (110 тысяч), Таджикистане (50-55 тысяч). Многие из этих людей хотели бы вернуться на историческую родину, в Кыргызстан, но вот ждут ли их здесь?

Еще в августе 2001 года президент Акаев подписал указ "О мерах по оказанию поддержки этническим кыргызам, возвратившимся на историческую родину". Указ предусматривал разработку государственной программы поддержки этой категории людей, упрощенный порядок приобретения гражданства Кыргызстана и даже создание специального Иммиграционного фонда при министерстве иностранных дел.

- Конечно, государство, по идее, должно поддерживать этнических кыргызов, возвращающихся на родину, - говорит директор Иммиграционного фонда Мелис Байсымаков. - Другой вопрос - как это сделать? Все, как всегда, упирается в финансы. Сегодня у государства нет таких средств, чтобы, как это делается в развитых странах, строить им дома, выделять землю, предоставлять льготные кредиты. Наш фонд в полную силу начал работать в этом году. Мы привлекли спонсорские средства - 330 тысяч сомов - и уже помогли некоторым репатриантам, в основном беженцам и многодетным семьям: купили 17 домов, скот, пробурили водопроводные скважины. Управление паспортной и визовой работы занимается легализацией прибывших - предоставляет им кыргызское гражданство, вручает национальные паспорта. Посильную помощь должны оказывать и местные администрации. Мы тоже делаем, что можем, а на большее у нас нет средств, - заключает директор Иммиграционного фонда.

В общем, государство приветствует возвращение кыргызов на историческую родину, но создать им комфортные условия, которые были в государствах их исхода, из-за финансовых сложностей пока не может.

Сергей ЧЕРНОВ

P.S. РОССИЙСКИЕ КЫРГЫЗЫ

В Российской Федерации (по неофициальным, оценочным данным) живет и трудится, в зависимости от сезона, от 300 до 500 тысяч наших граждан. И только 80 тысяч из них на тот момент узаконили свое пребывание на ее территории. При этом всего лишь 4 тысячи имели официальные разрешения на право трудовой деятельности в России.

В течение зимы делегация нашего МИДа объехала 10 регионов России, где компактно живут наши соотечественники, - Свердловскую, Оренбургскую, Самарскую области, Сибирский федеральный округ. Встречались с кыргызстанцами (есть, оказалось, регионы, где наши осели не просто крепко, а очень крепко, где созданы диаспоры - Хакассия, Красноярский край, Томская область), - и с губернаторами, руководителями миграционных служб и правоохранительных органов. Надо было познакомится с ситуацией и помочь легализоваться нашим гражданам. Местные власти, как мы поняли, сами очень заинтересованы в наших трудовых мигрантах, так как они заполняют ниши, где не очень-то желают работать местные жители, - строительство, сфера обслуживания, наконец, торговля на рынках - там, кстати, трудится подавляющее большинство, процентов 80 кыргызстанцев.

Представьте: Екатеринбург, Таганский рынок, чуть ли не весь занятый нашими земляками, мороз 40о, носы красные...........

По примерным данным, в России работает около 85% кыргызстанцев, нашедших работу за пределами нашей республики. Еще 6-8 тысяч наших сограждан трудятся в южных областях Казахстана. О других странах даже приблизительных данных нет.

По статистике МВД РФ, из почти 80 тысяч граждан Кыргызстана, "пребывавших" в течение 2002 года на территории России (т.е. зарегистрировавшихся), больше всего жили в Алтайском крае - 9420 человек. Затем по популярности у кыргызстанцев: Свердловская область (6538 чел.), Бурятия (4651), Челябинская обл. (4352), Татарстан (2968), Новосибирская (2716) и Московская (2534) области. Наименее "популярны" далекая Читинская область (1067) и… Москва (342).

На 1 января этого года больше всего кыргызстанцев жило постоянно в Омской и Пензенской областях - по 149 человек. Всего же в России состояли на учете как "постоянно проживающие" лишь 1756 граждан Киргизстана. По сравнению с прошлогодней статистикой число таких граждан уменьшилось на… 27 тысяч с лишним человек! Есть предположение, что все они, напуганные новой жесткой миграционной политикой, приняли российское гражданство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эльтебер,

видно что вы очень интересуетесь судьбой кыргызов за рубежом. осмелюсь посоветовать сайт http://www.kyrgyz.us/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю в этой теме обсудить вопросы происхождения - этногенеза, этнической истории центрально-азиатских кыргызов. Заранее прошу быть корректными в определениях и не скатываться к политике и взаимным обвинениям. Заранее благодарен.

Абдуманапов Рустам.

Уважаемый Рустам.

Давно слежу за форумом, занимаюсь музыкальной культурой башкир.

Где-то в полемике форума раза два промелькнула интересующая меня тема по горловому пению или, как у нас говорят, "узляу". Причем в несколько пренебрежительном виде, дескать у башкир узляу сущемствует в "рудиментарном виде".

Откуда эти сведения и с кем бы из тюркологов потолковать об этом рудименте.

С уважением

Равиль Рахимов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Эльтебер

Величие и падение киргизского каганата

Киргизский каганат (840 - середина Х века)

В эти дни, когда киргизский народ отмечает 2200-летие своей государственности, уместно вспомнить о Киргизском каганате, мощном кочевом государстве IX-X вв., созданном под эгидой киргизских каганов.

В 840 г. киргизы уничтожили Уйгурский каганат (744-840 гг.), основная масса уйгуров покинула территорию современной Монгольской Народной Республики (Халхи), центральной части своего государства. Власть над огромной территорией от Маньчжурии до Алтая включительно и от южных окраин Сибири до южных окраин пустыни Гоби перешла к киргизским каганам.

Еще до гибели уйгурского каганата правитель киргизов угрожал уйгурскму кагану: “Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед ней моего коня, водружу мое знамя!” Правитель киргизов, приезжавший к китайскому двору, имел титул эльтебера в пределах Уйгурского каганата, он также титуловался бильге-иркин. Позже полный титул уже кагана киргизов звучал так: “Потомственный герой, воинственный, искренний и светлый (мудрый) каган”. Правящий дом киргизов именовался ажэ, это было и клановое имя, и титул правителей.

Ко времени образования Киргизского каганата центральноазиатская кочевая государственность насчитывала минимум тысячу лет. Если характеризовать ее предельно кратко, то сущностью ее являлась военно-административная система власти. Административное деление суверенной территории совпадало с мобилизационной системой армии (военно-административные единицы, способные выставить десять, сто, тысячу или десять тысяч воинов), в разделении суверенной территории государства на центр, левое и правое крыло (были и иные формы деления - север и юг и т. п.), в представлениях о харизматической, дарованной небом власти кагана, и неразделении собственности государственной и клана кагана, в особой роли гвардии при кагане (бери - волки), обеспечивающей не только охрану кагана и его клана, но и выдвигавшей из своей среды военных и административных правителей государства.

Киргизский каганат, вероятно, делился на три части, которые возглавляли три тутука. Центральное правительство образовывали семь визирей, которые возглавляли основные ведомства государства. Пятнадцать секретарей вели все делопроизводство государства, в делопроизводстве использовалось уйгурское письмо. Сбор налогов и даней обеспечивали тарканы. Число их было непостоянным, также непостоянным было и число командующих войсками. Все совершеннолетние мужчины каганата считались тяглыми, “теми, кто обязан служить (в армии) и работать”.

Каган имел ставку в горах, в городе, окруженном частоколом (остроге). Киргизские каганы, хотя бы некоторые из них, были буддистами. Найдены тексты сутр на китайском языке, но записанные ни иероглификой, а во много раз более легким для изучения тибетским письмом, с пометой в колофоне, что транслитерация текста тибетским письмом сделана по заказу киргизского кагана.

Известно кое-что о праве Киргизского каганата. Смертной казни через обезглавливание подлежали мятежники, дезертировавшие из армии, гонцы (и посыльные), не выполнившие своего задания, воры. Очевидно, в каких-то чрезвычайных случаях голову казненного за воровство могли повесить на шею отца, который должен был носить ее до конца своих дней.

Киргизские каганы совершали походы на восток в пределы современной Маньчжурии и на запад в Кашгарию.

Точные обстоятельства ослабления и гибели Киргизского каганата неизвестны. Но абсолютно достоверно, что они были связаны с усилением монголоязычного мира и процессом постепенного вытеснения с территории Халхи тюркоязычного населения. К началу Х в. на территории юго-западной Маньчжурии возникло государство монголоязычных киданей. Кидани атакуют живших к северу от них и к югу от реки Аргунь и верховьев Амура шивэй, частью которых были древние монголы. На шивэй совершали походы и киргизы. В итоге монголоязычная группа шивэй, в среде которой были и предки Чингисхана, начала миграцию на запад, вытесняя и ассимилируя тюркские этносы Халхи. Киданьские императоры в первой половине Х в. совершают ряд успешных походов в Халху против киргизов, в итоге этих походов восточная часть Халхи попадает под контроль киданей. И кидани объективно способствуют продвижению родственных им монголов на запад.

Енисейские киргизы, известные нам по описанию “Юань ши”, очевидно составляли лишь часть и, возможно, часть окраинную киргизского и другого родственного киргизам населения Киргизского каганата. Большой проблемой для науки является этническая идентификация населения Халхи XII в. времени возвышения Чингисхана.

В российской науке вслед за монгольскими учеными часто считают основных соперников монголов - татар, кереитов, найманов, меркитов - монголами. Не касаясь вопроса об этнической принадлежности самого сильного народа Халхи в XI в. - татар, - напомним только, что о двух других крупных каганатах времени Чингисхана - кереитском и найманском, есть указания у Рашид-ад-дина и Ата-Малика Джувейни о былых связях этих этносов с киргизским. О том, что найманы и кереиты могли быть частью киргизского этноса или частью этноса Киргизского каганата, писал и недавно скончавшийся автор лучшего исследования о Чингисхане немецкий исследователь российского происхождения П. Рачневский. Действительно, не следует исключать версию о том, что найманы и кереиты могли быть продолжением большого киргизского этноса времен Киргизского каганата. Очевидно, в этом направлении было бы желательно сосредоточить усилия и киргизских ученых, и мировой науки, занятой изучением истории Центральной Азии X-XII вв.

Е. КЫЧАНОВ,

доктор исторических

наук, профессор.

Санкт-Петербург.

-------

(К выходу в свет второго тома “Материалов по истории кыргызов и Кыргызстана по китайским источникам” на кыргызском и русском языках)

Евгений Иванович Кычанов, доктор исторических наук, профессор. Долгое время возглавлял Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (в настоящее время является заместителем директора Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН). Круг научных интересов - древняя и средневековая история Китая и Центральной Азии. Автор более десятка монографий и сотен статей, знаком широкому кругу кыргызстанских ученых трудами по истории различных народов Центральной Азии.В 1963 году во Фрунзе был опубликован его перевод сведений по истории енисейских кыргызов XIII века - “Сведения в Юань ши” о переселении киргизов в XIII веке”. В 90-х годах в Бишкеке осуществлено переиздание его известной работы о Чингисхане. Под руководством Е. И. Кычанова прошли стажировку и закончили аспирантуру в Ленинграде ряд кыргызских китаеведов.

В год празднования 2200-летия кыргызской государственности в Кыргызско-Турецком университете “Манас”, в Центре исследований тюркской цивилизации был подготовлен и издан второй том “Материалов по истории кыргызов и Кыргызстана по китайским источникам”. В связи с презентацией этого труда, которая намечена на начало ноября, руководство университета пригласило Е. И. Кычанова принять в ней участие. По независящим от Е. И. Кычанова обстоятельствам, он не смог приехать в Бишкек, а прислал приветственный адрес руководству университета и свои размышления по истории кыргызов.

Имеющаяся на сегодняшний день концепция истории киргизов и Киргизии была создана многими поколениями исследователей из разных стран. На протяжении продолжительного отрезка времени они уточняли и вносили дополнения в эту концепцию. В советский период интерес к теме особенно возрос в 50-х годах. По просьбе руководства тогдашнего киргизского филиала Академии наук СССР (с 1 января 1955 г. Академии наук Киргизской ССР) оказать содействие в разработке научной истории Киргизской Республики, решением президиума АН СССР в Ленинграде 6 июня 1954 г. была создана “Киргизская группа” - самостоятельная структурная и научная единица при секторе восточных рукописей Института востоковедения АН СССР. Эта группа состояла из восьми человек - арабистов, иранистов, тюркологов и китаистов. Основным направлением деятельности группы стала работа по сбору и обработке многочисленных средневековых письменных источников на восточных языках по древней и средневековой истории киргизов и Киргизстана. Результатом деятельности “Киргизской группы” стала публикация в 1973 году в Москве научной работы “Материалы по истории киргизов и Киргизстана”, которая сразу же получила признание у специалистов и стала незаменимым пособием для киргизоведов.

Начиная с 60-х годов, в самой Киргизии, в стенах Института языка, литературы и истории АН Киргизской ССР наряду с осуществлением исследовательских проектов началась активная работа по подготовке собственных кадров. Когорта первых киргизстанских востоковедов была представлена именами М. Сушанло, Н. Мадеюева, А. Абдыкалыкова, О. Караева, К. Петрова и Г. Супруненко, О. Туманович и А. Мокеева.

В институте истории Академии наук Киргизской ССР стали проводиться исследования и в китаеведческом направлении. Здесь стоит особо подчеркнуть научную деятельность Г. П. Супруненко (1934-1997 гг.), которая была посвящена синологическим исследованиям по истории средневековых енисейских киргизов, истории Туркестана в новый период. Научной заслугой Г. П. Супруненко стал первый перевод на европейские языки важнейшего средневекового китайского письменного памятника “Ли Вэйгун Хуэйчан ипинь цзи” в 1963 г., автором которого был знаменитый министр последних императоров династии Тан (618-907 гг.) Ли Дэюй. В этом сочинении приводятся уникальные свидетельства о дипломатических отношениях енисейских киргизов с танским Китаем, переписке китайских императоров с каганами киргизов и т. д.

В 60-70-х гг. в советском востоковедении расширяется круг научных исследований по древней и средневековой истории народов Центральной Азии. Появляются работы К. Петрова, Г. Супруненко, Е. Кычанова, Ю. Зуева, А. Малявкина, В. Таскина, Е. Яхонтова и др., в которых, на широком китаеведческом материале рассматривается как общая история Центральной Азии, так и история различных народов, включая и киргизов.

В 80-е годы дальнейшая работа по изучению истории киргизов и Киргизстана в китаеведческом направлении была продолжена молодыми китаистами М. Иманалиевым, К. Джусаевым и Т. Бейшеналиевым. В их работах были использованы новые китайские письменные источники, что, несомненно, подняло уровень киргизоведческих исследований на новую качественную ступень.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу подчеркнуть, что многие киргизстанские востоковеды, занимающиеся научной разработкой истории киргизов и Киргизстана, являются представителями ленинградской школы востоковедения. Начиная с Г. Супруненко - выпускницы Восточного факультета ЛГУ, в нашем Институте востоковедения в разное время проходили стажировку и обучались в аспирантуре А. Мокеев, Т. Джуманалиев, М. Иманалиев, К. Джусаев, Т. Бейшеналиев и др. Что особенно приятно, трое последних были моими аспирантами.

За последнее время в Киргизии, судя по имеющейся у меня информации, наблюдается всплеск интереса молодежи к собственной истории. В связи с этим увеличивается интерес к таким наукам, как история и востоковедение, помогающим или призванным этот интерес удовлетворить.

Постепенно в Киргизии накапливается та “критическая масса” специалистов-востоковедов, которая, возможно, в будущем составит основу для создания собственной научной школы. При этом важно не забывать научное наследие предшествующих поколений ученых. Труды предшественников заложили основы, базис, только на котором и можно дальше развивать собственные исследования по истории киргизов и Киргизстана. В этой связи мне чрезвычайно радостно было услышать об издании в Киргизстане специальной синологической работы, посвященной истории киргизов и Киргизстана по китайским источникам.

Судя по внутреннему содержанию сигнального экземпляра “Материалов”, любезно присланного мне руководством университета “Манас”, труд отвечает всем самым строгим требованиям, предъявляемым к научной синологической литературе и, без сомнения, станет незаменимым пособием для всех, кто интересуется древней и средневековой историей народов Центральной Азии. В “Материалы” включены практически все имеющиеся на данный момент переводы по истории киргизов из китайских источников. Что особенно важно, в сборник включены также, впервые вводимые в научный оборот, новые известия о киргизах, что придает этому труду статус в определенной степени пионерской работы.

Серия публикаций, осуществляемая Центром исследований тюркских цивилизаций университета “Манас”, заслуживает самой высокой оценки. Исследовательские проекты по восточному источниковедению древней и средневековой истории киргизов и Киргизстана имеют долгосрочную перспективу и, надеюсь, что эта работа будет продолжаться.

http://www.sk.kg/2003/n120/kg.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...